Знаете, где находится центр Европы? Оказывается, он расположен по соседству — в белорусском Полоцке. Центр, разумеется, географический, но чем это не повод «прошвырнуться до Европы»: для кошелька не так обременительно, а для глаз и души истинное наслаждение. Ведь Полоцк — это красивейший старинный город, самый древний в Белоруссии. Там есть на что посмотреть: один только Спасо-Ефросиньев монастырь, основанный в XII веке, чего стоит. Тем более что там можно поклониться самой Ефросинье Полоцкой — знаменитой просветительнице, первой женщине на Руси, причисленной к лику святых.
Боголюбивая княжна
Преподобная Евфросиния, основавшая Полоцкий монастырь, происходила из древнего княжеского рода, бравшего начало от крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира и его благочестивой жены Рогнеды. Во святом крещении она была наречена Предславой. Постигнув в раннем возрасте грамоту, юная княжна, избегая свойственных всем детям игр и забав, проводила время в чтении Священного Писания и беседах с духовным наставником – настоятелем приходской церкви, часто бывавшим в доме её отца.
Такое усердие вызывало уважение близких, но никто не мог предвидеть, что юная Предслава изберёт для себя трудный и тернистый путь иночества, отдав ему предпочтение перед всеми соблазнами мирской жизни. А случилось именно так.
Начало иноческого служения
Когда отроковице исполнилось двенадцать лет, что по тем временам считалось совершеннолетием, к ней как к именитой, богатой и красивой невесте стали свататься многие весьма завидные женихи. Но все они получали решительный отказ. В ответ же на угрозу отца насильно выдать её замуж девушка тайно бежала из дома и в одной из ближайших обителей приняла монашеский постриг, получив новое имя — Евфросиния.
Житие святой повествует о том, что начало иноческого пути она провела в трудах, переписывая древние фолианты, хранившиеся в библиотеке Полоцкого Софийского собора. Книгопечатание тогда ещё не было изобретено, и тиражировать Священное Писание, патерики и прочую духовную литературу приходилось лишь таким способом.
Сёстры-подвижницы
Однажды во сне Ефросинье явился ангел, возвестивший волю Божью: основать обитель недалеко от Полоцка, в местечке Сельцо. Этот сон трижды приснился монахине, прежде чем она решила рассказать о нём епископу Илие. А тот, в свою очередь, поведал, что видел тот же сон. Тут уж последние сомнения отпали, и Ефросинья отправилась в Сельцо, с тем чтобы приступить к строительству монастыря. Предстоящие трудности не пугали её ещё и потому, что рядом с ней были две её сестры — родная Гордислава и двоюродная Звенислава, которые тоже стали монахинями. Ефросинья постригла их сама, втайне и вопреки воле родителей, которым, конечно, по-человечески можно только посочувствовать. Но сама Ефросинья искренне считала, что действовала во благо. Она вообще с одного взгляда могла определить, есть лив человеке искра божья, готов ли он к монашеству или нет. Сестры оказались готовы. Они стали её главными помощницами и единомышленницами. Возведение обители хоть и шло рекордными темпами, но состоялось только благодаря Ефросинье: в разгар строительства кончилась плинфа (тонкий кирпич, из которого сложены все храмы домонгольской Руси), но стоило Ефросинье помолиться, как готовый кирпич обнаружился в печи.
Наказ посланника Божия
Но вскоре Господь призвал её на иную стезю. Послан был Евфросинии ангел небесный, указавший ей место, где будет основан впоследствии Полоцкий монастырь. С той поры поселилась святая возле церкви Спаса в местечке, именуемом Сельцом и отстоявшем на две версты от города. Вместе с ней туда пришла и ещё одна черница, имя которой история не сохранила. Произошло это в 1125 году.
Исполненная смирения, хотела инокиня Евфросиния служить Богу уединённо, затворившись от всего мира, но не пожелал Господь, чтобы столь яркий светильник веры оставался под спудом. Очень скоро стали собираться и селиться вокруг неё иные девицы, уневестившиеся Христу.
Замуж? Ни за что!
Родилась она вовсе не Ефросиньей, а Предславой — в семье витебского князя Святослава Всеславича не то в 1100, не то в 1104 году: за давностью лет точная дата её рождения неизвестна. Но известно другое. Когда Предславе исполнилось 12 лет, она бежала из княжеского терема к родной тётке — игуменье Полоцкого монастыря, с тем чтобы принять постриг. Дело в том, что отец задумал отдать её замуж, но Предславе совершенно не понравилась кандидатура суженого. Мы, конечно, не знаем, кого отец назначил ей в супруги, но, учитывая распространённую в ту пору практику династических браков, можем предположить, что на пригожесть и благочестие жениха Святослав смотрел в последнюю очередь. Ему надо было думать о том, как укрепить своё княжество, и в зяте он искал соратника и союзника, а не сердечного друга для дочери. Одним словом, юной княжне он не понравился. Но главное — она в принципе не хотела выходить замуж. Будучи девочкой умной и хорошо образованной для своего времени, она быстро поняла, что смертельно заскучает в роли княжеской жены, что жизнь её промелькнёт, не оставив следа. Её же манили книги, возможность дальнейшего развития и образования, которое в ту пору можно было получить лишь в стенах обители.
Постройка храма и создание новой обители
Со временем создавшаяся таким образом община, из которой впоследствии был образован Полоцкий монастырь, стала достаточно многочисленной. В связи с этим пожелала преподобная игуменья возвести на месте деревянной и к тому времени ставшей ветхой церкви новый каменный храм.
Столь богоугодному делу поспособствовали местные жители. Нашлись добровольные жертвователи и в самом Полоцке. Их трудами были собраны необходимые средства. Руководство же всеми работами взял на себя местный зодчий по имени Иоанн. По молитвам игуменьи Евфросинии ниспослал Господь благодать свою на строителей нового храма, и уже через семь месяцев поднялись к небу стены, увенчанные куполами, а лучшие мастера расписали их дивными фресками.
Со временем полоцкий женский монастырь разросся, окреп и по названию воздвигнутого в нём храма стал именоваться Спасской обителью. В 1155 году преподобная игуменья основала неподалёку ещё один монастырь, на этот раз мужской, построив вначале церковь Пресвятой Богородицы. Эти две обители стали в полоцких краях истинными очагами просвещения. При них были открыты школы, библиотеки и скриптории – мастерские по переписке рукописных книг.
Переписчица книг
Вот она и отправилась к тётке. Та, правда, сама не решилась пойти против воли Святослава, который был огорчён бегством любимой дочери: на красавицу и умницу Предславу князь возлагал большие надежды. Все решило заступничество епископа Илии, на которого произвела впечатление решимость 12-летней княжны, явившейся в монастырь без запасной одежды, но зато с сундуком книг и рукописей: только эти сокровища и взяла Предслава из отчего дома. Илия защитил её от князя, и тот скрепя сердце благословил дочь на постриг. Юная монахиня взяла имя Ефросинья, что в переводе с греческого означает «радость», и стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей при Иерусалимском храме. Здесь она изучала книги из библиотечного собрания монастыря, переписывала их, что было довольно трудным делом. От переписчика в XII веке требовались не только грамотность, но и выдающиеся художественные способности. Ведь заглавные буквы и заголовки нужно было обязательно украшать орнаментом — животным или растительным. А ещё это была физически тяжёлая работа, недаром прежде ею занимались только мужчины: переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтём в колено. Только представьте: целый день маленькая, по сути, девочка сидела, скрючившись в три погибели, и писала страницу за страницей. Но при этом была абсолютно счастлива.
Кончина во Святой земле
В 1173 году, предвидя свою близкую кончину, преподобная Евфросиния пожелала отдать Господу последний долг – совершить паломничество во Святую землю и поклониться местам, связанным с его земной жизнью. Вместе с сестрой Евпраксией и братом Давидом в январе она покинула Полоцк и после четырёх месяцев изнурительного пешего пути достигла Иерусалима, где сподобилась поклониться Гробу Господню. А было тогда преподобной Евфросинии без малого семьдесят лет.
Многотрудный путь во Святую землю не прошёл даром для старой женщины. Вскоре она занемогла, слегла, а 23 мая предала свою душу Господу, которому прослужила всю жизнь. Погребена была игуменья Евфросиния, основавшая на родине Полоцкий монастырь, в Иерусалиме, в обители преподобного Феодосия Великого. Через четырнадцать лет её нетленные мощи перевезли и как величайшую святыню поместили в Киево-Печерскую лавру.
Последующая жизнь монастыря
После преставления святой игуменьи основанные ей монастыри продолжали развиваться и благоденствовать, но впереди их ждали тяжкие испытания, выпавшие на долю российской земли в XVI и XVIII веке. Мужская обитель была разрушена и до наших дней не сохранилась, но Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, пережив годы упадка и нищеты, сумел возродиться в XIX веке.
В 1833 году начались работы по капитальному ремонту Спасского храма, весьма обветшавшего к тому времени и пребывавшего последние годы в запустении. Также были отремонтированы и прочие монастырские постройки, а чуть в стороне, на берегу реки Полоты, возведён новый сестринский келейный корпус.
Во второй половине XIX века на территории обители появились ещё два храма – в честь преподобной Евфросинии Полоцкой и Крестовоздвиженский собор. Тогда же монастырь Евфросинии Полоцкой был причислен к перворазрядным обителям и при нём начало работу женское духовное училище, достигшее своего расцвета в начале XX века.
Незадолго до октябрьского переворота из пещер Киево-Печерской лавры в Полоцк были торжественно перенесены мощи основательницы обители. Так, через семьсот лет к своему детищу возвратилась святая Евфросиния. Полоцкий монастырь встречал её торжественным звоном колоколов всех своих храмов.
Годы лихолетья и наши дни
В годы правления богоборческой власти монастырь разделил судьбу большинства святых обителей нашей страны. Он неоднократно закрывался, из него изымали ценности, в том числе и святые мощи его основательницы, а помещения использовались для хозяйственных нужд. Но недаром сказано в Писании, что претерпевший до конца спасётся. Возродился и Полоцкий монастырь.
В начале перестройки он был возвращён верующим и вскоре, приведённый в должный вид трудами многочисленных прихожан, вновь обрёл свою жизнь. Сегодня насельницами обители являются семьдесят сестёр. Ежедневно в храме проводятся утренние и вечерние службы. Совершаются они в Крестовоздвиженском, Евфросиньевском и Преображенском храмах.
Богослужебное расписание Полоцкого монастыря отличается от графика, который установлен в обычных приходских храмах. В будние дни утренние службы начинаются в 5:45, Божественная литургия совершается в 7:15, а вечерние богослужения — в 16:45. По воскресным и праздничным дням добавляется поздняя литургия, совершающаяся в 9:30.
Учиться, учиться и учиться
Сегодня Ефросинья Полоцкая одинаково почитается и в католической, и в православной церкви. А потому среди её нынешних поклонников, приезжающих в Полоцк многими тысячами, можно встретить представителей и той и другой конфессии. Что же приводит их в Спасо-Ефросиньев монастырь? Разумеется, глубокое уважение к первой русской святой, мощи которой теперь хранятся в специально сделанной для этих целей серебряной раке. Но не только. Слава о необыкновенной действенности молитв Ефросиньи разошлась по христианскому миру ещё при её жизни. С той поры минуло больше 850 лет, но число почитателей у русской святой только растёт. Потому что она по-прежнему даёт и надежду, и веру, и исцеление, а ещё помогает исполняться заветным желаниям. В Спасо-Преображенском соборе монастыря установлена деревянная рака, в которой прежде хранились мощи Ефросиньи, а теперь лежат её семикилограммовые вериги, обретённые относительно недавно. Эта рака сделана так, что под ней можно проползать. Можно и нужно, если вы хотите, чтобы исполнилось то, о чём вы молите. Ползти придётся, разувшись, по холодному мраморному полу. Но это небольшая плата за «сбычу мечт». Доказательство тому — день ото дня пухнущая книга с благодарностями святой Ефросинье и рассказами о чудесном спасении, исцелении и обретении. Святая чутко откликается на просьбы о здоровье, о прибавлении в семействе, но всё-таки охотнее всего помогает тем, кто учится. Поэтому среди паломников всегда полным-полно и школьников с родителями, и студентов, и доцентов, и профессоров. в чём в чем, а в учёбе бывшая княжна, променявшая терем на обитель, всегда готова помочь всем страждущим. Были бы только у последних желание и усердие…
Журнал: Ступени Оракула №3, март 2022 года Рубрика: Место силы Автор: Вера Надежда
Метки: князь, православие, Ступени Оракула, женщина, вера, монастырь, обитель, Полоцк, Святослав Всеславич
- Назад
- Вперед