В самом сердце России на территории Шацкого района Рязанской области находится поселок Выша, получивший название от одноименной реки, на берегу которой раскинулись его дома. Своей известностью он обязан расположенному поблизости Свято-Успенскому Вышенскому женскому монастырю, история которого связана с именем выдающегося религиозного деятеля XIX века – епископа Феофана (Говорова) Затворника. Остановимся вкратце на основных событиях его прошлого и настоящем.
Смутные отголоски прошлого
О том, когда и кем был основан действующий ныне на территории Шацкого района Успенский Вышенский женский монастырь, точных данных нет. Тем не менее на основе дошедших до нас преданий, а также некоторых сведений, почерпнутых из книги игумена Тихона (Ципляковского), изданной в 1881 году, есть основание полагать, что произошло это во времена Ивана Грозного, то есть не позднее XVI века. Первое же письменное упоминание о нем, датируемое 1625 годом, содержится в грамоте, составленной матерью государя Михаила Федоровича − инокиней Марфой.
Из документа явствует, что по ее распоряжению (очевидно, мать государя имела на то должные полномочия) мужская обитель, располагавшаяся относительно нынешнего Вышенского Успенского монастыря в восьми верстах вверх по течению реки, была перенесена на новое место, находившееся при впадении в Вышу ее судоходного притока − Цны.
С этого времени история обители достаточно полно отражена в сохранившихся архивных документах. Известны имена настоятелей, при которых были осуществлены наиболее масштабные строительные работы. Это иеромонахи − Тихон, возглавлявший братию с 1625 по 1661 год, и его преемник Герасим, державший в руках пастырский жезл в течение последующих 59 лет. Фамилии других служителей до нас не дошли.
Информация для паломников и туристов
Рассмотрим некоторые моменты:
Как добраться
Чаще всего в это место пребывают через Москву. Из столицы следует найти транспорт, который в своем маршруте может проехать до Шацка или транзитом через него.
На автовокзале этого города всегда есть микроавтобусы, маршрутные такси, которые отвезут вас до Выши. Именно там, по улице Заречной, 20 находится знаменитый монастырский ансамбль.
Где остановиться
Перед поездкой в Вышу, следует позаботиться о своем пребывании там. Для паломников и просто гостей села предусмотрено размещение в нескольких километрах от святынь в подворье Быково. Предоставляются многоместные комнаты до 10 человек. При этом выдаются постельные принадлежности.
Стоит учесть: здесь же можно пообедать и поужинать. Стоимость пребывания основывается на пожертвованиях паломников.
Контакты
Чтобы получить интересующую информацию, узнать подробную историю комплекса и жизнеописание святителя можно на официальном сайте: https://svtheofan.ru/. Там же можно найти ссылки на страницы в социальных сетях.
В случае необходимости, можно позвонить по телефону: +7 (49147) 2-73-73.
Расписание богослужений и престольные праздники
На официальном сайте можно найти расписание богослужений, которое представлено на определенный период.
Утром служба начинается в 7 утра. Вечернюю можно посетить в 18 часов.
В удобной таблице всегда содержится информация о сути и направленности богослужения.
Существует несколько престольных праздников. Один из них – это Успение Пресвятой Богородицы. Также, особо почитается день Казанской иконы Божией Матери и, конечно же, праздник в честь св. Затворника.
Всем верующим православным людям посещение данной обители в Рязанской области рекомендуется обязательно. Это одно из тех мест, которое имеет богатую, усыпанную многочисленными интересными фактами историю.
Наличие многочисленных святынь привлекает многих паломников в Вышу. Для них предусмотрены условия проживания и трансфер. Прибытие сюда не оставит равнодушным никого. Обитель производит только положительное впечатление на приезжих.
Предлагаем Вашему вниманию видео с жизнеописанием Святителя Феофана Затворника:
Череда бед и лишений
В истории Вышенского Успенского монастыря, остававшегося вплоть до нынешних времен мужским, были периоды расцвета и упадка. Так во второй четверти XVIII века численность его братии настолько уменьшилась, а хозяйство до такой степени оскудело, что решением Святейшего синода он был упразднен как самостоятельная единица и приписан к находившейся от него в двадцати верстах Чернеевской Никольской обители. О том, что послужило причиной столь бедственного положения, в документах не говорится. Тем не менее в последующие десятилетия иноческое служение в нем продолжалось.
Тяжкий удар был нанесен Вышенскому Успенскому монастырю в период бессмысленного и беспощадного Пугачевского бунта (1773 – 1775 гг.). Тогда толпы обезумевшего «народа-богоносца» (выражение Л. Н. Толстого), ворвавшись в монастырь, разграбили храм и растащили все, что можно было унести. Монахов, по счастью, не тронули, но обрекли на голод и лишения, окончательно подорвав и без того ветхое хозяйство.
«Я заперся, чтобы не мешали»
Прошение его удовлетворили и направили в Вышу настоятелем, но он от должности отказался. Как отказался потом и от предложения возглавить Московскую кафедру. «Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него… Вышу можно променять только на Царство Небесное», — писал он.
В первые шесть лет в монастыре он вместе с другими монахами ходил ко всем церковным службам, в воскресенья и праздники совершал литургию и принимал множество посетителей, приходивших к нему за советом. Но после Пасхи 1872 года все это прекратил, затворился в отдельном флигеле, где ежедневно служил литургию в устроенной там домовой церкви, принимал только настоятеля, духовника и келейника и все время посвятил научным, литературным и переводческим трудам и обширнейшей переписке.
И все, что он писал, было посвящено, по сути, одной теме — спасению во Христе. К собственным же подвигам он относился с иронией. «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества»,— писал он. И добавлял: «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».
Но это, конечно, из смирения. Многолетние духовные труды не прошли для него даром. Не случайно он более чем за 50 лет до 1917 года предсказал русскую революцию.
Свидетельство иеромонаха Леонтия
Лишь к концу столетия жизнь в обители мало-помалу наладилась, о чем свидетельствуют опись имущества, составленная в 1798 году иеромонахом Леонтием. В ней, кроме подробного перечня всего, чем владела братия, имеется запись о том, что монастырь, являвшийся ранее приписным, получил наконец самостоятельность, хотя и остался заштатным, то есть не получающим от государства материальной поддержки.
Тем не менее составитель документа указывает, что в нем имелась каменная Успенская церковь, рядом с которой возвышалась крытая тесом колокольня, а вся территория была огорожена прочным деревянным забором. Хозяйство же братии оставалось невелико: оно состояло из сенного покоса и пчельника. Приводит иеромонах Леонтий и подробный список всех иноков с указанием времени их поступления в монастырь.
Время благих перемен
Следующее XIX столетие было наиболее благодатным периодом в жизни Вышенского Успенского монастыря, достигшего во второй его половине наивысшего своего расцвета. Этому во многом способствовал переход обители в ведение Тамбовской епархии, руководимой тогда выдающимся религиозным деятелем своей эпохи – архиепископом Феофилом (Раевым). Благодаря его заботе братия получила возможность заново отстроить обветшавшие и пришедшие в негодность помещения, а также произвести капитальный ремонт там, где это было возможно.
Не остались вышенские иноки и без мудрого пастыря, которым по распоряжению архиепископа Феофила стал переведенный к ним из Саровской обители иеромонах Тихон. Получив настоятельский жезл, он в течение 44 лет нес пасторские труды, направляя братию на путь духовного совершенствования и аскезы, включавшей в себя строжайшие самоограничения, направленные на освобождение разума от уз суетного мира.
Комментарии
irinag
26.04.16 21:42
Храмы великолепные, очень красиво! Как вам повезло с экскурсией! В святых местах вы побывали это большое счастье! А храм оранжевого цвета вижу первый раз!))
- ответить
annas
26.04.16 22:18
С экскурсией очень повезло, согласна, тем более она проводиться бесплатно, но естественно на восстановление монастыря оставили немного. А Богоявленский храм меня поразил ещё в первую поездку в Дивеево: поле, и вдруг такой большой храм. Оказывается, раньше вокруг него было богатое, торговое село, вот купцы и построили такой величественный храм. Потом он стоял, разрушался, и только теперь его стали восстанавливать, будем надеется, доведут дело до конца.
- ответить
galina
27.04.16 10:20
И я соглашусь — с экскурсией повезло. Не везде такие проводят. Не везде, даже где проводятся, попадешь. Я бывала, но редко… Анют, замечательное начало путешествия по Святым местам у вас получилось. Очень понравились фотографии. Краски, и правда, особенные…
- ответить
annas
27.04.16 16:09
Галя, я, если честно, из-а стройки вначале расстроилась, но экскурсия всё спасла, и дальше мы поехали с отличным настроем. А погода была интересная — от ясного, солнечного неба до серых угрюмых туч, и всё это происходило очень быстро.
- ответить
olgap
01.05.16 09:57
Сколько все же красивых мест у нас на Руси. Ездить не переездить!
- ответить
annas
01.05.16 10:39
Это точно! Начинаешь «копать » перед путешествием, и понимаешь, что времени на всё не хватает, как ни старайся.
- ответить
annas
14.05.16 17:32
Кстати Выша вошла в десятку самых посещаемых туристами и паломниками святынь России, удивлена. На первом месте конечно Дивеево. https://www.kp.ru/daily/26524.7/3540572/
- ответить
karina
22.05.16 01:47
Хочется проехать вашим маршрутом, Анечка, и посетить экскурсии. Но наверно года через два, чтоб и для души и для глаз увидеть восстановленную архитектуру. Всегда интересней конечно посетить место солидного возраста, чем новоделы. Хотя бережно восстановленные здания заслуживают большого уважения.
- ответить
annas
22.05.16 16:22
В Рязанской области много интересного, просто что-то лучше сохранилось, а где-то грустно становится. Съездили в Ёрлино, в дендропарк и усадьбу Худекова (его дендрарий ещё в Сочи), так вернулись с грустью, как и из Заборово, от Скобелева. А в голове вертится :Две усадьбы — две судьбы. Красивые усадьбы, великие имена, а всё было разрушено, да пытаются восстановить, но именно пытаются, грустно…
- ответить
AllaB
22.05.16 13:17
#10
Анна, замечательный рассказ о замечательном месте. Очень люблю церкви именно такие, где не учат, а просто дают насладится видами, окружением, рассказом! А храм в чисто поле — это нечто! С возвращением!!! (а то кто-то пугал нас долгим отсутствием )
- ответить
annas
22.05.16 16:14
#11
А оно и продолжается в какой-то мере. Питер лежит, по Рязанской области три материала, а не пишется. Только я теперь к этому стала спокойнее относится: не пишется, так не пишется, что сделаешь.
- ответить
Под началом игумена Тихона
Период правления в Свято-Успенском Вышенском монастыре игумена Тихона (Ципляковского), продлившийся с 1800 по 1844 год, был отмечен возведением нового храма с четырехъярусной колокольней, освященного в честь Святой Живоначальной Троицы, и кирпичного здания, в котором разместились братские кельи.
При нем же всю монастырскую территорию обнесли каменной оградой с башнями. Кроме того, важной вехой в жизни обители стало перенесение в нее чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, полученной в 1827 году по завещанию скончавшейся дворянки М. И. Аденковой, принявшей в конце жизни монашеский постриг с именем Миропии. К этому образу, получившему известность многочисленными исцелениями, потянулись паломники со всех концов России, обеспечивая приток средств, обильно пополнявших монастырский бюджет.
Святыни Вышенской обители
Среди святынь Вышенской пустыни особняком стоят мощи святителя Феофана. Причислили к лику святых в 1988 г.
До перенесения на свое постоянное местонахождение, они располагались недалеко от полностью закрытого в то время монастыря.
Хранится здесь и ковчежец со святынями. Таким образом предоставляется возможность людям поклониться святым мощам и попросить о помощи в одном месте, если нет возможность прибыть на место подвигов святых.
Икону Божией Матери Казанскую Вышенскую тоже можно найти здесь. Молиться, просить помощи и заступничества у Богоматери приезжают многие паломники. Никто не остается без ответа.
Возьмите на заметку: в обители хранятся в небольших ковчежцах мощи и других святых. Так, например останки четырех рязанских святителей, а также преподобных отцов киево-печерских.
Светоч российского богословия
Но главным фактором, значительно повысившим статус Вышенского Успенского монастыря, стало пребывание в нем с 1866 по 1894 год выдающегося российского богослова, аскета и проповедника – епископа Феофана (Говорова), прославленного Русской Православной Церковью в лике святителей и вошедшего в историю отечественного православия с титулом Затворник.
Уединившись от мира в стенах обители, он посвятил долгие годы написанию религиозных трудов, занявших достойное место в святоотеческом литературном наследии. Наиболее известной его работой стал сборник духовно-нравственных наставлений, состоящий из 365 глав и рассчитанный на ежедневное чтение в продолжение года.
Современное состояние
1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.
Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.
Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.
Кровь, пролитая в селе Выша
В XX веке на долю Вышенского Успенского монастыря выпали беды, ставшие уделом всей Русской Православной Церкви, но в данном случае действия большевиков обернулись событием, выходившим за рамки даже той жестокой и беспощадной действительности. Сохранились воспоминания очевидцев, рассказывавших, как в начале 20-х село Выша было охвачено эпидемией испанки (разновидность гриппа). Не имея иных средств противостоять болезни, жители устроили крестный ход, во главе которого монахи несли чудотворную икону Богородицы.
Срочно прибывшие чекисты арестовали священников, разогнали богомольцев, а святой образ увезли с собой, предварительно совершив над ним публичное глумление. Покорные до той поры селяне на этот раз взбунтовались и всенародно двинулись к зданию ЧК выручать святыню, но были встречены пулеметным огнем. В тот день погибло много мирных жителей, память о которых тщательно скрывалась долгие годы и лишь в период перестройки стала достоянием общественности. Подробности этого кровавого события можно найти в книге С. П. Мельчуганова «Красный террор в России».
ВЫШЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.
Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Рязанской и Касимовской епархии), находится в дер. Выша Шацкого р-на Рязанской обл. Первоначально муж. мон-рь, занимал территорию в 8 верстах от наст. местоположения, вверх по р. Выше (к ХIХ в. сохр. остатки фундаментов построек). Время основания неизвестно, в нач. XVII в. насельников притесняли местные жители. По челобитной строителя игум. Тихона (1625-1661) и по грамоте царицы-инокини Марфы (Романовой) в 1625 г. Успенская ц., кельи и «всякие хоромы» В. м. были перенесены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну (по преданию, пущенная братией по течению реки икона Божией Матери пристала именно в том месте).
В кон. XVII в. В. м. пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Чернееву во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю. В 1739 г. в В. м. проживали иером. Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в В. м. был переведен иером. Авраамий из Троицкого мон-ря «на устье реки Павловой» (см. ст. Рязанский во имя Св. Троицы мон-рь). К сер. XVIII в. в В. м. находились деревянные Успенский храм, ц. во имя прп. Сергия Радонежского, кельи. На месте сгоревшей Успенской ц. (ок. 1754) был построен и игум. Василием освящен каменный храм (1761-1762), в к-ром в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Мон-рь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья не полагалось. В 1764 г. В. м. стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четв. земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 р. в год).
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г.
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. В 1799 г. В. м. был отнесен к Тамбовской епархии. Архиеп. Тамбовский Феофил (Раев) перевел из Саровской пуст. в В. м. строителя иером. Тихона, к-рый застал обветшавшие Никольскую ц. («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню, обвалившиеся кельи. Трудами иером. Тихона были возведены каменные 8 келий, ограда с башнями и кельями в них, 4-ярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 янв. 1818 г. освящена ц. во имя Св. Троицы. Иером. Тихон ввел в В. м. правила, близкие к уставу Саровской пуст. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети.
7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Миропия (Аденкова) передала в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, мн. паломники получали исцеления, к 30-м гг. Успенская ц. не вмещала молящихся. В 1831-1843 гг. на средства прот. И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол к-рого освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел — 15 авг. 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел — 16 авг. 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской ц., летом — по левую сторону от царских врат Казанского собора.
30 марта 1862 г. еп. Тамбовский свт. Феофан Затворник назначил настоятелем В. м. эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из мон-ря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апр. в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архим. Аркадий устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня мон-ре часовню с неугасимой лампадой.
Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г.
Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. При архим. Аркадии в В. м. были построены новый иконостас и престол в Успенской ц. (1864), деревянная гостиница (1865), каменные 2-этажный корпус и корпус для престарелых и больных монахов, 2 гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор, открыты богадельня и аптека. С 1874 г. велось строительство каменного 5-главого собора в честь Рождества Христова (длина 66 аршин, ширина 48, высота 56 аршин). Главный престол освящен 30 сент. 1890 г., правый придел во имя мучеников Адриана и Наталии — 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме находились икона и ковчег с частицами мощей Кизических мучеников, а также 8 серебряных крестов с частицами камня Гроба Господня, Креста Господня и мощей св. Иоанна Крестителя, святителей Иоанна Златоуста и Лазаря, еп. Кипрского, священномучеников Игнатия Богоносца, Ипатия, еп. Гангрского, великомучеников Иакова Персянина, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Евстафия Плакиды, прмч. Андрея Критского, вмц. Варвары, мц. Феклы, прп. Пимена Великого, блгв. кн. Александра Невского, блгв. кнг. Февронии Муромской и др.
С 17 июня 1866 г. в В. м. пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал б-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской ц., написал иконы для др. храмов В. м. Со свт. Феофаном и архим. Аркадием общались посетившие В. м. 12-15 сент. 1886 г. вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. свт. Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника.
В. м. осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-япон. войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. орг-ции. На средства мон-ря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком ДУ, почетным блюстителем к-рого с 1877 г. был архим. Аркадий. В. м. учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно мон-рь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого у. и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии.
Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г.
Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. В 1865 г. В. м. владел 398 дес. земли, в нач. XX в.- 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), бо́льшая часть к-рой сдавалась в аренду. К 1905 г. у В. м. имелся неприкосновенный фонд в 265 030 р. На берегу р. Цны мон-рь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в В. м. проживало ок. 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архим. Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской ц.) настоятелем стал игум. Ипатий.
В 1919 г. В. м. был закрыт, часть братии изгнана, территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети — в трапезной). По благословению игум. Августина (Щеглова) монашескую общину в В. м. с 1923 г. возглавлял иером. Дорофей (Аникин), к-рый вместе с иеромонахами Арсением (Егоровым), Иовом (Мироновым), Макарием (Шешляковым), мон. Пахомием жил в маленькой комнате на территории обители, совершал богослужения. Часть насельников жили в близлежащих селах, в т. ч. игум. Августин (Щеглов), иеромонахи Сергий (Васильев), Феофан (Яркин), Леонтий (Купряшкин), мон. Аркадий (Эктов). Ок. 1930 г. бо́льшая часть братии была арестована. Успенский и Рождественский храмы, нек-рое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты. С 1938 г. в В. м. находилась психиатрическая больница, в к-рой в 60-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1973 г. усердием неск. священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской ц. в с. Эммануиловка прот. Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. У алтаря храма были погребены и обретенные в В. м. нетленные останки архим. Аркадия (Честонова). С 1947 г. в том же храме находится сохраненная 2 монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням.
В 1990 г. часть зданий В. м. была передана РПЦ, первыми насельницами стали прихожанки Скорбященской ц. г. Рязани. Указом Синода от 14 июня 1990 г. настоятельницей стала игум. Нонна (Знаменская). К нач. 2005 г. мон-рю переданы Успенский, Рождественский и Казанский храмы, др. постройки, но, ввиду того что на территории В. м. размещается психиатрическая лечебница (ок. 500 больных), сестры проживают на подворье В. м. в дер. Быкова Гора Шацкого р-на. В одном из помещений подворья освящена домовая ц. во имя свт. Феофана Вышенского. Насельницы ежедневно приезжают на богослужения в восстановленный Успенский храм В. м. 29 июня 2002 г. крестным ходом во главе с Патриархом Московским Алексием II из Сергиевского храма Эммануиловки в Успенскую ц. были перенесены мощи свт. Феофана. К апр. 2005 г. в В. м. реставрируются Казанский и Рождественский соборы, отремонтированы кельи для постоянного проживания в мон-ре игум. Нонны и священноначалия.
В. м. осуществляет издательскую деятельность, при мон-ре действует воскресная школа, ежемесячно проводятся беседы священнослужителей В. м. с учащимися и преподавателями техникума, профтехучилища, культпросветучилища, средней общеобразовательной школы, а также с работниками районной б-ки г. Шацка. Клирики мон-ря посещают исправительные учреждения ЖХ-385/21, ЖХ-385/14, ЖХ-3385/04, воинские учреждения. Сестры вышивают плащаницы, воздухи, шьют подризники, выпекают просфоры.
Планируется перевод пациентов психиатрической лечебницы в строящуюся с 2003 г. в дер. Выше больницу на 400 мест.
Арх.: Архив Рязанского ЕУ. Д. Вышенский Успенский жен. мон-рь; ГАРО. Ф. 627. Оп. 178-232 (204). Д. 17. Св. 213; Ф. 974. Оп. 1. Д. 4. Св. 4; Д. 4; Оп. 2. Д. 15. Св. 2; Д. 18. Св. 2; Д. 22. Св. 2; Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 534. Л. 145, 148. № 78/1209; Л. 185, 187-188, 196, 353; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 92. С. 97-98; Ф. Р-2971. Д. 8. Св. 1; Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 2, 3. С. 10; Д. 7, 9, 39, 40, 76, 86.
Ист.: Богданов Д. Ф. Описание док-тов Черниева мон-ря и Вышенской пуст. // Изв. Тамбовской учен. арх. комис. 1890. Вып. 26-30. С. 100-102; Книга окладная мон-рям и церквям и часовням Шацкого города и Кадома // Там же. 1895. Вып. 39-40. С. 146-224.
Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 634-635; Перенесение иконы из Вышенской пуст. в г. Моршанск // Тамбовские ЕВ. 1862. № 9. С. 357-358; Вышенская чудотворная икона Казанской Божией Матери // Там же. 1867. № 12. С. 544-546; Принесение чудотворной Вышенской иконы Матери Божией в г. Тамбов // Там же. 1872. № 8. С. 436-438; Общежительная Успенская Вышенская пуст. // Там же. 1881. № 7. С. 246-263; № 9. С. 303-308; № 10. С. 322-345; № 11. С. 367-381; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. 1; Токмаков И. Ф. Мат-лы для исторического и церк.-археол. описания Шацкого у. Тамбовской губ. // Изв. Тамбовской учен. арх. комис. 1886. Вып. 7-12. С. 58-71; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 45, 61-63, 72, 73, 126; он же. Доп. о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 1, 13, 14, 26; Дьяконов П. Земельная тяжба Вышенской пуст. и Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI в. // Изв. Тамбовской учен. арх. комис. 1893. Вып. 35-38. С. 31-43; Кондратов А. Игум. Тихон, подвижник Вышинский // ДЧ. 1899. № 12. С. 599-609; Вышинско-Куплинская 2-классная школа как тип школы монастырской // Тамбовские ЕВ. 1909. № 24. С. 1216-1220; Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 819-823; Смирнов П. А. Жизнь и учение преосв. Феофана, Вышенского Затворника. [М.], 1997p. С. 102-188; Архим. Аркадий — настоятель Вышинской пуст. // Вышенский паломник. Рязань, 1997. № 2. С. 64-66; № 3. С. 75-77; № 4. С. 98-100; Варвара (Знаменская), мон. Возобновление богослужений в Вышенской пуст. // Там же. 1998. № 3. С. 136-143; Николаева С. Г. Коллекция гравированных антиминсов в собр. ГМИР. СПб., 2003. С. 113; Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003; Берхина Т. Г. Судьба Шацкой Вышенской Успенской пуст. и ее насельников после закрытия // Рязанский церк. вестн. 2005. № 3-4.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова), Ю. Е. Букатина
Обитель, превращенная в дом скорби
Несмотря на то что вскоре после описанных событий монастырь был закрыт, а его насельники изгнаны, до середины 30-х еще продолжались богослужения в принадлежавшем ему Христорождественском соборе. Однако в 1936 году этот последний очаг православия был закрыт, а вся территория передана в распоряжение различных хозяйственных организаций. Был там лесной склад, затем свиноводческая ферма, уступившая место детскому городку, а начиная с 1938 года бывшие храмы и кельи монахов передали местной психиатрической больнице. Именно ее медперсонал и пациенты в течение нескольких десятилетий оставались единственными обитателями оскверненной святыни.
Описание монастырского архитектурного ансамбля
В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.
Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.
Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.
Христорождественский собор
В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.
Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.
У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.
Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.
Казанский собор
Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.
Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.
Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.
Успенская церковь
Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.
Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.
В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.
Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.
Домовая церковь епископа
Комплекс включает в себя много различных строений.
Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.
Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.
Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.
Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.
Колокольня
В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.
Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.
Другие здания
На территории располагались и иные здания, сооружения.
Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.
Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.
Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.
Состояние обители в наши дни
Повеявшие в начале 90-х благодатные ветры перестройки во многом изменили отношение властей к вопросам религии и создали благоприятную почву для передачи верующим незаконно отнятого у них имущества. Среди возвращенных Церкви объектов недвижимости был и Вышенский Успенский монастырь. Фото работ, начавшихся сразу после оформления надлежащих документов, приведено ниже. Оно позволяет представить насколько большим был объем проведенной реконструкции.
Значительную помощь в ее осуществлении оказал тот факт, что еще в 1988 году была совершена канонизация святителя Феофана (Говорова) Затворника, о котором упоминалось выше. Это привлекло к обители всеобщее внимание и способствовало притоку необходимых средств. По завершении всех ремонтно-восстановительных работ решением Святейшего синода возрожденную святыню передали монахиням. Таким образом, мужская обитель, действовавшая на протяжении нескольких веков и упраздненная большевиками, получила новую жизнь на этот раз в качестве женского Успенского Вышенского монастыря.
В настоящий момент на его территории действуют четыре храма: Казанский и Христорождественский собор, Богоявленская домовая церковь святителя Феофана и Успенская Пресвятой Богородицы. Как и в прежние годы, главной монастырской святыней является чудотворная Казанская икона Божьей Матери, к которой не иссякает поток паломников. Адрес обители: Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша, ул. Заречная, д. 20.
Описание и месторасположение
Располагается в Выше, Шацкий район. Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.
Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.
Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток).