Из века в век передается учение о христианской вере великими посланниками Господа, святителями, богословами, которые все реже встречаются в современном мире. Святитель Николай Сербский — епископ Никола, славный сын Православной Церкви Сербии, причисленный к лику святых Сербской и Русской православными церквями.
Обладающий уникальными талантами и Божьими дарами, которые можно сравнить только с помазанием царя и пророка Давида, оставил в наследие будущим поколениям не только духовные книги, молитвенник, но и вдохновляющие беседы для распространения движения богомольцев, молитвенников, ходатаев перед Богом.
Духовные искания
Святитель Николай Сербский (мирское имя — Никола Велимирович) родился на территории Западной Сербии, в селении Лелич, в многодетной крестьянской семье, 23 декабря 1880 года.
Родители Николы, Драгомир и Екатерина, были простыми в общении людьми, глубоко набожными. Дети (всего их было девять), воспитывались во взаимной любви, в духе христианских традиций.
Заботясь о должном образовании Николы, родители отдали его на обучение в школу при обители Челие. Здесь он сумел проявить свои дарования и добиться первых успехов.
Затем он был зачислен в Валевскую гимназию, а окончив её, продолжил образование в Белградской семинарии.
За хорошие достижения в учёбе Никола удостоился стипендии, что позволило ему продолжить обучение в Берне, на Старокатолическом факультете.
Учился он очень охотно, ответственно и прилежно. В возрасте 28 лет сподобился заслужить степень доктора богословия.
Не желая останавливаться на достигнутом, Никола Велимирович поступил в Оксфордский университет, на философский Факультет. Результатом его обучения там стала защита очередного доктората, философского.
Биография святителя
Подробности о жизни и деятельности сербского святого Николая Сербского можно узнать, посетив музей в монастыре, освященном его именем в Шабацкой епархии.
Происхождение и детские годы
Святитель родился в Западной Сербии, в крестьянской семье 5 января 1881 года. Село Лелич, где жили Велимировичи, находится рядом с монастырской обителью Челие. Драгомир, отец Николая, привел сына в церковно-приходскую школу при монастыре. Он рассчитывал, что мальчик, усвоив азы грамоты, станет посредником между селянами и властями. Неграмотным крестьянам был необходим человек, умеющий читать и писать.
Николай показал такое усердие в учебе, что учитель посоветовал ему продолжить образование в гимназии в близлежащем Валево. Для оплаты учебы Николе (серб.) пришлось подрабатывать уроками на дому в семьях зажиточных горожан. После завершения гимназического курса Николай сделал попытку подать документы на военную специальность, но не прошел медкомиссию из-за худобы и малорослости.
Житие и служение Богу
Вместо военной карьеры юноша определил свое будущее назначение, поступив в столичную семинарию. В духовном заведении Николай стал лучшим из учеников. Тяга к знаниям у него не ограничивалась богословскими предметами. За 3 года семинарист перечитал произведения великих русских, немецких, английских писателей.
Любимым писателем был Петр Негоша, выдающийся черногорский епископ и поэт середины XIX века. Николай впитал его взгляды и мысли, которые стали его идеологией, и впоследствии озвучивал в своих проповедях.
Чтение развило в нем ясность мысли, умение донести суть вопроса до слушателей. По окончании семинарии Николай работал некоторое время сельским учителем. Просветительское поприще на этом уровне его не удовлетворило. Выхлопотав стипендию, Никола отправился для продолжения богословского образования в Бернский университет (Швейцария), где поступил на Старокатолический факультет.
В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по богословию на тему основного догмата Апостольской Церкви. После Берна Николай год проучился в Оксфордском университете, где углубленно изучал философию. Докторскую диссертацию по философии он защитил в Женеве.
В 29 лет молодой человек возвращается в Сербию и получает должность в Белградской семинарии. В это время он начинает свою писательскую деятельность, печатая статьи по вопросам веры в газетах и журналах, издаваемых сербским патриархатом. У Николая ставят диагноз туберкулез, что заставляет его прервать работу.
Святитель дал зарок Господу, что если излечится, то примет монашество. Молитвы Николая были услышаны Спасителем, патологический процесс в легких остановился. Выполняя обещание, данное Богу, Николай постригся в монахи в Раковицкой обители в пригороде Белграда под именем Николай.
В чине иеромонаха на следующий год Николай отправляется в Петербургскую духовную академию для обучения, не поставив руководство академии в известность об имеющихся докторских степенях. Митрополит С-Петербургский и Ладожский, пораженный эрудицией сербского священнослужителя, выхлопотал ему стипендию и разрешение посетить православные русские центры.
Возвращение святого в Сербию совпало с началом Первого мирового «пожара». Святитель считал своим долгом быть на передовой, благословляя и причащая военнослужащих. По окончании войны Николай становится настоятелем Орхидской обители.
Древний монастырь был передан во владение Сербской поместной церкви в 1914 году. На протяжении 14 лет владыко Николай прилагал усилия для восстановления зданий, привлечения насельников, распространения православного учения. Владыко активно занимался делами епархии: посещал отдаленные приходы, проповедовал, писал богословские сочинения, открывал сиротские приюты.
В 1934 году Николая переводят на службу в Жичский монастырь, самую прославленную духовную обитель Сербии. Энергичный и разумный владыко превратил обитель в центр сербского православия, достигшего в этот период времени наивысшего расцвета. Желая отвлечь сербов от ереси, епископ организовал религиозное движение, названное «Богомольцы».
Один из его стихов стал гимном этого движения:
«Помоги нам, Всевышний,
Без Тебя ничего не сумеем,
Ни пахать, ни петь,
Ни правду отстоять».
Начало Второй мировой войны изменило судьбу епископа Николая. Главарь фашисткой Германии после оккупации Сербии издал формуляр, предписывающий истребить сербскую образованную элиту, включая духовную. Лица, подлежащие уничтожению, были перечислены поименно. Религиозные деятели, попавшие под репрессии – глава Сербской Православной церкви Дожич, митрополит Зимонич и епископ Жичский Никола Велиморович.
С 1942 по 1944 год они содержались под строгим надзором в обители рядом с городом Панчево. В сентябре 1944 патриарха Дожича и епископа Николая перевели в «трудовой лагерь по перевоспитанию инакомыслящих» Дахау, где они пробыли до окончания войны. В мае 1945 заключенных Дахау освободила американская армия.
В Сербии к власти пришли коммунисты, обвинившие епископа Жичского в национализме и антисемитизме. Дорога на родину ему была закрыта. Святитель сначала приехал в Англию, а затем, через год, эмигрировал в Соединенные Штаты Америки.
В Америке святой Николай посвятил последние годы жизни написанию богословских произведений и книги о концентрационном лагере. Иногда его приглашали выступить с лекциями в Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, в семинариях Джорданвилла в Пенсильвании.
Кончина
Скончался святитель Николай 18 марта в возрасте 75 лет во время утреннего обращения к Господу во время пребывания в Пенсильвании. Сюда Никола Сербский приехал, чтобы отслужить литургию в русской православной обители. Похоронен спустя 9 дней в храме сербского монастыря в штате Иллинойс.
Монашеский путь
Когда он вернулся в Отечество, его приняли на работу в Белградскую семинарию. Здесь он занимался преподавательской деятельностью. Благодаря блестящей подготовленности и умению подавать материал в доступной форме, среди студентов пользовался уважением.
Помимо преподавания, Никола Велимирович активно сотрудничал с церковными изданиями: публиковали статьи разной религиозной направленности.
Когда он подвергся тяжёлой болезни — дал обет, что в случае, если выздоровеет, посвятит свою жизнь Богу. Так и произошло: болезнь, неожиданно для окружающих, отступила; а Никола принял монашество и новое имя — Николай. Постриг состоялся в обители Раковиц (Раковица).
В 1910 году отец Николай стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. При этом он не поставил в известность администрацию, что закончил два видных европейских университета.
Обучаясь в академии, он вёл себя скромно, но его образованность говорила сама за себя. Он не раз вызывал удивление профессорско-преподавательского состава, а на одном из академических вечеров так изумил своей речью собравшихся, что вызвал всеобщее восхищение и восторг.
При этом он обратил на себя внимание архиерея Антония (Вадковского), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. После этого случая владыка выхлопотал для отца Николая пособие, чтобы тот смог отправиться в путешествие по стране. Путешествие помогло ему лучше узнать русский народ. Впоследствии он высказывался о России с теплом и любовью.
По возвращении отца Николая в Сербию грянула Первая Мировая война. Во время войны он не раз посещал места расположений воинских подразделений, как мог укреплял веру сербских бойцов, вдохновлял их на ратные подвиги, исповедовал, причащал Святых Тайн. Кроме того, радея о соотечественниках, он регулярно жертвовал своё жалование на нужды раненых.
Достойно удивления, что после завершения войны отец Николай предрёк воспламенение в будущем очередного крупномасштабного конфликта. Одной из центральных причин этого конфликта он считал удаление европейцев от Бога.
Пастух из Лелича
По одному из устных преданий, младенца Бато (так звали мальчика в семье) пытались похитить разбойники и спасти его удалось только благодаря снайперским выстрелам дяди-солдата, который в тот момент вернулся на побывку. Родители будущего святителя жили недалеко от города Валево в деревушке Лелич. «Сербы — это южные горные славяне, можно сказать, смесь славянского и горского менталитетов, — говорит о. Игнатий. — Каждый серб знает многовековую историю своего рода и с радостью рассказывает, как воевали предки, откуда переселялись». «Село в горной Сербии, в отличие от равнинных деревенек, разбросано на широком пространстве, будто состоит из отдельных хуторов, — рассказывает Илья Числов, председатель Общества сербско-русской дружбы. — Жили раньше патриархальными семьями — задругами, у Велимировичей под одной крышей ютилось более тридцати домочадцев. Занимались виноградарством, держали овец, сами делали масло, сыр, каймак и другие молочные продукты. Пахали чаще на волах. Детей не баловали». В Сербии все растет, теплый климат, но крестьянская жизнь на переломе эпох была изнурительной. Из восьмерых братьев и сестер Николы никто не дожил до взрослого возраста, да и он, первенец, не отличался здоровьем, постоянно были проблемы с легкими. Но после своих сорока он напишет о детстве: «Когда я был пастырем овец, уже тогда я был священником Твоим…» Молиться мальчика учила мать, сама позднее ставшая монахиней; через 60 лет воспоминания об этих уроках служили утешением для святителя в концлагере. На богослужения Катарина и сын отправлялись в монастырь Челие, расположенный в долине, в четырех километрах от горного Лелича. «Скорее всего, пешком, — говорит Илья Числов. — Там крутой уклон, даже сейчас паломники спускаются от деревни самостоятельно, автобус не может подъехать». В школе-интернате при монастыре Никола провел раннее отрочество. В крестьянском доме на счету каждая пара рук, но заступничество ли учителей причиной, слезы ли самого Бато, только мальчика пустили учиться и дальше.
Епископское служение
В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.
Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.
В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.
В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.
В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.
Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.
Богословие от Серафима Саровского
«К сожалению, документов о его пребывании в России исследователям обнаружить не удалось. Ни в синодальном, ни в других специальных архивах, — рассказывает о. Игнатий (Шестаков). — Но то, что Велимирович пропутешествовал по России — где-то между 1910 и 1914 годами, — сомнений не вызывает. По его работам, например “Миссионерским письмам”, видно, что он был в России, знал ее и любил. Но известно, что сперва он не особо хотел ехать, сопротивлялся и, наверное, появился здесь зимой, в середине учебного года. Жил, возможно, на какие-то свои средства, посещал занятия по своему выбору, без официального статуса, поездил. Все это заняло хорошо если год… Однако из России отец Николай уехал другим человеком. Не стоит идеализировать духовное и интеллектуальное состояние христианских народов, освобожденных от турецкого ига в конце XIX — начале XX века. И сербские, и болгарские, и румынские интеллектуалы ездили учиться на Запад и возвращались оттуда с идеями, часто далекими от Православия. В том, что писал, как себя вел Николай Велимирович в первые годы его интеллектуальной деятельности, было много эпатажного. Поэтому его старшие духовные товарищи, архиереи, видя в нем огромный потенциал, понимая, кем он может и должен стать, отправили его в Россию, чтобы «оправославить». Сербы и сейчас за тем в Россию приезжают. Сербские владыки отмечают: “В России входишь в храм и чувствуешь, что народ молится”. То, к чему мы привыкли и часто не бережем, для них — пример действенного Православия. У нас сейчас бедных бабушек “бабками” обзывают, но такое народное благочестие иногда действует похлеще любой миссионерской программы. Но после двух-трех дней пребывания в Москве — посещения храмов, присутствия на литургии — иностранцы видят богословие Серафима Саровского и Сергия Радонежского в действии. Ту Святую Русь, которую мы порой уже не замечаем — у нас взгляд замылен. Похоже, подобное перерождение произошло и в отце Николае».
Военные и послевоенные годы
Во время Второй Мировой войны святитель, по распоряжению командования оккупационных войск, был ограничен в свободе. Существуют свидетельства, что в конце 1942 года он пребывал в заточении в обители Войловица. Несмотря на трудности, здесь ему удавалось священнодействовать и работать.
Позднее он оказался вместе с Сербским Патриархом в одном из наиболее страшных концентрационных лагерей: в фашистском Дахау. Всё время пребывания там он спасался молитвой, надеждой и упованием на Божественное Проведение.
В мае 1945 года святитель был освобожден из заключения войсками союзников (американской армией).
К тому времени к власти в Югославии пришли атеисты. Как ни желал Николай Сербский вернуться служить на свою Родину, как ни скорбел об Отечестве, но обстоятельства располагали к другому.
По воле Божьей он оказался в Америке, в статусе эмигранта. Здесь он продолжал проповедовать о Христе, участвовать в богослужениях, заниматься писательской деятельностью.
На своей Родине он был объявлен пособником оккупантов (несмотря на то, что сам претерпел от них много страданий), а его литературные труды были поставлены под жёсткий цензурный запрет.
В последние дни своей жизни Николай Сербский нашёл приют в русском Тихоновском монастыре (штат Пенсильвания). 18 марта 1956 года он почил с молитвой на устах.
Тело святителя было перенесено с почестями в сербскую обитель святого Саввы (штат Иллинойс), а затем захоронено на территории местного кладбища.
Почитание
Николу Велимировича в 1987 году причислили к местночтимым святым епархии, где он родился. Весной 1991 года останки были доставлены из США в родное село святителя и перезахоронены на местном кладбище. Епископ Сербский был признан святым 19 марта 2003 года Сербской поместной церковью. Дни памяти – 18 марта (смерти) и 3 мая (перезахоронение).
В начале мая 2004 года в Шабацкой епархии (где покоятся останки святого), освятили монастырь в честь святителя Николая. В обители открылся музей имени владыки.
Творческое наследие
Святитель Николай Сербский известен как один из наиболее ортодоксальных церковных мыслителей. Список его сочинений достаточно обширен. Среди них большей известностью пользуются: Беседы, Библейские темы, Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, Во что мы верим? Объяснение Символа веры, Десять Божиих заповедей, Индийские письма, Миссионерские письма, Любостыньский стослов, О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям, Мысли о добре и зле, Слово о Законе, Толкование молитвы Господней: Отче наш…, Толкование заповедей блаженства, Феодул, или Раб Божий, Чудеса Божии и др.
Православные тексты
В молитвенных обращениях православные верующие прославляют святительскую деятельность епископа Николая Сербского.
Тропарь
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.
Возвращение на родину
И вот возвращение в Белград. Два диплома, две докторских степени. Между тем его ждал не самый теплый прием. Чиновники от просвещения и метрополии не только не спешат распахнуть перед ним все двери, но и не признают его дипломов, заставляя дважды доктора оканчивать 7 и 8 класс гимназии и сдавать выпускные экзамены.
В этот период Николай Велимирович Сербский в третий раз оказывается на грани жизни и смерти. Первый раз это произошло, когда его еще младенцем пытались похитить разбойники. Второй раз уже в школьные годы его чудом спас старшеклассник, когда он уже захлебывался в реке. И вот когда по прибытии в Белград он схоронил брата, умершего от дизентерии, то в результате заразился сам. После трех дней нахождения в больнице врач заявил, что состояние его таково, что остается уповать только на Бога. Доктор Николай Велимирович отнесся к этому совершенно спокойно. После шестинедельной жестокой болезни он полностью поправился.
Участие во Второй мировой войне
Когда немцы в 1941 году оккупировали Югославию, владыка Николай был заключен под домашний арест в монастырь. Его постоянно возили на допросы. Горе, обрушившееся на сербский народ, оставило в сердце владыки незаживающую рану. Резко ухудшилось здоровье, но на допросах он всегда стоял, хотя немецкие офицеры предлагали ему сесть. В монастыре владыку навещают священники и монахи, что вызывает подозрение у немцев, и они усиливают караулы. Когда сестры выходят и заходят в кельи с зажженными свечами, часовые решают, что речь идет о тайной сигнализации. Однако обыск в монастыре не дает никаких результатов. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы иеромонах Василий не привез наградной лист, полученный владыкой еще в 1935 году от самого Гитлера за восстановленное немецкое военное кладбище времен Первой мировой войны. Тогда допрашивавший владыку генерал распорядился отпустить его.