Иоанн Кассиан Римлянин: как нам читать книги древних отцов сегодня?


Предварительные сведения

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Борьба со страстями — основа учения преподобного Иоанна Кссиана Римлянина

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин оставил после себя большое богословское наследство. Основа его учения — это борьба с человеческими страстями. Среди них он назвал следующие:

  • чревоугодие;
  • блуд;
  • сребролюбие;
  • гнев;
  • печаль;
  • уныние;
  • тщеславие и гордость.

Кроме описания этих страстей, святой также давал свои советы по борьбе с ними. Так, например, легко гневающимся он советовал направить свой гнев на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Это позволяет направить гнев в нужное русло, сделав его спасительным.

Иоанн Кассиан Римлянин призывал бороться с 8 человеческими страстями.

Бороться с блудом святой советовал при помощи не только молитвы и поста, но и физического труда. Причиной сребролюбия он называл недостаток любви к Богу, а также вялость и расслабление духа.

При этом он отмечал, что сребролюбие, как и любая страсть, развивается постепенно: стоит привязаться к одному динарию, как можно погрязнуть в грехе полностью.

Видеоролик: На 3 минуте автор говорит о том, что святой Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что причина человеческих страданий — страсти.

Как опытный монах Кассиан говорил о том, что излечиться от уныния можно только лишь при помощи труда. Именно поэтому, говорил святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Гордость же, по его мнению, встречается «встречается везде и во всем».

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Иоанн Кассиан Римлянин

Христианский монах. Богослов. Один из основателей монашества в Галлии. Видный теоретик монашеской жизни. Автор «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседований». В Русской православной церкви почитается в лике преподобных. Память совершается 13 марта.

Иоанн Кассиан Римлянин родился около 360 года в Румынии. Происходил из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства. В надлежащее время получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа предпочел путь смиренного монашеского жития. Около 380 года предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Пребывая в монастыре, Иоанн Кассиан предавался молитве, внимал проповеди, исполнял послушание, соблюдал посты. Пришло время и, дав надлежащие обеты, принял монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, Иоанну и его другу Герману захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. По морю дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свел их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими. Очередным пунктом паломничества выбрана пустыня Скит. В IV веке ее населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, Иоанн Кассиан и Герман участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания. Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн вступил в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва являлся монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, святой изнурял свое тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн Кассиан Римлянин отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда еще только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме друзья оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу. Критический отзыв, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался. В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египта как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около пятидесяти монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. В числе этих пятидесяти прибывших находились Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн возведен в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман. В Риме святой пробыл около двенадцати лет. Именно здесь рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа. За время пребывания в Риме познакомился с будущим Папой Львом Великим.

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в Марсель, где сблизился с местным архиереем Прокулом. Вскоре его стараниями создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам святой. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора.

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря. Со временем слава о нем как о хорошем духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период работал над не менее значимым трудом «Собеседования…». Около 426 года преподобный принял участие в полупелагианских спорах. Как опытный пастырь и трудолюбивый монах не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа». В конце жизни преподобный стал терять физические силы.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин скончался около 435 года. Его тело погребено в обители святого Виктора.
Труды Иоанна Кассиана Римлянина
12 книг «О правилах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей» 24 «Собеседования»«О воплощении Господа, против Нестория»Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия»

Память об Иоанне Кассиане Римлянине

В Православной Церкви прославлен как святой, день памяти совершается 13 марта

У католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские, однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V
12.03.2020

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.

В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.

За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

В народе святого Кассиана невзлюбили, несмотря на то, что его жизнь — это образец аскезы

Православная Церковь прославила Иоанна Кассиана Римлянина в лике святых. Католическая же Церковь осудила отдельные его взгляды после его смерти как полупелигианские. При этом папа Урбан V упоминал его как святого, а в Марселе Кассиан всегда почитался в этом качестве неофициально.

Почитание святому в православии установлено в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), а в високосные годы 29 февраля (13 марта).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. В народе святого Иоанна Кассиана Римлянина не любят, несмотря на его аскетическую и подвижническую жизнь. Связанно это с народными суевериями

К сожалению, несмотря на подвижническую и аскетичную жизнь святого Кассиана, среди славянских народов он заслужил дурную славу. Частично это произошло из-за того, что дни памяти преподобного переносились в невисокосные годы, что рождало различные суеверия и народные приметы.

Касьянов день в народе считался опасным, демоническим днем. В этот день опасались выходить на улицу, чтобы не заболеть или умереть, не работали, так как считалась, что работа не будет спориться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Галльский период

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.

Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем слава о нём как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии, и распространилась по всей Южной Галии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».

Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).

Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Святой Кассиан много писал о монашестве

Святой Иоанн Касан Римлянин за свою жизнь написал 12 книг «О правилах общежительных монастырей» и 24 «Собесодования». Последние сочинения посвящены беседам с египетскими аввами (духовными отцами, учителями) о разных понятиях нравственного христианского учения.

В 429—430 годах святой Иоанн написал сочинение «О воплощении Господа, против Нестора». Это догматический трактат, написанный по просьбе будущего папы Римского архидиакона Льва. Он признан богословами одним из самых ранних сочинений преподобного против ереси несторианства.

Добротолюбие (Москва, 1905 год). Высказывания святого Иоанна Кассиана Римлянина включены в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие», переведенный на русский язык

Писания Иоанна Кассиана и его высказывания вошли в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие». Он содержит писания и речения Отцов церкви, начиная с III века н.э. Это сочинение переведено на славянский язык в России в 1793 году Паисием Величковским.

Основные труды святого Иоанна Кассиана Римлянина посвящены монашеству.

В своих трудах часто описывал монашескую жизнь. Так, например, в «Уставе ионического общежития он тщательно описал монашескую одежду своего времени. Она состояла из:

  • кукуля (чепчика);
  • коловия;
  • нарамника;
  • мафория (плаща);
  • милоти (кожаной куртки).

Кроме того, во времена Иоанна Кассия Римлянина монахи также носили жезл и сандалии. Святой также описывает, как монах, вступая на иноческий путь, отказывается от всего мирского и, в том числе, имущества и поступает в распоряжение старца.

Во время пребывания в монастыре он читает общие молитве, в том числе славословие и пение псалмов. Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Кроме того, также читается Писание и монах участвует в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: