6 сильных текстов молитв к Франциску Ассизскому, о чем просят и как читать

Франциск Ассизский

(лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi) (ок. 1182 — 1226), римо-католический святой, основатель ордена францисканцев.

Родился в г. Ассизи (Умбрия), в зажиточной семье торговца тканями. В 1206 г., отказавшись от богатства и поссорившись с отцом, ушел из дома и посвятил себя проповеди «святой бедности» как совершенной формы любви к Богу. Бедность, возведенная в жизненный идеал следования «нищему Христу», позволяла, по Франциску Ассизскому, освободиться от многих тягот мирской жизни и ставила человека в условия полного смирения, устраняющего отчужденность личности от окружающего мира.

Став бродячим проповедником, живущим за счет подаяния, Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. вместе с несколькими последователями основал братство миноритов («меньших братьев» или «братцев») и составил его «Древнейший устав», предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания.

После утверждения устава папой Иннокентием III братство было преобразовано в орден францисканцев, который вскоре уже насчитывал тысячи приверженцев.

Огромный моральный авторитет Франциска Ассизского, которого называли «зерцалом Христа», притягивал к нему множество верующих. Как странствующий проповедник, он побывал в Испании, Южной Франции, участвовал в крестовом походе 1219 г. в Египет, где пытался обратить в христианство султана. Вернувшись в 1220 г. в Италию, отошел от руководства орденом, которое из братства бессребреников превращалось в обычный монашеский орден. Трудность для братства следовать идеалу бедности и нестяжания, попытки некоторых монахов (при поддержке курии) смягчить суровый устав ордена вызывали напряженность в отношениях Франциска Ассизского с Римом.

Последние годы жизни он провел в уединенных молитвах на горе Альверио (Апеннины). Здесь, по католическому преданию, ему явился ангел, после чего на ступнях и ладонях Франциска Ассизского открылись стигматы.

Умер в 1226 г. в Ассизи.

В 1228 г. канонизирован Римо-католической церковью, один из наиболее почитаемых католиками святых. С 1939 г. считается покровителем Италии. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Святого Франциска Ассизского».

Кем был Святой Франциск Ассизский?

Родившийся в Италии около 1181 года, Святой Франциск Ассизский в молодости был знаменит тем, что пил и развлекался. После сражения в битве между Ассизи и Перуджей Фрэнсис был взят в плен и заключен в тюрьму за выкуп. Он провел почти год в тюрьме в ожидании платежа его отца и, согласно легенде, начал получать видения от Бога. После освобождения из тюрьмы Фрэнсис услышал голос Христа, который сказал ему отремонтировать христианскую церковь и жить в нищете. Следовательно, он оставил свою роскошную жизнь и стал преданным веры, его репутация распространилась по всему христианскому миру.

Позже в жизни Фрэнсис получил видение, которое оставило его со стигматами Христа знаки, напоминающие раны, которые Иисус Христос получил, когда был распят, делая Фрэнсиса первым человеком, получившим такие святые раны. Он был канонизирован как святой 16 июля 1228 года. За свою жизнь он также развил глубокую любовь к природе и животным и известен как покровитель окружающей среды и животных; его жизнь и слова имели длительный резонанс с миллионами последователей по всему миру. Каждый октябрь многие животные во всем мире получают благословения в день его праздника.

Святой Франциск Ассизский

Другие молитвы, обычно читающиеся вместе с «Молитвой о мире»

Вместе с молением «Господи, сделай руки мои продолжением Мира Твоего», к наиболее важным молитвам святого обычно причисляют и отрывки из других его христианских гимнов и песнопений. Это:

Первое молитвенное обращение святого к его ордену (« дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно »).Так называемая «Молитва перед Распятием» — « освети тьму моего сердца и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание…».

Ранняя жизнь роскоши

Родился около 1181 года в Ассизи, герцогство Сполето, Италия, Святого Франциска Ассизского, хотя и почитается сегодня начал свою жизнь как убежденный грешник. Его отец был богатым торговцем тканями, который владел сельхозугодьями вокруг Ассизи, а его мать была прекрасной француженкой. Фрэнсис не был в нужде в юности; он был избалован, балуя себя прекрасной едой, вином и дикими праздниками. К 14 годам он бросил школу и стал известен как мятежный подросток, который часто пил, устраивал вечеринки и нарушал комендантский час в городе. Он также был известен своим обаянием и тщеславием.

В этом привилегированном окружении Франциск Ассизский изучил навыки стрельбы из лука, борьбы и верховой езды. Ожидалось, что он последует за своим отцом в семейный текстильный бизнес, но ему надоела перспектива жизни в торговле тканями. Вместо того, чтобы планировать будущее как торговец, он начал мечтать о будущем как рыцарь; рыцари были средневековыми героями боевиков, и если у Фрэнсиса были какие-то амбиции, он должен был стать таким же героем войны. Пройдет не так много времени, прежде чем появится возможность для ведения войны.

В 1202 году между Ассизи и Перуджей началась война, и Фрэнсис с нетерпением занял его место в кавалерии. В то время он мало что знал, его опыт войны изменил бы его навсегда.

Архитектура

Здание церкви Сан-Франческо выглядит, как классическая однонефная базилика, наделенная «Т»-образным силуэтом.

Архитектурный ансамбль базилики святого Франциска в Ассизи

При этом самым нижним этажом является усыпальница, хранящая останки Франциска Ассизского, вторым подземным этажом служит Нижняя церковь, а венчает строение роскошная Верхняя церковь. Ко входам в надземный и подземный ярус примыкают площадки.

Особую легкость белоснежному зданию придают ряды арок, украшающие церковь с севера. Многочисленные детали внешнего фасада храма, стрельчатые порталы, вытянутые вверх элементы, свидетельствуют о готическом архитектурном стиле, в котором также чувствуется влияние итальянских традиций. Иначе говоря, перед посетителями предстает готика, лишенная мрачной подоплеки.

Крипта

Вход в гробницу святого Франциска находится в нефе Нижней церкви. Каменная усыпальница укрыта под центральным алтарем. В стенах крипты вырезаны 4 ниши, в которых хранится прах учеников святого: Анджело Танкреди, Массео, Руфино, Лионе. Есть подземный тоннель, ведущий к крипте. На протяжении истории существования церкви этот вход был долгое время под запретом, а затем вновь стал функционировать.

Сама по себе крипта имеет минимальное убранство, которое она получила в 1932 году. До этого были попытки придать гробнице более торжественный вид, который, однако, перечил концепции отречения от роскоши Франциска и его ордена.

Нижняя церковь

Помещения Нижней церкви приняли ухоженный вид в 70-х годах 13 века. Структура подземного яруса такова: центральный неф, окруженный капеллами. Росписью нефа занимался художник, ныне известный как мастер святого Франциска. Мастер изобразил 10 картин, 5 из них иллюстрируют мучения Христа, другие 5 фресок посвящены жизни святого Франциска. Сводчатый потолок нефа выглядит поистине завораживающе – он покрыт синей краской, на которой золотом мерцают звезды.

Капелла святого Мартина

Часовня, посвященная раннехристианскому святителю Мартину Турскому (лат. Martinus), жившему в 4 веке н.э., была поручена заботам художника Симоне Мартини (Simone Martini). На протяжении 2 лет, с 1317 по 1319 годы, мастер выписал в капелле фрески, посвященные чудесам святого Мартина. А также были изображены 4 картины, на которых фигурируют королевские особы в окружении святых.

Капелла Марии Магдалины

Вдохновителем создания часовни, посвященной Марии Магдалине считают епископа Ассизкого Теобальдо Понтано. Капелла была построена в начале 14 века, и главной ее ценностью являются фрески Джотто. Шесть панно изображают святую во время пришествия воскресшего Иисуса, возрождение Лазаря, в разговоре с епископом Понтано.

Наиболее драматичной считается картина под названием «Noli me tangere!» («Не трогай меня»). Оживший сын Божий запрещает людям прикасаться к нему, во всем облике Магдалины сквозит отчаянье и мука, она не верит своим глазам.

Трансепт

Поперечина «Т»-образной структуры Нижней церкви была оформлена в несколько приемов. Неизвестный художник так называемый мастер Святого Николая, Джотто и его ученики, а также Чимабуэ трудились на протяжении 13-14 веков над трансептом. Фрески изображают рождение и детство Иисуса, побег в Египет, Распятие. Особенно высоко ценится картина «Мадонна со Святым Франциском» кисти Чимабуэ, считается, что это лучший образец творчества мастера.

Еще один мастер, приложивший свои руки к оформлению подземного яруса храма – Пьетро Лорецетти. Его работы можно увидеть в южном крыле трансепта. Фрески, датированные 1320 годом, получили название «Страстной цикл». На них, в присущей Лоренцетти, экспрессивной манере, изображены мучение и казнь Христа. Сцена распятия наполнена особенной глубиной, благодаря глубокой игре красок и проработке лиц.

Капелла Иоанна Крестителя

Небольшая часовня, примыкающая к трансепту, славится удивительной фреской работы Лоренцетти «Мадонна деи Трамонти». Лик Божьей матери с младенцем нарисован на стене, противостоящей окну. На закате солнце покрывает золотистым светом фреску, которая получила второе название «Мадонна заката».

Апсида

Апсида Нижней церкви украшена главным алтарем, выполненным из цельного куска мрамора. Папский алтарь окружают многочисленные арки, исполненные в готической манере. Деревянные хоры были установлены в 15 веке, фрески, украшавшие своды апсиды, были значительно подпорчены в 17 столетии.

Тем не менее, до наших дней дошли росписи четырех парусов свода, объединенные общим названием «Райский свод». Потолочные клинья украшены аллегорическими изображениями Целомудрия, Послушания, Бедности. Три добродетели являлись краеугольными для святого Франциска, изображенного на 4 парусе. Авторство картин приписывали Джотто ди Бондоне, а также его ученику, получившему прозвище «Мастер парусов».

Верхняя церковь

В помещениях Верхней церкви гармонично сочетаются готическая архитектура и многочисленные фрески, украсившие своды и стены базилики.

Ряды витражных окон позволяют солнечному свету проникать в храм, наполняя жизнью библейские картины.

Витраж и дверь в базилику святого Франциска в Ассизи

Францисканский цикл. Фрески Джотто ди Бондоне

Наиболее масштабной работой по украшению церкви святого Франциска считают цикл из 25 фресок, выполненный Джотто и его учениками.

Фрески Джотто в базилике святого Франциска в Ассизи

Картины Нового Завета появились на потолках и стенах храма отнюдь не в одночасье. В 1282 году Джотто впервые приступил к работе, на тот момент еще в качестве ученика Чимабуэ. Кисть 25-летнего мастера одухотворила стеновые панно в продольном нефе Верхней церкви.

Фрески Джотто в базилике святого Франциска в Ассизи

В качестве опорного материала для фресок использовалась не только Библия, но и жизнеописание Франциска Ассизского – книга «Legenda Maior». Ученые, да и простые обыватели, отмечают небывалую красоту и глубину прорисовки фресок Джотто.

Молодой мастер действительно совершил революцию в своем деле: вывел новый состав красок и писал картины по мокрой штукатурке. Художник не ограничивался двухмерным восприятием, отринув стандартные рамки фресочного искусства.

Цикл фресок Джотто отличается красочностью и простотой сюжетов, которые неизменно располагают к себе посетителей храма. Историки отмечают, что на картинах изображены настоящие уголки средневекового Ассизи, а также реально существовавшие люди, с большой долей достоверности.

Фрески Джотто на правой стене в базилике святого Франциска в Ассизи

В 90-х годах 13 столетия Джотто и его мастера написали большую часть фресок францисканской тематики. Сам же ди Бондоне ограничился прорисовкой ключевых фигур, а также занялся оформлением стены и свода над входом в Верхнюю церковь (Вознесение Христа и Сошествие святого Духа).

Фрески Джотто в базилике святого Франциска в Ассизи

Свод Отцов

Вплотную к 1300 году Джотто занялся росписью свода храма, на него были нанесены изображения четырех Отцов Церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амброзия. Святые отцы изображены в окружении своих помощников, занятые делами церкви. Поражает любовь мастера к мелким деталям и реалистичная прорисовка окружающих предметов.

Трансепт

Большую часть западного трансепта украшают фрески Чимабуэ, написанные на протяжении 80-х годов 13 века. Мастер выполнил 4 крупных картины, применив краски, богатые свинцом. Со временем краски потемнели, фрески потеряли свою целостность.

Неф

Верхняя церковь ранее имела неф, который украл цикл из 32 фресок, иллюстрирующих Новый и Ветхий Заветы. Масштабные картины были написаны мастерами церковной живописи: Якопо Торитти (Jacopo Toritti) и Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini). Мощное землетрясение 1997 года повредило здание храма Сан-Франческо в Ассизи, творчество средневековых художников было утрачено.

Колокольня

С южной стороны к базилике примыкает колокольная башня около 60 метров высотой, построенная в 1239 году.

Колокольня Базилики святого Франциска в Ассизи

Белоснежный столп венчает открытая звонница, убранная арками. В ней расположены 7 колоколов, самый большой весит 51 тонну и назван в честь Франциска.

Все колокола имеют электропривод, поскольку вес наименьшего из них составляет 4 тонны. Храм Сан-Франческо в Ассизи перезвоном могучих колоколов созывает паству из самых удаленных уголков города.

После войны

После года переговоров, Фрэнсис & apos; выкуп был принят,и он был освобожден из тюрьмы в 1203 году. Когда он вернулся в Ассизи, Фрэнсис был совсем другим человеком. По возвращении он был опасно болен как душой, так и телом утомленная битвой жертва войны.

Однажды, как гласит легенда, во время езды на лошади в местной сельской местности Фрэнсис встретил прокаженного. До войны Фрэнсис бежал от прокаженного, но в этом случае его поведение было совсем другим. Рассматривать прокаженного как символ моральной совести или как Иисус инкогнито, по мнению некоторых религиозных ученых он обнял и поцеловал его, позже описал переживание как ощущение сладости во рту. После этого случая Фрэнсис почувствовал неописуемую свободу. Его прежний образ жизни потерял всю свою привлекательность.

Впоследствии Фрэнсис,теперь, когда ему было 20 с небольшим, он начал обращать внимание на Бога. Вместо того, чтобы работать, он проводил все большее количество времени в отдаленном горном убежище, а также в старых, тихих церквях вокруг Ассизи, молился, искал ответы и помогал кормить прокаженных. За это время, молясь перед старым византийским распятием в церкви Сан-Дамиано, Фрэнсис, как сообщается, услышал голос Христа, который сказал ему восстановить христианскую церковь и жить в условиях крайней нищеты. Фрэнсис повиновался и посвятил себя христианству. Он начал проповедовать вокруг Ассизи, и вскоре к нему присоединились 12 преданных последователей.

Некоторые считали Фрэнсиса сумасшедшим или дураком, но другие рассматривали его как один из величайших примеров того, как жить христианским идеалом со времен Иисуса Сам Христос. Был ли он действительно тронут Богом,или просто человек, неправильно истолковывающий галлюцинации, вызванные психическим заболеванием и / или плохим состоянием здоровья, Франциск Ассизский быстро стал известным во всем христианском мире.

Рацион питания

Франсис де Паула, Борм-ле-Мимоза, Франция.
Фрэнсис придерживался диеты не только без мяса животных, но и без всех продуктов животного происхождения, таких как яйца и молочный товары.[7] Одним из обетов основанного им ордена было воздержание от мяса, рыбы, яиц, масла, сыра и молока.[8][9] Фрэнсис был описан как веган.[10][11]

Двумя основными движениями в этом порядке были смирение и ненасилие. Слово «Минимум» относится к жизни как к наименьшему или наименьшему, или к смирению, простоте и простоте. Призыв к ненасилию и отсутствию жестокости выражался в том, чтобы не причинять вреда ни одному существу.[12]

Преданность христианству

После своего прозрения В церкви Сан-Дамиано Фрэнсис пережил еще один определяющий момент в своей жизни. Чтобы собрать деньги на восстановление христианской церкви, он продал рулон ткани из магазина своего отца вместе со своей лошадью. Его отец пришел в ярость, узнав о действиях сына, и впоследствии потащил Фрэнсиса к местному епископу. Епископ велел Фрэнсису вернуть деньги его отца, на что его реакция была необычайной: он снял с себя одежду и вместе с ними вернул деньги своему отцу, заявив, что теперь Бог — единственный отец, которого он узнал.Это событие отмечается как Фрэнсис & apos; окончательное обращение, и нет никаких признаков того, что Фрэнсис и его отец когда-либо говорили снова после этого.

Епископ дал Фрэнсису грубую тунику, и одетый в эту новую скромную одежду, Фрэнсис покинул Ассизи. К несчастью для него, первые люди, которых он встретил на дороге, были группой опасных воров, которые сильно его избили. Несмотря на свои раны, Фрэнсис был в восторге. Отныне он будет жить по Евангелию.

Франциск & apos; В то время радикальное представление о бедности, подобной Христу. Христианская церковь была чрезвычайно богата, как и люди, которые ее возглавляли, что касалось Фрэнсиса и многих других, которые чувствовали, что давние апостольские идеалы были разрушены. Фрэнсис отправился на миссию по восстановлению собственных, первоначальных ценностей Иисуса Христа в ныне декадентской церкви.Своей невероятной харизмой он привлек к себе тысячи последователей. Они слушали Фрэнсиса & apos; проповеди и присоединился к его образу жизни; его последователи стали известны как францисканские монахи.

Непрерывно пытаясь достичь духовного совершенства, Фрэнсис вскоре проповедовал в пяти деревнях в день, обучая новый тип эмоциональной и личной христианской религии, которую обычные люди мог понять. Он даже зашел так далеко, что проповедовал животным, что вызвало критику у некоторых и принесло ему прозвище «дурак Бога». Но Фрэнсис сообщение было распространено повсюду, и тысячи людей были пленены тем, что услышали.

В 1224 году, по сообщениям, Фрэнсис получил видение, которое оставило его с клеймом Христа следы, напоминающие раны, которые Иисус Христос получил, когда был распят, через его руки и пронзительную рану на его боку. Это сделало Фрэнсиса первым человеком, получившим священные раны стигматов. Они останутся видимыми до конца его жизни. Из-за его ранней работы по лечению прокаженных некоторые считают, что раны были на самом деле симптомами проказы.

Дар пророчества

Считалось, что Франциск был наделен даром пророчества.[4] Он, по-видимому, предсказал нескольким людям в 1447, 1448 и 1449 годах захват Константинополь посредством Турки, что произошло 29 мая 1453 года под командованием Магомета II, когда Константин Палеолог, последний христианский император, погиб в бою.[5] Он также предсказал захват Отранто посредством Османский Турки в 1480 году и его последующее восстановление королем Неаполя.

Теодор ван Тюльден нарисовал мистический эпизод, который, как говорят, произошел более века назад. На нем изображен Франциск Паола, которого почитали во Франции, потому что он посетил страну в 1482 году, у постели Луизы Савойской, чтобы объявить, что она родит следующего короля Франции, будущего Франциска I. В 1515 году король Людовик XII умер, не оставив наследника мужского пола, и трон перешел к Франциску I из ветви королевской семьи Валуа-Ангулем. Луиза Савойская и ее супруг, граф Ангулемский, почти наверняка фигура, изображенная слева от кровати, решили назвать ребенка Франциском в честь святого.[13]

Смерть и наследие

Когда Фрэнсис приблизился к своей смерти, многие предсказывали, что он был святым в создание. Когда его здоровье стало ухудшаться быстрее, Фрэнсис пошел домой. Из Ассизи были высланы рыцари, чтобы охранять его и следить за тем, чтобы никто из соседних городов не утащил его (в то время тело святого рассматривалось как чрезвычайно ценная реликвия, которая принесла бы, среди прочего, славу город, где он отдыхал).

Франциск Ассизский скончался 3 октября 1226 года в возрасте 44 лет в Ассизи, Италия. Сегодня Фрэнсис имеет длительный резонанс с миллионами последователей по всему миру. Он был канонизирован как святой спустя два года после своей смерти, 16 июля 1228 года, его бывшим покровителем, папой Григорием IX. Сегодня Святой Франциск Ассизский является покровителем экологии титул в честь его безграничной любви к животным и природе. В 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергогли решил почтить святого Франциска, приняв его имя и став папой Франциском.

Правила чтения

Чтобы святой откликнулся на обращение и пришел на помощь, необходимо правильно настроиться на молитву. Поскольку сам Франциск Ассизский всю жизнь помогал нищим и страждущим, стоит раздать милостыню нуждающимся, которых всегда много у стен церквей. Молитву возносят в любое время суток, но лучше делать это с утра, перед принятием пищи, или перед сном. Поскольку молитвы, обращенные к пророку, не длинные, стоит выучить их наизусть и постараться вникнуть в каждое произносимое слово.

Также священники рекомендуют иметь дома образ святого Франциска, который можно приобрести в церковной лавке. Перед началом ритуала зажигают лампадку или церковные свечи, чтобы настроиться на нужное настроение. Произносят текст трижды с небольшим перерывом, не забывая в конце обряда поблагодарить святого за помощь.

Если с молитвами обращается женщина, она должна обязательно покрыть голову косынкой и надеть скромную одежду, соответствующую случаю. Даже если святой не сразу отвечает на просьбы, не стоит унывать, необходимо продолжать с верой молиться и ждать ответа.

Рекомендации

  1. ^ абc
    «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Франциск Паулинский».
    www.newadvent.org
    . Получено 2020-09-05.
  2. ^ абcd
    Фоли О.Ф.М., Леонард, «Святой Франциск из Паолы»,
    Святой дня: жития, уроки и праздники
    (рев. Пэт Макклоски О.Ф.М.), Franciscan Media ISBN 978-0-86716-887-7
  3. ^ абcd
    «Святой Франциск Паолский».
    Католическое информационное агентство
    . Получено 2020-09-05.
  4. ^ аб
    Фермер, Дэвид Хью (1997).
    Оксфордский словарь святых
    (4-е изд.). Оксфорд [u.a.]: Oxford Univ. Нажмите. п. 194. ISBN 0-19-280058-2 .
  5. ^ абc
    Батлер, преподобный Албан, «Святой Франциск Паола, исповедник, основатель Ордена Минимов»,
    Жития или отцы, мученики и другие главные святые
    , Vol. IV, D. & J. Sadlier, & Company, 1864 г.
  6. Королевский и республиканский суверенитет в Европе раннего Нового времени
    (Рагнхильд Мари Хаттон и др., Ред.) Cambridge University Press, 1997, стр. 317ISBN 9780521419109
  7. Доктор Холли Робертс, Вегетарианские христианские святые
    , Анжели Пресс, 2004, стр. 146.
  8. Ф. Л. Кросс (ред.), Оксфордский словарь христианской церкви
    , Oxford University Press, третье издание, 1997 г., стр. 1090.
  9. Кон-Шербок, Лавиния. (1998). Кто есть кто в христианстве
    . Рутледж. п. 95. ISBN 0-415-26034-5
  10. Сегодня в истории: ежедневный обзор мировых событий
    . Книги Таби, 2003.
  11. Рубин, Эдвард Л. (2015). Душа, я и общество: новая мораль и современное государство
    . Издательство Оксфордского университета. п. 291. ISBN 978-0-19-934865-7
  12. «Наши основатели», Отшельники святого Франциска В архиве 2013-12-09 в Wayback Machine
  13. «Святой Франциск Паолинский, пророчествующий Луизе Савойской о рождении сына», Лувр
  14. «Видение святого Франциска Паола», Музей Дж. Пола Гетти В архиве 2013-06-02 в Wayback Machine
  15. Бернс и Оутс, Церковь и доброта к животным
    , 1906, стр. 123-127.
  16. «404». amicspaola.com
    . Получено 2020-09-05.
  17. Simi & Segreti, St. Francis of Paola, Rockford, IL: Tan Books, 1977, стр. 26.
  18. «Страница не найдена». Лойола Пресс
    . Получено 2020-09-05. Cite использует общий заголовок (помощь)
  19. «Святой Франциск из Паолы: обратитесь к Господу с чистым сердцем». www.vatican.va
    . Получено 2020-09-05.
  20. uCatholic (02 апреля 2022 г.). «Святой Франциск Паола». uКатолический
    . Получено 2020-09-05.
  21. Чепмен, Софи. «Блэк Джек» (на русском). Получено 2020-09-05.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Отец Катберт (1913). «Святой Франциск из Паолы». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия

.
6
. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: