Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

В сорока двух километрах к северо-востоку от Москвы, на берегу реки Вори расположен Николо-Берлюковский мужской монастырь, переживший вместе с большинством святых обителей России и периоды расцвета, и годы запустения. На его судьбе со всей наглядностью отразились и гнев, и милость власть предержащих. И сегодня, когда народ очнулся после десятилетий атеистического безумия, он вновь необходим людям как хранитель их исконных духовных ценностей.

Монастырь Николо-Берлюковский

Первые иноки на реке Воре

Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.

Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу реки Вори находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма – во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.

История[править]

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.

После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем — к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 — 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами — Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая — в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну — на Елоховской улице в Москве.

При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный — во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат — иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, — Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).

В 1829 году в обители обрели икону «Лобзание Христа Спасителя Иудою», вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: «В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его — и обнаружили икону». По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 — 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.

В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: «Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг».

Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного «Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле» и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.

Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: «Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее <…>, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством».

Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году — 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена — Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание «Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни», составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же — автор популярной книги «Православные монастыри Российской империи» и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница.

В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

Иеромонах-погорелец

Место, выбранное первыми поселенцами, находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.

Николо-Берлюковский монастырь

Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».

Имеет ли эта легенда под собой реальные основания – неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая Оптина Пустынь, также якобы основанная разбойником Оптой.

Режим работы и расписание богослужений

Для православных паломников и гостей обители проводятся интересные экскурсии, рассказывающие об истории монастыря. Длительность программы составляет около 1 ч. Ориентировочная стоимость для группы до 10 человек равняется 1 тыс. руб. Кроме того, в храмах обители проходят ежедневные богослужения по следующему расписанию:

В будние дниПолунощница и утреняс 6 ч.
Часы. Литургия8 ч.
Вечернее богослужениес 17-30 ч.
По субботамВсенощное бдение16 ч.
В праздничные и воскресные дниБожественная литургияс 8-40 ч.

Также каждый четверг служится молебны с чтением Акафиста Святому угоднику Божию Николаю. По пятницам проходят общие моления перед Богородичным образом «Неупиваемая чаша». Каждую субботу можно соборно помолиться перед чудотворной иконой «Лобзания Христа предателем Иудой».

В воскресные дни после Литургии братия молится об усопших, а 1 раз в начале месяца служится молебен в Михаилоархангельском нижнем храме перед образом Богородицы «Всецарица».

Начало монашеского общинножития

О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.

Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы – игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.

Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.

Николо-Берлюковский монастырь фото

Первая каменная постройка монастыря

По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.

Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого настоятеля монастыря, им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.

Внутренне убранство

В пещерном скитском храме во второй половине XIX века был установлен чугунный 3-тонный иконостас каслинского литья с позолоченными покрытием. Он закрывал алтарную часть, расположенную в пещерной келье иеромонаха схимника Макария. Иконы, размещенные в перегородке, выполнены на медных листах.

Стены и пол подземных помещений монахи облицевали кирпичами, верх храма остался нетронутым из карстового известняка. Своды помещений очень низкие, во многих переходах невозможно выпрямиться в полный рост.

Верхний храм Спасского собора имеет светлый и просторный интерьер, в подклети своды гораздо ниже. Полы выложены узорными плитками, ступени облицованы белым камнем. Стены со сводами помещения были украшены росписями на библейские сюжеты и Арабесками до самого карниза, резной 2-ярусный иконостас, выполнен в стиле рококо с позолотой, отделял алтарную часть помещения.

Интерьер теплого Троицкого собора был полностью расписан фресками. Роскошный 3-ярусный позолоченный иконостас декорирован ценными породами розового дерева и резными колоннами из ореха.

Игумен-диссидент

В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии – родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.

Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.

Крамольный монастырь

В опалу попали и многие монахи, согласно поступившим в Тайную канцелярию доносам, «благосклонно внимавшие» своему игумену. Правда, в отношении братии приговор не был столь суров, и власти ограничились лишь их высылкой в другие обители. Однако с тех пор сам монастырь (Николо-Берлюковский) стал постепенно приходить в упадок. В России светская власть всегда имела приоритет над церковной, естественно, что обитель, запятнавшая себя политической крамолой, не могла рассчитывать на поддержку Святейшего Синода.

Первое упразднение обители

Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.

Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром – обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.

Под покровительством митрополита Платона

Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф – человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой. Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью.

Николо-Берлюковская пустынь монастырь

Век активного строительства монастыря

После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.

Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.

Архитектура, внешний вид

Главной изюминкой монастыря является его уникальный пещерный комплекс скита, который появился на основе естественных нерукотворных карстовых впадин в известняке, на месте древних языческих капищ. Затем подземная территория была расширена монахами, особенно активно этот процесс велся в XIX столетии.

Здесь появились новые помещения, кельи, переходы и пещерный храм, освященный во имя Предтечи во второй половине XIX столетия. Главный вход храма обращен к реке Варя, алтарную часть полностью расположили под землей.

Внутренние подземные переходы соединяли помещения с Казанской церковью и жилыми пещерами скитской братии. Главный просторный летний храм обители освящен митрополитом Филаретом во имя Спасителя в середине XIX века, сохранился до настоящего времени.

Он был выстроен полностью на народные пожертвования, в число наиболее известных дарителей вошли такие имена:

  • купцы Щекины;
  • княгиня Варвара Нарышкина;
  • графиня Анна Шереметьева;
  • княгиня Ольга Мосальская;
  • графиня Каверина и многие другие.

Храм представляет собой 5-главое белокаменное здание в позднем классическом стиле, 36-метровой высоты, возведенное московским зодчим Федором Шестаковым на высокой подклете. Кубическое строение не имеет апсид, сориентировано одинаково на все стороны света, имеет примыкающие плоские притворы, оформленные пилястрами.

Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

Фронтон здания украшен живописным изображением. Позднее стены оштукатурили и выкрасили светло-голубым цветом. Окна нижнего яруса строго декорированы килевидными тягами и полукруглыми завершениями, верхние проемы имеют круглую форму. Центральный световой барабан увенчан главкой с крестом, другие главы с 2-ярусным основанием восьмириков.

Уникальный крестообразный подвал сооружен по проекту архитектора Н. Козловского. Надвратная одноглавая каменная церковь освящена в честь Василия Великого в 1840 году. Входное крыльцо с портиком, чугунными ступенями и литой площадкой строго оформлено белыми каменными колоннами.

Здание имеет много больших окон, расположенных ярусом. Все оформление отличается строгостью классического стиля. Кроме того, в настоятельском корпусе есть церковь Всех Святых, заложенная на месте обретения чудотворной иконы в западной части обители.

Здание в виде бесстолпного четверика завершается полукруглыми закомарами, 4-скатная крыша увенчана луковкой на многогранном световом барабане, украшенном кокошниками.

Фасад здания расчерчен рустовыми лопатками и строгими окнами с классическими наличниками и фигурными сандриками. Примыкающие с 2-х сторон каменные постройки были отведены для покоев настоятеля, братских келий, аптеку и монастырскую больницу.

Колокольню в стиле эклектики начали строить в конце того же века по проекту Александра Каминского, который не успел закончить строительство. Это дело пришлось продолжить и закончить его ученику, молодому архитектору Василию Борину. Деньги на возведение самой высокой звонницы в округе были выделены по завещанию купца Федора Самойлова.

Строение состоит из 4 ярусов:

  1. Внизу размещены входные главные ворота.
  2. Следующий ярус был отведен Большому праздничному 16-тонному колоколу.
  3. На третьем этаже поместился весь набор из 15 колоколов.
  4. Верхний ярус состоял из часового звона 6 предметов.

Также на территории обители имеется каменный 3-престольный теплый храм Троицы Живоначальной, построенный на месте старого обветшавшего в 1878 году архитектором Никитиным.

Здесь также освящены приделы:

  • в честь Святого Николая Чудотворца;
  • во имя Великомученика Мины.

Это одноглавое здание с трапезной выстроено в стиле эклектики, с чертами поздневизантийского и древнерусского влияния в оформлении фасадов. Барабан увенчан высоким крупным куполом, установлен на приземистом четверике. Кровля сооружения декорирована кокошниками.

Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

Также из украшения можно выделить стрельчатые арки, порталы, фигурные колонны, аркатурные пояса. Комплекс монастыря окружен игуменским садом, где высажены новые плодовые и фруктовые деревья и ягодные кустарники, разбиты красивые клумбы с цветами.

Уникальная монастырская колокольня

Конец XIX века ознаменовался постройкой наиболее грандиозного сооружения, которым на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь сумел изыскать средства и возможности на возведение одной из самых высоких в России колоколен. Это сооружение, построенное по проекту московского зодчего Александра Степановича Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект.

Её высота равна восьмидесяти восьми метрам, и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим более шестисот килограмм. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования столичных купцов Самойлова и братьев Ляпиных.

Второе упразднение монастыря

В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской. Через год, усиливая атеистическую деятельность, власти запретили крестные ходы, а в 1922 году произвели изъятие ценностей.

Реквизировали всю серебряную утварь, включая сосуды, оклады икон и богослужебных книг, а также наперсные и напрестольные кресты. Последний раз Божественная литургия в храме была совершена в феврале 1930 года. Весь дальнейший период, вплоть до начала девяностых годов, постройки монастыря использовались в сугубо хозяйственных целях.

Николо-Берлюковский мужской монастырь

Исторические события

Николо-Берлюковский монастырь впервые упоминается в начале XVII столетия, когда на берег Вари пришел монах Варлаам с иконой Святого Чудотворца Николая из разоренной польским нашествием Троицкой обители.

Но к тому времени монашествующие уже давно населяли местные пещеры и даже построили 2 храма на месте бывших языческих капищ, которые также пострадали от нашествия иноплеменников.

В 1613 году строительством нового каменного Никольского храма на местном кладбище начинается возрождение обители иеросхимонахом Варлаамом, к которому присоединились монахини старицы разоренного женского монастыря, чьи имена дошли до наших дней в названиях ближайших поселений: деревня Авдотьино и Ульянина гора.

Название пустыни местные жители связывают с прозвищем бродяги разбойника Бирлюка, что значит волк, славившегося своим жестоким бесчеловечным нравом.

В начале XVIII столетия все церковные земли вокруг Никольского храма были переданы московскому Чудовому монастырю, откуда прислали в обитель несколько монахов с настоятелем Пахомием.

Боголюбивый купец Викул Мартынов сделал щедрое пожертвование на новую каменную Николаевскую церковь, которая с 1719 года становится главным храмом Бирлюковской пустыни. Чуть позже монастырь был переписан к Стромынской Успенской обители, а настоятелем назначен иеромонах Диодор. С тех времен имеется древних Диодоровский колокол.

Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

Через несколько лет настоятелем и духовником обители на недолгое время становится строгий аскет и непримиримый защитник православия иеромонах Иосия Самгин, за которым последовала часть братии из Саровской пустыни.

Но поборнику истиной веры вскоре пришлось пострадать за правду и обличение государственной власти. Его лишили сана и сослали с некоторыми из братии на вечное поселение на Камчатку, остальных монахов расселили по различным монастырям, а Бирлюковскую пустынь закрыли.

Никольский храм стал приходским, но ненадолго. В конце столетия по велению Преосвященного владыки Платона началось новое возрождение заштатной обители, куда был назначен строгий подвижник иеромонах Иоасаф, который сумел привлечь на свою сторону богатых вкладчиков и жертвователей на строительство каменных зданий и собора монастыря.

В XIX веке начинается духовный расцвет и каменное строительство братских корпусов и соборов монастыря, которое сопровождается периодом активного пещерокапания, где в тишине и уединении подземелья подвизались отшельники и молитвенники русской земли.

Обитель процветает и привлекает многочисленных паломников, которые делают богатые вклады на возведение каменных построек и благоукрашение разрастающейся обители.

В это же время зарождается традиционный крестный ход по местным уездным церквям с образом Спасителя, который также собирал щедрые пожертвования местных молитвенников. Обитель быстрыми темпами богатеет и развивается, приобретая все большую славу в округе.

При монастыре появляется переплетная и иконописная мастерская, богатая библиотека, школа обучения древнему славянскому и греческому языку, а также искусству колокольного звона.

К началу прошлого века на большой благоустроенной территории построено 5 каменных храмов с обширным пещерным скитом с многочисленными административными и жилыми постройками, был проложен водопровод, существовало богатое хозяйство. На попечении монастыря находились приходские школы, общество трезвости, благотворительные организации и больница.

Но в 20-м году все здания и строения, кроме Всехсвятского собора с кельями, были переданы в ведение Дома инвалидов, Спасский собор стал приходской церковью, крестные ходы с чудотворным образом запрещены.

Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

А еще через 2 года городской комиссией началась экспроприация церковных ценностей: напрестольных крестов и богатой утвари, сняты все серебряные оклады с икон и богослужебных книг более чем на 9 пудов с бриллиантовыми камнями, хризолитом и жемчугом.

В начале 1930 года Бирлюковскую обитель закрыли, а ее последнего настоятеля Ксенофонта с иеромонахом Горгонием с послушником Григорием Аверьяновым арестовали и отправили в тюрьму в Бутырки.

Монастырское кладбище было полностью уничтожено, скит с пещерами утрачен, галереи и подземный храм завалены мусором. Размещавшийся на территории обители дом инвалидов сменился туберкулезным санаторием, а в годы Великой Отечественной войны здесь расположился военный госпиталь, затем городская больница для туберкулезных больных и психиатрическая клиника.

С осени 1992 года начинает оживать жизнь общины при Спасском храме, но только в декабре 2004 года отслужили первую литургию, а еще через 2 года началось возрождение монастыря.

Возрождение монастыря

Началом возрождения обители следует считать осень 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была создана и зарегистрирована религиозная община. Однако восстановительные работы в нём заняли значительное время, и первая литургия была отслужена лишь в 2004 году. Это событие стало началом нового исторического периода, в который вступил Николо Берлюковский монастырь. Расписание богослужений, появившееся на его дверях после многолетнего перерыва, стало первой ласточкой наступающего духовного обновления. Тогда же храм, колокольня и часть территории монастыря были официально переданы вновь образованной общине.

Важным этапом возрождения обители стало решение Священного синода, принятое им на январском заседании 2006 года. Согласно его постановлению, храм, действовавший прежде как приходской, вновь преобразовывался в Николо-Берлюковский монастырь. Фото обители, возвращённой верующим после шестидесяти лет поруганий, представлены в статье. Они говорят сами за себя.

Работы, начатые в монастыре

Впереди предстоит ещё длительная работа по восстановлению всего, что было так безжалостно уничтожено, и она уже началась. В скором времени после придания монастырю официального статуса на вершину колокольни была поднята пятнадцатиметровая главка, увенчанная позолоченным крестом. Вновь над обителью воссиял символ искупительной Христовой жертвы.

В 2011 году братия монастыря приступила к реализации уникального проекта – созданию «Романовской Аллеи Славы». По замыслу авторов, на ней должны быть установлены памятники представителям династии, правившей в России на протяжении трёхсот лет. Сегодня в этом мемориале, создаваемом как дань памяти Романовых, воздвигнуты первые четыре монумента.

В полном объёме восстановлены и церковные службы, привлекавшие в прежние годы тысячи паломников в Николо-Берлюковский монастырь. Расписание богослужений храма Христа Спасителя в целом соответствуют графику, установленному для большинства храмов. В будние дни полуночница, утреня и часы начинаются в 6:00, Божественная литургия — в 8:00, вечерня — в 17:30. В праздничные дни расписание может меняться, но об этом можно узнать на монастырском интернет-сайте.

Авдотьино Николо-Берлюковский монастырь

Интересные факты и легенды

24 мая 1829 года произошло знаменательное чудесное событие: слепой женщине, Татьяне Ивановне Кузнецовой, было даровано полное исцеление от обретенного образа «Лобзания Иисуса Христа Иудою».

После этого чудотворную икону крестным ходом при огромном скоплении народа торжественно перенесли в Троицкий собор. Он пребывал в обители до начала прошлого века, привлекая к себе огромное количество паломников.

Следы чудотворной иконы в настоящее время утеряны. Главной Святыней вновь открытого монастыря стал другой старинный одноименный образ, который был подарен будущему монаху Евмению пожилой прихожанкой храма в Мытищах.

Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

А только через 7 лет после этого знаменательного события иеромонаха Евмения назначили настоятелем для восстановления Берлюковской пустыни. Перед ней до сих пор молятся тысячи верующих об исцелении от глазных болезней и прочих недугов. Спасский собор обители появился раньше аналогичного всем известного московского храма, был построен в честь 25 годовщины победы над Наполеоном.

91-метровая каменная колокольня стала самой высокой на территории Подмосковья и вошла в пятерку самых высоких монастырских звонниц России. Ее купол увенчан 622-килограммовым медным крестом. У обители есть своя аллея Романовской славы с памятными бюстами российским императорам.

Николо-Берлюковский монастырь – как доехать до него?

Несмотря на то что строителям и реставраторам обители ещё предстоит большая работа, уже можно видеть значительное число паломников, приезжающих сюда не только из Москвы и близлежащих городов, но и со всех концов страны. Сообщаем для тех, кто желает посетить Николо-Берлюковский монастырь, адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино. Добраться до него можно автобусом № 321 от станции метро «Щелковская» до остановки д. Авдотьино. Другой вариант: электропоездом с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, а далее тем же автобусом № 321.

Где остановиться

Все достопримечательности монастыря туристы могут осмотреть за один день. Для приезжающих трудников в обители предоставляется бесплатное жилье. Остальные гости и паломники могут остановиться в ближайшей гостинице или частном секторе.

Комплекс для отдыха в ближайшем селе Воскресенское носит название Изумрудного города, находится на одноименной улице, дом 1. В ресторане сервируется плотный континентальный завтрак по утрам, в остальное время можно заказывать блюда по меню.

При оздоровительном комплексе есть бесплатная охраняемая парковка, плавательный крытый и сезонный летний бассейн с просторной открытой террасой для загара. Имеется также общая лаундж зона и оборудованные места для приготовления барбекю.

Гостям предлагается отдых в хамаме или сауне, массаж, купание в озере или холодном бассейне, прогулки по экологически чистым лесам и полям, собственное фермерское хозяйство с мини зоопарком и вкусными продуктами. Детям также понравится мини бассейн, игровая площадка на улице и комната с настольными играми в помещении, есть детские телеканалы.

Для молодежи проводятся ночные дискотеки с диджеем, работает бар с прохладительными напитками, есть караоке и бильярд. Гостям предлагается бюджетный 2-местный номер с 2-спальной кроватью и всеми удобствами за 2 тыс. руб. В номере есть современный телевизор, беспроводная связь интернет, все необходимые принадлежности для комфортного отдыха.

Николо-Берлюковский монастырь (пустынь). История, фото, расписание, как доехать

Можно остановиться в поселке Дядькино, где предлагают номер в гостевом доме на Сосновой улице 5, с великолепным садом и видом на пляж. При гостиничном комплексе имеется фитнес зал, караоке, детский игровой клуб.

Гостям предлагается отдых в общей просторной лаундж зоне, террас для загара, стол для тенниса или игры в бильярд. В номере со всеми удобствами имеется кухонный уголок с холодильником, электрическим чайником и микроволновкой.

Все номера оснащены современными телевизорами с кабельными каналами, в ванной комнате есть фен и бесплатные туалетные принадлежности. По утрам обитателям комплекса предлагается завтрак по системе шведского стола. Стоимость 2-местного проживания можно подобрать от 2,3 тыс. руб.

Также открыты двери Курортного комплекса для отдыха Улиткино в поселке Райки на Центральной улице 32Б. Отель в живописном сосновом лесу на берегу реки предлагает отдых в русской бане с крытым плавательным бассейном. Гости могут поиграть в пинг-понг, большой теннис или футбол на открытых спортивных площадках, есть прокат лодок, санок и лыж, небольшой зоопарк для детей.

Для автовладельцев предусмотрена бесплатная охраняемая парковка, но гостей могут доставить на частном автобусе от станции метро. Здесь можно остановиться в номере или снять отдельный деревянный коттедж в русском стиле на выходные.

Все номера оборудованы всеми необходимыми удобствами. Есть телевизор с кабельными каналами, холодильник, электрочайник, отопление. Цены за 2-местное проживание начинаются от 3 тыс. руб.

Николо-Берлюковский мужской действующий монастырь в ближайшем Подмосковье с большой радостью принимает гостей, туристов, православных паломников и трудников, стекающихся в эти намоленные и необыкновенно живописные места со всех уголков необъятной страны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: