Могли ли святые отцы ошибаться?
Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов.
Как правило, это бывает связано тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь, а в других выражали своё личное мнение.
Преподобный Серафим Саровский: «Когда я говорил от себя, то бывало, что и ошибался, а когда давал место Богу, ошибок не было».
Церковь, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), не ошибается. Отдельные же христиане не застрахованы от ошибок. Личная точка зрения того или иного христианина может оказаться ошибочной.
В чем отличие католиков от православных?
Прежде всего, у них разное понимании Церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская Церковь явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих Поместных (территориальных) Церквях. На данный момент – это Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие Церкви. Всего – пятнадцать. Быть православным – значит принадлежать к одной из Поместных Церквей, разделять одну со всеми веру, взаимно признавать священство и таинства (Крещение, Причастие, Венчание, Покаяние и др.). Католики признают одну и единственную Церковь как организационное устройство — Католическую, подчиненную Папе Римскому. Епархии, церкви, патриархаты входят в нее, как административные единицы и подчинены только и строго Папе. Очень существенно отличие между Патриархом и Папой, но об этом ниже.
Статья по теме
Что значит верить в Святого Духа?
Есть различия в важных вероучительных вопросах. К примеру, в учении о Боге — Святой Троице, вернее, о Духе Святом. Католики так же имеют свои учения о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости Папы Римского. Эти казалось бы умозрительные тонкости имеют вполне серьезные последствия в богословских системах и практике жизни.
За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков. Несмотря на вторичность многих из них, преодоление разногласий в этой плоскости представляется маловероятным, ибо эти особенности и составляют реальную жизнь простых верующих, которым порой проще отказаться от философствования, чем от того или иного обычая.
Важное, хоть и частное отличие состоит в различном отношении к половым вопросам. Католики категорически против разводов, тогда как православные, исходя из не менее высокого учения о семье, разводы допускают. В католичестве наличествует практика неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священники могут быть и женатыми и монашествующими. Православие не регламентирует сексуальной жизни супругов, в частности спокойно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Католики же категорически против любых контрацептивов.
Можно ли читать так называемых «святых отцов-ересеологов»? Не еретики ли они?
Напротив, «ересеологами» называются те святые отцы и учителя Церкви, которые боролись с ересями: св. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Епифаний Кипрский, Климент Александрийский и другие.
Что касается ересиархов, то их творения не являются секретом, для научных или миссионерских целей они легкодоступны. Что касается любопытства, то имеет ли смысл тратить время на душевредное чтение, если есть море душеполезного?
Что общего между Патриархом и Римским Папой?
Фото: aif.ru
Невзирая на существующие расхождения, православные и католики соглашаются с тем, что перед Господом все христиане равны, без каких-либо исключений. При этом не имеют никакого значения ни сан, ни статус самого человека.
При этом католическая и православная церкви базируются на строгой иерархической структуре. В обеих ветвях христианства выделяют три степени священства. Это дьяконы, священники и епископы.
Католиков и православных объединяет тот факт, что епископов они считают непосредственными наследниками апостолов, учеников Иисуса Христа. Они руководители и блюстители своего прихода, имеющие всю полноту власти. Епископ управляет церковью при поддержке духовенства и мирян.
При этом он опирается на священников и дьяконов, которых наделяет соответствующим саном. В его власти не только его присваивать, но и лишить, а также запрещать служение.
Папа Римский и Патриарх – епископы, являющися непосредственными руководителями своих церквей.
Можно ли называть священника «святой отец»?
Такое обращение к священникам в Православной Церкви не принято. Святыми отцами мы называем канонизированных святых. Можно сказать, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…». Принятое обращение к ныне живущему священнику: «отец + <�имя>», например «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.
***
митрополит Иларион (Алфеев):«Что самое применимое из наследия отцов для современной жизни? Сохранение себя в этом постоянно меняющемся мире, сохранение идеалов и принципов христианской жизни в повседневности. Каждый день, каждый час ставит нас перед нравственным выбором: поступить согласно заповедям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам применять опыт святых отцов, дабы уберечь свою душу от искушений. Это и есть самое применимое».
прот. Георгий Флоровский:«Недостаточно просто подобрать цитаты, вырывая их из контекста и игнорируя обстоятельства, при которых было написано то или иное сочинение. Многие «высказывания Отцов» имеют конкретную полемическую направленность: их, произнесенных «по случаю», надо использовать с величайшей осторожностью и аккуратностью. Установить истинный смысл каждого замечания мы можем только из контекста, приняв во внимание целостное мировоззрение автора».
Православная Жизнь
В числе святых Православной Церкви почитаемы и предстоятели Римской Церкви – римские папы.
Св. Климент I папа римский. Мозаика из Софии Киевской. X век
Одного из них, – святителя Григория Двоеслова, – мы упоминаем на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великом Посту. Сейчас титул «римский папа» для некоторых присутствующих в храме уже режет слух, поскольку известно, что общение Римской Церковью и Византийской Церкви, от которой произошла Русская Церковь, было прервано в 1054 г., и поэтому в сознании православного народа само это словосочетание «римский папа» связано с разногласиями и отчужденностью. Однако так было не всегда.
В действительности, «папа», это один из титулов Римского епископа. Собственно, слово «папа» происходит от греческого πάππας и означает – «отец». Такой же титул носят, например и патриархи Александрийские.
Из истории известно, что Римские епископы (в первом тысячелетии после Р. Х. отстаивали Православную веру перед лицом расколов, имели достаточно большой авторитет, приводя людей ко Христу и удостоившись от Церкви наименования святых. О таких папах мы и поговорим.
До 1054 г., западные святые включались в святцы Византийской Церкви, как защитники Православной веры от ересей и расколов; им совершались богослужения. Почти все папы римские жившие до 313 г. умерли мучениками за христианство.
Вот список Римских епископов, почитаемых Православной Церковью
1) Апостол Петр (казнен 67 г), первый епископ Рима, первоверховный апостол, один из двенадцати апостолов, почитаемый Церковью за ревностную проповедь христианства.
2) Лин (ум. 76/78), апостол от 70-ти, был усечен мечем за донос римским властям Сатурнина, чью дочь папа освободил от злого духа.
3) Климент I (97/99/101), апостол от 70-ти, муж апостольский, во время гонений на христианство был поставлен перед выбором: отречься от христианства или быть сосланным в Причерноморские каменоломни. Выбрав последнее, вскоре скончался. Один из первых широко почитаемых святых в Русской Церкви. Его глава хранится в Киево-Печерской Лавре.
4) Александр I (ум. 115/116). По преданию, ввел обряд освящения домов святой водой.
5) Елевферий I (ум. 174/175), боролся с ересью Монтана, отправил миссионеров в Британию. Почитается святым в Элладской Церкви.
6) Ипполит (ум. 235), полемист, собрал богословское знание предшественников. Был четвертован.
7) Стефан I (ум. 257), участвовал в диспутах со святителем Киприаном Карфагенским о принятии верующих однажды отрекшихся от Христа в гонениях. Считал необходимым таковых перекрещивать.
9) Сильвестр I (ум. 335), созвал I Вселенский Собор, составил большую часть Символа веры, утвердил празднование Пасхи в один день и представление о действенности таинств совершенных православным священником, независимо от его нравственных качеств.
10) Марк (ум. 336), противостоял арианам.
11) Лев I Великий (ум. 461). Ему принадлежит заслуга победы над монофизитами, приверженцами учения о том, что во Христе имеется одна Божественная природа. В своей правоте Лев был почти одинок; он почитаем Церковью за свою стойкость вере. Заложил основы первенства римского епископа над другими епископами.
12) Агапит (ум. 536), поддерживал Церковь во время нашествия готского вождя Теодориха, подтвердил решение собора в Карфагене, согласно которому епископы, впавшие в арианство, не могли быть приняты в сущем сане.
13) Григорий I Великий (ум. 604), распространил литургию Преждеосвященных Даров на Западе. В его лице Западная Церковь взяла государственные функции во время нашествия лангобардов. Отправил миссионеров (Августина Кентерберийского) в Британию, и заложил, таким образом, основы Церкви Англии. Имя «двоеслов», приписываемое святому Григорию, является неверным переводом греческого слова «διάλογος» (Что можно перевести как «собеседование», «диалог»). Диалог это первое слово в названии труда святителя Григория «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Диалог, собеседования происходили между диаконом Петром (вопрощающим) и святителем Григорием (отвечающим).
14) Мартин I (ум. 655), отстоял Православное учение о двух волях во Христе, против учения об одной воле (монофелитство) всего Востока, за что был подвержен пыткам (поскольку выступил против самого императора) и сослан в каменоломни, где и скончался в старости от непосильного труда.
15) Агафон (ум. 681), противостоял монофелитству, созвав VI Вселенский Собор. Чудотворец. При нем в Британии был распространен римский богослужебный обряд.
Таковы разнообразные стояния за веру римских пап, показавших пример хранения веры: аскезой, знаниями, твердостью, горячей верой в Бога перед лицом переменчивого мира. Поминая святых римских пап, Православная Церковь воспоминает их вклад в сокровищницу примеров христианской жизни, подавая пример поколениям христиан.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Напоследок…
Строгим, честным и логичным остался Папа Григорий в памяти многих людей. Он всегда занимался благими делами, давал милостыню, заботился о страждущих и несчастных. Он принимал в своем доме нищих, а также распоряжался о том, чтобы доход от церковных владений был направлен на их содержание. Есть свидетельствование того, что, когда Григорий не имел ничего для пожертвования, он отдал нищему блюдо из серебра, на котором подавали овощи. В настоящее время имя отца Григория сочетается со словом «Великий», его почитают во все времена.