Почему у православных патриарх, а у католиков папа?


Могли ли святые отцы оши­баться?

Святые отцы явля­ются при­знан­ными учи­те­лями как в обла­сти нрав­ствен­ного, так и в обла­сти дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Однако и в их сочи­не­ниях встре­ча­ются оши­боч­ные пред­став­ле­ния отно­си­тельно тех или иных бого­слов­ских вопро­сов.

Как пра­вило, это бывает свя­зано тем, что в одних слу­чаях они выска­зы­ва­лись как верные сви­де­тели того учения, кото­рое всегда хра­нила и испо­ве­до­вала Цер­ковь, а в других выра­жали своё личное мнение.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский: «Когда я гово­рил от себя, то бывало, что и оши­бался, а когда давал место Богу, ошибок не было».

Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние истины (1Тим.3:15), не оши­ба­ется. Отдель­ные же хри­сти­ане не застра­хо­ваны от ошибок. Личная точка зрения того или иного хри­сти­а­нина может ока­заться оши­боч­ной.

В чем отличие католиков от православных?

Прежде всего, у них разное понимании Церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская Церковь явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих Поместных (территориальных) Церквях. На данный момент – это Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие Церкви. Всего – пятнадцать. Быть православным – значит принадлежать к одной из Поместных Церквей, разделять одну со всеми веру, взаимно признавать священство и таинства (Крещение, Причастие, Венчание, Покаяние и др.). Католики признают одну и единственную Церковь как организационное устройство — Католическую, подчиненную Папе Римскому. Епархии, церкви, патриархаты входят в нее, как административные единицы и подчинены только и строго Папе. Очень существенно отличие между Патриархом и Папой, но об этом ниже.

Статья по теме

Что значит верить в Святого Духа?

Есть различия в важных вероучительных вопросах. К примеру, в учении о Боге — Святой Троице, вернее, о Духе Святом. Католики так же имеют свои учения о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости Папы Римского. Эти казалось бы умозрительные тонкости имеют вполне серьезные последствия в богословских системах и практике жизни.

За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков. Несмотря на вторичность многих из них, преодоление разногласий в этой плоскости представляется маловероятным, ибо эти особенности и составляют реальную жизнь простых верующих, которым порой проще отказаться от философствования, чем от того или иного обычая.

Важное, хоть и частное отличие состоит в различном отношении к половым вопросам. Католики категорически против разводов, тогда как православные, исходя из не менее высокого учения о семье, разводы допускают. В католичестве наличествует практика неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священники могут быть и женатыми и монашествующими. Православие не регламентирует сексуальной жизни супругов, в частности спокойно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Католики же категорически против любых контрацептивов.

Можно ли читать так назы­ва­е­мых «святых отцов-ере­сео­ло­гов»? Не ере­тики ли они?

Напро­тив, «ере­сео­ло­гами» назы­ва­ются те святые отцы и учи­теля Церкви, кото­рые боро­лись с ере­сями: св. Ириней Лион­ский, Иппо­лит Рим­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и другие.

Что каса­ется ере­си­ар­хов, то их тво­ре­ния не явля­ются сек­ре­том, для науч­ных или мис­си­о­нер­ских целей они лег­ко­до­ступны. Что каса­ется любо­пыт­ства, то имеет ли смысл тра­тить время на душе­вред­ное чтение, если есть море душе­по­лез­ного?

Что общего между Патриархом и Римским Папой?

Патриарх и Папа Римский

При этом католическая и православная церкви базируются на строгой иерархической структуре. В обеих ветвях христианства выделяют три степени священства. Это дьяконы, священники и епископы.

Католиков и православных объединяет тот факт, что епископов они считают непосредственными наследниками апостолов, учеников Иисуса Христа. Они руководители и блюстители своего прихода, имеющие всю полноту власти. Епископ управляет церковью при поддержке духовенства и мирян.

При этом он опирается на священников и дьяконов, которых наделяет соответствующим саном. В его власти не только его присваивать, но и лишить, а также запрещать служение.

Папа Римский и Патриарх – епископы, являющися непосредственными руководителями своих церквей.

Можно ли назы­вать свя­щен­ника «святой отец»?

Такое обра­ще­ние к свя­щен­ни­кам в Пра­во­слав­ной Церкви не при­нято. Свя­тыми отцами мы назы­ваем кано­ни­зи­ро­ван­ных святых. Можно ска­зать, напри­мер: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы отно­си­тельно поста уста­но­вили такие-то пра­вила…». При­ня­тое обра­ще­ние к ныне живу­щему свя­щен­нику: «отец + <�имя>», напри­мер «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.

***

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):«Что самое при­ме­ни­мое из насле­дия отцов для совре­мен­ной жизни? Сохра­не­ние себя в этом посто­янно меня­ю­щемся мире, сохра­не­ние иде­а­лов и прин­ци­пов хри­сти­ан­ской жизни в повсе­днев­но­сти. Каждый день, каждый час ставит нас перед нрав­ствен­ным выбо­ром: посту­пить согласно запо­ве­дям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам при­ме­нять опыт святых отцов, дабы убе­речь свою душу от иску­ше­ний. Это и есть самое при­ме­ни­мое».

прот. Геор­гий Фло­ров­ский:«Недо­ста­точно просто подо­брать цитаты, выры­вая их из кон­тек­ста и игно­ри­руя обсто­я­тель­ства, при кото­рых было напи­сано то или иное сочи­не­ние. Многие «выска­зы­ва­ния Отцов» имеют кон­крет­ную поле­ми­че­скую направ­лен­ность: их, про­из­не­сен­ных «по случаю», надо исполь­зо­вать с вели­чай­шей осто­рож­но­стью и акку­рат­но­стью. Уста­но­вить истин­ный смысл каж­дого заме­ча­ния мы можем только из кон­тек­ста, приняв во вни­ма­ние целост­ное миро­воз­зре­ние автора».

Православная Жизнь

В числе святых Православной Церкви почитаемы и предстоятели Римской Церкви – римские папы.

Св. Климент I папа римский. Мозаика из Софии Киевской. X век

Одного из них, – святителя Григория Двоеслова, – мы упоминаем на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великом Посту. Сейчас титул «римский папа» для некоторых присутствующих в храме уже режет слух, поскольку известно, что общение Римской Церковью и Византийской Церкви, от которой произошла Русская Церковь, было прервано в 1054 г., и поэтому в сознании православного народа само это словосочетание «римский папа» связано с разногласиями и отчужденностью. Однако так было не всегда.

В действительности, «папа», это один из титулов Римского епископа. Собственно, слово «папа» происходит от греческого πάππας и означает – «отец». Такой же титул носят, например и патриархи Александрийские.

Из истории известно, что Римские епископы (в первом тысячелетии после Р. Х. отстаивали Православную веру перед лицом расколов, имели достаточно большой авторитет, приводя людей ко Христу и удостоившись от Церкви наименования святых. О таких папах мы и поговорим.

До 1054 г., западные святые включались в святцы Византийской Церкви, как защитники Православной веры от ересей и расколов; им совершались богослужения. Почти все папы римские жившие до 313 г. умерли мучениками за христианство.

Вот список Римских епископов, почитаемых Православной Церковью

1) Апостол Петр (казнен 67 г), первый епископ Рима, первоверховный апостол, один из двенадцати апостолов, почитаемый Церковью за ревностную проповедь христианства.

2) Лин (ум. 76/78), апостол от 70-ти, был усечен мечем за донос римским властям Сатурнина, чью дочь папа освободил от злого духа.

3) Климент I (97/99/101), апостол от 70-ти, муж апостольский, во время гонений на христианство был поставлен перед выбором: отречься от христианства или быть сосланным в Причерноморские каменоломни. Выбрав последнее, вскоре скончался. Один из первых широко почитаемых святых в Русской Церкви. Его глава хранится в Киево-Печерской Лавре.

4) Александр I (ум. 115/116). По преданию, ввел обряд освящения домов святой водой.

5) Елевферий I (ум. 174/175), боролся с ересью Монтана, отправил миссионеров в Британию. Почитается святым в Элладской Церкви.

6) Ипполит (ум. 235), полемист, собрал богословское знание предшественников. Был четвертован.

7) Стефан I (ум. 257), участвовал в диспутах со святителем Киприаном Карфагенским о принятии верующих однажды отрекшихся от Христа в гонениях. Считал необходимым таковых перекрещивать.

8) Сикст II (ум. 258), был казнен во время гонений императора Валериана. Восстановил общение с Карфагенской Церковью, по вопросу принятия однажды отпавших от Церкви христиан.

9) Сильвестр I (ум. 335), созвал I Вселенский Собор, составил большую часть Символа веры, утвердил празднование Пасхи в один день и представление о действенности таинств совершенных православным священником, независимо от его нравственных качеств.

10) Марк (ум. 336), противостоял арианам.

11) Лев I Великий (ум. 461). Ему принадлежит заслуга победы над монофизитами, приверженцами учения о том, что во Христе имеется одна Божественная природа. В своей правоте Лев был почти одинок; он почитаем Церковью за свою стойкость вере. Заложил основы первенства римского епископа над другими епископами.

12) Агапит (ум. 536), поддерживал Церковь во время нашествия готского вождя Теодориха, подтвердил решение собора в Карфагене, согласно которому епископы, впавшие в арианство, не могли быть приняты в сущем сане.

13) Григорий I Великий (ум. 604), распространил литургию Преждеосвященных Даров на Западе. В его лице Западная Церковь взяла государственные функции во время нашествия лангобардов. Отправил миссионеров (Августина Кентерберийского) в Британию, и заложил, таким образом, основы Церкви Англии. Имя «двоеслов», приписываемое святому Григорию, является неверным переводом греческого слова «διάλογος» (Что можно перевести как «собеседование», «диалог»). Диалог это первое слово в названии труда святителя Григория «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Диалог, собеседования происходили между диаконом Петром (вопрощающим) и святителем Григорием (отвечающим).

14) Мартин I (ум. 655), отстоял Православное учение о двух волях во Христе, против учения об одной воле (монофелитство) всего Востока, за что был подвержен пыткам (поскольку выступил против самого императора) и сослан в каменоломни, где и скончался в старости от непосильного труда.

15) Агафон (ум. 681), противостоял монофелитству, созвав VI Вселенский Собор. Чудотворец. При нем в Британии был распространен римский богослужебный обряд.

Таковы разнообразные стояния за веру римских пап, показавших пример хранения веры: аскезой, знаниями, твердостью, горячей верой в Бога перед лицом переменчивого мира. Поминая святых римских пап, Православная Церковь воспоминает их вклад в сокровищницу примеров христианской жизни, подавая пример поколениям христиан.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Напоследок…

Строгим, честным и логичным остался Папа Григорий в памяти многих людей. Он всегда занимался благими делами, давал милостыню, заботился о страждущих и несчастных. Он принимал в своем доме нищих, а также распоряжался о том, чтобы доход от церковных владений был направлен на их содержание. Есть свидетельствование того, что, когда Григорий не имел ничего для пожертвования, он отдал нищему блюдо из серебра, на котором подавали овощи. В настоящее время имя отца Григория сочетается со словом «Великий», его почитают во все времена.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: