Христианская вера испокон веков претерпевала нападки со стороны противников. Кроме того, попытки по своему истолковывать Священное Писание предпринимали в разное время разные люди. Возможно, это и стало причиной того, что христианская вера разделилась с течением времени на католическую, протестантскую и православную. Все они очень похожи, но существуют между ними и различия. Кто такие протестанты и чем их учение отличается от католического и православного? Попробуем разобраться. Начнем с истоков — с образования первой Церкви.
Как появились Православная и Католическая Церкви?
Примерно в 50-е годы от Рождества Христова ученики Иисуса и их сторонники создали Православную Христианскую Церковь, существующую и поныне. Сначала было пять древних Христианских Церквей. В первые восемь веков с момента рождения Христа Православная Церковь, ведомая Святым Духом, выстроила свое учение, выработала свои методики и свои традиции. Для этого все Пять Церквей принимали участие во Вселенских Соборах. Это учение не изменилось и сегодня. Православная Церковь включает в себя Церкви, не связанные друг с другом ничем, кроме веры — Сирийскую, Русскую, Греческую, Иерусалимскую и т. д. Но нет никакой другой организации или никакого человека, объединяющих под своё начало все эти Церкви. Единственный начальник в Православной Церкви — Иисус Христос. Почему в молитве «Символ Веры» Православная Церковь называется Соборной? Все просто: если нужно принять важное решение, все Церкви принимают участие во Вселенском Соборе. Позднее, через тысячу лет, в 1054 году от пяти древних Христианских церквей отделилась Римская Церковь, она же католическая.
Эта Церковь не спрашивала совета у других членов Вселенского Собора, а сама принимала решения и проводила реформы в церковной жизни. Более подробно об учении Римской Церкви поговорим чуть позже.
Отношение к святым и иконам
Лютеране полагают Христа единым заступником и посредником между человеком и Богом. По этой причине в молитвах лютеран нет обращения к святым. Лютеране почитают святых, как исторических личностей, но не молятся им ни дома, ни на богослужениях. Согласно учению Лютера, почитание каких-либо святых — это унижение заслуг Господа нашего Иисуса Христа.
Распятие Иисуса Христа в лютеранской церкви
В православии широко распространено обращение к святым и к Божией Матери, по молитвам которых Господь посылает людям утешение, исцеление, стойкость духа, силы.
Как появились протестанты?
Вернемся к главному вопросу: «Кто такие протестанты?» После обособления Римской Церкви, многим людям не нравились изменения, вводимые ею. Народу не напрасно казалось, что все реформы направлены лишь на то, чтобы сделать Церковь богаче и влиятельнее.
Ведь даже для того, чтобы искупить грехи, человек должен был заплатить определенную сумму денег Церкви. И вот в 1517 году, в Германии, монах Мартин Лютер дал толчок протестантской вере. Он обличил Римско-католическую Церковь и ее служителей в том, что они ищут лишь собственную выгоду, забывая о Боге. Лютер говорил, что нужно отдавать предпочтение Библии, если есть конфликт между церковными традициями и Священным Писанием. А еще Лютер перевел Библию с латинского на немецкий, провозгласив утверждение, что каждый человек может сам изучать Священное Писание и толковать его по своему. Так кто такие католики и протестанты? Протестанты требовали пересмотра отношения к религии, избавления от ненужных традиций и обрядов. Вражда началась между двумя христианскими конфессиями. Воевали католики и протестанты. Разница лишь в том, что католики боролись за власть и подчинение себе, а протестанты — за свободу выбора и верный путь в религии.
Лютеранская Реформация[править | править код]
Начало лютеранской Реформации в Германии[править | править код]
Считается, что лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Вскоре в 1520 Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. Позднее уже целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпеере в 1529 и получили название протестантов. Однако в том же году в результате Марбургского диспута обнаружились противоречия внутри протестантского лагеря между лютеранами и кальвинистами. В 1530 лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага. Тогда лютеранские князья Саксонии и Гессена в 1531 году образуют Шмалькальденский союз. Смерть Мартина Лютера становится удобным поводом для развязывания Шмалькальденской войны, в результате которой лютеране терпят поражение. В 1548 следует Аугсбургское временное постановление — временное перемирие с католиками, которое закрепляет основные догматы католической церкви, делая незначительные уступки протестантам (необязательность целибата для пасторов и разрешение причастия под двумя видами). За Аугсбургским Интеримом последовал Лейпцигский, подписанный Филиппом Меланхтоном. Однако деятельность герцога Морица позволила заключить Аугсбургский мир (1555), легализовавший лютеран в Священной Римской империи.
Лютеранская Реформация в Скандинавии и Прибалтике[править | править код]
Тем временем в 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия (включая Выборг).
В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.
В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).
В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В том же году шведское лютеранство пустило свои корни в Эстонии.
Полемика с кальвинистами и создание «Формулы Согласия»[править | править код]
Соглашательская позиция Меланхтона (подписание Интеримов в 1548 году) вызвала раскол в среде лютеран между гнесиолютеранами и филиппистами (названных так от имени Филиппа Меланхтона) по вопросу об отношении о природе Причастия. В 1560 году на короткое время филлипистам удалось одержать верх над гнесиолютеранами и распространить своё влияние по всей Саксонии. Центром филлипистов стал Виттенберг. Однако в 1574 году партия филлипистов потерпела поражение. Спор заканчивается написанием в 1580 Книги Согласия, которая кладет начало конфессиональному лютеранству, а период недолгого мира получает название «лютеранской ортодоксии», однако её сухость вскоре вызывает реакцию в лице пиетизма.
Контрреформация[править | править код]
Завершившийся в 1563 году Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.
Религиозные войны XVII века[править | править код]
XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.
Гонения протестантов
Конечно, Римская Церковь не могла оставить без внимания нападки тех, кто противился беспрекословному подчинению. Католики не хотели принимать и понимать, кто такие протестанты. Были массовые расправы католиков над протестантами, принародные казни тех, кто отказывался стать католиками, притеснения, насмешки, гонения. Приверженцы протестантизма тоже не всегда мирным путем доказывали свою правоту. Протесты противников католической Церкви и ее правления во многих странах прокатились массовыми погромами католических храмов. Например, в 16 веке в Нидерландах было более 5000 погромов восставшими против католиков людьми. В ответ на мятежи власти чинили свой суд, они не разбирали, чем католики отличаются от протестантов. В тех же Нидерландах за 80 лет войны властей с протестантами было осуждено и казнено 2000 заговорщиков. Всего же в этой стране за веру пострадало около 100000 протестантов. И это только в одной стране. Протестанты, несмотря ни на что, отстояли свое право на иную точку зрения в вопросе Церковной жизни. Но, неопределенность, присутствовавшая в их учении, привела к тому, что от протестантов стали отделятся другие группы. Во всем мире насчитывается больше двадцати тысяч различных протестантских церквей, например, лютеранская, англиканская, баптистская, пятидесятническая, а еще среди протестантских течений есть методисты, пресвитериане, адвентисты, конгрегационалисты, квакеры и др. Католики и протестанты очень изменили Церковь. Кто такие католики и протестанты по своему учению попробуем разобраться. По сути, христианами являются и католики, и протестанты, и православные. Отличия между ними в том, что у Православной Церкви есть то, что можно назвать полнотой учения Христа — это школа и пример добра, это лечебница для душ людских, а протестанты все более и более упрощают все это, создавая что-то такое, в чем очень трудно узнать учение добродетели, и что невозможно назвать полным учением о спасении.
Б) Протестантство
Под именем Священного Предания разумеется преемственная передача в человеческом роде – устная и письменная – того, что необходимо для нашего спасения. В церкви Христовой Предание с древних времен заключено в письмена и дошло до нас в постановлениях вселенских соборов и в творениях св. отцов и учителей церкви первых веков. Различие между Священным Преданием и Священным Писанием состоит в том, что последнее было самими апостолами заключено в письмена, тогда как первое ими передано было св. церкви устно и записано было ближайшими их преемниками – отцами и учителями церкви. В Священном Предании православная церковь видит один из способов распространения божественного Откровения; она признает Священное Предание равным по достоинству с Священным Писанием.
Не так смотрят протестанты на Священное Предание. Они совершенно отрицают священный авторитет и необходимость Священного Предания в деле веры169, освобождая себя от всякого руководствования им и ограничиваясь принятием одного только Священного Писания, которое признается ими за единственный источник и единственное правило веры. В противоположность латинскому учению, отвергающему всякое значение за индивидуальным разумом человека в деле изъяснения богооткровенного учения, лютеране признали этот разум за единственное руководительное начало при понимании Священного Писания. При таком отношении к Священному Писанию у них не может существовать одного общего церковного учения – и все протестантство, действительно, не имеет в строгом смысле этого учения. Правда, протестанты смотрят на свои символические книги как на такие, которые излагают общее вероучение, согласное с Священным Писанием. Но спрашивается: где критерий для суждения о том, что эти книги согласны с Священным Писанием? Известно, что лютеране и все другие протестанты указывают его в личном убеждении каждого. Но в таком случае каждый лютеранин может свое личное мнение, не находящееся в явном противоречии Священному Писанию, назвать символическим учением; между тем, под последним общепринято разуметь верование всей церкви, обязательное для всех членов ее. Итак, строго говоря, символические книг протестантства отнюдь не могут быть названы символическими или церковными, потому что принадлежат частным отдельным лицам (Лютеру, Кальвину и другим). Да и возможно ли в протестантстве символическое вероизложение при его принципе свободного и независимого отношения разума к Священному Писанию? Не находится ли первое (символическое вероизложение) в полном противоречии с последним (с принципом лютеранства)?.. Все это ясно свидетельствует о несостоятельности того воззрения протестантов, по которому Священное Писание признается за единственный источник и за единственную норму для религиозных верований христианства, и отвергается другой источник и другая норма – Священное Предание.
Что Священное Предание есть такое же Слово Божие и должно иметь такую же важность и силу, как и Священное Писание, – видно, во-первых, из того, что и то, и другое было возвещено одними и теми же св. апостолами, как непосредственными учениками Господа Иисуса Христа и избранными орудиями действий Святого Духа; во-вторых, это видно из того, что Дух Святой, глаголавший устами пророков и апостолов и посланный Спасителем к членам церкви Христовой наставлять и научать их, всегда и неотступно пребывает в церкви, как великий Наставник, руководящий ею. Орудием действий Святого Духа в церкви Христовой является, как известно, не единичное какое-либо лицо, а вся церковь во всей совокупности ее членов. Отсюда единогласное учение этой церкви, выраженное ею на вселенских и поместных соборах и составляющее собой Священное Предание, – имеет богодухновенный характер, одинаковый с характером Священного Писания, так как и то и другое имеет одно источное начало. «Поелику виновник того и другого (Священного Писания и Священного Предания), говорится в Послании восточных патриархов, есть один и тот же Святой Дух, то все равно – от Писания ли научаться, или от вселенской церкви»170. Об одинаковом значении для христианина Священного Писания и Священного Предания, как одного и того же Слова Божия, ясно учит само Священное Писание: «братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом (устным), или посланием (письменным) нашим» (2Сол. 2:15; ср. также 1Кор. 11:2; 2Тим. 1:13, 2:1; 1Тим. 6:20 и друг.). Из этих слов видно, что св. ап. Павел заповедует нераздельно хранить и соблюдать как Священное Писание, так равно и Священное Предание и одинаково держаться того и другого. О равночестности Священного Предания с Священным Писанием учат ясно св. отцы, например, св. Иоанн Златоуст говорит: «не все апостолы передали чрез послания, а многое также чрез писания: но то и другое равно достойно веры. Посему мы почитаем достойным веры и Предание»171. Св. Ириней, еп. Лионский, говорит: «все, желающие знать истину, должны обращаться к Преданию, известному во всем мире»172. Подобным же образом говорят св. Василий Великий, Ориген, Августин и другие. На VII-м вселенском соборе св. отцы единогласно одобрили руковдствование христиан Священным Преданием и назвали это руководство царским путем173.
Необходимость и важность Священного Предания открываются из того значения, какое оно имеет для церкви Христовой. Предание в церкви в обширном смысле имеет такое же значение, какое в исторической гражданской жизни человечества имеет передача от одного поколения и века к другому поколению и веку того, что выработано жизнью всех предшествующих веков: в своем развитии человек никогда не должен разрывать связи с своим прошедшим, которое должно служить исходной точкой и опорой для дальнейшей прогрессивной деятельности его. Далее, Предание в церкви имеет такое же значение, какое значение имеет в каждом из обществ человеческих известный определенный дух, или направление, отличительный его характер и тип. В каждом из обществ этот общественный дух, характер и тип остаются неизменными, крепко живучими, и передаются по традиции от одного поколения к другому: точно также и в церкви должны оставаться неизменными известный дух и направление, полученные ею с самых первых времен ее существования. Наконец, Предание в церкви есть то же, что характер и определенность действий в каждом отдельном человеке. Как всякий человек, имея известную наружную физиономию, или внешний видимый облик, должен также выработать в себе духовно-нравственную физиономию, или духовный облик, – для чего требуется выработать определенные убеждения и принципы, коим и должен следовать человек твердо и неуклонно в продолжение всей своей жизни: так и церковь, составляя собой, так сказать, коллективную личность, должна иметь известные правила, каковые и выражаются в церковном Предании. Этим правилам церковь должна оставаться всегда верной и твердо хранить их, не дозволяя себе никаких отступлений от них, или же посягательства на них; в противном случае, она явится изменницей себе самой, а эта измена будет равносильна ее уничтожению. Вот почему и в церковных обществах протестантских, отрицающих в силу своих принципов апостольские церковные Предания, тем не менее существуют предания, но только такие предания, которые имеют не апостольское происхождение, а позднейшее. Припомним, например, какой авторитет для протестантов имеют сочинения Лютера, Кальвина или еще более поздних протестантских богословов, например, Шлейермахера и других. Эти сочинения для протестантства разве не такое же составляют предание, какое содержится и в православной церкви, только с иным характером и иным происхождением, – и какое, между тем, отрицается учением протестантов?..
Но не излишне ли в церкви Священное Предание при существовании Священного Писания? как это и утверждают лютеране. Правильный ответ на этот вопрос должен быть безусловно отрицательным: Священное Предание не только не излишне при Священном Писании, но и положительно необходимо. Во-первых, без Священного Предания мы не могли бы знать самого канона священных книг, т. е. не могли бы быть уверенными в исторической подлинности и богодухновенном характере священных книг. Ориген говорит, что он «по Преданию удостоверился, что четыре евангелия целою церковью признаются несомненными»174. Подобным образом и блаженный Августин говорит: «я не поверил бы евангелию, если бы не побуждал меня к тому авторитет католической церкви»175. С этой стороны сами протестанты, вопреки своему воззрению на Предание, принимают последнее, хотя и бессознательно, так как они принимают канон священных книг, их богодухновенность и подлинность, о чем в самом Священном Писании ничего не говорится (в Священном Писании нигде не упоминаются названия книг, которые должны быть принты за священное Откровение Божие). Во-вторых, Священное Предание необходимо, как руководство к правильному разумению Священного Писания. И это потому, что отношение наше к Священному Писанию должно быть совершенно иное, нежели каково отношение ко всем другим словесным произведениям человеческого разума, так как Священное Писание не есть обыкновенное человеческое слово, но имеет сверхъестественный характер и есть слово Самого Бога. Для правильного понимания и истолкования того или другого словесного произведения человеческого требуется только иметь известную степень образования и умственного развития; между тем, для правильного толкования и понимания Слова Божия совершенно недостаточно этого требования, потому что богооткровенные истины, как мысли беспредельного ума Божия, всегда будут стоять неизмеримо выше нашего ограниченного разума. Последний, как бы ни был развит и образован, никогда не может взойти на один уровень с разумом Божиим и вполне постигнуть его откровения. Вот почему в деле усвоения божественного Откровения требуется от человека подчинения руководству св. церкви, управляемой Духом Божиим, хотя подчинение и не исключает некоторой и в известных пределах самодеятельности человеческого разума. В противном случае, Священному Писанию угрожает опасность быть низведенным в область произвольных и субъективных мнений человеческого ума – что подтверждается историей протестантства – и даже угрожает опасность полной утраты божественной истины и замены ее крайним человеческим мудрствованием. Так известно, что все еретики в христианской церемонии выдавали свои ереси за божественное учение, основанное на Священном Писании; явление в среде протестантов так называемого рационализма176, отрицающего сверхъестественное откровение, также служит полным подтверждением этого. Правда, не все протестанты впадают в полный рационализм; тем не менее при своем свободном, не подводимом под контроль общего церковного учения, отношении к Слову Божию, все они более или менее превратно понимают христианское учение. Вследствие своего неправильного отношения к Слову Божию, протестанты неизбежно приходят к смешению и даже к отождествлению чисто произвольных человеческих мнений с истинами богооткровенными177.
Но почему же именно, скажут протестанты, при изъяснении и понимании Священного Писания должно руководствоваться толкованиями древних отцов и учителей церкви, известными под общим именем «церковного Предания»? Почему этим толкованиям нужно давать предпочтение пред толкованиями других христиан, живших в сравнительно позднейшее время, или же современных нам? В ответ на это мы должны сказать, что смысл книг Священного Писания, написанных св. апостолами по Божественному вдохновению, естественно и всего лучше было знать тем представителям церкви Христовой, которые были непосредственными учениками и преемниками св. апостолов (как эти последние были в свою очередь непосредственными учениками Самого Христа Спасителя), которые были особенно близки к ним и слышали от них устные толкования. С другой стороны, по святости своей жизни и чистоте богопросвещенного ума своего, св. отцы первенствующей церкви Христовой могли лучше всех других людей уразуметь христианское учение здраво и истинно. Св. Ириней Лионский говорит, что при спорах с еретиками, превратно изъяснившими смысл Священного Писания, конец всему должно полагать истинное древнее Предание церкви, потому что первенствующая церковь от апостолов приняла не только текст Священного Писания, но и законное его истолкование178. Это истолкование и передано церкви в творениях святоотеческих.
Примечание 1. Писания отцов и учителей церкви драгоценны для нас в том отношении, что в них разъясняется все учение христианской веры. Но все ли отеческие творения имеют одинаковую важность в деле христианского вероучения, или же одним из них следует отдавать предпочтение пред другими? По важности их для понимания нами и усвоения христианского вероучения, первое место между ними бесспорно должны иметь коллективные святоотеческие творения – таковы соборные вероопределения. Из частных же святоотеческих творений – творениям, содержащим в себе изъяснение известных христианских догматов и явившимся после вселенского соборного определения этих догматов, должно давать сравнительное предпочтение пред теми творениями, которые написаны были представителями церковного сознания и веры до вселенских соборов, когда возможна была еще некоторая неопределенность и смутность в понимании известных догматов христианской веры, обстоятельное изъяснение и определение которых выражено было на том или другом соборе. Далее, то учение или предание, которое высказывается многими отцами и учителями церкви согласно и единодушно, должно предпочитать частным или единичным мнениям и учениям тех или других отцов и учителей церкви.
Примечание 2. Почему вселенские соборы начались только с IV века и окончились в VIII веке? Почему их только семь? И могут ли быть в будущем вселенские соборы? Ответы на эти вопросы, часто предлагаемые лютеранами, можно дать следующие. В первые три века церкви Христовой не было вселенских соборов (за исключением апостольского) потому, что не было к ним поводов; в это время христианская церковь боролась с антихристианскими учениями язычества и иудейства. Между тем, вселенские соборы необходимы против таких учений, называемых ересями, которые возникают на церковной почве в области христианской церкви. Эти еретические лжеучения появились в христианской церкви с IV века; они-то и служили поводами к созыванию семи вселенских соборов, на которых во всей полноте изъяснено и раскрыто учение христианской веры, бывшее предметом превратного толкования и искажения со стороны еретиков. Что касается того вопроса, могут ли в будущем быть в церкви Христовой вселенские собор, то на это нужно сказать с Филаретом, митрополитом московским179, что с тех пор, как произошел великий раскол, разделивший христианскую церковь на две, несоединенные и доселе, половины, – вселенских соборов не может быть, пока не последует общего соединения христиан разных исповеданий.
Примечания 3. Так как из истории известно, что в церкви были и лжесоборы, например, разбойничий собор, риминийский и селевкийский соборы (на этих последних соборах собравшиеся епископы, по приказанию императора Констанция, подписали арианский символ веры), то спрашивается: какой может быть установлен критерий для признания истинности соборов и для отличения их от лжесоборов? Критерий истинности и авторитетной вселенской непогрешимости соборов заключается в последующем за соборами всеобщим признанием этих соборов за вселенские и непогрешимые со стороны всей церкви Христовой, или короче: заключается в верности их постановлений вселенскому Преданию.
Основные принципы протестантов
Ответить на вопрос о том, кто такие протестанты, можно, поняв основные принципы их учения. Протестанты считают весь богатый церковный опыт, все духовное искусство, собираемое веками, недействительными. Они признают только Библию, полагая, что она — единственно верный источник того, как и что нужно делать в церковной жизни. Для протестантов христианские общины времен Иисуса и его апостолов — идеал того, какой должна быть жизнь христианина. Но приверженцы протестантизма не учитывают того обстоятельства, что тогда церковной структуры просто не существовало. Протестанты упростили все Церковное, кроме Библии, в основном, из-за реформ Римской Церкви. Поскольку католицизм очень изменил учение и отклонился от христианского духа. А расколы у протестантов начали происходить потому, что они откинули все — вплоть до учений великих святых, духовных учителей, руководителей Церкви. И раз уж протестанты стали отрицать эти учения, точнее, не воспринимали их, то у них начались споры в толковании Библии. Отсюда раскол в протестантизме и трата сил не на самовоспитание, как у православных, а на бесполезную борьбу. Отличие католиков от протестантов стирается на фоне того, что православных, хранящих уже больше 2000 лет свою веру в том виде, в котором ее передал Иисус, и те, и другие называют мутацией христианства. И католики, и протестанты уверены, что именно их вера истинная, такая, какой ее задумывал Христос.
Пятидесятники
Самые многочисленные протестанты в России — это пятидесятники. В нашу страну это течение проникло с Западной Европы через Финляндию в начале двадцатого века.
Первым пятидесятником, или, как его тогда называли, «единственник», стал Томас Барратт. Он приехал в 1911 году из Норвегии в Санкт-Петербург. Здесь проповедник объявил себя последователем евангельских христиан в духе апостольском, и начал перекрещивать всех желающих.
Основу веры и обряда пятидесятников составляет крещение Святым Духом. Они признают и обряд посвящения с помощью воды. Но переживания, которые испытывает человек при нисхождении Духа на него, считаются этим протестантским течением наиболее правильными. Они говорят, что состояние, которое при этом переживает крестящийся, равноценно ощущениям апостолов, принявшим посвящение от самого Иисуса Христа на пятидесятый день после его воскрешения.
Поэтому они и называют свою церковь в честь дня Сошествия Святого духа, или Троицы (Пятидесятницы). Последователи считают, что посвященный таким образом, получает один из Божественных даров. Он обретает слово мудрости, исцеление, чудотворение, пророчествование, возможность говорить на иностранных языках или различать духов.
В Российской Федерации на сегодняшний день самыми влиятельными протестантскими объединениями считаются три из среды пятидесятников. Они входят в Ассамблею Бога.
Отличия православных и протестантов
Хоть и являются христианами протестанты и православные, отличия между ними значительны. Во-первых, почему протестанты отвергают святых? Все просто — в Священном Писании написано, что члены древних общин христиан назывались «святыми». Протестанты, взяв за основу эти общины, называют себя святыми, что для православного человека неприемлемо и даже дико. Святые православных являются героями духа и примером для подражания. Они — путеводная звезда на пути к Богу. К православным святым верующие относятся с трепетом, уважением. К своим святым христиане православной конфессии обращаются с молитвами о помощи, о молитвенной поддержке в трудных ситуациях. Иконами с изображениями святых люди не просто так украшают свой дом и храмы.
Глядя на лики святых, верующий человек стремится самосовершенствоваться через изучение жития тех, кто изображен на иконах, вдохновляясь подвигами своих героев. Не имея примера святости духовных отцов, монахов, старцев и других очень уважаемых и авторитетных людей в среде православия, протестанты могут дать лишь одно высокое звание и почесть для человека духовного — это «изучивший Библию». Человек-протестант лишает себя и такого инструмента для самовоспитания и самосовершенствования, как пост, исповедь и причастие. Эти три составляющих и есть лечебница человеческого духа, заставляющая смирять свою плоть и работать над своими слабостями, исправляясь и стремясь к светлому, доброму, Божественному. Без исповеди человек не может очистить душу, начать исправлять свои грехи, ведь он не задумывается о своих недостатках и продолжает жить обыденной жизнью для и ради плоти, вдобавок гордясь тем, что он верующий.
Чего еще нет у протестантов?
Недаром многие не понимают, кто такие протестанты. Ведь у людей этого вероисповедания, как уже говорилось выше, нет духовной литературы, такой как у православных христиан. В духовных книгах православных можно найти практически все — от проповедей и толкования Библии до жития святых и советов о борьбе со своими страстями. Человеку становится намного легче разобраться в вопросах добра и зла. А без толкования Священного Писания в Библии крайне сложно разобраться. Духовная литература у протестантов стала появляться, но она еще только в зачатках, а в православии эта литература совершенствовалась больше 2000 лет. Самовоспитание, самосовершенствование — понятия, присущие каждому православному христианину, у протестантов сводятся к изучению и заучиванию Библии. В православии все — и покаяние, и исповедь, и причастие, и молитвы, и иконы, — все призывает к тому, чтобы человек стремился хоть на один шаг приблизится к идеалу, каким является Бог. Но протестант направляет все усилия на то, чтобы быть добродетельным внешне, и не заботится о своем внутреннем содержании. Это еще не все. Протестанты и православные отличия в вероисповедании замечают по обустройству храмов. Православный верующий имеет поддержку в стремлении быть лучше и разумом (благодаря проповеди), и сердцем (благодаря убранству в храмах, иконам), и волей (благодаря посту). Но в протестантских храмах пусто и протестанты слышат лишь проповеди, воздействующие на разум, не затрагивая сердца людей. Отказавшись от монастырей, монашества протестанты лишились возможности видеть для себя примеры скромной, смиренной жизни ради Господа. Ведь монашество — это школа духовной жизни. Не зря среди монахов множество старцев, святых или почти святых православных христиан. И еще понятие протестантов, что ничего, кроме веры во Христа, не нужно для спасения (ни добрых дел, ни покаяния, ни исправления себя) — ложный путь, ведущий лишь к добавлению еще одного греха — гордыни (из-за чувства, что раз ты верующий, то ты избранный и непременно спасешься).
Учение о церкви
Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.
Лютеранская церковь
Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.
Православный храм
Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.
Отличие католиков от протестатов
Несмотря на то что протестанты — это выходцы католицизма, между этими двумя религиями есть существенные отличия. Так, в католицизме считается, что жертва Христа искупила все грехи всех людей, а протестанты, впрочем, как и православные, полагают, что человек изначально грешен и одной крови, пролитой Иисусом, недостаточно для искупления грехов. Человек должен замаливать свои грехи. Отсюда и отличие в устроении храмов. У католиков алтарь открыт, каждый может увидеть престол, у протестантов и православных в храмах алтарь закрыт. Вот еще, чем католики отличаются от протестантов — общение с Богом у протестантов происходит без посредника — священника, а у католиков священники обязательны для посредничества между человеком и Богом.
У католиков на земле есть представитель самого Иисуса, по крайней мере, у них так принято считать, — это Папа Римский. Он — личность непогрешимая для всех католиков. Папа Римский находится в Ватикане — едином центральном органе управления всеми в мире католическими Церквями. Еще одно отличие католиков от протестантов заключается в отвержении протестантами представления католиков о чистилище. Как уже говорилось выше, протестанты отвергают иконы, святых, монастыри и монашество. Они полагают, что верующие святы сами по себе. Поэтому у протестантов нет различия между священником и прихожанином. Священник-протестант подотчетен протестантской общине и не может ни исповедовать, ни причащать верующих. По сути, он просто проповедник, то есть читает проповеди для верующих. Но главное, чем католики отличаются от протестантов, это все же вопрос связи между Богом и человеком. Протестанты полагают, что личной веры в Бога достаточно для спасения, а Благодать человек получает от Бога без участия Церкви.
Молитвы об усопших
Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.
Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.
Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.
Видео: отличия и сходства лютеранской и православной церкви
Протестанты и гугеноты
Эти названия религиозных течений тесно связаны между собой. Чтобы ответить на вопрос о том, кто такие гугеноты и протестанты, нужно вспомнить историю 16 века Франции. Гугенотами французы стали называть протестующих против правления католиков, но первых гугенотов называли лютеранами. Хотя независимое от Германии движение евангелистского толка, направленное против реформ Римской Церкви, существовало во Франции еще в начале 16 века. Борьба католиков против гугенотов не повлияла на увеличение численности приверженцев этого движения.
Даже знаменитая Варфоломеевская ночь, когда католики устроили просто резню и убили множество протестантов, не сломила их. В конце концов гугеноты добились признания властями права на существование. В истории развития этого протестантского движения были и притеснения, и дарование привилегий, затем снова притеснения. И все же гугеноты выстояли. К моменту окончания двадцатого века во Франции гугеноты составляли, пусть и небольшое количество населения, но были очень влиятельными. Отличительной чертой в религии гугенотов (последователей учения Жана Кальвина) является то, что одни из них считали, что Бог заранее определяет, кто из людей спасется, не важно будет человек грешным или нет, а другая часть гугенотов считала, что все люди перед Богом равны, и спасение Господь дарует каждому, кто это спасение принимает. Споры между гугенотами не смолкали долгое время.
Протестанты и лютеране
История протестантов начала складываться в 16 веке. И одним из инициаторов этого движения был М. Лютер, выступавший против бесчинств Римской церкви. По фамилии этого человека стали называть одно из направлений протестантизма. Название «Евангелическая лютеранская церковь» получило распространение в 17 веке. Прихожан этой церкви стали называть лютеранами. Нужно добавить, что в некоторых странах всех протестантов сначала называли лютеранами. Например, в России, вплоть до революции, всех приверженцев протестантизма считали лютеранами. Чтобы разобраться, кто такие лютеране и протестанты, нужно обратиться к их учению. Лютеране считают, что в период Реформации протестантами не создана новая Церковь, а восстановлена древняя. Также, по мнению лютеран, Бог принимает любого грешника как свое дитя, и спасение грешника — это лишь инициатива Господа. Спасение не зависит ни от усилий человека, ни от прохождения церковных обрядов, это Божья благодать, к которой даже готовиться не нужно. Даже вера, по учению лютеран, дается только по воле и действию Святого Духа и лишь избранным им людям. Отличительной чертой лютеран и протестантов является то, что лютеране признают крещение, и даже крещение еще во младенчестве, чего нет у протестантов.
Порядок богослужений
Лютеране стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства. Они предпочли оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые. В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия.
Лютеранская церковь внутри
Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан. В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь – провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме.
Богослужение в православном храме
Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия.
К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы.
Протестанты сегодня
Какая религия правильная, судить не стоит. Лишь Господь знает ответ на этот вопрос. Ясно одно: протестанты доказали свое право быть. История протестантов, начиная с 16 века — это история борьбы за существование, борьбы за право на свой взгляд, на свое мнение. Ни притеснения, ни казни, ни насмешки не смогли сломить дух протестантизма. И сегодня протестанты занимают второе место по численности верующих среди трех христианских религий. Эта религия проникла практически во все страны. Протестанты составляют примерно 33% от всего населения земного шара или 800 млн человек. В 92 странах мира существуют протестантские церкви, а в 49 странах протестантами является большинство населения. Преобладает данная религия в таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Нидерланды, Исландия, Германия, Великобритания, Швейцария и др.
Три христианские религии, три направления — православные, католики, протестанты. Фото из жизни прихожан церквей всех трех конфессий помогают понять, что эти направления такие похожие, но с существенными различиями. Было бы, конечно, прекрасно, если бы все три формы христианства пришли к общему мнению в спорных вопросах религии и церковной жизни. Но пока они разнятся во многом и на компромиссы не идут. Христианину остается лишь выбирать, какая из христианских конфессий ближе к сердцу и жить по законам выбранной Церкви.
Распространение этой религии в мире
Теперь рассмотрим, насколько распространена лютеранская церковь в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена.
Итак, самые многочисленные это, конечно, немцы-лютеране, также достаточно крупные конфессии находятся в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, США, Эстонии и Латвии. Общее количество верующих протестантов — около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию.