Парализованный святой: преподобный Пимен Многоболезненный

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

  • преподобный Серафим Саровский
  • преподобный Амвросий Оптинский
  • преподобный Сергий Радонежский

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

  • преподобный Силуан Афонский
  • преподобный Паисий Святогорец
  • преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный старец Силуан Афонский, фотография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Значение слова

Преподобный — это одна из категорий, еще их называют “ликами”, на которые принято разделять святых в зависимости от деяний во время их земной жизни. Так что означает слово «преподобный»? Так называли святых монахов, которые своей жизнью и трудами старались угодить богу, стать ему подобными, и преуспели в этом, поэтому только монахи, возвеличенные церковью, могли носить это звание.

Важно отметить, что преподобные — такое уникальное явление, аналогов которому в христианстве больше нет. Безусловно, в каждом чине святых можно найти множество примеров богоподобия, но преподобные святые отличались от остальных особым, беззаветным стремлением служить господу, отличающимся крайней степенью самоотречения. Встав на стезю подвижничества, они отказывались от всех земных благ и полностью посвящали себя служению Всевышнему.

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же — юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.

Святая блаженная Ксения Петербургская, икона

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики — убиенные преподобные.
  • Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.

Преподобный старец Паисий Святогорец и птичка, фото

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Молитвословия

Тропарь преподобному единому, общий

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой

.

Тропарь преподобным, общий

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш

.

Тропарь преподобной жене, общий

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: / при́имши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, / и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо; / прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; / те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бная [имя рек], ду́х тво́й.

Тропарь преподобным женам, общий

Истинному желанию уневестившася, христославныя, / и временного обручника отвергшася совокупления, / и добродетельными подвигами возрастша, / на высоту востекосте нетления, / краснодушныя и многобогатыя, / столпи монашествующих жен и правило: / темже о нас молите непрестанно, / любовию вашу память празднующих

.

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского2. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» ( Пс.81:6 )»3. Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Традиция почитания преподобных

Если посмотреть на церковный календарь, вы с трудом отыщете в нем хотя бы один день, в который не вспоминали бы о преподобном святом. Часто бывает, что в один день чествуют несколько имен. Именно поэтому рассказывать о почитании преподобных довольно сложно. Сделаем это на примере самых известных преподобных — Серафима Саровского и Сергия Радонежского.

По данным статистики и сайта «Храмы России», на 22 октября 2017 года Серафиму Саровскому посвящены 303 храма по всей России, Сергию Радонежскому — 793.

Стоит заметить, что эта информация не может считаться абсолютно точной, т. к. статистика учитывает несохранившиеся и строящиеся храмы, церкви, которые могут быть в ведении старообрядцев, а также часовни и домовые храмы. Например, такие как храм Серафима Саровского, находящийся на территории НИИ педиатрии и детской хирургии в Москве. Храм расположен в одном из корпусов института и не имеет собственного здания.

Преподобные Русской церкви

Преподобный Феодосий Печерский, считающийся отцом русского монашества, был третьим (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным русской церковью. Он стал тем идеалом святого, которому на Руси оставались верны многие века.

Основные черты характера Феодосия, какими их описывают книги, стали мерилом праведности и для его учеников и последователей. Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами» (термин, встречающийся в жизнеописании практически каждого русского святого). Преподобный Феодосий скрывал свои аскетические подвиги, его жизнь и помимо молитвы была заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом, он, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, служа духовным отцом для мирян — того же ожидали и от его последователей.

Вторая важнейшая фигура среди русских преподобных — Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря и учитель Феодосия. По житиям святых видно, что Антоний был последователем святогорской (афонской) монашеской традиции (с её атмосферой жестоких искушений, связанных с ними страданий и устрашающей демонологией), хотя его учитель Феодосий брал в пример палестинских подвижников (которым крайняя аскеза была совершенно не свойственна — аскеза, труд, молитва, служение миру там находятся в гармоническом равновесии). Тем не менее, именно эти два пути в подвигах учеников Феодосия и Антония развились в два потока иноческой жизни, один — аскетически-героический, другой — смиренно послушный, социально-каритативный. Наиболее ярко они воплощаются в двух персонажах знаменитого Киево-Печерского патерика: Марке-пещернике и Алипии-иконописце. Первый — суровый старец-аскет, проведший жизнь под землей на послушании гробокопателя. Второй — светлый труженик, художник, чьи чудесные краски обладают способностью исцелять прокажённых. Из более поздних русских преподобных самыми известными являются Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Литература

  • Карпов А.
    Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — Москва: Вече, 2005.
  • Останина С. П.
    Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8.
  • Православный церковный календарь. 2013. — Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
  • Преподобный // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Уничтожение монастыря большевиками

Революция 1917 года выжгла все, что составляло культурную и духовную основу государства, не пощадили большевики и Оптину обитель. Новая власть относилась враждебно к православию, видя в нем угрозу новому государственному строю.

Поэтому Оптина пустынь постепенно забылась, что позволило большевикам без какой-либо угрозы для своей политической репутации закрыть монастырь. Это произошло в 1923 году. В его зданиях была устроена лесопилка, а скит отдан под дом отдыха. Многие старцы подверглись гонениям, юродствовали.

Возрождение монастыря произошло в 1987 году, когда государство вернуло Русской православной церкви все, что осталось на тот момент от обители. Началось восстановление монастыря, и уже в 1988 году в его надвратной церкви и Введенском соборе прошли богослужения.

В том же году Поместным Собором РПЦ был прославлен Амвросий Оптинский, первый из четырнадцати старцев. В 1996-м остальные тринадцать старцев были причислены к лику местночтимых святых, а в 2000 году они были прославлены для общецерковного почитания.

Сейчас монастырь ведет просветительскую работу, у него есть свое издательство, появился сайт, где можно узнать его историю, получить совет. И каждый день, как встарь, врата обители открыты для многочисленных групп паломников.

преподобный это

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: