Прп. Савва Освященный |
Савва Освященный
(439 — 532), игумен, преподобный Память 5 декабря в день кончины, 13 октября в день возвращения мощей из Италии во Святой Град (РПЦЗ [1])
Родился в 439 году в маленьком городке Муталаска в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим и поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине.
Промысел вскоре свел его с преподобным Евфимием Великим, но тот направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря Мукеллик со строгим общежительным уставом.
После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Преподобный Евфимий Великий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув у Мертвого моря. Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда в 473 году преподобный Евфимий Великий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики — все, кто хотел иноческой жизни. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Так возникла в 484 году Великая Лавра. Лавра была и доселе служит одним из центров православия на Востоке, давая и материальную помощь, и возможное образование окрестному бедному населению из православных.
Преподобный Савва основал в общей сложности семь обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.
Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану, с тем чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры.
Составил «Богослужебный устав» (Типик), известный также под именем Иерусалимского.
Скончался 5 декабря 532 года.
Жизнь святого Саввы описана его современником Кириллом Скифопольским [2].
В 1256 году его нетленные мощи были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, а 26 октября 1965 года возвращены обратно в основанную им Лавру. Они и по сей день находятся там в церкви Богородицы у южной стены [3], и от них происходят многочисленные случаи исцеления.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Житие на сайте Православие.Ru
- Клевцова Елена, «В гостях у Саввы Освященного», 18.XII.2005:
[1] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2022 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2022, с. 138, .
[2] см. в изд. Соtelerius, П., 1661
[3] Преподобный Савва Освященный // Иверская свеча: Приходской листок храма Иверской иконы Божией Матери г. Паланга. — 2009, № 19 (Выпуск № 241), с. 12, — просмотр статичных страниц во встроенном плейере (работает нестабильно; зеркало: ); Память преподобного Саввы Освященного // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. II. — С. 467, .
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный
Святой Савва[1] , озаривший палестинскую пустыню своим житием, подобным ангельскому, родился в небольшом городке Муталаска, в Каппадокии[2], в 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.
Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.
Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».
По смерти святого Феоктиста в 469 году, Савва получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря. Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев, по субботам же и воскресеньям приходил в монастырь для участия в литургии и совместной трапезе. С отдания праздника Богоявления и до Вербного воскресенья преподобный Евфимий имел обыкновение брать его с собой в пустыню Рува, где, никем не отвлекаемый, он упражнялся в самых высоких добродетелях и богообщении. Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями. Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.
Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона. Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет. Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.
Каждому приходящему к нему послушнику святой устраивал отдельную келью в одной из многочисленных окрестных пещер и обучал новоначальных всем премудростям пустыннического жития. После того как число его учеников очень скоро достигло 70, по молитве святого из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии. Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм. Эту пещеру святой Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.
Число насельников основанной преподобным лавры[3] непрерывно увеличивалось, достигнув 150 человек. Множество паломников все время стекалось в обитель, чтобы получить спасительное наставление и благословение и принести дары и пожертвования, благодаря которым монахи могли снабжать себя всем необходимым, не отвлекаясь заботами суетного мира. Несмотря на смиренный отказ преподобного принять священство, он все же был рукоположен в пресвитера в 53 года, дабы иметь возможность должным образом руководить учениками.
Большое число послушников не мешало, однако же, святому Савве по-прежнему питать любовь к уединению. Ежегодно, по примеру своего духовного отца преподобного Евфимия, он на время Великого поста уходил далеко в пустыню. Во время одного такого пребывания в безлюдных местах преподобный обосновался на холме под названием Кастеллий, где обитали бесы. Очистив это место молитвами, он основал там новый общежительный монастырь для уже испытанных в подвижнической жизни иноков (492). Для тех же, кто только недавно ушел из мира, святой Савва устроил к северу от лавры третью обитель, чтобы они обучались аскетической жизни и чтению Псалтири наизусть (493).
Преподобный позволял подвизаться в уединении лишь опытным монахам, которые приобрели навык различения и хранения помыслов, сердечное смирение и совершенное отречение от собственной воли. Юных же иноков он отправлял сперва на послушание в обитель к святому Феодосию.
В то время, когда многочисленное палестинское монашество смущалось монофизитской ересью, противной решениям Халкидонского Собора, патриарх Иерусалимский Саллюстий назначил святого Феодосия и святого Савву архимандритами[4] и экзархами всех монастырей, находившихся в юрисдикции святого града (494): Феодосию было вверено общежительное, а Савве – отшельническое монашество, а также иноки, жившие по кельям в лаврах.
Непримиримый враг служителей ада, святой Савва всегда был кроток и снисходителен по отношению к людям. Так, когда дважды, в 490 и 503 годах, часть его братии поднимала возмущение против настоятеля, он сам добровольно покидал свой пост, не пытаясь отстоять словами либо навязать силой свою власть, и лишь по настоянию патриарха снова принимал бразды правления. Узнав о том, что 60 монахов, ушедших из-под его власти в заброшенную обитель, так называемую Новую лавру (507), находятся в крайней нужде, преподобный испросил у патриарха некоторую сумму золотом, которую сам доставил к ним и даже помог ослушникам построить церковь и организовать новый монастырь со своим собственным игуменом.
Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.
В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого.
По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию.
Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе.
В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом – события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.
С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита).
Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года.
Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.
После смерти святого Феоктиста Савва переселился в пещеру для уединённых молитв
До 469 года Савва служил в монастыре, где стал образцом отречения от собственной воли. Он охотно проводил ночи в песнопениях, днями помогал другими монахам и вообще заслужил репутацию старца.
Но святой Феоктист умер, и это стало сигналом для Саввы что-то поменять в своей жизни. Четырнадцать лет он уже отдал этому монастырю, ещё десять — Флавианской обители, но всё ещё не был удовлетворён духовным поиском.
Савва не захотел быть просто монахом, он всё время усложнял для себя духовный путь.
Савва получил разрешение уходить из монастыря и большую часть недели жить отшельником в пещере, а в обитель возвращаться по выходным на литургии и трапезы.
Теперь уже и святой Евфимий иначе смотрел на монаха, брал его с собой. Любопытно, что Савва подражал преподобному: так же, как и он, принялся плести пальмовые листья. Возможно, это были корзины на продажу. По крайней мере, именно этим любил заниматься преподобный Евфимий.
Через 10 лет жизни в монастыре святой Савва отправился в Иерусалим
Пусть Савве и нравился монастырь, святого тянуло к более суровой подвижнической жизни. Преподобный знал, что способен преодолеть самые сложные испытания, а потому через 10 лет с благословения настоятеля отправился в Иерусалим.
Это не было простым стремлением побывать на святых для христианства местах. Каждый верующий знает, что истинная благодать находится не где-то на земле, а в душе человека.
Савва стремился пообщаться с преподобным Евфимием Великим.
Савва искал преподобного Евфимия Великого, бывшего отшельника, основателя обители, способного исцелять верой. Этот известный христианин, по-видимому, был духовным ориентиром для Саввы.
В 456 году — Савва уже в Иерусалиме, где он находит преподобного Евфимия. Однако тот не захотел брать к себе столь юного послушника и отправил того в другой монастырь — к святому Феоктисту.
Создатель Иерусалимского устава
В 524 году в Лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название Иерусалимский. С годами он распространился по всему Православному Востоку, а на Руси по нему служат с XIV века — со времени митрополита Киевского Киприана.
Созданный им Устав (Типикон) регламентировал порядок богослужений. До сих пор по нему служат во всей Православной церкви. В Типиконе содержится месяцеслов, годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезы и других сторонах церковной и монастырской жизни.