Жесты Рук в Иконографии и Их Сакральное Значение


На иконе всегда изображены реальные, а не вымышленные лица и события священной истории. И чтобы подчеркнуть эту связь с историей, выразить динамику, но в то же время передать и внутреннее состояние изображенных святых, и смысл события, то есть, статику, икона в своем языке прибегает к символизму жестов.

Всем хорошо известна поясная икона Господа Иисуса Христа, на которой Он изображен с открытым Евангелием в левой руке и с правой рукой, пальцы которой сложены особым образом. Народное сознание обычно понимает это как благословение Господом молящегося. Поэтому на живописных иконах XIX-начала XX веков пальцы правой руки Спасителя изображаются сложенными в так называемое священническое «имясловное» благословение, когда они изображают греческие буквы IC XC. Но если мы внимательно посмотрим на традиционную древнерусскую или византийскую икону, мы вовсе не найдем там имясловного благословения, а обнаружим, что правая рука Христова имеет несколько иной жест: большой палец соединен с малым средним, а остальные разогнуты. Обратившись к историческим данным, мы с удивлением узнаем, что данный жест символизирует не благословение, а то, что Спаситель изображен в процессе произнесения речи, а именно – он благовествует евангелие Царства Божия. [2, 492] Еще дохристианскими портретистами этот жест был введен для обозначения момента публичного выступления и был взят из тогдашней общественной практики. Уже у ассирийцев, египтян и индийцев имелся обычай посредством перстосложения передавать, что изображенные на картинах лица должны быть понимаемы именно говорящими. [2, 492-1)] Позже традиция жестикуляции прослеживается и в культуре древнего Средиземноморья: греческие и римские ораторы, восходя на кафедру, приглашали слушателей к молчанию и вниманию, поднимая перстосложенную руку, и во время произнесения речи жестикулировали особым образом. [2, 493] У Квинтиллиана можно найти подробное объяснение наиболее употребимых ораторских жестов греко-римского мира. Например, соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались – то есть, тот жест, с которым изображен на иконах Спаситель – означал начало речи, а также сам процесс повествования, иногда – порицание или обвинение. Подгибание двух средних перстов под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Подгибание всех перстов и распрямление указательного символизировало порицание или, собственно, указание. По записям Квинтиллиана и Апулея можно насчитать около десяти наиболее употребительных жестов у греко-римских ораторов. [2, 493-1)] До настоящего времени сохранились списки классических или языческих произведений, украшеных миниатюрами, на которых говорящие лица изображены с поднятыми перстосложенными руками. Например, творения Гомера в Миланской амвросианской библиотеке, «Энеида» Вергилия в Ватиканской библиотеке, труды Диоскорида, хранящиеся в Венской библиотеке. Кроме этого, известно употребление перстосложения рук как знак беседы и в нехристианских скульптурных произведениях, в частности древнегреческих. [2, 494-495] Как следует из исторических памятников и источников, в христианской иконографии перстосложенные руки также символизировали процесс беседы. Спаситель, пророки, апостолы и святители изображаются с перстосложением рук в знак того, что они – лица проповедующие евангелие Царства Божия. Это подтверждает живший в VI веке Павел Силенциарий, в своем описании построенного императором Юстинианом собора св. Софии в Константинополе. Павел говорит об изображении Христа на одной из алтарных завес: «Он изображен протягивающим персты правой руки – в знак того, что Он вещает присноживой глагол, а в левой руке – имеющим книгу, которая содержит Божественные глаголы [т.е. евангелие]«. [2, 496] Важным свидетельством является написанный в IV или V веке отрывок Пятикнижия Моисея, хранящийся в Венской библиотеке. Он украшен 24 миниатюрами, иллюстрирующих текст Пятикнижия. На миниатюрах многие лица изображены с перстосложенными руками, причем в таких ситуациях, когда этот жест совершенно невозможно понимать в смысле благословения или моления – это было бы не просто несообразностью, но иногда даже кощунством. [2, 497] Например, с таким жестом изображен Исав, продающий первородство Иакову; Иосиф, рассказывающий сон братьям. На миниатюре, на которой Иосиф находится в темнице с хлебодаром и виночерпием, перед темницей изображены страж со своей женой: они обращены друг к другу с перстосложенными руками – ясно, что они разговаривают. [2, 497-1] На миниатюре, иллюстрирующей грехопадение Адама и Евы, над ними видна рука из облака, означающая, что Бог что-то говорит им, причем понятно, что Он не благословляет их за грехопадение, а обличает их в нем. Таким же образом написано изгнание Адама из рая. [2, 497-2] Другим свидетельством является греческая рукопись XII века, на миниатюрах которой имеется изображение говорящих лиц со следующим сложением пальцев рук: большой и большой средний соединены концами, малый средний прижат к ладони, а указательный и мизинец протянуты. [2, 497] Знаменитый русский церковный историк Е. Голубинский, у которого я почерпнул часть фактологического материала для этого доклада, указывает, что рассмотренное значение перстосложения в иконографии сохранялось, по крайней мере, до половины XV века. [2,500] Только с этого времени (а, может быть, и значительно раньше) в Русской Церкви простертая рука с традиционным двуперстием (большой, малый средний палец и мизинец соединены, указательный и большой средний отогнуты) начинает на иконах символизировать именно двуперстное благословение. [2, 500] Апологеты старообрядчества начала XVIII века выговские братья Денисовы в своей знаменитой книге «Поморские ответы» для обоснования древности и авторитетности двуперстия приводят большой перечень случаев, когда на древнерусских иконах двуперстие изображено уже в качестве благословляющего жеста. [1] При изложенном выше понимании символики перстосложенных рук возникает законный вопрос: а как же в таком случае на древних иконах изображался процесс молитвы? – В соответствии с церковной практикой древности, обычным жестом на молитве было воздеяние (т.е. поднятие) рук. Этот жест служил символом, или, лучше сказать, естественным внешним выражением пламенной и искренней внутренней молитвы. Святой апостол Павел, говоря об устроении церковной жизни молодых христианских общин, пишет в 1-м послании к Тимофею: «итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Наиболее ярким из сохранившихся и хорошо известных иконописных типов, отражающих подобную практику, является икона Божией Матери «Оранта» или «Знамение». Вообще, примерно до XV века воздеяние рук употреблялось на молитве как основной жест, а осенение себя крестным знамением было лишь сопроводительным действием в начале или по окончании руковоздеятельной молитвы. [2, 500-501] Так, например, изображены молящиеся в Месяцеслове императора Василия. [2, 502-2)] Приведенные свидетельства позволяют утверждать, что психологический символизм жестов является одной из неотъемлемых выразительных черт особого языка христианской иконы. Будучи основанным на символике жестов древнего мира он стал использоваться в иконе для выполнения ее главнейшей задачи: передать графическими средствами не только внешнюю сторону изображенного события или личности святого, но и внутренний смысл первого или духовное состояние второго. Доклад, прочитанный на Первых Покровских педагогических чтениях «Диалог отечественных светской и церковной традиций» в секции «Психология в свете православной традиции» (РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, 13 октября 2000 года) Библиография 1. [Братья Денисовы.] Поморские ответы. Мануиловский Никольский монастырь, 1884. 2. Голубинский Е. История Русской Церкви. Том II, 2-я пол. тома. М., 1911, 616 с. 3. Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, 224 с. 4. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1996. 5. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Б/м, Изд-во Зап.-Европ. Экзархата Моск. Патриархата, 1989, [репр.: М., 1998,] 476 с, илл.

Образование и Православие / https://www.kiev-orthodox.org/

Термины русской иконописи

Термины русской иконописи

Словарь иконописных терминов

Адорации жест (лат. adoratio — поклонение) — в иконографии изображение молитвенной позы с воздетыми к небу руками.

Ангел Великого Совета — тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание».

Ассист, асист — клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.

Басма (турецк — оттиск, отпечаток) — тонкие пластинки из серебра, золота и других металлов с тисненым узором, покрывающие поверхность иконы.

Великий Архиерей — тип изображения Иисуса Христа в епископском облачении как глава Церкви — земной и небесной.

Велум (лат. veloum — парус) — в иконографии ткань, обычно красного цвета, перекинутая с одной палаты на другую для обозначения того, что действие происходит внутри здания.

Ветхий денми (древнерус. — древний, насыщенный днями) — тип изображения Иисуса Христа (в поздней иконографии — Саваофа) в виде седовласого старца.

Вохрение (древнерус. вохра — охра), охрение — одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры.

Вседержитель или Пантократор (греч.) — один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием.

Горка, лещадка (древнерус. — колотый, плоский камень) — элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения.

Графья (греч. — начертанный, написанный) — рисунок, процарапанный по левкасу иконы или по штукатурке на стене, который затем прописывается цветом.

Движки — элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет.

Деисус, деисис (греч. — моление) — композиция, символизирующая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом.

Доличное письмо — стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, — фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д.

Елеуса (греч. — милостивая, милующая) — Умиление — тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.

Житийная икона — икона, в клеймах которой, окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. — житие) и его деяния.

Зерцало (древнерус. — зеркало) — в иконографии предмет круглой формы (диск, сфера) с изображением монограммы имени Христа или образа Эммануила.

Знамение (древнерус. — чудо, знак, посланный свыше) — тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге — молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы — Панагия.

Извод иконографический — вариант иконографии в пределах канонического образа.

Икона (греч. — образ, изображение, отображение) — священное изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых или событий Священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением Церкви.

Иконография — 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.

Иконостас — перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.

Канон иконописный (греч. — правило) — свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.

Клеймо — сцена жития святого на поле житийной иконы.

Ковчег (древнерус. — ящик, ларь) — углубление в иконной доске, на которой пишется изображение.

Левкас (греч.) — белая грунтовая основа для иконной и настенной живописи.

Личное письмо — стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела.

Лузга — скос между полем и ковчегом, служит условной границей между миром зрителя и миром иконы.

Мандорла (итал. mandorla — миндалина) — символическое изображение сияния божественного света вокруг фигуры Христа, изредка Богородицы.

Минея (греч.) — книга или икона, в которой Праздники и святые расположены в порядке празднования их по календарю.

Нерукотворный Образ — Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч. ) — тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.

Не рыдай Мене Мати — тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением ю гроб после Распятия.

Нимб (лат. nimbus — облако) — сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.

Обратная перспектива — система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с одной, а с нескольких точек зрения.

Одигитрия (греч. — Путеводительница) — тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.

Оклад — накладное декоративное украшение иконы.

Олифа (лат. oleum — масло) — растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.

Оранта — (греч. — Молящаяся) — один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность — воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.

Паволока (древнерус. пелена, покрывало) — ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от деформации и растрескивания.

Парсуна (лат. persona — личность, особа), искаженное «персона», — так именовали на Руси в XVI—XVII вв. портреты.

Подлинник иконописный — практическое руководство для иконописца с описанием и образцами (так наз. Лицевой подлинник) изображений.

Подокладница — икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые окладом не закрывались.

Позем (древнерус.) — изображение земли на иконах.

Поле (поля) иконы — рама вокруг ковчега на иконной доске.

Пробела, пробелка — в долйчном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.

Прорись — контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.

Роскрышь (древнерус.) — стадия работы над иконой, в процессе которой равномерно распределяются цвета, и краской заливают рисунок внутри обозначенных контуров.

Санкирь — в личном письме первый слой, на который кладется вохрение.

Символы евангелистов — изображения четырех животных, сопровождающих явление Бога в славе. В иконографии соотнесены с евангелистами: ангел — символ Матфея, телец — Луки, лев — Марка, орел — Иоанна.

София Премудрость Божия — тип изображения Иисуса Христа в виде ангела с восьмиконечным нимбом, восседающего на престоле. Символизирует Спасителя до Его Воплощения.

Спас в силах — тип изображения Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил, символов евангелистов.

Средник — средняя часть житийной иконы.

Таблетка (франц. tableau — картина) — название, принятое в XX в. для икон, написанных на грунтованном холсте с двух сторон.

Темпера яичная — основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.

Фреска (итал. fresco — свежий, сырой) — роспись по сырой штукатурке.

Фряжское письмо (древнерус. фрязин — итальянец) — стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII—XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи.

Царь царём — тип изображения Иисуса Христа в царских ризах.

Цата (древнерус. — монета, украшение) — подвеска к иконе в виде полумесяца.

Чин (древнерус. — порядок) — то же, что ряд в иконостасе.

Шпонка — деревянный брусок, прибитый или вставленный в паз с тыльной стороны иконы, служащий для предотвращения деформации иконной доски.

Эммануил (греч. от древнеевр. — с нами Бог) — тип изображения Иисуса Христа в младенческом или отроческом образе.

Энкаустика (греч. — выжигаю) — техника восковой живописи.

Этимасия (греч. — приготовленный) — изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей — Иисуса Христа, грядущего во славе. Изображается с лежащим на нем Евангелием и Крестом, а также сходящим на него голубем.

Материал создан: 28.10.2015

Престол в православном храме

35 гениальных и лаконичных цитат Чехова

Краеведение. Рефераты. Туризм

Иудейство и Ветхий завет исключают изображения и скульптуру из своих ритуалов. «Не сотвори себе кумира«. А вот у католиков и православных мы видим множество изображений с определенными жестами. И некоторые из них уж очень явно напоминают древние изображения ведической и буддистской культуры Индии.

В истории Крыма особое значение играет период борьбы иконопочитателей и иконоборцев в Византии. Принято считать, что в Горном Крыму и на побережье в 8 веке нашло себе приют множество монахов-иконопочитателей из разоренных византийскими императорами богатых монастырей. Между тем, сохранились пещерные средневековые храмы даже без знака креста. В описаниях путешественников отмечено широкое распространение монофизитских ересей (вера в единого бога, отрицание Троицы — триединства бога-отца, бога-сына и святого духа) среди крымских аланов.

Еще одним занятным для крымского туризма фактом является прямое почитание Будды, индийского царевича Гаутамы, как святого Иоасафа. Иосафатова долина находится в окрестностях Бахчисарая, рядом с иудейским пещерным городом Чуфут-кале и православным пещерным Свято-Успенским монастырем.

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе. Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью. Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Ведическая культура в целом насчитывает около 5 тысяч лет развития и связана с брахманами — жреческой кастой ариев. Буддизм, отрицая кастовую организацию общества и неравенство людей, в плане эстетики, изобразительного искусства и физической культуры не является чем-то революционным и разрушающим. Фактически иконография (культовая графика древней Индии) в той же степени, как и ритуальные и даже самые обычные праздничные танцы, содержит большое число жестов. Сплетение пальцев одной руки или пальцев обеих рук всегда точно обозначает что-то очень важное.

Когда появились первые христианские иконы? Исследователи пишут, что первые иконы появились в 5-6 веках новой эры, то есть отнюдь не у первых христиан. Ни одного упоминания об иконах или скульптурных изображениях святых нет ни в Евангелиях, ни в описаниях деяний апостолов. Христианские богословы объясняют этот факт гонениями на первых христиан, необходимостью скрывать свою веру.

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 году, завершил эпоху иконоборчества. С историей Крыма эта дата связана напрямую, как время восстания епископа Иоанна Готского против власти хазар. Речь идет именно о времени, когда вся правящая тюркская элита Хазарского каганата перешла в иудейство и стала рассматривать почитание икон как поклонение идолам, язычество, отрицание единого бога.

Почитание святых икон стало одним из догматов христианства, общим как для православия, так и для католицизма. Сегодня существует множество самых разнообразных священных изображений: написанные красками по дереву или металлу, иконы из камня, мерные иконы, но как же выглядели первоисточники? Церковные предания сообщают множество легенд, но, собственно, в Ветхом и Новом завете об иконах нет ни слова. Это притом, что Ветхий завет очень тщательно описывает устройство храмов, их размеры и необходимые материалы для строительства.

Жесты из ведической культуры и христианские иконы

Определённое взаиморасположение пальцев рук, которое имеет ту или иную смысловую нагрузку и несёт определённый энергетический потенциал, в буддизме называется мудра.

Притви Мудра или мудра Земли – выполняется путём смыкания в кольцо большого и безымянного пальцев, что способствует значительному уменьшению любых физических недостатков. Именно эта мудра встречается на изображениях Иисуса Христа и у статуй Будды.

Прана Мудра или мудра Жизни – исполняется путём прикосновения кончиками безымянного пальца и мизинца к верхней фаланге большого пальца. Данная мудра активизирует организм, делает людей сильнее и духом, и физически, повышает иммунитет и помогает бороться с недугами. Наверное, поэтому именно этот жест встречается на изображениях Николая Чудотворца и Иисуса Христа.

Арда Патака Мудра – способствует раскрытию чакр и используется при изображении индийских йогов. Вместе с тем, создатели видеоролика предлагают вниманию изображение Иисуса Христа, пальцы которого располагаются в позиции, соответствующей мудре Арда Патака, а также с таким жестом изображается Бафомет – божество, которое относится к языческому финикийскому пантеону.

Из обсуждения: Иван Викулов Слабо. Та же ахинея, что в «Бдухе бремени». Рассчитано на недоученных студентов, которые нахватались чего-то в эзотерических книжульках. 1) В этом ролике похожи лишь две фигуры. Первая и последняя. В христианстве они означают: — Буквы: i, c, x (указательный, средний и безымянный с мизинцем). icx = Иисус Христос. На иконе св.Николая в ролике — то же. — Два пальца (указательный и средний вместе): две природы — божественная и человеческая соединенные в одно. 2) Христианство никогда не боялось использовать формы, существовавшие в дохристианском мире, если они наполнялись христианским содержанием и не противоречили сути учения. Они адаптировались как символы, метафоры, нравственные истины. В общих чертах принцип можно увидеть в 22 беседе Василия Великого «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений». 3) Кроме того, как известно всякому из курса философии, совпадение событий, как и их последовательность, не обозначает с необходимостью связи между этими событиями. То, что мы ковыряем зубочисткой в зубах не значит, что мы подсмотрели это у аборигенов Австралии, которые делали это тысячи лет до нас. Просто это удобно. 4) В индуизме десятки мудр. Если бы было заимствование, оно не было бы единичным и содержало бы схожий смысл. В христианстве же эти жесты — не статичны, но динамичны. Ими изображают крест, благословляя других, а не просто исполняют в статике для собственных энергетических целей или символа (и только епископы и священники, а на иконах Девы Марии вы их не найдете). Поэтому предлагаю переименовать ролик. Вместо «Мудры в христианских иконах» назвать его «Дурость в эзотерических головах». 21 фев 2013

Приложение: … в Библии, Слове Божьем, оно прямо и категорично запрещено во Второй Заповеди Творца: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». (Исх.20:4,5; Втор.5:6-10). Пророк Исайя пишет: «Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены…

Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь взращивает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сжигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: та «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис.44:8-20)

И Ветхий и Новый Заветы, все Писание говорит однозначно, что поклонение изображениям (по-гречески: «иконос») страшный грех против Бога. Он Сам говорит: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (в данном случае иконам и статуям как идолам) (Ис.42:8). Ведь «до ревности любит дух, живущий в нас». (Иак.4:5) Первые двести — триста лет своего существования христианство было чисто от всяких икон и статуй. На рубеже III-IV столетий стали в сектах древних еретиков «гностиков-христиан» на востоке использоваться некоторые живописные изображений.

Святитель Ириней Лионский (202 г.) писал, что у еретиков — гностиков «карпократиан», т.е. последователей лжеучителя третьего столетия Карпократа, уже появлялись изображения Иисуса. Наряду с портретами Иисуса эти еретики использовали, выставляя на своих служениях, портреты, бюсты Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих языческих мыслителей. Гностики не только стали изображать Иисуса, но и придумывать всевозможные нелепые легенды, которые впоследствии легли в основу суеверных религиозных преданий Православно-Католической Церквей. К примеру, те самые карпократиане учили, что якобы Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи первым нарисовал портрет Иисуса. Впоследствии эти еретики говорили, что, якобы, первым «иконописцем» был апостол и евангелист Лука?!?

«Еще существует легенда о царе Эдессы Авгаре, будто бы Христос прислал ему полотенце с «нерукотворным» отпечатком своего лица и будто бы потом с этого отпечатка иконописцы писали иконы. Тоже довольно маловероятная версия, так как в этом случае, очевидно, все написанные иконы, имея общего «предка», — отпечаток на полотенце Авгаря, являли бы нам более-менее похожие изображения Христа. Но, как уже упоминалось, изображения Христа на иконах весьма и весьма различаются, что свидетельствует об их придуманности и нафантазированности. У древних церковных писателей, например, у такого авторитетного, как Евсевий Кесарийский, мы, действительно, можем найти так называемое «Послание Авгаря» и ответное письмо Христа Авгарю. Но, что интересно, там нет ни слова об этом полотенце и т.н. «нерукотворном образе».

В «Послании Авгаря» эдесский царь предлагает Иисусу Христу свое гостеприимство и просит исцелить его от недуга. В ответ Иисус обещает прислать к нему своего ученика, который эту его просьбу выполнит. Насчет полотенца с отпечатком ни слова.Если же на самом деле этот ученик и привез полотенце с отпечатком лика Христа, то почему такое важное с церковной точки зрения событие не упоминается у такого скрупулезного церковного историка, как Евсевий Кесарийский? Скорее всего, потому, что в конце III и начале IV веков, когда он жил, икон просто не было, поэтому и не было проблемы иконопоклонства.

«Иконы появились позже, в V веке, возможно, как раз потому, что кем-то была придумана легенда о том, что Христос подарил Авгарю полотенце с отпечатком Своего лица, и художники, рисующие воображаемого ими Христа, начали утверждать, что их картины — это копии того самого отпечатка». (Д. Правин)

Во второй половине IV столетия некоторые Христианские епископы, под влиянием гностицизма, стали снисходительно относиться к этому новшеству, как к хорошему средству для привлечения язычников в христианство.Многие философы до того главным обвинением в адрес христиан выдвигали атеизм, т.к. они не имели абсолютно никаких изображений которым бы поклонялись. Любая религия римской империи это знала, но первые христиане были истинно-православными, т.к. поклонялись Всемогущему Господу Богу «в духе и истине». (Ин.4:24)Православие — это значит правильно славить Бога!Именно такой смысл вкладывал в это слово византийский император Феодосии, произнесший его впервые в конце IV века.

В 300-306 году в Эльвире проходил собор священнослужителей церквей с разных регионов римской империи и на нем однозначно было решено впредь никакой живописи, икон в церквях не иметь. Ведь новообращенные язычники часто начинали мало-помалу поклоняться иконам. Византийский историк Евсевий (IV век), Епифаний Кипрский (V век) и многие другие отцы ранней церкви выступали категорично также против появляющихся на востоке изображений Иисуса и тем более поклонения этим иконам.

М.Э. Поснов, профессор Церковной Истории Киевской Духовной Академии пишет в своей работе «История Христианской Церкви», что сохранилось послание церковного историка, святителя Евсевия «к императрице Констанции, сестре Константина Великого, вдове императора Ликиния. Из него видно, что Констанция просила Евсевия прислать ей икону Спасителя. Евсевий находит её желание предосудительным: “так как ты писала относительно какой-то будто бы Христовой иконы и желала, чтобы я прислал тебе такую икону, то какую же икону разумеешь ты, которую ты называешь Христовой? Истинную ли и не изменяемую и заключающую в себе сущность Божества, или же представляющую то естество Его, Которое Он воспринял ради нас, облекшись плотью, как бы одеждою рабского вида? Кто же в состоянии изобразить мёртвыми и бездушными красками и тенями издающий сияние и испускающий блистательные лучи, блеск славы и достоинства Его? … Даже избранные ученики Его не могли взирать на Него на горе. Конечно, ты ищешь икону, изображающую Его в образе раба и во плоти, которую облекся ради нас; но мы научены, что и она (плоть) растворена славою Божества, и смертное поглощено жизнью».

Но византийские императоры постепенно все же вводили живопись в церкви. Для чего? Политикам нужно было не библейское, живое христианство, но государственная мертвая, подконтрольная религиозно-мафиозная, коррумпированная структура во главе с рабовладельцами — епископами и марионеточными царствующими, но не правящими патриархами. Подобную систему ритуального христианства часто называют цезарепапизмом. Это система взаимоотношений церкви и государства, когда церковь превращается из Невесты Иисуса в проститутку различных политических структур, императоров, царей, генеральных секретарей, диктаторов и президентов. Не важно кто стоял на верху: церковь — блудница «позорила красоту свою и раскидывала ноги свои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния» свои (Иезек.16:25)

С IV по VIII столетие не прекращались споры богословские и на востоке и на западе о том нужны ли иконы в церкви или нет, хотя на протяжении почти всех этих 500 лет и то и другое мнение считалось приемлемым. Некоторые церкви имели у себя живопись, а многие, особенно на западе от нее однозначно отказывались. В VI веке ярым сторонником икон был Леонтий, епископ Неапольский, который считал, что даже поклоняться иконам допустимо ради тех, чьи изображения на них. Но против этой ереси категорично выступил святитель Филоксен, епископ Иерапольский, который даже приказывал уничтожать те живописные и скульптурные изображения, что были в некоторых подчиняющихся ему церквях.

В конце VI и начале VII века святитель Григорий I Великий папа Римский также выступил за использование икон, осудив действия Серена, епископа Марсельского, уничтожавшего в Марселе все иконы. Папа Григорий заявил, что «иконы — это Библия для неграмотных» и они допустимы как иллюстрации, но не обязательны в церквях.

В VII и VIII веках спор об иконах достиг кульминации, главным образом из-за распространения религии Ислама.

напомним, что Ислам в это время уже мирным путем склоняет на свою сторону аланов — христианские народы Северного Кавказа. А в Поволжье в это время господствует Хазарский каганат, соперник и христианской Византии, и мусульманского Арабского халифата. Таким образом, спор об иконах это вопрос византийской идентичности: иконы и иконостасы четко и зримо показывали неграмотному населению иерархию на небесах и на земле, божественную суть власти императоров, феодалов, чиновников.

Этот вопрос стал вопросом политической важности. Главным обвинением исламских теологов в адрес христиан востока было обвинение в грехе иконопочитания — идолопоклонства. К восьмому столетию монахи стали распространять новые предания, развивая легенды и лжеучения гностиков третьего столетия. Иоанн Дамаскин, бывший первый визирь дамасского халифа Абдулмелеха, много писал в защиту иконопочитания и он ссылался на нелепое предание о том, что якобы Сам Иисус первым сделал Свою икону. Это легенда «о нерукотворном образе».

Якобы Иисус обмакнув Свое лицо материей отдал ее художникам… На западе эту легенду рассказывают по другому. Якобы «святая Вероника» подала Иисусу полотенец вытереть лицо, когда Он шел на Голгофу, неся крест к месту казни и на нем отпечаталось Его икона, «нерукотвореный образ» …

Кстати, именно Иоанн Дамаскин, впоследствии даже канонизированный Православной Церковью, составил пение на ШЕСТЬ нот!?! Седьмая нота «си» была под анафемой на Православном востоке почти тысячу лет, начиная с восьмого столетия. Лишь Всероссийский император Петр I привез ноту «си» из Запада и приказал петь в Петербургских, Московских и Киевских храмах и монастырях на СЕМЬ нот. До этого тех людей, что пели на шесть нот, православные монахи сжигали на кострах. Теперь на шесть нот поют практически лишь православные старообрядцы.

Монахи и в то далекое время выступали как авторы и продолжателями многих ересей. Это происходило главным образом из-за того, что они стали пренебрегать Словом Божьим — Библией и стали руководствоваться в жизни и учениях всевозможными сновидениями и видениями, писаниями и преданиями древних гностиков и философов.

Православные богословы и епископы собирали специально для обсуждения этой проблемы VII Вселенский Собор в 754 году в г. Константинополе (совр. Стамбул) по разрешению святого и благоверного императора Константина V и папы римского Захарии. Для решения спора было решено обратиться исключительно к авторитету Священного Писания — Библии! Православные епископы и патриархи на Соборе заявили, что «иконопоклонение было введено сатаной для того, чтобы отвлечь людей от поклонения Истинному Богу». (I канон VII Вселенского Собора)

Истина Слова Божьего восторжествовала, но, к сожалению, не надолго. Расправившись со своим сыном, законным наследником престола Константином VI, императрицей стала Ирина, которую до сих пор многие православные почитают как святую, а во многих храмах и монастырях Украины есть ее изображения, ей ставят свечки и молятся, но мало кто знает, что это была за женщина. Жестокостью, блудом, коварством она превзошла многих византийских правителей тех столетий. При дворе ее особым почетом пользовались гомосексуалисты и лесбиянки. Сама «святая» императрица была свергнута министром финансов Никифором и умерла в ссылке на остров Лесбос в 803 году. Впоследствии от названия этого острова произошло и слово «лесбиянство» Именно Ирина в 787 году собрала новый «VII Вселенский» собор в г. Никее, объявив, что каноничный VII Вселенский собор 754 года, якобы, ложный. Она объявила, что иконопоклонение является догматом веры.

«В борьбе между иконоборцами и иконопоклонниками характерно было то, что на стороне первых было, как правило, высшее духовенство, интеллигенция и, вообще, более образованные, знающие Писание, люди; в то время как на стороне вторых обычно выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество, — то есть, люди, чисто номинально считающие себя христианами, а на самом деле таковыми не являющиеся. Чисто политически в этой борьбе победили иконопоклонники, на том «втором Никейском» Соборе их оказалось большинство. Они, скажем так, оказались «большевиками» на этом соборе. И, если критерием истины мы считаем не мнение Бога (о котором по любому вопросу можно всегда узнать из Библии), а мнение большинства из присутствующих на каком-либо собрании (съезде, соборе и пр.), то чего тогда мы ругаем большевиков-коммунистов? Да, ересь иконопочитания в византийской церкви победила. Но, так как христианство в Византии было государственной религией, эта ересь в результате получила всеобщее беспрепятственное распространение и внесла достаточно весомый вклад в увод людей от истинного библейского Бога, что, в свою очередь, в дальнейшем и привело к политической гибели Византийской империи как государства. Любое государство погибает тогда, когда количество заблуждений, ересей и ошибочных мнений в головах его граждан становится чересчур велико и начинает превышать некоторое «критическое» значение. Рискнем предположить, что победившая ересь иконопочитания и стала той каплей, «убившей» Византию», писал Д. Правин. «Ибо всякое дерево познается по плоду своему». (Лк.6,44)

Дело «святой» царицы Ирины довершила в IX веке не менее «святая» императрица Феодора, казнив свыше 100 тысяч человек, отказавшихся поклоняться иконам в 842 году и приказав праздновать это как праздник «Торжества Православия». (11 марта 843 г) Сергей Журавлев. Мой путь к живому богу.

Жесты Рук в Иконографии и Их Сакральное Значение

Жесты Рук в Иконографии
11 августа, 2021
Всем тем, кто изучает религиозные иконы или молится перед ними, известно, что каждая деталь не просто так написана иконописцем, а имеет символическое значение. Положение рук святых, Богородицы и Иисуса Христа не является исключением. Оно скрывает тайное, сакральное значение, которое следует знать всем любителям икон. Читайте далее, чтобы узнать о том, какие существуют жесты рук в иконографии и что они символизируют.

Жесты рук в иконографии и их сакральное значение

Благословляющая десница

Благословляющий жест (см. фото) можно заметить на многих иконах святых и Иисуса Христа. В данном жесте пальцы правой руки сложены как латинские буквы І и Х или собраны в троеперстие. Так обычно иконописцы изображают религиозные фигуры, которые при жизни благословляли людей и имели священный сан. Например, сюда можно отнести святителя Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца среди прочих.

Открытая ладонь

Популярные символические жесты рук в иконографии также включают и открытую ладонь или ладонь праведника. Так изображают святого, помыслы которого чисты, а душа открыта миру. Обращенная к людям ладонь как будто сигнализирует о том, что изображенный человек – это человек веры и правды. Такими, например, были святые Борис и Глеб. На православных иконах они часто изображаются с открытыми ладонями.

Две ладони, раскрытые на груди

Такое положение рук означает обращение к Богу и принятие Его благодати. Так в иконографии изображаются святая Анна, мученица Анастасия и многие другие святые.

Рука возле сердца

Святые, которые держат руку возле сердца, являются теми праведниками, что много времени проводили в искренней и сердечной молитве к Богу. Так, например, иногда пишут святого Серафима Саровского – одного из самых известных и почитаемых святых в истории русской церкви.

Скрещенные руки на груди

Такой жест похож на то, как верующие складывают руки на Причастии. В иконографии он символизирует принадлежность святого Христу и отсылку к Его крестной жертве. С таким жестом обычно изображают преподобную Марию Египетскую. Незадолго до своей кончины, она приняла Таинство Христово, чтобы мирно войти в Царство Небесное.

Жесты рук в иконографии – это тайные символы, которые еще шире раскрывают суть христианского учения. Каждый элемент имеет свое значение и свою цель. Надеемся, что эта статья была для вас полезной. Оставайтесь с нами, чтобы первыми узнавать интересные факты из мира религиозных икон.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: