6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца — князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.
Житие князей Бориса и Глеба
Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира (ок. 960 — 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.
Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.
После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:
Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!
Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.
Печать Святополка
Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:
Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.
Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк решился убить младшего брата — Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.
Смерть Владимира
Уже в конце правления Владимира, когда он тяжело болел, на Русь двинулись печенеги. Князь приказал выступить против них Борису. Тот отправился в поход, но с врагом так и не встретился. Возвращаясь обратно, он узнал, что его отец все-таки скончался, однако старший брат Святополк старается скрыть этот факт. Узнав это, Борис расплакался.
Он сразу раскусил коварный план старшего брата, осознав, что тот хочет убить его, захватив всю власть в свои руки. Будучи правоверным христианином, он решил не сопротивляться. В результате, Святополку удалось захватить киевский престол. Борис же не послушал своих дружинников, которые убеждали его выступить против брата.
Святополку мало было киевского престола, он решил избавиться от всех сыновей Владимира. Для начала он приказал дружине вышгородских мужей, которых возглавлял Путыня, убить Бориса.
Последний в это время разбил лагерь на реке Альте. Он ждал близкую смерть и весь вечер молился у себя в шатре. На следующий день он заказал у священника заутреню. Когда тот читал молитвы, убийцы подошли к шатру. Услышав их недружелюбный шепот, Борис все понял.
Злодеи вошли в шатер с обнаженным оружием в руках и закололи князя копьями. Слуга Бориса, Георгий, венгр по национальности, пытался его спасти, прикрыв своим телом, но только погиб сам. Дружинники, подосланные Святополком, хотели покончить со смертельно раненым Борисом, но тот стал просить их остановиться, чтобы дать ему возможность помолиться напоследок. Окончив воззвание к Богу, он обратился к своим убийцам со словами прощения. Князь умер 24 июля.
Тело Бориса повезли на телеге, завернутое в шатер. Когда достигли леса, он поднял голову. Тогда варяги еще раз пронзили мечом его сердце. Бориса похоронили в Вышгороде.
Мученический подвиг князей Бориса и Глеба
Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).
Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия, — говорит преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20.02.1054 гг.) — единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.
Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века). 1.Борис и Глеб удостаиваются Христом мученических венцов. 2. Борис идет на печенегов
По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.
Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.
Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.
Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.
Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.
Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.
Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.
Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГ
Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Начало XIV века. Украина, Киев, Музей русского искусства
Святые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, ГТГ
Святые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, собрание арт-галереи «Дежа Вю» Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГ Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей
Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.
Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век
Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.
Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:
- 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
- 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
- 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
- 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
- 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).
«…Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,беглою рысью кормильцев спасая,скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.Мук не приявший вовек не спасется».
(Б. Чичибабин «Ночью черниговской с гор араратских»)
Такой болезненный и сложный, но бессменный на многие поколения и века вопрос: «А могла бы быть жертва бескровной?» Почему искупление грехов омывается кровью невинных? А бессмертие души – земными муками? Если не найти полный ответ, то хотя бы начать путь к нему помогает история жизни и смерти благоверных князей Бориса и Глеба. Одних из первых русских мучеников-страстотерпцев. Они своим подвигом отчетливо явили: только во Христе проигрыш в жизни земной обращается в победу жизни вечной!
«…Диавол, ненавидящий человеческий род, увидев, как умножились и распространились по земле люди, научил их кланяться идолам, а не Богу, сотворившему небо и землю. Благой Бог, долготерпя и ожидая покаяния людей, посылал к ним Своих святых пророков. Они же одних не послушали и прогнали, а иных убили…»
Так начинает свое «Чтение о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»
Преподобный Нестор Летописец.
И, действительно, история Бориса и Глеба – это отнюдь не частный фрагмент междоусобных распрей между братьями. Не история лишь человеческой зависти и корысти их брата Святополка. Не история лишь покорности одних и жесткого захвата власти другим. Скорее, это история пути, который Богом было дано пройти тем, на кого он указал.
«…Блаженному Борису в крещении дано было имя Роман, поскольку, как на святом Романе с молодых лет почивал Святой Дух, так и на нем была благодать Божия. Диавол, видя данную ему от Бога благодать и милосердие ко всем людям и не терпя того, влез в его старшего брата, желая погубить святого.
Святому Глебу в крещении дано было имя Давид. Так и это дитя с юных лет было отмечено благодатью Божией. Разумеете ли о том? Сказал, что его нарекли Давидом. Но почему? Как пророк Давид вышел он против иноплеменника и избавил сынов Израилевых от позора, так и этот святой Давид вышел против злодея диавола и победил его, и избавил от позора сынов русских».
(Нестор Летописец «Чтение о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба»)
Историю того, какое испытание было уготовано пройти Борису и Глебу доносят до нас жития, сказания, исторические и агиографические труды. Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого. Все они — сыновья киевского князя Владимира — крестителя Руси. Однако, один из братьев уже по своему рождению отличался.
«…Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он».
(Иаков Черноризец «Сказание и Борисе и Глебе»)
После смерти отца Владимира, Святополк в страхе потерять власть, замышляет убийство братьев Бориса и Глеба. И вот важный момент – никто на его власть не посягает! Братья около 987–989 гг. каждый получили от отца свой надел: Борис — Ростов, а Глеб — Муром. И правят там мирно. Более того, узнав о недобрых намерениях Святополка – никак отражать его атаки не замышляют, злых интриг не плетут и смерти ему не желают. Ибо видят в нём старшего доброго брата. И полностью ему повинуются.
«…И думал Борис: «Если я пойду в дом отца своего, то многие обратят мое сердце к мысли изгнать брата моего, как это сделал отец мой, прежде святого крещения, ради славы княжения мира сего. А это все мимолетно, тленно и ничтожнее паутины.Что приобрели братия отца моего и отец мой, где их жизнь и слава мира сего, багряница и пиры, серебро и золото, вина, мед и брашна, быстрые высокие кони, имение многое, дани и почет без числа и гордость своими боярами. Вот и Соломон все испытал, все видел, все приобрел и, рассмотрев все, сказал: «суета сует, все суета» (Екк. 1:2); помощь только от добрых дел, от правоверия и от нелицемерной любви».
Исконный ненавистник добрых людей, диавол, видя, что святой Борис возложил всю надежду на Бога, стал сильнее воздействовать на Святополка, который, подобно Каину, горел огнем братоубийства, задумав избить всех наследников отца своего и одному принять власть его».
(Дмитрий Ростовский «Жития святых»)
Удивительно и невероятно нам – детям 20 столетия – читать размышления князя Бориса в самый сложный и поворотный момент его жизни. Нам — так ищущим и не находящим справедливости всю свою жизнь. Нам – так ропщущим за каждое недоброе слово в наш адрес. Нам – за каждый промах стремящимся воздать «по заслугам» соседу, другу, брату. Нам – вечно отстаивающим свои права перед сильными мира сего, правящими, руководящими. Нам так трудно понять это великое смирение князя. Как вторит каждый шаг и движение мысли Бориса словам Евангелия. Как и у спасителя, у него был и свой Гефсиманский сад, и своя молитва «о чаше» и свое – абсолютно осознанное решение идти до конца. По воле Господа.
«…Без милости было пронзено честное тело святого блаженного страстотерпца Христова Бориса.
– Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте мне помолиться Богу моему. Господи Боже милостивый, слава Тебе, ибо освободил меня от прельщений жития сего. Слава Тебе, прещедрый податель жизни, сподобивший меня страдания святых Твоих мучеников. Слава Тебе, Владыко человеколюбец, исполнивший желание сердца моего. Знаешь, Господи, знаешь, что я не противлюсь, не возражаю. Имея в своих руках всех воинов отца своего и всех его любимцев, я не помыслил ничего злого сотворить брату моему. Он же всеми силами воздвигся против меня. Если бы меня оскорблял враг, я бы перенес, если бы ненавидящий уничижил меня, я бы укрылся. Но Ты, Господи, смотри и рассуди меня с братом моим. И не поставь ему в вину греха сего, но прими с миром душу мою. Аминь».
(Дмитрий Ростовский «Жития святых»)
Однако, лукавого такое смирение озлобило еще сильнее. Увидев исполнение желания своего Святополк не раскаялся. Он испугался, что о совершенном убийстве узнают остальные братья и отомстят ему. Истинно говорится, что к меньшему злу приложится большее. И сотворивший преступление единожды, не остановится. Не потому что вины своей не знает и масштаба сделанного не разумеет, наоборот – все знает и уверен, что не будет никогда ему прощения. Ведь любви Божьей уже не ведает. И творит новое зло, в разы больше первого.
«…Когда лодки поравнялись, злодеи схватили лодку князя Глеба за уключины, подтянули к себе и стали скакать в нее, имея в руках обнаженные мечи, блиставшие как вода.
— Прещедрый, премилостивый Господь, не презри слез моих, но с жалостью посмотри на сокрушение сердца моего. Смотри, Господи, и суди. Вот готова душа моя перед Тобою, Господи, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу».
(Дмитрий Ростовский «Жития святых»)
Убиты братья. Достигнута цель. И что же? Где правда земная? Вот Святополк (теперь понятно, почему история «наградила» его именем «окаянный» и навеки сроднила с Каином) – перед своими владениями. Он может править и быть великим. Но каков его удел? Брат Ярослав, узнав о содеянном с его братьями Святополком, не смог оставить преступления безнаказанными. Но смерть от кинжала была бы наименьшим из того, чтобы было бы справедливо понести убийце. На него напала тяжкая болезнь, он был расслаблен и не мог долго быть на одном месте. Постоянно бросался в бега от погони. И пробежал он через ляшскую землю, гонимый гневом Божиим, и достиг пустыни между землей ляхов и чехов. Тут он лишился жизни и принял возмездие от Господа. Так в жизни земной он лишился не только княжения, но и жития. А в жизни вечной — не только Царства Небесного и пребывания с ангелами, но и был предан муке и огню. Могила его осталась. Но от нее исходит злой смрад. С того времени затихла в русской земле крамола, а Ярослав получил господство в Руси.
…Прошли века. И вот мы уже из пределов 20 столетия смотрим назад и вновь задаемся тем самым вопросом: «А могла бы быть жертва бескровной?» Самый главный ответ на это дает сама история.
Где сейчас имена тех, кто совершил великое преступление? Н. М. Карамзин, к примеру, в «Истории государства Российского» называет убийц: это Путша, Талец, Елович, Ляшко. Но ведомы они лишь летописцам, историкам, агиографам.
А где сейчас страстотерпцы Борис и Глеб? С нами, в нашей реальности, в нашей жизни! Своим подвигом и силой своей веры. Как сказал Евангелист: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем» (Мф.5:14, 15). Так и этих святых Господь поставил светить миру и сиять премногими чудесами в русской стране, где много страждущих получили спасение. Слепые стали видеть, хромые получили быстроту серны, согбенные выпрямились. Сколько храмов и монастырей навечно сделали имена убиенных бессмертными:
— Борисоглебский собор в Чернигове (1123 года)
— Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем (1152 год)
— Борисоглебская церковь в Полоцке (середина XII века)
— Борисоглебская церковь в Новгороде (1167 год)
— Коложская церковь в Гродно (1180—1190 годы)
И многие-многие другие. Такого количества храмов в честь святых в средние века не было посвящено ни одному подвижнику. Своим подвигом и своей непрестанной молитвой святые мученики Борис и Глеб навечно с нами!
«…Ныне и присно по кручам Синая, по полю русскому в русское небо, ни колоска под собой не сминая, скачут лошадки Бориса и Глеба».
(Б. Чичибабин «Ночью черниговской с гор араратских»)
Библиотека Русской веры Канон святым мученикам Борису и Глебу →
Читать онлайн
Тропарь, глас 2
Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.
Кондак, глас 3
Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.