| 29 января 2022 г.
«Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его?..
По мирским меркам он поступил как неудачник.
Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все»,
— проповедь священника Константина Камышанова на Евангелие о Закхее.
Заплатил и свободен
Сегодня(29 января) в храмах читали Евангелие о Закхее Мытаре.
Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него.
Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед.
За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим
Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное?
Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись?
Не знаю
Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги
Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон.
А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония».
Присутствие Бога
Многие из нас сегодня рассказывают о проявлениях Бога в своих собраниях. «Сегодня было такое присутствие Духа», «Бог прикоснулся ко мне», «я плакал и осознал свои грехи», «я получил исцеление», «Бог открыл мне Свою волю», «сегодня такое хорошее слово было в собрании»…. Это очень знакомо. И то же самое ощущал Закхей. Написано, что он радовался.
Закхей мог ограничиться присутствием Иисуса, как это делают многие сегодня. И потом всем рассказывать об этом. И все бы его прославляли и говорили – как здорово, что у тебя был Иисус. Но вот дальнейшее действие этого начальника мытарей не всегда свойственно тем, кто так же ощутил радость от присутствия Иисуса.
Закхей ничего не просил
Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна?
На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть
Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас – личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.
Так чего хотел Закхей и на что он надеялся?
В Евангелии говорится, что Закхей встал посреди обеденного зала и просто в восторге души решил избавиться от того, что угнетало его душу всю жизнь – от любви к деньгам.
Закхей-мытарь прекрасно давал себе отчет в том, что он обижал людей, зарабатывая себе состояние. И очевидно это понимание томило и угнетало его сердце.
Находясь рядом с Христом, он сердцем испытал сильнейший прилив благодати и уяснил, что благодать и сласть мира спорят и враждуют между собой в сердце человека. Мы ведь это тоже знаем. Например, мы постимся не из любви к изуверству над собой, а потому что ясно осознаем, что власть тучного тела, удовлетворение страстей усыпляет сердце. Сердце сытого брюха к духу глухо. Пост подобен расчистке родника от мусора. Пост ослабляет над нами власть темной и косной материи, и мы становимся легче сердцем. И ради того чтобы сердцу стало легче подняться к небу, мы сбрасываем балласт, и оно устремляется к Богу без помех
Закхей сбросил балласт не так, как мы – в год по чайной ложке. А сбросил все и сразу. Он был умный человек и умел считать. Мы тоже, казалось бы, умные люди. Но про такой ум и про таких людей говорят:
-Умный-то он умный, а ум-то у него – дурак
Закхей ничего не покупал и не просил. Он просто бросил к ногам Христа свои денежные цепи и стал свободен. Тело его стало менее свободным без денег. Зато душа стала абсолютно свободна от земли. Она уподобилась Богу в свободе. Потому что свобода – один из важнейших атрибутов Бога. Все мы ищем эту божественную свободу, да не там.
Как вывод
Важно не просто ощутить присутствие Бога и радоваться от того, что во время пения тебя наполнила благодать, или пришло исцеление. Что слово в собрании сегодня было очень полезным. Что проявления Духа через пророчество, слово знания, видения были очень интересными. Важно ответить Богу на его присутствие. Иисус – это Слово. А Слово живо и действенно. Мы созданы, чтобы творить дела Божьи.
Всегда мало, всегда жалко
Греха в богатстве нет. Богатый человек в норме – есть Божий бухгалтер. Бог дает человеку, ум, упрямство, здоровье, силу, делает его немного преглуповатым, потому что умный человек не может любить деньги и вручает богатому казну.
Сам на себя потрать, оставь людям и дай на Божье дело. Старый Завет требовал десятину. Христос просил полюбить ближнего, как самого себя. То есть, следует отдать половину. Но кто это делает?
Мы, в основном, люди бедные и думаем, что нам давать нечего.
Так все говорят. И отчасти, правильно. Сам Христос не принял жертву на храм – корван, когда ее принес человек, у которого отец прозябал в скорби.
Недавно приходил здоровый мужчина и просил работы в церкви. Оказывается, у него жена и трое детей живут в нищете, а он пришел в церковь, где почти ничего не платят. Пришлось отправить домой
– Иди. Напитай семью, детей, жену, родителей. Заработай денег и если будет избыток, пожертвуй на Божие дело и на дела милосердия. Выдай дочерей замуж. Упокой родителей. А уж тогда и иди в монахи. Но, раз ошибся в себе и женился, будь добр содержать свою малую церковь в порядке. Малая церковь не может быть в запустении. От тебя в миру будет больше пользы. С таким нехорошим отношением к любимым людям тебе не будет пользы в церкви. В церковь идут от любви, а не бегут от нее
Мы не даем ничего бедным и слабым, потому что нам все время мало.
Бедные с трудом находят деньги на уплату налогов за квартиру. Им едва хватает на питание и на лекарства
Чуть деньжата появились, уже не хватает на хорошее жилье. На хороших врачей. На хороших учителей и на хорошую одежду
Еще разбогател человек. Уже не желает лечиться в России, едет в Германию. Отдыхает в Альпах или Испании. Дом уже требуется приличный, не хуже, чем у людей.
И так до бесконечности.
Сидит бедолага в гостинице в Альпах перед камином. Греется после лыжной прогулки. Пьет красное вино и, глядя на огонь, страдает и скучает. Сердце-то деньгами не накормишь. И денег всегда мало, и их всегда жалко.
Игры и мероприятия
Игра и препятствиями
Создайте в помещении или снаружи игру с препятствиями используя предметы, которые у вас есть под рукой. Мало того, что дети любят преодолевать трудности, они также будут работать над крупной моторикой. Используйте такие виды деятельности, как ходьба, прыжки, балансировка и скалолазание. Адаптируйте их к способностям вашего ребенка, чтобы они являлись сложными, но выполнимыми. Поговорите о препятствиях, которые встречаются на пути людей, приходящих к Иисусу.
Сортировка по размеру
Используйте случайные игрушки или предметы. Ребенок должен постараться выстроить игрушки от самых маленьких до самых больших.
Если вы находитесь в группе детей, дети должны выстроиться по росту.
Дома вы можете сделать семейное фото с семьей, выстроив всех по росту.
Предлоги и дерево
Помогите ребенку узнать о предлогах с помощью дерева. Сфотографируйте, чтобы задокументировать своего ребенка в следующих местах. Перед, под, на, в, рядом и сзади.
Распечатайте фотографии и прикрепите правильно этикетки.
Христос или деньги?
Христос сказал не пустые слова: удобней канату войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Не потому Он так сказал, что искал, как марксист, социальной справедливости, а просто обозначал опасность ситуации. Христос не ругал богатых, а только подсказывал путь к счастью и показывал ловушку на этом пути.
Ловушка эта находится в сердце, потому что и Царство небесное тоже находится в сердце, и путь к нему пролегает по сердцу. Большие деньги часто уродуют людей.
Часто с такими людьми не то что невозможно жить, с ними невозможно даже общаться по-человечески. Богатые люди нередко высокомерны, заносчивы, эгоистичные, гневливы, наглы, следовательно, просто глупы. Они мучают людей вокруг себя и мучаются сами. Они словно в огне живут сами и жгут этим огнем всех, кто им попадается на пути
Но вот Закхей Мытарь догадался, и выбирая между деньгами и Христом, выбрал Христа.
Христос или деньги? Любить ближнего как себя, или каждый должен любить сам себя, и пусть Бог помогает каждому по мере его праведности? Праведнику пусть даст много.
Грешнику пусть не даст ничего А мы сами по себе. Нам и так трудно
Хорошо, пусть человек не дорос до Евангелия. Пусть бы тогда соблюдал легкую меру Старого Завета, выполнил бы простые заповеди и оставил бы десятину. Но и этого нет.
Хорошо, а что мы тогда делаем в церкви? Что мы в ней ищем?
Закхей искал Христову любовь. Он ее находил в Кесарии и Риме. Искал любовь, а нашел смерть.
Но смерти нет, и умереть нам не удастся.
Он искал и нашел внутри себя Царство Божие, и в нем Христа
Помолимся апостолу Закхею чтобы он помог нам уяснить слова Христа:
– Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное все приложится
Приложится и благодать, и сила, и дух, и радость, и смысл жизни – и откроется сердцу небо
Господь, ведь тоже рад раздать нам то, что имеет.
Так что мы не одиноки в жертве любви. Этой жертвой существуют даже лица Троицы.
О МЫТАРЕ ЗАКХЕЕ
10 февраля 2022 года
Толкование на Евангелие от Луки. Глава 19. 1-10. Зачало 94. Читается в неделю 37-ю по Пятидесятнице
- Пришел Иисус в Иерихон
- И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
- Искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом.
- И забежав вперед взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что ему надлежало проходить мимо ее.
- Иисус, когда пришел на сие место, взглянув, увидел его, и сказал ему; Закхей! Сойди скорей; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность.
- И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
- И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает что-нибудь Христос, но слез и «принял… с радостью,» хотя многие роптали. Посмотрим же, какие он приносит плоды по случаю посещения Христова.
- Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
«Половину имения моего,… Господи, — говорит он, — отдам нищим» . Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но все жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. «Если кого чем обидел», он возвращает «вчетверо», сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному. Ибо истинная милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с Законом. Ибо Закон заставлял укравшего уплатить вчетверо (Исх. 22,1). Если даже до точности рассмотрим, то увидим, что у него решительно ничего не осталось из имения. Ибо половину имения он дает нищим, и у него осталась только половина. Из этой оставшейся половины он опять возвращает вчетверо тем, кого он обидел. Поэтому, если жизнь этого старейшины мытарей состояла из неправд, а он за все, что приобрел неправдой, возвращает вчетверо, то смотри, как он всего лишился. В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле. Ибо не сказал: отдам половину, возвращу вчетверо, но: вот я «даю», «возвращаю». Он знает наставление Соломона: «Не говори…: «пойди и приди опять, и завтра я дам» (Притч. 3, 28).
- Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
Христос благовествует ему спасение. Ныне, — говорит, — ты даешь, ныне тебе спасение. Ибо словами «дому сему», без сомнения, указывает на Закхея, получающего спасение. Под домом разумеется Закхей, потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома. Назвал его сыном Авраамовым, быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. Примечай: Господь назвал Закхея сыном Авраамовым теперь, когда увидел в нем сходство в образе жизни. Не сказал Он: потому что и сей сын Авраамов был , но ныне есть. Ибо прежде, будучи старейшиной мытарей и сборщиком податей, а с праведником не имея никакого сходства, он не был сыном его.
- ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Поскольку же некоторые роптали на то, что Господь пошел в дом к грешному мужу, то, чтобы заградить им уста, Он говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» . Таков буквальный смысл.
Но удобно можно изъяснять это и иначе, в пользу нравственности. Всяк, кто старше многих в злобе, мал духовным ростом, ибо плоть и дух противоположны между собой, и потому не может увидеть Иисуса за народом; то есть, смущаемый страстями и житейскими делами, не может видеть Иисуса действующего, движущегося и ходящего. Ибо таковой не ощущает никакого действия, приличного христианину. А хождение Иисуса то и означает, когда Христос нечто действует в нас. Такой человек, никогда не видавший Иисуса ходящего и не испытавший никакого действия, приличного Христу, часто от раскаяния приходит в сознание и взлезает на смоковницу, то есть презирает и попирает всякое удовольствие и приятность, которые означаются смоковницей, и таким образом, возвысившись над собой и полагая восхождение в сердце, усматривается Иисусом, и сам усматривает Его. Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, чтобы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то «Мне… надобно… быть у тебя в доме» . Мне, — говорит, — необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66,2). Такой человек половину имения отдает нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Все телесное праведник уступает бесам, поистине нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его сбереги» (Иов. 2,6). Если таковой обидел кого чем, он уплачивает вчетверо. Сим намекается на то, что всякий, чрез покаяние переходящий на путь, противный прежней злобе, четырьмя добродетелями врачует все прежние грехи и таким образом получает спасение. Называется он сыном Авраамовым , так как, подобно Аврааму, он вышел из своей земли и от сродства прежней злобы, поселился вне дома отца своего, то есть вне себя, и отвергся самого себя (ибо он был домом отца своего диавола (Ин. 8,44), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение.
Блаженный Феофилакт Болгарский
Библейская поделка — Дерево Закхея
Необходимо:
- Страница шаблона (для лучшего результата исползуйте картон),
- Цветные карандаши,
- Ножницы
- Скотч
- Нитка.
Что делать:
- Разрисуйте страницы шаблона.
- Вырежьте дерево, Закхея и бирку.
- Сделайте отверстие, где указано. Проденьте нить в отверстие и закрепите один конец нити к Закхею скотчем. Другой конец нити привяжите к бирке.
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти Погибшее.» Луки 19:10