Святой Савва Сторожевский: «Ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим»


Святой преподобный Савва Сторожевский жил на рубеже XIV — XV веков. Звенигородский чудотворец родился в то время, когда Иван Калита укреплял Русские земли и готовил почву для освобождения Руси от монгольского ига.

Это время было сложным и в религиозной, и в политической жизни страны. Точная дата, как и место его рождения неизвестны. Маркелл Хутынский, которому в XVI веке было поручено составить житие преподобного, сетовал на то, как мало сведений о жизни святого Саввы до прихода в обитель святого Сергия.

Святой Савва был одним из первых последователей преподобного Сергия Радонежского

Известно, что пришёл он в обитель преподобного Сергия, когда был совсем юным, и был одним из самых близких учеников преподобного. Кроме того, он входил в число самых первых учеников святого преподобного Сергия Радонежского.

Его отличительной чертой была решимость и послушание. Он во всём следовал примеру своего наставника и приобрёл такие важные для христианина качества, как смирение, послушание, воздержание и целомудрие. Он преуспел в хранении помыслов, безмолвии и плаче о своих грехах.

Он долгое время нёс послушание духовника Троицкой обители

Помня наставления святого апостола Павла, «кто не работает, тот не ешь», святой Савва постоянно находился в трудах. Пищу он ел только растительную. Спал на полу.

За его смирение Господь дал ему дар говорить назидательно и настолько понятно, что послушать его наставления приходили не только иноки и послушники, но даже миряне.

Видя такое прилежание к служению Богу, святой преподобный Сергий поставил святого Савву духовником всей обители.

Трудами преподобного Саввы была выстроена Успенская Дубенская обитель

Когда великий князь Димитрий Донской одержал победу над Мамаем, в память об этом событии он устроил святую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы на реке Дубенке. Управлять этой обителью был поставлен преподобный Савва.

Но некоторые историки сомневаются в том, что Савва мог быть игуменом Дубенского монастыря, потому что в некоторых источниках указано имя другого Саввы, Стромынского.

По просьбе братии Троицкого монастыря святой Савва управлял обителью шесть лет

После кончины преподобного Сергия Радонежского братия Троице-Сергиевой обители упросили святого Савву вернуться в их монастырь. Он стал их игуменом, потому что Никон, брат преподобного Сергия, в 1392 году затворился в своей келье и перестал управлять монастырём.

Около шести лет преподобный Савва был игуменом Троице-Сергиевой обители. Во всех своих трудах он прибегал к молитвенной помощи своего наставника святого преподобного Сергия.

Жизнеописание

Савва Сторожевской — один из любимых духовных детей преподобного Сергия Радонежского. Вся его земная жизнь была связана со служением Господу.

Ранние годы

О детстве и юности святителя Саввы отсутствуют достоверные сведения. Возможно, он происходил из богатой семьи смоленских бояр. Набожный юноша рано удалился от мирской жизни, обретя своё место в Троицкий обители.

Как и учитель, он вёл подвижническую жизнь, проводя время в молитве, праведном труде и посте. Его любили и прислушивались мудрым наставлениям и иноки, и миряне. Долгое время он являлся духовником троицкой братии.

Интересно: некоторое время считалось, что по благословению святителя Сергия Савва возглавлял общину Дубенского Успенского монастыря. Но современные исследования доказывают, что настоятелем этой обители являлся Савва Стромынский.

Зрелость

Когда Никон Радонежский, возглавивший Троицкую обитель после кончины основателя, уединился для отшельничества в своей келье, монастырская братия избрала своим главой общинного духовника. С 1392 по 1398 гг. он стоял во главе монашеской общины, основанной Сергием Радонежским.

В своей наставнической деятельности новый игумен равнялся на своего учителя, личным примером направляя братьев на праведный путь. Инок Савва являлся духовником не только своих братьев во Христе, но и звенигородского князя Юрия Дмитриевича, который начал близ своей вотчины на горе Сторожи небольшой деревянной церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы.

Вокруг этого храма в конце XIV в. началось строительство монашеской обители, которую в 1398 г. возглавил духовный отец князя. Важную роль сыграли звенигородский князь и настоятель Троицкой обители в жизни святого иконописца Андрея Рублёва. Молодого инока пригласили для росписи главных храмов Троицкой и Рождественской обители, а также звенигородского Кремля.

С благословения праведного мужа были созданы образы звенигородского чина и «Троица», расположенная в иконостасе соборного храма Троицкой обители. Таким образом, старца считают духовным отцом талантливого иконописца. Савва возглавил обитель на горе Сторожи в глубокой старости, но несмотря на почтенный возраст, он проводил дни свои в праведных трудах, посте и молитве.

Для уединения престарелый монах выкопал у основания горы пещеру, в которой предавался долгим слезным молитвам. Земной путь преподобного Саввы Сторожевского завершился в третий день декабря 1406 г. Он был с почетом погребен в созданной им обители.

Еще о святых:

  • Житие святого праведного Иоанна Русского
  • Житие святого преподобного Иоанна Лествичника
  • Житие святого Лаврентия Черниговского

Преподобный Савва обустроил монастырь в Звенигороде по просьбе князя Юрия Дмитриевича

Младший сын Дмитрия Донского, Юрий Дмитриевич, или как иногда его называют, князь Георгий Дмитриевич, получил в удел часть Московских земель.

Он дважды восходил на короткое время на великокняжеский Московский престол, но центром его княжества был город Звенигород, что недалеко от Москвы.

Рядом со Звенигородом князь решил организовать обитель и пригласил для этого святого Савву.

Преподобный со свойственным ему смирением исполнил поручение князя Юрия. Поскольку он очень тяготился близостью города, святой ушёл в безлюдное место, на гору, называемую Сторожи.

Там он устроил себе келью, но пробыл в уединении недолго. К нему стали стекаться ото всюду люди, желавшие иноческой жизни, потому что все знали о чистоте и высоте жизни преподобного.

Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи — Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни — Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.

  • О святителе Луке;
  • Послание Апостола Иакова;
  • Об Иосафе Белгородском — .

Андрей Рублёв был духовным чадом преподобного Саввы

Известно, что в течение нескольких лет святой Савва Сторожевский был духовным отцом художника.

Вполне возможно, что святой Савва мог благословить Андрея Рублёва на написание образа Святой Троицы для Троицкого Собора в Троице-Сергиевой Лавре. А в самом Звенигороде Андреем Рублёвым был написан образ Спасителя, получивший позже название «Русский Спас».

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский Чудотворец

Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г. по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления. В 2008 году (23 августа по н. стилю) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на «и») можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

По молитвам преподобного князь Звенигородский получил благословение Божие

В те времена монастыри были местами просвещения, больницами и местами, где убогие, нищие и сироты могли найти приют и помощь. Христолюбивый князь Юрий Дмитриевич не оставлял Сторожевскую обитель без внимания.

После успешного похода на Волжскую Булгарию преподобный сказал ему:

«Благий и Милосердный Бог,

видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего и любовь,

которую оказываешь ты убогим,

даровал тебе такую победу над неверными,

ибо ничем нельзя так приблизиться к Богу,

как милосердием к нищим.

И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ».

Юрий Звенигородский

князь

Святой старец учил иноков не только словом, но и собственным примером

Преподобный Савва был примером во всём для тех, кто приходил жить в обитель. До самой глубокой старости он трудился не покладая рук, потому что считал праздность матерью пороков. Своими собственными руками он выкопал колодец за монастырской стеной. Этот колодец до сих пор даёт воду.

3 декабря 1406

в этот день игумен Савва почил

Чтобы хоть иногда помолиться Богу в уединении, святой вырыл пещеру в полутора километрах от обители. Там он подолгу молился со слезами. Святой игумен Сторожевский отошёл ко Господу 3 декабря 1406 года в глубокой старости.

Спустя 150 лет после кончины звенигородский чудотворец был причислен к лику святых

На Московском Соборе 1547 года ему установили празднование в день преставления, 3 декабря, или 16 декабря по новому стилю. Спустя двести пятьдесят лет были обретены его святые мощи. Это произошло 19 января 1652 года.

1

9 января 1652

в этот день был обретены мощи Саввы Сторожевского

Но уже задолго до этого святого Савву называли чудотворцем. Ещё при жизни преподобного по его молитвам забил родник у стен Троице-Сергиева монастыря.

По его молитвам исцелялись бесноватые люди. Ещё больше чудес и исцелений стало происходить от его святых мощей.

После революции 1917 года мощи святого Саввы Сторожевского неоднократно были осквернены, а 4 апреля 1919 были вскрыты и увезены на Лубянку. Прихожане Саввиносторожевского монастыря пытались защитить свою святыню от поругания.

Они писали обращения и жалобы, но всё было тщетно. Мощи с того времени считались утраченными. Однако, Господь сохранил их.

Чудеса и явления

За праведную жизнь и смиренно служение Господь даровал святому Савве Сторожевскому дар прозрения и совершения чудес, совершаемые по усердной молитве.

К прижизненным чудесам относятся следующие события:

  1. За стенами Троицкой и Сторожевской обители до настоящего времени бьют источники, обладающие лечебными свойствами. Они появились по горячей молитве игумена Саввы. Вблизи этих ключей святой муж устроил уединенные скиты.
  2. В 1399 г. князь Юрий Дмитриевич перед походом земли волжских булгар пришёл к своему духовному отцу, прося о благословении и молитве за благополучный исход трудного похода. Старец, по милости Божией обладающий даром провидения, благословил воина и предсказал ему славную победу и скорое возвращение на родную землю. Русское войско под командованием звенигородского князя покорило множество городов и земель, распространяя в них православную веру.

После завершения земного пути святой муж продолжает помогать верующим людям и радеть за русскую землю перед Господом. В монастырской летописи звенигородской обители упоминается множество чудесных исцелений от физических и духовных недугов, произошедших по молитве преподобному мужу. Насельники монастыря несколько раз являлись свидетелями явления святого старца на монастырской территории.

С одним из таких явлений связано обретение святого образа основателя обители.

Однажды игумену Дионисию во сне явился седовласый инок, повелевший монаху написать его образ. Изумленный игумен спросил у старца как его зовут и услышал ответ, что явился ему Савва, основатель обители звенигородской. Утром Дионисий призвал старейшего инока обители, видевшего основателя живым, и попросил описать его. После ответа старого монаха у Дионисий не осталось сомнений, что именно преподобный Савва явился ему во сне.

Талантливый иконописец выполнил волю святого мужа и перенёс его лик на икону, которую поставили на могиле предстоятеля.

Являлся преподобный Савва Сторожевской и мирянам. В начале 1652 г. посетил звенигородскую обитель царь Алексей Михайлович. В один из дней он отправился на охоту. Сопровождающие монарха разбрелись по лесу, оставив правителя одного, и в этот момент на него вышел медведь. Огромный зверь наступал на царя, который молился, надеясь на помощь Господа.

В ответ на его молитву рядом возник старец в монашеской одежде, при появлении которого медведь отступил и ушёл в лес. Алексей Михайлович спросил старого человека как его зовут. Инок сказал, что имя его Савва, а домом его является Сторожевской монастырь.

Вернувшись с охоты, царь стал расспрашивать о монахе у монастырской братии, но никто не знал насельника с таким именем. И только увидев святой образ, работы Дионисия, царь понял, что избавил его от смерти преподобный Савва. После этого события Алексей Михайлович инициировал открытие захоронения праведника, в ходе которого обнаружились его нетленные мощи. Они были установлены в главном монастырском храме.

Множество чудес произошло по молитве у честных мощей звенигородского старца. Он не только помогал в людских несчастьях и болезнях, но и защищал свою обитель от врагов. Осенью 1812 г. в Звенигород пришёл отряд французских солдат под командованием генерала Евгения Богарне. Неприятели заняли кельи и постройки монастырской братии, разоряя и оскверняя храмы.

Однажды принцу явился старец в иноческих одеждах. Он грозно попросил генерала запретить солдатам бесчинствовать в монастыре и грабить святыни. Также монах предсказал, что, выполнив его просьбу, Богарне сохранит жизнь и Господь будет с ним во всех сражениях. Утром Евгений отослал почти весь отряд в Москву, а сам пошёл в храм, где увидел икону старца, обратившегося к нему в ночном видении. Принц опечатал Рождественский собор личной печатью и выставил около него личную охрану.

Интересно: Евгений Богарне благополучно вернулся из русского похода во Францию. В последующих наполеоновских войнах он ни разу не был ранен. Его потомки переселились в Россию и приняли православие.

Часть мощей преподобного была сохранена от уничтожения благочестивой семьёй Успенских

В середине двадцатых годов сотрудника Государственного исторического Музея Михаила Михайловича Успенского пригласили на Лубянку. Ему поручили передать в музей большое серебряное блюдо, накрытое тканью. На этом блюде лежала честная глава преподобного Саввы Сторожевского.

В отношении мощей не было никаких распоряжений, поэтому Михаил Михайлович с благоговением оставил их в своём доме и бережно хранил всю жизнь. После смерти Михаила Михайловича честная глава преподобного была передана священнику, причащавшему его перед смертью.

Мощи преподобного Саввы вернулись в Саввино-Сторожевский монастырь в конце девяностых годов

В августе 1998 года, когда обитель святого Саввы Сторожевского праздновала своё шестисотлетие, святые мощи были переданы монастырю. Святой преподобный старец вернулся домой, в Звенигородский монастырь.

Так исполнились слова святого Саввы, которые сохранились монастырским преданием: «Придёт время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду.

23 августа

в этот день установлено празднование второго обретения мощей преподобного Саввы

Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться». В память об этом 23 августа установлено празднование Второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского.

Почитание и прославление преподобного Саввы Сторожевского

Местное почитание преподобного Саввы Звенигородского началось сразу же после его преставления. Первая икона преподобного была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. В гра­мо­те 1539 го­да пре­по­доб­ный Савв­а на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. В се­ре­дине XVI в. бы­ло со­став­ле­но опи­са­ние чу­дес. Общецерковное прославление преподобного состоялось в 1547 году, по инициативе монастырской братии и митрополита Московского Макария, а 19 (29) января 1652 года, после 245 летнего пребывания в сырой земле, были обретены нетленные мощи святого. Дубовая гробница с мощами была поставлена в Богородице-Рождественском соборе у южных врат алтаря.

В чём помогает святой угодник Божий

Осталось достаточно свидетельств того, что при своей жизни преподобный Савва преуспел во многих христианских добродетелях. По милости Божией он обрёл смирение. Как праздность — мать всех пороков, так и смирение — это мать всех добродетелей.

Люди, искренне ищущие как угодить Богу, видели это же стремление у святого старца. Они стекались к нему в обитель со всей округи, чтобы научиться подлинной христианской жизни.

И святой Савва никому не отказывал ни в молитвенной помощи, ни в христианском наставлении. Так и сегодня он не оставляет нас ни в каких наших нуждах.

Икона святого

Икона Саввы Сторожевского

На святом образе Савва изображен в монашеской одежде, поверх которой надета черная мантия. Она олицетворяет отречение от всего мирского. Правой рукой звенигородский игумен благословляет верующих. В левой – держит свернутый свиток. Золотистый фон символизирует Царствие Небесное. Обрамление говорит о том, что земную жизнь преподобный старец провел праведно – подобно Иисусу Христу.

Лицом святой повернут к молящимся, что помогает тем настроиться на диалог с ним.

Молиться святому Савве Сторожевскому можно в любых нуждах

Святой Савва был великим подвижником. О чём ему молятся? Сейчас, когда преподобный ученик Сергия Радонежского предстоит перед Богом, он так же готов помогать тем, кто молитвенно просит его помощи в христианской жизни, чтобы возрастать в добродетелях, а попросту, просят у Бога смирения, любви к ближнему и стремятся быть послушными Божьей воле.

Как и в те древние времена, когда от одного прикосновения к покрывалу, которое полежало на гробе преподобного, человек исцелился от слепоты, так и сейчас, те, кто ищут не только духовного исцеления и прозрения, могут с верой обращаться к святому за помощью.

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Саве Сторожевскому →

Читать онлайн

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: