Псалом Давида 71 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 71

Ветхозаветные псалмы писались на древнееврейском языке. После того как христианство распространилось по всему миру, переводы песни происходили повсеместно. Сегодня в России пользуются популярностью переводы на церковнославянский и русский язык.

На церковнославянском языке

На русском языке

История написания

И хоть сюжет песни не искажается, но молитва все имеет две версии происхождения. Первая версия гласит, что автором псалма является Давид, который посвятил его своему сыну Соломону. Будучи в возрасте, когда Господь зовет к себе в Царство Божие, Давид волновался о будущем Иудейского Царства.

Все надежды на благостное правление в будущем он возлагал на своего любимого сына Соломона. Давид ищет силы у Бога, у которого просит уберечь правление его сына от тревог и невзгод. Псалом описывает лучезарное правление Соломона, многие из стихов являются пророческими.

Вторая версия заключается в том, что псалом – это ни что иное, как письма самого Соломона. В них описывается то идеальное правление, которого достиг древнееврейский царь за период своего нахождения у власти.

71:1-4 О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, 2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; 3 да принесут горы мир людям и холмы правду; 4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, —

Последняя молитва Давида о правлении Соломона в Израиле. Главное, в чём нуждается народ любой страны — в умелом руководстве и умении решать все проблемы с пользой для народа страны и государства в целом. Народ всегда имеет междоусобные проблемы и без умения справедливо судить каждого без лицеприятия — правителю страны не обойтись. И хорошо, что суд в Израиле и управление государством были сосредоточены на одном правителе: будучи в курсе ВСЕХ проблем, всегда возможно решать дела государственные с учётом всей картины общества.

71:5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

Умелое правление царя, избранного Богом и при Его поддержке — прославит Бога по всей земле тем, что глядя на благоденствие Божьего государства в сравнении с кризисами человеческих — все будут иметь возможность оценить Божье правление и пожелать жить при ТАКОМ Правителе. Собственно, цель управления страной под руководством небесного Правителя именно к этому в Израиле и должна была бы свестись – Второз.4:6-8. Прославление Иеговы таким способом — на деле и по факту процветания Божьего государства — изначально входило в намерение Бога, а в новом миропорядке – исполнится.
71:6,7 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; 7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
Если бы не слова доколе не престанет луна (луна не прекратит своего существования) — можно было бы эти слова отнести к предсказанию на правление Соломона, ибо при нём Израиль процветал и славился обилием мира. Однако он – не вечен, значит, такое благополучие предсказано дальше Соломона и для правления вечного «Соломона» — Иисуса Христа.

71:8-11 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; 9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; 10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; 11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;

Его владычество будет распространяться на всю землю и не останется на ней царя, который не подчинился бы Христу, и не останется ни одного нечестивого, который бы мог возвеличиться при нём. Не только цари земли, но и все народы будут покорны Христу.

Здесь мысль: в новом миропорядке Бога на земле не будет хаотичного мыследвижения в действиях по управлению делами земли, она будет устроена так же, как и сейчас с руководителями-организаторами жизнедеятельности общества и с народом в этом обществе. С той только разницей, что цари земли будут покорены Христу в абсолюте, а это означает, что и на ней будет исполняться воля Божья так же, как и на небесах. Именно поэтому общество земли сможет стать счастливым.

71:12-14 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. 13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; 14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

При правлении Христа изменится жизнь всех, кто не имел силы в веке этом за себя постоять: у нищих и убогих. Иисус положит конец системе выгрызания места под солнцем проталкиванием локтями и шествием по головам малосильных и малоимущих. Больше никто не будет пользоваться дьявольскими методами для самовыдвижения за чужой счёт: каждый будет иметь возможность своими руками обеспечивать себе благополучие настолько, насколько трудолюбивыми будут руки подвизающегося к благополучию.

71:15,16 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; 16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

В период правления Христа — Христос будет превознесён в умах и сердцах живущих на земле, его праведность и способность руководить — будет оценена по достоинству, вся земля будет благодарить его (не сравнить с тем отношением, которое ему подарили в первом пришествии). Благодаря умению Христа всё организовывать во благо народа — вся земля будет задействована для того, чтобы давать человеку добрые плоды, даже недоступные горы покорятся человеку и принесут ему пользу.

71:17 будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его.

Имя Божьего царя Иисуса Христа будет благословенным в устах и сердцах благодарного счастливого общества земли — вовеки. Ещё бы: только при нём они смогут познать, что есть истинная жизнь, которую Бог запланировал дать человеку изначально без страданий, усталости и смерти, ибо после того, как Адам растранжирил такое наследство для человека — никто с тех пор не может даже краешком познать радости от Божьего замысла жизни: тернии и волчцы, болезни, изнурение и старость катастрофически портят всё впечатление о процессе жизни человеческой.

71:18–20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, 19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. 20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.

И за всё это будущее благополучие с процветанием в вечности — ясно, КОГО следует благодарить: Бог Израиля Иегова — это Он главный Архитектор такого миропорядка, в котором каждый сможет стать счастливым и в котором предложение жить вечно — не покажется предложением вечно гореть в муках скорби и проблем. Потому что сегодня люди с ужасом отстраняются от предложения жить вечно: дьявол и в этом добился успеха, создавая на земле такие условия жизни, что всякое желание жить — уничтожается, а при упоминании о вечности — восклицают «О, нет!!! Только не это. За что меня ТАК наказывать?!»

Итак, все эти предсказания — о Христе, хотя частичные элементы его – исполнились и на сыне его, Соломоне.

Для чего читают псалом 71?

Каждая молитва из Псалтыря читается при определенных условиях, которые необходимо знать. Например, псалом 71 читают во время сбора урожая. Эта песнь семейная, ведь именно в том момент, когда урожай попал в дом, следует читать молитву всей семьей. Благословение Господа придет незамедлительно.

Но это не единственный повод, когда можно воздать Всевышнему дань уважения. Также молитву следует читать, когда вас преследуют материальные трудности или вам требуется заручиться поддержкой Высших Сил в начинаниях и делах.

Толкование псалма 71

Чтобы понять смысл песнопения необходимо вдумчиво разобраться со значением каждого из стихов.

Стих 1. Начальные стихи выдвигают на первый план царя Соломона и его веру, которая является определяющей в стиле его правления. Ведь если правление справедливое и мирное, значит, милость Божья снизошла на правителя и теперь направляет его на праведном пути.

Стих 2. Так же как царь Давид, Соломон является помазанником Божьим. Иными словами, он представляет власть Бога на земле, а значит, в праведности его не должно быть сомнений.

Стих 3. Если правление справедливое и мирное, значит, земля будет плодоносить в изобилии.

Стих 4. Как Господь всегда защищает сирых и убогих, так и Соломон должен придерживаться Божьего закона, преумножая славу Его.

Стих 5-7. Приводится сравнение, что Луна и Солнце для народа – символы вечности. К этим вечным символам автор относит справедливого царя, который может иметь разные имена, но обязательно быть справедливым. Только в этом случае будут достигнуты мир и процветание.

Стихи 11-15. Здесь объясняется сущность справедливого царя, живущего по Божьим законам. Правление такого господина не должно сопровождаться войнами. Он владычествует над многими народами, которые приняли его добровольно. Также он защищает нищих и убогих, приумножая славу Господа. Добро, справедливость и вера являются центральными ориентирами для такого царя. Он дорожит всему в своем царстве и вершит истинный суд.

Стихи 16-17. Автор поясняет, что вражда между народами исходит из того, что отсутствует единство. Великий царь объединит народы, и войны прекратятся. Люди будут жить в мире и процветании. Даже неплодородная почва даст большой урожай. Созидание прекрасного станет реальностью. Правление царя будет ассоциироваться с благополучием всех его земель.

Стихи 18-19. Последние стихи не являются авторскими. Их добавили позднее, дабы упомянуть Бога и свершения царя древности.

Псалтирь с толкованиями А.П. Лопухина Псалом 71 О Соломоне (Псалом Давида)

Синодальный перевод

Полезно? Поделись ссылкой!

Псалтирь с толкованиями А.П. Лопухина Псалом 71 О Соломоне (Псалом Давида)

По надписанию славянской Библии этот псалом представляется принадлежащим Давиду и писан им о Соломоне, являясь, таким образом, молитвой царя за своего сына, наследника престола. В еврейской же Библии он носит надписание псалма Соломона (русский перевод неправилен). Из того, что исторические книги ничего не говорят о предсмертной молитве Давида за Соломона, молчание о каковом случае, важном по существу своего содержания, как завещание еврейского любимого царя, невероятно, если бы только подобный факт существовал в действительности, затем из того, что здесь упоминаются местности Фарсир и Сава, неизвестные во время Давида, а сделавшиеся известными только при Соломоне, когда с первым он завел оживленные торговые сношения (3 Цар X:22; 2 Парал IX:21), а из второй приходила к нему царица (3 Цар X:1–10) и Давид, потому, не мог знать о них и говорить вне условий и обстановки своего времени, наконец, из того, что отличаясь характером рассуждения, чем не обладают псалмы Давида, он представляет большое сходство с молитвой Соломона при Гаваоне (3 Цар III:5–10), должно заключить, что писателем псалма был Соломон. Самый же псалом представляет в своем содержании изображение того идеала царя и царствования, какой себе нарисовал Соломон и какой он желал бы осуществить.

Если же он молится о себе в третьем лице, то это не необычно в Псалтири. Напр., Давид в ХVII Пс 21 стихе молится о себе в третьем лице; псалмы 19, 20 написаны им о себе от лица народа. Надписание 70-ти, приписывающее этот псалом Давиду, вероятно, объясняется тем, что после этого псалма есть приписка, «кончились молитвы Давида», т.е., этим псалмом заканчивается собрание песней Давида, почему они и заменили надписание в смысле «псалом о Соломоне». Но данную приписку понимать буквально точно нельзя. В предшествующих до 70-го псалма собраниях есть псалмы, принадлежащие сыновьям Кореевым (43–48), Асафу (49) и это надписание указывает лишь на преимущественное, главенствующее обилие псалмов Давида в этом сборнике, на последнего, как писателя a potiori, а не единственного только.

Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли (1–6). Царство его будет вечным и распространится по всему миру и над всеми народами, так как он будет защищать нищего от насилий (7–14). О нем будут непрестанно молиться; его царствование будет полно и внешних благ и все племена ублажат его (15-17). Благословен Господь во веки! (18–19).

1. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

2. да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;

1–2. «Суд», «правда» — выражения синонимические, означающие желание Соломона быть в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Таково, напр., решение им спорного дела двух блудниц (см. 3 Цар 3 гл.). Его решения, как опирающиеся только на справедливость, должны быть, поэтому, и беспристрастны: они одинаковы для всех людей, как знатных и сильных, так слабых и бедных («нищих»).

3. да принесут горы мир людям и холмы правду;

4. да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, —

3–4. «Да принесут горы мир людям и холмы правду» — пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой — получит кару. «Горы и холмы» — местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1–2 ст. кн. пророка Михея под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить — пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом.

5. и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

6. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

7. во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

5–7. «Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. — «Процветет праведник и будет обилие мира» — пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира («обилие мира»).

8. он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;

9. падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

10. цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

8–10. «От моря до моря» — от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат — северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» — до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот — пусть владения этого царя обнимут весь мир. — «Падут пред Ним жители пустынь», — т.е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. — «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. — «Цари Фарсиса» — Фарсис — город в Испании, «островов» — острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. «Сава» — с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие — в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

11. и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;

12. ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

13. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

14. от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

15. и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;

12–15. Распространение владычества этого царя будет достигнуто, однако, не завоеваниями, не насильственными средствами, а мирными — добровольным подчинением ему всех народов, в силу укоренившегося в них сознания, что только его царствование есть царство мира и справедливости.

— «Драгоценна будет кровь их пред очами его» — он будет охранять праведников от насилий и сберегать и дорожить их жизнью («кровь» — носительница жизни), т.е. в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении.

16. будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

17. будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его.

16–17. Так как царствование царя будет мирным и завладеет всеми странами и народами, то враждебные отношения между последними должны прекратиться. Все усилия человека направятся тогда в сторону развития мирной культуры, которая дойдет до такой степени высоты, что «будет обилие хлеба наверху гор». Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана, славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. — «В городах размножатся люди, как трава». Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. — «И благословятся в нем» — через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие («благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли.

18. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,

19. и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

18–19 стихи не принадлежат писателю псалма, они представляют прибавку составителя сборников песней Псалтири, какую мы встречаем в конце каждого сборника псалмов.

71 псалом, как мы говорили, представляет изображение того идеала царя и царствования, который нарисовал себе Соломон и к возможному приближению к которому он прилагал усилия. Но известный, исторический Соломон только начал свое царствование в указанном псалмом духе. Войн при нем не было, евреи пользовались внешним довольством — у каждого был свой виноградник и своя палатка, а также уважением среди иноплеменников; судебными своими решениями он поражал своих современников и имя его стало известным по всему миру. Во второй же половине своей жизни он, как известно, заслужил даже осуждение от Бога. Да и по существу нарисованного здесь идеала последний непосилен для человека вообще. Царь рисуется вечным (5 ст.), его владения — вся земля и народы (8–11), его царство — полное воплощение, осуществление мира (12 и 16). Такое царствование может принадлежать только Богу. Нарисованный Соломоном идеал царства нашел осуществление в Иисусе Христе, учение Которого — учение любви и всепрощения, царство Его — царство мира и правды и его назначение — распространиться по всей земле и навечно.

Исторический Соломон только частично, в начале своей деятельности осуществлял свой идеал, который вполне будет достигнут и только может быть достигнут в царстве Христа. Поэтому то все содержание псалма имеет прообразовательно-мессианский смысл. Тогда 16 стих, помимо уже указанного нами прямого смысла, может иметь следующий. Голые вершины могут обозначать вообще языческих народов, которые не имели за ложностью своих религий, ни правильного учения о Боге, ни возвышенной нравственности, почти не имели и праведников.

С принятием и усвоением ими христианства, последних у них появится более, чем на Ливане, т.е. среди евреев, что действительно уже осуществилось, так как евреи учения Христа не приняли, а язычники с готовностью последовали и следуют за Ним.

20. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!
« Псалом 70Псалом 72 Псалом Асафа »

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: