Житие апостола Варнавы и где лежат мощи святого, дни памяти и тексты молитв

Кто такой апостол Варнава? Это имя мы встречаем в Новом Завете, в «Деяниях». Он – неизменный сподвижник апостола Павла, путешествует вместе с ним и проповедует веру Христову. Но в Евангелиях о нем нет ни слова. Откуда же взялся Варнава? Каким образом стал апостолом? Видел ли он когда-нибудь Сына Божия? Когда стал Ему следовать? Это предстоит нам выяснить в данной статье. Изучим же биографию (житие), деяния и страдание за веру (мученичество) этого святого.

Апостол варнава икона

Апостол из семидесяти

Все четыре канонических Евангелия упоминают, что Иисус избрал себе двенадцать учеников. Цифра 12 настолько магическая, что когда Иуда Искариот предал Христа, остальные одиннадцать апостолов возвели в свой ранг Матфея, чтобы дополнить число (Деян. 1:26). Но среди этих двенадцати не было Варнавы. Чтобы понять, каким образом он стал причислен к апостолам, нужно прочесть главу десятую Евангелия от Луки. В ней Господь говорит: «Много жатвы, а работников на ниве мало». После этого Он избрал из большого количества своих последователей семьдесят человек, которых послал по двое во «всякое место и всякий город, куда Сам намеревался пойти». Они должны были благовествовать жителям тех мест приход Мессии. Этих учеников и называют «апостолами из семидесяти». К их числу принадлежит апостол Варнава. Избрание семидесяти учеников произошло в последний год деятельности Христа на земле. Господь дал им те же заповеди, что и двенадцати апостолам во время Нагорной проповеди. Но поскольку они были избраны не сразу, многие из них не смогли полностью понять и принять учения Христа. Об этом повествует шестая глава Евангелия от Иоанна. Когда Христос сказал в Капернауме, что Он является хлебом живым, сошедшим с небес, и что тот, кто будет есть его, вовек не умрет, многие из семидесяти «ушли от Него и уже не следовали за ним».

Иконы и фрески монастыря

Сегодня в монастыре размещается интересный музей икон и археологии. Одна их сохранившихся фресок XII века называется «Пантократор» — Христос Вседержитель. Считается, что ее выполнил византийский мастер, расписывавший церковь Асизу на Сицилии.

На других фресках изображены следующие сюжеты: как архиепископ Анфим открывает склеп, а затем передает обнаруженное Евангелие византийскому императору; как Зенон вручает императорские подарки архиепископу за ценную находку. Большинство росписей XV века выполнено во франко-византийском стиле.

Иконы в монастыре относятся к XVIII–XIX векам, их авторами являются проживающие здесь монахи. Поэтому здесь изображены различные сцены, связанные со строительством монастыря.

В историческом музее монастыря представлены археологические находки: античная керамика, римские стеклянные изделия и древние ювелирные украшения. Интересно будет посетить ковровую мастерскую с изделиями местных авторов.

© rolf frische luft

Ученик, твердый в вере

Был ли среди этих отступников и апостол Варнава? Как видим из дальнейшего описания жизни Церкви, нет. Он имел острый ум и понимал, что Господь – это Слово Божие. Его заповеди нужно впитывать сердцем (есть) и исполнять их, для того чтобы иметь жизнь вечную. Когда Христос после того, как многие апостолы из семидесяти Его оставили, обратился к двенадцати: «Не желаете ли и вы последовать их примеру?». Но Петр ответил за всех: «Куда нам идти? Ведь Ты, Господь, имеешь глаголы жизни вечной». Таким образом, мы видим, что и Варнава, вместе с одиннадцатью апостолами, остался с Иисусом. Он был верным учеником, хотя ни в одном Евангелии не упоминается его имя. Деятельность Варнавы как «работника жатвы» на ниве Христовой более полно изложена в следующей за Евангелиями книге Нового Завета. А что мы можем знать о его жизни? В «Деяниях» об этом только крупицы информации. Обратимся к «Житиям святых», хотя этому источнику нельзя доверять полностью.

Апостол варнава и апостол павел

Мощи и почитание

Известно, что Варнава умер, когда ему исполнилось 76 лет. Со временем пещера, где он был погребен, забылось. Но на место захоронения постоянно указывали чудесные знаки. Например, при императоре Зеноне Варнава был трижды явлен архиепископу Анфиму, тем самым он сам указывал на место погребения. Монахи, посланные священнослужителем, откопали нетронутое тело апостола со святым Евангелием на груди.

После того, как мощи были обретены, Кипрская церковь получила право избирать настоятеля самостоятельно. Это защитило остров Кипр от притязаний Вселенского собора, который возглавлял еретик Петр Канфея.

Святейшему Варнаве посвящены молитвы.

Кондак 1

Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель Господь, равноангельное житие твое провидев, преподобне, от юности избра тя служити Ему в преподобии и правде, последи же многими небесными дары тя украси: демоны прогоняти, недуги врачевати, скорбящия утешати, ожесточенныя сердца умягчати. Темже от нас, недостойных, приими хвалу, и молитву сотвори о спасении душ всех чтущих любовию память твою, да величаем тя сице:

Радуйся, во славу Божию поживый; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый; радуйся, небесная сокровища возлюбивый. Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю; радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче. Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый; радуйся, винограда Христова делателю усердный. Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь душу твою ко приятию благодати Духа Святаго предуготованную, яко волею по стези благочестия течеши, в немже родителями твоими христолюбивыми наставлен был еси, от юности храняше тя в болезнех и напастех. Ты же от лет малых прославлял еси Всещедраго Бога, Врача душ и телес, поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, пришел еси, отче преподобне, к старцу Геронтию, да направит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги духовныя. Ты же обрел еси в нем монашескаго делания добраго наставника, его же отеческим советом повинуяся и всякое мирское попечение отлагая, молитве и смирению научался еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:

Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное; радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный. Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный; радуйся, учением благочестия издетска напоенный. Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый; радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый. Радуйся, душу свою к Богу устремивый; радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый. Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси; радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя, отче преподобне, егда совету старца Геронтия последуя, отечество и дом свой оставил еси и во обитель Троице-Сергиеву вселился еси, идеже в посте, молитве, неустанном труде и бдении пребывая и всякая мира искушения побеждая, единому Богу воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй старцев-наставников богомудрых Григория и Даниила, проречение от них приял еси, преподобне, яко многих ко спасению путевождствовати будеши. Послужил же еси ты преданно наставником своим до самыя их кончины, с терпением житие подвижническое проводя и восходя от силы в силу. Темже и мы, твоей верности и послушанию старцем дивящеся, вопием ти таковая:

Радуйся, ревности Божественныя исполненый; радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый. Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси; радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся. Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый; радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю. Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый; радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури искушений обители многолюдней избегая, в Гефсиманский скит вселился еси, отче преподобне, в безмолвии житие проводити желая и с Богом невозбранно беседовати, за вся люди Спасителю мира молитвы вознося и поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев земли Российстей ближнии и дальнии, их же ты с любовию принимая, руководствовал еси ко спасению. Темже старец твой схимонах Григорий вручи тебе две просфоры, глаголя: сим питай алчущих – словом и хлебом, тако хощет Бог, и благослови тя на подвиг старчества и священства. Мы же, прославляюще укрепившаго тя Господа, радостно тебе вопием:

Радуйся, во обитель святую Богом призванный; радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый. Радуйся, образе истиннаго послушания; радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение. Радуйся, бдение и молитву возлюбивый; радуйся, от страстей себе подвигами очистивый. Радуйся, кротостию и смирением всех удививый; радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный. Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый; радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси. Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче; радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Бооготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, егда образа монашескаго и священства сподобился еси, и от того часа многих к Солнцу Правды Христу приводил еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Апостол Варнава: биография и деяния

Настоящее имя подвижника веры и спутника Святого Павла было Иосиф. Он родился в богатой еврейской семье. Можно сказать, что он был знатного рода: из колена Левия происходили также ветхозаветные пророки – Аарон, Моисей, Самуил. Варнава считается дядей (или кузеном) евангелиста Марка. По другим данным, он мог быть также родственником Аристовула. Но родился Варнава на Кипре. Его родители уехали на остров по причине военных смут в Палестине. Но у них остался дом поблизости Иерусалима. Мужчинам-левитам закон Моисеев предписывал знать Писание. Пока мальчик Иосиф был мал, отец сам наставлял его в вере. А когда он стал юношей, родители отправили его для дальнейшего обучения в Иерусалим, к прославленному знатоку Торы Гамалиилу. Там будущий апостол Варнава, житие которого отныне полностью переменилось, познакомился с Павлом (в те времена Савлом).

Роль Гамалиила

Сей персонаж также упоминается в «Деяниях». О нем можно прочесть в главе 5 этой книги. Когда двенадцать апостолов проповедовали в Иерусалиме, исцеляя немощных, фарисеи пылали на них злобой и даже помышляли убить их. Но на совещании взял слово уважаемый всеми законоучитель Гамалиил. Он привел исторические примеры, когда самозванцы, уверяющие, что они – посланцы Бога, потерпели поражение, а их ученики рассеялись. Он посоветовал фарисеям не замышлять злого против апостолов. Ведь то, что задумано людьми, само собой разрушится. А если это дело Божие, то ничто и никто не сможет ему противостоять. Вы только навлечете на себя гнев Господа. Вот у такого учителя воспитывался апостол Варнава. О Гамалииле как о бесспорном авторитете среди иудеев высказывается и Святой Павел. Акцентируя на том, что сам он не чужд закону Моисея, Апостол говорит: «Я – еврей, воспитанный у ног Гамалиила, наставленный тщательно вере, ревнитель Бога». Таким образом, можно сделать вывод, что ученичество у этого знаменитого фарисея предуготовило Варнаву к незашоренному принятию нового учения.

Приход к Христу

«Жития Святых» уверяют, что будущий апостол часто ходил молиться в притвор Соломонова храма. Там он становился свидетелем многих чудес исцеления, которые являл Христос в Иерусалиме. Уверовав, он припал к ногам Сына Божия и попросил соизволения следовать за ним как ученик. И когда Христос оставил Иерусалим и удалился в Галилею, Варнава пошел за ним. Там он вошел в число семидесяти апостолов. Он разделял учение Господа и оставался ему верен до конца. По свидетельству Иоанна Златоуста, Иосиф имел дар убеждать людей, а также утешать скорбящих. Поэтому апостолы дали ему другое имя – Варнава. Оно означает «Сын Утешения». А свой дар убеждения святой апостол Варнава выказал тем, что уговорил учеников Господа в Иерусалиме не бояться бывшего злого гонителя христиан Савла.

Апостол варнава биография

Начало миссионерской работы

Ни Евангелия, ни «Деяния» не упоминают, когда и каким образом бывший Иосиф из Кипра присоединился к учению Христа. Но несомненно одно: он сделал это раньше, чем его «товарищ по школьной скамье» Савл. Варнава впервые упоминается в «Деяниях» в главе четвертой. Как и полагается ученику Христову, он продал свой дом и землю, а деньги положил «к ногам апостолов». Во второй раз он упоминается в Писании именно в связи с Павлом, будущим столпом Церкви. Когда тот направлялся в Дамаск, чтобы арестовывать христиан, ему явился Христос с вопросом «За что ты преследуешь Меня?». После этого злой человек обратился и понял, что ранее был слеп. В Дамаске Павел был наставлен в христианской вере неким Ананием. Когда же фарисеи города задумали убить новообращенного, тот вынужден был бежать в Иерусалим. Но там ученики Христовы побоялись принять его, поскольку о нем шла слава как о гонителе новой веры. И вот здесь в «Деяниях» вновь упоминается Варнава (9:27). Он уговорил своих братьев принять новообращенного без боязни. С тех пор апостол Варнава и апостол Павел стали почти неразлучными.

Святой апостол варнава

Отрывок, характеризующий Варнава (апостол от 70)

– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой? – Я правду говору, – улыбаясь сказал гусар. – Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет. – А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны. – Это так. И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем. – А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь! – Спрошу, – отвечала Наташа. Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери: – Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос. – Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой. Разговор притих. – Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи. Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем. – Казак, – проговорила она с угрозой. Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку. – Вот я тебя! – сказала графиня. – Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо. Соня и толстый Петя прятались от смеха. – Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула. – Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна. Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны. – Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю. – Морковное. – Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать! Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной. Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа. Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке. Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела. – Что будем петь? – спросила она. – «Ключ», – отвечал Николай. – Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня? Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней. Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились. – Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!… И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать. – Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа. И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша. – Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем… Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.

Дальнейшая деятельность

Оба миссионера много путешествовали. Они побывали в Антиохии, Малой Азии, Кипре, Греции. Там они основали огромное количество христианских общин. Когда в Иерусалиме вспыхнул голод, антиохийские верующие собрали деньги и послали их с Варнавой и Павлом своим бедствующим братьям. Что касается этого периода (около 45 года н. э.), то имя Варнавы упоминается перед Павлом. Жители Листры сравнивали первого апостола с Зевсом, а второго – с Гермесом (Деян. 14:12). Варнава вместе с Павлом принимали участие в соборах апостолов 48 и 51 годов. Но после этого апостолы разошлись. Павел стал путешествовать и проповедовать вместе со своим новым товарищем, Силой. Они сосредоточили свою миссионерскую деятельность на Малой Азии, Фракии и Элладе. А Варнава с Иоанном, названным Марком (своим кузеном или племянником), отправились на Кипр. Именно на этом событии и заканчивается рассказ в «Деяниях» о Варнаве.

Что известно о дальнейшей деятельности

Из «Жития святых» известно, что апостол стал первым епископом Кипра. Он проповедовал по всему острову и основал множество христианских общин. Церковная традиция утверждает, что он был побит камнями язычниками в 61 году. Его мощи чудесным образом «обрелись» в 478 году поблизости от города Саламин, на восточной оконечности острова. На этом месте в пятом столетии был основан монастырь апостола Варнавы. Ныне он не действующий и является историческим и архитектурным памятником. А мощи святого апостола Варнавы хранятся в церкви городка Конкадей-Марини в Италии.

История строительства

В V веке кипрский архиепископ Анфим (в некоторых источниках — Анфемиос) видел во сне апостола Варнаву, который указал ему место своего захоронения. Найдя увиденное во сне место, Анфим организовал раскопки и нашел вход в склеп, в котором сохранились мощи апостола Варнавы с Евангелием на груди.

Прибыв со священными реликвиями в Константинополь, священнослужитель получил поддержку императора Византии и финансовые средства на монастырь на месте обнаруженных мощей апостола. Более того, за такую чудесную находку император Зенон даровал Анфиму разрешение надевать пурпурную мантию и использовать в подписи красные чернила — все это было императорскими привилегиями. Но самым главным было то, что Зенон объявил независимость церкви Кипра — автокефалию. Теперь церковь получала право называться Апостольской. Мощи святого оставались в Константинополе, правда, после разграбления города крестоносцами, части мощей оказались в разных городах Европы.

Подземный склеп, где хранились мощи апостола Варнавы, © Jan Hazevoet

Позднее монастырь подвергался перестройкам и реконструкциям, а во время византийско-арабских войн он был разрушен. Те строения, которые можно увидеть сегодня, — это, в основном, постройки XVIII века, возведенные во время реконструкции на древнем фундаменте. Здание выполнено в традиционном византийском стиле и представляет собой удвоенный крест. Рядом со зданием монастыря сохранились некоторые постройки и склеп с гробницей Святого апостола. Некоторые археологи считают, что эта земля была частью некрополя древнего города Саламис. Одной из наиболее значимых находок является колонна из редкого зеленого мрамора, в заново построенном монастыре ее разместили справа от алтаря. В строительстве были использованы также другие обломки и фрагменты первого сооружения.

До 1976 года в монастыре оставались три монаха, которые поддерживали сохранность религиозного сооружения. Они также возвели колокольню, написали некоторые иконы и фрески. После их ухода монастырь перестал действовать. В 1991 году в монастыре начались реставрация и работы по созданию музея.

До сих пор ежегодно 11 июля на Кипре отмечается день Варнавы — покровителя острова, а в монастыре проходит торжественная служба, чтобы почтить память святого.

© Łukasz Świdnicki

Труды

Послания епископа Кипра не вошли в Канон. Скорее всего, они существовали, поскольку все апостолы обращались письменно к своим верующим. В найденном недавно «Синайском кодексе» содержится текст, приписываемый Варнаве. В этом Послании апостол пытается трактовать Ветхий Завет. Он говорит, что эта Книга для иудеев закрыта. Понять Ветхий Завет могут лишь те, кто ищет в нем предсказания о приходе Иисуса Христа. Апостолу Варнаве приписываются и два подложных текста, сочиненных значительно позже. Книга о странствиях и мученическом конце была написана в пятом веке, вероятно, для подтверждения «Житий святых». А в Средневековье было сочинено подложное Евангелие от Варнавы. В нем описываются евангельские события с точки зрения мусульманской религии (тогда еще не существовавшей).

Икона апостола Варнавы

Несмотря на то что этот Святой расстался с Павлом, раздора между ними не возникло. Апостол очень тепло и уважительно говорит о своем собрате в Первом послании к коринфянам (9:6). А в Письме к колосянам (4:10) содержится одно упоминание о позднейшей совместной деятельности Варнавы и Павла. Апостола из семидесяти чтят как в римско-католической, так и в православных церквях. Ортодоксы дважды в год отмечают день памяти Варнавы – 17 января и 24 июня. В католицизме этого апостола почитают 11 июня. В религиозной живописи существует немало икон апостола Варнавы. Фото одной из них демонстрирует нам мужчину немного преклонных лет, темные волосы которого едва тронула седина. Поскольку Варнава имеет апостольский чин, он одет в хитон и гиматий, а в руках держит свиток. Иногда иконописцы изображают его как первого архиепископа Кипра. В таком случае он изображается в святительских ризах.

ВАРНАВА: АПОСТОЛ, ОБРАТИВШИЙ КИПР В ХРИСТИАНСТВО.

История Кипрской Церкви неразрывно связана с именем Апостола Варнавы — ее основателя и первого архиепископа. Согласно Священному Преданию, Варнава играл ведущую роль среди 70 Апостолов, к числу которых принадлежал. Многие годы он проповедовал христианскую веру на своем родном острове, благодаря чему Кипр стал первой страной в мире, управление которой осуществлялось христианином. Именно апостольские истоки оказали решающее значение для получения Кипрской Церковью статуса автокефальной, то есть независимой. И потому вполне закономерно, что по сегодняшний день верховная церковная власть на Кипре именуется престолом Апостола Варнавы. Источниками той скромной информации о Варнаве, которой мы располагаем, служит, в первую очередь, книга евангелиста Луки «Деяния святых Апостолов», а также два более поздних памятника: апокрифический труд V века «Деяния и страдания Апостола Варнавы на Кипре» и «Похвала Апостолу Варнаве», написанная в VI веке монахом Александром.

Киприот из рода пророков

В «Деяниях Апостолов» прямо указывается на происхождение Варнавы: Левит, рожденный на Кипре. Согласно утверждениям святого Стефания и монаха Александра, в данной характеристике нет ничего противоречивого. Варнава действительно мог принадлежать к прославленному роду Левитов, представителями которого являлись пророки Моисей и Самуил, и одновременно быть киприотом. Исторические реалии таковы, что еврейские предки Апостола, гонимые войнами, оказались на Кипре вынужденными переселенцами. Здесь, на острове, где существовала довольно сильная еврейская община, семья Варнавы жила в мире и достатке. Подтверждением их материального благополучия представляется тот факт, что они обладали землей не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Иерусалимское поместье Варнава продал, а вырученные деньги пошли на поддержку миссионерской деятельности его сподвижников. Благодаря этим пожертвованиям он заслужил право быть нареченным собратьями по вере Варнавой (от рождения его звали Иосифом) — именем, которое переводится как «утешитель». Проповедовать христианство по миру Варнава стал вместе с двумя другими последователями нового учения — Марком и Павлом. Апостола Павла Варнава знал еще до посвящения, скорее всего, по совместной учебе. Именно Варнава ввел Павла в круг своих единоверцев и убедил их принять Павла, несмотря на то, что тот прежде был известен как противник христианства.

Вступление на апостольскую стезю

Впервые Варнава увидел Христа в Иерусалиме. Неизгладимое впечатление произвели на Варнаву необычные способности Господа Иисуса творить чудеса. Ни капли сомнений не оставалось в душе Варнавы, что он видел того самого Спасителя, ниспосланного человечеству свыше. И, пав перед Христом на колени, Варнава попросил его благословения. После распятия Господа Иисуса Христа Варнава был среди тех, кто стал продолжателем дела Учителя, посвятив всю свою жизнь обращению людей в христианскую веру. Исходя из Новозаветного повествования, свое первое поручение Варнава получил сразу после мученической кончины святого Стефана. Он должен был отправиться из Иерусалима в Антиохию, чтобы на месте разобраться, приемлемо ли проповедовать христианскую веру среди эллинов. Объясняется это тем, что поначалу у Апостолов не было единства мнений насчет данного вопроса, и свои разъяснительные беседы они вели исключительно с евреями. В Антиохии Варнава с огромным воодушевлением вел пропаганду христианства, примкнув к эллинистам — сторонникам активного распространения учения среди более широкого круга, а не только евреев. Варнаве и Павлу удалось собрать значительную сумму для укрепления христианской общины в Иерусалиме, после чего и наступил период их совместных трудов по утверждению христианской церкви. Там же в Антиохии Варнава возглавил группу «учителей и пророков», в которой состояли Павел, Нигер, Лука, Киринеос и другие. Вообще, очень часто в «Деяниях» имя Варнавы упоминается первым, что явно свидетельствует о его лидерстве. Следующим местом для миссионерского путешествия Варнавы был избран Кипр.

Проповедь на земле кипрской

Как сказано в «Деяниях Апостолов», христианство пришло на Кипр уже в 33 году вместе с теми киприотами, что оказались среди 3000 уверовавших во Христа в день Пятидесятницы. Однако христианская проповедь на острове ограничивалась тогда иудейской средой, почему и не была особо популярна. С прибытием на Кипр Апостола Варнавы христианское учение приобрело черты последовательного и целенаправленного, в результате чего все больше жителей Кипра было вовлечено в лоно христианской церкви. Известно о двух посещениях Варнавой Кипра, первое из которых состоялось в 45 году. Вместе с Апостолом Павлом и Марком Варнава сошел на берег в Саламине. Вероятнее всего, проповедники следовали по проложенным тогда дорогам и исколесили весь остров. В Китионе (Ларнаке) они встретили воскрешенного Христом Лазаря и рукоположили его в сан епископа Китийского. Епископом Тамассоса стал крещенный Варнавой Ираклидий, а епископом Амафунта — Аристоклианос. В Пафосе, по преданию, Апостол Павел совершил несколько чудес. Одним из них стало наказание колдуна Элима: Павел временно ослепил его, чем заставил римского проконсула Сергия Павла безоговорочно принять христианство. Обратив таким образом в новую веру самого правителя Кипра и образовав на острове христианские общины, Апостолы имели все основания считать свою миссию успешной. О втором визите Варнавы на остров сведения еще более скудны. Однако мы знаем, что за семь лет своего пребывания на острове (с 50 по 57 год) Варнава, на сей раз сопровождаемый лишь Марком, неустанно шел к своей цели — закладывал прочный фундамент кипрской церкви. Противодействие Варнава встречал и со стороны своего давнего врага Элима, который постоянно настраивал местных иудеев против Апостола. Не раз такого рода организованные или стихийные возмущения угрожали жизни Варнавы. И однажды Апостол все-таки не избежал печальной участи из-за ненависти тех, кто оказался не способен внять христианскому учению из уст Варнавы.

Посмертное служение

Случилось это в Саламине. Когда Варнава, как обычно, начал свою проповедь в одной из синагог, его схватили, набросили на горло веревку и, выведя за городские стены, зарезали. Чтобы никто из христиан не нашел праха Апостола, убийцы изрезали его тело на части, намереваясь затем бросить их в море. Но Марку, спасшемуся от разъяренной толпы, удалось выкрасть останки Варнавы и предать их земле. Как принято считать, могила основоположника Кипрской Церкви находится чуть восточнее монастыря, заложенного в его честь в V веке приблизительно в 3 километрах от Саламина. Предание гласит, что на грудь Варнавы Марк кладет святое Евангелие, полученное Варнавой от Матфея. Позднее то Евангелие было принесено в дар византийскому императору Зинону в знак благодарности. А чтобы понять причину такого поступка со стороны архиепископа Кипра Анфемия, перенесемся совсем ненадолго в год 488 от рождества Христова. Кипрская Церковь переживала кризис, и ей грозило попадание под зависимость от антиохской. Архиепископу Саламина Анфемию было видение, после чего он обнаружил прах Варнавы вместе с Евангелием от Матфея. Священную книгу отвезли в Константинополь, и она стала бесспорным доказательством того, что Кипрская Церковь не была образована от Антиохийской, а имела собственные апостольские истоки. Византийский император закрепил за Кипрской Церковью право на самоуправление, а кипрский архиепископ получил три знаменитые императорские привилегии, действительные и поныне: носить пурпурную мантию на торжественных церемониях, держать скипетр вместо посоха и подписывать официальные документы красными чернилами. Нужно отметить, Кипрская Церковь явилась единственной удостоенной подобной чести, и произошло то исторически значимое событие именно благодаря признанию заслуг Варнавы. День памяти Варнавы празднуется 11(24) июня. Стоит ли говорить, сколь высоко Апостол почитается на Кипре — острове, который его трудами был направлен на путь обретения христианства.

www.cyprusadvertiser.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: