Житие и иконы святого Андрея Критского, где находятся мощи и тексты молитв


Святитель Андрей Критский

Андрей Иерусалимит
(греч. ̓Ανδρέας ὁ Κρήτης, ῾Ιεροσολυμίτης; ок. 660 — 740), архиепископ Критский, византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, преподобный.
Об одноименном мученике, пострадавшем за иконопочитание, см. ст. Андрей Критский, преподобномученик
Память 4 июля и в Соборе Критских святых (Греч.).

Святитель Андрей, Архиепископ Критский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука. 1547 год.

Родился около 660 года в Дамаске, родителей звали Георгий и Григория. До семи лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 года, после того как акты VI Вселенского Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с двумя монахами доставил их в Константинополь.
Оставшись в столице Византии, Андрей был посвящен во диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют Святого Павла и богадельня при храме Святой Софии.

При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского».

По свидетельству св. Феофана Сигрианского, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства в 712 году, Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 году Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 года.

На Крите еп. Андрей строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 году по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 году патрикием и квестором Никитой [1], позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четьи. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. Вторым по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 году [2] и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового избора житий святых

,» которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие [3] в составе Императорского Минология 1034-1041 годов (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (+ 1355) в рукописи XIV века из монастыря Пантократора [4].

Сочинения

Преподобный Андрей Критский

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30.
Ему бесспорно принадлежат

Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе.

К сомнительным и подложным относятся Слова

: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом.

Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Прп. Андрей Критский. Греческая икона

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак.
Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 года Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках [5]. Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие второй песни, число тропарей песни обычно больше четырех, песнь может иметь два ирмоса.

На грузинский язык в -XII веках были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (+1028), Георгием Ивером Святогорцем (+1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073–1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII веков константинопольского происхождения [6], под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X века [7]; под 4 июня — в Синаксаре Константинопольской церкви X века [8] и Типиконе Великой церкви X века [9]; под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X века [10], во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II [11], Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI века [12] и Феодора Продрома начала XII века [13].

Молитва преподобномученику

В церковных книгах можно найти канон и тропарь Святого. Эти тексты принято читать, если человек хочет обратиться к преподобномученику. В них говорится о подвиге и силе обычного человека, которому вера помогла противостоять власти. У каждого из нас в жизни бывают такие ситуации, когда считаем себя слишком «малыми» перед врагами. А если посмотреть на то, что смог сделать преподобномученик, то устыдитесь. Это был юноша, бережно хранящий в сердце образ Господа. Он не обладал ни богатствами, ни оружием, не руководил войском. Однако, узнав о дьявольских кознях хитрого императора, задумавшего извратить суть религиозной традиции, смог подняться до уровня воина Христова. Согласитесь, в начале тысячелетия были совсем иные порядки. Выступая против властителя, человек обрекал себя на мучительную смерть. И он не испугался! Молитва преподобномученику Андрею Критскому именно об этом. Каждый верующий стремится так слиться с Господом, чтобы позабыть в трудной ситуации о своей бренной жизни, а действовать во славу Его.

Почитание Андрея Критского на Руси

Святитель Андрей Критский

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца — начала XII века [14].
Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. [15]. В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого [16]. В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле [17] и 4 июня – в Румянцевском Обиходе [18]. Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором [19]. По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью [20]. Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский [21].

Большое распространение в русской письменности –XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII–XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. [22], гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. [23]. Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. [24] предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского [25]. Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. [26]. Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени [27].

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском [28]. В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является покаянный Великий канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Важные вехи жизни

Верующие, отмечая День преподобномученика Андрея Критского, вспоминают его судьбу, стараются впитать опыт этого человека. Внимание при этом концентрируется на преданности Иисусу, тяготам, которые он сумел преодолеть во славу Его. Это обычная практика. Тем не менее для формирования правильного образа нужно представлять себе и те исторические события, с которыми человеку приходилось сталкиваться. Скорее всего, на формирование его личности повлияло наблюдение за тем, как окружающие не отказываются от греха. В его жизнеописании рассказано о том, что был этот человек добр и кроток. Он не ругался с грешниками, а показывал им пример своею жизнью. Сопротивление почти всему обществу может сломить или закалить. Андрей остался верен своим принципам, полученным от родителей. Его вера только еще больше укрепилась, что он продемонстрировал публично в Константинополе, когда пришло время.

тропарь преподобномученика андрея критского

Гимнография

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака – Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некоторых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт. Андрея Критского.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Humnois krotomen andrikois ton Andrean» (греч.– Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт. Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «Вострубив ясно божественная сладкопения», помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI–XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. [29].

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю Андрея Критского.

Что известно про житие преподобномученика

Андрей Критский родился на острове Крит. Его жизнь была полна лишений и скитаний. Некоторое время он жил монахом среди монахов монастыря Кастрон. Житие монаха было наполнено спокойствием, благочестивой неспешностью. Он принадлежал к почитателям икон, был твердо убежден, что иконописание угодно самому Богу. Когда начались иконоборческие гонения, монах поспешил на аудиенцию к императору Константину V. Там он выступил против ереси императора, открыто обвинил Константина, потребовал прекращения гонений.

После выступления Андрея схватили, бросили на дно тюремной ямы. Ему грозила жестокая смертная казнь, но смерть настигла раньше. Когда мученика волокли за руки к месту казни, настроенный агрессивно торговец рассек его ноги острым кинжалом. Рана была настолько серьезна, что Андрей скончался от потери крови. Смерть Андрея стала символом мученичества.

Справка! После его смерти прошло 100 лет прежде, чем о ней был написан канон Иосифом Песнописцем.

Иконография

Прп. Андрей Критский

Известны 2 типа изображения Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,– с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. [30]; на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг.,– в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию…». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.,– в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг.,– погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе…».
Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи [31]; на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. [32], помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),– в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дважды упоминает Андрея Критского как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе…» (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об Андрее Критском сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

Святитель Андрей, архиепископ Критский. Статья из II тома «Православной энциклопедии»

Святитель Андрей Критский

На греческом – Andreas ho Krites, Hiersolumites (ок. 660, Дамаск – 4.07.740, Эрессо, о. Лесбос), (память – 4 июля). Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений. Не следует смешивать Андрея Критского с преподобномучеником Андреем Критским (пам. 17 окт.), пострадавшим за святые иконы при императоре Константине V Копрониме (741–775).

Житие. Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 г. Патрикием и квестором Никитой (BHG, N 113), позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четии. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. 2-м по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 г. (BHG, N 114; издано В. Лаурдасом) и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового сборника» (греч.– Neon Eklogion), которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие (BHG, N 114a) в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (ум. 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора (BHG, N 114c).

Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Вселенского VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь.

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706–712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского». По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства (712), Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему Вселенскому VI Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 г. На Крите Андрей Критский строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30. Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе. К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом. Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак. Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобнонго Иоанна Дамаскина, преподоного Космы Маиумского.

На Великом каноне

На Великом каноне

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, сятой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках (ГИМ. Хлуд. № 156, кон. XIII – нач. XIV в., Хлуд. № 160, нач. XIV в.). Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На грузинский язык в X–XII вв. были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (ум. 1028), Георгием Ивером Святогорцем (ум. 1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073–1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI–XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 304–305); под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 330–331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130).

Почитание Андрея Критского на Руси

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI – нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 273).

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. (РГАДА. Син. тип. 122. Л. 15 об.– 19). В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в.– Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34). В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле (ГИМ. Хлуд. № 35. Л. 178, кон. XIII – нач. XIV в.) и 4 июня – в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. № 284. Л. 95 об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI–XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский (Л. 321 об.– 322 об.).

Большое распространение в русской письменности XI–XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII–XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223 об. – 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. (Л. 222 об.– 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. № 330 и РНБ. Соф. № 1136.) предписывает читать слова А. из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского (ср. изображение на печати – Лихачев Н. П. С. 47–48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 135). Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в константинопольском монастыре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском (древнейший список: БАН УССР. ДА / II. 581, рубеж XVI–XVII вв.; опубл.: Гудзий. С. 22–34). В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является Великий покаянный канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Гимнография

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) – Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некрых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт.Андрея Критского.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Humnois krotomen andrikois ton Andrean» (греч.– Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт.Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «Вострубив ясно божественная сладкопения», помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI–XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208).

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю свт.Андрею. Сочинения: каноны: PG. 97. Col. 805–1444; Триодь Постная. Т. 1–2; Триодь Цветная; AHG. T. 13. P. 339–340; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 1. P. 253–254; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 454, 490; Т. 2. С. 199; Follieri E. Un canone inedito di S. Andrea di Creta per l’Annunciazione // Collectanea Vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. Vat., 1962. P. 337–357; Paolini G. Andrea di Creta: Canone per S. Giorgio // Follieri E. Un Theotocario Marciano del sec. XIV. R., 1961. P. 231–261; Maisano R. Un inno inedito di S. Andrea di Creta per la domenica delle palme // Rev. di storia e letteratura religiosa. 1970. Vol. 6. P. 519–572; Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanons d. Andreas v. Kreta // JOB. 1955. Bd. 4. S. 1–11; Пасхальный канон свт. Андрея Критского / Публ., описание и пер. прот. Сергия Правдолюбова. М., 1996; слова: Из слова на Воздвижение честного Креста // ВЧ. 1851/1852. Т. 15. № 23. С. 217–218; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Там же. 1853/1854. Т. 17. № 21. С. 193–196.

Источники: BHG, N 113–114c; Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417; Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179; ЖСв. Июль. С. 69–72; Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348; Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137; Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1; Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261; Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.

Литература: Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859; Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875; Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237; Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891; Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769; Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514; Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387; М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334; Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141; Филарет. Песнопевцы. С. 195–200; Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041; Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107; Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178; Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11; Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6; Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298; Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335; Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138; Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311; Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72; Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76; Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.; Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10; Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980; Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61; она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39; НКС. Т. 3. С. 512–513; Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 [Библиогр. и список соч.]; Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993; Прот. Сергий Правдолюбов, А. Ю. Никифорова, О. В. Лосева, Е. В. Романенко

Святитель Андрей Критский

Иконография

Известны 2 типа изображения свт.Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) свт.Андрея представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,– с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг.,– в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию…». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.,– в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг.,– погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе…».

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV–XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),– в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дважды упоминает свт.Андрея как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе…» (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

В 1883 г. во имя свт.Андрея Критского был устроен придел в колокольне ц. Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Литература: Ерминия ДФ. С. 160, 175; Detzel. Bd. 2. S. 64; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112; Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2; Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266; Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87; Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180. Е. А. Луковникова

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Великий пост

Дьякон Михаил Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко

(Из статьи VII тома «Православной энциклопедии»)

На церковнославянском – Святый и великий пост, святая четыредесятница; греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Установление Великого поста в ранней Церкви. Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста– подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12–13). 6-дневный пост перед Пасхой о (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал. († 311)) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).

Еще один источник, из которого возник Великий пост– это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559; см.: Cabie R. La Lettre du pape Innocent Ier a Decentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28–29).

О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост. (S. Salaville), хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде (R.-G. Coquin).

Искушение Христа. Фра Анжелико, фреска, ок. 1450 г.

К кон. IV – нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным… одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V. 22). Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апост. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).

Духовное содержание Великого поста. Святоотеческое учение о Великом посте неотделимо от учения о посте вообще. Великий пост понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления (Basil. Magn. Hom. de jejun. 1–2; Ioan. Chrysost. Contra. Jud. III. 4–5). В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи). За Великим постом сохраняется значение необходимой подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: «Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем… да сподобимся вси видете всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).

Положение во гроб. Худ. М.Караваджо, XVII в.

Положение во гроб. Худ. М.Караваджо, XVII в.

С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста). В связи с тем, что дни Великого поста– это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52). Неисчерпаемый источник духовных размышлений о Великом посте – сокровищница православной гимнографии.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

[33]

Христо́ву Це́рковь цевни́цею язы́ка твоего́,/ песносло́вя уми́льно, возвесели́л еси́,/ богосло́вием же Препе́тыя Тро́ицы/ сла́ву всем сказа́л еси́ я́сно,/ тем тя, я́ко тайноглаго́льника, пое́м,/ Андре́е, па́стырю Кри́тский,/ и велича́ем па́мять твою́,// Христа́ сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х

.

Кондак, глас 2

Воструби́в я́сно Боже́ственная сладкопе́ния,/ яви́лся еси́ свети́льник ми́ра светле́йший,/ све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне./ Те́мже вси вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас

.

Молитвословия из греческой Минеи в переводе Наталии Бахаревой [34]

Тропарь, глас 5

Дави́довы гу́сли, о́тче, подража́я,/ в Це́ркви преподо́бных песнь но́ву воспева́еши,/ я́ко му́дрый наста́вник Ду́ха Бо́жия./ Ты бо возгреме́л еси́ нам пе́сни благода́ти/ и сло́во пра́вды,/ Андре́е, отце́в сла́во,// во спасе́ние душ на́ших

.

Кондак, глас 2

Протруби́в я́сно боже́ственная сладкопе́ния,/ показа́ся еси́ свети́льник ми́ру светоза́рнейший,/ све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне./ Те́мже вси вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас

.

«Спаситель» императорской семьи

Давайте перенесемся в девятнадцатый век. Все семейство Александра III попало в день Святого Андрея в аварию. Они путешествовали на поезде, который сошел с рельсов, да еще и перевернулся. Пострадало более двадцати человек, но все императорское семейство осталось цело. Эта история так повлияла на окружение, что в Санкт-Петербурге был построен храм преподобномученика Андрея Критского. Люди посчитали событие милостью Божией, которую решили увековечить. Церковь стоит и ныне. Она не особенно заметна, так как включена в архитектурный комплекс городской застройки. Но верующие посещают этот храм, чтобы помолиться святому. Преподобномученик Андрей Критский, икона которого есть в этой церкви, как и во многих других, считается исцелителем. О том, что его мощи творят чудеса, говориться в древних документах.

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 [Библиогр. и список соч.];
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Служение Богу в чине архипастыря

Слава подвигов отца Андрея и его личные качества, такие как милосердие, красноречие, чувство ответственности, послужили тому, что в царствование императора Юстиниана II он удостоился посвящения в архиепископа Критского. Занимая эту должность, святой Андрей уделял много времени и сил борьбе за чистоту Православной веры. Кроме того, по его архипастырской инициативе и при его личном содействии возводились новые храмы, организовывались богадельни, приюты.

Отдаваясь делу служения и угождения Богу, святой прославился и как великий молитвенник. Сообщают, что однажды результатом его молитв стало спасение города Друмеоса от осаждавших его сарацинов, которые, так и не возымев успеха, вынуждены были позорно отступить. В другой раз, во время засухи, грозившей населению неурожаем, по его молитве на почву излился дождь.

Считается, что архипастырь дожил до глубоких седин. Будучи уже в почтенном возрасте, он отправился по церковной необходимости в Константинополь. На обратной дороге, достигнув Митилены, он заболел, а вскоре и умер. Есть свидетельство, что это произошло в месте по названию Иерис, в 712 году. Между тем, другие источники датируют время его преставления 740 годом. Рассказывают, что святой предвидел свою смерть заранее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: