В городе Иваново, в самом его центре, стоит большая старинная церковь из красного кирпича, окруженная множественными затейливыми постройками. Сегодня там находится женский Введенский монастырь, а когда-то, в годы советской власти, сей чудный храм был приспособлен под Государственный архив.
По тем временам казалось немыслимым делом — вернуть собор под крыло Русской православной церкви. Верующие люди писали в разные инстанции — все было бесполезно. Чудо свершилось, когда за дело взялся архимандрит Амвросий (Юрасов).
История обретения Введенского храма — это одна из ярких и одновременно трагических страниц в непростой жизни священника, и в нашей статье мы осветим подробнее это событие. А еще расскажем о биографии отца Амвросия, о его неутомимой проповеднической и просветительской деятельности во имя прославления и торжества Веры православной.
Амвросий (Юрасов): биография
Родился будущий батюшка в Алтайском крае, в с. Огни в 1938 г. в небогатой многодетной крестьянской семье. Родители были людьми очень верующими, они смогли с малых лет привить сыну горячую любовь к Богу. Отец мальчика погиб на войне в 1941 г., а матушке Господь даровал жизнь долгую. Незадолго до своей смерти она приняла Великую схиму. Батюшка Амвросий с детства знал голод, видел гонения на православие. Став старше, он поступил рабочим на шахту, потом была служба в армии, занятия спортом.
Юношу окружали атеисты. Казалось бы, в такой среде трудно было сохранить веру, тем не менее молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию и благополучно окончил ее, получив степень кандидата богословия. С 1965 г. по 1975 г. батюшка служит в Троице-Сергиевой Лавре, где впоследствии принимает монашеский постриг и рукополагается в иеромонахи.
В 1976 г. о. Амвросий был переведен в Почаевскую лавру и возведен в сан игумена. Там он пробыл 5 лет и все эти годы занимался тихим смиренным служением Богу: исповедовал монастырскую братию, проповедовал и проводил экскурсии для посетителей. Но времена настали тяжелые: власти грозились закрыть Лавру, а монахов выселить. По благословению своего духовника игумен Амвросий (Юрасов) скрывается от гонений в Кавказских горах, где несет молитвенный и отшельнический образ жизни.
Вспоминаем архимандрита Амвросия (Юрасова)
Слушать:
Приветствую вас, дорогие братья и сестры. В эфире радио «Радонеж» ведущий иеродиакон Елеазар Титов и протоиерей Сергий Успенский.
Первый раз я выхожу в эфир после затяжного перерыва, связанного с переходом нашего духовника, архимандрита Амвросия — нашего духовного отца в мир большинства. Вести без батюшки передачу немного непривычно. Батюшка стоял у истоков радиостанции «Радонеж» вместе с Евгением Никифоровым. Это их дело, и нам его надо продолжать. Сегодня так получилось, что отец Сергий был первым келейником у отца Амвросия, а я был последним келейником у батюшки. Мы с отцом Сергием будем вспоминать батюшку, тех старцев, отцов, которых с нами сегодня нет на земле, они уже в мире большинства. Но не помнить о них и не учиться у них невозможно. Отец Сергий, благослови.
о. Сергий — Бог благословит. Уточню, моя фамилия Конобас. Успенский — по моему храму, где я служил 30 лет. В храм Успения Пресвятой Богородицы я попал по благословению отца Амвросия. Вся жизнь наша, и отца Елеазара, и моя — всё у нас было с благословения отца Амвросия. Я познакомился с батюшкой, когда мне было 16 лет, в 1977 году. Я сам киевлянин.
У нас говорили, что в Почаевской Лавре есть старец, отец Амвросий. К нему едет много людей. Когда мы вознамерились с нашими братьями во Христе поехать в Почаевскую Лавру, то спросили, как там найти отца Амвросия. Нам ответили: очень просто, вы увидите множество людей и одного священника. За ним идет тысяча людей. Это и есть отец Амвросий. Мы его так и нашли, когда приехали.
Батюшка выходил со службы, и тысячи людей окружали его. Это было грандиозное шествие. Только на следующий день я попал к отцу Амвросию на исповедь. Он меня с любовью принял и спросил, чем я занимаюсь. Отвечаю, что только окончил школу в Киеве. На что он ответил: так оставайся в Почаевской Лавре. И так с его благословения я и остался в Почаевской Лавре, стал помогать батюшке. Передавал записки, вел работу, которую батюшке было тяжело вести. И впоследствии всегда был с ним рядом. Господь меня так сподобил, что я видел огромное число чудес, которые совершались через отца Амвросия по вере людей. Этих чудес было так много, что надо писать о них книги. Потому что сказано: тайну цареву храни, а славу Божию поведай.
Однажды был такой случай. Приехала одна пожилая женщина со своим внуком, а народу было очень много, она 3 дня не могла добиться встречи с отцом Амвросием. Люди неделями стояли в очереди. Она знала, что я из Киева, подошла ко мне и сказала: Сергий, я так хочу попасть к батюшке, чтобы он благословил моего внука, потому что он болеет, у него всё в глазах двоится с детства. Я говорю: постойте здесь, при входе в монастырь есть келья. И когда мы с отцом Амвросием шли с собора, я говорю батюшке: там мальчик один, у него в глазах двоится. Бабушка просит, чтобы вы его благословили, 3 дня к вам не могут подойти. Он говорит: пускай заходит. Я завел в келью. Отец Амвросий посмотрел на него, показал палец, говорит, сколько пальцев? Он отвечает: «Два». А сколько Сергиев стоит? Два. Отец Амвросий положил ему руки на голову, стал читать молитву, потом благословил один раз, второй, третий. И говорит бабушке: сегодня уезжайте в Киев. А это был четверг. Она ему: «Ой, батюшка, мы вам так благодарны!». Бабушка ни на что не надеялась, она жаждала получить благословение от отца Амвросия, знаменитого старца, хотя в то время батюшке было всего 41 или 42 года. Но тогда уже отец Амвросий был старец, потому что в России тогда практически не было священников такого уровня. КГБ жестко следил за всеми священниками, которые имели авторитет у народа. Но Почаевская Лавра, да и вся Западная Украина были моментами отдушины. Господь дал, Матерь Божия покрыла, и отец Амвросий там проповедовал людям, приводил их ко спасению.
Бабушка уехала, я о ней забыл. В пятницу я поехал в Киев, сел на поезд и был в субботу утром в городе. Вечером я был в Ольгинском соборе на службе. Стою возле великомученицы Варвары и молюсь. И вдруг громкий голос: «Сергий, благодарю вас!». Кто-то падает мне в ноги. Я поворачиваюсь и вижу, что это та бабушка. Прошу ее подняться, неудобно, люди смотрят. Она поднялась и говорит: « Вы представляете, чудо произошло. Когда отец Амвросий велел уехать — мы послушались и уехали. Сегодня утром просыпается мой внук и говорит: «Бабушка, ты одна, пальчик один». У него полностью нормализовалось зрение. Родители целый день его мучают, показывают ему всё, а у него всё нормализовалось.
Родители оказались непростыми людьми, они работали в ЦК большими начальниками. И она говорит мне: «Вот, они передали ключи от квартиры. В центре Киева у нас есть пустая квартира, когда отец Амвросий приезжает, он может там остановиться». Я ответил, что отец Амвросий не выезжает из Почаевской Лавры. Она отвечает: «Когда будете там, скажите это батюшке, если будет такое желание». И таких случаев было много. Одна женщина подошла брать благословение у отца Амвросия. У нее был рак руки, должны были делать ампутацию. Я был свидетелем, как она подошла брать у батюшки благословение с этой опухшей рукой. Уже был поставлен диагноз, назначено время операции. А отец Амвросий бывший боксер, в молодости занимался боксом. Он её слегка ударил в плечо и говорит: ничего, всё будет хорошо. Он так ударил, что она вскрикнула от боли. Она уехала, мы забыли эту историю. Через месяц она приезжает и говорит, что рак у неё прошел, операцию не делали, всё нормализовалось. Господь через отца Амвросия творил чудеса. К сухому колодцу люди не идут, а идут только туда, где можно напиться живой воды.
Отец Амвросий своими грандиозными доходчивыми и простыми проповедями, привлекал столько людей к Богу, никакими словами передать невозможно. Какое-то время враг рода человеческого терпел, потом он ополчился. Началось давление на наместника через КГБ, и спустя 3,5 года отца Амвросия наместник и органы власти отчислили из братии.
Много молодежи стало приходить в церковь. И отец Амвросий занимался подпольной издательской деятельностью, я ему в этом помогал. Деньги от пожертвований перевозил в Москву, здесь находился друг батюшки, отец Павел Лысак. Он здесь кому-то отдавал деньги, на них печатали Евангелие, молитвословы, акафистники. Потом мы всё это забирали, и отец Амвросий безвозмездно всем людям раздавал эти книги. Такое было у отца Амвросия проповедование.
В те времена нельзя было зайти в церковный магазин и приобрести всё, что необходимо. Максимум в церковных лавках продавали церковные календари на следующий год.
о. Елеазар — Интересный нюанс ты подметил. Ты с батюшкой познакомился в 16 лет. Я тоже с батюшкой в 16 лет познакомился.
о. Сергий — Вот это да! Совпадение. Только маленький нюанс: познакомился в 1977 году. А ты родился только в 1980. Надо же.
о. Елеазар — Господь к батюшке привел, когда мне было 16 лет. Через батюшку действительно столько чудес происходило! Тут нет похвалы, просто сухие факты. Вчера был День Ангела у батюшки, святителя Амвросия Медиоланского. Случайности не случайны. Батюшку всю жизнь, пока был Советский Союз, каждый день гонял КГБ. Его постригают и называют в честь святителя Амвросия Медиоланского. У святителя Амвросия память 20 декабря, а это День чекиста!
Я расскажу про другое чудо — про монастырь, который батюшка создал. Мы с сестрами сидели, вспоминали батюшку. Был, очень теплый вечер. Ощущение, что батюшка никуда и не перешел, как будто он с нами. И одна матушка сказала, что в монастыре почти 200 человек сестер, все мы друг друга знаем, общаемся, все дети одного отца. 90 % тех, кто находится в монастыре, не хотели и не думали находиться тут. Всех привел туда батюшка.
Возьми любого человека в монастыре, и про отца Амвросия можно будет отдельную книгу написать со слов этого человека. Потому что батюшка оказывал огромное влияние на судьбу тех, с кем общался. Много раз мне приходилось видеть, летим ли мы куда-то с батюшкой, едем, кто бы к нему ни подходил — он всегда этого человека, даже если первый раз видит, воспринимал так: раз я его увидел, и он ко мне подошел – значит, мне его послал Господь, чтобы я ему рассказал о Боге.
За долгую жизнь батюшки и духовническую практику у него было много способов с человеком наладить разговор. Он мог и с шутки начать, мог серьезно. Но меня всегда удивляло, что батюшка всегда всё сводил к исповеди, что человеку надо покаяться, что исповедь творит чудеса. Расскажу чудо, которое произошло на моих глазах. Батюшка никогда не лежал в больницах и всегда избегал врачей. Он говорил так: избегай докторов — и будешь здоров, будешь ходить в аптеку — не проживешь и полвека. Но когда батюшке уже исполнилось 75 лет, возраст уже брал своё — тогда он согласился и уже стал лечиться. Однажды мы его положили в хорошую дорогую больницу в Москве, там его чада платили. За стенкой лежала какая-то богатая женщина, кричала во всё горло на всю больницу. Батюшка поинтересовался, что такое с ней происходит, почему она кричит. Врачи сказали, что не знают, что с ней, анализы в полном порядке. Она во сне задыхается, ложится спать, засыпает — и дыхание останавливается. Она боится, что задохнется и умрет. Она хочет спать, как и любой другой человек, но сама себя пересиливает, чтобы не спать от страха. Женщина находится в тупиковом состоянии, нервы на пределе, кричит уже просто от нервов. Отец Амвросий говорит: скажите, чтобы она подошла ко мне, ей надо исповедоваться. Она покается, и у нее все пройдет. Женщина тут же пришла к батюшке, как ей это передали. Это было в Боткинской больнице. Она исповедовалась и на следующий день выписалась. У неё всё прошло. Исповедь действительно творит чудеса, но надо сказать, что батюшка и исповедовать умел. Он сам предлагал: «Вас как исповедовать, поверхностно или по полной программе?» Я говорю: «Батюшка, давайте по полной программе!». И когда человек сам изъявлял желание, он действительно вычищал душу досконально. Человек, как на крыльях, улетал со слезами на глазах, и уже забыть этого никогда не мог.
А сколько таких чудес было — не описать в той квартире, где мы останавливались в Москве все эти годы! Сколько через эту квартиру прошло людей, сколько там было спасено душ, сколько там исповедовалось, сколько было спасено и от физической смерти людей, и от духовной смерти, и от всяких болезней. Каких там людей только не было, и простых, и знаменитых! Всё видала эта квартира. Батюшка всегда говорил, нужно приобретать множество молитвенников, чтобы, когда мы перешли в тот мир, за нас люди молились. Потому что мы спасемся не сами, а мы спасаемся молитвой ближнего. Если мы делаем ближнему добро, когда перейдем в тот мир, нас будут поминать и вспоминать, за нас будут молиться, помогут нам пройти мытарства и войти в Царствие Небесное.
Батюшка сделал людям много добра, сколько у него молитвенников, никто не сосчитает.
Вопрос: Для меня лично батюшка живой, как он был, так и есть. Я к нему как к духовному отцу обращаюсь. Можно ли просить батюшку о молитве и поминать за упокой? Как с вами сейчас разговариваю, так и с ним, потому что он для меня так и есть живой.
о. Сергий — Мы можем обращаться к любому человеку, если мы знаем, что он находится в Царствии Небесном, а отец Амвросий находится именно там. Последние полгода, как батюшка покинул наш земной мир и перешел в мир небесный — многим людям он является в радостном молитвенном состоянии. Во сне, когда человек является, можно определить, где он находится, как он выглядит, что он говорит. Батюшку многие люди видели в видениях, и я в том числе, отец Елеазар, ещё наши духовные чада. Сны совпадают у нас: какой-то праздник, множество народа, накрытые столы, и так далее. Конечно, мы можем обращаться ко всем людям, тем более к батюшке, которого мы знали. Он молился и переживал за нас в этой земной жизни.
У батюшки начались болезни, в 75 лет усугубились, прочему? Потому что болели все великие старцы. У старца Амвросия Оптинского тоже было серьезное заболевание, почитайте о нем. В молодости он не болел, всё было нормально, а к старости начались большие заболевания, неприятнейшие. Страшный геморрой был, это все описывается. Великий старец Лев, который людей исцелял, записывал.
Одна раба Божия зашла к нему на прием, там много людей стояло. Когда она зашла, то ужаснулась, увидав его. Он распух, сидел на двух стульях, у него водянка была. И она так испугалась, не ожидала, что у батюшки такой внешне неприятный вид. Он посмотрел и сказал: милая, помолись, чтобы душа не была такая ужасная, как моё тело!
Наш батюшка много раз говорил, и в Почаевской Лавре на проповеди, что полезно поболеть 2-3 года перед смертью, а ещё бы полежать, посохнуть. Это очищает нашу душу. У отца Амвросия были неприятные заболевания, но он со смирением всё это переносил.
о. Елеазар — Я начну с конца отвечать на этот вопрос. В последнюю ночь мы беседовали с батюшкой. Он отошел ко Господу в 11-ом часу в четверг 7-го мая. А 6-го мая, в среду, мы беседовали между 10 и 11 вечера. У меня была последняя исповедь у батюшки. Это была не просто исповедь, а жизненная беседа с духовным отцом. Я её раскрывать не буду, но скажу одно. Батюшка мне сказал, у пророка Давида написано в псалмах, живет человек 70 лет, если в силах — 80 лет. А дальше труд и болезни.
И я сейчас на себе это испытываю. До 80-ти лет я был один. Уже немолодой, но всё в порядке. Как только 80 исполнилось — встаю ночью, а встать не могу. У меня нога не слушается. Мне нужно полчаса её разминать ночью, чтобы я мог встать на неё опереться, иначе могу упасть. Про болезни батюшка говорил, что они очень полезны. Это не только батюшка говорил, это святоотеческая мысль. Она красной нитью проходит через всё наследие святых отцов, что скорби невероятно полезны для нашего спасения. Это единственное лекарство, которым мы можем спастись. Можно ли обращаться к батюшке? Тут двоякий вопрос. Батюшка 3 раза, наверное, рассказывал в эфире. Вот умирает какой-то человек, священник, его народ почитал и любил. И только он умер, как начали писать ему иконы, акафисты, начали ему молиться. А вот тут может быть ошибка. Он сам нуждается в молитве, потому что любой человек нуждается. Он нуждается в молитве — а его лишают этой молитвы, уже ему молятся. Поэтому не надо забегать вперед Церкви. Когда Церковь прославит человека во святых- тогда надо молиться. А вперед паровоза бежать не следует. Это с одной стороны. Но с другой стороны, духовные чада и духовный отец — это особый случай. Между ними есть связь, которая не прерывается ни расстояниями, ни мирами, ни смертью- ничем. Это связь всегда остается, потому что у Бога все живы, просто человек переходит в другой мир. И обращаться к своему духовному отцу за молитвой почему нельзя? Если здесь, живя на земле, мы ходили к батюшке, просили помолиться за нас, просили его святых молитв -а какая разница? Он таким же духовным отцом и остается, можно его попросить помолиться. Но не как к святому обращаться, а как к своему духовному отцу. Этого никто не запрещает. Точно так же мать может разговаривать со своим умершим ребенком, потому что у нее с ним связь, она мать. Она же к нему не как к святому обращается, а как к своему ребенку. Здесь надо соблюдать этот баланс.
Вопрос: Услышала ваш голос, и меня переполнили чувства. Я очень скучала по отцу Амвросию и по вам, отец Елеазар. Очень хотела, чтобы вы все равно продолжили эту традицию, приходили на «Радонеж». «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Скажите несколько слов по этому поводу. Наверное, эта детскость была в отце Амвросии?
о. Сергий — Я бы хотел привести пример именно детскости отца Амвросия. Был такой случай в Почаевской Лавре. Один раб Божий, наш игумен отец Стефан, кубанский казак, был главным на просфорне. Он дал отцу Амвросию почитать книгу, дореволюционное издание «Протоколы сионских мудрецов». Ценность невозможная. Батюшка прочитал, я прочитал. И вот Стефан говорит: верните книгу. Отец Амвросий говорит: «Отнеси ему книгу». Я ищу — а книги нет! Я перевернул всю келью — а её нет. Стефан всё спрашивает: «Когда книгу отдадите?» — а я говорю, что ищем. Проходит 2, 3 дня — зажали книгу, что ли? А Стефан собирал книги, у него было много разных старинных. И он до такой степени разошелся, что стучится в келью, кричит: «Отдавайте книгу!». Отец Амвросий спокойно говорит: «Вот вся моя большая библиотека, забирай её, пожалуйста! Нет книги, что мы можем сделать, куда-то она пропала». Но отец Стефан махнул рукой: вот жулье! — и пошел. Я стою и думаю, где же эта книга, сажусь на ковер, на пол. А у нас табуретка стояла, на ней лежала какая-то бумажка. Я поднимаю бумажку — а под ней книга!
Отец Амвросий был человеком, который никогда не прикреплялся к материальному. Если с него требовали, он всегда отдавал, никогда не спорил. Я был свидетелем, у батюшки не было пристрастия, к чему бы то ни было. Он всегда со всем легко расставался. Часто его обманывали, подводили, но он знал даже наперед, что так и будет. Будьте как дети, дети всегда доверчивые. Они никогда не говорят: а что он думает? во что это выльется? Эта простота отца Амвросия меня поражала. Однажды сидим в келье, и отец Амвросий меня спрашивает: «Как ты хочешь войти в Царствие Небесное? Есть два пути, выбирай любой. С одной стороны дороги — канализация и с другой. Спускайся вниз, на четвереньках ползи по канализации, выходи на той стороне!» А я очень брезгливый, я не могу спуститься в канализацию. Он говорит: есть второй путь — просто перейти через дорогу. Я отвечаю: и как это? Он: если будешь жить в молитве, чистоте и целомудрии — перейдешь через дорогу. Если будешь грешить — спасешься, но через канализацию. Я говорю: « Нет, я через канализацию не хочу. Мне через дорогу лучше». Батюшка объяснял на таких простых примерах.
У него к каждому был подход, с кем он говорил сурово, с кем мягко, с любовью. Он знал, что каждому человеку надо. Помню, была встреча со знаменитым актером, который стал потом губернатором и погиб. Суровый человек был, с Алтая, знаменитейший комик. Отца Амвросия пригласили на какой-то вечер. Почему-то батюшка решил с ним заговорить. Подходит и спрашивает: «Вы откуда родом?» Тот отвечает, что с Алтая. На что батюшка отвечает: «Я тоже с Алтая, а откуда именно?» — «С Новокузнецка»- «А я вот рядом». Человек размяк, завязался разговор, процесс пошел. Батюшка умел к каждому человеку найти подход, чувствовал, что надо сказать. Люди к нему располагались. Отец Амвросий говорил им слово Божие, как сеятель, сеющий пшеницу, так батюшка сеял в каждую душу именно ту пшеницу, которая рано или поздно давала урожай. Это был дар. Отец Амвросий был из бедной семьи, они были очень простыми людьми. Своими трудами добывали себе хлеб. Отец Амвросий таким же трудом добывал свой хлеб, с молодости работал в шахте. Человек все добывал своим трудом. Духовное восхождение тоже шло в трудах. Когда ему было больше 43 лет — у него было полное послушание духовному отцу Науму. Когда нас выгнали из Почаевской Лавры, отец Наум сказал: «Поезжайте на Кавказ, будете там в Кавказских горах спасаться, благословляю вас». Отец Амвросий говорит: поехали на Кавказ. Не то, что поедем в какое-то другое место, ещё что-то. Благословил духовный отец — он пошел этим путем. Мы жили целый год в Кавказских горах. Там множество чудес было. Когда мы с отцом Амвросием шли в горах, то заблудились. Батюшка говорит: «Это нам Господь послал, что мы 3 дня ходим, не знаем, куда идти, для очищения, потому что горы принимают только очищенных людей. А мы еще не очистились, интересно, сколько будем вычищаться». Нашли все-таки келью, куда нас отец Василий вел. Это было невозможное счастье, когда через 3 дня отыскали в горах эту келью, где мы молились потом множество раз, совершали литургию, обедницу, причащались там.
Отец Амвросий был очень талантливым человеком, музыкальным. Когда я был послушником в Почаевской Лавре, у нас было всего 43 монаха, это сейчас 200 монахов, все молодые. Тогда все были пожилые, 70% были старцы. Всё было на наших плечах. Отец Амвросий водил экскурсии, потом и я водил экскурсии по благословению отца Амвросия.
Батюшка всех вдохновлял в Лавре. От него шла энергия воодушевления. Встаешь рано на полунощницу, темно зимой. А заходит отец Амвросий — все тут же воодушевлялись. Он улыбался, кланялся, и тут же все по-другому себя вели. В нем был заряд энергии, воодушевляющий людей, мирян и духовенство.
А его грандиозные проповеди в Почаевской Лавре! Скольких людей, которые были практически в аду по своим грехам в этой земной жизни — а отец Амвросий оттуда просто вытаскивал их своей молитвой, любовью, терпением! Эти люди становились не просто верующими, а впоследствии подвижниками благочестия. И таких тысячи тысяч. Отец Елеазар больше знает про последние годы, сколько раз батюшка выезжал в Румынию, сколько там его людей встречало.
о. Елеазар — Это не передать. Его встречали тысячи. Каждый монастырь хотел его к себе, приглашал батюшку приехать к ним. А там сотни монастырей! Везде чтобы со всеми поговорить, каждому уделить время — а ведь все беседы через переводчика! И людей не смущало, что батюшка не знает румынского, они приходили и исповедовались через переводчика.
Представьте себе, а переводчиком была матушка! Она такого наслушалась, это же все не для женских ушей, а для духовника. А им не важно, что она свидетель этой исповеди. Она переводила батюшке, и батюшка исповедовал румын. Это было удивительно.
Но батюшку бесы, конечно, не оставляли. Было такое, что я прихожу к нему, а он мне говорит: а почему бесы являются? Он меня именно спрашивал, это не испытание было.
Последние годы к нему постоянно приходили бесы. Я периодически проверял, как он спит, всё ли в порядке. Он спит на боку, а у него руки скрещены в благословении. Он так спал, как священник благословляет рукой. Чтобы быть в любой момент готовым отразить нападение — перекрестить. Было такое, что я захожу, надо было разбудить, но я не знал, как мне это сделать, чтобы не травмировать. Потому что батюшка отреагирует на меня так, как будто это бесы приходят.
Однажды он мне рассказывал, что я к нему ночью приходил. Я говорю: нет, я спал. Он отвечает: да, я знаю, что это не ты. Бесы его искушали. А почему? Потому что он исповедовал людей, это же батюшка вмешивался в дела рук бесовских. Они ткали, вязали эти путы духовные, чтобы человека ввести в ад. А тут человек на исповедь пришел, батюшка ему это объяснил и всё это рассек. Господь так поступает с кающимся. Когда человек раскается в грехах, Бог делает грехи, как не бывшие вовсе. И бесы мстили, и через людей, и сами мстили. Батюшка был действительно как ребенок, его можно было спокойно обманывать. Один раз батюшка дает деньги человеку на дело, и я говорю: «Да это же жулик!»- «Ничего». Действительно, оказалось, что он и дело не сделал, и деньги забрал. Но это было неважно, смысл был в другом, не в том, чтобы он дело сделал, а батюшка видел. И отец Амвросий был, правда, как ребенок. Он был легок на подъем. Легко соглашался на любое хорошее дело. Не говорил: «Отстаньте от меня, я уже в возрасте, у меня дел много, исповедь завтра» — нет. Он соглашался.
Вопрос: Я знаю батюшку еще с тех пор, когда он приезжал с матушкой Иоанной на радио «Радонеж». У нас болеет в семье девочка Наташа, ДЦП. Отец Амвросий часто молился за нашу семью. Теперь мы потеряли молитвенника. Очень просим вас помолиться за нашу Наташу, за меня, Галину, и моего мужа Андрея. Будет ли книга о батюшке? Книги отца Амвросия мы читаем, они у нас есть. А о нем самом мы очень просим написать. И как теперь чувствует себя матушка Иоанна?
о. Елеазар — Мать Иоанна чувствует себя так же. У неё серьезное заболевание, но она не падает духом. Ещё мать осталась в преклонном возрасте, за ней надо ухаживать. Но она не унывает, спасается, Слава Богу. Как у монахини у нее все хорошо: есть болезни — можно спасаться.
о. Сергий — Я хотел ещё сказать про детскость отца Амвросия. Непосредственность такая была у него! Мне было лет 18-19, отцу Амвросию 44. Когда мы с ним жили в горах- строили келью. Нам старец келью разрушенную дал, говорит: постройте и живите здесь. Это в горах, 2 дня пути от Сухуми. И мы целый день трудимся, работа тяжелая, глину копаем, обжигаем, рубим, режем, и прочее. К концу дня такие усталые, ещё вечером молитва у нас. Каждый день мы молились по 2 часа, правила читали, которые отец Наум нам благословил. Отец Амвросий поклоны делал, я читал правила, и наоборот. Тысяча поклонов делается ровно 2 часа. Если я делаю поклоны — он читает. Кто делал поклоны, тому было легче, потому что тогда комары не кусали. А кто стоял- был весь закутан, комаров была тьма. Мы ложились спать и засыпали намертво.
Однажды ночью батюшка меня будит и говорит, слушай, тут бесы поют. Я отвечаю: отец Амвросий, пускай они поют, я спать хочу. А он говорит: не могу понять, что они поют, слова не разберу. Я спрашиваю, вы шутите или что? пускай поют. Батюшка просит: послушай слова. Не отстает никак. Я сел, слушаю. Отец Амвросий спал в спальном мешке, а я в одеяло закутывался. Сел, слушаю. Они поют на украинском языке, а отец Амвросий его не знает.
На расстоянии 50-ти метров от кельи хор выводит следующее: «Мать ждет своего солдата, а солдат уже помер, спит давно в могиле». Есть такая советская песня. Я спрашиваю батюшку: почему они поют на украинском языке? На что отец Амвросий отвечает: видно, на Украине какой-то батюшка отчитывал бесноватых, бесы вышли и сюда прилетели. Ведь во время читки он говорит: идите в пустынные места, на горы. Они прилетели, ещё не успели перестроиться на другой язык, продолжают говорить на украинском. И вот так мы и заснули. Это непосредственно детское отношение ко всему. Бесы поют, а что они поют?- батюшка интересовался буквально всем.
Евгений Константинович Никифоров, руководитель радио «Радонеж», прислал нам слово из больницы. Без этого человека и отца Амвросия не было бы радио «Радонеж». Давайте послушаем.
— Добрый день, дорогие братья и сестры, мои возлюбленные слушатели, возлюбленные эфирные сестры и братья! Это я, ваш послушник, ваш соратник, Евгений Никифоров. Сейчас я говорю из клиники святителя Алексия, из своей кельи. Здесь в праздник был открыт в сквере бюст святителю Луке Войно-Ясенецкому . Я хочу сказать, что из клиники всё видится как-то по-другому. Ощущаются наши общечеловеческие немощи, общие переживания, наши общие печали. Призываю вас к радости. Не смущайтесь, есть печали, есть одиночество, но вместе с тем есть и «Радонеж», который в одиночестве спасает нас. Не увлекайтесь суетными делами. Времени очень мало. Наша жизнь — как ветерок, пролетит – и нет его, она в любой момент может закончиться.
Очень хрупка наша жизнь, это сразу здесь видишь. Очень много людей здесь, в клинике, да и вообще по улицам. Храните себя ради Бога, слушайте священноначалие, слушайте рекомендации врачей, да и наше правительство далеко не глупое. Делайте так, как вам велят, это будет самое спокойное. По крайней мере, для вашей совести. Не вы сделали этот выбор, а рекомендовали люди, которым вы доверились. Я сегодня доверился и счастлив, потому что в клинике очень хорошее обслуживание, лечат хорошо, аппаратура хорошая. Сейчас у меня под рукой жужжит аппарат дыхания. Он примерно как кот на груди мурчит, вот так же успокаивающе работает. Это кислородный аппарат, который помогает дыханию. Так что не унывайте, братья и сестры. Всё будет хорошо. Доверяйте нашим врачам, слушайте их рекомендации. Храните себя и храните наше радио, потому что это продукт нашего здоровья. Мы хрупки, и так же хрупка наша радиостанция, потому что мы полностью зависим от того, насколько вы способны помогать ему, насколько вы способны слушать его.
Я считаю, сейчас особенно, что это важная пища для души. Ведь очень много расплодилось желающих помочь, даже и духовно. Но не всегда это та пища, которая необходима. Святоотеческий взгляд на вещи, все, которые воспитаны в святоотеческой традиции — именно их мы приглашаем на нашу радиостанцию, они составляют основу и сокровище нашего вещания. Святителя Луку мы тоже будем просить о помощи и заступничестве. Храни всех Господь и Матерь Божия!
о. Елеазар — Мне передали вопросы в письменном виде, предлагаю их сохранить до следующего эфира. Сегодня у нас начальный эфир после большого перерыва, посвященный памяти отца Амвросия.
Вопрос: Мне посчастливилось, я была не в Иваново, а в Москве, в Центральной библиотеке в 2022 году, на встрече с ныне покойным батюшкой Амвросием. Слушали на одном дыхании. Как многие из нас ждали понедельника, когда должен был быть батюшка! И когда долго его не было, мы переживали.
Я его увидела. Мне раньше казалось, что батюшка должен быть седой, старенький, полненький, с бородой. А пришел величавый, строгий, высокий. Мне показалось, что это не он.
На следующий день я звоню на передачу и говорю: простите, мне показалось, что это двойник. А мне иеродиакон Елеазар сказал: что вы, у батюшки двойника нет! Мы слушали его передачи, какая у него была трудная жизнь, как он войну пережил, как бедствовал, как жил в Грузии. Он на наши вопросы всегда отвечал достойно, умно. У нас только четверо батюшек. Все они хорошие, но Артемий Владимиров, покойный Дмитрий Смирнов, Александр Абрамов и покойный Амвросий Юрасов всегда давали самые лучшие ответы на вопросы. Царствие Небесное батюшке, я молюсь за него и поминаю.
о. Елеазар — Спаси Господи. И продолжайте молиться, это будет очень хорошо для души батюшки.
о. Сергий — Отец Амвросий в жизни каждого человека, с кем Господь сподобил его встретиться, сыграл большую роль в смысле духовного возрастания. Батюшка долго-долго желал увидеть Индию. Он хотел увидеть, что это за страна, что за люди, что за культура.
Батюшка говорит: индусы ни мясо не едят, ни рыбу. Но как ни крути, у них есть духовное чутье. Люди не православные, но духовное чутье у них очень сильно развито. Они сканируют каждого человека, что он собой представляет, чувствуют это. Не у всех это чувство развито, но в достаточном количестве. Когда отец Амвросий вышел из гостиницы, на перекрестке подошел мальчик или девочка, попросил, чтобы он положил руку ребенку на голову. Он положил руку на голову и идет дальше. Но не тут-то было! Буквально за минуту выстроилась очередь, которой не было видно конца. И батюшка всех благословлял на протяжении 2-х часов.
А его знакомые сказали: батюшка, это будет продолжаться до вечера. Это Индия, их 1,5 миллиарда, надо уходить. Вот какое у них чутье! Все хотели получить от него благословение, хотя бы прикосновение.
У отца Амвросия множество случаев в жизни было. На одной переправе к нему пристали цыгане, они просили, чтобы отец Амвросий что-то им дал. Но батюшка же духовный человек, он понимал, что им все дают, цыгане всех обманывают. Пока они переправлялись, отец Амвросий их так убедил, что они сами ему что-то дали.
о. Елеазар — Я помню этот рассказ. Я говорю: батюшка, получается, это цыгане у всех деньги выпрашивают- а вы их заставили деньги дать! Это удивительно.
о. Сергий — Мы с отцом Амвросием путешествовали, когда были гонения при советской власти. Мы были в Алма-Ате у одного батюшки, отца Геннадия, он уже умер. У него было 2 сына, один сын тоже недавно умер. Отец Геннадий с такой любовью нас принял! Всё было хорошо. И у него через 2 дня угнали машину! Через день ему звонит милиция и говорит: мы вашу машину нашли, приезжайте. Мы все поехали за машиной, думали, что сейчас машину возьмем. Приезжаем, она стоит среди скал, один кусок железа, сняли с нее всё. Спрашивают: это ваша? Моя. Отец Амвросий говорит отцу Геннадию: ты нас с такой любовью встретил, вот бесы так тебе и отомстили. Ну, ничего, что кусок железа, что-нибудь придумаем. Были б кости, мясо нарастет. Все поездки с отцом Амвросием были чудесами, едешь, и все время вокруг него какие-то чудеса. Он привлекал к себе своей благодатностью много людей.
о. Елеазар — Расскажу один интересный пример. Мы были на Афоне. В нашем Свято-Пантелемоновом монастыре остановились ночевать. Нас было трое с батюшкой, один остался в келье, он заболел. Отец Амвросий говорит, пойдемте пройдемся по монастырю. Ну, пойдемте, батюшка.
Батюшка куда-то целенаправленно идет, а мы за ним. Такое ощущение, что он куда-то идет. Мы вышли из ворот монастыря. Батюшка спрашивает, а это что такое? Архондарик, гостиница. Вот, пойдемте туда. А что там делать-то? Гостиница и гостиница. Ну, пойдемте. Заходим. А вот давайте поднимемся наверх. Ну, давайте поднимемся наверх, батюшка. Мы поднимаемся на второй или на третий этаж, а там когда поднимаешься — одно крыло длиннющее в одну сторону и в другую сторону. А по бокам длинного коридора кельи. Батюшка так посмотрел направо, налево и пошёл по коридору. Мы за ним. Вдруг он подходит к какой-то келье. Это мы только приехали, нас там, кроме отца Кириона не знал никто, и мы никого там не знали. А батюшка вообще там давным-давно не был. Батюшка проходит по коридору и открывает дверь. Я говорю, что вы, батюшка, вдруг там кто-то переодевается, нельзя же так!
А батюшка, не слушая меня, говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи, помилуй нас», открывает дверь и заглядывает. И из-за двери крик: «Отец Амвросий, это вы!», Он говорит: я. Голос продолжает: я 28 лет уже молюсь, чтобы с вами встретиться. А как вы здесь? Батюшка отвечает: по промыслу Божию. Там был Виктор, мой друг, мы просто обомлели. Этот человек не видел его 28 лет, а батюшка говорит: пойдемте. Как будто батюшку кто-то вел, чтобы зайти в эту комнату к этому человеку. Это было удивительно. Этот человек с батюшкой уединились, и он его исповедовал. Это был священник, он к батюшке приезжал ещё молодым человеком в Почаевскую Лавру, потом рукоположился. У него был очень серьезный священнический вопрос, разрешить его мог только батюшка. А попасть к отцу Амвросию у него не получалось, он молился Матери Божией. И вот Матерь Божия батюшку и вела.
о. Сергий — Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите Бога». Отец Амвросий исполнял эти слова на протяжении всей своей жизни и нам это заповедовал. Он показывал нам на своём примере, что надо всегда радоваться, ибо Господь никогда своих не бросит, не оставит. Непрестанно молиться, ибо молитва эта — жизнь души. И всегда благодарить за все Господа, потому что, как говорил пророк Божий, страдавший от нападок бесов, Бог нам посылает и благое, и неприятное для нашего спасения и блага. Так что надо находиться всегда в состоянии духовного бодрствования, никогда не унывать, за всё благодарить Господа. Господь всегда будет с нами.
о. Елеазар — Дорогие братья и сестры, наша передача подошла к концу. Благодарим вас. Просим святых молитв.
о. Сергий — Храни Господь.
Основание Свято-Введенского женского монастыря в Иваново
В 1983 году отец Амвросий был зачислен в Ивановскую епархию. Первым его приходом стало отдаленное от центра село Жарки, где было всего-то пять домов, потом батюшка нес службу в селе Красное близ знаменитого Палеха. И вот настало время, когда его возвели в почетный сан архимандрита и приписали к новому месту служения: Преображенскому кафедральному собору в г. Иваново.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) быстро завоевал любовь у прихожан, которых даже в областном центре было в общем-то немного, ведь в стране царило безбожие. Но все-таки вокруг батюшки сплотился круг истинно верующих людей. Вместе они решили отвоевать у безбожников «Красную церковь» (народное название Свято-Введенского собора).
Вначале батюшка и его прихожане взялись за дело мирно: писали, ходили с просьбами к представителям властей, но вскоре поняли, что все это бесполезно. Другой бы на месте о. Амвросия отступился, отчаялся, но он решил идти до конца.
Однажды утром удивленные жители Иванова увидели возле «Красной церкви» палатку и четверых сидящих рядом женщин в монашеском одеянии. Это были духовные чада батюшки Амвросия, которых он благословил на голодовку в знак протеста против произвола властей. Для того времени это был беспрецедентный шаг! Весь город гудел, газеты и радио обливали отца Амвросия грязью, храм был оцеплен милицейскими кордонами. Со всех концов города к церкви стекался народ, чтобы посмотреть на мужественных женщин. Акция протеста продолжалась долгих 16 дней и привлекла внимание мирового сообщества.
В конце концов Красная церковь была возвращена Ивановской епархии, а архимандрит Амвросий (Юрасов) стал настоятелем нового церковного прихода. 27 марта 1991 года, по благословению патриарха Алексия здесь был основан Свято-Введенский женский монастырь. Отец Амвросий стал его духовным руководителем и наставником. Со временем обитель разрослась, число сестер выросло до полутора сотен. Батюшка Амвросий и по сей день руководит этим монастырем.
Сочинения
Ивановский Введенский монастырь выпустил 10 книг архимандрита Амвросия:
- Яко с нами Бог
- Православие и Протестантизм
- Исповедь: В помощь кающимся
- Слово утешения
- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
- Во дни поста
- О вере и спасении. Вопросы и ответы
- Призвание
- Монастырь
- Господи, благослови
В книгах о. Амвросия встречаются странные мнения. Так, например, ратуя за необходимость мужчинам носить бороду, он пишет: «Есть такое дерево — лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголочки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии…
» [8].
Общественная деятельность батюшки
Сегодня сестры и священнослужители монастыря ведут широкую общественную деятельность: посещают наркоцентры и тюрьмы, издают религиозную литературу, выступают на православной радиостанции «Радонеж», кормят бездомных людей, инвалидов и сирот, работают на городском «Телефоне доверия». И всеми этими трудами с терпением и любовью руководит отец Амвросий (Юрасов).
Проповеди батюшки столь популярны, что послушать их приезжают паломники со всех концов России. И хотя Отец и является чрезвычайно занятым человеком, но находит все-таки время, чтобы принять и выслушать людей, помочь советом, дать утешение.
Где находится Старец Амвросий?
Старец Амвросий Юрасов находится в Свято-Введенском женском монастыре.
История этого монастыря города Иваново необычна. В советские времена в здании располагался архив. Вернуть его Православной Церкви пытались долгое время, обивая пороги различных инстанций. В 1993 году духовные чада отца Амвросия решились на отчаянный шаг, чтобы отвоевать его у властей. Четверо женщин объявили голодовку у храма, по благословению батюшки, которая продолжалась более двух недель. В результате церковь была возвращена Епархии.
Отец Амвросий и сестры помогают самым обездоленным. Посещают расположенную рядом женскую колонию, которую в шутку называют ещё одним подворьем при монастыре. Отец Амвросий Юрасов исповедует и причащает осуждённых, поддерживает строительство тюремных церквей. Помогает и после выхода на свободу: кому-то с трудоустройством, кому-то добрым советом.
Жительницы обители и ее настоятель посещают наркоцентры и палаты для больных туберкулёзом, кормят людей, оставшихся без крова. Есть у них подопечные-инвалиды, годами не выходящие из дома. Их регулярно вывозят для встреч, на службу в храм. Навещает архимандрит Амвросий и ребятишек в детском доме. Он — духовник при Совете ветеранов МВД. Сестры принимают звонки о помощи на городском телефоне доверия.
Отец Амвросий Юрасов — талантливый литератор. Количество напечатанных экземпляров его книг превысило миллион. В 2011 году был принят в Союз писателей России.
Как попасть на прием к отцу Амвросию?
Вот как отзываются о своем пастыре насельницы монастыря: «веет от батюшки теплом». Идут к нему со своими бедами и млад и стар. В монастыре принимают православных людей со всех окраин России, съезжающихся на проповеди. Несмотря на возраст и занятость, отец Амвросий старается не отказывать в помощи нуждающимся в добром слове.
Попасть на прием к батюшке по адресу: Иваново, улица Базисная, 23 можно с нашей помощью благодаря поездке по .
Когда к старцу важно попасть в самое ближайшее время — мы можем отвезти Вас к батюшке и Вы увидите его в тот же день. Подробнее об этом .
Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!
Во времена СССР православие в России находилось в тяжелой ситуации. Большинство храмов и монастырей коммунисты разрушили или же закрыли. Возродить всё порушенное могли только истинные подвижники с крепкой верой в Бога и сильные духом.
Одним из таких подвижников стал старец Амвросий (Юрасов). Он смог основать в Иванове женский монастырь, что в 90-е годы прошлого века стало знаковым событие в истории православия.
Зачем нужны искушения
– В каждом монастыре есть свои искушения, как и в каждой семье свои проблемы. Мы зовем обители «святыми» — почему же и в монастырях бывают неурядицы?
– Искушения обязательно должны быть. Если в реке движения нет, то вода в ней тухнет, зеленеет, зарастает травой, там заводятся лягушки. Также и в монастыре — если вокруг человека все всегда спокойно, ровно, тихо, в человеке заводятся страсти, а искоренить их очень трудно — он их и не замечает.
Вода с гор льется, водопад — она всегда свежая и очень целебная. Так и человек, живя в монастыре, должен все пройти — оскорбления, поношения. Порой такие испытания бывают внутри монастыря — искушения Господь попускает, бывают и от властей, даже и от духовных властей. Так было во все времена истории Церкви, во всех монастырях бывали те или иные искушения.
К примеру, преподобный Амвросий Оптинский — на него давили, говорили, что нельзя заниматься Шамординским монастырем, ты монах, должен только молиться. Пугали архиереем. А он отвечал: над каждым архиереем есть высший Архиерей — Бог.
Подобное искушение было и у преподобного Серафима Саровского, когда он создал Дивеевский монастырь: сестер его тоже пугали, говорили, что закроют монастырь. Митрополит поехал закрывать его, доехал до середины дороги — приступ.
Господь хранит, но искушения могут быть.
Надо себя настроить так, чтобы все принимать как от руки Божьей и ничем не возмущаться. Себе чаще говорить: это Бог попустил, значит так надо, все перетрется, Господь все это покроет, все пройдет, все встанет на свое место. И смотришь — все встало на место.
Господь сверх сил никому не попускает. Всем по силам. И надо научиться благодарить Бога за каждый день, прожитый в монастыре.
– Жалуются, что иногда игумен или игуменья специально дают послушание не по силам. Что делать в этом случае?
– Если монаху дали какое-то тяжелое послушание, и он не может нести его, то должен прийти и сказать игумену, что это послушание ему не под силу. Если игумен скажет, что нужно продолжить, и ты на этом послушании умрешь — будешь как мученик. Но нужно понимать, что послушание, молитва, поклоны, посты — это не цель. Это костыли. А цель — научиться смирению.
– Вы — воспитанник мужского монастыря и основатель женского. Есть ли существенные различия между женскими и мужскими монастырями?
– Мужчины более крепкие — они мелочам не поддаются, в уныние редко впадают. В конфликтной ситуации могут и поспорить, но быстро примиряются и сохраняют спокойствие.
В женском монастыре больше мелочевки. Все на эмоциях построено. Что-то в монастыре случилось, может рядовое искушение, как тут же «сломанный телефон» – все перевернут с ног на голову. Обида друг на друга бывает: «Я больше делаю, чем другая».
Как-то мне одна журналистка из Петербурга говорит: батюшка, как Вы в женском монастыре управляетесь с матушками, ведь женская натура — это и истерики, и уныние. Я ответил: только благодать Божья нас хранит.
Женский монастырь более чувствительный, на все очень тонко реагирует.
– Что Вы советуете сестрам?
– Нужно уметь не брать в голову лишнее, не принимать все близко к сердцу, различать помыслы.
Помыслы бывают человеческие, ангельские, и демонические. Приготовить обед, келью убрать, к сестре сходить и помочь ей, если она больная — это человеческие помыслы. Ангельские — помолиться, потерпеть ближнего, покаяться во всех грехах, не раздражаться, не обижаться, всех и вся терпеть. Особенно, если кто-то нас обидел — надо первым попросить прощения, примириться. Это очень ценно.
И бесовские помыслы часты. Как узнать их? Пришел такой помысел — если принять его за истину, то тут же расстроишься, впадешь в уныние, в тоску или в раздражение.
Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, то понимает, что Господь всегда рядом с ним. Любое искушение придет — он сразу вспоминает, что это воля Божья, значит, так надо. Все, что Господь ни делает — все на пользу. Если так себя настроить, то в душе будет мир.
Советы игуменьям и духовникам
– Батюшка, Вы исповедуете 44 года — какие вы можете дать советы игуменьям, которых только что поставили управлять монастырями и духовникам, которых поставили окормлять женские монастыри?
– Для игуменьи что самое главное? Она не должна себя считать госпожой, будто она получила какую-то особенную власть. Власть вся — в руках Божьих. И чем больше человек получает власть духовную, тем более он должен быть смиренным и считать себя хуже всех.
Вспоминаю матушку Варвару, игуменью Пюхтицкого монастыря. Я однажды наблюдал, как она обращается со всеми. Сестры подходят к ней — она спокойно разговаривает с ними, дает им послушания. Приезжают паломники, подходят к ней и просят благословить или что-то привезли ей в подарок — она поговорит с ними, утешит. Спокойно, ровно говорила со всеми. Своей духовной жизнью она передавала этот дух всем — и сестрам своим, и паломникам. Слава Богу, она прожила 81 год.
Духовник, если он сам уже прошел монастырскую жизнь, на исповеди пусть выслушает все, всю ту боль, которую сестра говорит. Если помыслы просто поведала или какие-то совершила делом, то не надо тот час взыскивать: «Как ты это смела? Это нельзя делать!» Надо с любовью принять и простить. Если она попросит дать наставление — значит, надо дать и подсказать, как оправиться от греха. Если она часто впадает в осуждение, то надо сказать ей, что по кельям не надо ходить, потому что будет от этого пустословие, а следом обязательно придет осуждение. Если она пришла к сестре помолиться, или поговорить, утешиться — это разрешается. А без дела ходить из кельи в келью — не нужно.
Начало духовной жизни, сказано святыми отцами, – если человек увидит в своей душе бездну грехов. Видеть себя самым грешным человеком и считать себя хуже всякой твари — это нормальное состояние. Когда в тщеславии человек, в гордыне находится — это опасный путь. На себя не нужно надеяться, а только на Бога.
– Говорят, что при духовнике и игуменье может быть ошибочное двоевластие в монастыре. Какими должны быть правильные взаимоотношения?
– Если монастырь духовник создал и он собрал всех сестер, сам монастырь построил, то, конечно, матушка должна подчиняться духовнику и без его ведома не должна ничего делать. Тогда будет все нормально. А если она власть «перехватит» от батюшки и решит, что она одна в монастыре хозяйка, то уже все, беда. Надо сохранять это послушание до самой смерти.
– А если духовник не основатель, а просто назначен?
– Если назначен, то серьезные вопросы нужно решать вместе. Но бывает и так, что игуменья одна, а батюшек могут посылать несколько.
Я знаю, в одном монастыре молодые батюшки приходят в костюмчике, переоделись в рясу, вышли, матушек поисповедовали на службе, народ поисповедовали, служба кончилась — сняли рясу, надели костюмы и пошли. Поэтому, конечно, должно быть рассуждение.
Взаимопонимание духовника и игуменьи необходимо, чтобы не было конфликта среди сестер в монастыре.
– Гораздо легче собрать монастырь, чем удержать его потом. Есть такие монастыри, из которых бегут, а есть такие, в которые стремятся прийти. Почему?
– Если в монастыре создать солдафонскую жизнь и жить «по букве», то люди не смогут удержаться там. Приходит послушница из мира — она не должна сразу попадать под требования, которые были для древнего монашества, потому что она их сразу не потянет.
Как говорят некоторые буквоеды: пришла послушница — должна только в келье сидеть и только на службу ходить, послушание вести, ни с кем не беседовать, не общаться. Такого не может быть, потому что пришла — послушница, и она должна познакомиться со всеми — это ее сестры. Сестры общаются, узнают друг друга — они становятся родными.
Весь монастырь — это родные по духу сестры, это родная семья. Если вдруг пришлось уехать, то эта послушница уже страдает, хочет вернуться назад — скучает по монастырю.
– Батюшка, одни говорят, что в женском монастыре духовниками должны быть из «белого» духовенства – женатые священники, а другие говорят, что – нет, должны быть монахи духовниками, поскольку монах монаха лучше поймет. И на Священном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. решили: «В женских монастырях для мантейных монахинь духовник назначается из монашествующих…»
– К нам пришли некоторые послушницы из других монастырей. Одна, из монастыря, где батюшка из белого духовенства, рассказала, что поделилась однажды с ним переживаниями: «Батюшка, у меня пришли помыслы нечистые, грязные». Он, вместо того чтобы успокоить ее, начал: «А зачем ты пришла в монастырь? Иди в мир, найди мужчину и будь спокойна».
И другая тоже рассказывала — каялась в помыслах блудных, а священник не понимает, не может понять, говорит ей: «Вот интересно, я с матушкой прожил 30 лет — помыслов таких нет. А они в монастыре живут, и какие-то помыслы приходят блудные».
Конечно, за неимением духовника, в крайних случаях, можно и мирского священника пригласить в духовники, если больше некого, но если есть духовник-монах и это устраивает монастырь — пусть он живет в монастыре.
Во всем нужно иметь рассуждения. Буквоедство — это плохо. Недаром святые отцы говорят: «Лучше согрешить в милости, нежели в строгости». Это тоже надо знать.
– Должен ли духовник пересказывать игуменье, как живут ее сестры — их грехи?
– Взять любого духовника, который живет в монастыре, — тайну исповеди он должен сохранять. Грехи сестер игуменье открывать не надо.
– Как быть с исповедью помыслов, если духовник бывает в обители редко или его нет совсем?
– Если сестре пришли помыслы и нет духовника, она может сказать матушке, но матушка должна это принять как откровение помыслов.
А то бывает так — игуменье открыли помысел, к примеру: «Вот матушка, на тебя помыслы пришли, что ты очень гордая и очень дерзкая». Она это приняла, а через несколько дней отсылает эту сестру на подворье. Это болезнь души игуменьи.
Наоборот, надо за откровение человека больше полюбить. Помыслы ведь от врага! Так можно всех разогнать. Наоборот, надо покрыть ее любовью, дать шоколадку, или варенья, меду, хорошенько утешить человека.
– Что если игуменья показывает перед сестрами свое неуважение к духовнику?..
– Надо ей покаяться в этом, чтобы не брала много власти на себя.