Людям свойственно сетовать на время, в котором они живут. Свойственно порой приукрашивать или наоборот сгущать ужасы времен ушедших. Потому важно знать и помнить тех, кто независимо от века отведенному ему, больше заботился не о богатстве, славе, карьере и прочих земных благах.
О людях, радевших о Слове Божием. Архимандрит Антонин Капустин — такой пример. Это человек с именем которого связано становление и развитие Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Архимандрит Антонин Капустин
Архимандрит — в Русской Православной церкви один из высших монашеских чинов, часто настоятель крупного мужского монастыря.
Детство
Архимандрит Антонин (Капустин) родился 12 августа 1817 года в многодетной семье. Со стороны отца Капустины были служителями Церкви и Богу в нескольких поколениях. Мать будущего архимандрита также происходила из семьи священнослужителя. При рождении мальчика назвали Андреем, он был одним из шестерых братьев, девочек в семье было семеро.
Малая родина будущего архимандрита и ученого — Пермская губерния, Шадринский уезд. Православие и церковный уклад определяли стиль и смысл жизни всей семьи. Обучение грамоте было начато в домашних условиях, и первым учителем был отец, а вместо букваря – Псалтырь.
К моменту становления мальчика его отец Иван Капустин был назначен настоятелем Преображенского храма (село Батурино). Семейное обучение было недолгим, в 1826 году мальчик был отправлен для дальнейшего образования в Далматовское духовное училище, где устав жизни учеников был строгим, что немало печалило мальчика.
Юность
Через пять лет, получив диплом об окончании курса, Андрей Иванович Капустин продолжил образование в духовной семинарии Перми, а позднее перевелся в Екатеринославскую семинарию, где ректором был его дядя и священник Иона Капустин. Этот период был благодатным в развитии Антонина, так как открылись его многогранные способности и таланты.
Учителя отмечали разносторонность его интересов – иностранные языки (особенно греческий), рисование, игра на музыкальных инструментах, интерес к астрономии и многому другому. Любовь к стихосложению оставалась с ним до конца жизни. В 1839 году будущий архимандрит становится студентом Киевской духовной академии, по окончанию полного курса ему присваивается степень – магистр богословия. Свою деятельность он продолжает в академии в качестве преподавателя немецкого языка, а позднее и как помощник инспектора.
Монашество и преподавание
Принятие монашества произошло в начале ноября 1845 года, постриг совершал митрополит Киевский Филарет. Через положенное время Антонин получил сан священника. По роду службы, он оставался преподавателем нескольких церковных дисциплин в Киевской академии.
Занятия со студентами давались ему с трудом, обладая подвижным характером и высокой ответственностью, Антонин не знал покоя при подготовке лекций и теоретических материалов. Ему всегда казалось, что он сделал недостаточно много, материал несет мало информации или неполон, иногда он впадал в бессонницу, стремясь довести лекции до совершенства.
В последние годы пребывания на посту педагога, отец Антонин занимался внесением корректорских правок в русский перевод некоторых трудов Иоанна Златоуста. По прибытию в Киевскую академию он начал вести дневники, ежедневно описывая события, и продолжал записи до конца своих дней.
В процессе преподавательской деятельности он изучал большое количество исторических документов, что пробудило в нем тягу к глубинному изучению истоков православия. Об этом он написал в своем дневнике и делился мечтами с близкими людьми. Священный Синод решил поощрить устремления ученого и направил отца Антонина в Грецию на должность настоятеля Афинской миссии.
После принятия монашества
7 ноября 1845 году Андрей принял монашеский постриг, в пещерах митрополитом Киевским Филаретом и получил имя Антонин в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. За тем последовало рукоположение во иеродиакона и священника. Некоторое время иеромонах преподавал в Академии обличительное богословие и библейскую герменевтику.
В 1850 году он получил должность настоятеля при Афинской Миссии, где на протяжении 3-х лет изучал древние христианские надписи и Парфенон.
В 1859 году, митрополит Московский Филарет (Дроздов), рекомендовал Синоду перевести его в Константинополь на настоятельское место. Архимандриту Антонину было поручено заниматься болгаро-униатским вопросом, выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Вселенский престол патриарха Софрония и продолжить изучение Синайского кодекса Библии.
Греческий период
Афинский период продлился 10 лет, и, вспоминая о нем позднее, Антонин признавался, что все предыдущее время он готовился к встрече с древностью Востока и к пониманию единства православной Вселенной. В 1853 году отец Антонин был возведен в сан архимандрита. Этот период его жизни стал началом увлечения археологией, историей и культурой Востока. В это же время появились его статьи в православном периодическом издании «Воскресное чтение», издаваемом Киевской духовной академией, вышла книга «Древнехристианские надписи в Афинах».
Архимандрит Антонин (Капустин) впервые посетил Иерусалим в 1857 году, что произвело на него огромное впечатление и нашло отражение в книге «Пять дней на святой Земле». С 1860 года отец Антонин работает в Константинополе при посольской церкви. По роду деятельности и заданиям Святого Синода регулярно отправляется в командировки – на Афон, в Румелию, Фессалию и другие места, что описывается им в литературном труде «По Румелии».
За десять лет служения в Греции ученый приобретает определенную известность и авторитет в среде греческих и русских византологов. Подтверждением этому служит его участие в четырех научных обществах, куда его приняли в качестве почетного члена. Его книга об афинских надписях имела огромный успех в научных кругах, на нее стали ссылаться другие ученые, были сделаны переводы на многие языки, также печатались и переводились статьи по истории и археологии.
Отрывок, характеризующий Антонин (Капустин)
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?… – Очень хорошо, – сказал англичанин. Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари. – Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете? Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз. – У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара. – Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату. Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку. – Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек. Анатоль остановил его: – Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?… Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками. – Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!… Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело. – Пуста! Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом. – Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон. Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно. Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать. – Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь. – Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон. – Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно. Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему. – Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***. – Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем… И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате. Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов. У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной. Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду. «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную. – Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной. Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа. – Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!» Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную. «Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j’ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер. – Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет! – Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого. – Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда. – Скажите! – сказала графиня. – Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга. – Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня. – Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем. – Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху. – Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф? Но дамы невольно смеялись и сами. – Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери. – Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный. Гостья махнула рукой. – У него их двадцать незаконных, я думаю. Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств. – Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был. – Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала. – Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения. – Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья. – Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох. – Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю. И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он. Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке. Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки. – А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница! – Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу. – Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
Иерусалимский период
В 1865 году Русская духовная миссия в Иерусалиме получила нового главу – им стал архимандрит Антонин. Вначале он был исполняющим обязанности, а в 1869 году был утвержден в должности. В Русской Духовной миссии тех лет между священниками был раздор, плелись интриги, отчего страдали паломники и сам статус церкви. Новоприбывшему архимандриту приходилось проявлять чудеса дипломатии. На этом поприще отец Антонин совершил много дел, снискав славу русскому духовенству и утвердив присутствие православной церкви в Иерусалиме.
Период его активной деятельности и сегодня называют «Золотым веком» миссии, его трудами была основана и процветала Русская Палестина. Создание мощной инфраструктуры стало возможным благодаря усилиям архимандрита. За время своей работы он упрочил положение русской православной церкви приобретением земельных наделов, закладкой монастырей, строительством паломнических центров, школой для арабских детей.
Помимо укрепления позиций церкви он занимался изучением библейской культуры, древностей. Он был первым, кто осознал необходимость сбережения ветхозаветных святынь и, чтобы не терять их, стал приобретать участки земли, связанные с преданиями. Проведя на них раскопки, он строил храмы, закладывал монастыри и центры для размещения паломников. С его прибытием страсти и интриги в миссии не утихли, но он смог найти общий язык со всеми сторонами конфликта и даже в некоторой степени примирить антагонистов.
Примечания
- Паломничество во Святую Землю. 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1997, С.323
- Ежкова Л.
[orthodox.etel.ru/2010/03/rod.htm Род священников Капустиных оставил заметный след в истории русской православной церкви] // Православная гпзета. Екатеринбург. — 2010. - До 1917 года именование в отчестве с -вичем считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично императором за особые заслуги (именитые люди)
- [www.filaxi.com/Library/index.php?id=p1_24 Из книги Киприан Керн. Отец Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, — Оп.: Белград, 1934. 195 с. 2-е изд.: М., 1997.]
- [www.nm45.ru/novosti/obschestvo/mezhdu-proshlym-i-buduschim.html Валентина Целоусова: Между прошлым и будущим — Курганская областная общественно-политическая газета «НОВЫЙ МИР»]
- ↑ 123
[heritage.perm.ru/articles.php?lng=ru&pg=3237 Антонин, Архимандрит, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме] - [jerusalem-ippo.ru/history/rs/g/ Храм святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду Иерусалима]. Павел Викторович Платонов. Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. 2 июля 2011 г.
- [palomnic.org/sz_sr/personalii/arx_antonin/tser/ О. Л. Церпицкая. Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле
] - Председатель ИППО Сергей Степашин приветствовал участников научной конференции памяти архимандрита Антонина (Капустина). [jerusalem-ippo.ru/news/273/ Публикация на официальном портале Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества] от 23 апреля 2014 г.
- ↑ 123Венгеров С. А.
А. // [runivers.ru/upload/iblock/c8d/Vengerov%20S.A.%20Kritiko-bibliograficheskij%20slovarc%20russkix%20pisatelej%20i%20uchenyx.%20Tom%201.%20Vypuski%201-21.%20A%20y1889cvruur1200sm.djvu Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (от начала русской образованности до наших дней)]. — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 1. - [rusdm.ru/history/36 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ. ГЛАВА III]
Мамврийский дуб
Не желая принимать участие в раздорах, архимандрит Антонин (Капустин) решил, что сосредоточит усилия на главной задаче монаха — служении Богу и Церкви. Памятуя о том, что одной из задач миссии является обеспечение крова и безопасности паломникам, он принялся расширять территорию русского правослаия на Святой Земле.
Самым первым его приобретением стал Мамврийский дуб в городе Хевроне. Он был оформлен на постоянного помощника отца Антонина Якоба Халеби, что связано с определенными ограничениями на права приобретения земельных участков в Османской империи. Землю могли покупать частные лица, подданные Порта. Купить Мамврийский дуб было практически невозможно, но смелость, настойчивость, дипломатия и деньги позволили убедить владельца в совершении сделки.
Дуб – одна из христианских святынь, возле него Аврааму явилась Святая Троица. Чтобы расширить территорию, отец Антонин скупил участки земли в округе, что в общей сложности составило 72 тысячи квадратных метров. Первая литургия на этой земле была отслужена в июне 1869 года, постепенно площадка облагораживалась, был построен большой паломнический дом. Храм был возведен в 1925 году. Паломнические поездки к Мамврийскому дубу и сегодня одно из почитаемых направлений среди верующих.
Елеонская гора
Вторым крупным объектом, которым пополнилась Русская Духовная миссия в Иерусалиме, стал монастырь на Елеонской горе. Зная из трудов Дмитрия Ростовского, что в тех местах покоится глава Иоанна Крестителя, а из других источников о множестве христианских монастырей с 6 века расположенных на Елеоне, он взялся скупать земли на ее склонах. На приобретенных владениях были произведены раскопки. Их результатом стали уникальные находки – остатки древних византийских храмов с чудесно сохранившимися мозаичными полами, бюст правителя Ирода Великого, пещеры для погребений и многое другое.
Главными святынями стали найденный камень, на котором (по преданию) стояла Божия Матерь во время Вознесения Спасителя, и основание древней христианской церкви, где сохранился алтарь. Почти сразу после окончания всех изыскательских работ архимандрит Антонин озаботился закладкой храмов, но начавшийся русско-турецкий конфликт на некоторое время остановил строительство.
Церковь Вознесения Господня была открыта в 1886 году, ее основанием стал древний храм. Сейчас на землях, приобретенных отцом Антонином расположен женский монастырь, где главные святыни — места обретения главы Иоанна Предтечи, на полу в часовне есть углубление в мозаичном полу, указывающее место, где была найдена глава Иоанна Крестителя. Здесь же, на Елеонской горе, покоится прах архимандрита Антонина, к нему совершаются паломнические поездки.
Литература
- Киприан (Керн).
РДМ РПЦЗ Вознесенский монастырь (Елеонская гора) • Гефсиманский монастырь • Монастырь Святой Троицы (Хеврон) • Скит Святого Харитона • Русская школа в Вифании ИППО Сергиевское подворье в Иерусалиме • Александровское подворье • Порог Судных Врат • Церковь Святого Александра Невского (Иерусалим) • Сергиевское подворье в Назарете • Вениаминовское подворье • Николаевское подворье • Елизаветинское подворье • Мариинское подворье • Женская учительская семинария в Бейт-Джале • Мужская учительская семинария в Назарете • Приморский участок в Хайфе Здания «Русских построек» Свято-Троицкий собор • Русская Духовная Миссия в Иерусалиме • Русское генконсульство • Сергиевское подворье • Николаевское подворье • Елизаветинское подворье • Мариинское подворье • Русская больница Ключевые персоналии Андрей Муравьев • Порфирий (Успенский) • Борис Мансуров • Антонин (Капустин) • Якуб Халеби • Леонид (Кавелин) • Леонид (Сенцов) • Сергей Александрович • Елизавета Фёдоровна • Василий Хитрово • Дмитрий Смышляев • Александр Яковлев • Алексей Дмитриевский • Николай Кошелев • Александр Кезма • Антоний (Синкевич) • Клавдия Оде-Васильева Другое Палестинский комитет • Палестинская комиссия • «Апельсиновая сделка»
Чем еще пополнилась Русская миссия
Русская Духовная миссия в Иерусалиме трудами архимандрита Антонина приобрела вес, авторитетность и заняла достойное место в иерархии православия в Святой Земле. За время пребывания на посту, отец Антонин увеличил владения многими землями, где теперь расположена собственность церкви, а паломники имеют возможность прикоснуться к святыням:
- Эйр-Карем, место, где родился Иоанн Креститель, а Богородица провела три месяца в гостях у праведной Елисаветы. Выкупив для начала один дом с участком у местного жителя, архимандрит увеличил владения почти до 300 тысяч квадратных метров. Имение стали называть Горним. В 1882 году здесь освятили храм, пригласили насельниц, выделив каждой отдельный домик с маленьким участком для сада. Монастырь существует и поныне.
- Странноприимный дом в Яффе рядом с местом погребения святой Тавифы. В 1888 году на приобретенных землях был выстроен храм, освященный в честь праведной Тавифы и апостола Петра. Долгое время, это подворье считалось лучшим в Русской миссии Иерусалима, его называли «Золотой жемчужиной».
- Паломнический приют в Иерихоне с тропическим садом.
- Гостиничный дом на берегу Галилейского моря в Тивериаде.
- Имение в Гефсимании, где выстроен храм Марии Магдалины. В нем сохраняются мощи Елизаветы Федоровны – великой княгини.
- В деревне Силоам приобретен земельный участок, включающий пещеры Силоамского монолита.
- Пещера Румание, расположена в долине Суахири.
- На Елеонской горе расположены приобретенные отцом Антонином «Гробы Пророческие», «место Каллистрата».
- Участок земли на родине святой Марии Магдалины, в городе Магдале. В планах отца Антона он предназначался для паломнического приюта.
- Участок земли в Кане Галилейской, смежный с местом, где располагался дом апостола Симона Канонита.
По общим подсчетам, за годы своей деятельности на посту директора Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин увеличил владения церкви до 425 тысяч кв. метров земли, что в денежном эквиваленте составляет около 1 миллиона рублей золотом. К сожалению, большая часть этого бесценного богатства была утеряна в период правления Хрущева. Как говорят некоторые источники, большая часть наследия была отдана за мизерные деньги, проведенные в качестве бартерной операции – строения и земли в обмен на апельсины и дешевые ткани.
Приобретенные участки
В 1869 году при содействии архимандрита Антонина был приобретён Мамврийский дуб, а чуть позднее были выкуплены близлежащие земли (около 72 355 м). 12 июня 1869 года начальник миссии совершил первую Божественную литургию на месте явления Святой Троицы Аврааму. В 1870 году была приобретена вершина Елеонской горы.
Тогда же было приобретено самое большое владение Российской Империя на Святой земле в Эйн Кареме.
В те же годы (1869 году) Капустин приобрел имение около Яффы по дороге в Иерусалим — место погребения святой Тавифы, где была прострена Церковь апостола Петра. Подворье для отдыха паломников было также приобретено в Тивериаде.
В Бейт-Джале Антонин выкупил два владения, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария.
В Гефсимании им было удачно приобретено место, где по желанию царской семьи была построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины.
Всего архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 м, стоимостью до миллиона рублей золотом.
Антонин завакуфил свою недвижимость (то есть собственность не подлежит продаже, обмену или другим операциям, ведущим к отчуждению их до смерти Антонина, а затем переходят во владение Синода; если же Синод перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то земли поступают в распоряжение Иерусалимского кадия.
Литературное и научное наследие
Биография архимандрита Антонина Капустина не ограничивается только деятельностью в создании Русской Палестины. Он находил время для исследований древних рукописей, занятий археологией, нумизматикой, византинистикой, переводами и многим другим.
В 1859 году были проведены исследования и описаны древние рукописи, хранящиеся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. В 1867 году отец Антонин изучал рукописи в Патриаршей библиотеке Иерусалима. Еще через год им был составлен каталог старопечатных изданий и рукописей Лавры Святого Саввы Освященного. В 1870 году в библиотеке монастыря великомученицы Екатерины (Синай) он составляет описание и каталог греческих (1310 единиц), славянских (38 единиц), арабских (500 единиц) рукописей. За эту работу в дар был получен уникальный документ – Киевские глаголические листки (переданы в библиотеку Киевской духовной академии).
Период пребывания в Иерусалиме для архимантдрита был наиболее плодотворным и в научных изысканиях. Существенно увеличилась его личная библиотека древних рукописей, в нее входили тексты и книги на греческом, древнеславянском, арабском языках. Собираемая на протяжении жизни коллекция древностей постоянно пополнялась монетами, древними предметами быта, памятниками византийского искусства. Собранная за всю жизнь коллекция уникальных рукописей частично находится в ЦНБ НАНУ Киево-Печерская Лавра и в РНБ, РГИА Санкт-Петербурга.
АНТОНИН
(Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди.
15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским), с к-рым вел впосл. переписку.
Архим. Антонин (Капустин) Архим. Антонин (Капустин)
В 1860-1865 гг. А. являлся настоятелем посольской церкви в К-поле. Это был период его наиболее плодотворной научной деятельности. В 1862 г. им был составлен каталог 624 рукописей б-ки иерусалимского Святогробского подворья в К-поле (опубл.: Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. К., 1890. С. 119-148), в к-ром А. впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе. В апр. 1862 г. А. посетил г. Никею (Изник) и его окрестности (материалы о поездке в Вифинию и зарисовки опубл. в ХЧ в 1862-1863). Весной 1863 г. А., получив отпуск, единственный раз за более чем 40-летнее пребывание на Востоке смог совершить поездку на родину; по пути в Батурино к родителям он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Вена, Прага, Дрезден, Петербург, Москва) и книжные собрания крупнейших библиотек, познакомился с лучшими специалистами в области славяноведения и византинистики. В том же году по поручению Святейшего Синода А. исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии, подтвердив его древность, а в 1868 г. вел в К-поле переговоры об окончательной передаче этой ценнейшей рукописи рус. правительству. В мае-июле 1865 г. он совершил поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир), собрав в путевых дневниках богатый археологический материал по церковной истории (В Румелию. СПб., 1879; Из Румелии. СПб., 1886).
В 1865 г. А. был назначен временно заведующим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме (5 июня 1869 утвержден в должности ее начальника). Миссия, основанная в 1847 г., находилась в это время в сложных отношениях с Иерусалимским Патриархатом и представителями др. конфессий в Палестине, а также испытывала крайнее стеснение в денежных средствах, необходимых для ее работы. А. благодаря тонкому пониманию политической и церковной ситуации на христ. Востоке, прекрасному знанию греч. и ряда вост. языков и дипломатическому таланту, сочетавшемуся с личным обаянием, сумел постепенно улучшить положение Русской миссии, укрепить ее авторитет в Палестине. Добившись более внимательного отношения к ней со стороны рус. правительства и Святейшего Синода, А. удалось создать серьезную материальную базу для деятельности миссии в Палестине и значительно расширить существовавшую систему рус. паломничества в Св. землю.
Стараниями А. и на пожертвования, полученные от частных лиц, была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба и на Елеонской горе, где по проекту А. был построен рус. мон-рь Вознесения Господня. Прежде чем приступить к строительству, А. провел на этом месте археологические раскопки, в ходе к-рых удалось обнаружить древние мозаики (VI-IX вв.) и погребальные пещеры. Вскоре состоялась покупка участка земли в Айн-Кареме, неподалеку от Иерусалима, где был построен рус. Горненский жен. мон-рь. На участке, купленном в Яффе, под рук. А. был раскопан подземный некрополь, отождествленный с местом погребения прав. Тавифы. Были приобретены также земельные участки в Иерихоне, Тивериаде, Бейт-Джале, Вифлееме, Силоаме и Анате (см. Анафоф).
В 1883 г. по поручению вел. кн. Сергия Александровича, председателя Имп. Палестинского православного об-ва, на принадлежащем об-ву участке рядом с храмом Воскресения Господня под рук. А. проводились археологические раскопки, в ходе к-рых были обнаружены «Судные врата», а также остатки базилики, построенной в IV в. равноап. имп. Константином Великим. Раскопки этого места произвели сенсацию в науке, дав богатейший материал как для истории земной жизни и последних дней Спасителя, так и для истории христ. построек эпохи Константина Великого в Палестине. По личной просьбе вел. кн. Сергия Александровича А. взял на себя руководство строительством ц. во имя св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании (1885-1888).
Место погребения архим. Антонина (Капустина) в Вознесенском соборе на Елеонской горе
Место погребения архим. Антонина (Капустина) в Вознесенском соборе на Елеонской горе
По указанию А. на приобретенных им землях строились приюты для паломников и школы для детей правосл. арабов. При миссии был создан музей. В конце жизни А. удалось оформить 6 из 12 приобретенных им участков в принадлежавший ему «вакуф» (особая форма религ. землевладения в мусульм. праве); согласно завещанию А., все его землевладения (кроме одного участка) были оставлены Святейшему Синоду РПЦ. Собственность России на остальные участки официально оформлял уже после смерти А. рус. генеральный консул А. Г. Яковлев.
Во 2-й пол. 60 гг. XIX в. А. участвовал в подготовке к изданию актов рус. мон-ря св. Пантелеимона на Афоне (Акты русского на св. Афоне мон-ря св. великомученика и целителя Пантелеимона. К., 1873). В окт.-нояб. 1867 г. А. изучал рукописи Патриаршей б-ки в Иерусалиме, груз. рукописи Крестного мон-ря, в июне 1868 г. работал над каталогом рукописей и старопечатных книг лавры св. Саввы Освященного (ок. 700 ед. хр.). С нач. авг. до 18 сент. 1870 г. он вместе с помощниками составил описание 1310 греч., 38 слав. и 500 араб. рукописей б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае (не публиковалось и легло в основу изданного в Лейпциге в 1886 каталога В. Гардтхаузена); за этот труд А. получил в дар от братии мон-ря уникальную рукопись — т. н. Киевские глаголические листки, переданные им позднее в б-ку КДА. В палестинский период расширяется личная коллекция рукописей А., в к-рой помимо греч. имелись также слав. (кириллические и глаголические), араб. и древнеевр. рукописи, греч. и слав. старопечатные книги, памятники визант. искусства, монеты (основная их часть была пожертвована в ИППО, см. Помяловский И. В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому об-ву архим. Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 1886). А. принадлежит исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о свт. Николае Мирликийском с житием свт. Николая Пинарского, значителен его научный вклад как археолога и литургиста.
Научные заслуги А. были отмечены избранием его членом многочисленных ученых об-в и учреждений России и Европы: Афинского археологического об-ва (1854), Одесского об-ва истории и древностей (1856), Имп. Русского археологического об-ва (чл.-кор. с 1857, почетный чл. с 1884), Московского об-ва любителей духовного просвещения (1869), КДА (1870), Немецкого вост. археологического об-ва (1872), Киевского церковно-археологического об-ва (1873), СПбДА (1873), Имп. Православного Палестинского об-ва (1882), МДА (1888) и др. За свою усердную деятельность он был отмечен многими гос. и церковными наградами. Похоронен А. в построенном им соборе Вознесения Господня на Елеонской горе в Русском Вознесенском мон-ре. Собранная им коллекция рукописей (ок. 100 ед.) в 1898-1899 была приобретена Имп. Публичной б-кой; в наст. время хранится в Киеве (ЦНБ НАНУ, Киево-Печерская лавра) и С.-Петербурге (РНБ, РГИА). Эпистолярное наследие А. не систематизировано и находится в разных фондах.
Соч.: Круг подвижных праздников Церкви: Собр. слов, бесед и поучений. К., 1850. Ч. 1; Христианские древности Греции // ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 2. С. 31-68, 142-230; Письмо из Иерусалима // ХЧ. 1857. Ч. 2. С. 203-206; Известия с Востока // Духовная Беседа: Церковная летопись. 1860. № 50. С. 770-782; О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах // Изв. Имп. Археол. Об-ва. СПб., 1861. Т. 2. Вып. 3. С. 129-145; С Востока: О богословском училище на острове Халки. СПб., 1862; Поездка в Вифинию // ХЧ. 1862. Ч. 2. Нояб. С. 660-701; Вифиния // Там же. 1863. Ч. 1. Март. С. 422-460; Ч. 2. Май. С. 67-124; Июнь. С. 229-269; Авг. С. 493-525; Заметки поклонника Св. горы // ТКДА. 1860-1863 (отд. отт.: К., 1864); Заметки XII-XV в., относящиеся к крымскому г. Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // ЗапООИД. 1863. Т. 5. С. 595-628; Пять дней на Св. земле и в Иерусалиме, в 1857 г. М., 1866; Проповеднический круг подвижных праздников Церкви: Слова и беседы. М., 1867. Ч. 1: Постная Триодь; Ч. 2: Цветная Триодь; Богословское училище близ Иерусалима // ДБ. 1868. Т. 2. № 37. С. 161-169, 181-191; № 40. С. 234-242; 26-е января в лавре св. Саввы // ТКДА. 1868. № 4. С. 42-83; Мучение св. Домнины // Там же. 1869. № 1. С. 120-133; От Босфора до Яфы. К., 1869; Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский // ТКДА. 1869. № 6. С. 445-497 [новые данные к житию свт. Николая Мирликийского]; Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Там же. 1870. № 5. С. 396-427; Из записок Синайского богомольца // Там же. 1871. Т. 2. С. 275-407; Т. 4. С. 68-104; Т. 8. С. 274-332; 1872. Т. 5. С. 272-342; 1873. Т. 3. С. 363-434; Т. 9. С. 324-400; Слова, произнесенные в Иерусалиме на св. Голгофе вечером в Великий Пяток при обношении плащаницею // Там же. 1871. № 4. С. 219-224; 1875. № 6. С. 818-822; 1876. № 5. С. 410-417; Еще о святителе Николае Мирликийском // Там же. 1873. № 12. С. 241-288; Древний канонарь синайской библиотеки// Там же. 1874. № 5. С. 95-216; № 6. С. 458-497; О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874; Доктор Сепп: (Рассказ доктора Сеппа из совр. состояния Самарянской общины на Востоке) // ТКДА. 1875. № 10. С. 90-107; Фараон, Моисей и Исход // Там же. 1875. № 11. С. 249-271; № 12. С. 455-472; Св. прпмц. Сосанна Палестинская // Там же. 1877. № 2. С. 380-405; О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом // Там же. 1878. № 3. С. 637-657; Гробница Аарона на горе Ор // Там же. 1879. № 3. С. 356-371; Слово, произнесенное на св. Голгофе в Иерусалиме 18 апр. 1880 г. при обношении Плащаницы // ХЧ. 1880. Ч. 2. Июль/авг. С. 132-137; Беседа о Великом каноне, произнесенная в Иерусалиме перед рус. паломниками на повечерии четвертка 1-й седмицы Великого поста 11 февр. 1882 г. // Там же. 1883. Ч. 1. С. 297-308; По поводу перевода одной церковной песни канона (ирмоса 9 песни канона в Великий четверток), напечатанного в ДЧ за 1883 // ТКДА. 1883. № 7. С. 515-526; Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме // ППС. 1884. № 7 (Т. 3. Вып. 1); О раскопках на русском месте в Иерусалиме // ЗРАО. н. с. 1887. Т. 2. Вып. 3. С. 182-186; Письма к преосв. Макарию (Булгакову), впосл. Митр. Московскому // Странник. 1896. № 1. С. 79-84; Письма к прот. С. А. Серафимову // ТКДА. 1906. № 8/9. С. 680-710; № 10. С. 108-135; № 11. С. 361-383; 1908. № 2. С. 237-265; № 3. С. 404-421; Древняя христианская могила в Палестине // БТ. 1999. Сб. 35. С. 115-119; Россия в Святой Земле: Док-ты и мат-лы / Сост. Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т. Passim.
Лит.: Терновский С. А. О последних днях жизни, кончина и погребение настоятеля Рус. Духовной миссии в Палестине архим. Антонина. К., 1894; Пономарев С. Памяти о. архим. Антонина. 1: Хронологический список сочинений и переводов его. 2: Статьи о нем // ТКДА. 1894. Т. 3. № 12. C. 636-652; Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине // СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 2. С. 95-148; То же // ТКДА. 1904. Нояб. С. 319-380; Киприан (Керн), архим. О. Антонин Капустин, архим. и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Белград, 1934. М., 1997п; Ильич И., свящ. Архим. Антонин (Капустин) и его церковная деятельность в Палестине: Курс. соч. / ЛДА. Л., 1960. Ркп.; Гоенко С., диак. архим. Антонин (Капустин): Его жизнь, литургическая и археологическая деятельность: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1976. Ркп.; Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина) // ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430; Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей // ДРИ: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368-379; Исаия (Белов), игум. Исследования архим. Антонина (Капустина) на Синае // БТ. 1985. Сб. 26. С. 315-325; Филиппов М. В. О научной и литературной деятельности архим. Антонина (Капустина) // БТ. 1986. Сб. 27. С. 212-219; Παπουλίδης Κ. Κ. ῾Ο ῾Ελληνικός κόσμος τοῦ ̓Αντωνίνου Kapustin (1817-1894)̇ Συμβολή στήν πολιτική τῆς Ρωσίας στή Χριστιανική ̓Ανατολή τό ῾9ο αἰώνα. Θεσσαλονίκη, ῾99῎; Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о рус. собирателях рукописей и старопечатных книг // Byzantinorussica. 1994. № 1. С. 161-197; Никодим (Ротов), митр. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. С. 202-270; Гурулева В. В. Архим. Антонин как нумизмат // Нумизматический сб., 1998 / ГЭ. СПб., 1998. С. 235-243; Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность: (По мат-лам петербургских архивов) // Рукописное наследие русских византинистов в архивах С.-Петербурга. СПб., 1999. С. 8-35; Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие // БТ. 1999. Сб. 35. С. 36-51; он же. Архимандрит Антонин (Капустин) — исследователь синайских рукописей: По страницам дневника // Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 197-207.
Б. Л. Фонкич, Э. П. Г.
Дневники
Архимандрит Антонин вел обширную переписку, занимался научными трудами. Библиографический список опубликованных прижизненных и посмертных трудов, на сегодняшний день насчитывает более 140 наименований. Одним из важных исторических документов являются его личные дневники, вышедшие под общим названием «Повесть временных лет» (30 томов). Он вел их ежедневно, с 1817 года и до самой смерти в 1894 году.
Дневники архимандрита Антонина Капустина долгое время считались утраченными, но они сохранились. Основная часть находится в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург, Собрание Святого Синода).
К настоящему времени опубликовано два тома «Повести временных лет». Первый том содержит записи за 1881 год и описывает начало работы на Востоке. Второй том увидел свет в 2013 году, он содержит записи за 1850 год – начало афинского и константинопольского периодов жизни архимандрита Антонина. Готовятся к изданию и следующие тома дневников.
200-летний юбилей
В августе 2022 года в России отметили 200-летие архимандрита Антонина Капустина. На родине подвижника, в селе Батурино, был проведен фестиваль «Батуринская святыня». Рядом с родовым Спасо-Преображенским храмом семьи Купустиных установили бюст архимандрита Антонина.
В Иерусалиме также прошли праздничные мероприятия. На Елеонской горе в Спасо-Вознесенском женском монастыре состоялось богослужение, которое провел митрополит Иларион. По окончании богослужения на могиле подвижника совершилась панихида.
Панихида была отслужена и в Русской Духовной миссии. Ее провели в домовом храме, освященном в честь святой мученицы царицы Александры. В Свято-Вознесенском храме состоялось богослужение, торжественные церемонии, праздничный прием.
Во время торжеств была открыта небольшая выставка редких документов, относящихся к деятельности архимандрита, презентована книга «Архимандрит Антонин (Капустин). Проповеди и переводы киевских лет». Она получила отклик читателей. Состоялся просмотр документальной ленты «Архимандрит Антонин (Капустин) – строитель Русской Палестины».
Литературное и научное наследие архимандрита Антонина по своей ценности может составить такую же гордость страны и церкви, как и вся его деятельность в создании Русской Палестины.
Сочинения
- Круг подвижных праздников Церкви: Собр. слов, бесед и поучений. К., 1850. Ч. 1;
- Христианские древности Греции // ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 2. С. 31-68, 142-230;
- Письмо из Иерусалима // ХЧ. 1857. Ч. 2. С. 203-206;
- Известия с Востока // Духовная Беседа: Церковная летопись. 1860. № 50. С. 770-782;
- О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах // Изв. Имп. Археол. Об-ва. СПб., 1861. Т. 2. Вып. 3. С. 129-145;
- С Востока: О богословском училище на острове Халки. СПб., 1862;
- Поездка в Вифинию // ХЧ. 1862. Ч. 2. Нояб. С. 660-701;
- Вифиния // Там же. 1863. Ч. 1. Март. С. 422-460; Ч. 2. Май. С. 67-124; Июнь. С. 229-269; Авг. С. 493-525;
- Заметки поклонника Св. горы // ТКДА. 1860-1863 (отд. отт.: К., 1864);
- Заметки XII-XV в., относящиеся к крымскому г. Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // ЗапООИД. 1863. Т. 5. С. 595-628;
- Пять дней на Св. земле и в Иерусалиме, в 1857 г. М., 1866;
- Проповеднический круг подвижных праздников Церкви: Слова и беседы. М., 1867. Ч. 1: Постная Триодь; Ч. 2: Цветная Триодь;
- Богословское училище близ Иерусалима // ДБ. 1868. Т. 2. № 37. С. 161-169, 181-191; № 40. С. 234-242;
- 26-е января в лавре св. Саввы // ТКДА. 1868. № 4. С. 42-83;
- Мучение св. Домнины // Там же. 1869. № 1. С. 120-133;
- От Босфора до Яфы. К., 1869;
- Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский // ТКДА. 1869. № 6. С. 445-497 [новые данные к житию свт. Николая Мирликийского];
- Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Там же. 1870. № 5. С. 396-427;
- Из записок Синайского богомольца // Там же. 1871. Т. 2. С. 275-407; Т. 4. С. 68-104; Т. 8. С. 274-332; 1872. Т. 5. С. 272-342; 1873. Т. 3. С. 363-434; Т. 9. С. 324-400;
- Слова, произнесенные в Иерусалиме на св. Голгофе вечером в Великий Пяток при обношении плащаницею // Там же. 1871. № 4. С. 219-224; 1875. № 6. С. 818-822; 1876. № 5. С. 410-417;
- Еще о святителе Николае Мирликийском // Там же. 1873. № 12. С. 241-288
- Древний канонарь синайской библиотеки// Там же. 1874. № 5. С. 95-216; № 6. С. 458-497;
- О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874;
- Доктор Сепп: (Рассказ доктора Сеппа из совр. состояния Самарянской общины на Востоке) // ТКДА. 1875. № 10. С. 90-107;
- Фараон, Моисей и Исход // Там же. 1875. № 11. С. 249-271; № 12. С. 455-472;
- Св. прпмц. Сосанна Палестинская // Там же. 1877. № 2. С. 380-405;
- О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом // Там же. 1878. № 3. С. 637-657;
- Гробница Аарона на горе Ор // Там же. 1879. № 3. С. 356-371;
- Слово, произнесенное на св. Голгофе в Иерусалиме 18 апр. 1880 г. при обношении Плащаницы // ХЧ. 1880. Ч. 2. Июль/авг. С. 132-137;
- Беседа о Великом каноне, произнесенная в Иерусалиме перед рус. паломниками на повечерии четвертка 1-й седмицы Великого поста 11 февр. 1882 г. // Там же. 1883. Ч. 1. С. 297-308;
- По поводу перевода одной церковной песни канона (ирмоса 9 песни канона в Великий четверток), напечатанного в ДЧ за 1883 // ТКДА. 1883. № 7. С. 515-526;
- Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме // ППС. 1884. № 7 (Т. 3. Вып. 1);
- О раскопках на русском месте в Иерусалиме // ЗРАО. н. с. 1887. Т. 2. Вып. 3. С. 182-186;
- Письма к преосв. Макарию (Булгакову), впосл. Митр. Московскому // Странник. 1896. № 1. С. 79-84;
- Письма к прот. С. А. Серафимову // ТКДА. 1906. № 8/9. С. 680-710; № 10. С. 108-135; № 11. С. 361-383; 1908. № 2. С. 237-265; № 3. С. 404-421;
- Древняя христианская могила в Палестине // БТ. 1999. Сб. 35. С. 115-119;
- Россия в Святой Земле: Док-ты и мат-лы / Сост. Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т. Passim.