Однодневная поездка «Мировое православие в Москве».Часть первая.


Московский храм Николая Чудотворца в Котельниках

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Котельниках
, подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии

  • Престолы: свт. Николая Чудотворца, прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, прмц. Евдокии Илиопольской
  • Адрес: Россия, г. Москва,1-й Котельнический пер., 8
  • Cайт представительства Чехословацкой Церкви:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в одном из живописнейших мест Москвы — на крутом склоне Швивой горки. На месте Никольского храма в древней Котельной слободе в XVII веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (впервые упоминается в 1547 году). В 1657 году храм отстроили в камне, а в 1688 году на средства прихожан Строгановых на этом же месте появился новый храм с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Николаевская церковь стала усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей.
После пожара 1812 года родовую церковь с богадельней в 1822-24 годы восстанавил на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, князь Сергей Михайлович Голицын.

Храм освятили 24 августа 1824 года. На имя возобновленной церкви князь Голицын положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом.

При храме в 1833 году была построена каменная одноэтажная с мезонином богадельня, где поначалу содержалось 10 человек «женска пола».

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Котельниках, 1872 г.

В 1873 году вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя прмц. Евдокии для служения ранних литургий зимой.
В 1922 году храм был разграблен по решению «Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья». Позднее храм закрыли, обезглавили, было утрачено церковное убранство.

До 1990 года здание храма было занято Московской геолого-гидрогеологической экспедицией ПТО «Центрогеология» Мингео СССР. Кроме того, в доме причта располагались различные отделы научно-исследовательского института морфологии животных им. Северцева, в том числе центр кольцевания птиц. Внутри здание было разделено на три этажа, в алтаре находился кабинет руководителя геологической экспедиции, от фресок не осталось и следа.

В 1970-х гг. привели в порядок внешний вид храма.

В 1992 году храм был возвращен верующим, и в нем возобновлены богослужения. В течение последующего десятилетия ему вернули прежний внешний облик, внутри восстановлены иконостасы и настенная живопись.

28 октября 1998 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1999 году в возрожденном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве.

В ноябре 1999 года патриарх Алексий II и митрополит Дорофей (Филип) совершили великое освящение храма.

Архитектура и убранство

Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней. Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе. Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

В 1873 году с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей. Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев». Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни. Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни.

Четыреста Людмил на престольный праздник

«Православная Москва» продолжает знакомить читателей с представительствами Поместных Церквей на территории нашего города. Сегодня мы отправляемся в храм святителя Николая в Котельниках, где разузнаем о традициях Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Сотни женщин с именем Людмила собираются в этом храме 29 сентября. Они стекаются сюда не только со всех концов столицы, но и из ближнего Подмосковья и других регионов страны. В этот день здесь отмечается престольный праздник — день святой мученицы Людмилы, княгини Чешской.

— На Божественной литургии 29 сентября в нашем храме собирается примерно четыреста Людмил. И когда каждая из этих женщин подходит к Причастию, можно уже даже и не спрашивать имя, — с улыбкой рассказывает настоятель храма святителя Николая в Котельниках, представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский). — Каждый год мы с большим усердием готовимся к этому празднику и стараемся привнести в него еще больше национального колорита. Ну а самое главное — верующие в этот день могут участвовать в архиерейском богослужении.

— Ваш храм — единственный в российской столице, где пребывают мощи святых мучеников княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских. Верующие смогут поклониться им во время праздничного богослужения. А как эти святыни появились в московском храме?

— Во-первых, я хотел бы отметить, что приложиться к ковчегу с частицами мощей этих святых возможно в любой день. Они хранятся в алтаре, но каждый желающий может обратиться к священнослужителям храма, и мощи ему обязательно вынесут!

Это главные святыни Никольского храма. Они были переданы нам вскоре после открытия подворья в 1999 году блаженнейшим митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. За два месяца до того, как Господь призвал его от земной жизни, он приезжал в Россию, чтобы вместе с патриархом Алексием II совершить великое освящение нашего храма.

— В Никольской церкви хранятся и другие святыни. Например, при входе в храм с правой стороны верующих встречает небольшая Казанская икона Божией Матери с потемневшим ликом. Она обрамлена в большой красивый оклад…

— Ее когда-то обнаружили на месте сгоревшего дома. По словам очевидцев, после пожара ни один предмет не остался целым, и только святой образ лежал нетронутым. Икону передали в наш храм, и теперь она — одна из чтимых святынь.

— Храм Николая Чудотворца в Котельниках построен в первой половине XIX века знаменитым архитектором Осипом Бове на месте некогда стоявшей здесь деревянной церкви. Сохранились ли у вас старинные иконы?

— Еще одним почитаемым образом является икона Пресвятой Богородицы Феодоровская. Это единственная икона, которая сохранилась после разорения храма в период лихолетья. Как известно, Никольская церковь была закрыта в 1930-м году. На то время ее настоятелем был протоиерей Николай Чертков, который прослужил в нашем храме более 30 лет. Известно, что он отошел ко Господу в ту ночь, когда его должны были арестовать чекисты. Икону бережно хранила дочь священника, ожидая, что когда-то храм снова будет открыт. Можно себе представить, как семья этой женщины рисковала своей жизнью и свободой во времена гонений! Когда же храм святителя Николая в Котельниках стал возрождаться, в начале 90-х годов, Ирина Николаевна Черткова вернула святыню в храм.

— Много ли среди ваших прихожан чехов и словаков?

— Единицы. В основном это студенты, которые учатся в Москве. Мы их поддерживаем, чем можем. А вот близость «высотки» на Котельнической набережной оказывает свое влияние. Среди прихожан есть поистине легендарные люди — политические деятели, актеры главных театров страны. Они не любят афишировать себя. Наш храм — место, где они могут, не привлекая внимания посетить богослужение. Захожан у нас мало: мы находимся вдали от жилых кварталов и метро, многие верующие приезжают сюда на богослужение специально. Атмосфера в церкви всегда очень камерная, дружелюбная. Так, у нас никогда не сделают замечания женщине, пришедшей в брюках или с короткими рукавами. Думаю, прихожанам нравится пение наших певчих, ведь многие из них являются солистами знаменитого ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», который базируется на нашем подворье и стал уже неотъемлемой частью общины.

— Чем отличаются богослужения в храмах Чехии и Словакии от наших?

— У православных в Словакии в большинстве случаев нет профессиональных богослужебных хоров. Всю службу поют сами прихожане, управляемые так называемым кантором — запевалой. Песнопения каждый знает с детства, они просты и они очень похожи на старообрядческие распевы XVII века. этот стиль богослужения и песнопения в Словакии сохраняется до сих пор. В последнее время при кафедральных соборах, правда, стали организовывать хоры певчих, так как многие музыканты обучались в России, Сербии, Греции. Благодаря этому можно отметить певческое разнообразие на богослужениях. Например, в Михаловце, небольшом городе на востоке Словакии, ранняя литургия совершается с хором, где можно услышать произведения Чайковского, Бортнянского. За поздней же литургией поет народ. Добавлю: православные словаки (в отличие от Чехии, где служат и по-чешски, и по-церковнославянски) молятся на церковнославянском языке.

— Удается ли привносить традиции Православной Церкви Чешских земель и Словакии на московском подворье?

— В Москве своя традиция церковного пения, сохранять которую очень важно, но мы стараемся определенные песнопения исполнять всем храмом. Создавать народные хоры благословил и святейший патриарх Кирилл. Нашим прихожанам мы раздаем текст 33-его псалма и поем его все вместе. Мы надеемся, что подворье станет местом встречи не только для прихожан храма, но и для всех желающих прикоснуться к традициям Русской Православной Церкви, а также узнать больше о культуре и жизни в Чехии и Словакии.

Храм свт Николая в Котельниках

Николай Угодник – святой, который помогает всем, молитвенно обращающимся к нему за помощью. Считается, что особенно Он благоволит путешествующим. И так как мы с Linda приглашаем всех в большое путешествие по Москве, то и начать я полагаю с моего любимейшего Храма Святителю Николаю в Котельниках. С Божьей помощью и под Его руководством.

История храма святителя Николая в Котельниках тесно связана с родом знаменитых купцов Строгановых, считавшихся самыми богатыми людьми в России, и преемником рода Строгановых, князем Сергеем Михайловичем Голицыным.

За свою многовековую историю храм несколько раз перестраивался заново. Менялись облик, название, убранство, но неизменно Никольский храм оставался центром духовной жизни московских купцов и мастеров.

Многолетняя история храма насчитывает несколько периодов: на месте храма в XVII веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (первое упоминание в 1547 г.). Позднее, переименованная в Николаевскую церковь, становится усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей, а после пожара 1812 г. родовую церковь с богадельней восстанавливает на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, первый московский барин — князь Сергей Михайлович Голицын.

Строгановский период В конце XVII века в связи с упразднением ремесленных слобод и расформированием стрелецких, Таганный холм стал привлекать к себе внимание состоятельных купцов — он находился в непосредственной близости от города. Именно в это время «для остановок по торговым и казенным делам» приобретают здесь собственность знаменитые освоители Пермского края и Сибири, богатейшие солепромышленники России — Строгановы.

Большинством историков принято считать, что род Строгановых берет свое начало из Новгорода Великого. Хотя наиболее авторитетный исследователь их родословной — Введенский А. А. считает, что они происходят из поморских крестьян. Эту знаменитую династию историки сравнивают как с богатейшими немецкими банкирами конца XV — XVI веков Фуггерами, так и с испанскими кондотьерами Пиззаро и Кортесом, покорявшими американские земли. Однако масштаб деятельности Строгановых был несоизмеримо больше. Помимо освоения новых территорий и развития собственных промыслов, они постоянно оказывали поддержку государству: обеспечивали царский дом разного рода товарами, преподносили двору богатые подарки и безвозмездно предоставляли денежные средства, что в свою очередь возвращалось им сторицей в бесчисленных привилегиях. Их владения с полным правом можно было считать царством. В этом «царстве» на ста тысячах квадратных километрах, что больше территории некоторых европейских стран, у Строгановых имелось свое войско — столь редкое явление даже для бояр, своя промышленность — выделка железа и выварка соли и даже своя внешняя торговля — торговля соболиными шкурками, добываемыми коренными народностями Приуралья и Зауралья.

На своих землях Строгановы построили судостроительные площадки и открыли кожевенные предприятия — мануфактуры для собственных нужд, организовали жемчужный промысел. Дружины, находящиеся в распоряжении Строгановых не только были способны защитить их от набегов враждебных племен, и позволяли совершать вылазки на сопредельные территории. Они снарядили волжского казака Ермака для похода на Сибирское царство. Набеги из этого царства постоянно беспокоили жителей русского севера. В награду за взятие столицы Сибирского царства, царь Иван Грозный предоставил Строгановым право беспошлинной торговли во вновь завоеванных землях.

В Смутное время Строгановы не принимали никакого участия в государственных переворотах, а в 1609 году выступили на стороне царя Василия Ивановича Шуйского, которому помогали как деньгами, так и дружиной. За это в 1610 году царь отблагодарил их землями, различными льготами и повелел в грамотах писать Андрея, Петра, Никиту, и Максима Строгановых с «вичем», то есть по имени и отчеству. Это означало, что Строгановы стали «именитыми людьми», наряду с боярами и окольничими, и могли пользоваться многими привилегиями, например, судить их мог только царь лично. В Соборном Уложении 1649 года была даже отдельная статья, в которой закреплялись права Строгановых и подчеркивалась особенность их положения в государстве.

Строгановым особо близки были широко почитаемые в поморском крае преподобные Зосима и Савватий — Соловецкие чудотворцы. Существует предположение, что они лично знали преподобного Зосиму, ходившего в Великий Новгород к митрополиту и другим знатным людям с просьбой отдать во владение основанному им монастырю Соловецкие острова. Так, в 1688 г. Строгановы полностью обновляют Троицкий храм в Котельниках и устраивают в нем новый придел свв. прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

Григорий Дмитриевич Строганов родился в 1656 году, он был единственным сыном Дмитрия Андреевича, и последним «именитым человеком». Григорий Дмитриевич получил прекрасное для того времени образование и с раннего детства помогал отцу в хозяйственных делах. С шестнадцати лет он уже участвовал в официальных правительственных посольских приемах в Кремлевском дворце, присутствовал на царских и патриарших застольях. Это про него народ сложил поговорку: «Богаче Строганова не будешь!»

Дом Григория Дмитриевича на Швивой горке (Таганном холме) стоял, как и положено дому именитого человека, на самой бровке холма, являясь достопримечательностью того времени, и славился на всю округу гостеприимством и хлебосольством и был открыт «не токмо друзьям его, но и всякого чина людям». Со всеми, по словам современников, Григорий Строганов был «добр и ласков, а бедным был старатель». Во время Северной войны Григорий Дмитриевич активно поддерживал начинания Петра I, построив несколько кораблей. За заслуги перед отечеством, и в знак личного расположения, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова, Петр I пожаловал медальоном с собственным изображением для ношения на груди. Царские привилегии распространялись и на семейство Григория Дмитриевича — так например, его жена Мария Яковлевна получила право носить русское платье, что было практически невозможно при петровском дворе, и при запрете на домовые церкви ее сыновьям разрешалось (именным указом Петра I) устроить таковою при доме Строгановых в Москве.

В день, когда Православная церковь отмечает двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (ст.ст) 1715 года Григорий Дмитриевич упокоился на древнем церковном погосте при храме свт. Николая в Котельниках. С его смертью закончилась эпоха «именитых людей», славное время купцов и промышленников, и началась новая — баронов и графов, столичных жителей, аристократов, покровителей искусств.

Марья Яковлевна (урожденная Новосильцева) скончалась через 19 лет после смерти мужа в 1734 г. и была похоронена близ него. Традиции благотворительности Марьи Яковлевны наследовала ее невестка — жена барона Александра Григорьевича Строганова (1698-1754) Марья Артемьевна (1722-1787), урожденная Загряжская (в первом браке — Ислентьева), которая в 1759 г. обновила женскую богадельню при храме свт. Николая.

До конца своих дней Александр Григорьевич и Марья Артемьевна жили в своем доме на горке. При них храм достиг своего расцвета. На их средства при храме была собрана богатая ризница. В 1743 г. в храм был пожертвован мощевик в виде креста от служителя Строгановых Петра Ивановича Хлебоедова.

Александр Григорьевич, и его первая супруга — баронесса Елена Васильевна Строганова (скончалась в 1737 г.), урожденная Мамонова, и жены его братьев — Софья Кирилловна, урожденная Нарышкина, и Прасковья Ивановна, урожденная Бутурлина, упокоились в склепе при храме свт. Николая, о чем вплоть до его разрушения свидетельствовали чугунные плиты над местами их захоронений. Церковь свт. Николая в Котельниках в Москве стала родовой усыпальницей Строгановых. К сожалению, со смертью Александра Григорьевича и его супруги род Строгановых-москвичей прекратил свое существование: сыновей у супругов не было, дочери вышли замуж, сыновья его братьев переселились в столичный Петербург.

Голицынский период Однако вскоре все переменилось. 22 апреля 1816 года скончалась княгиня Анна Александровна Голицына, урожденная баронесса Строганова, дочь Александра Григорьевича, оставив от своего брака с генерал-поручиком Михаилом Михайловичем Голицыным (1731-1804) сына Сергея Михайловича (1774-1859). В память о матери и ее родителях, о своих дедах и прадедах, Сергей Михайлович, как единственный наследник Строгановых в Москве, решил восстановить храм над своей фамильной усыпальницей и возродить богадельню. В 1818 г. он подал прошение на имя Преосвященного Августина, митрополита Московского, с просьбой о восстановлении церкви.

В делах Московской духовной консистории, сохранившихся в архивах г. Москвы, находим следующую запись: «1818 года Декабря 21 дня. Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергий, Князь Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то она желает во всем ея поправить и привесть в благолепие суммою своею…» Вновь сооруженный храм с теплым приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев был устроен со всем благолепием и » по приличию других храмов святых. И все потребные ко освящению оного и священнослужению вещи» были приобретены…

Новая, каменная, в стиле ампир, с одноярусною над папертью колокольнею церковь по проекту известного архитектора Осипа Бове была «покрыта железом, выкрашенным зеленою краскою…» Освятил воссозданный «строгановский храм» митрополит Филарет (Дроздов).

Произошло это знаменательное событие в 1824 г. Князь Сергей Михайлович обеспечил содержание причта, сам стал ходатайствовать о назначении настоятеля храма. Им стал священник Иоанн Алексеевич Благовещенский, окончивший в 1820 г. Московскую духовную семинарию. На имя возобновленной церкви князь Голицын положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом. В каменной одноэтажной с мезонином богадельне, построенной в 1833 г., поначалу содержалось 10 человек «женска пола». Имелись и свободные комнаты, отдаваемые внаем в пользу богадельни. Позднее, в ведомости о богадельнях от 1 января 1876 г. говорилось, что богадельня «при церкви Николаевской в Котельниках» находится в исправном состоянии, а содержание призреваемые сверх пожертвованных на вечное время князем Голицыным капиталов «получают от доброхотных дателей» — господ Пашкова и Иванова.

В 1873 г. вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя прмц. Евдокии для служения ранних литургий зимой. А в 1897 г. храм торжественно отметил двойной юбилей. В этот год исполнилось 350 лет со дня прославления прп. Зосимы и Савватия на Московском соборе 1547 г., а также 200 лет со дня устроения придела их имени. На этой торжественной ноте закончился «Голицынский» период в жизни храма свт. Николая в Котельниках.

Храмовые святыни в начале XX века К началу XX века в храме свт. Николая в Котельниках сохранялись иконы XVII в. Так, в иконостасе придела прп. Зосимы и Савватия находилась икона Казанской Божией Матери с надписью на серебряном окладе снизу: «Истинное изображение и список с чудотворного образа, что слывет Смирных во граде Калуге, а писал изограф Афанасе». В этом же приделе помещалась Икона Владимирской Божией Матери «с чудесами в ризе, низанной жемчугом в окладе серебряном золоченом, поставлена в киоте за стеклом», а в иконостасе придела прмц. Евдокии имела место икона Феодоровской Божией Матери с изображением на ее полях великомучеников Феодора и Андрея Стратилатов. Храмовыми святынями считались «четыре напрестольных креста серебряных, вызолоченных, с частицами мощей». Один — чеканной работы, на верхней стороне — изображение распятия, по сторонам — четырех предстоящих, внизу — свт. Николая. Под изображением святителя надпись: «1743 год». Еще ниже читаем: «Сей Живоначальный Крест приложен к церкви свт. Николая Чудотворца, что в Котельниках. Дому Высокопревосходительных баронов Строгановых служитель Петр Иванович Хлебоедов».

Из прежнего благолепия храма после его разорения осталась только одна святыня: икона Феодоровской Божией матери. Ее сохранила дочка последнего настоятеля о. Николая Черткова, ныне покойная Ирина Николаевна Черткова.

Священник Николай Феоктистович Чертков прослужил в храме свт. Николая в Котельниках почти 30 лет. На время его служения пришлись самые трагические страницы храмовой истории. В 1922 г. по решению «Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья» храм свт. Николая в Котельниках наряду с другими церквями таганного холма и Рогожской слободы (такими как, например, храм вмч. Никиты за Яузой, Успения в Гончарах, Спаса в Чигасах, Василия Исповедника и прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе, свт. Николая на Ямах и некоторых других) подвергся настоящим варварским набегам…

Наши дни До 1990 г. здание храма было занято Московской геолого-гидрогеологической экспедицией ПТО «Центрогеология» Мингео СССР. Кроме того, в доме причта располагались различные отделы научно-исследовательского института морфологии животных им. Северцева, в том числе центр кольцевания птиц. По воспоминаниям очевидцев «здание по периметру снаружи было так засыпано землей, что его приходилось откапывать, а из окна центрального портала можно было запросто выйти на улицу». При раскопках находили человеческие останки, предположительно и останки захоронений из усыпальницы Строгановых. Сама усыпальница находилась на месте сегодняшней трапезной, именно там при реставрации храма были откопаны старинные надгробия.

В 1992 г. храм святителя Николая в Котельниках был возвращен Русской Православной Церкви. К тому времени от богато украшенного храма оставались одни стены. Внутри здание было разделено на три этажа, в алтаре находился кабинет руководителя геологической экспедиции, от фресок не осталось и следа.

Первым настоятелем возрожденного храма стал иерей Михаил Жуков. На его долю выпала непростое послушание по восстановлению храма после десятилетий забвения. Первые Богослужения проходили буквально на стройплощадке. Как вспоминают прихожане, все они принимали участие в восстановительных работах, мужчины нередко работали кувалдами, женщины убирали мусор и наводили порядок.

19 декабря 1992 г. на «зимнего Николу» в церкви святителя Николая в Котельниках отслужили первую литургию. С Божией помощью, стараниями отца Михаила Жукова и церковной общины храм был возрожден, убранство храма было восстановлено.

В 1999 г. храм святителя Николая в Котельниках стал Патриаршим Подворьем и Представительством Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.В ноябре 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший митрополит Дорофей совершили великое освящение храма. Это был последний визит в Россию Блаженнейшего митрополита Дорофея, который в конце декабря 1999 г. отошел ко Господу.

В 2000 г. был назначен первый настоятель Чешского подворья в Москве. Им стал протопресвитер Михаил Дандар. С открытием подворья и назначением нового настоятеля в контексте до того произведенных работ продолжилось восстановление храма свт. Николая в Котельниках.

В соответствии с чертежами и планами, найденными первым настоятелем отцом Михаилом Жуковым, в начале XXI века воссоздавался тот облик храма, который этот дом Божий имел в момент освящения его митрополитом Филаретом (Дроздовым) в 1824 г.

В храме святителя Николая в Котельниках находятся частицы мощей святых мучеников Людмилы и Вячеслава Чешских. Эта святыня была передана в дар РПЦ православной церковью Чешских земель и Словакии и привезена из Праги в Москву в 1999 году по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святые мощи были оставлены в храме свт. Николая для молитвенного поклонения верующих. Со временем празднование памяти св. Людмилы (29 сентября) превратилось в значительное духовное событие для всей православной Москвы. Святая мученица Людмила была ученицей святого равноапостольного Мефодия, являлась просветительницей славянских народов.

Продолжая строгановскую традицию в храме свт. Николая проводятся концерты духовной музыки: рождественские, великопостные, пасхальные песнопения в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».

адрес Храма: Москва, 1-й Котельнический пер., 8

Однодневная поездка «Мировое православие в Москве».Часть первая.

Программа поездки.
14 Поместных Церквей можно разделить на 3 группы: древние церкви (Константинополь, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская), церкви православных народов (Сербская, Болгарская, Кипрская, Греческая и т.п.), церкви неправославных народов (Американская, Китайская, Японская и др.). В экскурсии будут представлены подворья церквей из каждой группы. Таким образом будет представлена целостная картина православия в мире и в Москве.

12-00 Встреча с экскурсоводом и выезд от м.Таганская.
Антиохийское подворье.
Две церкви рядом: Архангела Гавриила («Меньшикова баншня»), петровский архитектор Зарудный 1707 г. Вторая церковь: Феодора Стратилата 1806 г. Открыт для посещения только один храм из двух, в выходные как правило днем открыта церковь Феодора Стратилата. В ней есть интересная икона свт. Рафаила Бруклинского с подписью на арабском языке. Оба храма практически не закрывались в советское время (закрыты лишь с 1930-1948 гг, сохранили убранство).

Китайское подворье.

Храм свт.Николая (Рождества Богородицы) в Голутвине. 1692 г. Изначально было подворьем Голутвинского монастыря г. Коломны (отсюда и название). Был закрыт в 1923 г. С 2013 г. китайское подворье. Албазинцы — православный субэтнос китайцев. В храме есть интересная икона первого китайского православного священника — священномученика Митрофана Пекинского (Дзы) и 222 мучеников китайских с подписями на китайском языке. Также есть икона свт. Иннокентия Иркутского просветителя китайцев. Во дворе храма сад в восточном стиле.
Грузинское подворье.
вмч. Георгия Победоносца. Один из немногих храмов-подворий, который строился специально для грузинской общины в исторической грузинской слободе Москвы еще в 18 веке. Современный вид приобрел при перестройке в 1899 году в русско-византийском стиле. Был закрыт в 1929 г. С 1992 г. восстанавливается грузинским землячеством. В храме необычные фрески, выполненные художником Кинцурошвили в грузинском стиле. При храме своя пекарня, где можно приобрести качественную выпечку грузинской кухни, хороший выбор.

Американское подворье.

Храм вмч. Екатерины на Всполье. Церковь 1767 г. архитектор Карл Бланк, построена на средства Екатериной Великой. Облик второго храма Спаса Нерокутворного искажен в советское время. Здесь находились реставрационные мастерские. В главном храме сохранились росписи Левицкого (художника времен Екатерины). У входа в храм есть мемориальная доска, посвященная первой экспедиции к алеутам северной Америки, которая была назначена Екатериной Второй, с чего началось православие в Америке. В храме есть святыня — обувь почитаемого американского святого прп. Германа Аляскинского.
Чешское и Болгарское подворья.
Оба подворья находятся неподалеку друг от друга в районе Таганки.

Подворье Чешских земель и Словакии

в храме свт. Николая в Котельниках 1824 г. известного архитектора Осипа Бове (Театральная площадь, фасад Большого Театра и др.) в стиле ампир. Церковь построена при бывшей усадьбе Строгановых. На этом приходе в предшествовавшем нынешнему храме служил священником прадед Достоевского — Михаил Котельницкий. С 1998 г. Чешское подворье. Почитаемые иконы св. Людимлы и св. Вячеслава Чешских, каждую среду служится акафист свт. Людмиле. На территории храма недавно установлен памятник св. Людмиле Чешской.
Болгарское подворье
в храме Успения в Гончарах. 1654 г. Сохранились изразцы Степана Полубеса. Никогда не закрывался, с 1948 подворье Болгарской Церкви. Святыня — икона Троеручицы. В притворе большая икона собора Болгарских святых.

Завершается экскурсия примерно в 18-30 М. Таганская

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: