Воздвижение Креста Господня
Животворя́щий Кре́ст
(греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник —
Воздвижение Креста Господня
, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света.
См. также: Храм Гроба Господня
Исторический экскурс[править]
Святые равноапостольные Константин и Елена
После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы.
Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)
2-я версия предания, возникшая в кон. IV — нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви.
Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».
Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.
В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня
, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).
Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.
В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.
Что символизирует Крест
Честный Крест Господень — объединяющая сила человечества. Две поперечных перекладины Креста, символизируют союз людей с Богом (вертикальная перекладина) и союз людей друг с другом (поперечная перекладина). Конечно, объединение людей обязательно происходит через их отношения с Богом. Поперечная перекладина также символизирует две руки Распятого Спасителя, которые открыты, чтобы охватить и обнять все человечество.
Святой Крест представляет собой грозное оружие против темных сил. До распятия Христа крест использовался как орудие зла для разрушения и смерти. После того, как Христос добровольно пошел на распятие, крест превратился в оружие против тех, кто его использовал.
Верующие теперь гордо носят крест как драгоценный и действенный оплот против зла, но также как признание своей веры в великую искупительную жертву Христа. Стоит обратить внимание на явное отвращение и даже ненависть к Кресту Христову многих еретических христианских групп. В целом, протестантский мир не чтит Креста. Известно, что протестанты не крестятся и используют крест только как элемент.
Состояние отчаяния и блаженства, которое вызывает в нашей душе присутствие и вид Святого Креста, заставляет нас мужественно и терпеливо переносить жизненные трудности, то есть нести наш личный крест:
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мф. 16:24)
Мы надеемся на грядущее Воскресение, в прямом и переносном смысле. Эта непоколебимая вера дает нам силы и заставляет смотреть на жизнь с оптимизмом.
Местонахождение. Доступность для паломников[править]
В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.
Страна | Храм (Монастырь) |
Австрия | Хайлигенкройц |
Армения | Эчмиадзин |
Бельгия | Церковь Onthaalkerk в Брюгге |
Германия | Храм Святой Цецилии, Дюссельдорф |
Греция | Афонские монастыри: Иверский, Дионисиат, Котлумуш, Ксиропотам (часть пробитая гвоздём), Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита и Эсфигмен — единичные частицы; Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф и Каракал — несколько частиц |
Грузия | Собор Светицховели (частица). По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье было утеряно при грузинском царе Георгии XII |
Израиль | Храм Гроба Господня — самая большая из известных частей Креста |
Испания | Монастырь Санто Торибио де Льебана, Кантабрия |
Италия | Рим: собор Святого Петра, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Кафедральный собор Пизы, Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции |
Кипр | Монастырь Ставровуни — частица, по преданию, оставленная святой Еленой при основании монастыря. Монастырь Святого Креста в деревне Омодос — частица Креста и узы (веревки), которыми связывали руки Иисуса Христа по пути на распятие. |
Латвия | Собор староверческой Гребенщиковской общины в Риге. |
Россия | Александро-Свирский монастырь, Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород), Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород), Богоявленский собор в Елохове (Москва), Воскресенско-Фёдоровский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург), Покровский Александро-Невский монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков), Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь, Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. |
Украина | Крестовоздвиженская церковь (Винница), Крестовоздвиженский собор (Ужгород), Успенский собор (Мукачево), Свято-Успенская Почаевская Лавра, Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской Лавры |
Франция | Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года) |
Черногория | Цетинье — частица, ранее принадлежавшая Мальтийскому ордену, затем находившаяся в России (Зимний дворец и Гатчина, до 1917 года) |
Молитва Кресту Животворящему на русском
Знаменуй себя крестом и твори молитву Животворящему Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Почему царица Елена искала орудие казни?
И вот теперь представим женщину, прожившую 80 лет в таком вот восприятии этой казни, которая вдруг полюбила орудие смерти другого человека. Крест!
Для меня всегда стоял вопрос: почему царица Елена, престарелая мать императора Константина, вдруг организовала экспедицию в Элию Капитолину (нынешний Иерусалим) ради одного: найти Крест Христов?! Что именно эту женщину привлекало в такой задаче? Найти орудие казни? Да. Казни Иисуса Христа. Но почему именно орудие казни? Почему не другие артефакты она спешила найти?
Предание и описание Евсевия Кессарийского приоткрывают нам особенности первых письменно зафиксированных раскопок царицы. Она сама не отходила от места раскопок, не только надзирая, но и деятельно участвуя. Престарелая матрона восседала на курульном месте под большим зонтом весь день, невзирая на палящее солнце. Она с интересом наблюдала за работой нанятых копателей, ободряя их мелкими и легкими, как лепестки, золотыми монетами, которые бросала в мусор, что им надлежало выгрести из брошенной цистерны. И это заставляло их быстрее выкидывать мусор, чтобы добраться до желаемого золота.
Происхождение животворящего дерева
История Животворящего Креста Господня основывается на преданиях о животворящем дереве, на котором был распят Иисус, но и поныне дарящем чудеса исцеления, освобождения.
Библия не дает ответа на вопрос, из какого дерева было изготовлено орудие смерти, на котором был распят Христос. В Евангелиях о нем уже готовится, как об орудии распятия.
Апокрифические источники хранят много интересных достоверных данных о происхождении легендарного дерева.
По легенде богомилов, христианского течения 5 столетия, пришедшему из Болгарии, райское дерево добра и зла при изгнании Адама с Евой распалось на три части. Центральная часть осталась в райском саду, и впоследствии из нее был сделан Крест для распятия Христа.
По Золотой легенде, сын Адама Сиф отправился к вратам райского сада с прошением даровать ему масло для помазания умирающего отца. Архангел Михаил отказал ему, сообщив, что это масло закрыто на 5,5 тысячи лет до времени рождения Иисуса, но преподнес Сифу ветвь от дерева добра и зла. Сиф не застал отца живым, из ветки легендарного дерева был сплетен венок и надет на голову Адаму при погребении.
Смерть Адама, художник — Пьерро Дела Франческа
Из этой ветки впоследствии выросло дерево, срубленное слугами царя Соломона для строительства храма в Иерусалиме. По причине несоответствия по размерам оно было использовано как опора для моста.
Царица Савская, имеющая дар пророчества при посещении царя Соломона, остановилась около моста и преклонила колени перед историческим деревом. По ее словам, это древо предназначено стать орудием смерти Спасителя мира, после чего иудеев ждет разорение.
Царь Соломон хорошо знал царицу Савскую и ее дар видения. Предсказание не на шутку его испугали. По приказу царя дерево было демонтировано с моста и закопано.
Древесина этого бруса впоследствии использовалась для обустройства бассейна в Вифезде, чья вода привлекала калек своими целебными качествами.
Когда Иисус был арестован, из подножья бассейна всплыло это дерево, кипарис, из которого был сделан ствол Животворящей святыни, перекладины изготовили из сосны и кедра.
Важно! История животворящего Креста Господня легла в основу праздника первого Спаса, который отмечается 14 августа. Он известен в народе как Медовый Спас.
Монастырь в Годеново.
Храм в Годеново, всегда являвшийся приходским, с 1997 года стал подворьем Никольского женского Переславского монастыря — и угасавшая в непростые 90-е годы жизнь в селе Годеново поучила новое дыхание. Сюда приехали сестры монастыря, возродилась традиция ежедневного богослужения и чтения акафиста пред Животворящим Крестом. К селу провели дорогу, храм посетил известный профессор Владимир Михайлович Курылев, написавший большую статью про Годеновский Крест. Люди снова потянулись к святыне, вновь пошла народная молва о чудесах исцелений и явной Божией помощи по молитве у Животворящего Креста. и вот в последние годы, когда бы не приехать в Годеново, всегда можно увидеть множество людей — это и паломнические группы, приезжающие сюда на больших автобусах из разных городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, и монахи, добравшиеся сюда с далеких стран — Болгарии, Греции, Сербии. Здесь можно встретить православных людей из Америки, Германии, Англии, Мальты — все едут поклониться великой святыне. И все находят у Креста то, что искали.
Чудеса и исцеления у Животворящего Креста в Годеново.
Автор этих строк часто ездит с паломниками в Годеново, и за несколько лет узнал от них очень многие случаи исцелений, происходящих у Годеновского Креста. О них здесь и поведаем.
Одна паломница записалась в поездку в Годеново и поехала к Животворящему Кресту весной 2022 года. Прошло несколько месяцев, и она снова записывается в поездку, со словами » мне нужно съездить, поблагодарить Бога». А на обратном пути из Годеново рассказывает свою историю. Перед первой поездкой врачи поставили ей диагноз, рак гортани. Никаких перспектив для излечения не было, боли усиливались, язык стал деревенеть. И эта женщина решает просить помощи не у врачей, а у Бога, и едет в Годеново. Много слез пролила она у Креста, к вечеру вернулась домой. А на следующее утро проснулась, и сразу поняла, что совершенно здорова! Даже следов от страшной болезни не осталось. Врачи только развели руками — никаких признаков рака у нее уже не было.
Еще один случай рассказали паломники из Екатеринбурга. У них на приходе одна женщина полностью ослепла, и врачи ничего сделать не могли. Но кто-то из прихожан, побывавший в Годеново, привез ей масло из лампадки, горящей у Креста, и воду с молебна. Слепая какое-то время ежедневно умывалась этой водой, и зрение стало к ней возвращаться. Сейчас она полностью прозрела, и каждый раз, когда кто-то из этого прихода отправляется в Годеново, обязательно привозит в Екатеринбург и масло от Креста, и святую воду из Годеново.
Одна из наших паломниц по приезду в Годеново достала небольшой бумажный пакетик с золотыми кольцами и крестами, и передала их для украшения Креста. Так же она записала в журнал чудес, совершенных у Креста, свою историю. Много лет она лечилась от бесплодия, но врачи были неумолимы: «родить ребенка Вы не сможете никогда». С горячей молитвой приехала она вместе с мужем к Животворящему Кресту, а через полтора месяца узнала, что беременна. Родила прекрасную девочку, а когда той исполнилось три годика, собрала золотые украшения и отправилась в Годеново. Благодарить Бога.
Как добраться в Годеново.
Многие паломники задаются вопросом: «как добраться в Годеново своим ходом?», Заходят на официальный сайт Годеново, созданный Никольским монастырем.
Мы кратко расскажем о возможности посетить Годеново.
Добраться в Годеново на машине можно следующим образом: по Ярославскому шоссе нужно двигаться до города Петровск (ранее — село Петровское», где напротив отделения ГИБДД необходимо повернуть направо, по указателю «Годеново Животворящий Крест». Переехав по мосту над железной дорогой, повернуть направо, и далее двигаться около 15 км, ориентируясь на указатели (они стоят на каждой развилке и перекрестке, ошибиться будет трудно. Последние километры перед Годеново очень плохое асфальтовое покрытие, поэтому будьте предельно внимательны. Общая дорога от Москвы до Годеново составляет около 180 километров, и занимает, в зависимости от дорожной обстановки, около трех — трех с половиной часов.
Если Вы решите добраться до Годеново на автобусе или на поезде, Вам необходимо будет сначала доехать до города Петровск, а там воспользоваться услугами местных таксистов, так как прямого автобуса Москва — Годеново нет, а местный автобус от Петровска до села Захарово (рядом с Годеново) ходит лишь пару раз в день. Поезда Ярославского направления идут до Петровска с пересадкой, общее время в пути — от трех с небольшим до пяти часов. Автобусы следуют в Петровск либо от метро «Щелковская», либо от Автовокзала «Северные Ворота». Время в пути — от 5 до 7 часов. Время отправления и маршрут можно узнать в популярном сервисе «Яндекс. Расписания»
Но все же чаще всего паломники добираются в Годеново с паломническими службами. Какие-то службы ездят в Годеново по выходным два-три раза в месяц, какие-то каждое воскресение. Паломническая служба «Маковец» совершает поездки в Годеново из Москвы каждую субботу и воскресение, на праздники Креста, в течение всей Крестопоклонной недели Великого Поста, а так же в будни, когда набирается группа от 12 человек. Вы можете ознакомиться с расписанием паломнических поездок в Годеново: