Топ-10 красивейших православных монастырей мира (часть первая)


Святогорская лавра

Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери
Донецкой епархии Украинской Православной Церкви

  • Адрес: Украина, 84131, Донецкая обл., г. Святогорск, ул. Заречная, 4
  • Тел.: +38-066-483-30-07, тел./факс +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 600 до 2200)
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Самое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы.
В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов — такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно — кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом — больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

2 января, около 3 с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостинницы и, обругав площадной бранью заведующего гостинницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ… потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже.

Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: «Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!» — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастились Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: «Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!» — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: «Не выходи, стрелять буду!»

[1]

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в «Святом месте», Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса — за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры — «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство — неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг — преподобному Иоанну Затворнику. В субботу — панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения — соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов — святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Лавра и монастырь: что общего и в чем разница

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 19 июня 2017 года

История [ править | править код ]

Под лаврой изначально могли пониматься как монастыри, так и крупные приходы, прихожане которых жили в одном квартале (или как бы сказали сегодня — в одном городском «микрорайоне»).

Лавры — монастыри [ править | править код ]

В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).

Лавры — кварталы [ править | править код ]

Кроме того, в Александрии IV века н. э. лаврами было принято называть городские кварталы (население которых составляло церковные приходы):

«…положение африканских пресвитеров сильно отличалось от положения их коллег на других континентах, поскольку они имели больше власти В своих кварталах, отделенных друг от друга бульварами (почему они и назывались „лаврами“), пресвитеры пользовались огромной властью, как, например, Арий был реальным духовным лидером своего пресвитерства Баукалис [1] ».

Дафна

О чём же повествует миф? Один из основных богов в древнегреческих легендах — Аполлон. На его счету было немало побед, но он не смог одержать главной. Не в силах оказалось Аполлону завоевать сердце любимой девушки. А всё произошло после безобидной шутки, которую он позволил себе произнести в адрес Эрота — маленького, но порою коварного божества, рассекающего древнегреческие пространства с золотым луком в пухлых руках.

Проказник направлял свои стрелы туда, куда ему заблагорассудится. Жертвы Эрота теряли способность думать о чём-либо, кроме как о предмете своего воздыхания. Пострадал от его меткости однажды и Аполлон.

В сердце бога красоты попала стрела, вызывающая любовь, а в сердце нимфы по имени Дафна — стрела, отвергающая это чувство. Отныне Аполлону было суждено страдать от неразделенной симпатии. Дафна не только не могла ответить на это чувство, но и всячески избегала преследователя. Однажды и вовсе превратилась в дерево. А именно в лавр.

Это дерево Аполлон весьма полюбил. А так как впереди у него было еще немало побед, жители Древней Греции решили использовать листья растения в качестве символического награждения того, кто оказался сильнейшим в состязаниях, проводимых в честь бога.

Александро-Невская

Это самый известный, значимый монастырь Петербурга, находящийся в конце его центрального проспекта, Невского.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. Санкт-Петербург

Краткая история

Считается, что дата основания обители – 25 марта 1713 г., когда освящен ее первый храм, Благовещенский. Впрочем, монахи, жившие по уставу общежития, известны здесь раньше, с 1712. Активное строительство приходится на вторую половину XVIII в.: при Екатерине II достроен Троицкий собор.

В советское время обитель была закрыта, постепенное возрождение началось только с 1996 г.

Главные святыни

Честные останки блгв. кн. Александра Невского и его мироточивая икона также с частицей мощей – святыни, считающиеся наиболее чтимыми. При этом образ князя написан в 1997 г., но уже прославлен чудесами.

Среди других почитаемых реликвий:

Адрес

Адрес монастыря – Набережная р. Монастырки, д. 1.

Расписание работы

Храмы открыты каждый день с 6 утра до 8 ч. вечера.

Расписание богослужений

Службы идут, как правило, в Троицком соборе. С 5 ч. здесь совершаются

Пифийские игры

Именно эти довольно зрелищные мероприятия были созданы в честь бога красоты, покровителя искусств. Помимо Пифийских, в Древней Греции проводились также Олимпийские, Немейские и Истмийские. Стоит сказать, что состязания различного рода в античной империи имели далеко не последнее значение. Древние греки соревновались во всём: в силе, знаниях, умении играть на музыкальных инструментах и так далее. Они верили в то, что Пифийские игры были учреждены не смертным, но самим Аполлоном. Первоначально это были исключительно музыкальные соревнования. На голову победителя водружали венок из лавра. Это была чрезвычайно почетная награда.

Культура Древней Греции легла в основу литературы и искусства более поздних государств. Ее влияние чувствуется и сегодня. Лавровый венок — вечный символ победы. Даже слово «лауреат» исходит от названия растения, в которое превратилась когда-то зазноба Аполлона. Изображение листьев этого дерева довольно часто встречается на различных медалях, грамотах.

Структура лавры[ | ]

Поскольку лавры представляли собой отдельные поселения или кварталы внутри поселения, то они состояли из ряда построек. Центр лавры составлял собор (кафоликон), перед которым располагался двор. Главный собор лавры обыкновенно носит название одного из церковных праздников: Благовещенский, Вознесенский, Троицкий, Преображенский или Успенский. Боковые пристройки лавры представляют собой кельи (общежитие), гостиницу[2], архиерейский дом, библиотека[3], трапезную (столовую)[4], семинария[5], проскурница (мастерские)[6] или древлехранилище (музей)[7]. Отдельно к храму примыкали ризница, баптистерий и придел. В составе лавр могли находится кладбища или оссуарий, а также сад или огород. Группа построек ограждалась стеной с воротами.

Экскурсия

При планировании экскурсии следует учесть, что часть комплекса подчиняется монастырскому уставу в то время, как другая часть (Верхняя) — историко-культурному заповеднику. При нём также действует несколько тематических музеев.

Монашеская обитель открыта с 06:00 до 20:00, пещеры можно посетить с 09:00 до 16:00. Вход бесплатный. Для более обстоятельного знакомства обратитесь в паломнический отдел, который каждый день по мере набора групп, с 09:00 до 16:00, проводит экскурсии. В программу входит просмотр храмов и строений комплекса, пещер, всё сопровождается детальным рассказом о святых, архитектурных особенностях и основных исторических моментах. Сумма пожертвования для взрослого — 60 гривен, студенты, пенсионеры — 50 гривен, школьники, инвалиды — 30 гривен.

Попасть в заповедник удастся только по билетам: вход — 100 гривен, экскурсионное обслуживание — 120 гривен, индивидуальное экскурсионное обслуживание — 1 000 гривен, семейный билет — 240 гривен.

Виртуальный тур по Киево-Печерской лавре

Экономические ворота и церковь Всех Святых, © Анна Кудрявцева

Когда Украинская православная церковь станет автокефальной

Объединительный собор украинских церквей состоится в ближайшее время, однако точная дата будет зависеть от Вселенского патриарха — добавил Филарет. На Соборе будет объявлено об объединении украинских церквей, избрании предстоятеля и принятии устава. Предстоятель Украинской автокефальной православной церкви митрополит Макарий настаивает, чтобы название, устав и модель поместной православной церкви были согласованы перед проведением архиерейского Объединительного собора. Об этом он заявил в комментарии изданию РБК-Украина.

Современное состояние

В настоящее время братию Почаевской лавры составляют около 200 монахов и 50 послушников. Наместником обители с 1996 года является митрополит Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской епархии.

В монастыре с 1994 года функционирует духовная семинария. На территории обители работают паломническая гостиница, издательство. При лавре с 1990 года действует Свято-Духов скит (первые сведения о нем относятся к XIII веку, закрыт в 1960 году).

Ежегодно 19 августа из села Довжок близ города Каменец-Подольского в Почаевскую лавру проходит крестный ход (в 2018 году в нем участвовали 20 тыс. человек).

Египет – Свято-Екатерининский монастырь, Испания – Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал

Он расположен на Синайском полуострове около горы Синай. Этот монастырь самый старый из действующих православных монастырей, несмотря на то, что на это звание претендует ещё монастырь Святого Антония.

Монастырь Святой Екатерины построили по приказу императора Юстиниана I в VI веке. На этом месте Моисей видел говорящий куст. В монастыре имеется огромная библиотека, в которой собраны ранние кодексы и рукописи. Она превосходит по численности даже библиотеку в Ватикане.

Испания – Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. Эскориал известен во всём мире. Он расположен в предгорьях Сьерра-де-Гуадаррама.

Во время правления испанского короля Филиппа II этот монастырь был центром политической жизни Испании.

Архитектором был назначен Хуан Баутиста. Это было в 1559 году. Этот архитектор работал в Риме. Он проектировал базилику Святого Петра.

Сейчас Эль-Эскороиал – это функционирующий монастырь, королевская резиденция, музейный комплекс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: