Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский. |
Иоанн Новый, Сочавский, Белгородский, Трапезундский
(ок. 1300 — 1330 [1]), великомученик Память 2 июня [2], 12 июня (Греч.) [3], 24 июня (Румын.) [4], в Соборах Галицких, Одесских и Молдавских святых
Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде около 1300 года. Как и отец, он занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле из родного города в Белгороде Босфорском, находившийся в те времена под властью татар-идолопоклонников. Во время плаванья по Черному морю Иоанн вёл беседы о вере с венецианским купцом Реизом (Reiz). [5] Видя себя посрамленным в споре, венецианец затаил злобу на святого и решил отомстить ему.
По пребытии в Белгород венецианец объявил знати города, что Иоанн намерен отречься от Православной веры. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к ним, похулив веру во Христа. Святой же тайно молился, призывая на помощь Господа, и Он дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.
После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Великомученик отошёл ко Господу в тридцатилетнем возрасте, в 1330 году.
Вмч. Иоанн Новый, Сочавский. Румынская икона. |
Житие Иоанна Сочавского
Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде. Мужчине было около 30 лет, занимался он торговлей, но был христианином и свято верил в Бога.
Однажды он нанял корабль для поездки по торговым делам. Капитан судна которого был своенравным моряком, исповедовавшим язычество. Ему не по нраву пришелся благочестивый пассажир, который стремился помочь каждому, кто испытывал всяческие трудности в пути. Языческой натуре моряка были противны пост и молитва, доброта и всепрощение. Он вступал в спор со святым, пытаясь призвать его к вере в языческих божков, но в прениях всегда проигрывал, что вызывало в нем еще более сильные приступы раздражения.
Вскоре фряг придумал коварный план по уничтожению святого праведника. В тот момент, когда судно причалило к берегу Белграда, он пошел к местному градоуправителю-солнцепоклоннику и оклеветал блаженного Иоанна. Он уверил градоначальника в том, что его пассажир твердо намерен предать Христа и принять ислам.
Он дополнил, что Иоанн — богатый купец и мудрец, поэтому градоначальнику будет почетно, что на его счету окажется такой новообращенный.
Правитель повелел привести к себе Иоанна. Он принял его при множестве народа, с большим уважением и предложил всенародно отречься от православия. Иоанн знал, что в тот момент, когда он произнесет слова, опровергающие ложь капитана, наступит последний миг его земного жития. Он помолился, а потом вслух уличил градоначальника во лжи, указав, что это происки сатаны. Он призвал правителя города принять христианство, на что разгневанный словами Иоанна градоначальник приказал растянуть мужчину на земле и что есть силы бить его тело палками. От сильнейших ударов его кожа рвалась на куски, он получал такие увечья, от которых должен был тут же умереть.
Но Иоанн молился и благодарил Творца за возможность искупить грехи. Едва живого мужчину связали и бросили в темницу.
Икона Иоанна Сочавского
Окончание земного пути
Рано утром градоправитель приказал привести к нему мученика. Увидев его изможденного, но с просветлевшим ликом, он вновь рассвирипел. Иоанн произнес, что если мучитель приготовил ему новые муки, то пусть продолжает истязания. Разъяренный великой силой духа святого, мучитель приказал привести дикого коня, привязать Иоанна к его ногам и на полном скаку волочить его тело по улицам Белграда. Но случилось так, что один из иудеев взмахом меча отрубил святому голову.
По аналогии с Иоанном Крестителем, который окончил земной путь от усекновения святой главы своей мечом, Иоанна Сочавского стали называть Иоанном Новым.
Читайте о других христианских мучениках за веру:
- Житие великомученика Димитрия Солунского
- Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского
- Житие великомученика и целителя Пантелиймона
Произошедшее чудо
Тело убиенного пролежало ночью на городской площади. Из-за боязни никто из христианского населения не посмел взять тело и похоронить. Но все видели зажженные лампады рядом с телом Иоанна. Трое мужчин в светящихся одеяниях воспевали над покойным заупокойные песни и псалмы.
Один из наблюдавших чудо иудеев решил, что трое мужей — это православные священники, пришедшие забрать тело для погребения. Он взял дома лук и стрелы, натянул тетиву и застыл в этой позе. Так он простоял до рассвета.
Утром исчезли лампады и мужья, но «стрелок» так и оставался недвижимым.
Любопытные люди подходили к нему и интересовались произошедшим, так что иудею пришлось рассказать им всю правду. Невольно он свидетельствовал во Славу Господню и случилось чудо — неведомая сила, ранее сковавшая его члены, отпустила тело и он смог расслабить руки.
Слух о страшном чудотворении дошел до мучителя-градоправителя. В страхе наказания Божиего, он разрешил верующим похоронить тело Иоанна в соответствии с христианскими традициями. Мученика с почестями погребли близ местной православной церкви.
Через некоторое время капитану-язычнику, который сдал святого Иоанна на растерзание белгородскому градоправителю, стала известна история гибели мученика. Он принес покаяние и принял решение привезти тело усопшего на родину в качестве святыни. Но мученик Иоанн явился в сонном видении настоятелю храма, возле которого он был погребен и рассказал о готовящемся преступлении.
Тогда прихожане приняли решение возложить святые мощи на алтарь храма, где они пролежали 70 лет.
Сучава (Румыния). В Монастыре святого Иоанна Нового
Самая сильная молитва Иоанну Сочавскому на успешную торговлю
Помогает молитва Святому Иоанну Сочавскому в успешной торговле. Но для того, чтобы моление было услышано, его следует читать не менее месяца каждый день. Это будет считаться доказательством для Высших Сил, что вы не свернете с выбранного пути.
Текст молитвы звучит так:
«О, Святой Иоанн, ты самим Богом признанный Великомучеником. Ты прожил недолгую, но честную и праведную земную жизнь и достойно выдержал все испытания, предначертанные тебе судьбой. Даже невыносимые мучения не заставили тебя отказаться от христианской веры. Ты принял смерть страшную с искренней молитвой на устах и верой в силу Господа. Всю свою земную жизнь, ты стремился помогать нуждающимся, занимаясь честным торговым делом. И сейчас на небесах ты обращаешь свой взор на тех, кто обращается к тебе за помощью. Ты всепрощающий, милостивый и справедливый. Услышь меня и помоги в моем добром деле. Не оставь меня с моими проблемами в растерянности, молящего к тебе. Помолись за меня перед Господом, вымоли у него прощение всех моих грехов ведомых и неведомых. Помоги мне и направь на путь истинный, позволь моему делу развиваться в нужном направлении. Позаботься о том, чтобы завистники и недруги от меня отдалились, чтобы не встретился я с обманом и недоброжелателями. Верю и уповаю на твое покровительство. Аминь».
Данная молитва помогает во всех торговых делах. Она позволит заключать выгодные торговые сделки и дарует внутреннюю уверенность на начальном этапе развития бизнеса. Безусловно, если ничего не делать, то, даже молясь каждый день Святому Иоанну Сочавскому, невозможно будет добиться успеха в торговле. Чтобы молитва помогла, необходимо активно предпринимать различные действия. Следует понимать, что искренне молясь и обращаясь за помощью к Высшим Силам, человек сможет повернуть жизненную ситуацию в свою пользу и привлечь в жизнь нужных людей. Сам Святой Иоанн Сочавский при жизни усердно трудился, поэтому он продолжает поддерживать тех, кто не ленится и стремится зарабатывать деньги честным путем.
Сила чудотворных мощей
Много чудес совершалось над нетленным телом мученика: сиял яркий свет, периодически появлялся огненный столп подобный тому, который сиял на площади. Мощи источали благоуханный аромат и при них случались исцеления.
О происходящих чудесах в 1402 году узнал правящий в те времена Молодовлахией воевода Александр. Он желал привести святые мощи к себе, на что белградские христиане дали свое согласие. Встреча нетленного тела святого мученика сопровождалась каждением, множеством свеч в руках встречающих, христиане были полны великой радости.
Мощи были положены в главной церкви города Сочавы, а святой Иоанн стал покровителем города. В 1589 году правитель Богдан III возвел новый собор и чудотворные мощи с почестями были перенесены в его стены.
При наступлении татар на Сочаву митрополит Анатолий вместе со всем городом молился пред мощами. С ними был совершен крестный ход, нетленное тело везли на повозке. Но дабы сберечь мощи, христиане приняли решение укрыть повозку в цитадели, но она оказалась недвижимой. Наутро Спаситель послал сильнейший ливень на город, река вылилась из берегов и в порывах дождя и шквалистого ветра татары отступили, не имея возможности передвижения по городу.
В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевез святые останки в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и являли миру чудеса Господни. Причем к силе чудотворных мощей прибегали представители католицизма. В 1783 году мощи вновь вернулись на родину в Сочаву.
Интересно. Среди многочисленных чудотворений по мольбам к мученику Иоанна особо примечательно чудо, случившееся с одной знатной дворянкой. Она решила тайно похитить частицу мощей святого и оторвала частичку его пальца. Попытки отправиться домой не увенчались успехом, потому что ее повозка застыла как вкопанная. Женщина поняла свою провинность, принесла раскаяние и вернула украденную часть пальца.
И до сих пор множество людей благодарят святого Иоанна за исцеление от слепоты глаз, немоты языка, паралича конечностей.
События в Монкастро
Корабль вскоре вошел в порт, градоначальник которого поклонялся огню. Вначале он радостно принял Иоанна и предложил присоединиться к одному из обрядов. Но узнав, что у него в гостях христианин, он обошелся с ним самым жестоким образом. Вначале Иоанна избили палками и заключили в темницу, чтобы утром еще раз дать ему шанс отречься от Христа.
Утром градоначальник устроил такие пытки, что даже собравшаяся толпа стала требовать прекратить их. Тогда растерзанного, но все еще живого великомученика привязали за длинную веревку к конскому хвосту и волокли по земле по улицам города. Многие жители бросали в него камнями, пока один не отрубил Иоанну голову.
Пастель и любимые джинсы: трендовые весенние луки для поднятия настроения
Масляные пятна с дерева можно удалить своими руками: берем способ на заметку
Малахов отказался от московской прописки и зарегистрировался в городе Апатиты
Никто не решался подойди к останкам, а ночью видели над ними столп света, и три фигуры, похожие на ангелов, которые, склоняясь, пели псалмы, а затем растворились в воздухе.
Происходило это все в городе Монкастро, который сегодня мы знаем как Белгород-Днестровский.
Капитан очень раскаивался в своем поступке, но кровь Иоанна пролилась за Христа, и он занял место среди избранников Божиих, к которым мы может теперь обращаться с просьбой помолиться за нас.
Молитвенные просьбы
Святой великомученик Иоанн Сочавский помогает предстательством перед Господом Богом не только людям, занимающимся торговлей и бизнесменам.
К нему стекаются реки молитвенников ради разрешения различных нужд:
- проблемы со здоровьем;
- невозможность зачатия;
- распри в семейных отношениях;
- испорченные отношения с детьми-подростками;
- происки темных сил;
- помощь в поиске работы;
- защита от искушений;
- наставление на путь истинный.
Еще о православных молитвах на все случаи жизни:
- Молитва о вразумлении человека
- Молитва от бедности и долгов
- Молитва об умножении любви и искоренении ненависти
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Молитва Иоанну Сочавскому является подспорьем для любого человека. Только читать ее нужно у Лика святого. Рекомендуется в Храм сходить. Там обратитесь к служителю, чтобы он вам икону указал. Вот возле нее первая молитва Иоанну Сочавскому и должна быть произнесена.
Почему именно так необходимо действовать, вряд ли кто вам расскажет. Только люди опытные рекомендуют начать с Храма. А там освященную Икону домой приобретите. Чтобы толк от ваших молитв был, необходимо ее при себе иметь.
Еще рекомендуют маленькое изображение, обязательно освященное, купить. Пусть на рабочем месте с вами будет, охраняет вашу удачу. Так рекомендуют те, для кого молитва Иоанну Сочавскому стала привычным занятием. Никто еще худого слова не сказал в адрес Святого.
Необходимо пару слов сказать о том, как правильно обращаться к Святому. Это, в принципе, относится не только к данному случаю. Кто не верит данному тексту, может справиться у батюшки. Он наверняка то же скажет. Молитва Иоанну Сочавскому на торговлю должна быть исполнена не скаредностью, а любовью. Это крайне важно.
Вы же не к спонсору потенциальному обращаетесь, а к духовному наставнику. Скажете, что купеческое дело не может быть с любовь сделано? Не думайте так. На самом деле нет ничего худого в том, что человек товары за деньги предлагает. Он же не ворует, не отнимает. Дело это почетное, как любое иное. Всем необходимы эти товары.
Так что дурного в том, что кто-то занят их предложением и реализацией? Молитва Иоанну Сочавскому на торговлю — это просьба о покровительстве в труде праведном и тяжком. Так и следует к этому процессу относиться. Только не загордитесь важностью своей. Ни к чему это. Труд почитается тогда, когда им для всеобщего блага занимаются.
Еще хорошо бы не всуе к Иконе подходить. Негоже молитву произносить без должного настроения. Понятно, что у делового человека в голове всегда проблем много. Но для общения с духовным покровителем необходимо освободить и мозг и чувства. Кстати, может, именно поэтому первая молитва Святому Иоанну Сочавскому в Храме произносится, как люди говорят.
Там, в тиши, любой поневоле к духовности приближается. Во всяком случае, имеет более шансов отрешиться от суеты повседневной. Рекомендуется к молитве подходить с трепетом.
Просите Святого, чтобы к добрым делам, а не только к прибыли вас подталкивал. Чувствуйте свою необходимость окружающим людям.
Это не обязательное правило, только рекомендация, высказанная теми, кто давно на торговом поприще трудится.
Необходимо пояснить, что текстов существует множество. Каждый волен подобрать себе тот, что душу затронет. Мы приведем несколько примеров. Если отклик почувствуете, то пользуйтесь на здоровье. Текст первый: «Святой всехвальный Великомучениче Христов Иоанне! Ходатайствуем нижайше о спасении нашем. Молят Тебя рабы Господа, собравшись в Храме, поклоняясь мощам святым.
Будь к нам милостив, приди на помощь в труде сложном! Мы похвалами ублажаем страдания твои великие. Так снизойди до рабов грешных. Испроси у всемилостивейшего Господа и Спасителя нашего прощения грехов, содеянных нами до часа сего. Пусть нас сохранит в невредимости от козней лукавых, зла людского, недугов душевных и телесных. Аминь!
Приведем еще один текст. Его особенно хвалят те, кто непосредственно с клиентами работает. Сами смотрите. Вторая молитва: «О угодник святой Иоанне! Восхваляем и помним подвиг твой, что добром творил ты на земле. Нес ты правды венец Господней всем, кто верит Ему. Радуемся о славной кончине твоей и память твою чтим.
Ты же, представ пред Престолом Божиим вспомни моления наши и просьбы простить прегрешения все. Отнеси их Всемилостивейшему Господу. Моли Его о помощи нам против козней дьявольских. Об избавлении от скорби и болезни, напастей и бед, всякого другого зла нечистого. Помоги нам праведно прожить век свой.
Молим о представительстве твоем перед Всемилостивейшим Господом. Аминь!»
Теперь немного о результатах ваших трудов души, если они будут именно таковы. Молитва Иоанну новому Сочавскому станет понемногу менять вашу жизнь. Произойдет это не вдруг. Одни раньше, другие позже придут к пониманию своего истинного места в мире. От этого успех с удачей к вам «потянутся».
https://www.youtube.com/watch?v=epdpOgqUa20
Кстати, люди опытные говорят, что и дурные глаза на их пути после моления реже встречаются, обманщики пропадают. Но не все сразу. Все зависит, так сказать, от стартовой позиции. Коли не идет ваша торговля, все чаще в проигрыше находитесь, то не ждите быстрых результатов. Знать, Господь считает, что испытания вам преодолеть необходимо.
Ну а если и так все благополучно, то с молитвой еще лучше станет. Говорят, что есть люди, которые при помощи Святого Иоанна Сочавского из таких долгов выбрались, что хоть в петлю лезь. Но это не достоверные сведения. Здесь каждому свой путь начертан, по вере его. И вы судьбу испытайте. Кто знает, что получится.
В любом случае молитва поспособствует тому, что вы немного поменяетесь. Станете к жизни относиться более осознанно и ответственно.
Такие случаи тоже бывают. Вы обратили внимание на то, что в текстах не упоминаются ни прибыль, ни дело торговое? Там все больше упор делается на просьбу о защите. Так вот, коли не помогают вам старания в труде, знать, необходимо порчу снять. Видать, дьявольское племя сумело в душе у вас свить свое гнездо.
Оно-то и мешает развивать дело, радоваться жизни. Для этого, конечно, тоже к Господу обратиться необходимо. Своими словами попросите его о милости. Пусть дарует вам благости своей, свет души. Молитесь от самого сердца. Да не забудьте о своих проблемах рассказать.
Этого, порой бывает достаточно, чтобы человек самостоятельно осознал свои ошибки. Ведь порча — результат неправильного мировоззрения. Знать, кого-то обидели вы словами или поступками. Попросите у Господа прощения. Он милостив, обязательно наставит на тот путь, который был уготован вам.
Великомученик Иоанн Новый
Иоанн Новый, Сочавский, Белгородский (ок. 1300-1330), великомученик. Память 2 июня, 24 июня (Рум.) вместе с «Иоанновым днем» — Рождеством Иоанна Предтечи.
Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде около 1300 года. Как и отец, он занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле из родного города в Белгороде Босфорском, находившийся в те времена под властью татар-идолопоклонников. Во время плаванья по Черному морю Иоанн вёл беседы о вере с венецианским купцом Реизом (Reiz). Видя себя посрамленным в споре, венецианец затаил злобу на святого и решил отомстить ему.
По пребытии в Белгород венецианец объявил знати города, что Иоанн намерен отречься от Православной веры. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к ним, похулив веру во Христа. Святой же тайно молился, призывая на помощь Господа, и Он дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.
После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Великомученик отошёл ко Господу в тридцатилетнем возрасте, в 1330 году.
Почитание и чудеса
Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было с честью погребено при местной православной церкви.
Венецианец, предавший святого Иоанна на муки, замышлял украсть его тело из могилы. Но ночью, пока тот копал землю, святой Иоанн явился во сне пресвитеру Белгородского храма и воспрепятствовал этому. Священник спас святые мощи и перезахоронил их в алтаре храма. Здесь они пребывали 70 лет, совершая много чудес и исцелений.
Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву. Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.
В 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор построенный господарем Богданом III. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику, митрополит Анастасий (Крымца) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами, их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же, заступничеством святого, Бог послал шквальный дождь и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.
В 1686 году, мощи святого, вместе со святителем Досифеем Молдавским и многими богатствами, были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течении 97 лет они пребывали здесь, твроя многие чудеса, так что как православные так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.
13 сентября 1783 года, благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея, эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.
Из множества чудес связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие в 1898 году, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Её повозка не могла стронуться с места до тех пор пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многия свидетельства чудесных исцелений он слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святого.
Празднование святого великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви – один из величайших праздников, особенно в день памяти 24 июня, когда ежегодно совершается паломничество в честь святого.
Акафист святому великомученику Иоанну Сочаевскому
Кондак 1
Избранному защитнику, поборителю и низложителю нечестия, новоявленному мученику и честному воину Христову, яко солнце Восточней Церкви возсиявшему, и веселия верных исполнившему, ныне от всея души благодарственная и похвальная пения приносим, с любовию поюще: Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Икос 1
Ангелом возлюбленно бысть богоугодное житие твое, страдания Христова носящу ти, Иоанне. Ибо в телеси сый, житие ангельское на земли пожил еси, милостынями и непрестанными молитвами, таже и страдании. Темже мы по достоянию сия похвальная приносим ти: Радуйся, яко пощении и непрестанными твоими молитвами уподобился еси Ангелом; Радуйся, яко милостынями и слезами твоими ужасил еси демонов. Радуйся, яко утешил еси скорбящия; Pадуйся, яко помогал еси болящим. Радуйся, яко в мертвеннем телеси показался еси земный Ангел; Pадуйся, яко мудрованием был еси человек небесный. Радуйся, яко от благоверных родителей произошел еси; Pадуйся, яко православную веру в конец сохранил еси. Радуйся, от славнаго града Трапезунда произрастший; Pадуйся, яко всякими добродетельми совершенно удобрился еси. Радуйся, яко купец искусен на мори показался еси; Pадуйся, яко купечество твоей души добре управил еси. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 2
Видя, мучениче Христов, лукавство диаволе, чрез иновернаго возникшее на тя, во еже бы удалити тя от православныя веры, но данною ти от Бога премудростию познал еси коварства волхва, благостию Вышняго не уловлен оными пребыл еси и тако воспел еси: Аллилуия.
Икос 2
Разумом, просвещенным свыше, познавши треблаженне наносимую на тя еретиком Реизом клевету, к епарху Белграда язычнику, аки бы ты изволил отступити от истинныя христианския веры; и аще оный всяким образом преклоняше тя, но ты никакоже победим пребыл еси. Темже по достоянию слыши нами приносимая сия: Радуйся, лживаго Реиза обличивый; Pадуйся, подобно столпу непоколебим пребывый. Радуйся, яко лести епарха ни во чтоже вменивый; Pадуйся, верных в благочестии укрепивый. Радуйся, яко пожрети солнцу и деннице не восхотел еси; Pадуйся, яко сим нечестивому жрецу поругался еси. Радуйся, яко Создателя сих единаго Бога в Троице проповедал еси; Pадуйся, яко христианския веры не похулил еси. Радуйся, яко оная светила тварь быти, а не боги рекл еси; Pадуйся, сего ради от тиран умученный. Радуйся, епарха пред всеми обличивый; Pадуйся, того к благочестию преклонити тщавыйся. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 3
Силою благодати Святаго Духа укреплен сый, со многим дерзновением вещал еси игемону, воине Иисусов: не надейся, о тиране, яко аз когда-либо от Христа моего отпаду и твари паче, нежели Создателю, поклонюся! Да не будет сие, дондеже дыхание сие испущу, темже велиим гласом возопил еси: Аллилуия.
Икос 3
Имея в лице твоем, страстотерпче Христов, веселие, егда глаголал еси к епарху сия, и не бе в тебе опасства, ни боязни. Он же, не могий терпети сего, возгореся яростию, повеле принести многия палицы и обнажити Тя. Ты же яко ин обрелся еси, сего ради и мы вопием ти сия: Радуйся, яко егда увидел еси палицы, не убоялся; Pадуйся, яко от видения сих, паче и паче тирану воспротивился еси. Радуйся, яко ветхия одежды на земли совлеклся еси; Pадуйся, яко в порфиру нетления на небеси облеклся еси. Радуйся, яко смертных мучений не устрашился еси; Pадуйся, яко небрежением о сих мучитель зело мучим бысть. Радуйся, яко сим его пред предстоящими обличил еси; Pадуйся, яко раба Божия себе быти, исповедал еси. Радуйся, учения отец твоих добре содержавый; Pадуйся, богам игемоновым пожрети не восхотевый. Радуйся, яко нечестиву без закоснения мучити тя рекл еси; Pадуйся, яко теми мучении в царство небесное посла тя. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 4
Бурю страстей нанесе на тя, о многострадальне, егда изрекл еси, яко Творцу поклонюся, а не созданию, и, егда нечестивый мучитель твоя глаголы услыша, еже бы преклонити тя к своему хотению отчаяся; дивиим и юродивым гневом возгореся, и начат тя мучити. Ты же, мучениче Христов, мужественне терпяще, укрепляющу тя Богу, с веселием пел еси: Аллилуия.
Икос 4
Слышаша вернии яко бысть сердце твое адамантово, егда любве ради Желаемого тобою пострадал еси, блаженне мучениче Христов, ни во чтоже вменив мучения, благодатию Христовою укрепляем, гнев мучителя, аки ядовитого аспида, поправ, и на тяжчайшая мучения радостно потекл еси. Сего ради слышиши от нас сия: Радуйся, яко растягоша тя на земли на мучения обнаженна; Pадуйся, умныя очи горе на небо имевый. Радуйся, егда суковатыми палицами без милости биен быв, не изнемогл еси; Pадуйся, яко мучители, люте мучившии тя, ослабеша. Радуйся, яко раздробление твоего телесе доблественне стерпевый; Pадуйся, яко сим мучителя на гнев подвигнувый. Радуйся, яко от многобиения плоть твоя от костей отделяшеся; Pадуйся, яко сим собрал еси на удивление Ангелов. Радуйся, кровию твоею землю обагривый; Pадуйся, сатану ногами поправый. Радуйся, за сие Владыце Христу вознесый благодарения; Pадуйся, яко Той тя и на тяжчайшия мучения укрепил есть. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 5
Боготечней звезде путеводившей древле волхвов к Солнцу праведному, подобен был еси, великомучениче Христов, приводя к познанию истиннаго Бога, Емуже ты молился еси; мучитель же паче гнева исполнися и лютее тя мучиша, яко и гласу твоему оскудети. Ты же, страстотерпче, мучения мужественне претерпевая, из глубины сердца взывал еси Христу: Аллилуия.
Икос 5
Видевше тя вернии, по повелению игемонову веригами связана, воине Христов Иоанне, ввержена в темницу, и на тяжчайшая мучения блюдома, и всю плоть твою от биения раздроблену, удивляхуся. В другий день паки ти на суд представшу, пред мучителем стал еси лицем веселый; нечестивый же Кадий зело удивися и ужасеся, сего ради мы тя ублажающе зовем: Радуйся, Христа ради веригами связан был еси; Pадуйся, яко сими диавола устрашил еси. Радуйся, яко в темнице заключенный обитавый; Pадуйся, яко по сих в пресветлый рай вселился еси. Радуйся, яко тяжчайшими ранами по всему телеси ураненный, веселый обрелся еси; Pадуйся, яко неистовый мучитель сему удивися. Радуйся, о исцелении ран на твоем телеси небрегий; Pадуйся, яко сим душа твоя краснейше процвете. Радуйся, яко человек твой внешний разрушися; Pадуйся, яко внутренний прият лучшее обновление. Радуйся, яко тяжчайшия мучения на тя мучителем вымысленна; Pадуйся, оныя с любовию приемый. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 6
Проповедал еси, достославне мучениче Христов, хотящую приити на тя Божию благодать, о ней же мыслию внимая, доблественне терпел еси страдания, строгание и растерзание плоти твоей, сего ради множае исполнися гнева юродив тиран, яко дикий зверь воскрича, повеле жесточайше мучити тя и без милости бити; сему же бывшу, вопиял еси Богу: Аллилуия.
Икос 6
Возсиявый мученическим подвигом, страстотерпче Христов Иоанне, тако бо был еси мучим, яко и внутренняя разседеся и изнемогоша мучители от немилостивных ударений, едины по другим пременяемы. Ты же, доблий воине, не пременил еси помысла, к желанному ти Господу Иисусу устремленнаго, но паче молился еси, да дарует ти до конца терпети. Мы же, молитвами твоими защищающеся, вопием ти сия: Радуйся, яко ты за Христа без милости мучимый, не пременился еси в терпении; Pадуйся, яко биющии тя пременяхуся. Радуйся, яко умом в Бозе, укрепляющем тя, стоял еси; Pадуйся, яко Христос благодатию Святаго Духа свыше посети тя. Радуйся, яко вси на позорище собравшиися за суровство мучителя укориша; Pадуйся, яко тебе с небесе Нерукотворенная одежда исткася. Радуйся, яко и мучащии тя мучители изнемогоша; Pадуйся, яко видевшии тя многия печали исполнишася. Радуйся, язвы Христовы на теле своем носивый; Pадуйся, яко Христос неувядаем венец на небеси тебе уготова. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 7
Хотяше, треблаженне мучениче, мучитель к своему хотению приклонити тя, не имея же лютейших мучений, повеле привести свирепаго коня и святыя твоя нози ко ошибу его крепко привязати, и по всех улицах града влачити. Тебе же, воине Христов, влачиму бывшу, позор был еси Ангелом и человеком, поющим Богу: Аллилуия.
Икос 7
Новаго тя по благочестии ревнителя видя нечестивый Кадий, умысли необычну на тя муку, страстотерпче Христов: влачиму бо ти быстро сущу, части от телесе твоего на каменех отреваеми оставахуся, глава сокрушашеся; вернии же, видевшие тя, велиим сожалением объяти бывше. Ты же горе ум к Богу имеяй в тайне молился еси, сего ради и мы, рабы твои, удивлющеся, сия похвальная восписуем ти: Радуйся, яко мучением твоим был еси проповедник Святыя Троицы; Pадуйся, яко крепким терпением твоим, был еси благия веры основание. Радуйся, яко был еси возжен огнем неизреченныя к Богу любве; Pадуйся, яко Его ради претерпел еси раздробление твоея плоти. Радуйся, яко был еси позор умиления верным; Pадуйся, яко глава твоя влачима, Христа ради, о камение сокрушашеся. Радуйся, яко молитвами твоими глава невидимого врага сотреся; Pадуйся, яко истекшею ти кровию земля обагрися. Радуйся, яко Христос во Царствии Небеснем венец нетления тебе дарова; Pадуйся, яко Его ради на земли пострадал еси. Радуйся, яко с Ним на небеси царствуеши; Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 8
Странную силу нечестивии иудеи видев в тебе, мучениче Христов, егда свирепым конем влачаше тя по улицы: едини посмевашася ти, друзии скривляху лица своя и еже имеяху в руках, меташа в тя, овии же посмевахуся и неподобная деяху. Ты же, доблий воине Христов, со благодарением терпел еси, укрепляющему тя Богу непрестанно поя: Аллилуия.
Икос 8
Вся муки ти претерпевшу, блаженне страстотерпче, и на конец течения подвиг твоих достигшу, един от насмехающихся тебе иудей потече во свой дом, взем меч обнажен и оным честную и святую главу твою отсече и сим светлую твою душу в руце тобою желаннаго Христа предаде. Темже и от нас слышиши сия: Радуйся, яко от иудей посмеяние и поругания Христа ради приял еси; Pадуйся, яко сим поруганному ими Иисусу последовал еси. Радуйся, яко от иудей был еси ударяем: Pадуйся, яко же и Христос нас ради грешных, ты же Христа ради муки добле терпел еси. Радуйся, яко проклятый род мечем главу твою отсече; Pадуйся, яко Иисус пресветлым венцем главу твою увенча. Радуйся, яко с мученицы купно во обителех небесных прославляешися; Pадуйся, яко мы вернии имеем тя приснаго ходатая к Богу. Радуйся, яко моления твоя суть приятна Богу; Pадуйся, яко память твоя в церкви Христовой честна есть. Радуйся, яко имя твое услаждает всех, православную веру почитающих; Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 9
Видевше вернии по отсечении честныя главы твоея и исшествии святыя твоея души от тела, преславне мучениче, лежащую плоть твою со отсеченною главою, непогребенную и презираемую, сожалеваху; наставшей же нощи преславного чудесе, столп до небесе над твоими святыми мощами виден бысть: свещи горяху и мужие в ризы белые облеченни кадяше окрест телесе твоего, поюще неизреченныя и священныя словеса, с ними же и ты воспевал еси Богу: Аллилуия.
Икос 9
Вития красноречива не могут изрещи пение, от Ангел бывшее поемо окрест святых твоих мощей, треблаженне мучениче; един же от иудей сие слышаще, помышляше земных быти человек, напряже лук и пусти стрелу, но ничтоже успе окаянный сей, всем бо бысть сожаления зрелище. Темже и мы о сицевом чудеси удивишеся, зовем ти: Радуйся, удостоивыйся надгробнаго ангельскаго пения; Pадуйся, яко Христос с небесе призре на святыя твоя мощи. Радуйся, яко виден бысть над твоими святыми мощами столп огненный до небесе; Pадуйся, яко сей многих ужаси. Радуйся, яко оный иудеянин Божиим мщением наказан бысть; Pадуйся, яко сие в велию славу святых твоих мощей содеяся. Радуйся, яко людие на позор онаго иудеянина стекошася; Pадуйся, яко по исповедании его пред всеми от наказания спасеся. Радуйся, яко уведевши мучитель о чудеси сем, зело ужасеся; Pадуйся, яко христианом сего ради погребсти тя повеле. Радуйся, яко Церковь прият погребенное, честное тело твое; Pадуйся, яко святая душа твоя во обителех небесных вселися. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 10
Хотящу, многострадальне мучениче Христов, оклеветателю и предателю твоему честное и многострадальное тело твое похитити и во свое отечество принести, но ты, воине Христов, скоро иерею оныя церкви во сне явился еси и о сем возвестил еси ему, он же к церкви притек и честныя твоея мощи из рук татя отъят, с радостию поя: Аллилуия.
Икос 10
Егда, мучениче Христов, честныя и святыя твоя мощи от инородных Божиим промыслом спасошася, во олтаре поставлени быша близ святыя трапезы, идеже агнец Божий всегда за спасение наше жрется, Емуже и ты жертва живая принеслся еси; вернии же, о сем уведевше, прославиша всещедраго Бога, прославляющаго святыя Своя, с ними же и мы похвальная пения сии приносим ти: Радуйся, яко святыя твоя мощи неукрадены и невредимы пребыша; Pадуйся, яко иноверный посрамлен и тощ прогнася. Радуйся, яко иереями церкви честныя твоя мощи во олтари положени быша; Pадуйся, яко о сем возрадовашася вернии. Радуйся, яко сими непрестанно чудеса содеваются; Pадуйся, яко ими и демоны от многих изгонимы бывают. Радуйся, яко столп огненный с небесе над ними являшеся; Pадуйся, яко снисходиша к ним Ангелы. Радуйся, яко множицею благоухание от оных исходит; Pадуйся, яко всякия болезни тобою исцеляются. Радуйся, яко о содеваемых тобою чудесех весть повсюду пройде; Pадуйся, яко до конец земли, Богу тако благоволившу, твоя весть достиже. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 11
Пения похвальнаго несть, по достоянию похвалити могущаго благолепие благодати чудес, яже от честных и святых твоих мощей бывают, достославне мучениче Христов; не точию бо прости людие, но и царие и князи чтут и поклоняются и лобызают я с любовию. Ты же, яко имый дерзновение к Богу и Владыце всех, испроси нам всем в сей жизни телеснаго здравия, и во благих нравех утверждения, в будущем же веце душевнаго спасения, любовию с тобою поющим Богу: Аллилуия.
Икос 11
Светоприемная свеща суть честныя и святыя твоя мощи, многострадальне мучениче Христов Иоанне, на свещнице Церкве Христовы поставлени, просвещающия многое время место, на немже страдал еси, таже благоволением Божиим, тщанием же благочестиваго господаря пренесены в Молдовлахию, непрестанно светят и всем, с верою и любовию прибегающим ко онем, лучи чудес изливают. Мы же, сие благодати причастницы бывше, приносим ти сия: Радуйся, луче невечерняго и мысленнаго света; Pадуйся, яко всю поднебесную просвещавши. Радуйся, пресветлая деннице дне невечерняго; Pадуйся, яко от нас изволением Божиим удален был еси. Радуйся, и во странствии твоем лучами благодати Христовы просиявый; Pадуйся, яко смотрением Божиим, обратно паки к нам пришел еси. Радуйся, смирно, церковь Христову выну облагоухающая: Pадуйся, яко всех приходящих ко святым твоим мощем небеснаго твоего благоухания сподобляеши. Радуйся, сосуде мира Христова неистощаемь и неизчетных болезней врачевание содержащ; Pадуйся, всем просящим благ изобильных подателю. Радуйся, яко благодать и слава Царя Небеснаго на тя излияся; Pадуйся, яко и ты благодать исцелений от всех болезней изобильно всем подаеши. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 12
Благодать приял еси от Бога, всехвальне и многострадальне мучениче, исцеляти всякия болезни и недуги душевныя и телесныя. Темже ныне предстоя Христу, во страданиих твоих укрепившему тя, не престани ходатайствовати, всем нам просяще телеснаго здравия и душевнаго спасения, со благоговением и любовию чтущим святую память твою, поющим Богу: Аллилуия.
Икос 12
Поем, почитаем, славим, ублажаем многоболезненная страдания твоя, терпение бо до конца доблественне подъем и твердость адамантову несравненно превзошед, яже показал еси в телеси твоем, за няже Подвигоположник Христос Господь на земли и на небеси прослави и нам недостойным дарова тя, святе победоносче, великомучениче Христов Иоанне, вопиющим ти, треблаженне, сия: Радуйся, яко и на месте пребываеши и обитаеши с вои небесными; Pадуйся, яко провожден был еси десницею Царя Христа со славою и честию, преславно венчался еси. Радуйся, яко по многострадании твоем прия тя Господь во упокоения вечная; Pадуйся, яко сокровище некрадомое на небеси приобрел еси. Радуйся, яко мзда твоя многа во светлостех святых Тебе уготовася; Pадуйся, во искушениях и нуждах теплый наш предстателю. Радуйся, радости и вечныя славы всещедрейший нам ходатаю; Pадуйся, яко тобою надеемся получити вечная блага. Радуйся, Иоанне, великомучениче Христов.
Кондак 13
О многострадальче святе великомучениче и победоносче Христов, Иоанне, приими сие от скверных устен наших со умилением приносимое ти моление и от всех недуг душевных и телесных, от враг видимых и невидимых, и от вечныя муки благоприятными молитвами твоими нас избави, да с тобою купно в будущем веце, во обителех святых поем Богу: Аллилуия.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва святому великомученику Иоанну Сочавскому
Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим тя раби твои, собраннии днесь в Божественнем твоем храме и раце святых мощей поклоняющиися; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь тя призывающим и мученическая твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов, до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва иная
О святый угодниче Божий, Иоанне! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочаевскому
Тропарь
глас 4
Житие на земли добре окормляя, страдальче, милостынями и частыми молитвами, и слезами, паки же ко страданию мужески устремився, персское обличил еси нечестие: темже Церкве был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне.
Кондак
глас 4
Морскую плавая пучину куплею, от востока тщался еси к северу, но Богу призвавшу тя, якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль, и Тому последовал еси кровию мучения, временными искупив непроходимая, и венец приял еси непобедимый.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый Иоанне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.