Храм Сошествия Святого Духа (второе название — Духосошественская церковь) является одним из самых старых в Казани. Он был возведен в 1730-х годах и стал в то время самым крупным в городе, вмещающим около 4000 человек.
Храм находится в районе Суконная слобода, и это одна из немногочисленных построек XVIII века, сохранившаяся в этом районе. Храм двухпрестольный: главный придел освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, а левый — в честь священномученика Харлампия, покровителя Суконной слободы.
Церковь построена в стиле провинциального барокко. В настоящее время храм признан памятником архитектуры республиканского значения. Он также имеет и большое историческое значение: в церковном хоре при храме в 1882 году был певчим девятилетний Федор Шаляпин, знаменитый русский оперный и камерный певец. За время своего существования храм претерпел много изменений и преобразований: достраивался, был закрыт и частично разрушен. Вновь для прихожан он стал доступен в 2015 году.
Это очень красивый, ухоженный и уютный храм, в котором царит атмосфера спокойствия и умиротворения. Прекрасная акустика восхищает посетителей и в настоящее время. Территория вокруг храма облагорожена, его колокола мелодично звонят днем каждый час. В рамках храмового комплекса действует приходская фольклорно-этнографическая студия «Духов День». Посмотреть и зайти в Духосошественский храм можно во время прогулки по улице Петербургской.
Внутреннее убранство, © Официальный сайт церкви
Расписание богослужений в храме Сошествия Святого Духа
Храм работает по следующему графику:
- с понедельника по субботу — с 7:00 до 19:00;
- в воскресенье — с 6:00 до 19:00.
Утренние службы в храме проходят в 8:00 с понедельника по субботу; в 6:00 и 8:40 — в воскресенье. Вечерние богослужения и всенощные бдения совершаются в 17:00.
Храм старается идти в ногу со временем и имеет собственные аккаунты и каналы во многих социальных сетях. Это помогает служителям и прихожанам быть ближе. Если не получается посетить храм, можно заказать требы подав записочку с помощью сайта храма, ее распечатают и помолятся о вас и ваших близких на ближайшем богослужении. Также на сайте можно задать вопрос священнослужителям о православии, о церкви, о православной гимназии при храме.
Получить дополнительную информацию по богослужениям и мероприятиям, которые проходят в храме можно, позвонив по телефону или написав на электронную почту храма.
© s42
История
История храма берет начало в 1633—1642 годах — времени, когда здесь был построен костел при бернардинском монастыре. В 1741 г. его сильно разрушил пожар, из-за чего была проведена масштабная перестройка.
В 1852 г. послушницы обители переехали в Несвиж, а в 1860 г. католический костел переосвятили в православную церковь. Спустя 10 лет при ней организовали мужской Свято-Духов монастырь, в котором поселились монахи из Свято-Троицкой обители Слуцка. Там они жили до самого 1918 г., а вообще обитель просуществовала до 1922 г.
Вскоре после революции собор закрыли. Он не принимал прихожан вплоть до Великой Отечественной войны, когда немецкая администрация разрешила проводить здесь богослужения. После освобождения от нацистов советские власти решили переоборудовать Петропавловский собор — главный на то время православный храм Минска — под архив. В результате таких пертурбаций Свято-Духов собор стал кафедральным.
История церкви
В 1731 году по распоряжению вдовы владельца суконной мануфактуры Е. И. Михляевой началось строительство в Суконной Слободе церкви, и 2 августа 1735 года она была освящена в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и мученика Харлампия.
В 1802 году храм обзавелся оградой из кирпича. В середине XIX века суконная фабрика закрылась, и Духосошественская церковь перешла из разряда заводской в городскую, обращенную на улицу.
В 1895 году в память императора Александра III (скончавшегося годом ранее) с юго-восточной стороны храма была построена пятиглавая часовня в русско-византийском стиле. В 1897 году внутри церкви была проведена реконструкция с целью увеличения ее вместимости: для этого было убрано большинство перегородок и колонн в главных залах храма.
Примечательным фактом в истории Духосошественской церкви является то, что она ни разу не горела. Прихожане спасли ее от разорения и сожжения во время народного восстания Емельяна Пугачева в 1774 году. Сам Пугачев, уже будучи схваченным, содержался какое-то время под арестом в подвале храма.
После установления советской власти, в 1931 году, храм Сошествия Святого Духа был закрыт, а его здание отдано под клуб. С 1950-х годов в храме находился казанский кукольный театр. В этот сложный для всех храмов период, сильно пострадал внешний вид и внутреннее убранство: были разрушены часовня и колокольня, главка храма, утрачены старинные иконы и ценная утварь.
© Татьяна Квичанская
Духовская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Подробно рассмотрев внешнее архитектурное убранство соборов Московского Кремля и познакомившись со многими архитектурными деталями, на которые раньше мало обращала внимания, я стала обращать внимание на другие церкви и сравнивать их с кремлёвскими. В рабочей поездке в Троице-Сергиеву Лавру с взглянула на церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов совсем другими глазами. Мне даже показалось, что она очень похожа на храм Ризоположения в Московском Кремле. Для чистоты экперимента я приведу снимки храмов с восточной стороны (Ризоположенскую церковь фотографировать крайне неудобно, она «зажата» соседними зданиями ). Сравните:
Церковь Ризоположения в Московском Кремле
Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры.
Правда, похожи? Прежде чем сравнивать оба храма и рассматривать детали, напомню, что Духовская церковь построена в 1477 году. Её создателями были псковские мастера. Те самые, которых пригласил в Москву великий князь Иван III для перестройки архитектурного ансамбля Кремля. Образцом для строительства Духовской церкви служили отнюдь не московские храмы, а древний монастырский Троицкий собор. Но нельзя не заметить сходство трёх церквей — московских Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и Духовского храма Лавры. Тем не менее, в облике Ризоположенской и Духовской церквей видны заметные различия, особенно с восточной стороны. 1.Духовская церковь особенная. Под куполом церкви устроена небольшая звонница. Такой тип храмов называют «иже под колоколы». 2.Форма главы у храмов разная. У Ризоположенской церкви — шлемовидная глава, у Духовской — луковичная. На куполе Ризоположенской церкви проложены ряды «бегунка» («бегунца») и «поребрика». На Духовской церкви их нет.
Луковичная глава Духовской церкви
Шлемовидный купол Ризоположенской церкви.
Подкупольная часть барабана Духовской церкви украшена таким же орнаментом, как и стены храма.
Орнамент апсиды храма
А вот и знаменитые псковские «бегунок» и «поребрик» на Ризоположенском храме.
3.У Ризоположенской церкви апсиды низкие, у Духовской высокие, доходят почти до закомар.
Алтарные апсиды Духовской церкви.
Алтарные апсиды Ризоположенской церкви
4.Рисунок декоративного пояса на восточных стенах разный.
Алтарные апсиды Духовской церкви.
Ризоположенская церковь
5.По всему периметру нижней части стен Духовской церкви проложен пояс клеверообразноого орнамента.
Пояс клеверообразноого орнамента
Знаток архитектуры, несомненно, назовёт ещё несколько отличий восточных стен храмов. Другие различия увидим несколько позже, остановимся на сходстве двух храмов. 1.Оба храма четырёхстолпные, трёхапсидные. Их размеры примерно одинаковы. 2.Закомары имеют килевидную форму.
Килевидные закомары Духовской церкви
Килевидные закомары Ризоположенской церкви
А теперь обратите внимание на пояс ниш с балясинами. Привожу два снимка и не называю храмы.
Я показала фрагменты двух разных храмов! Верхний — фрагмент Духовской церкви, нижний — Ризоположенской.
И вот ещё одна загадка. Посмотрите на два портала.
Южный портал Духовской церкви
Портал Ризоположенской церкви
По форме они очень похожи — килевидные перспективные порталы на обоих храмах. (Перспективный портал был известен ещё в романской архитектуре. Это выразительно решённый вход в здание. Он оформлен суживающимися уступами, как бы ступеньками. Ряды уступов перекрыты рядами уменьшающихся арок). Но весьма заметна и разница в деталях. На Ризоположенской церкви (верхний снимок) капители колонн выполнены в виде перевязанных снопов. На южном портале Духовской церкви капители многослойные, имеют правильную классическую форму. А вот на западном портале они иные, гораздо проще. И колонны перехвачены московской «бусиной».
Западный портал Духовской церкви.
Перспективный портал Успенского собора Московского Кремля. Цветные “бусины” на колоннах – в нижней части.
Другое отличие Духовской и Ризоположенской церквей — вертикальные лопатки стен. На Духовской церкви они выпуклые, ступенчатые, хорошо выражены, с капителями, подчёркнуты дополнительной полуколонной на каждой лопатке.
Духовская церковь. Фрагмент
Лопатки на стенах Ризоположенской церкви простые, плоские, широкие, без каких-либо украшений.
Ризоположенская церковь. Фрагмент
Ещё я обратила внимание на основания центрального барабана. На церкви Ризоположения постамент барабана невысокий, гранёный.
На Духовской церкви основание барабана украшено высокими кокошниками.
Так чего же больше мы увидели, сравнивая два храма — сходства или различия? Построены они в одно время. Обе церкви приписываются псковским мастерам. Но даже если и строили их одни и те же зодчие, они ни в коем случае не копировали свои работы. Создавали новое, уникальное, неповторимое.
Духовская церковь
В заключении добавлю ещё один снимок восточной стены Духовской церкви. Видите лестницу? Я сначала подумала, что она реставрационная.
Лестница видна справа.
Но потом догадалась, что она предназначена для звонарей. Ведь первоначально не предусматривалось специального хода на колокольню церкви. Звонари стояли на земле, а к колоколам были привязаны длинные верёвки, за которые монахи дёргали, раскачивая языки колоколов. Со временем стратегия звона изменилась и сейчас монахи поднимаются на колокольню по приставной лестнице. Мне довелось слушать звон колоколов Духовской церкви в пасхальную неделю. Я наблюдала за звонарём с Соборной площади. Во время звона двигалась вся фигура монаха, видно было, что он орудует несколькими колоколами, а его ноги выделывали замысловатые коленца. Издали казалось, что он танцует в такт звона. Но лаврский экскурсовод пояснила, что звонарь работает не только руками, но и ногами — на звоннице есть педали, с помощью которых можно управлять некоторыми колоколами. Поэтому и казалось, что человек танцует!
Церковь св.Духа. Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Если Вам интересен архитектурный анализ храмов Московского Кремля, вы найдёте их в статьях: Вокруг церкви Ризоположения Внешнее убранство Успенского собора Архитектурный анализ Архангельского собора Благовещенский собор. Архитектурные особенности Напомню, что подробно об истории и особенностях русских колоколов и колокольного звона написано в статье «Колокола земли русской».
Возобновление деятельности
С 2008 года православные Казани стали активно бороться за возвращение Духосошественской церкви верующим. И через 4 года, в 2012 году, после окончания строительства нового здания Театра кукол, храм наконец вернулся к Русской Православной Церкви. Благодаря финансовой поддержке со стороны государства и республики, работы по восстановлению храма и благоустройству прилегающей территории начались практически сразу же.
1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви, были установлены двенадцать новых колоколов. А спустя еще полгода, 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятил храм в соответствии со всеми канонами, а также провел Божественную литургию, первую с 1931 года, в котором он был закрыт.
Стоит отметить, что в храме была возобновлена и образовательная деятельность: 1 сентября 2014 года в здании, где до 1917 года находилась приходская школа, открылась православная гимназия.
Сегодня Духосошественская церковь является духовной, культурной и туристической достопримечательностью Казани.
Престольный праздник в храме, © Официальная группа церкви ВКонтакте
Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска
Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа
ведет множество паломнических и религиозных туров.
Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия
История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.
Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа
. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.
Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.
Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске
Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем
.
Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.
Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.
Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске
Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери
, хранящаяся в Минске
с 1500 года
. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И 31 августа 1500 года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.
Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой
, внучки знаменитой Анастасии, и
мощи Великомученицы Варвары
.
Церковная лавка
В храме имеется своя церковная лавка, расположившаяся на первом этаже и работающая по будним дням. Здесь любой посетитель может:
- ознакомиться с расписанием служб и мероприятий в храме;
- приобрести иконки, крестики, лампады, комплекты для крещения и погребения, свечи, Библии, молитвословы, книги православных богословов и другие православные предметы и литературу;
- заказать все доступные в храме требы: поминовение о здравии и об упокоении на Божественной Литургии, молебен, сорокоусты, панихиду, литию и другие;
- записаться на участие в таинствах Крещения и Миропомазания, венчание, отпевание, а также приобрести все необходимое для этих обрядов;
- пожертвовать в алтарь свечи, церковное вино и другие предметы, необходимые для совершения богослужений.
Духосошественский храм в Казани — Яндекс-панорама