Полный текст акафиста Зосиме, Савватию и Герману Соловецким и как читать


Тропарь, глас 4*

По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотво­ри́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.

Пере­вод: Пост­ни­че­ской и подоб­ной ангель­ской жиз­нью вашей, пре­по­доб­ные отцы Зоси­ма и Сав­ва­тий, по всей зем­ле вы ста­ли извест­ны; раз­лич­ны­ми чудо­тво­ре­ни­я­ми, Бого­нос­ные, про­све­ща­е­те с верой при­зы­ва­ю­щих вас и почи­та­ю­щих свя­щен­ную память вашу.

Новости сайта

  • Святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятой Девы Марии
    12/12/09 Дополнен раздел «Молитвы святым»: Молитва Преподобной Афанасии игуменье (о благополучии второго брака)

    Молитва Сорока Севастийским мученикам (О скором возвращении супруга из дальней отлучки)

    Молитва Священномученику Власию, епископу Севастийскому (о помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом

    Святым благоверным князьям Борису и Глебу, в крещении Роману и Давиду, молитва вторая

    Молитва вторая свт. Димитрию Ростовскому

    11/12/09 Дополнен раздел «Акафисты» — Акафист святей равноапостольной Марии Магдалине

    Акафист святой царице Тамаре
    Акафист святому праведному Алексию, пресвитеру МосковскомуАкафист преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу
    10/12/09 Дополнен раздел «Православная церковь в Якутии» —

    Интервью с настоятельницей женского Свято-Покровского монастыря г. Якутска монахиней Архелаей

    ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЯКУТСКОГО СЕМИНАРИСТА

    09-12-09 Дополнен раздел «Заупокойные молитвы» —

    Молитва за обидевших и ненавидевших нас

    Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих

    Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания

    Молитва вторая о скончавшихся в состоянии душевного заболевания

    Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
    08/12/09 Открыт новый раздел — «Заупокойные молитвы»:
    Молитва по исходе души из тела

    Молитва Ангелу хранителю

    Молитва ко Пресвятой Богородице

    Молитва за всех в вере скончавшихся православных христиан

    Молитва вторая за всех в вере скончавшихся православных христиан

    Молитва третья за всех в вере скончавшихся православных христиан

    Молитва четвертая за всех в вере скончавшихся православных христиан

    Молитва за умирающего

    Молитва за всякого усопшего

    Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели

    Молитва за пастырей Православной Церкви

    Молитва за наставников и воспитателей

    Новые страницы:

    Акафист Преображению Господню

    Акафист святым равноапостольным Константину и Елене

    04/12/09 Новые страницы: Молитвословия ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ:

    В неделю мытаря и фарисея

    В неделю блудного сына

    В 1-ю седмицу святой Четыредесятницы

    ВО СВЯТУЮ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦУ

    Акафист святому равноапостольному князю Владимиру

    02/12/09 Добавлен
    Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
    Сайт «Православные молитвы» начал работу 20 апреля 2008 года.

    Модный дом «Белиса» — модные шапки и головные уборы. Internet-Promotion — разработка сайтов, создание сайтов, Иркутск Удобный матрас 70 для здорового сна. Купить массажер для тела и многое другое.

    Связь с администратором сайта через Форму обратной связи

  • Кондак, глас 2*

    Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понес­ли́ есте́,/ боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,// мона́хов удобре́ние.

    Пере­вод: Хри­сто­вой любо­вью вос­пла­ме­нив­шись, пре­по­доб­ные, и Его Крест на пле­чи взяв, вы понес­ли, боже­ствен­но воору­жив­шись на неви­ди­мых вра­гов и непре­стан­ные молит­вы дер­жа, как копье в руках, муже­ствен­но пора­зи­ли вы бесов­ские вой­ска, полу­чив бла­го­дать от Гос­по­да исце­лять болез­ни душ и тел при­хо­дя­щих к ракам с почи­та­е­мы­ми моща­ми ваши­ми, вез­де вы испус­ка­е­те лучи чудес. Пото­му взы­ва­ем к вам: «Радуй­тесь, пре­подб­ные отцы Зоси­ма и Сав­ва­тий, мона­хов украшение».

    Зоси́ма Соловецкий

    Краткое житие преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

    Пре­по­доб­ный Зо­си­ма, игу­мен Со­ло­вец­кий, ве­ли­кий све­тиль­ник рус­ско­го Се­ве­ра, ос­но­ва­тель ино­че­ско­го об­ще­жи­тия на Со­ло­вец­ком ост­ро­ве, ро­дил­ся в Нов­го­род­ской епар­хии, в се­ле Тол­вуе близ Онеж­ско­го озе­ра. С юных лет он вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии и по­сле смер­ти ро­ди­те­лей Гав­ри­и­ла и Вар­ва­ры раз­дал иму­ще­ство и при­нял по­стриг.
    В по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся на по­бе­ре­жье Бе­ло­го мо­ря и в устье Су­мы встре­тил­ся с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном (па­мять 30 июля), ко­то­рый по­ве­дал ему о пу­стын­ном мор­ском ост­ро­ве, где он с пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем (па­мять 27 сен­тяб­ря) про­жил 6 лет.

    Око­ло 1436 го­да от­шель­ни­ки, бла­го­по­луч­но со­вер­шив мор­ское пла­ва­ние, при­ста­ли к Со­ло­вец­ким ост­ро­вам. Бог бла­го­сло­вил ме­сто их по­се­ле­ния ви­де­ни­ем пре­по­доб­но­му Зо­си­ме пре­крас­ной церк­ви на воз­ду­хе. Пре­по­доб­ные сво­и­ми ру­ка­ми по­стро­и­ли ке­ллию и огра­ду, на­ча­ли воз­де­лы­вать и за­се­вать зем­лю. Од­на­жды позд­ней осе­нью пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся на ма­те­рик за необ­хо­ди­мы­ми при­па­са­ми. Из-за осен­ней непо­го­ды он не смог вер­нуть­ся. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма про­вел всю зи­му один на ост­ро­ве. Мно­го ис­ку­ше­ний он пре­тер­пел в борь­бе с бе­са­ми. Ему угро­жа­ла го­лод­ная смерть, од­на­ко чу­дес­но по­явив­ши­е­ся два незна­ком­ца оста­ви­ли ему за­пас хле­ба, му­ки и мас­ла. Вес­ной воз­вра­тил­ся на Со­лов­ки пре­по­доб­ный Гер­ман с ры­ба­ком Мар­ком и при­вез за­пас пи­щи и сна­сти для рыб­ной лов­ли.

    Ко­гда на ост­ро­ве со­бра­лось несколь­ко от­шель­ни­ков, пре­по­доб­ный Зо­си­ма устро­ил для них неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с тра­пез­ной. По прось­бе пре­по­доб­но­го Зо­си­мы из Нов­го­ро­да был при­слан в но­во­со­здан­ную оби­тель игу­мен с ан­ти­мин­сом для со­бор­но­го хра­ма. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло зна­ме­ни­той Со­ло­вец­кой оби­те­ли. В су­ро­вых усло­ви­ях от­да­лен­но­го ост­ро­ва ино­ки су­ме­ли ор­га­ни­зо­вать хо­зяй­ство. Но на­сто­я­те­ли, ко­то­рых при­сы­ла­ли на Со­лов­ки из Нов­го­ро­да, не вы­дер­жи­ва­ли жиз­ни в непри­выч­но труд­ных усло­ви­ях, и бра­тия из­бра­ли игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Зо­си­му.

    Пре­по­доб­ный Зо­си­ма за­нял­ся устро­е­ни­ем внут­рен­не­го бы­та оби­те­ли, ввел стро­гое об­ще­жи­тие. В 1465 го­ду он пе­ре­нес на Со­лов­ки с ре­ки Выг мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. Оби­тель тер­пе­ла при­тес­не­ния от нов­го­род­ских бо­яр, ко­то­рые от­ни­ма­ли у ино­ков уло­вы ры­бы. Пре­по­доб­ный вы­нуж­ден был от­пра­вить­ся в Нов­го­род и ис­кать за­щи­ты у ар­хи­епи­ско­па. По со­ве­ту ар­хи­епи­ско­па он об­хо­дил до­ма бо­яр и про­сил их не до­пус­кать оби­тель до ра­зо­ре­ния. Вли­я­тель­ная и бо­га­тая бо­яры­ня Мар­фа Бо­рец­кая при­ка­за­ла с бес­че­стьем вы­гнать пре­по­доб­но­го Зо­си­му, но по­том рас­ка­я­лась и при­гла­си­ла его на обед, во вре­мя ко­то­ро­го он вдруг уви­дел, что шесть знат­ней­ших бо­яр си­дят без го­лов. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма по­ве­дал ви­де­ние сво­е­му уче­ни­ку Да­ни­и­лу и пред­ска­зал бо­ярам ско­рую смерть. Это пред­ска­за­ние ис­пол­ни­лось в 1478 го­ду, ко­гда при взя­тии Нов­го­ро­да Иоан­ном III (1462–1505) бо­яре бы­ли каз­не­ны.

    Неза­дол­го до кон­чи­ны пре­по­доб­ный сам при­го­то­вил се­бе гроб, в ко­то­ром был по­гре­бен за ал­та­рем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма († 17 ап­ре­ля 1478). Впо­след­ствии над его мо­ги­лой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. Мо­щи его сов­мест­но с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия 8 ав­гу­ста 1566 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в при­дел, освя­щен­ный в их честь в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре.

    Мно­го чу­дес бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но, ко­гда пре­по­доб­ный Зо­си­ма с пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем яв­ля­лись гиб­нув­шим в мор­ской пу­чине ры­ба­кам. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма так­же по­кро­ви­тель пче­ло­вод­ства и хра­ни­тель пчел, ему усво­е­но да­же име­но­ва­ние «пчель­ник». К пре­по­доб­но­му Зо­си­ме ча­сто при­бе­га­ют и в бо­лез­нях. Мно­же­ство боль­нич­ных хра­мов, по­свя­щен­ных ему, сви­де­тель­ству­ет о ве­ли­кой це­ли­тель­ной си­ле его мо­литв пред Бо­гом.

    Полное житие преподобного Зосимы, игумена Соловецкого

    В 1436 го­ду пр. Зо­си­ма по­хо­ро­нил ро­ди­те­лей, роз­дал на­след­ство бед­ным, и вме­сте с преп. Гер­ма­ном Со­ло­вец­ким от­пра­вил­ся к Со­ло­вец­ко­му ост­ро­ву. Пу­те­ше­ствие их бы­ло бла­го­по­луч­но, и они при­ста­ли к ост­ро­ву близ прес­но­вод­но­го озе­ра. Здесь, по­ста­вив се­бе из дре­вес­ных вет­вей ку­щу, пу­стын­ни­ки со­вер­ши­ли все­нощ­ное бде­ние, мо­ля Гос­по­да бла­го­сло­вить на­ме­ре­ние их. Гос­подь уте­шил их про­ро­че­ствен­ным ви­де­ни­ем: утром пре­по­доб­ный Зо­си­ма, вый­дя из ку­щи, уви­дел необык­но­вен­ный свет, оси­я­ва­ю­щий всю окрест­ность, и на во­сто­ке, на воз­ду­хе, пре­крас­ную и ве­ли­кую цер­ковь. Удив­лён­ный этим ви­де­ни­ем, пу­стын­ник по­спе­шил в ку­щу. О. Гер­ман, за­ме­тив пе­ре­ме­ну в ли­це сво­е­го со­жи­те­ля, спро­сил его, не ви­дел ли он че­го-ли­бо необык­но­вен­но­го? Пр. Зо­си­ма рас­ска­зал ему всё, что ви­дел. При этом свя­той Гер­ман, вспом­нив о чу­дес­ном про­гна­нии ми­рян с ост­ро­ва ещё при Сав­ва­тии и о про­ро­че­стве, что здесь бу­дут жить ино­ки, ска­зал пр. Зо­си­ме: «Не ужа­сай­ся и будь вни­ма­те­лен; мне ка­жет­ся, что чрез те­бя Гос­подь со­бе­рёт мно­же­ство мо­на­хов». Рас­сказ о. Гер­ма­на о со­бы­тии при Сав­ва­тии уте­шил пр. Зо­си­му, и они ре­ши­лись стро­ить мо­на­стырь. По­мо­лив­шись Бо­гу, пу­стын­ни­ки при­ня­лись ру­бить лес для по­стро­ек, по­ста­ви­ли огра­ду и ке­ллии. Сво­и­ми ру­ка­ми они до­бы­ва­ли се­бе про­пи­та­ние, воз­де­лы­вая и за­се­вая зем­лю. Но эти те­лес­ные тру­ды ни­сколь­ко не ослаб­ля­ли мо­лит­вен­ных по­дви­гов их.

    Впро­чем, пу­стын­ни­ки долж­ны бы­ли пе­ре­не­сти мно­го ис­пы­та­ний, преж­де чем уви­де­ли свою оби­тель на­се­лен­ною ино­ка­ми. По окон­ча­нии зи­мы Гер­ман при­плыл с ры­ба­ком Мар­ком, по­же­лав­шим раз­де­лить с пре­по­доб­ны­ми уеди­не­ние, а так­же при­вез до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство пи­щи и мре­жи для рыб­ной лов­ли. Вско­ре Марк при­нял мо­на­ше­ское по­стри­же­ние и был пер­вым уче­ни­ком пре­по­доб­ных. При­ме­ру его по­сле­до­ва­ли мно­гие при­бреж­ные жи­те­ли, ко­то­рые, при­плы­вая на ост­ров, стро­и­ли се­бе ке­льи под­ле ке­лий пр. Зо­си­мы и Гер­ма­на и снис­ки­ва­ли про­пи­та­ние тру­да­ми рук сво­их. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма, ви­дя умно­же­ние уче­ни­ков, по­стро­ил неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на том ме­сте, где бы­ло ему про­ро­че­ствен­ное ви­де­ние хра­ма в воз­ду­хе; к церк­ви при­де­лал неболь­шую тра­пе­зу и от­крыл об­ще­жи­тие. Та­ким об­ра­зом ос­но­ва­лась Со­ло­вец­кая оби­тель, до­ныне со­хра­ня­е­мая ми­ло­стию Бо­жи­ею, несмот­ря на все пе­ре­жи­тые ею ис­пы­та­ния.

    Устро­ив мо­на­стырь, пр. Зо­си­ма по­слал од­но­го ино­ка в Нов­го­род к ар­хи­епи­ско­пу Ионе с прось­бою о на­зна­че­нии игу­ме­на и за бла­го­сло­ве­ни­ем на освя­ще­ние хра­ма. Свя­ти­тель Иона опре­де­лил Со­ло­вец­ким игу­ме­ном иеро­мо­на­ха Пав­ла, ко­то­рый по при­бы­тии в Со­лов­ки освя­тил цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Но этот игу­мен, не вы­но­ся труд­но­стей пу­стын­ной жиз­ни, ско­ро воз­вра­тил­ся в Нов­го­род. То же слу­чи­лось и с пре­ем­ни­ком его – игу­ме­ном Фе­о­до­си­ем. То­гда бра­тия Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря по­ло­жи­ли на об­щем со­ве­те – не брать се­бе игу­ме­нов из дру­гих мо­на­сты­рей, а из­би­рать из сре­ды сво­ей. При­во­дя в ис­пол­не­ние своё ре­ше­ние, они от­пра­ви­ли к нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу по­слан­ных с прось­бою, чтобы он при­звал от­ца их – Зо­си­му и ру­ко­по­ло­жил его в свя­щен­ство и игу­мен­ство, хо­тя бы и не без со­про­тив­ле­ния со сто­ро­ны сми­рен­но­го стар­ца. Свя­ти­тель Иона Нов­го­род­ский так и сде­лал: вы­звав к се­бе пись­мом пре­по­доб­но­го, убе­дил его при­нять свя­щен­ство и игу­мен­ство. По­лу­чив для сво­ей оби­те­ли бо­га­тые жерт­вы граж­дан, со­сто­я­щие из де­нег, одежд, со­су­дов, съест­ных при­па­сов, пре­по­доб­ный с че­стью был от­пу­щен вла­ды­кою в Со­лов­ки. С ра­до­стию бра­тия при­вет­ство­ва­ли воз­вра­ще­ние сво­е­го ува­жа­е­мо­го и лю­би­мо­го на­сто­я­те­ля. Зна­ме­ние бла­го­да­ти Бо­жи­ей ещё бо­лее уси­ли­ло об­щее по­чте­ние к пре­под. игу­ме­ну. Ко­гда он со­вер­шал в сво­ей оби­те­ли первую ли­тур­гию, то ли­цо его све­ти­лось, как ли­цо Ан­ге­ла, и цер­ковь ис­пол­ни­лась осо­бен­но­го бла­го­во­ния. Пре­по­доб­ный по окон­ча­нии бо­го­слу­же­ния бла­го­сло­вил просфо­рою неко­то­рых куп­цов, быв­ших в то вре­мя в оби­те­ли, а они, вый­дя из церк­ви, по неосто­рож­но­сти об­ро­ни­ли её. Про­хо­дя ми­мо, инок Ма­ка­рий за­ме­тил пса, ко­то­рый ста­рал­ся схва­тить что-то и не мог по при­чине под­ни­мав­ше­го­ся пла­ме­ни. При­бли­зив­шись, Ма­ка­рий уви­дел, что это просфо­ра, по­те­рян­ная куп­ца­ми. Под­няв её, инок при­нёс к пре­по­доб­но­му игу­ме­ну и, к нема­ло­му удив­ле­нию всех, рас­ска­зал своё ви­де­ние.

    С умно­же­ни­ем бра­тий преж­няя де­ре­вян­ная цер­ковь ока­за­лась тес­ною. Пр. Зо­си­ма по­стро­ил но­вую, боль­ших раз­ме­ров, в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, а так­же по­ста­вил мно­го кел­лий и рас­про­стра­нил мо­на­стырь. Кро­ме то­го, в бла­го­сло­ве­ние уве­ли­чи­ва­ю­щей­ся оби­те­ли сво­ей он ре­шил­ся пе­ре­не­сти мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия, скон­чав­ше­го­ся на ре­ке Вы­ге и по­гре­бён­но­го при та­мош­ней ча­совне. В этом на­ме­ре­нии пре­по­доб­ный окон­ча­тель­но утвер­дил­ся по­сла­ни­ем ино­ков Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря. «Мы слы­ша­ли, – пи­са­ли ино­ки, – от при­шель­цев из ва­шей стра­ны о Со­ло­вец­ком ост­ро­ве, что он из­древ­ле был необи­та­ем, по при­чине неудоб­ства мор­ско­го пу­ти, а те­перь на этом ост­ро­ве, по во­ле Бо­жи­ей и хо­да­тай­ству Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ва­шим ста­ра­ни­ем со­ору­жён мо­на­стырь чест­на­го Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да Бо­га и Спа­си­те­ля на­ше­го Иису­са Хри­ста, со­бра­лось мно­же­ство бра­тии и всё устро­и­лось пре­крас­но. Толь­ко вы ли­ше­ны од­но­го бла­га – имен­но за­быт ва­ми пре­подобный Сав­ва­тий, преж­де вас жив­ший на этом ме­сте, скон­чав­ший­ся в по­сте и тру­де, по­доб­но древним пре­по­доб­ным от­цам, со­вер­шен­ный в доб­ро­де­те­ли. Он всею ду­шою воз­лю­бил Хри­ста, уда­лил­ся от ми­ра и по­лу­чил бла­жен­ную кон­чи­ну. Неко­то­рые ино­ки на­ше­го мо­на­сты­ря, бу­дучи в Нов­го­ро­де, слы­ша­ли по­вест­во­ва­ние бо­го­лю­би­во­го Иоан­на, как он на ре­ке Вы­ге спо­до­бил­ся ви­деть пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия и по­лу­чить от него ду­хов­ное на­став­ле­ние, и, по кон­чине, по­хо­ро­нил его с игу­ме­ном На­фа­наи­лом. Рас­ска­зал Иоанн на­шим бра­ти­ям, как Бог по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия чу­дес­но со­хра­нил его с бра­том Фе­о­до­ром от по­топ­ле­ния в мо­ре. Мы слы­ша­ли, что у гро­ба его со­вер­ши­лись и дру­гие зна­ме­ния и чу­де­са. Он угод­ник Бо­жий, и мы сви­де­те­ли доб­ро­де­тель­ной жиз­ни его, по­то­му что этот бла­жен­ный отец до­воль­но по­жил с на­ми в Ки­рил­лов­ском мо­на­сты­ре. По­это­му мы да­ем вам ду­хов­ный со­вет – не ли­шай­тесь та­ко­го да­ра, по­спе­ши­те пе­ре­не­сти к се­бе пре­по­доб­но­го и бла­жен­но­го Сав­ва­тия, чтобы мо­щи его на­хо­ди­лись там, где он по­тру­дил­ся мно­го лет».

    Та­кое по­сла­ние как нель­зя бо­лее со­гла­со­ва­лось с же­ла­ни­ем са­мо­го пре­под. Зо­си­мы и со­ло­вец­кой бра­тии. При­го­то­вив ко­рабль, они от­пра­ви­лись с по­пут­ным вет­ром на по­мор­ское при­бре­жье. До­стиг­нув ре­ки Вы­ги и от­ко­пав гроб пре­под. Сав­ва­тия, они на­шли мо­щи нетлен­ны­ми, невре­ди­мою и са­мую одеж­ду – в воз­ду­хе раз­ли­лось необы­чай­ное бла­го­уха­ние. С пе­ни­ем свя­щен­ных пес­ней со­ло­вец­кие ино­ки пе­ре­нес­ли св. ра­ку на ко­рабль и с по­пут­ным вет­ром бла­го­по­луч­но до­стиг­ли сво­ей оби­те­ли. Пер­во­на­чаль­но чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в зем­ле, за ал­та­рём Успен­ско­го со­бо­ра, и над ни­ми устро­е­на ча­сов­ня. Мно­гие бо­ля­щие, при­хо­дя сю­да с ве­рою, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го.

    О. Зо­си­ма каж­дую ночь го­ря­чо мо­лил­ся в этой ча­совне, и ча­сто утрен­няя за­ря за­ста­ва­ла его на мо­лит­ве. Ку­пец Иоанн, быв­ший при по­гре­бе­нии Сав­ва­тия, и с бра­том сво­им Фе­о­до­ром, имея к нему осо­бен­ную лю­бовь, на­пи­сал об­раз пре­по­доб­но­го и с щед­рым по­да­я­ни­ем вру­чил его игу­ме­ну Зо­си­ме. С бла­го­го­ве­ни­ем при­няв и ло­бы­зав изо­бра­же­ние пер­во­на­чаль­ни­ка Со­ло­вец­ко­го, о. Зо­си­ма по­ста­вил его в над­гроб­ной ча­совне и об­ра­тил­ся к пре­по­доб­но­му со сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Хо­тя ты и окон­чил вре­мен­ную жизнь те­лом, но не от­сту­пай от нас ду­хом, ру­ко­вод­ствуй нас ко Хри­сту Бо­гу, на­став­ляя со­блю­дать за­по­ве­ди Гос­под­ни, но­сить крест свой и по­сле­до­вать на­ше­му Вла­ды­ке. Имея дерз­но­ве­ние ко Хри­сту и Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри, будь мо­лит­вен­ни­ком и хо­да­та­ем о нас недо­стой­ных, жи­тель­ству­ю­щих в этой оби­те­ли, ко­то­рою ты на­чаль­ству­ешь; будь по­мощ­ни­ком и за­ступ­ни­ком пред Бо­гом на­ше­му брат­ству, чтобы мы по тво­им мо­лит­вам пре­бы­ли невре­ди­мы­ми от злых ду­хов и лю­дей, про­слав­ляя св. Тро­и­цу, От­ца, Сы­на и Св. Ду­ха».

    Пред смер­тью ста­рец (схи­мо­нах Зо­си­ма Со­ло­вец­кий) по­бо­лел и дол­го, од­на­ко, не ре­шал­ся при­ни­мать схи­му. Он ду­мал, что ес­ли вы­здо­ро­ве­ет, то ему, как схим­ни­ку, ко­то­рых, как по­чтен­ней­ших стар­цев, есте­ствен­но, ува­жа­ли, уже не да­дут ра­бо­тать на­ря­ду с бра­ти­ей, а ра­бо­тать ему хо­те­лось до по­след­не­го вздо­ха на бла­го род­ной оби­те­ли. Ка­кая по­учи­тель­ная чер­та по­движ­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра, осо­бен­но для тех, кто стре­мит­ся к выс­шим са­нам и чи­нам в на­деж­де на при­ят­ный по­кой! (Оло­нец­кие Епарх. Ве­дом., 1910 г., № 14-й)

    Пре­по­доб­ный Зо­си­ма, до­стиг­нув ма­сти­той ста­ро­сти и пред­чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, стал при­го­тов­лять­ся к пе­ре­хо­ду в веч­ность. Он устро­ил се­бе гроб и ча­сто со сле­за­ми смот­рел на него, па­мя­туя свою смерть. Ко­гда по­стиг­ла его бо­лезнь, то, при­звав бра­тию, го­во­рил им: «Вот я от­хо­жу из этой вре­мен­ной жиз­ни, а вас пре­даю все­ми­ло­сти­во­му Бо­гу и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це; ска­жи­те, ко­го же­ла­е­те иметь игу­ме­ном вме­сто ме­ня!» При этом слу­чае вы­ра­зи­лась об­щая лю­бовь уче­ни­ков к сво­е­му учи­те­лю. Все со сле­за­ми го­во­ри­ли уми­ра­ю­ще­му игу­ме­ну сво­е­му: «Мы хо­те­ли бы, отец наш, с то­бою быть по­гре­бён­ны­ми, но это не во вла­сти на­шей; пусть же Тот, Кто воз­ве­стил те­бе от­ше­ствие из этой жиз­ни, Хри­стос Бог наш, пусть Он даст нам чрез те­бя на­став­ни­ка, ко­то­рый управ­лял бы на­ми ко спа­се­нию; да по­чи­ют над на­ми бла­го­сло­ве­ние и мо­лит­вы твои – по­за­бо­тив­шись о нас в этой жиз­ни, не остав­ляй нас си­ры­ми по от­ше­ствии тво­е­му к Бо­гу». Пре­по­доб­ный от­ве­чал: «Я ска­зал вам, де­ти, что пре­даю вас в ру­ки Гос­по­да и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, а так как вы от­но­си­тель­но игу­ме­на воз­ло­жи­ли свое упо­ва­ние на Бо­га, Пре­чи­стую Бо­го­ма­терь и мое сми­ре­ние, то да бу­дет вам игу­ме­ном Ар­се­ний – он спо­со­бен к управ­ле­нию мо­на­сты­рём и бра­ти­ею», – эти­ми сло­ва­ми пре­подобный Зо­си­ма вру­чил игу­мен­ство бла­го­че­сти­во­му ино­ку Ар­се­нию. «Вот я по­став­ляю те­бя, брат, стро­и­те­лем и упра­ви­те­лем св. оби­те­ли этой, и всей бра­тии, со­бран­ной лю­бо­вию к Бо­гу. Бе­ре­гись, чтобы не утра­ти­лось что-ли­бо из мо­на­стыр­ских за­ко­но­по­ло­же­ний, как то: от­но­си­тель­но со­бор­ной цер­ков­ной служ­бы, ястия и пи­тия в тра­пе­зе и дру­гих мо­на­стыр­ских обы­ча­ев, устав­лен­ных мною; пусть всё это бу­дет це­лым и нена­ру­ши­мым. Гос­подь да на­пра­вит сто­пы ва­ши к де­ла­нию за­по­ве­дей Сво­их, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стой гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Де­вы Бо­го­ро­ди­цы и всех свя­тых, а так­же и угод­ни­ка Сво­е­го пре­под. Сав­ва­тия. Гос­подь наш Иисус Хри­стос да за­щи­тит вас от всех вра­же­ских на­ве­тов и утвер­дит в бо­же­ствен­ной люб­ви. Я, хо­тя и раз­лу­ча­юсь от вас те­лом, от­да­вая долг при­ро­де, но ду­хом пре­бу­ду с ва­ми неот­ступ­но. Вы узна­е­те, что я об­рёл бла­го­дать пред Бо­гом, ко­гда по мо­ём от­ше­ствии оби­тель рас­про­стра­нит­ся, со­бе­рёт­ся мно­же­ство бра­тии, это ме­сто про­цве­тёт ду­хов­но и в те­лес­ных по­треб­но­стях не бу­дет иметь ску­до­сти».

    Ска­зав всё это бра­тии, он це­ло­вал их в по­след­ний раз, всех бла­го­сло­вил, с воз­де­я­ни­ем рук мо­лил­ся о мо­на­сты­ре, сво­ей ду­хов­ной пастве и о се­бе; на­ко­нец, пе­ре­кре­стил­ся и про­из­нёс: «Мир вам!» По­сле это­го, под­няв по­ту­ха­ю­щие гла­за вверх, про­го­во­рил: «Вла­ды­ко Че­ло­ве­ко­люб­че, спо­до­би ме­ня стать одес­ную Те­бя, ко­гда Ты при­дёшь во сла­ве су­дить жи­вых и мёрт­вых и воз­дать каж­до­му по де­лам». За­тем пре­по­доб­ный Зо­си­ма лег на одр и пре­дал ду­шу свою Гос­по­ду, для Ко­то­ро­го тру­дил­ся всю свою жизнь. Это бы­ло 17 ап­ре­ля 1478 г. Со­вер­шив от­пе­ва­ние, ино­ки по­хо­ро­ни­ли сво­е­го игу­ме­на в гро­бе, ко­то­рый он сам при­го­то­вил, за ал­та­рём Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, а впо­след­ствии устро­и­ли над его мо­ги­лою ча­сов­ню, в ко­то­рой по­ста­ви­ли св. ико­ны. Все ве­ру­ю­щие, при­те­кая сю­да с мо­лит­вою, по­лу­ча­ли по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го об­лег­че­ние скор­би и ис­це­ле­ние бо­лез­ней. Мос­ков­ский со­бор, быв­ший при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии в 1547 го­ду, по­ло­жил, на­ря­ду с дру­ги­ми оте­че­ствен­ны­ми свя­ты­ми, со­вер­шать па­мять пре­по­доб­но­го Зо­си­мы в день его кон­чи­ны 17 ап­ре­ля. 8 ав­гу­ста 1566 го­да св. мо­щи его вме­сте с мо­ща­ми преп. Сав­ва­тия пе­ре­не­се­ны в при­дел, устро­ен­ный в честь сих чу­до­твор­цев. В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи пре­по­доб­но­го Зо­си­мы на­хо­дят­ся в бо­га­то укра­шен­ной ра­ке в Зо­си­мо-Сав­ва­ти­ев­ской церк­ви.

    См. так­же:

    • Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Зо­си­мы, игу­ме­на Со­ло­вец­ко­го свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
    • Зосима, преп. Соловецкий Д.А. Эристов
    • Преподобный Зосима, игумен Соловецкий († 1478) мон. Таисия (Карцова)
    • Зосима, игумен Соловецкий проф. С.И. Смирнов
    • Память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого иером. Макарий Симонопетрский
    • Зосима, преподобный, игумен Соловецкого монастыря А.А. Половцов

    Молитва 1‑я*

    О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́ви и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя стра­ны́, па́че и все­го́ Правосла́внаго оте́чества на́шего, необори́мая сте­но́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йный и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию к ра́кам честны́х моще́й ва́ших припа́дающе, Ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно вас мо́лим: моли́те непреста́нно Благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвять́ія Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, Богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными тру­ды́ и поще́нии, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́нии нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сный я́звы, от враж­ды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла, да непреста́нно на ме́сте сем в ми́ре и безмо́лвии благоче́стно сла́вится пресвято́е И́мя Го́спода и Бо́га и обрета́ют ве́чное спасе́ние и жду­щии Его́. О преблаже́ннии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны, гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующия, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шим грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии; всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те Премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в люб­ви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Значение акафиста Зосиме, Савватию и Герману Соловецким в православии

    Роль Соловецких святых отцов в развитии и становлении православной веры велика и неоспорима. Текст акафиста повествует об их телесных и духовных подвигах, об их миссии, наставническом примере истинного послушания для братии. Житие старцев, их усердие в постижении истинной веры, благие деяния стали воплощением богоугодного существования, ставшего образцом для множества служителей Господних.

    Стойкостью тела, духовной чистотой, неустанной молитвой преподобные старцы Зосима, Савватий и Герман заслужили благосклонность Господа Бога, который наделил старцев даром прозорливости и чудотворства. Укрепляя собственную веру, они обращали к вере других людей и становились примером послушания. Акафист славит богоугодное житие святых отцов, повествует об их деяниях и смиренном величии.

    Молитва 2‑я*

    О, преподо́бнии отцы́, вели́цыи засту́пницы в ско́рби и услы́шателие моли́тв, уго́дницы Бо́жии и чудотво́рцы Зоси́мо и Савва́тие! Не забу́дите, я́коже обеща́стеся, посеща́ти ча́да ва́ша. А́ще бо и отыдо́сте от нас те́лом, но Ду́хом при́сно с на́ми пребыва́ете. Мо́лим у́бо вы, о преподо́бнии: изба́вите ны от огня́ и меча́, от наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от тлетво́рных ве́тров, и от напра́сный сме́рти, и от всех прило́гов бесо́вских, находя́щих на ны. Услы́шите нас, гре́шных, и приими́те моли́тву сию́ и моле́ние на́ше, я́ко кади́ло благово́нное, я́ко же́ртву благоуго́дну, и души́ на́ша, злы́ми де́лы и сове́ты и по́мыслы умерщвле́нныя, оживи́те, и, я́коже уме́ршую отрокови́цу возста́висте, я́коже неисце́льныя ра́ны мно́гих исцели́сте, от духо́в нечи́стых зле му́чимых изба́висте, та́ко и нас, содержи́мых в у́зах вра́жиих, изми́те, и от сете́й диа́вола изба́вите, из глу­би­ны́ прегреше́ний изведи́те, и ми́лостивым ва́шим посеще́нием и хода́тайством от враго́в ви́димых и неви́димых огради́те ны благода́тию и си́лою Всесвяты́я Тро́ицы, все­гда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Правила чтения

    Читать акафист святым старцам Зосиме, Савватию и Герману Соловецким можно как в стенах православного храма, так и в домашней обстановке. В храмах священнослужители и прихожане читают молебен в даты памяти отцов, чествуя их благую миссию и богоугодные деяния, а также по заказу верующих. Многие предпочитают молиться дома, в уединении и размеренном темпе.

    Для домашнего молебна рекомендуется приобрести икону с изображением святых отцов и перед ней произносить молитвы, а также купить церковные свечи. Акафист читают в спокойной, умиротворенной обстановке, не отвлекаясь на насущные хлопоты. Традиционно перед иконой святых зажигают свечу или лампаду. Горящее пламя помогает успокоиться и сосредоточиться на молитве.

    Согласно православным устоям, молиться принято стоя, но если физическое состояние человека не позволяет этого сделать, ему разрешается во время молебна сидеть или лежать. Читать акафист нужно вдумчиво, не торопясь, проговаривая и осознавая смысл каждого произнесенного слова. Нельзя отвлекаться, в том числе мысленно. Все внимание должно быть направлено на молебен.

    Читать акафист святым отцам Соловецким можно в отдельные дни, памятные даты и в моменты обращения к праведникам за помощью. Многократно усилит молитву сорокадневный цикл прочтения акафиста. В этом случае заранее исповедуются в храме, причащаются и ежедневно, в течение 40 дней, читают акафист. Желательно также получить благословение батюшки.

    Надо помнить о том, что, молясь и уповая на помощь свыше, необходимо жить согласно Закону Божию, иметь чистые помыслы и благостные намерения, вести праведный, богоугодный образ жизни. Обращаться к святым нужно искренне, свято веруя в небесную благодать, могущество и премудрость Господа Бога. Просьбы истинно верующих и благочестивых христиан будут услышаны на Небесах.

    Молитва 3‑я, преподобному Савватию Соловецкому**

    О, преподо́бне о́тче, уго́дниче Христо́в Савва́тие, все́ю душе́ю Го́спода возлюби́вый, и удали́выйся в пусты́ню сию́, и тече́ние по́двига спаси́тельнаго соверши́вый! О, ве́рный ра́бе Царя́ Небе́снаго, учи́телю доброде́телей, о́бразе смире́ния, граждани́не пусты́нный, А́нгелом собесе́дниче, Херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный! О, све́те немра́чный ото́ка Солове́цкаго, па́че же ве́лие свети́ло всея́ Це́ркве правове́рных! Молю́ся ти, прече́стне, аз, многогре́шный (и́мя рек): услы́ши убо́гое мое́ моле́ние, вон­ми́ глаго́лом нечи́стых усте́н мои́х, тво­ей ны́не по́мощи тре́бующаго. Се бо враг прелука́вый на вся́ко вре́мя тщи́тся мя погуби́ти, неки́й го́рько поглоти́ти ду́шу мою́, и несть мне спасе́ния, иде́же по́мощь прий­ти, зане́ не́мощию пло́ти моей обложе́н есмь и страстьми́ весь до́лу приклони́хся, не и́мам к Бо́гу дерзнове́ния. Ны́не же то́чию к тво­е­му́ поверга́ю себе́ заступле́нию: поми́луй мя, омраче́ннаго все́ми злы́ми де́лы, воз­де­жи́ о мне всечестне́и твои́ ру́це ко Го́споду, о моли́твенниче те́плый, Савва́тие преподо́бне, да за благоутро́бие щедро́т Свои́х пода́ст ми грехо́в оставле́ние, и в День Су́дный изба́вит мя ве́чнаго муче́ния, и Ца́рствия Сво­е­го́ сподо́бит благода́тию Свое́ю, Ему́же бу́ди все­гда́ сла­ва́, честь и поклоне́ние во ве́ки. Ами́нь.

    История появления акафиста

    Отец Савватий пришел послушником в Кирилло-Белозерский мужской монастырь в 1396 году. Монах усердно трудился, дни и ночи проводил в молитвах, отличался смирением и праведным поведением. Савватия уважали и почитали в обители, а вскоре и за ее пределами. Сам же слуга Божий стремился глубже познать силу веры и развиваться духовно в уединении.

    Стремление к уединению привело Савватия на Валаам. Но в Валаамской обители о подвигах святого вскоре прознали люди. Почести и внимание тяготили его, и он не обрел на острове спокойствия. Узнав о безлюдном Соловецком острове, Савватий счел его лучшим местом для служения Господу и решил покинуть монастырь.

    Игумен воспротивился желанию отшельника, но Савватий был непреклонен и отправился в путь. По дороге к острову он беседовал с людьми, которые с удивлением спрашивали, как же он будет жить в таком далеком и пустынном месте. Святой отвечал, что Господь дает силы и питает рабов своих.

    Остановившись однажды в небольшой часовне, Савватий познакомился с отцом Германом. Герман был отшельником и жил уединенно. После знакомства и беседы они отправились на дальний остров вместе. Избранники Божьи добрались до места в старой лодке. Путь был долгим, всю дорогу старцы усердно молились.

    Шесть лет прожили старцы вдвоем на пустынном острове, в лишениях и непрерывной молитве. Затем Герман покинул остров и обосновался на реке Онеге в уединенной келье, а Савватий остался в полном одиночестве. Когда старец предвидел свою кончину, он отправился на берег, где принял причастие.

    Савватий отошел к Господу в 1435 году и был похоронен близ реки Выг.

    После смерти святого на остров приезжали другие отшельники, и был основан Соловецкий монастырь. В 1436 году отец Зосима познакомился с отшельником Германом и прибыл на Соловецкий остров, где жил Савватий. Постепенно к Зосиме стали съезжаться ученики, и началось строительство будущей обители. В 1465 году мощи отца Савватия привезли в Соловецкий монастырь, которым в то время руководил отец Зосима.

    Первоначальный вариант акафиста святым отцам Зосиму и Савватию был составлен в 1825 году иеродиаконом Киприаном, служащим в Соловецкой обители. Спустя 5 лет игумен монастыря Александр обновил молитвенный текст. Новая редакция акафиста, посвященная трем отцам: Зосиму, Савватию и Герману, была принята в конце XX века.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: