История и архитектура храма Вознесения Господня
В самом конце XVII века Данилов монастырь пожертвовал принадлежащий ему земельный участок в Земляном городке за Серпуховскими воротами для постройки храма. К началу XVIII века деревянный храм был построен и освящен во имя Вознесения Христова.
Вскоре на этом месте на средства сына Петра I царевича Алексея было начато строительство каменного храма. В 1714 году был освящен нижний придел во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Однако царевич Алексей в 1716 году тайно выехал из России, а по возвращении через два года был лишен Петром I права на престолонаследие. С прекращением финансирования дальнейшее строительство было остановлено. В этом же 1718 году царевич Алексей решением суда был осужден на смерть, однако до казни не дожил и умер в Петропавловской крепости.
По просьбе православной общины строительство собора было возобновлено в 1756 году во время царствования императрицы Елизаветы. Через шесть лет храм был полностью построен.
Окончательный вариант собора исполнен в стиле зрелого барокко. Уже в середине XIX века к нему были пристроены трапезная палата с приделами свт. Сергия Радонежского и свт. Николая, а также трехъярусная колокольня, построенная в стиле классицизма.
Архитектура храма Вознесения Господня – стиль зрелого барокко
В тридцатые годы безбожная власть разрушила храм Вознесения Господня и устроила в уцелевших помещениях государственные учреждения. С того времени и до 1991 года храм был недействующий. В девяностые годы после проведения реставрационных работ он был заново освящён и открыт.
На территории собора построена также часовня в честь княгини Ольги. Кроме основного престола Воскресения Господня здесь освящен престол преподобного Алексия, человека Божия.
Отличительной особенностью храмового комплекса является то, что его наружная часть выкрашена в красные и белые цвета.
Расписание
Ежедневно храм на улице Большой Серпуховской проводит богослужения, различные таинства и обряды. Их расписание можно узнать у священнослужителей, по контактному номеру телефона или на официальном сайте этого святого места.
Расписание богослужений в храме, которые проводятся регулярно:
- 08:00 (с понедельника по пятницу) – Литургия.
- 09:00 (воскресенье) – Литургия.
- 17:00 (ежедневно кроме субботы) – Вечерня, Утреня.
- 17:00 (суббота) – Всенощное Бдение.
Ежедневно на территории церкви священнослужители совершаю такие требы:
Это интересно!Что нужно для поминок на 1 год.
Требы | Описание |
Молебен о здравии | Записки о здравии подаются ежедневно до 09:00 в будние дни и до 10:00 в воскресенье и дни больших праздников. Молебен читают в будние дни в 10:00, в воскресенье и праздничные дни в 11:00. |
Молебен за упокой | Можно заказать на 40 дней, полгода, год и 3 года. |
Крещение | Детей до 15 лет крестят в выходные дни в 11:00, взрослых – в 15:00. Для крещения ребенка следует иметь при себе свидетельство о его рождении и паспорта крестных родителей. |
Венчание | Пройти обряд венчания можно только после регистрации брака в ЗАГСе. Обряд совершается по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. |
Каждую пятницу на территории храма Вознесения Господня, расположенного возле метро Серпуховская, проводятся беседы священнослужителей с людьми, которые желают пройти обряд Крещения или венчания.
Обратите внимание! К священнослужителям церкви Вознесения Господня можно также обратиться для соборования, причащения, отпевания, освящения дома, квартиры или машины. Возможно проведение этих таинств и обрядов на дому.
Святыни и настоятели
В настоящее время в храме пребывает большое число святынь, к которым может приложиться православный человек:
- частицы мощей князя Александра Невского и свт. Луки (Войно-Ясенецкого);
- икона Николая Чудотворца, содержащая частицу гроба;
- частица Животворящего креста Господня.
Среди икон можно отметить Иерусалимскую икону Богородицы, иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица», в которых находятся частицы коры Мамврийского дуба. Этот дуб упомянут в Ветхом завете в книге Бытия как место, где Аврааму явился Господь. Есть также старинные иконы преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Мощевик
Покров Божей Матери
Ковчежец с частицами мощей Преподобного Алексия
Первым настоятелем храма после его возвращения в лоно русского православия стал насельник Данилова монастыря архимандрит Савва. Как садовники бережно ухаживают за своим садом, так настоятель взращивал души своих духовных чад. В настоящее время настоятелем является протоиерей Константин Татаринцев.
Вознесение Господне. Событие праздника
После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).
«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:
И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.
Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.
График богослужений и где находится
Богослужения совершаются ежедневно. Утренняя Литургия в 8 часов, вечерняя в 17 часов. По воскресным дням и праздникам Литургия служится в 9 часов утром, а в 17 часов служится вечерня с чтением акафиста Иерусалимской иконе Божией Матери. Более точное расписание богослужений можно найти на сайте прихода: https://www.voznesenie.ru.
Храм находится в Москве по адресу улица Большая Серпуховская, 24. Ехать до станции метро «Серпуховская» или «Добрынинская».
Богослужения в святой обители проводятся ежедневно
В России построено много церквей в честь Вознесения Христова. Среди них выделяется храм за Серпуховским воротами. Это прекрасный архитектурный ансамбль, выстроенный в стиле барокко, пробуждает у москвичей и паломников из иных мест самые теплые чувства в их душах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Современное состояние
Сегодня при храме открыты:
- Детская воскресная школа: в ней учатся дети 4-7 и 7-14 лет. На уроках учеников учат Слову Божьему, Библии, разбирают Евангелие;
- Взрослые курсы: сюда могут прийти все желающие старше 16 лет. Занятия касаются Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, богословия, истории православия и России. Занятия проводят преподаватели-выпускники Свято-Тихоновского гуманитарного училища и Санкт-Петербургской духовной академии;
- Паломничество для детских и взрослых групп, посещение музеев и концертов в Москве и других городах;
- Социальная деятельность в больницах — Ожоговом центре НИИ хирургии Вишневского и Детской клинической больнице №1;
- Музыкальная школа для детей: речь идет об уроках пения;
- Курс изобразительного искусства для детей: рисование, аппликации, поделки;
- Для всех желающих проводятся огласительные беседы перед крещением и венчанием.
С 1995 года при церкви действует приют. В 2004 году в связи с ремонтом он был временно расформирован, но с 2005 года действует в штатном режиме. Приют рассчитан на 12 человек – детей военнослужащих, погибших в горячих точках. Дети 10-12 лет учатся в кадетской школе, дополнительные занятия обеспечивает детский дом.
Спасский храм города Серпухова
Исторические достопримечательности родного края (Волгоград)
Летом 1589 года на берегу Волги был заложен храм Иоанна Предтечи (Волгоград), строительством которой была заложена крепость Царицын. В строительстве церкви приняли участие по одной из версий астраханские, по другой – донские казаки…
История и современное состояние духовной культуры города Серпухов
Никольский Собор г. Серпухова
Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает, бесспорно, первое место, как по художественным достоинствам…
ИСТОРИЯ ГОРОДА
Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой « Знамение»
Обет возвести Знаменскую церковь дал еще дед писателя – Степан Михайлович Аксаков в те времена, когда переселялся из Симбирской губернии со своим семейством и крепостными крестьянами в «неизвестную басурманскую сторону»…
Культурное наследие Гомеля
Достопримечательности города
Общественно-политическая жизнь Красноярска в годы Перестройки
Развитие города
В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие…
Основание Благовещенска Амурской области
Основание города
21 мая (2 июня по новому стилю) 1856 года вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещен военный отряд численностью около 500 человек под началом командира 2-й Забайкальской казачьей конной бригады Н. А. Хилковского…
Основание Самары (население города и его окрестностей)
«Расцвет» города
«Новый русский Орлеан» (как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался – раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные …
Особенности Алупки как курортной зоны
История города
Алупка – небольшой город на Южном берегу Крыма, который территориально входит в Ялтинскую курортную зону. Расстояние от нее до Ялты — 17 километров. Весь город протянулся вдоль побережья на 4,5 километра…
Пешеходная экскурсия по Балаклаве
Храм Двенадцать Апостолов
Здание храма 15 мин. Создание храма. Восстановление храма. Основные события. Освящение. Группу поставить у входа в храм, напомнить правила повещения храма. Показ и рас сказ…
Храмы и мечети города Петропавловск
Храм Пресвятого Сердца Иисуса
Католический храм относится к римско-католическому приходу «Святой Троицы». Первоначально костел (часовня, 1911 год) размещался в деревянном здании. Там же по воскресным дням работала воскресная школа для обучения грамоте детей-католиков…
Храмы и мечети города Петропавловск
Вознесенский собор, позже Храм вознесения господня
Храм вознесения господня- это Вознесенский кафедральный собор. Заложен он был летом 1865 года. Собор стоял в самом центре города на Соборной (ныне Театральной) площади. Первоначальный цвет собора был красным…
Храмы и мечети города Петропавловск
Храм святой Марии Магдалины
церковь мечеть собор храм Мариинская железнодорожная церковь (Святой равноапостольной Марии Магдалины) была построена в 1899-1900 годах на средства Сибирской железной дороги и фонда императора Александра III, по ул. Сатпаева…
I. Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца
Коротко о главном Тип постройки: Церковь. Престолы: Георгия Победоносца Дата постройки: Между 1895 и 1903. Адрес: г. Краснодар, ул. Седина, 170 (угол ул. Северная) История этого дивного храма…
Экологические проблемы Астрахани
1.3. Проблемы города
В Астраханскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение астраханцев, возмущенных захламленностью улиц нашего города и тем, что муниципальные органы власти не принимают мер по санитарной очистке города от разных отходов…
Источник: https://etno.bobrodobro.ru/694
Вознесение Господне. Иконы
В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.
Вознесение-Пятидесятница. Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись
Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.
Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия
В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.
В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.
Вознесение Господне. Роспись купола церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последняя четверть XII в.
На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция
В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а».
Вознесение. 847–855 гг. Базилика Сан Клементе, Рим, Италия
В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков — в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», — прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.
Вознесение. 1390-е годы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, Новгород
Вознесение. Центральная часть композиции, 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород
В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.
Вознесение. Середина XV века. Из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Москва, Государственная Третьяковская галерея
В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.
Икона Вознесение Господне. Новгород. Конец XV в..
На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).
Вознесение. Ок. 1497 г. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, Россия
Вознесение. Середина — третья четверть XV в. Из праздничного чина середины — третьей четверти XV в. из собраний М. Н. Попова и П. Д. Корина. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника — радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.
Вознесение Христово. Последняя четверть — конец XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва
Вознесение. Середина XVII в. Икона происходит из праздничного чина церкви Успения села Секша Любимского района Ярославской области. Ярославский художественный музей, Ярославль
Вознесение. Середина XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Вознесение. Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822 г.
Партнеры
Отслужить панихиду в день гибели лётчика дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца попросил вице-президент “Фонда по увековечению памяти Героев Отечества имени первого дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца “ПОБЕДИТЕЛЬ” и руководитель целевых программ Аппарата Общественной Палаты Союзного государства Пётр Николаевич Чуйко.
Печально, но до сих пор нет точных сведений о месте захоронения прославленного аса.
Место проведения панихиды было выбрано с особым смыслом.
Участники панихиды:
Бикеев Т.Р. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1975 года;
Бодрихин Н.Г. – писатель, автор 30 книг по истории авиации;
Галимжанов Н.М. – член президиума “Совета генералов” Республики Казахстана, генерал-майор;
Грешников А.В. – сотрудник Министерства иностранных дел, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1988 года;
Захаренко Н.Б. – ветеран Троицкого и Новомосковского административного округа города Москвы;
Кузнецов Д.А. – президент фонда “Набат Родины”;
Миронова Г.Г. – Иркутское землячество “Байкал”;
Нечёса Я.В. – Российский Союз ветеранов;
Петухов В.И. – ветеран Военно-воздушных сил;
Политучий И.В. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1984 года;
Прядко В.В. – выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1973 года;
Путятин С.И. – генеральный директор фонда “Победитель” имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1979 года;
Скворцова Г.И. – руководитель музыкально-творческого ансамбля “Смородина”;
Тараненко П.И. – член правления общественной организации “Лётное братство” имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1970 года и др.
Трифонов А.А. – депутат Совета депутатов поселения Внуковское города Москвы;
Филатов И.А. – заместитель председателя Совета депутатов поселения Внуковское города Москвы;
Чайка И.Б. – заслуженный военный летчик РФ, начальник лётно-испытательной станции Кубинского авиаремонтного завода, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1974 года;
Чуйко П.Н. – вице-президент фонда “Победитель” имени С.И. Грицевца, выпускник ХВВАУЛ имени С.И. Грицевца – 1970 года;
Шевченко Е.Г. – Иркутское Землячество “Байкал”;
Яскевич А.Н. – представитель ГК ВКС;
Совет
Служил панихиду настоятель храма протоиерей Константин, человек удивительной судьбы. Кое-что он рассказал о себе сам. Но, желая узнать больше, я нашёл в интернете о нём статью Дениса Тыкулова “Протоиерей Константин Татаринцев: священник, учивший Джохара Дудаева управлять самолётом”:
В кабинете отца Константина, настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, помимо икон висят фотографии реактивных истребителей, а на книжной полке требник соседствует с книгой о военной системе Суворова “Не числом, а уменьем”…
Отец Константин родился в семье кадрового военного, учился в английской спецшколе на Кутузовском проспекте.
Когда пришло время выбирать институт, детские мечты о том о профессии лётчика забылись, и он, увлёкшись точными науками, поступил в Московский энергетический институт. Впрочем, летать Константину Татаринцеву всё равно довелось. Более того, во время службы в армии жизнь его столкнула с Джохаром Дудаевым, в то время полковником Советской Армии.
После окончания вуза, получив специальность инженера-физика, Константин Татаринцев остался работать в институте на кафедре низких температур, а параллельно поступил в аспирантуру мехмата Московского университета.
Но учёбу пришлось прервать в связи с призывом в Вооружённые силы.