Священномученик Климент – покровитель русского народа


Икона Климента папы Римского со сценами жития на фоне. Пермская икона. Первая половина 17 века

Климент I
(лат. Clemens, греч. Κλήμης; + 101), епископ Римский, священномученик Память 25 ноября, 30 января — обретение мощей ок. 855-967 годов [1], 24 ноября (Греч. [2])

Родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлучённый с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Климент был также сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Флп. 4, 3) Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67-79), и его преемника, святителя Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещённых были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.

Сщмч. Климент Римский совершает литургию. Фреска в римском соборе Сан-Клементе (XI в.)

По преданию, император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать в тяжёлых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году [3].

По молитвам верных учеников святителя Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его святым мощам. Только в веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

Мироточивая глава сщмч. Климента Римского. Дальние пещеры Киево-Печерской лавры

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была отнесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и вместе с мощами святого Фивы положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента.
Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры [4].

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Сщмч. Климент Римский. Икона. Русский Север (нач. XVI в.)

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2

(Подобен: Твердыя:)

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2

, на обретение мощей [5]

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Мученичество Климента Римского.

О жизни и смерти Святого Климента Римского точно ничего не известно. О его биографии мы узнаем в основном из апокрифических текстов.

Около 110 года Климент Римский был приговорен к мученической смерти императором Траяном. Еще до этого он был изгнан в Крым, но с успехом проповедовал там. Согласно историческим данным, благодаря его деятельности более 2000 человек, живущих на территории Крыма стали христианами, было построено более 75 церквей. Траян приказал привязать Климента Римского к якорю и бросить в море.

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Из старых изданий сочинений Климента Римского лучшее — Миня, «Patrologiae cursus» (ser. lat., т. I); затем Hilgenfeld, «Novum Testamentum extra canonem receptum». «Recognitiones» издал Герздорф (Лейпциг, 1838), гомилии — Лагард (Лейпциг, 1865), Послания к девственницам — Беелен (Лувен, 1856). Новейшее издание одного греческого текста — митрополита Вриенния (Константинополь, 1875).

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Четвертый Папа Римский.

Св. Климент Римский был третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, — является четвертым Папой Римским. Его служения в качестве Папы, скорее всего длилось с 92 по 101 гг. Его предшественниками являются Лайнус / Лин и Клетус / Клет.

По словам Тертуллиана, Климент Римский был рукоположен святым Петром. Св. Иероним утверждал, что Климент был непосредственным преемником Апостола Петра. Климент был четвертым Папой Римским.

Ориген отождествляет Папу Климента I с товарищем-соратником Павла, который упоминается в Послание к Филиппийцам.

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.

Однако, не подтвердить, не опровергнуть эту версию нет возможности. Убедительных доказательств того, что Климент Римский был лично знаком хотя бы с одним из апостолов нет.

Некоторые также отождествляют Климента Римского с консулом Флавием Климентом, который был убит своим двоюродным братом в конце своего консульства, однако, это ошибочное мнение. Маловероятно, что Климент Римский был членом императорской семьи. Постоянное использование цитат из Ветхого Завета в богословском творчестве свидетельствует о том, что Климент Римский, вероятно, он был еврейского происхождения.

Также весьма вероятно, что он был вольноотпущенником или сыном вольноотпущенника. Его семья могла проживать в Риме.

Священномученик Климент, папа Римский. Православный календарь на 8 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

8 декабря (25 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 25-я по Пятидесятнице (двадцать пятый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память 20 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

***

Священномученик Климент, папа Римский. В московском Замоскворечье есть храм, впервые упомянутый ещё в начале XVII века. Церковь с несколько необычным для православного слуха названием — священномученика Климента, Папы Римского. Но это только в течение последней тысячи лет мы воспринимаем глав Римского престола как отдалившихся от Православия. В первые же века христианства это были истинные наследники первоверховного апостола Петра. И одним из первых среди них стал святитель Климент.

Православный Папа Римский: 8 декабря — память священномученика Климента, Папы Римского

Священномученик Климент родился в Риме в знатной семье, получил прекрасное образование, был окружён роскошью и приближен к императорскому двору. Но узнав о Христе, юный Климент оставил дом и имение и отправился в земли, где проповедовали апостолы. Прибыв в Палестину, он принял Крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником. А незадолго до своей мученической смерти апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа города Рима.

В IX веке Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. После соборного служения этих святых и прибывшего с ними из Царьграда духовенства на поверхности моря чудесно появились святые мощи епископа Климента. После этого их торжественно перенесли в храм. И сегодня, вспоминая мученический подвиг священномученика Климента, Папы Римского, мы должны понимать, как тяжело было проповедовать Слово Божие в первые века христианства. Но богодухновенные труды именно этих людей в те годы изменили весь мир.

Фото: pravoslavie.ru

***

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой конца III — начала IV столетий, один из первых обличителей еретика Ария. Последний из александрийских мучеников, принявший страдания и смерть за верность христианской вере, проповедь Слова Божия и архипастырские труды в 311 году от Рождества Христова, в период антицерковных гонений императора-язычника Максимина. Когда владыка Петр сам вышел на казнь навстречу своим палачам, голос с Небес возвестил:

Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников.

После святителя осталось немало богословских трудов, в том числе «О Божестве», который зачитывался впоследствии на Ефесском и Халкидонском Соборах, а также знаменитые «Правила».

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Петр Галатийский. О святом Петре из житийной литературы известно немного. Девятилетним отроком он покинул родительский дом и в устремлении к духовной жизни сначала отправился в Святой град Иерусалим, а затем — в Антиохию, где затворился отшельником в пещере. Здесь святой Петр на долгие годы предался подвигам молитвы и строжайшего воздержания, только через день он принимал хлеб и воду. Господь удостоил святого Петра дара чудотворений, исцеления телесных недугов и изгнания бесов. Преподобный Петр Галатийский отошел ко Господу около 429 года, будучи 99-летним старцем. Из столь долгих лет своей земной жизни девяносто он посвятил непрестанному служению Богу.

Преподобномученица Магдалина (Забелина; 1931), священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, Григорий Воинов, Иоанн Тарасов, Василий Парийский, Косма Коротких, Иоанн Владимирский, Симеон Афонькин, Иларион Соловьёв, Ярослав Савицкий, Александр Вершинский, Иоанн Янушев, Виктор Смирнов, Андрей Шершнев, Варлаам Попов, пресвитеры, мученики Павел Кузовков (1937) и Николай Копнинский (1938). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане), монахиня и миряне Русской Церкви, пострадавшие за верность Христу в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

КЛИ́МЕ́НТ I

КЛИ́МЕ́НТ I (лат. Clemens), Кли­мент Рим­ский (? – ок. 101, Хер­со­нес Тав­ри­че­ский, ны­не тер­ри­то­рия Се­ва­сто­по­ля, Крым), апо­стол из чис­ла се­ми­де­ся­ти, один из му­жей апо­столь­ских, па­па Рим­ский (ок. 92 – ок. 101), отец и учи­тель Церк­ви, свя­щен­но­му­че­ник.

По сви­де­тель­ст­ву сщмч. Ири­нея Ли­он­ско­го, К. I ви­дел апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, об­щал­ся с ни­ми, слу­шал их про­по­ведь. Со­глас­но Тер­тул­лиа­ну, Ие­ро­ни­му Бла­жен­но­му и еп. Епи­фа­нию Кипр­ско­му, К. I был по­свя­щён в сан епи­ско­па ап. Пет­ром, за­ни­мал рим. ка­фед­ру по­сле Ли­на и Анак­ле­та. Со­глас­но Ев­се­вию Ке­са­рий­ско­му, К. I скон­чал­ся в тре­тий год цар­ст­во­ва­ния имп. Трая­на, пре­ем­ни­ком К. I был Эва­рист. Из­вест­ны при­ме­ры об­ра­ще­ния римлян к Хри­сту, от ра­бов до чле­нов имп. се­мьи, бла­го­да­ря про­по­ве­ди Кли­мен­та I.

«Святой Климент I». Фрагмент мозаики на южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 6 в.

Ав­то­ри­тет К. I уже в древ­ней Церк­ви спо­соб­ст­во­вал то­му, что ему при­пи­сы­ва­лись разл. со­чи­не­ния. Од­на­ко един­ст­вен­ным, не вы­зы­ваю­щим со­мне­ния в его ав­тор­ст­ве, яв­ля­ет­ся «Пер­вое по­сла­ние к ко­рин­фя­нам Кли­мен­та Рим­ско­го», со­з­дан­ное на греч. яз. во вре­мя прав­ле­ния имп. До­ми­циа­на (81–96). По­сла­ние бы­ло на­пи­са­но К. I от име­ни Рим. церк­ви к Ко­ринф­ской церк­ви по по­во­ду рас­при, про­изо­шед­шей ме­ж­ду ве­рую­щи­ми, и по­ве­ст­ву­ет об ие­рар­хич. строе цер­ков­ной жиз­ни, не­об­хо­ди­мо­сти апо­столь­ской пре­ем­ст­вен­но­сти пред­стоя­те­лей церк­вей. По­сла­ние – один из древ­ней­ших и ав­то­ритет­ней­ших па­мят­ни­ков хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти, уже в древ­но­сти оно име­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. По сви­де­тель­ст­ву Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, оно чи­та­лось в церк­вах за бо­го­слу­же­ни­ем на­ря­ду с апо­столь­ски­ми по­сла­ния­ми и по­ме­ща­лось в од­них с ни­ми ко­дек­сах.

К. I при­пи­сы­ва­ет­ся сб-к со­чи­не­ний «Кли­мен­ти­ны» (Clementina), или «Псев­до-Кли­мен­ти­ны», от­но­ся­щий­ся к апок­ри­фам. «Кли­мен­ти­ны» сто­ят в од­ном ря­ду с мно­го­числ. апок­ри­фич. дея­ния­ми апо­сто­лов, со­став­лен­ны­ми в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва. В сб-ке объ­е­ди­ня­ются 5 па­мят­ни­ков: «По­сла­ние ап. Пет­ра к Иа­ко­ву Пра­вед­но­му, пер­во­му еп. Ие­ру­са­ли­ма», с ко­то­рым со­еди­не­но т. н. «Сви­де­тель­ст­во для по­лу­чаю­щих кни­гу»; «По­сла­ние Кли­мен­та к Иа­ко­ву»; 20 «Бе­сед»; «Встре­чи» («Уз­на­ва­ния», греч. ’Aνaγυώσεις, лат. Recognitiones) в 10 кни­гах, ре­дак­ция ко­то­рых со­хра­ни­лась в лат. пе­ре­во­де 4 в. Ру­фи­на Ак­ви­лей­ско­го; т. н. «Со­кра­ще­ние дея­ний Пет­ра». К. I при­пи­сы­ва­ют­ся так­же «Вто­рое по­сла­ние к ко­рин­фя­нам Кли­мен­та Рим­ско­го», «Два ок­руж­ных по­сла­ния к дев­ст­вен­ни­цам» и не­ко­то­рые др.

Счи­та­ет­ся, что К. I (а так­же па­пе Рим­ско­му Фа­биа­ну) при­над­ле­жит ини­циа­ти­ва со­став­ле­ния пер­вых, не до­шед­ших до нас, сб-ков жи­тий му­че­ни­ков.

Позд­ней­шие пи­са­те­ли пред­став­ля­ют К. I му­че­ни­ком: о его кон­чи­не со­об­ща­ют «Му­че­ни­че­ские ак­ты», да­ти­рую­щие­ся 4 в. Со­глас­но этим ак­там, за рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва К. I был со­слан рим. вла­стя­ми на ок­раи­ну Рим. им­пе­рии, в ка­ме­но­лом­ни Хер­со­не­са Тав­ри­че­ско­го – тра­диц. ме­сто ссыл­ки хри­сти­ан. Его мис­сио­нер­ская дея­тель­ность в Хер­со­не­се вы­зва­ла гнев вла­стей: с при­вя­зан­ным на шее гру­зом (яко­рем) К. I был уто­п­лен в мо­ре. Со­глас­но «Жи­тию» (4–5 вв.), его те­ло, вы­не­сен­ное на бе­рег, бы­ло по­хо­ро­не­но уче­ни­ка­ми на не­боль­шом ост­ров­ке (в совр. Ка­зачь­ей бух­те Се­ва­сто­по­ля). Его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в нач. 860-х гг. и по ини­циа­ти­ве Кон­стан­ти­на Фи­ло­со­фа (см. в ст. Ки­рилл и Ме­фо­дий) пе­ре­не­се­ны в Хер­со­нес. За­тем Кон­стан­тин и Ме­фо­дий дос­та­ви­ли часть мо­щей в Рим, где они со­хра­ня­ют­ся до­ны­не в ба­зи­ли­ке Св. Кли­мен­та. Часть мо­щей ос­та­ва­лась в со­бор­ном хра­ме Хер­со­не­са (т. н. Ува­ров­ская ба­зи­ли­ка) до 10 в. Ки­ев­ский кн. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич, воз­вра­ща­ясь на Русь по­сле взя­тия Хер­со­не­са, пе­ре­нёс часть мо­щей К. I (гла­ву) в Ки­ев, где впо­след­ст­вии она пре­бы­ва­ла в Де­ся­тин­ной церк­ви; ны­не, со­глас­но цер­ков­ной тра­ди­ции, гла­ва К. I на­хо­дит­ся в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре. Эти мо­щи ста­ли пер­вой хри­сти­ан­ской свя­ты­ней на Ру­си. В 11 в. бы­ло на­пи­са­но пер­вое рус. со­чи­не­ние о К. I – «Сло­во на об­нов­ле­ние Де­ся­тин­ной церк­ви». Пер­вый на Ру­си ка­мен­ный храм в его честь был за­ло­жен в 1153 в Ла­до­ге; из­вест­ны так­же хра­мы в Пско­ве, Ве­ли­ком Нов­горо­де, Тве­ри, Мо­ск­ве, Ин­кер­ман­ский Свя­то-Кли­мен­тов­ский мон. (близ Се­ва­сто­по­ля).

Дни па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной це­рк­ви – 25 но­яб. (8 дек.), 22 апр. (5 мая), 10(23) сент., 4(17) янв. в Со­бо­ре 70 апо­сто­лов, в Со­бо­ре всех пре­по­доб­ных от­цов, 15(28) дек. в Со­бо­ре Крым­ских свя­тых; по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 23 но­яб­ря.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: