История
Новоспасский монастырь, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холме в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а настоятель архимандрит Симеон был убит. В конце 15 века монастырь был переведён на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег реки.
По местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы деревянная ограда была заменена каменной с бойницами.
Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.
В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17 веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Пётр Первый. Хотя в то время шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Федор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали монастырь царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать, но чудом ей удалось уцелеть.
В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества и монастырь стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравственного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.
В 1918 году обитель была закрыта. Территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В храмах разместились архив НКВД Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать постройки. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии и стала восстанавливаться.
Экскурсии по обители
Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба. После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея. Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.
Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.
Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью. Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.
Храмы
Первоначально храм и другие строения Новоспасского монастыря были деревянными. В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645–1647 годах над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием.
Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь.
На входе видим колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Её высота на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ярусе находятся парадные входные ворота. Во втором ярусе — храм Преподобного Сергия Радонежского.
Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673–1675 годах. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.
Храм Иконы Знамения Богоматери Новоспасского монастыря был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи — преподобного Романа Сладкопевца.
Святыни Новоспасского монастыря
К наиболее почитаемым святыням обители, куда ежегодно стекаются тысячи паломников, относятся:
- икона Богоматери «Всецарица» в Новоспасском монастыре, являющаяся копией с чудотворного образа, хранящегося в Ватопедской обители на греческой горе Афон;
- икона «Нерукотворный Спас» – копия реликвии, утраченной в годы прихода к власти большевиков;
- пояс св. Иоанна Кронштадтского, с помощью молитвы сотворившего не одно чудо исцеления при жизни;
- колокол «Романовский» массой около 16 т, представляющий собой копию колокола, уничтоженного в годы Советской власти;
- пятиярусный иконостас Преображенского собора, который украшает Смоленская икона Богоматери, а также изображения Христа, апостолов, пророков и Бога-Отца;
- 2 ковчежца с мощами: первый содержит мощи святых настоятелей монастыря, другой – частицы риз Богоматери и Иисуса, иерусалимского Креста Господня, а также мощей учеников Христа, великомучеников, преподобных оптинских старцев и других святых.
Икона «Всецарица»
Это величайшая святыня Афона, список с образа чудотворного (оригинал находится на горе Афон в монастыре). Подарена святой обители в 1997 году.
Множество людей приходят в монастырь, чтобы прикоснуться к этой иконе. Она помогает и исцеляет страждущих. И давно было замечено, что особая помощь от «Всецарицы» приходит к больным раком.
Получают надежду на исцеление и вылечиваются многие страдающие от алкоголизма, курения и наркомании.
В стенах монастыря есть возможность приобрести освящённый после молебна елей для помазания болящих, а также молитву с изображением иконы.
Как доехать на метро до Новоспасского монастыря в Москве
Понять, как быстро добраться на метро до монастырского комплекса, совсем несложно. Вам следует доехать до станций метро Пролетарская или Крестьянская застава и пройти около 500 м по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. На перекрестке, где вы окажетесь через 10 минут, здания монастыря уже будут заметны.
Новоспасский монастырь в Москве – один из самых значимых символов русского православия, в котором отчетливо чувствуется атмосфера прошлых эпох.
Получить исчерпывающую информацию об истории обители и богослужениях можно на сайте новоспасский-монастырь.рф.
Достопримечательности Москвы openmoscow.ru
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Крестьянская площадь, 10, метро «Пролетарская», «Крестьянская Застава»
История монастыря до 1917 г. Монастырь в советский период Возрождение обители Где находится, как добраться, правила посещений
История Новоспасского монастыря до 1917 года
Новоспасский ведёт свою историю от старейшего монастыря Москвы. Монастырь во имя Всемилостивого Спаса — Спасский — был основан в конце XIII века святым благоверным князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Первоначально он располагался у Серпуховской заставы, на месте, где ныне находится Свято-Данилов монастырь. Сын святого князя Даниила Иоанн Калита около 1330 года перенёс Спасский монастырь в Кремль на Боровицкий холм поблизости к великокняжескому дворцу. Причиной переноса послужила набожность Великого Князя Иоанна Калиты, пожелавшего «…близ себе учинити ю (обитель), хотя всегда въ дозоре видети ю…». Он хотел видеть рядом с собой не просто монастырь, а благоустроенную обитель с большим числом монахов и заново отстроенными помещениями. Об этом свидетельствует Никоновская летопись: «И собра иноков много, и възлюби монастырь той паче инех монастырей, и часто в он прихожаше молитвы ради со многим смирением и благоговением… и многу милостыню и вся потребная подаше тамо живущим иноком». Спасский монастырь был местом богомолья великих князей и их семейств, чему способствовала близость монастыря к великокняжескому дворцу и отсутствие храма в самом дворце. Здесь вплоть до XV века Великие князья погребали своих жён и детей. Представители московского княжеского рода погребались в притворе Спасского собора по примеру древних константинопольских церквей, где хоронили правителей в притворах «как вратников храма». Эта часть храма сохраняла первоначальное устройство усыпальницы до конца XIX века. Принявший перед кончиной постриг и схиму в Спасском монастыре Иоанн Калита был похоронен во вновь устроенном Архангельском соборе Кремля, который стал усыпальницей московских князей. Соборный храм старого Спасского монастыря — собор Спаса на Бору — древнейший из существовавших в Москве в начале XX века, стоял во дворе Большого Кремлёвского дворца, но был варварски уничтожен в 1933 году. В 1382 году при нашествии хана Тохтамыша Спасский монастырь был разграблен и сожжен, а его настоятель архимандрит Симеон убит. При содействии великого князя Дмитрия Донского монастырь был восстановлен.
В 1490 году в связи со строительством нового государева двора Иоанн III решил перенести Спасский монастырь из Кремля на левый берег Москва-реки, вблизи дворца Сарайских и Подонских епископов (ныне — Крутицкое подворье) на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Уединённое место на береговой возвышенности Москвы-реки, откуда виден был Кремлёвский холм, хорошо подходило для иноческой жизни, поэтому здесь по повелению Иоанна III в выстроенном деревянном монастыре разместилась братия Спасского монастыря. После перенесения монастырь стал называться Новоспасским или монастырём Спаса на Новом, кроме того он сохранил свою роль царской комнатной, первостепенной обители.
В 1491 году князь Иоанн III выделил средства на сооружение каменного соборного храма во имя Преображения Господня. Освящён собор Преображения «Спаса на Новом» был 18 сентября 1497 года митрополитом всея Руси Симоном. Со времени своего основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. Уже в 1498 году в усыпальнице под собором был погребён Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин, московский боярин, брат Романа Юрьевича Захарьина, давшего фамилию будущей правящей династии Романовых. При Иване Грозном монастырь превратился в могучую крепость. Крепостные бревенчатые стены с башнями были усилены, выстроен дополнительный острожек, укреплённый земляным валом, тыном и окружённый рвом. Монастырь стал одним из форпостов Москвы с юга. Ему приходилось неоднократно защищать столицу от набегов татар. Так, в 1521 году он принимает участие в отражении набега татарского хана Махмет-Гирея, в 1571 году — хана Девлет-Гирея, в 1591 году — Казы-Гирея. По сигналу тревоги стрельцы из караульных помещений поднимались по каменным лестницам в толще стен к бойницам. В это время монахи разводили костры и готовили в чанах кипяток, чтобы потом вылить его на головы неприятеля. По врагам, подбиравшимся к крепости, били из бойниц нижнего яруса, бойницы второго яруса крепостных стен и башен разили неприятеля прицельным огнём, бойницы третьего яруса вели перекрёстный огонь. В начале XVII столетия монастырь выдержал осаду польских захватчиков. В Смутное время монастырь был опустошён, поскольку вблизи него пролегала дорога по которой проходили толпы поляков и литовцев. В это время многое из того, что было пожертвовано Великим князем Иоанном III, было утеряно. У стен монастыря воины-ополченцы готовились к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за неё свои головы». В начале Смуты в марте 1606 года по указу Лжедмитрия I в Новоспасский привезли из отдалённых северных и сибирских острогов тела Михаила и Александра Романовых, братьев Фёдора Никитича Романова, к тому времени ставшего патриархом Филаретом, которые пострадали при гонениях Бориса Годунова. Из тела были захоронены в соборном храме. Чуть раньше здесь был захоронен прах Василия Никитича Романова. Михаил Фёдорович Романов, вступив на престол, поспешил укрепить Новоспасский монастырь, поскольку не был уверен в прочности своего положения. По его приказу возводится новая крепостная стена из толстых дубовых стволов длиной 750 метров, а по её углам и у въездных ворот — башни с амбразурами для пушек. В 1640 году по указу царя Михаила Фёдоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 метра, толщиной в два метра, протяжённостью 650 метров, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8-ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жильё для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Фёдор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Фёдоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.
В последние годы царствования царь Михаил Фёдорович Романов приступил к постройке Преображенского собора на месте древнего собора, сильно пострадавшего в годы Смуты. Увидеть новый собор царю не довелось, поскольку через несколько месяцев после начала строительства (июль 1645 г.) он «отошёл ко Господу». Соборный храм был закончен уже после смерти Михаила Фёдоровича при его сыне царе Алексее Михайловиче. Собор был освящён 19 сентября 1647 года в присутствии молодого царя.
Ещё при Михаиле Фёдоровиче монастырь становится ближним царским богомольем. Сюда на богомолье часто приезжал патриарх Филарет, где служил панихиды по своим родителям и братьям.
Для размещения Патриарха монастырю был необходим келейный корпус, и в 1619 году Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На средства патриарха в монастыре был построен одноэтажный корпус келий, в котором также размещались баня, пекарня, кухня и другие помещения. В тоже время патриарх утроил на территории монастыря шатровую колокольню и в ней храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий патриарх был освобождён из польского плена.
Настоятелями монастыря в разное время были будущие патриархи Всея Руси: Иов (первый патриарх Всея Руси), Питирим, Никон. Архимандрит Симонова монастыря Иов был настоятелем Новоспасского монастыря с 1575 по 1581 гг. В 1581 году он присутствовал на соборе, созванном царём Иваном Грозным по вопросу о принятии Судебника. В 1586 году он был назначен архиепископом в Ростове, а 26 января 1589 года возведён в сан первого Патриарха Всея Руси. Патриарх Иов основал Донской монастырь. Иов был сторонником Бориса Годунова и оказал ему поддержку в возведении на престол. В 1605 году он был изгнан Лжедмитрием I и сослан в город Старицу. При Василии Шуйском был вызван в Москву на Всенародное церковное покаяние в Успенском соборе. Патриарх Иов скончался в изгнании в 1607 году. По указу царя Алексея Михайловича его останки перенесли в Москву и погребли в Успенском соборе Кремля. Патриарх Иов канонизирован русской православной церковью. Настоятелем в Новоспасский монастырь из Кожеозерской пустыни был переведён монах Никон, суровый аскет, за плечами которого было десять лет приходского священства, смерть троих детей, принятие пострига, три года отшельничества на Соловках и семь лет монашества в далёком северном монастыре. После назначения Никона архимандритом Новоспасского монастыря, началось его восхождение к вершинам власти, имевшее своим итогом церковную реформу, раскол церкви и появление старообрядчества. В 1649 году Никон стал митрополитом Новгородским, а после был возведён в сан всероссийского патриарха. В 1667 году Церковный собор низложил Никона, а после тот был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь, а после в Кирилло-Белозерский монастырь. Долгое время Новоспасский монастырь ассоциировался с личностью Никона, напоминая о том, что здесь началось его восхождение ко власти. Никон принял непосредственное участие в строительстве Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря.
В 1646 году бывшие на постое в Новоспасском афонские иноки рассказали Никону о появлении в городе Хлынове (современный город Вятка) чудотворного образа Нерукотворного Спаса. По инициативе Никона образ был затребован в Москву, так в монастыре появилась его главная святыня. 14 января 1647 года у Яузских ворот Алексей Михайлович и Патриарх Иосаф встретили икону. Царь лично внёс икону в Кремль, и до освящения собора Новоспасского монастыря чудотворный образ находился в Успенском соборе Кремля. В 1670 году икона Спасителя была отпущена с полком князя Ю. А. Долгорукова против Степана Разина, а после удачного завершения похода в благодарность за победу икона была украшена сребропозлащёной ризой, с бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом. К сожалению, в советское время образ, бывший главной святыней Новоспасского монастыря, был утрачен.
В 1654 году, когда свирепствовала чума, унёсшая жизни 2/3 населения Москвы, в Новоспасский монастырь была переведена царская казна. В конце XVII столетия Новоспасский был одним из самых богатых монастырей Москвы и одним из крупнейших вотчинников. За ним в «ружной книге» 1681 года числилось 14 тысяч крепостных. К монастырю был приписаны вотчины, рыбные ловли, угодья с сёлами, лесами и лугами. Братия монастыря к 1677 году достигла количества 138 человек. Царь Фёдор Алексеевич считал своим священным долгом каждую неделю бывать в монастыре для поклонения своим предкам, особенно, после того, как здесь была погребена его любимая тётка Ирина Михайловна. Посещали Новоспасский царевна Софья, цари Пётр и Иоанн. В это же время Новоспасский монастырь стал местом заключения преступников и еретиков. Здесь были устроены застенки и затворы. Сюда в 1618 году был прислан преподобный Дионисий настоятель Троице-Сергиевой лавры за самовольное исключение из требника в молитве при освящении Богоявленской воды слова «огнем», за что был признан еретиком. В Новоспасском монастыре его морили голодом и дымом. Впоследствии он был причислен к лику святых. Сюда направлялись для содержания до приговора мятежные стрельцы, прошедшие пытку в Преображенском и Сыскном приказах. Сюда для отбывания наказания были направлены некоторые учителя Московской духовной академии за приверженность к учению Сильвестра Медведева, сторонника Софьи Алексеевны, казнённого в 1691 году.
Пётр I в знак почтения к усыпальнице своих предков приказал отлить для обители колокол весом 1100 пудов, прозванный колоколом Петра Великого. С перенесением столицы из Москвы в Петербург Новоспасский монастырь постепенно стал приходить в упадок, поскольку значительные вклады в монастырь прекратились.
В царствование императрицы Анны Иоановны в монастырь присылали на иждивение военных инвалидов. В XVII веке Новоспасский нередко посещала императрица Елизавета Петровна. При ней же была заложена современная монастырская колокольня. В 1750 году с северо-западной стороны монастыря были выкопаны пруды: большой пруд прямоугольной формы и малый квадратной формы, а также был обновлён старый пруд с островом посередине. Пруды соединялись между собой и с Москвой-рекой подземными трубами. Рядом стояла монастырская баня. В прудах водились в изобилии плотва и караси. Ныне от системы прудов сохранился только один Новоспасский пруд прямоугольной формы с которого открывается живописный вид на монастырь.
В 1812 году обитель подверглась сильнейшему разрушению. Французы разграбили монастырскую ризницу, опустошили и сожгли кельи и другие строения. Историк И. М. Снегирёв писал: «В самый день вступления неприятеля в Москву, вечером, первые поляки появились для грабежа в беззащитный монастырь; на другой день, 3 сентября, пришли туда французы и, выслав поляков, стали продолжать грабёж в кельях и церквах. Наместник, желая их умилостивить, предложил им угощение хлебом и солью; но хищные враги тем не довольствовались, требовали от него денег, били его и привели его избитого с послушником в соборе. Там, поставив их среди храма на колени и примкнув к их груди ружья, велели исповедываться друг другу, как перед смертью; потом, грозя расстрелять, спрашивали, где скрыты монастырские драгоценности; при этом нанесли старцу несколько ран саблями, не вынудив у него признания ни угрозами, ни ранами, отпустили едва живого… Между тем, среди грабежа, буйства и бесчинства врагов в тот же день вечером от лесного ряда, загоревшегося при монастыре на северной стороне и от горючих веществ, брошенных французами, самый монастырь был объят пламенем… Ночью загорелась и колокольня, где упавший с ужасным треском колокол Петра Великого в тысячу пудов прошиб и обрушил своды Сергиевской церкви на втором ярусе и повис на развалинах первого; вслед за ним рухнул с четвёртого яруса полуелей в 425 пудов и разбил в мелкие части большой колокол. От этого потряслось всё огромное здание колокольни; разорвались железные в нём связи; но стены его и верх не повредились. Настоятельские покои с Покровскою церковью обращены были неприятелями в казармы, а Знаменская — в конюшню. Ограбив в церквах всё, что можно было захватить, (враги) в надежде найти сокровища, раскапывали могилы на кладбище монастырском, разламывали каменные гробницы в усыпальнице под собором и даже престолы и жертвенники в алтарях. Неприятели покушались было довершить разорение святой обители подорванием собора, где, по сказанию очевидцев, вырыли было и ямы для пороха; но того не успели сделать». Именно настоятелю Новоспасского архимандриту Амвросию (Орнатскому) в 1813 году было поручено возобновление некоторых московских монастырей, пострадавших от бесчинств армии Наполеона. За «особое старание и попечение» он был представлен к ордену Святой Анны второй степени. К 1820 году все здания обители, пострадавшие от бесчинств французов, были отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены построили новый двухэтажный корпус келий. В 30-40 годах XIX века обновили храмы монастыря. 2 ноября 1817 года Новоспасский монастырь посетил Император Александр I. 13 апреля 1900 года Новоспасский монастырь и усыпальницу Романовых посетили Государь Император Николай II с супругой Государыней императрицей Александрой Фёдоровной. С 1906 по 1909 гг. настоятелем Новоспасского монастыря был архиепископ Борис (Шипулин). Под его руководством отреставрированы все строения монастыря, расширен Братский корпус, а в Покровском соборе устроено пароводяное отопление, возобновлена живопись и вызолочены кресты на главах. Он организовал внебогослужебные беседы с народом. Под его руководством издавалась серия брошюр «Листок-доброжелатель» с описанием истории и достопримечательностей Новоспасского монастыря. При советской власти он был отправлен в ссылку в Ташкент. По сфабрикованному делу его обвинили в руководстве Среднеазиатской «контрреволюционной организации церковников» и в 1938 году расстреляли. С 1909 по 1914 гг. настоятелем монастыря был епископ Макарий (Гневушев). Он говорил, что «переживаемое Православной церковью время — одно из самых тяжёлых в истории христианства», и верил, что «до тех пор, пока церковь оказывает свое спасительное влияние на народ, революционеры бессильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь поддерживает в нём любовь и преданность к Отечеству и Престолу». При нём в Новоспасском монастыре было организовано Братство церковного пения и трезвости, в которое входило более 300 человек. Благодаря епископу Макарию в условиях всеобщего охлаждения к вере воскресные беседы с прихожанами привлекали до 700 человек. Отдельно проводились миссионерские занятия для мужчин, женщин и детей, чтения для солдат, обучение неграмотных. Епископу Макарию вменили в вину создание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти. Поводом к его обвинению послужил колокольный звон, якобы призывавший к восстанию. Он был отправлен в Смоленск, где в 1918 году расстрелян. Наместником монастыря в 1920-1921 гг. был архиепископ Павлин (Крошечкин). Он трижды был арестован и отбывал наказание в ссылках и лагерях. По обвинению в антисоветской деятельности он был заключён в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД, где продолжал своё служение, хотя в те годы за благословение добавляли 10 лет строгого режима. Ежедневно утром он служил молебен на который собирались заключённые духовного звания и верующие. Он говорил: «Издевательства и гонения советской власти на верующих только укрепляют нашу веру в Бога, а поэтому мы должны неустанно поддерживать дух религии не только в себе, но и в других людях». Архиепископ Павлин расстрелян 3 ноября 1937 года. Последним настоятелем Новоспасского монастыря перед его закрытием (1921-1924 гг.) был архимандрит (позже — епископ) Евгений (Кобранов). Расстрелян в 1937 году.
Новоспасский монастырь в советский период 10 сентября 1918 года жилищно-эксплуатационный отдел Рогожско- Симоновского района издал предписание, по которому братии было предложено в течении трёх дней освободить помещения монастыря. С собой монахам разрешалось взять только одежду, а также всё, что относится к религиозному культу. «Мебель во всех видах, — говорил указ, — остаётся на местах, как то: кровати, матрасы, подушки, одеяла, столы, стулья, а также кухонная утварь. За неисполнение добровольно этого предписания будет применена насильственная мера». В ноябре 1918 года Чрезвычайная комиссия Рогожско-Симоновского района организовала здесь исправительно-трудовой лагель для женщин, не угодивших новым властям. Одной из таких заключённых была дочь Льва Николаевича Толстого Александра Львовна Толстая. Из её воспоминаний вырисовывается ужасная картина уничтожения монастырского кладбища, разорения могил, осквернения храмов. Она рассказывала, как заключённые разрывали по ночам могилы в поисках драгоценностей, чтобы за удачную находку получить отпуск в город. Первые годы советской власти в монастыре находилась женская тюрьма, затем — один из первых в Москве исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключённых (ИТЛ). Из пяти храмов четыре были закрыты. Храм Знамения Богородицы превращён в тюремный барак. Санитарный врач лагеря рапортовал: «Новоспасский ИТЛ находится в ужасающем состоянии, некоторые из склепов могил доступны любопытным, гробы вскрыты и части скелетов являются открытыми. Некоторые погреба, а в особенности подвал под монастырём, загажены и представляют из себя настоящую клоаку». В эти страшные годы в монастыре происходили массовые расстрелы. Часть обречённых на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм и здесь расстреливали. Трупы хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москва-реки. Монастырская община просуществовала до 1926 года в качестве братства во имя Всемилостивого Спаса при храме святителя Николая, имевшем отдельный вход с улицы. Туда перенесли чудоворную икону Спаса Нерукотворного образа — главную святыню монастыря. После закрытия храма в 1926 году образ бесследно исчез. Когда 300 прихожан подали ходатайство о передаче им других храмов, им было отказано «ввиду неудобства такого совместительства для находящихся в бывшем монастыре советских учреждений». Советскими учреждениям были Управление местами заключения и Главархив НКВД. Формально после национализации Новоспасский монастырь отошёл к ведомству Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Народного комиссариата просвещения, хотя постепенно храмы и помещения монастыря оккупировало Главное управление местами заключения ГУМЗак и приспособило под свои нужды. Так, в соборе был организован театр-клуб, где заключённые ставили богохульные пьесы. До 1922 года монастырские ценности никем не охранялись. В соответствии с Указом об изъятии церковных ценностей в 1922 году в Новоспасском монастыре было изъято 4 фунта золотых изделий, 38 пудов 37 фунтов золотника золота и серебра, 135 драгоценных камней, жемчужная риза весом 2 фунта с 1582 алмазами. Фелонь из ризницы Новоспасского монастыря хранится в Оружейной палате Кремля. 20-ть наиболее ценных книг находятся в Историческом музее. Судьба большей части ценностей и святынь неизвестна.
Решением Моссовета в сентябре 1927 года кладбище Новоспасского монастыря было полностью уничтожено. После Великой Отечественной войны помещения монастыря занимали жильцы и разные учреждения. Усыпальница Шереметевых была оборудована под общежитие, после — под медвытрезвитель. Под жильё были заняты все помещения монастыря, в том числе сторожевые башни. В дальнейшем помещения передали различным учреждениям, а на Конюшенном дворе разместили мебельную фабрику. После Великой Отечественной войны в Спасском соборе размещался архив Таганской тюрьмы. На территории — склад угля, лесоматериалов, завод монументальной скульптуры, мебельная фабрика с котельной.
Возрождение Новоспасского монастыря 28 марта 1968 года Совет Министров РСФРС принял постановление согласно которому «учитывая выдающееся историческое, культурное и художественное значение ансамбля памятников архитектуры Новоспасского монастыря в городе Москве и в связи с этим важность его музейного показа населению и туристам, организовать в Спасо-Преображенском соборе с его уникальной художественной ценностью интерьеров и зданий музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». В 1968 году в Новоспасском начались реставрационные работы. Храмы и монастырские помещения были заняты объединением «Союзреставрация», ВНИИ реставрации и их мастерскими. В 1991 году монастырь был передан русской православной церкви. Здесь по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия был возрождён Ставропигиальный мужской монастырь. Настоятелем и Священноархимандритом возрождённого монастыря стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его первым наместником стал архимандрит Алексий Фролов, после епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. С 1972 года монастырские здания признаны архитектурными памятниками и взяты на государственную охрану. С 23 марта 1991 года богослужения в монастыре возобновлены: в Спасо-Преображенском соборе была отслужена божественная литургия.
17 сентября 1995 года в Новоспасский монастырь из Кремля торжественно при большом стечении народа были перенесены останки Московского генерал-губернатора, дяди Николая II, Великого князя Сергея Александровича, зверски убитого террористом Каляевым в 1905 году. Захоронение Великого князя было обнаружено возле здания бывшего Верховного совета на Ивановской площади Кремля. Долгое время это место использовалось как стоянка правительственных машин. Там же был воздвигнут крест-памятник великому князю, выполненный по эскизам Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным. Этот крест был уничтожен в 1918 году лично на указу Ленина. Воссоздан в 1998 году по благословению патриарха Алексия Второго. Инициатором перенесения останков в Новоспасский монастырь выступило православное общество «Радонеж».
Сегодня монастырь проводит большую духовно-просветительскую работу. При Новоспасском монастыре действует воскресная школа, работает певческая школа для мальчиков. Мужской хор Новоспасского монастыря среди лучших монастырских хоров Москвы, ведёт активную концертную деятельность. Братия духовно окормляет Онкологический институт имени Герцена и Психоневрологический интернат №18. При монастыре издаётся молодёжный журнал «Наследник». В стенах монастыря действует православное молодёжное объединение «Молодая Русь». В Новоспасском монастыре хранятся особо почитаемые православные святыни. Икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской XV-XVI вв. — вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. Находится в иконостасе Спасо-Преображенского храма. Икона Божией Матери «Всецарица» — точный список с чудотворного образа, хранящегося в монастыре Ватопед. Доставлена в дар монастырю в 1997 году со святой горы Афон. Находится в галерее Спасо-Преображенского храма. Икона Спаса Нерукотворного образа (XIX века) — список с чудотворной иконы, находившейся ранее в монастыре.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Где находится (адрес) 115172, г. Москва, Крестьянская площадь, 10, Ближайшие станции метро метро «Пролетарская», метро «Крестьянская Застава» Как проехать или пройти от ближайших станций метро До Новоспасского монастыря можно дойти пешком за 5-8 минут от метро «Пролетарская» или «Крестьянская Застава», идти в сторону Новоспасского моста Чего нельзя В монастыре запрещено ходить в шортах, коротких юбках, с открытыми плечами. Женщины не могут входить на территорию монастыря без головного убора и в брюках. Для пришедших в брюках на входе выдаются юбки Когда открыт Открыт для посещения во время утренних и вечерних служб. По окончании вечерней службы монастырь закрывается для посещения Как позвонить Источники: Снегирёв И. М. «Новоспасский монастырь», М., 1843 г. И. Д. Дмитриев «Московский Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем» М., Новоспасский монастырь, 2005 г. «Новоспасский монастырь» Альбом М., Новоспасский монастырь, 2009 г. «Сорок сороков» Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 1 М., Астрель АСТ 2004 г. «Таганка 70 лет» Статья В. И. Румянцева «Новоспасский монастырь» Издательство «Виртус-Полиграф», 2006 г.
Паломничество по святым местам православной Москвы
Все мужские и женские монастыри Москвы >>> Покровский женский монастырь >>> Высоко-Петровский мужской монастырь >>> Иоанно-Предтеченский женский монастырь >>> Новодевичий женский монастырь >>> Спасо-Андроников монастырь >>>
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Коломенское >>> Посёлок «Сокол» >>> Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>> Дом Наркомфина >>> Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>> Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>> Музей С. А. Есенина >>>
Где недорого поесть
Недорогие кафе и рестораны Москвы >>> Другие достопримечательности Москвы >>>