Осипов Алексей Ильич – один из ведущих мировых специалистов в области богословия, катехизатор, профессор, на протяжении многих лет преподающий в Московской Духовной академии. Публицист, лектор с незаурядным ораторским талантом, проповеди которого отличают глубокие познания, доступностью материала для каждого слушателя и тончайшим юмором.
Умелая интересная подача информации делает его лекции популярными как среди взрослых состоявшихся личностей, так и молодых людей, к примеру, студентов, только начавших свой длинный жизненный путь. Биография Осипова Алексея Ильича содержит много событий, причем почти все они связанные с профессиональной деятельностью, тогда как о детстве, семье и личной жизни именитого богослова известно крайне мало.
Радует тот факт, что этот скромный, увлеченный своим делом человек, отметивший свой 80-летний юбилей в 2022 году, продолжает работать, не снижая темп, и нести в массы основы православной веры. Всю сознательную жизнь мужчина посвятил Богу и науке, но, вопреки примеру большинства служителей Всевышнему, отказался от принятия сана, объясняя свое решение тем, что его истинное призвание – преподавательская деятельность.
Детство
Осипов Алексей Ильич появился на свет 31 марта 1938 года в небольшом городке Белев, расположенном в Тульской области. О семье и близких родственниках, а также о ранних годах будущего богослова данных немного, известно, что его родители были обычными служащими: папа – военным, а мать Ольга Михайловна работала в местном магазине.
Из-за специфики профессиональной деятельности отца семья была вынуждена поменять несколько мест проживания, но в конце концов Осиповы переехали в Смоленскую область и обосновались в городе Гжатске, который впоследствии был переименован в Гагарин.
Алеша Осипов в детстве с родными и отцом Никоном
О собственном детстве Алексей Ильич рассказывает скупо и неохотно, каждый раз делая акцент, что принародную исповедь отменили еще в ΙΙΙ столетии до н.э. Уже в те далекие времена люди понимали, человеку следует исповедоваться наедине со священником, поэтому профессор говорит, что большой аудитории ему сказать нечего.
Когда будущему богослову было около семи, его мама начала посещать храм, где настоятелем был отец Никон (А. А. Воробьев). Спустя время батюшка оказал фундаментальное влияние на мировоззрение юного Алексея, а через несколько лет стал духовным наставником парня.
До самой смерти, произошедшей в 1963 году, игумен Никон был для Осипова примером добродетельного христианина, справедливого и грамотного учителя, мудрого и чуткого друга. Школу Алеша окончил в 1955 году в Гжатске. Тогда паренек был очень малорослым (остановился в росте из-за травмы позвоночника).
Позднее на выступлениях богослов рассказывал об этом моменте и врезавшимся в память воспоминании, связанном с наставником игуменом Никоном. На протяжении летних каникул церковный служитель измерял рост мальчика линейкой и ставил зарубку на двери, каждый раз добавляя: «Ну вот, гляди, ты опять подрос».
Алексей Осипов и игумен Никон
Отец Никон так укрепил веру Алеши, что он вырос, и когда паренек 1 сентября пришел в школу, все изумились – он стал выше на целых 15 см. Сейчас Алексей Ильич произошедший феномен объясняет силой убеждения духовного отца и на протяжении многих лет воспитывает в себе это уникальное качество.
Возрастание в вере
Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника. Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви – Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие».
Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.
Юношеские годы
Когда Алеша Осипов достиг возраста вступления в комсомол, юноша однозначно отказался становиться членом этой организации. Причины своего поступка молодой человек не озвучивал, но, вероятно всего, они кроются в религиозных убеждениях, привитых Алеше мамой и духовным наставником.
По окончании школы у будущего профессора богословия возник вопрос, куда пойти учиться дальше. Администрация и учителя школы предлагали одаренному парню подать документы в вуз, но духовный отец советовал Осипову избрать иной путь.
На протяжении последующих трех лет начинающий богослов под руководством неизменного наставника готовился поступать в Московскую духовную семинарию. Главный упор при подготовке шел на изучение описаний жизни святых отцов и трактовки основ христианской веры.
А. И. Осипов на одной из конференций, посвященной экуменизму
Вооружившись рекомендациями наставника и успешно пройдя все предварительные собеседования, Алексей Осипов был зачислен сразу в выпускной 4-й класс учреждения, которое юноша блестяще окончил на следующий год.
Как позднее рассказывал Алексей Ильич, таких глубочайших знаний в богословии, полученных им от наставника, студентам не могли обеспечить даже педагоги семинарии. Затем Алексей Осипов поступает в Московскую духовную академию и так же успешно выпускается в 1963 году, пишет диссертацию, получает кандидатскую степень по богословию и направляется работать в одну из смоленских церквей.
Трудился на новом месте он недолго. Почти сразу по приглашению высшего учебного заведения РПЦ (Русской православной церкви) молодой человек идет для дальнейшего обучения в аспирантуру.
Отдельные богословские взгляды
- Рассуждая об образе Бога, Осипов указывает на его существенное отличие для разных религий, так как в этом случае это представление является характерным для данного вероисповедания, и оно не является Тем Единым невидимым Богом, о котором говорят и думают все.
- Алексей Ильич затрагивая вопросы, касающиеся духовных наставников и пророков, предостерегает верующих от слепого следования их установкам, призывая не принимать их безрассудно на веру без рассмотрения и испытания.
- Говоря об экологических проблемах, профессор утверждает, что они относятся, прежде всего, к духовной сфере человека, так как именно от поступков людей по отношению к природе напрямую зависит состояние среды обитания.
- Богослов, отмечая тенденции роста равнодушия среди православных верующих к нравственному и догматическому учению, высказывает опасения о превращении Церкви в сообщество людей отдаляющихся от истины. Именно в правильном понимании основ православной веры и духовном просвещении народа, профессор видит источник её сохранения.
- Алексей Ильич говоря о молитве, утверждает, что если у человека нет внутри молитвы, и он не молится ни умом, ни душой, то его «религиозность» является мнимой и пустой.
Алексей Ильич Осипов
Зрелый возраст
В 1964 году, в 26 лет Алексей Осипов после пройденного курса в академии завершает обучение в аспирантуре.
Преподавание
После окончания курса молодой человек получает приглашение поработать в академии и остается преподавать в ней основы богословия и новую на тот момент дисциплину экуменизм (всехристианская сплоченность). Занимаясь преподавательской деятельностью, одновременно Алексей Ильич читает лекции по основам богословия, христианской веры и западным вероисповеданиям на 1-ом курсе в академии и на 5-ом в семинарии.
А.И. Осипов почти всю свою жизнь вел преподавательскую деятельность
В 1969 году молодой ученый становится доцентом, а в 1975 году получает звание профессора духовной академии. С 1990 года на протяжении трех лет работает при академии главным редактором печатного издания «Богословский вестник».
Работа в РПЦ
В 1964 году Алексей Осипов получает должность секретаря комиссии РПЦ, занимающейся подготовкой материалов для составления религиозно-этической энциклопедии, издательство которой планировалось осуществить в Афинах. С 1973 года и по сей день профессор является одним из наиболее активных сотрудников РПЦ. Алексей Ильич был членом:
- учебного комитета при Священном синоде до 1986 года;
- Юбилейного Поместного собора в 1988 году;
- координационного комитета по взаимодействию ВС РФ и РПЦ с 1994-го по 1995 год;
- постоянного Президиума Всемирных русских соборов нескольких созывов с 1995-го по 1997 год;
- Синодальной рабочей группы по созданию основ концепции РПЦ;
а также участвовал в диалогах РПЦ с иными религиозными конфессиями.
А.И. Осипов с удовольствием делится накопленными знаниями как с обычными людьми, так и со служителями церкви
Однако стоит заметить, что в настоящее время отношение РПЦ к мировоззрению и лекционному материалу профессора Осипова разнится. В сфере апологетики (основы богословия) Алексей Ильич однозначно признан величайшим специалистом.
Но касательно Догматического богословия его суждения подвергаются сомнениям. По вердикту Синодальной комиссии лекции Алексея Ильича выходят за рамки православного вероучения, базирующегося на откровении Божьем.
Общественно-политическая деятельность
- А. И. Осипов активно погружен в события общественности и политической жизни родной страны:
- С 1967 по1987 год и с 1995 по 2005-й профессор был членом редколлегии сборника «Богословские труды».
- С 1991 по 2016 год являлся сопредседателем (от религии) международной конфессии «Наука. Философия. Религия».
- Участвовал в ассамблеях Всемирного совета церквей, конференциях европейских церквей и в Христианской мирной конференции.
- Присутствовал как почетный гость на всемирных церковных и общественных конференциях и ассамблеях в России и заграницей.
- Выступал с лекциями на телевидении, на собраниях верующих, а также на встречах с учениками духовных семинарий и академий.
Кроме того, профессора Осипова регулярно приглашают провести свои интереснейшие и поучительные лекции, задают множество вопросов, на которые он с удовольствием обстоятельно отвечает. Его выступления регулярно транслируются на православном телеканале «Союз».
Помимо этого, Алексей Ильич продуктивно занимается публицистикой. Работы профессора регулярно печатаются в российских изданиях («Богословские труды», «Журнал Московской патриархии») и зарубежных СМИ.
Профессор Осипов — постоянный участник различных церковных конференций и конфессий
Содержание
- 1 образование
- 2 церковные должности
- 3 экуменизм 3.1 православно-лютеранский диалог
- 9.1 теоретик патологической речи
Личная жизнь
Как и у всех популярных и публичных людей, кроме профессиональной и творческой деятельности, повышенный интерес вызывает их личная жизнь. Известный всему миру профессор богословия А. И. Осипов не стал исключением. Зрителей и слушателей лекций уже на протяжении десятков лет волнует семейное положение ученого, есть ли у него жена и дети?
Но Алексей Ильич никогда не распространяется о своей приватной жизни, считая, что она не является предметом достояния общественности. Профессор скромен и не пытается привлечь внимание к своей персоне чем-то кроме собственных трудов.
Образование
Занятия с отцом Никоном и его серьезные рекомендации помогли Алексею Ильичу поступить сразу на четвертый курс духовной семинарии, сдав экзамены за первые три. Старец опекал Алексея Ильича до самого конца своей жизни и был для него главной опорой в духовном взрослении. В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова.
Интересные факты
Работы Алексея Осипова высоко оценены РПЦ, за что профессор богословия имеет множественные награды от РПЦ: орден преподобного Сергия Раддонежского Ι-ΙΙΙ степеней, орден святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси Ι-ΙΙΙ степеней и т.д.
А.И. Осипов ведет собственный официальный сайт https://alexey-osipov.ru/, на котором выложены почти все его лекции в свободном доступе. Поэтому желающие могут с ними беспрепятственно ознакомиться. Кроме того, на портале профессору можно задать любой, касающийся религии вопрос, и богослов подробно на него ответит.
события
- Собеседование между представителями Союза евангелических церквей в ГДР и Русской Православной Церкви (8 июля 1974)
- Четвертое богословское собеседование представителей Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата (24 июня 1975)
- Арнольдсхайн-VII (25 мая 1976)
- Богословие Церкви и его применение (конгресс) (19 августа 1976)
- III собеседование с «Пакс Кристи» (6 мая 1978)
- Консультация представителей Церквей СССР и США на тему «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение» (27 марта 1979)
- V богословское собеседование с представителями Римско-Католической Церкви (25 апреля 1979)
- Всемирная конференция «Вера, наука и будущее» (12 июля 1979)
- II встреча Межправославной комиссии по богословскому православно-лютеранскому диалогу (17 сентября 1979)
- VIII Генеральная ассамблея КЕЦ (18 октября 1979)
- Богословская консультация представителей «Пакс Кристи» и Русской Православной Церкви (19 марта 1980)
- IV собеседование делегации Русской Православной Церкви с делегацией «Пакс Кристи» (2 октября 1980)
- Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы (конференция) (10 мая 1982)
- Вторая встреча Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу (23 мая 1983)
- VI Генеральная ассамблея ВСЦ (24 июля 1983)
- Третья встреча Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу (29 мая 1985)
- Синаппи-VII (3 июня 1986)
- IX Генеральная ассамблея КЕЦ (4 сентября 1986)
- Арнольдсхайн-XI (27 апреля 1987)
- Четвертая встреча Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу (3 июня 1987)
- V семинар православных богословов-библеистов (26 октября 1988)
- Пятая встреча Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу (7 сентября 1989)
- VIII собеседование делегации Русской Православной Церкви с делегацией «Пакс Кристи» (9 марта 1990)
- Арнольдсхайн-XII (20 апреля 1990)
- VII Генеральная ассамблея ВСЦ (7 февраля 1991)
- Славянский мир — единство и многообразие (конференция) (26 мая 1993)
- Единство Церкви (конференция) (15 ноября 1994)
- II Всемирный русский собор (1 февраля 1995)
- Православное богословие на пороге третьего тысячелетия (конференция) (7 февраля 2000)
- Учение Церкви о человеке (конференция) (5 ноября 2001)
- V заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам» (27 февраля 2006)
- Тринадцатая встреча Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу (2 ноября 2007)
- Награждение 15 ноября 2022 года (15 ноября 2017)
- XI заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам» (5 мая 2018)
патологическая речь
Мастер патологической речи, теоретик патологической речи, один из создателей мирологического и экуменического жаргона.
Очень хорошо владеет приемами слово-двигательной речи. Тексты А.И. Осипова весьма бедные и невыразительные по языку, некрасивые по композиции, и сами по себе не могут объяснить его широкую популярность в среде православных христиан. В то же время речь А.И. Осипова завораживающе «сладкая» за счет умелого владения языковым и ручным жестом, ритмом, интонацией.
теоретик патологической речи
Недостаточность слов
Несмотря на продолжающееся весьма интенсивное развитие мышления человека, язык современного человека, как и прежде, не может адекватно выразить не только чувства, ощущения и переживания, но очень часто у него не хватает однозначных, точных понятий и для выражения идей и мыслей. Многозначность понятий и терминов — одно из значительных препятствий на пути межчеловеческого общения и взаимопонимания. Это препятствие во всей силе ощущается и в сфере научно-богословской, особенно в наш экуменический век[4].
ругательные слова
школьное богословие
- Бердяев был недалек (в данном случае) от истины, когда писал: «Русское школьное богословие, схоластическое по духу, в сущности не было… православным, не выражало религиозного опыта православного Востока»[5].
теория
- Образ Христа был для них (новообращенных древнерусских людей. — Ред.) не абстракцией, но ощутимо переживаемой реальностью. Идеалы христианства не были для них отвлеченной теорией, но живо воплощались в конкретных людях, которые составили собор русских святых[6].
- Святоотеческие творения изучались (в православных монастырях.- Ред.) не ради теоретических
богословских познаний (знания ради знания)[5].
юридизм
- Два совершенно разных понимания молитвы и отношения к ней. Одно – внешнее, обрядовое, или, если использовать язык Евангелия, законническое
, другое – искреннее, жертвенное, покаянное[7]. - Становятся очевидными как вся нелепость чисто рассудочной и обрядовой, законнической
веры, растящей в человеке самодовольство и гордыню, так и подлинное достоинство истинного смирения[8].
запретные слова
А. И. Осипов в категорической форме отвергает термин «пресуществление» как римо-католическое заблуждение, отрицая изменение существа хлеба и вина в существо Тела и Крови Христовых[9].
приемы
гностическое искусство чтения
А. И. Осипов предлагает свое толкование творений свт. Игнатия (Брянчанинова) в духе гностического искусства чтения.
библейские аллюзии
- Для христианского сознания все народы являют собой единый братский союз уже не только в силу «одной крови», но и в силу Единого Христа, принесшего Себя в жертву за все человечество и призывающего каждого человека к спасению[10]:34.
От такого же слышу
- Сысоевский клуб легко можно было бы обличить в ереси[11].
Как известно (прием патологической речи)
- Ибо, по мнению многих мудрых наставников, в супружестве по сравнению с монашеством даже более благоприятные условия для познания себя, своего эгоизма, гордости, самолюбия[12].
афоризмы
Православие показуется, но не доказуется
лозунги
Побеждать ненавистную рознь мира сего
- Триипостасная Любовь являет собой идеальный внутрибожественный Мир (2 Кор. 13:11), созерцая который очами веры и переживая его в опыте духовной жизни, христиане приобретают силу побеждать ненавистную рознь мира сего, утверждая в нем мир и благоволение (Лк. 2:14)[10]:33.
- Недаром есть выражение, выражение, которое об очень многом говорит – речь шла о Троицко–Сергиевой лавре и слова такие: «Чтобы люди, взирая на икону Святой Троицы, научились побеждать ненавистную рознь мира сего
». Вы подумайте, ведь человечество многоипостасно, правда? Каждое лицо есть лицо… Вот, все мы здесь: мы все едины по природе своей – все мы люди, но мы не едины, совершенно не едины, по своему существу. В чем причина? Грех разделяет человека от человека…[13].
штампы
взаимопонимание
Многозначность понятий и терминов — одно из значительных препятствий на пути межчеловеческого общения и взаимопонимания. Это препятствие во всей силе ощущается и в сфере научно-богословской, особенно в наш экуменический век[4].
Истина — не что, а Кто
- Истина — это не что, а это Кто[14].
Подсознание
- Ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек — это «компьютер» с бесконечной памятью, в которой в подсознании
сохраняется абсолютно всё[15]. - Употребление этих терминов («мистика» и «мистический опыт». — Ред.)… очень эффективно внедряет в подсознание
и сознание разрушительную идею тождественности по существу аскетических путей всех религий[16].
Неслиянность и нераздельность
В христианском понимании мир предстает… неразлучно и нераздельно соединенным со своим Творцом, поскольку является «осуществлением» Его вечных, нетварных энергий…
«Халкидонский» принцип неслитного, неизменного, нераздельного, неразлучного единения Бога с миром проходит через всю историю мира и осуществляется в ней на трех различных уровнях. Первая — творение мира, где единение с Богом по «халкидонскому» принципу находится на уровне причастности мира энергиям Бога, но не Его сущности. Вторая — Боговоплощение, где по тому же принципу происходит соединение уже природ Божественной и человеческой во Иисусе Христе. Третья — всеобщее воскресение… когда единение Бога со всем человечеством и всем творением достигнет предельной степени, однако без смешения или растворения, то есть по тому же «халкидонскому» принципу[17]:117.
Не дан, а задан
- Эта красота, данная и заданная человеку в творении, раскрывается однако лишь при правильной жизни, именуемой аскетикой[18].
патологический словарный запас
Абсолютизированный, Абстракция, Автомат, Автоматически, Авторитарность, Антропоморфический, Безжизненный, Безобразнейший, Биоробот, Бог, Богочеловечность, Болезненность, Болезненный, Болезнь, Буква, Буржуа, В условиях, Веха, Взаимообогащение, Взаимоотношение, Взаимоподдержка, Взаимопонимание, Взаимосвязанный, Взаимоспасение, Виновность, Влияние, Внешне, Внешний, Воздаяние, Возможность, Вселенский, Всепрощение, Всесторонний, Всечеловеческий, Вызов, Выкуп, Главнейший, Горизонтальный, Грубый, Гуманизм, Догма, Достоинство, Дохристианский, Думающий, Единосущный, Естественно, Живой, Жизнь на земле, Законнический, Законничество, Западный, Запрограмированный, Запрограммировать, Заслуга, Заставить задуматься, Инославие, Искренне заблуждаться, Истина в последней инстанции, Исцеление, Иудео-языческий, Иудео-язычество, Коллективный разум, Колоссальнейший, Конфессионализм, Коренящийся, Лжелиберальный, Любовь, Максимальный, Межрелигиозный, Межхристианский, Меонизм, Меонистический, Меонность, Мертвый, Мертвящий, Механически, Механический, Механичность, Моральный, Мощный, Наружный, Несводимый, Неслиянность и нераздельность, Несторианский, Новое поколение, Опытный, Оскорбление Бога, Отвлеченный, Откровение, Отрыв, Педагогический, Переживание, По мнению многих, Подсознание, Политический, Понимание, Правда, Правовой, Правосудие, Правосудный, Превращение, Пресуществление, Прогрессивный, Прозрение, Рабски-наемнический, Радость, Радость жизни, Развивающиеся страны, Развитие, Рассудочный, Рационализм, Рациональный, Революционно, Сам по себе, Самовластие, Самоопределение, Самопознание, Самопонимание, Свободно избирать, Свободный выбор, Своего рода, Синергизм, Ситуация, Сложнейший, Согласие Отцов, Состояние, Сотрудничество, Справедливость, Становиться, Судилище, Судья, Схоластик, Схоластический, Теоретически, Теоретический, Теория, Удовлетворение, Узкий, Узы, Умилостивление, Условность, Устремленность, Учение, Хозяйственная деятельность, Центральный, Школьное богословие, Эволюционный, Экологический, Экология, Юридически, Язык