Осипов Алексей Ильич — крупнейший специалист в области богословия, профессор и преподаватель Московской Духовной Академии. Лекции, беседы и проповеди Осипова отличают тонкий юмор, доступность изложения и глубокие знания предмета обсуждения. В марте 2022 года он отметил свое 80-летие.
Родители, детство, учёба
Алексей Ильич родился в городе Белёве Тульской области 31 марта 1938 года. Его родители были простыми служащими. До 14 лет он проживал в Козельске и посёлке Оптино, после чего семья переехала в город Гжатск расположенный в Смоленской области.
Большое влияние на мировоззрение Осипова в детские и юношеские годы оказал православный священник и писатель игумен Никон, который был настоятелем до 1948 года в церквях Козельска и Белёва, а затем в Смоленске.
После окончания средней школы Алексей выбрал путь богослова, но сразу поступать в высшее учебное заведение не стал и в течение трёх лет дома, изучал начала и основы богословия направляемый игуменом Никоном.
С игуменом Никоном
В 20-летнем возрасте Осипов получив от своего наставника рекомендательное письмо, поступил сразу на последний (четвёртый) курс духовной семинарии Москвы, сдав экзамены за предыдущие учебные годы.
В молодости
Сочинения
Публиковался в «Журнале Московской Патриархии»(ЖМП), в «Богословских трудах», «Stimme der Ortodoxie» (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.
- Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. (Рукопись. Библиотека МПДА.)
- Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва.1994.
- Путь разума в поисках истины. М. «Даниловский благовестник». 1997; «Братство во имя св. Александра Невского». 1999; М. «Сретенский м-рь». 2002, 2003, 2004; М. «Благо». 2003; СПб. «Сатис». 2007.
- Православное понимание смысла жизни. Киев. 2001.
- Посмертная жизнь души. «Даниловский благовестник». 2005; 4-е изд.: М. 2007.
- Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. Сретенский м-рь. 2005.
- Посмертная жизнь. М. «Дар». М. 2006.
- Носители духа святителя Игнатия (Брянчанинова). М. 2007.
Из опубликованных статей, докладов:
- Справедливость и насилие. Богословские труды. №11.М. 1973.
- Насилие и справедливость. ЖМП.1973. №5.
- Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви. ЖМП.1976.№3.
- О некоторых принципах православного понимания экуменизма. Богословские труды. №18. М. 1978.
- Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей. ЖМП. 1978. №12.- 1979. №1.
Труды в интернете
Тексты
- Книги и публикации на официальном сайте
- Интернет-подборка статей и интервью
Аудио и видео
- Официальный сайт
https://youtu.be/https
://youtu.be/GTEJ1TSe9hw
Жизненный путь
- После окончания семинарии Алексей Ильич в 1959 году поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1963 году, получив кандидатскую степень богословия, за работу по сравнению греческой и русской системы вероисповедания.
- Окончив в 1964 году курс аспирантуры академии, Осипов приступил к преподавательской деятельности в этом же учебном заведении по экуменизму (идеологии всехристианского единства).
- В 1965 году Алексея Ильича пригласили вести курс лекций по богословию в духовной академии и семинарии Москвы, а через некоторое время преподавать ряд дисциплин в аспирантуре.
- В 1960-е годы богослов помимо преподавательской работы, вёл активную общественную деятельность и занимался публицистикой, так он участвовал в подготовке материала для религиозно-этической энциклопедии, а также был членом редакции альманаха «Богословские труды».
- С самого начала своей преподавательской деятельности, Осипов отличался умением ярко и доходчиво подать учебный материал, и при необходимости высказать критику о некоторых моментах церковной жизни и истории.
- С 1966 года Алексей Ильич помимо преподавания дисциплины «Основное богословие» вёл в семинарии ряд других дисциплин, В 1969 году он получил звание доцента, а в 1975 году – профессора.
- В 1973 по 1986 годы богослов входил в учебный комитет Священного синода (орган, управляющий РПЦ – русской православной церковью), который осуществлял координацию и руководство работой церковных школ.
- Восемь лет начиная с 1976 года, работал в комиссии по христианскому единству. В 1985 году за ряд научных работ Осипов получил докторскую степень богословия.
- В должности сопредседателя с 1991 года Алексей Ильич участвовал в подготовке и работе межнациональной конференции «Наука, религия, философия» проводимой каждый год вплоть до 2016 года в городе Дубна.
- В 90-е годы входил в президиум общественной организации «Русский народный собор», работал в комитете по координации между РПЦ и Вооружёнными силами России. Участвовал в разработке документа излагающего отношение русской церкви к вопросам межрелигиозных отношений.
- Осипов входит в число служителей РПЦ, которые ведут диалоги с Католической, Лютеранской, Англиканской и Епископальной церквами, а также является членом комиссии «Православие – Ислам».
- Профессор постоянно ведёт активную просветительскую деятельность, выступая с лекциями и докладами на телевидении и радио, в университетах и институтах, в школах и домах культуры и т.п., а также на международных ассамблеях.
- Свои работы Алексей Ильич публикует в следующих изданиях: «Русский журнал», «Богословские труды», «Российская газета», «Литературная газета» и другие.
- После 2010 года Осипов написал ряд статей, имеющих названия «Зачем человек живёт?», «Как жить сегодня?», «Бог» и другие, в которых рассказал о необходимости религиозных проповедей и просвещения в современной жизни.
- В 2013 году участвовал в документальном фильме «Богородица. Земной путь».
- В 2022 году принимал участие в документальном фильме «Воспоминания об игумене Никоне Воробьёве».
- С 2022 года стал вести телепередачу «Поиск истины с Алексеем Осиповым» на канале «Спас».
- С 2022 года ведет передачу «Профессор Осипов» на том же канале «Спас».
Алексей Осипов
Критика
Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси. В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. В. Люлькой [1], в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А.И. Осипова «точному изложению православной веры». Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах:
- Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.
- В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления.
- Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.
- Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.
- Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.
В 2016 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А. А. Шишкова [2] по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему:
- Мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании
- В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху.
- Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении.
- Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного. Что касается теории профессора А. И. Осипова, то она является богословским новшеством, основанным на воззрениях протоиерея Сергия Булгакова.
- Практика крещения младенцев упоминается в раннехристианских источниках. На вопрос о конечной участи некрещеных младенцев однозначного ответа в православной традиции нет.
Письмо заключалось следующим образом:
«Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви. В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения»
.
Алексей Ильич не согласился с «Заключением», в своем ответе он указал на то, что его высказывания отчасти были искажены обвинителями, либо вырваны из контекста, и выразил сожаление, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний. С ответом профессора А.И. Осипова на «Заключение» и реакцией его оппонентов на этот ответ можно ознакомиться на странице «Заочная полемика по поводу заключения СББК о богословских воззрениях проф. Осипова» интернет-ресурса «Азбука веры» —
Отдельные богословские взгляды
- Рассуждая об образе Бога, Осипов указывает на его существенное отличие для разных религий, так как в этом случае это представление является характерным для данного вероисповедания, и оно не является Тем Единым невидимым Богом, о котором говорят и думают все.
- Алексей Ильич затрагивая вопросы, касающиеся духовных наставников и пророков, предостерегает верующих от слепого следования их установкам, призывая не принимать их безрассудно на веру без рассмотрения и испытания.
- Говоря об экологических проблемах, профессор утверждает, что они относятся, прежде всего, к духовной сфере человека, так как именно от поступков людей по отношению к природе напрямую зависит состояние среды обитания.
- Богослов, отмечая тенденции роста равнодушия среди православных верующих к нравственному и догматическому учению, высказывает опасения о превращении Церкви в сообщество людей отдаляющихся от истины. Именно в правильном понимании основ православной веры и духовном просвещении народа, профессор видит источник её сохранения.
- Алексей Ильич говоря о молитве, утверждает, что если у человека нет внутри молитвы, и он не молится ни умом, ни душой, то его «религиозность» является мнимой и пустой.
Алексей Ильич Осипов
«…Атеист и друг ваш Александр Осипов»
ДУША человека — потемки. Это старое выражение срабатывает всякий раз, когда мы обращаемся к исследованию жизни и судьбы неординарной личности. Разумеется, наш герой может вызвать различные чувства — от восхищения до резкого неприятия. Однако главное заключается не в этом. Главное — это понять мотивацию его поступков, разобраться в побудительных причинах, заставивших его совершить то, что он в конце концов совершил. Как-то знаменитый государственный деятель последнего царствования Сергей Витте заметил, что для определения человека необходимо писать роман его жизни, «а потому всякое определение человека — это только штрихи, в отдаленной степени определяющие его фигуру». Роман жизни, а точнее сказать, жизненная драма оценивается всегда субъективно. Можно ли иначе? Видимо, нет. История не свободна от этического начала, а раз так, то отказываться от «необъективного» резюме у нас нет никакой возможности.
Воскресным утром 6 декабря 1959 г., открыв центральную партийную газету «Правда» на четвертой странице, советский читатель мог прочесть броский заголовок огромной (в половину газетной страницы) статьи: «Отказ от религии — единственно правильный путь» и подзаголовок: «Письмо в редакцию. Александр Осипов». Из письма следовало, что с религией порвал известный православный богослов, бывший протоиерей и магистр богословия, профессор ленинградских духовных школ, одно время являвшийся их инспектором. Что могло заставить этого человека гласно решиться на такой шаг, разорвать со своим прошлым? Собственно, ответу на этот вопрос и была посвящена статья. Ее автор пытался уверить читателей, что разорвать «с миром иллюзий» ему помогло историко-критическое изучение Библии, история религий, наблюдение за развитием естественных наук и «практическое знакомство со всей мерзостью капиталистического мира и той, то жалкой, то гнусной ролью, которую играет там религия», а также марксизм-ленинизм и советская действительность.
Декларативность такого заявления была столь откровенна, что сразу бросалась в глаза непредвзятому читателю. Но расчет публикаторов строился, очевидно, не на том, чтобы убедить скептиков. Было ясно, что цель статьи — идеологическая, пропагандистская. Декларация — лучшее доказательство для строителей «нового мира», где религии места не предусматривалось.
Но был и еще один момент: отрекшийся действительно являлся яркой личностью, обладавшей несомненным литературным дарованием. И письмо в газету это показывало. В нем Осипов рассказывал, как постепенно рос и креп его атеизм, как он пришел к заключению, что примириться с совестью (!) и назвать себя честным человеком сможет, лишь порвав с религией.
Отречение вызвало самый широкий резонанс: штатные антирелигиозники заговорили об Осипове так, как раньше не говорили ни о ком из отреченцев. О нем снимались телепередачи, готовились выступления на радио, писали в брошюрах и газетах. За несколько недель Осипов получил всесоюзную известность, стал настоящей знаменитостью. Чем же была вызвана такая известность? Ведь и до него «громко» отрекались (например, молодой преподаватель Саратовской Духовной Семинарии Евгений Дулуман). К тому же известно, что за годы хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь от религии отреклись около 200 клириков. Почему же такое внимание к Осипову?
Видимо, потому, что он был самым ярким среди всех ренегатов, имя которого не только знали, но и любили в церковных кругах, особенно же студенты ЛДАиС. Будучи педагогом по призванию, он относился к своим воспитанникам с удивительным вниманием и заботой, в трудных случаях бескорыстно выручая некоторых из них не только советом, но и деньгами. Его лекции, блестящие по форме, никогда не пропускались слушателями, а проповеди, произнесенные во второй половине 1940-х гг. в академическом храме, снискали Осипову славу местного «Златоуста».
Так что же все-таки произошло 6 декабря 1959 г. и почему любимый многими педагог и богослов оказался в стане гонителей веры, взяв на себя обязанности штатного лектора-атеиста и популяризатора антирелигиозных знаний? С целью найти ответ на поставленный вопрос обратимся к основным моментам его биографии.
Александр Александрович Осипов родился 10 ноября 1911 г. в Ревеле (Таллин) в семье чиновника местного отделения государственного банка. В дальнейшем отца перевели на работу в Сухуми, затем в Оренбург. Там семья и встретила революцию. Гражданская война внесла свои коррективы: чтобы выжить в условиях голода и разрухи, Осиповы переехали на родину отца — в Иваново-Вознесенск. Там семья распалась, и мать, забрав ребенка, в 1922 г. вернулась обратно в Таллин. Таким образом, из советской страны маленький Саша попал в буржуазную Эстонию. Жизнь в Эстонии в то время нельзя было назвать простой, однако работа корректором в типографии позволяла Клавдии Григорьевне (так звали мать Осипова) худо-бедно содержать семью. Александр сумел закончить русское начальное училище и Таллинскую русскую частную гимназию, блестяще выучить эстонский язык. Формулярный список, конечно же, не может дать представления о том, как формировался в те годы его облик, что (и как) влияло на его характер. Верить его «атеистическому рассказу» трудно — он писался на заказ; домысливать самостоятельно — бессмысленно. Однако у нас все-таки есть возможность ретроспекции.
Незадолго до кончины в больнице Осипов решил надиктовать воспоминания. В том числе он припомнил и рассказал о характере своей матери, о том, как она влияла на его жизнь. Эти воспоминания — сплошной упрек, обвинение матери в неоправданной жесткости. На таком фоне Осипов с нескрываемой теплотой описывает свои отношения с бабушкой — матерью матери. Что же он вспоминает? Казалось бы, совершенно несущественные эпизоды. Простая, безграмотная женщина была единственным человеком, согревавшим молодого Александра теплом своего сердца и жившим его жизнью. Одиночество и тоска по простой человеческой ласке — вот основной лейтмотив его воспоминаний о детстве и юности. Моральный дискомфорт, какая-то ущербность, испытанные в детстве, не могли не сказаться в дальнейшем. Затаенная обида на мать, которая стремилась вывести сына «в люди», но в то же время мало интересовалась его внутренним миром, прошла «красной нитью» через всю жизнь Осипова. Исходя из этого, не будет преувеличением предположить, что именно в своей семье он научился ценить человеческое общение больше всего. Но, видимо, там же научился и неискренности, лицемерию: не испытывая к матери сыновних чувств, он тем не менее скрывал это в течение всей жизни. Взаимоотношения Александра Осипова с матерью — яркий пример его слабохарактерности.
Следующий этап биографии нашего «героя» — учеба на православном отделении богословского факультета Тартусского университета. С января 1931 по июнь 1935 г. он постигал богословские науки, будучи практически по всем предметам отличником. До поступления короткое время отбывал воинскую повинность в эстонской армии. Научная карьера молодого ученого развивалась тогда вполне успешно: после написании работы «Пасторологические взгляды Иоанна Хризостома» Александр Осипов получил ученую степень магистра теологии и был оставлен при университете докторантом. Он учился полтора года и был вынужден покинуть университет (как русский), когда в Эстонии произошел переворот и к власти пришли националисты.
Впрочем, прерванная ученая карьера никак не сказалась на его судьбе православного деятеля. Еще 25 августа 1935 г. он принял диаконское посвящение, а через пять дней — и иерейское. Ранее — 28 июля 1935 г. — он женился на дочери таллинского протоиерея Нине Николаевне Павской. Будучи священником, Осипов продолжал начатую в годы учебы деятельность: работал миссионером тюрем, богаделен, бараков, сумасшедших домов. Свое священническое служение он начал в конце 1936 г. в церкви в честь Казанской иконы Рождества Богородицы. Одновременно он преподавал в Таллинской русской частной гимназии, Эстонской частной гимназии Лендер и на русских вечерних богословских курсах.
В 1940 г., после «воссоединения» Эстонии с СССР, к своим прежним обязанностям Осипов прибавил еще и секретарские, согласившись работать в Эстонском экзархате Московской Патриархии. Летом 1941 г. его мобилизовали в Красную Армию, но направили не на передовую, а в тыловую часть. Служил он, впрочем, недолго: уже в 1942 г. отца Александра лицезрели верующие Перми. Там же в Перми в 1943 г. он усыновил мальчика («из военных сирот»).
В 1944 г., когда Таллин вновь стал советским, он получает возможность переехать в Эстонию. Как и до войны, Осипов — настоятель и секретарь епархиального управления. Вернувшись домой, он не встретил жену: она, взяв маленьких детей — пятилетнюю дочь и трехлетнего сына, — ушла на Запад вместе с отступавшими немецкими войсками.
Таким образом, Осипов разом и навсегда лишился семьи. Как православный священник он не мог надеяться когда-либо создать новую, как советский гражданин он не смел даже мечтать о воссоединении с прежней, вместе с врагом оказавшейся вне досягаемости коммунистического режима. В дальнейшем до Осипова дошло сообщение, что жена, оставшись на Западе, отреклась от него как от «красного попа». Это было одним из самых сильных потрясений его жизни, к которому в тех условиях не могло не добавиться и опасение за свою дальнейшую судьбу: какие последствия «побега жены» могли иметь место в судьбе священника, к тому же выросшего и получившего образование в буржуазной стране, вполне ясно. Тем более что в досоветский период сам Осипов не слишком радовался жизни в Советском Союзе — среди 65 его эстонских публикаций можно было найти и откровенно антисоветские. Думается, не будет большой натяжкой предположить, что компетентные органы имели на этот счет свою информацию: шила в мешке не утаишь. Возьму на себя смелость сказать, что именно тогда Осипов и был завербован как штатный информатор и секретный осведомитель. Недавно опубликованный доклад Осипова ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Кушнареву, помеченный июнем 1951 г., лишь иллюстрирует сказанное…
В дальнейшем его церковная карьера оказалась связанной с Ленинградом: возрожденным после Отечественной войны духовным школам нужны были преподаватели, и профессор Осипов оказался как нельзя более кстати. Более того, он получил назначение инспектором ЛДАиС. В 1947 г. некоторое время исполнял даже обязанности ректора. Жизнь, таким образом, определилась. Но тут произошло еще одно событие, сыгравшее роль последней, роковой соломинки, которая, по арабской пословице, ломает горб верблюда.
В январе 1951 г. Осипов женился вторым браком на своей бывшей духовной дочери, приехавшей из Таллина в Ленинград поступать в медицинский институт. После своего второбрачия Александр Осипов окончательно перестал служить. Не случайно, рассуждая о его печальной судьбе, один из его учеников, ныне маститый петербургский священник, сказал, что «клирик, перестающий служить литургию, постепенно нравственно деградирует. То, что Осипов после своего второго брака никогда более не совершал Таинства, подготовило его уход. Остальное (в том числе и позитивистский взгляд на многие историко-церковные и канонические проблемы) этим лишь усугубилось». Хрущевским идеологам нужен был очередной козырь в антирелигиозной борьбе, и они воспользовались фигурой прекрасно знакомого им (по линии КГБ) церковного профессора. Давно сломанный, переживавший сомнения и нравственное одиночество (второй его брак не был счастливым и в конце концов уже после отречения распался), Осипов сделал роковой шаг.
Его дальнейшая жизнь — жизнь воинствующего антирелигиозника, любыми способами стремившегося доказать искренность своего безбожия. Отказ от веры не восстановил нарушенный в его душе мир, хотя Осипов неоднократно и заявлял об обратном. Многие слушатели его атеистических лекций до сих пор вспоминают то странное впечатление, которое они производили; с одной стороны, нарочитая тенденциозность, с другой — трудно скрываемое лицемерие, желание понравиться публике, актерство. И хотя в научных кругах Осипова всерьез не воспринимали, ему помогали издаваться, а в конце 1966 г. за три работы — «Катехизис без прикрас», «Евангелие от иезуита» и «Женщина под крестом» — присвоили ученую степень кандидата философских наук. Официально он числился старшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма.
Но уже в январе 1967 г. активная деятельность бывшего богослова была остановлена неизлечимой болезнью. Он умирал долго и мучительно — смерть не отпускала его до 25 октября 1967 г. И на больничной койке он продолжал заявлять о своем атеизме и нежелании покаяться. Впрочем, если бы и захотел, такой возможности ему бы не предоставили — несколько раз бывшие ученики по Духовной академии безуспешно пытались попасть в его палату. «Живое знамя» атеизма было использовано в полной мере.
…На гранитной стеле, поставленной над могилой Александра Осипова, и сегодня можно прочесть странную эпитафию: «Радости вам, долгих лет жизни желает атеист и друг ваш Александр Осипов»…
У Шиллера в «Валленштайне» есть такие строчки: «Не будь так этот замысел коварен, глупейшим я назвать бы мог его!» Вымученное и распропагандированное «коварство» Осипова напоминает бегство от себя. Это скорее фарс, задрапированный под коварство. Каков же итог? Сегодня он очевиден: Александр Осипов сам себя наказал разрушенной, безысходной жизнью и оптимистической эпитафией на гробовом камне…
Личная жизнь
Жизнь Осипова вне работы и общественной деятельности является закрытой темой. В официальных источниках информации можно найти множество снимков профессора с различными людьми, но семейных фотографий среди них нет.
На прямые просьбы рассказать о его личной жизни и семье, профессор отвечает полушутя, полувсерьёз – «Публичные исповеди Церковью запрещены» или кратко поясняет, что по этому вопросу у него всё как у всех.
Есть мнение, что вся личная жизнь Алексея Ильича сосредоточена на его работе, общественной и просветительской деятельности, что вполне вероятно учитывая его загруженность в этой сфере.