Об иноке Авраамии Палицыне и роли Русской Православной Церкви в «тяжелое и лихое время смут на Руси»


Святой преподобный Авраамий Смоленский

Фотогалерея

3 сентября по новому стилю (21 августа по старому) Русская Православная Церковь празднует память святого преподобного Авраамия Смоленского. Этот праздник особенно близок нам, смолянам, так как преподобный Авраамий – один из наиболее почитаемых святых Смоленщины. Его пример вдохновлял и продолжает вдохновлять многих православных на их жизненном пути.

XII век – время расцвета светской и духовной жизни в Смоленском княжестве. Смоленск был одним из политических и культурных центров Руси, повсюду воздвигались храмы и монастыри, смоленские князья всячески способствовали распространению православия на всей территории княжества. В это время и жили родители Авраамия – Симеон и Мария, строго придерживаясь христианского учения. Имея двенадцать дочерей, они усердно молились Богу о даровании сына, и их молитва была услышана. Святой, до пострига носивший имя Афанасий, родился между 1150 и 1172 годами и с детства отличался особым благочестием. Несмотря на желание родителей женить его, Афанасий после их смерти раздал имение нищим, взяв на себя подвиг юродства. Он ходил по городу в худых одеждах, как нищий-юродивый, молясь Богу о том, чтобы Он указал Афанасию правильный путь.

Вскоре он принял постриг в Селищенском монастыре под именем Авраамий. Преподобный питал особую тягу к церковным книгам и, не довольствуясь монастырской библиотекой, собирал священную литературу по всему княжеству, выписывая отдельно лучшие отрывки и мысли. Многие миряне приходили к нему из города ради «утешения из святых книг». В скором времени Авраамий получил широкую известность на Смоленщине.

В конце XII века Авраамий принял сан иеромонаха. Святой ежедневно совершал литургию со смирением и богобоязненностью. В это время игумен монастыря, прежде покровительствовавший Авраамию, преисполнился к нему завистью и начал всячески поносить и преследовать его. Преподобный говорил об этом времени: «бысть пять лет искушение терпя, поносим и бесчествуем, аки злодей». Но все нападки Авраамий переносил стойко и со смирением.

Вскоре преподобный перешел в другой монастырь, Честнаго Креста, расширив и украсив его. Люди тысячами стекались послушать проповеди и наставления святого. Видя это, враги Авраамия из церковной среды возбуждали народ против него, воздвигая обвинения в ереси и даже волшебстве. Вскоре толпа народа ворвалась в монастырь и, схватив Авраамия, повлекла его на княжеский суд. Враги святого всячески пытались обвинить его, но князь не нашел за Авраамием никакой вины повелел отпустить его. На следующий день преподобный предстал уже перед церковным судом, на котором епископ Игнатий, видя ненависть врагов Авраамия к нему, пошел на уступку и приказал удалить его в Селищенский монастырь и запретить в служении.

Но вскоре гнев Божий поразил весь город. Страшная засуха началась на Смоленщине, против которой бессильно было даже всенародное моление. Вспомнив об оклеветанном преподобном, епископ просил у него прощения и по молитвам Авраамия пошел дождь.

После оправдания святой был поставлен игуменом в епископский Богородицкий монастырь. Благоустроив и эту обитель, преподобный Авраамий окончил там свою мирскую жизнь, отойдя ко Господу примерно в 1219 году и был канонизирован в 1549 году. Святые мощи его были скрыты в 1611 г. во время нашествия поляков, а после так и не были найдены.

Житие преподобного Авраамия Смоленского являет собой образец православного проповедника. Будучи высокообразованным человеком и талантливым оратором, святой все свои способности обратил на службу Церкви, наставляя и вразумляя других, являясь живым примером для своих современников. Как и библейский Иов, преподобный Авраамий невинно пострадал от рук врагов, но, как и Иова, Бог возвысил Авраамия за терпение скорбей еще больше, чем прежде.

В этот день престольный праздник отмечается в соборе Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря, в честь Авраамия Смоленского освящен один из трех его престолов. В этот же день праздничные торжества состоятся и в церкви преподобного Авраамия Смоленского в поселке Голынки.

trounin.ru

Желали сына благочестивые муж и жена. Двенадцать дочерей родилось, а сына не было. И родился сын, им на радость. И стал он, как подрос, нищенствовать, вести себя подобно юродивому, отошёл на пять поприщ от Смоленска и постригся в монахи. С той поры читал и переписывал он книги божии, постился в пример братии, телесным мукам радуясь. Боролся Авраамий и с дьявола наваждениями, червя-сердцеточца изгоняя.

По памяти Авраамий книги божьи людям читал. Понимали его люди и благодарными были. Не дремали силы адовы, в души слабых верой проникая. Возводилась хула на блаженного, видно из зависти. То принимал Авраамий должным образом — посланным свыше ему испытанием. Радость владела им, возможность имеющим страдать, как Христос страдал, хулимый завистниками. Чем более оговаривали, тем сильнее радовался он.

Не боялся Авраамий мук дарованных, одолев сатану ночью, утром был победителем. Да не имелось в Смоленске разумного, всяк глумился над юродивым. Один Ефрем, его видевший, о нём Житие после сложивший, принимал Авраамия за светильника, путь к сердцам людей через тьму пробивающим. Отворилась душа Ефрема, как отворяются окна в час просветления. Принял Ефрем старания блаженного, им потворствуя.

Что было плохо, то вело к хорошему. Заставляли умолкнуть Авраамия, он замолкал, ибо испытание. Говорили икону писать, он писал, ибо испытание. Собирались от веры отлучить, он радовался, ибо и это испытание. Всё выдерживал Авраамий, от жизни желавший трудностей.

И нам, потомкам Авраамия из града Смоленского, урок то, как думать полагается. Не искать спасение в миру, не иметь спокойствия в быту и не перекладывать на чужие плечи заботу за свою судьбу. Человеку страдать полагается, ибо живёт он испытания тела и духа ради, а не прочего, ему мнимо потребного. Но не стоит буквально принимать образ Авраамия, надо понимать — был он юродивым. И искал он спасение в крайностях. Не надо вредить себе, как Авраамий вредил, лишь принимать должное требуется под видом испытания, кое выдержать надобно.

Плохо каждому, и каждый о том думает, и каждый желает хорошего, не понимая, что хорошее на чужом горе зиждется. Так не лучше ли самому принять горе чужое, позволяя кому-то иметь то хорошее? Иначе не получается. Когда ищешь хорошего, плохое делаешь, а стараясь с плохим свыкнуться, создаёшь тем хорошее. Не для себя, но другие хорошим пользуются. И они, от хорошей жизни своей, на тебя хулу возводят и напраслину. Так зачем же среди них быть, если не самому хулу и напраслину на страдающих возводить? Тогда возопиют прочие, к хорошему стремящиеся, пожелав скинуть хулу с себя, напраслину возведя в ответ. И не будет тогда спасения, и будут страдающие, и будет Судный день, и воздастся всем, ибо все будут повинны в прегрешениях, и не обрести никому тогда рая посмертного.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: житие авраамия смоленского критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Abraham of Smolensk, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечь критических заметок о литературе Древней Руси

Источник

Чудесное избавление от засухи по молитвам священноинока Авраамия

После осуждения Авраамия в Смоленске начались беды: засуха и болезни. И ничто не помогало. Тогда местный священник Лазарь пришел к епископу Игнатию с требованием разрешить Авраамию совершать Богослужения, иначе еще большие беды ждут жителей Смоленска. Епископ разрешил Авраамию священнодействовать, попросил у него прощения за неправедное осуждение, молитв за город и жителей. Смиренный священноинок сам просил епископа помолиться.

Возвратившись в келью, Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в его праведности и стали высоко уважать его.

Гонения на подвижника

Как известно, враг рода человеческого никогда не дремлет, используя каждый момент для возбуждения крамолы. Много гонений пришлось перенести Авраамию от людей, которые завидовали его проповедническим способностям. Сам игумен монастыря оказался подверженным влиянию недовольных и восстал против Авраамия, запретив ему проповедовать. Через 5 лет Авраамий был вынужден уйти в Крестовоздвиженский монастырь, находящийся в самом Смоленске. Постепенно и сюда стал стекаться народ — слушать наставления священноинока. Людей также привлекала аскетическая, подвижническая жизнь Авраамия.

Для храма Авраамий написал две иконы: «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проводимых душею по смерти». Авраамий утруждал свою плоть строгим постом. Как повествует его житие, лицо его было бледно и необыкновенно сухо. В священных одеждах он был похож на святителя Василия Великого, жизни которого подражал.

Авраамий был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно беседовал равно как с богатыми, так и с бедными. Строго наблюдал он во время Божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе разговаривать в храме, потому что почитал это за святотатство. Он с особенным благоговением совершал Божественную службу.

Известно, что Авраамий не только читал душеполезную литературу, но и сам писал поучения. Но время оказалось нещадно к трудам подвижника, осталась лишь одна запись его проповеди: «Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек», найденная в XIX веке в библиотеке Иосифо-Волоцкого монастыря. Авраамий, рассуждая о предназначении человека, говорит, что он «создан не для того, чтобы есть, пить и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы угодить Богу».

Много испытал Авраамий дьявольских искушений во время своего подвига, в ужасных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить подвижника, но всегда был побеждаем молитвой. Зависть со стороны окружающих породила клевету на священноинока Авраамия, будто он проповедует ересь, творит злое. Эти слухи смутили всех и вскоре дошли и до епископа Игнатия. Городская власть и духовенство требовали у епископа предать священноинока суду. Биограф Авраамия, его ученик Ефрем неоднократно подчеркивает, что Авраамий стал жертвой смоленского духовенства. Его ученость и доброта противопоставлены «невеждам, взимающим сан священства». На суде «князью и властителям умягчи Бог сердце, игуменом же и иереем, аще бы мощно, жива его пожрети». На суде Авраамий отвел все неправедные обвинения, но несмотря на это ему запретили священнодействовать и отправили в прежний Богородичный монастырь.

Преставление Авраамия

В глубокой старости преставился епископ Игнатий. Более прежнего Авраамий внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на праведном суде Божием. Преставился архимандрит Авраамий до 1224 года, прожив в иночестве 50 лет.

В 1238 году преставился Ефрем — любимый ученик и усердный подражатель добродетели Авраамия. Уже в конце XIII века преподобному Авраамию была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом.

Тропарь, глас 8.

Днесь восия нам память твоя славне, яко солнце светозарно, лучами озаряя весь мир, и тму нощи злых духов от нам отгоняя. Днесь Небесныя силы и святых ангел, и душа праведных мысленно торжествуют радующеся. Днесь и мы грешнии припадающее молимся отче преподобне Аврамие, Христа Бога моли непрестанно, спасти град и люди, иже тебе почитающих.

Кондак, глас 3.

Восия Господи граду Твоему, память Твоего угодника, яко светлое солнце, радостно всех яко лучами озаряющи. Паче же молитвы Пречистыя Ти Матере, от всех бед избавляют нас, и упражняют варварская шатания. Тем мы людие Твои, и град наш велми хвалимся, и спасаемся молитвами Твоего угодника Аврамия преподобнаго отца.

Иноческие подвиги

С великим смирением и кротостью юный Авраамий исполнял все подвиги послушания: проводил много времени в молитве и посте, изучал Священное Писание, жития святых, святоотеческую литературу. Прилежное изучение приносило полезные плоды. Авраамий усердно занимался переписыванием книг. По повелению Смоленского князя Романа Ростиславича в городе появилось училище, в котором велось обучение не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя Романа было большое собрание книг, которыми пользовался Авраамий.

Более 30 лет подвизался Авраамий в монастыре. В 1198 году он принял священнический сан. Ни единого дня не оставлял Авраамий без Божественной Литургии и проповеди. Его наставления привлекали в церковь многих. Томящиеся от духовной жажды шли к нему врачевать свои душевные язвы. Несмотря на наличие сана, Авраамий не оставлял обычного своего иноческого подвига, как любитель нищеты и смирения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: