Протоиерей Вадим Леонов. Православное пастырство и попытки его обновления

Вадим Леонов — протоиерей Русской православной церкви. Его биография сообщает нам о том, что родился Вадим 27 декабря 1996 года.

Вадимом Леоновым написано очень много лекций, а также несколько известных книг

Родился в городе Свердловске Ворошиловградской области в хорошей православной семье.

В 1993 году он закончил обучение в Будапештском техническом университете, а после в Московском Станкоинструментальном институте.

После в 1993 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1996 г.

После он поступил в Московскую духовную академию, ее обучение окончил в июле 2000 года. В ней защитил свою кандидатскую работу по теме: «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа».

После в 1996 году он рукоположен в сан диакона. А уже 12 октября 1997 года его рукоположили в сан священника.

Начиная с августа 2000 года, он служит штатным священником храма святых благоверных мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино города Москвы. Служит в нем по январь 2003 г.

Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино работает в настоящее время. Богослужения проходят в нем ежедневно. Именно в нем штатным священником служил Вадим Леонов

После указа Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вадима назначили штатным священником храма святой великомученицы Екатерина на Всполье.

31 марта 2010 года Вадима Леонова возвели в сан протоиерея. А с ноября 2010 года он назначен штатным клириком Патриарших приходов в Зарядье.

Лекции протоиерея Вадима Леонова — стали довольно популярными

Сейчас очень популярны стали лекции Вадима Леонова. Лекции записаны в видеозаписи. Каждая лекция посвящена очень тяжелым и сложным вопросам. Разберем о чем некоторые из этих лекций.

Например, лекция № 17 называется «Образ Божий в человеке». Данная лекция посвящена православному учению о сути богообразности человека, а также о проявлении образа Божия в человеке.

Рассматриваются такие понятия как личность, свобода. Эту лекцию можно просмотреть в видеозаписи.

На лекции собираются очень много верующих, чтобы послушать слова священника. После лекций отец Вадим отвечает на все вопросы собравшихся.

Лекция №12 называется «Творение мира» и посвящена она православному учению о творении мира, а также нехристианским космогониям.

После обсуждения темы отец Вадим отвечает на вопросы всех собравшихся. Эту лекцию можно посмотреть и прослушать в видеозаписи.

Лекция № 22 «Кто такой Иисус Христос?». Лекция посвящена учению о том, кто такой Иисус Христос и почему именно он совершенный Бог и человек.

Как в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Лекцию можно посмотреть в видеозаписи.

Все лекции отца Вадима можно просмотреть на специальном канале в сети YouTube.

Публикации

монографии

  • Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. — М.: Drakkar, 2005. — 215 с. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. — Сергиев Посад : СТСЛ, 2015. — 240 с.
  • Брань невидимая. Страсти и добродетели. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 128 с. — ISBN 978-5-88017-366-2.
  • Основы православной антропологии: учебное пособие. . — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — 456 с. — ISBN 978-5-88017-351-8.
      Основы православной антропологии: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2016. — 455 с. — ISBN 978-5-88017-351-8.
  • академические статьи и публицистика

    • Вселенские соборы Православной Церкви о человеческой природе Спасителя // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы 2003 г. М.: Издательство ПСТБИ, 2003. — С. 31—42.
    • В день памяти святой великомученицы Екатерины // Православная газета. Екатеринбург. 2004. — № 45 (318) от 1 декабря 2004.
    • Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, говоря о молитве, сказал, что неуверенность в получении просимого есть хула на Бога, как это понимать? // pravoslavie.ru, 8 декабря 2004.
    • Евхаристический докетизм // Церковь и время. 2005. — № 2 (31). — С. 78—105.
    • Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Издательство ПСТГУ. М., 2006. — Вып. 2. — С. 81—92.
    • О вере и неверии в таинство Евхаристии // Благодатный огонь. 2006. — № 14. — С. 64—93.
    • Послесловие к академическому семинару «Святые Дары в Таинстве Евхаристии» // Благодатный огонь. 2006. — № 15. — С. 101—106.
    • Рецензия на книгу В. Н. Духанина «Сокровенный мир Православия» // Журнал Московской Патриархии. 2006. — № 4. — С. 75.
    • Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Святоотеческая психология. Научные доклады и выступления. Материалы конференции XVI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2008. — С. 66—73. Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. — М., 2010. — С. 72—83.
  • Понимание человеческой свободы в православном богословии // Святоотеческая психология и воспитание человека. Научные доклады и статьи. Материалы конференции XVII Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2009. — С. 59—68.
  • Свобода человека во Христе и без Христа // Консультативная психология и психотерапия. 2010. — № 3 (66) июль-сентябрь. М., 2010. — С. 110—121.
  • Свобода человека: опыт богословского осмысления // Сретенский сборник. Выпуск 2. Научные труды преподавателей СДС М., 2010. — С. 137—152.
  • Искупление // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2011. — Т. XXVII. — С. 281, 285—297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9. (некоторые разделы статьи)
  • Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. — № 3. — C. 1—9.
  • Кеносис // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2013. — Т. XXXII. — С. 446-453. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6.
  • Возможности святоотеческой антропологии для формирования новых гуманитарных подходов в научной и образовательной среде // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2014. — № 1. — C. 180—190.
  • Антропологическая структурность образовательной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. — Вып. 1 (32). — С. 56—69.
  • Душевное здоровье с позиции православной антропологии // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — С. 69—79.
  • Обожение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2022. — Т. LII. — С. 263-268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2.
  • Образ Божий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2022. — Т. LII. — С. 275-286. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2.
  • Откровение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2022. — Т. LIII. — С. 513-519. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2060-8.
  • Христология / Леонов В. А., прот. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2022. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Категория «духовность» в христианской традиции и светском гуманитарном дискурсе: особенности прочтения и перспективы взаимодействия // Духовно-нравственные проблемы современной личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022. — С. 66-82.
  • Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации // bogoslov.ru, 19 марта 2018
  • Константинопольский папизм // pravoslavie.ru, 23 октября 2018
  • Украинский томос — капкан для мирового Православия // pravoslavie.ru, 6 марта 2019
  • Отступления Константинопольского Патриархата от Православия // pravoslavie.ru, 19 апреля 2019
  • Собор в Иордании: надежды и перспективы // pravoslavie.ru, 27 января 2020
  • Православное пастырство и попытки его обновления // pravoslavie.ru, 4 июня 2020
  • Православное пастырство: развеиваем дымовые завесы. Часть 1. Факты. Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи // pravoslavie.ru, 17 июня 2020
  • Православное пастырство: развеиваем дымовые завесы. Часть 2. Смыслы и домыслы. Ответ на статью протоиерея Павла Великанова и иерея Стефана Домусчи // pravoslavie.ru, 18 июня 2020
  • «Богословские истины — основа духовной жизни». О важности изучения догматического богословия рассказал протоиерей Вадим Леонов // сайт Сретенской духовной семинарии, 29.09.2020
  • Экклезиологический кризис в жизни современной Православной Церкви и пути его преодоления // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений. Материалы / отв. свящ. А. Мазырин, свящ. П. Ермилов. — М.: Издательство ПСТГУ, 2022. — С. 45—76. — ISBN 978-5-7429-1332-0.
  • Психологические проекции христианского понятия о любви к себе и ближнему // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022. — С. 595—615. doi: 10.38098/univ.2020.55.72.046 — ISBN 978-5-9270-0421-8.
  • редакция и составление

    • Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. Сборник работ / Вступит. статья, составление и общая редакция свящ. В. Леонова. М.: Издательство Паломник, 2001. — 256 с.
    • Величие Пречистой Девы Богородицы / Вступит. статья и общая редакция свящ. В. Леонова. М.: Издательство Паломник, 2005. — 335 с.
    • Основы православной антропологии: хрестоматия / [сост. и общ. ред. Леонов Вадим, протоиерей]. — Москва : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. — 686 с. — ISBN 978-5-88017-535-2.

    авторские учебные видеокурсы

    • Догматическое богословие. 12 лекций. YouTube-канал PravoslavieRu. 2014—2015 гг.
    • Христианская антропология. 2 лекции. YouTube-канал PravoslavieRu. 2016 г.
    • Символ веры. 12 лекций. YouTube-канал PravoslavieRu. 2018 г.
    • https://www.youtube.com/watch?v=hcOi9uTSmeI&t=4099s Страсти и добродетели. 2 лекции. YouTube-канал PravoslavieRu. 2022 г.

    интервью

    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь? // Благодатный огонь. 2007. — № 17. — С. 3—9. Исповедь и причастие: вместе или врозь? // Москва: журнал. 2008. — № 8. — С. 235—240.
  • К 10-летию Сретенской духовной школы «В семинарии получаешь закваску, которая животворит всю последующую жизнь». Беседа со священником Вадимом Леоновым // pravoslavie.ru, 13 мая 2009
  • «Значение догматов веры не уменьшается из века в век». Беседа со священником Вадимом Леоновым // pravoslavie.ru, 8 февраля 2010
  • Протоиерей Вадим Леонов: «Преподавать христианскую антропологию надо и в светских вузах» // pravoslavie.ru, 11 апреля 2013
  • О священстве, пастырстве и духовничестве. Беседа с протоиерем Вадимом Леоновым // pravoslavie.ru, 22 марта 2013
  • «Если исповедь станет необязательной, это духовно обезглавит наши приходы». Беседа с протоиереем Вадимом Леоновым // pravoslavie.ru, 15 октября 2013
  • Где находится общество свободных людей? // pravoslavie.ru, 15 мая 2018
  • «Путь к священству». Прот. Вадим Леонов // radiovera.ru, 8 октября 2019
  • Вадимом Леоновым также написаны книги — одна из самых известных «Основы православной антропологии»

    Отец Вадим написал несколько книг. Одна из самых известных — «Основы православной антропологии».

    Купить книгу на сайте Сретение.ру

    Книга представляет собой своеобразный опыт изложения православного учения о человеке на основе священного Писания. Книга издана в 2013 году

    В книге рассматривается базовый спектр антропологических тем и дается богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия. Задумав книгу как учебник по православной антропологии, отец Вадим написал ее так, чтобы она стала понятна и полезна любому читателю.

    Православная антропология — это учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании

    Таким образом, данная работа обращена как к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений, так и ко всем, кто хотел бы приблизиться к тайнам бытия человека и воспользоваться божественным Откровением для преображения своей души.

    О своей книге отец Вадим отвечает в одном из интервью. Антропологию только начали вводить в учебный план духовной семинарии.

    Основу книги составляет записи из Священного Писания - Божественного Откровения

    У батюшки спрашивают, на основе чего написана его знаменитая книга. Он же отвечает, что основа идет, конечно же, от священного Писания:

    «Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же — Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum.

    Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание — это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение».

    А также батюшка отвечает, стоит ли молодым священникам изучать данный курс и в чем его актуальность:

    «Каждый пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему также нужно знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему.

    А также понимать, что по этому пути он ведет человека. Главное чтоб этот путь был верным.

    При этом должен знать человека таким, каким его Бог создал, а именно чистым, идеальным, и в том состоянии, в котором он находится, — со своими грехами и страстями.

    Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, и как ему изменится к лучшему, скорее всего не сможет изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого.

    Именно поэтому изучать христианскую антропологию не только нужно, а также необходимо для пастырского служения.

    О цели антропологии отец Вадим говорит, что она слишком простая, но важная. Необходимо системно изложить о богооткровенном учении, о природе, о личности самого существования.

    К сожалению, эта цель не достигнута, потому что во многих святоотеческих сочинениях знание о человеке представлено совсем бессистемно.

    Люди, которые совсем не имеют богословское образование, при чтении богословской литературы будет очень тяжело составить целостное представление о том, кто и что есть человек, к чему и зачем он предназначен, как он может стать лучше, чем есть сейчас».

    Вадим Леонов

    протоиерей

    Более детально изучить книгу можно либо приобрести в книжном православном магазине, либо .

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Биография

    На свет Вадим Леонов появился 27 декабря 1966 года в городе Свердловск в Ворошиловградской области. Отец и мать были глубоко верующими людьми, что отразилось и на их сыне. Уже с детства мальчика научили любви к Богу.

    Мало что известно о детских годах Вадима. В 1993 году он закончил свое обучение в Будапештском техническом университете. В том же году молодой человек стал учеником духовной семинарии, которую окончил в 1996 году. Этот же год ознаменовался еще одним счастливым событием. Вадим Леонов был рукоположен в сан диакона, а через год в сан священника.

    До конца XX века продолжалось обучение в духовной академии в Москве. С последнего месяца лета 2000 года Вадим стал служить священником в храме благоверных мучеников Бориса и Глеба в столице. В 2003 году указам Патриарха Леонов был переведен в храм великомученицы Екатерины

    В 2010 году отцу Вадиму был дарован сан протоиерея. И по сей день священник продолжает нести свою службу перед Господом.

    Притча о новой жизни

    Молодой человек решил подвизаться. Удалился на дачу. С нового года – начинается новая жизнь! Его очень вдохновили слова Господа: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

    Проходит месяца два.

    – Господи, почему же ничего не исполняется? – обращается он ко Христу. Ему является Ангел: – Выйди на улицу.

    Он вышел, оглядывается: февральское солнце, белые деревья в инее – красиво! Но холодно. Весь продрог.

    Проходит еще месяц: опять вопрошание ко Господу и вновь является Ангел.

    Он опять выходит во двор: мартовское солнце светит ярче, снег стал из белого серым, а в проталинах виднеются окурки и пивные банки – улики прошлой жизни. Ему стало стыдно: он все убрал и выбросил. Проходит еще какое-то время.

    – Господи, я все равно ничего не понял! Является Ангел: – Выйди на улицу.

    Вышел: весна уже вступает в свои права. Снег полностью растаял, а земля-то вся в мусоре. Он все тщательно вычистил. Вскоре на деревьях появились почки, и на клумбах первые побеги. Это его утешило. Но в душе все равно было какое-то недоумение.

    Опять является Ангел: – Выходи! Вышел, а деревья уже все в цвету. – Господи, но это же все независимо от моей молитвы… В середине июня он как-то сам среди ночи вышел на порожки дома, посмотрел на звездное небо, спустился в сад. Сорвал вишенку, съел ягоду… – Господи, а вот теперь я понял! – сказал он. Истолкуйте притчу.

    Истолкование преподавателя, некоторые замечания по итогам работы

    Отец Вадим Леонов: – Чем замечательны притчи? Они допускают многообразие толкований. Если ваше толкование отличается от того, что сейчас озвучу я или предложил кто-то другой, это не значит, что вы, я или он неправы. Скорее всего правы будете и вы, и те, кто предложил свои истолкования. Тем интереснее сравнивать!

    Я поражен разнообразием предложенных вами ответов. Как мы изначально договаривались: все ответы правильны! Очень, кстати, интересно увидеть другого человека сквозь призму толкуемой им притчи. На самом деле и каждому из нас притчи помогают узнать не только нечто внешнее, но и познать самого себя.

    Потому что в истолкование притчи мы, сами, может быть, того не осознавая, всегда вкладываем нечто для нас самих самое важное. Мы не берем истолкование откуда-то из небытия, мы черпаем его из опыта своей собственной души и, как на рентгене, просвечиваем образами притчи.

    Притча – это зеркало. Мы можем, с одной стороны, познавать себя, а с другой стороны, исходя из ваших истолкований, преподаватель может познавать вас.

    Познакомившись с вашими ответами, предложу свое истолкование. В этой притче некто, кто зажег свечу, – Господь наш Иисус Христос. Свеча – это Церковь с ее благодатью таинств.

    Первый человек, кто смог зажечь свечу свою от нее, – это тот, кто воцерковлен, кто участвует в таинствах Церкви. Когда сердце гаснет – а оно у нас гаснет, и достаточно часто, от недостатка любви, от суеты, от наших личных грехов – у воцерковленного христианина есть возможность снова воспламенить свое сердце любовью, добродетелью, благодатью, приблизив его к этой свече-Церкви. Таким образом верующий воцерковленый христианин и становится горящим светильником. «Вы – свет мира» (Мф. 5:14), – сказал Господь.

    Второй человек – это тот, кто крещен, но не воцерковлен. Он уже некоторым образом причастен Тела Церкви через Таинство Крещения, но не существует в нем полноценно. Поэтому он ощущает тепло Церкви, на него воздействуют молитвы Церкви и любящих его людей. Но он не преображается под воздействием этого света, не воспламеняется духом сам.

    Третий человек – это тот, кто признает Евангелие, кто любит христианство, по крайней мере, принимает нравственные принципы Нового Завета. Ориентируясь на них, он в своей жизни способен сделать правильный выбор. Обрести свой путь, который когда-нибудь, возможно, приведет его в Церковь. Но пока он еще далек от евхаристического общения верующих. А четвертый человек – это тот, кто не верит в Бога.

    Итак, в этой притче описаны разные отношения людей к Богу и Церкви Христовой. Но есть в ней и еще один важный смысл. Здесь образно раскрывается очень сложная тема о границах Церкви.

    Часто приходится слышать вопрос: где проходят границы Церкви? В рамках этой притчи становится ясно, что граница определяется возможностью приобщиться пламени – зажечь от свечи-Церкви свою свечу. Как только мы отступаем на более далекое расстояние, мы уже выпадаем из этого благодатного пространства.

    Другими словами, граница Церкви проходит по границе Евхаристической Чаши: тот, кто причащается Святых Тела и Крови Христовой, живет полнотой церковных таинств, молитв, добродетельной христианской жизнью, тот и является членом Церкви в полноте. Все остальные – второй, третий, четвертый – участники этой притчи удалены от Бога в той или иной степени.

    Христос в храме Иерусалимском. Икона Великий Новгород

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: