Православие и современность
Мы живем в эпоху, когда европейские страны и народы объединяются. Этот процесс касается также и нас – православных. Именно поэтому нам так необходимо осознать свое место в европейских структурах. Вот почему тема моего сегодняшнего доклада[1] – «Православие и современность».
Следует решительно заявить: Православие является христианством в его чистейшей форме. Оно сохраняет и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не добавляя и не убирая. Из истории Церкви, а также из истории человечества мы знаем, что истина всегда сталкивалась с противодействием. И Православие, сохранявшее истину, всегда сталкивалось с трудностями разного характера. Уже в древности торжество христианства над язычеством почти совпало во времени с началом падения Римской империи. На Западе варварство победило древнюю культуру, были уничтожены многочисленные храмы, Запад отделился от Востока. Начиная с VII века и вплоть до века XV Византийская империя постепенно разрушалась под ударами крестоносцев и мусульман, тогда же ослабели Греческая и балканские Церкви. От турецкого ига они освободились только в XIX веке. Русская Церковь пережила период татарского ига. Православие в Польше боролось с римским католичеством и унией. ХХ век принес почти всем православным гонения со стороны коммунистов.
В чем же Православие нуждается сейчас? Обратим внимание на самое основное.
Свобода
Что следует подразумевать под этим понятием? Отсутствие свободы – это подчинение Церкви разнообразным национальным, политическим, экономическим или психологическим трендам. Церковь служит народам. Она может инициировать и благословить любую положительную деятельность, в том числе политического характера. Но ошибочным является мнение, что Церковь существует исключительно для этой цели и вне этих задач она не нужна.
Церковь Христова является Царствием Божиим, началом всеобъемлющей жизни, которая не должна знать никаких земных ограничений. В противном случае деформируется церковная жизнь, приспосабливая Церковь к нашим мирским заботам, вместо того чтобы возвысить саму земную жизнь к христианскому идеалу. Церковь, свободная от мира, служит ему – но если она подчиняется тому, что мирское, она становится по сути ненужной. Мы не язычники, чтобы удовлетворяться одной религиозной формой, облекая ее в суету нашей жизни.
Возрождение истинно христианской жизни
Ошибочно думать, что человек, регулярно посещающий храм, только поэтому может считать себя православным христианином. Православный христианин – это человек, который обращен к Богу через Христа; человек, который живет полнотой правды Христовой, который живет во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами. Это человек смирения и любви, который стремится к преображению своей личной и общественной жизни, и ради этой цели он готов к любому труду. Это человек, верный Христу в своей религиозной и обыденной жизни.
Необходимость единства
В настоящее время православный мир разделен из-за амбиций одних и национального безразличия других, а иногда даже и враждебности. Православным Церквям не хватает единства, не хватает элемента соборности. Результатом этого являются расколы. Но самое опасное – это равнодушие. Причина всех этих явлений – в искривлении церковного сознания. Между тем, идея Церкви весьма понятна: в каждой стране должна быть одна Церковь, один первоиерарх, координирующий национальные и языковые вопросы, касающиеся обычаев и характерных для данного народа культуры и традиций. Только таким способом можно обеспечить лад церковной жизни.
Недостаток церковной культуры
Все те трудности и гонения, которые испытывало Православие на протяжении своей истории, не способствовали интенсивному и правильному развитию церковной культуры. В настоящее время надо везде начинать заново строить церковную культуру. Это дело сложное, так как многие из нас не видят в этом необходимости. Церковь не может быть крепкой, если большинство светских и верующих людей ничего или почти ничего не знают о вере, кроме того, к чему они привыкли. Многие не понимают богослужение и смысла святых таинств; церковным организациям не хватает многих членов и т.д.
Необходима православная миссия
Развитие православного общества невозможно без организованной миссии и работы в этой области. Духовенство пассивно, а священник, даже весьма активный, не многое может сделать в одиночку. Поэтому одинаково необходимы и внутренняя, и внешняя миссия. Нужны образованные миссионеры, потому что к Православию многие испытывают интерес, а современному миру, как никогда раньше, нужно слышать голос Церкви.
Православие должно укреплять истинные представления о человеке, о его отношениях с Богом и обществом. Православие всегда исповедовало существование истины и красоты, которые одинаковы для всего человечества. Это имеет огромное значение сегодня, когда господствует либо полное отрицание этих ценностей, либо их считают относительными и зависимыми от пристрастий и своеволия. И именно эти представления привели к кризису как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности.
Человек – существо свободное и разумное, имеющее духовную составляющую. Поэтому дух должен быть во всем преобладающим и самым ценным элементом. Именно понимание этой простой для христианина истины так необходимо современному миру. Материальное наполняет души, умы, науку. Техника, производство и богатство стали богами. Капитализм и коммунизм требовали и требуют господства экономики над всеми и всем. Теперь мы видим, к чему это ведет. Современное человечество все больше погружается в психоз корысти, роскоши и богатства. Человек болеет жадностью к наживе. Современный человек нуждается в спасении от испорченности, извращения и грязи. Его жизнь может быть красивой и святой, но только в здоровом соединении с духом.
Духовная жизнь человека обращена к Богу, так как душа по своей природе христианка. Бог есть Всесовершенный Дух, прообраз человеческого духа. Он есть абсолютное добро, правда, красота и любовь. Только то, что является абсолютным, может быть началом, мерой, и целью всего. Без Бога все становится лишенным разума, лишенным цели, загадочным и относительным. Если нет Бога, то люди придумывают свои индивидуальные правды, индивидуальную красоту и индивидуальные идеалы. Без Бога нет абсолютного начала, которое смогло бы соединить людей, а есть, наоборот, распад и неизбежная враждебность.
Единение через Церковь
Единство людей между собой – важнейшая истина. И эту истину необходимо понять и принять. Все люди взаимосвязаны, даже помимо своей воли, общей природой, происхождением, культурой, языком, государством. Духовная связь между людьми более глубокая, чем они сами думают. Одна из важных идей христианства состоит в том, что никакие различия между людьми не должны их разделять. Только в Боге все мы соединяемся. В Нем соединяются самые важные стремления людей. Он есть сверхсовершенный Идеал, Источник и Цель жизни всех и вся.
Жить в связи с Христом, Святым Духом и Богом Отцом означает быть в Церкви. Это в ней соединены все те, которые соединились во Христе. И именно Церковь есть путь в Царство Христово. Достижению этой цели служат иерархия, Священное Писание, Предание, церковная наука, богословие, богослужение, таинства и прочее. Самая важная задача христиан – приводить всех в Церковь, в которой открывается для каждого возможность совершенной личной жизни, богообщения и полного соединения с братьями во Христе.
Православие – путь к спасению
Из Церкви должно истекать в мир всякое добро. На пути добра мир приближается к Церкви, а в ней – к Царству Божию. Это означает, что вне Церкви нет спасения. В ней – источник и наивысшее воплощение добра. Вне Церкви добро легко растворяется во зле.
Осознание подлинного христианства и его животворящей силы – самая важная задача современного православного христианина. Из этого вытекает необходимость последовательного и всестороннего осуществления христианского идеала как внутри Церкви, так – по возможности – и во всем мире. Церковная жизнь во всей своей полноте должна строиться в соответствии с идеалом Христа и новозаветным учением. Для Церкви мало и недостаточно отдельно взятых каких-то аскетических, литургических, культурных и бытовых христианских идеалов. Так и весь окружающий нас современный мир не может жить исключительно свободой или исключительно культурным или материальным богатством.
Поскольку сама природа человека духовна, связана с Богом и естественным образом обращена к единству всех людей, то нарушение этих основ человеческого бытия, даже во имя собственного добра, ведет непременно к гибели.
Счастье внутреннее и счастье внешнее — в чем на самом деле различие?
В чем же суть этих обоих счастий? И почему приходится говорить о подмене одного другим?
Как напоминание о том времени, полном Благодати и единении с Вечностью, каждому человеку удается время от времени испытывать настоящее счастье — это Дар, который каждый чувствует по своей мере.
Поэт и художник — во время вдохновения.
Влюбленный — во время светлых мыслей о своей возлюбленной.
Человек — во время первых весенних дней, когда птицы начинают петь по-новому и солнце разогревает землю.
Иной раз полное счастье охватывает нас, когда вдруг — словно по мановению волшебной палочки — с нашего сознания сходят все условности, которые оковывают нас цепями, и тогда мы всё вокруг нас — весь мир — видим по-новому. В нас — незыблемое и плотное счастье, которой говорит нам — ты цельный и неразвлеченный человек. Ты — человек вечный.
Такие переживания — это отзвуки Вечности внутри нас. Они не поддаются никаким формулам и предопределениям. (И поэтому так страдает поэт в мучительных поисках вдохновения, и потому так плохо себя чувствует влюбленный в моменты остывания чувств, и так тяжело после весеннего солнца опять увидеть снег под ногами и тучи над головой). Некоторые ощущают отзвуки вечности так сильно, что мир навсегда перестает для них играть теми красками, как раньше — потому что все внешнее оказывается вдруг не только ярким, но плоским. И такие люди, бывает, меняют все и уходят в монастырь (как например, старец Софроний Сахаров, замечательный художник, о котором мы писали в одном из недавних текстов).
Периода счастья — напоминание и отзвук той Благодати, которая на самом деле бывает дарована человеку. Той Благодати, которой сподобились многие святые и подвижники уже при жизни.
Старец Софроний (Сахаров). В юности он был художником, выставлялся в Париже, но после — уехал на святую гору Афон, став там монахом-отшельником.
Человек по природе своей ищет счастья. И в мире земном рождаются подобия ему. Только не наполняющие, а иссушающие.
- Вместо спокойной плотной радости — веселье и смех.
- Вместо любви — плотская любовь ради нее самой.
- Вместо стяжания благодати — поиск творческого вдохновения.
Душа так тяготится духовной пустотой, что человек не переносит сосредоточенного одиночества и тянется к развлечениям или благополучию.
Тяга к благополучию и развлечениям всегда захватывало большую часть людей. С этой точки зрения, мысль о том, что в XXI веке происходит что-то необычное — это иллюзия. Но правда раскрывается в масштабах. Сейчас мир действительно поменялся.
XXI — мир действительно поменялся
В человеке с момента отпадения его от Вечности стремление к развитию присутствовала всегда — так облегчалась тяжелая повседневная жизнь. Но в конце XX века появился интернет и ускорилось развитие цифровых технологий. Они сделали нашу жизнь принципиально другой — за счет масштабов своего влияния.
- Во-первых, сама скорость жизни. Она стала таковой, что у человека физически не остается времени смотреть внутри себя.
- Во-вторых, индустрия развлечений (и рекламы, а вместе с ней и всего брендинга) проникла так глубоко в нашу жизнь, что иногда (по крайней мере в городе) создается впечатление, что ничего кроме нее нет.
- В третьих, люди, стоящие во главе индустрии развлечения и масс-медиа, чаще всего сами по себе не живут духовной жизнью и не понимают этой стороны бытия, а от того невольно выставляют религиозных людей как странных и отсталых, которых нужно пожалеть, потому что они якобы много теряют.
- В-четвертых, развитие цифровых технологий, позволило по сути безрелигиозному суетливому миру проникать всюду и в каждый момент нашей жизни.
- В пятых, даже само глубокое искусство (поэзия, художественная литература, глубокие фильмы) перестали нести в себе размышления о вечности — скорее, размышления о самом человеке. Подмена лежит так глубоко, что для многих именно искусство стало источником религиозного опыта и поиска себя.
Мир все больше ограничивается самим человеком, исторгая из его жизни мистическое начало.
Все это было и раньше. Но никогда в истории — скажем, даже в самые распутные времена Римской Империи (условный пример!) — оно не охватывало человеческое надсознание в таких масштабах. И с этой точки зрения современный человек — человек из большого города — это действительно совершенно особенная картина. Человек оказался в условиях, когда кажется иногда, ему просто некуда деваться, кроме как продолжать жить в суете, мире рекламы, развлечений, скорости и всепроникающей диджитализации. Которая в свою очередь захватывает собой все и не оставляет даже мысли о том, что Истинное бытие может быть совсем другим, и настоящее счастье можно ощутить вне всего этого…
Действительно ли Церковь не соответствует своему времени и не находит нужных слов для измотанного (или пока еще неизмотанного) городского жителя?
примеры для подражания в современной церковной архитектуре
Храм преподобного Серафима Саровского в Кожухове. Источник: moseparh.ru
Проект храма священномученика Игнатия Богоносца в Новогирееве. Источник: hram-gireevo.ru
Макаров: Не уверен, что есть конкретные примеры, которые могли бы цельно задать уровень, на который стоит равняться. Скорее, есть отдельные удачные решения в разных проектах. Более удачными мне видятся уже упомянутые храм Серафима Саровского в Кожухове, храм св. Игнатия Богоносца в Новогирееве, храм св. Сергия Радонежского на Ходынском поле.
Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Источник: Andreykor / wikimedia.commons.org
Храм Казанской иконы Божией Матери в Гаване. Источник: Ντμίτρι / wikimedia.commons.org
Якубчук: Грубо говоря, такой храм пока не построен. Из построенного самый близкий к моему личному ожиданию от церковной архитектуры сегодняшнего дня — Казанский храм в Гаване. Проект не назовёшь новаторским, но это просто хорошо. Очень тактичная постройка, удивительно точно следующая традиционным формам и при этом абсолютно свежая и современная.
Готовы ли в России к таким экспериментам
Макаров: Пока скорее нет, чем да, но в программе «200 храмов» имеется обратная связь по итогу строительства: типовые храмы первой волны, сделанные способом префабрикации, оказались очень негибкими и не такими дешёвыми, как ожидалось. Храмы второй волны были не типовыми и больше соответствовали нуждам прихода, но при этом использовали старый подход к застройке, что не всегда рационально задействовало территорию. Сейчас мы видим эксперименты с компоновкой храмов и приходских строений, думаю, вскоре и эстетическая проблема окажется в центре внимания.
Якубчук: Думаю, мы пока в стадии накопления запроса на новые формы. Этот запрос растёт естественным путем через смену поколений и рано или поздно приведёт к появлению действительно новых форм. В этом процессе очень важны бумажные проекты. Пока эти храмы собирают свою виртуальную паству в виде комментариев: «Ух ты! Я бы пошла/пошёл в такой храм!»
Почему на западе переход к современным формам случился намного раньше
Макаров: На Западе было всегда поступательное развитие церковной архитектуры параллельно с развитием всего остального искусства и культуры, без каких-либо драматических переходов. Там не было исторических факторов, которые бы удаляли из поля зрения деятелей культуры церковное искусство.
Якубчук: Никакого особого перехода, думаю, там не было. Идёт поступательный эволюционный процесс, не сильно тревожимый глобальными потрясениями, как это было у нас. Всё-таки гонения на церковь в советское время — это мощное тектоническое потрясение, по некоторым оценкам, превосходящее даже римские гонения раннехристианских времён. Мы как общество ещё не оправились от тех травм, архитектура — только следствие этой травмированности. Пока мы усиленно тоскуем по утраченному прошлому.
ГЛАВНЫЕ тренды в церковном строительстве
Макаров: Есть несколько трендов, часть из которых связана с очередной ревизией истории и использованием тех исторических архитектурных форм, которые не так часто интерпретировались в течение трёх десятилетий.
Например, храм Покрова в Ясеневе «закрыл гештальт» с русско-византийской темой. Непонятно, будет ли иметь долгое продолжение «имперского» направление после собора Сретенского монастыря, храма Вооружённых сил и храма святого князя Владимира в Тушине.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Источник: Андрей Колычев / panoramio.com
Особо можно выделить наметившиеся два направления, которые могут стать основными: небольшие невысокие храмы, которые проще содержать общине, и храмы-комплексы, которые в одном простом или развитом объёме содержат помещения как для богослужений, так и для приходской деятельности. К первым относится храм Серафима Саровского в Кожухове, ко вторым — храм св. Игнатия Богоносца в Новогирееве и храма св. Сергия Радонежского на Ходынском поле.
Якубчук: Для себя я отличаю следующие тенденции в современном строительстве церквей: величие, сказочность, утилитарность. Величие призвано поражать масштабом, демонстрировать силу, власть, укоренённость в пространстве и времени. Типичные представители — храм Христа Спасителя и новый собор в Сретенском монастыре. Мне представляется, что это в основном проекты, так или иначе связанные с государством.
Храм Воскресения Христова и Новомучеников в Сретенском монастыре
«Сказочные» храмы характеризуются историческими формами, осознанными через графическую культуру эпохи модерна или современного фэнтези, в зависимости от кругозора авторов и заказчиков проекта. Лучшие храмы этого направления будто сошли с иллюстраций Билибина. Таковы проекты мэтра сегодняшнего храмостроения Андрея Анисимова. В печальном же случае мы получаем храм в Переделкине. Казалось бы, несправедливо ставить эти храмы в один ряд: одни академичны и тонки, другие — дистиллированный китч. Однако, у них есть общее стремление оказаться в сказке и сделать вид, будто кровавого для церкви XX века вовсе никогда не было. Это обычно спонсорские или рядовые храмы программы «200 храмов».
Княгиня на теремной башне. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». Иван Билибин. Источник: artchive.ru
Иллюстрация к былине «Град Китеж». Иван Билибин. Источник: artchive.ru
Третье направление — утилитарное. В него я бы объединил все попытки решить вопрос с помещением храма минимальными средствами силами живой приходской общины. Это всевозможные вагончики, деревянные временные храмы, приспособление под храмы бытовых помещений, строительство экономных храмов в простейших формах.
Люди здесь зачастую без участия архитектора решают насущные задачи церковного быта и нередко находят достаточно изящные и простые решения. Это направление представляется наиболее устойчивым и перспективным. Его практики наименее подвержены идеологии и наиболее практичны. Это не всегда красиво, но всегда работает.