Старцы-невидимки молятся на горе Афон за грешную планету

Старцы горы Афон

С древних времен, с периода начала православия существовало старчество — особый вид подвижничества, связанный с руководством, наставничеством, осуществляемым духовными лицами, обладающими большим опытом в жизни и приблизившихся к идеалу духовного совершенства. Старцами часто становились монахи с особым даром видеть и читать в человеческих душах, наставлять и утешать, открывать волю Божью, исцелять духовные и телесные страдания. Но афонские старцы — не обязательно монах, хотя атмосфера святой обители и отрешение от мирских соблазнов несомненно способствует развитию этого великого дара и духовному совершенствованию, необходимому для его раскрытия.

Святые монахи горы Афон хранят духовную традицию старчества, история которого тянется вглубь веков к истокам зарождения монашеской республики, поэтому история и современность святогорских обителей и келий изобилует историями святых старцев. Некоторые афонские старцы ничем не выделяются при жизни, и только после смерти их духовный подвиг становится явным. Слава о других разносится далеко за пределы монастырских стен, привлекая сотни паломников. Их наставления переводятся на разные языки, помогая православным всего мира.

Древние и современные афонские старцы горы Афон являют собой образец духовного наставничества, бережно сохраняя и передавая живую духовную традицию Святой Горы.

Старец

Миряне полагают, что дар предвидения дан старцам свыше, однако обозревать вселенское грядущее они могут не в силу своих исключительных способностей. Находящиеся в предельной близости к Богу, старцы наделены способностью иначе смотреть на мир, замечая то, чего не видят увязшие в повседневной суете люди. Давая судьбоносные советы, исцеляя, утешая, молясь, они всего лишь открывают людям глаза, на то, чего они не успевают приметить и осмыслить.

Проблемы со здоровьем, одержимость чем-либо, бесплодие, греховное наваждение, неспособность справиться с навалившимися проблемами становятся поводом для разговора со старцем, обратившись к которому каждый должен быть готов услышать чистую правду, принять её и следовать рекомендациям праведника, иначе потеряется весь смысл общения с духовным лицом.

Старцем, вопреки представлениям, может быть не умудрённый опытом и годами монах, но даже молодой подвижник, успевший «состариться» в подвигах и превратить своё сердце в обитель Святого Духа.

Аналог ветхозаветного пророка – старец, даже после смерти способен творить добро, одаривая, всех кто приходит на его могилу, душевным спокойствием и духовной радостью.

Иеромонах Пантелеймон (Королев) называет старцев авангардом монашества, они учат обращающихся к ним за помощью людей не словами «чужой мудрости», а примерами и знаниями из личного опыта. У каждого православного старца должен быть послушник, который обязан любить его как отца и беспрекословно исполнять все его поручения. В свою очередь подвижнику надлежит нести бремя своего ученика и быть крепким молитвенником.

Россия победит в Третьей мировой

В 2001 году группе священников из Самары в Ватопедском монастыре пророчествовал восьмидесятипятилетний старец Иосиф-младший, ученик самого Иосифа Исихаста. Он предсказал войну России с Турцией и открыл, что она начнётся с военного конфликта турок с греками, после чего США и Евросоюз подтолкнут турок к нападению на Грецию.

Погибнет много греков, но неожиданно для всех в войну вмешается Россия, после чего «на территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всём этом будет активно участвовать и Ватикан».

В конфликт вступят США и ЕС, и от пепла взрывов «тьма покроет все Балканы и Ближний Восток». Скорее всего, будет применено ядерное оружие, но победа останется за Россией, Соединенные Штаты Америки «лопнут, как воздушный шар», а Ватикан падёт и уже никогда не восстановит своё влияние.

Русские войдут в древний город Константинополь и даже посадят там своего губернатора, но потом, по соглашению, передадут всё Греции. Старец называл даже довольно точную дату – около 2053 года или «через 600 лет после того как греки покинули столицу Византии».

Старец Иосиф предрёк и войну других стран: «Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны – распространяет наркотики и порнографию, мужеложество, Господь ослепит их умы, и они будут уничтожать друг друга с ненасытностью зверей». После чего в мире на короткое время – всего на 30–40 лет расцветет православие, а после наступит время Антихриста, но «Господь верных защитит».

Верить или не верить пророчествам афонских монахов – личное дело каждого. В Писании сказано, что ни один человек не знает точную дату конца времён, это ведает только Бог-Творец: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Но ясно и другое: по молитвам праведников, Господь иногда приподнимает завесу над тайнами будущего, чтобы верующие могли соизмерять свои силы и желания с возможными изменениями вокруг них.

Известные старцы

В истории православия было немало старцев, наделённых исключительным даром предвидения. Чудотворцы Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Аристоклий Афонский и Серафим Вырицкий, Феофан Полтавский и Феофан Затворник, Василий Блаженный и Ефрем Катунакский, Гавриил Самтаврийский и Дамаскин Четочник, Паисий Святогорец и Кирилл Карейский, и это лишь малая часть из длинного списка имён старцев, в разные века наставлявших, лечивших и помогавших мирянам.

Праведники, знавшие больше остальных, могли вещать не только о прошлом, настоящем и будущем рядового человека, но и предугадывать последствия каждого события и предсказывать судьбу государства.

Обрекая свои провидения в лаконичные или длинные, серьёзные или остроумные формы, они поддерживали дух и вселяли надежду в каждого, кто обращался к ним в поисках ответов на мучившие их вопросы.

Россия прославится и победит турок

Греческий старец Паисий Святогорец (1924 – 1994), подвизавшийся на протяжении 40 лет в монастырях Афона, уделял России в своих пророчествах много места. Его предсказания касались последних времён, которые должны начаться сразу после того, как турки перегородят Евфрат (это событие должно случиться в 2022 году).

Причём, предсказание об иссушении Евфрата есть в «Апоклипсисе»: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного».

После этого с востока явится двухсотмиллионное китайское войско. Будет великая война, в ходе которой будет разрушена мечеть Омара, и евреи начнут восстановление Храма.

Россия будет воевать с Турцией, в результате чего треть турок погибнет. Европейские страны поддержат Турцию, но это ей не поможет: Россия победит, после чего треть турок примут христианство. Константинополь русские великодушно отдадут Греции, так как это будет устраивать мировое сообщество.

Ещё один греческий старец Матфей Вресфенский считал, что поводом для Третьей мировой войны снова станет Сербия. Война начнется вскоре после «воскресения» России и принесёт стране победу, прочный мир и благоденствие.

Современные старцы

В книге «Современные старцы Горы Афон», вышедшей из-под пера архимандрита Херувима (Карамбеласа), рассказывается о бытии и деяниях пяти старцев, творивших чудеса в ХХ-ХХI веках. Героями его произведения стали старцы Каллиник Исихаст, Даниил Катунакский, Афанасий Григоритский, Исаак из монастыря Дионисиат и Иоаким из скита Праведной Анны.

В России традиционными местожительствами старцев были Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Заволжские пустыни, а также Киево-Печерская Лавра, в определённые периоды истории находившаяся на русской земле. В наши дни эта география расширились, и встретиться с наделёнными особым даром монахами можно в разных уголках страны.

В Калужскую область в Свято-Пафнутьев монастырь города Боровск съезжаются верующие, мечтающие пообщаться со старцем отцом Власием (Перегонцевым), который лишь единожды взглянув на человека, может безошибочно определить причину, побудившую его обратиться за помощью. Ищущему духовного спокойствия он, как посредник Бога, даёт мудрые советы, а жаждущему исцеления облегчает страдания.

В северной столице в храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» уже более 50 лет служит старец Иоанн Миронов, в Казани за советом можно обратиться в Ключевскую пустынь, где принимает всех желающих старец Илларион, в Звенигороде найти выход из проблем помогает старец Феодосий, а в марийской деревне Сумки – старец Иоанн.

Всегда многолюдно и в Переделкино, где на территории Патриаршего подворья живёт и принимает паломников старец Илия (Ноздрин), после встречи с которым, сердца людей наполняются теплом и надеждой, а путь озаряется светом.

История старчества на Святой Горе

Согласно преданию, в 49 году Богородица сошла на берег полуострова, и была настолько очарована его красотой, что испросила эту землю у Господа себе в удел. История афонских монастырей, дошедших до современности, началась в 10 веке и тесно переплетена с историей старчества. Многие афонские старцы упоминаются в истории основания монастырей и преданиях, которыми богата святая гора Афон:

  • Николай, Антоний и Афанасий — монахи, приехавшие на Святую Гору, основатели Ватопеда;
  • Симон, основатель монастыря Симонопетр. Он вел жизнь отшельника в этих местах, а до того сам был послушником у старца, но благодаря духовному труду превзошел учителя;
  • Гавриил — старец на горе афон, известный благодаря тому, что по велению Богород
  • ицы вынес из воды Иверскую икону Божьей Матери «Вратарница».

Множество афонских старцев известных по истории и преданиям Святой Горы, позднее были причислены к лику святых, другие не получили большой известности. По одним из показателей милости у Бога является цвет костей усопшего монаха. Через три года после погребения монахи горы Афон извлекают кости и помещают в специальные костницы. При этом «благодатный» медово-восковой цвет отличает кости святых, особо приближенных к Богу.

Пищевые суррогаты

«В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи.

Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры.

А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно.

А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

Преподобный Паисий Святогорец

Особый разговор с Богом

Молитва задержания афонского старца читается скрыто от людского глаза и слуха, сила её воздействия заключена в тайне. Так уж повелось, что силу молитвы человек постигает в одиночестве, поэтому и это молитвенное правило имеет келейный характер. Молитва – это особый, не всегда легкий разговор с Богом. Одного прочтения здесь будет недостаточно, правило Пансофия Афонского гласит о девяти днях, в каждый из которых её нужно произнести девять раз. Ошиблись, запнулись, остановились, значит, есть нужда начать всё с начала. Поэтому нужно быть внимательным, всячески отгоняя от себя рассеянность и невнимательность.

Молитвы старца Пансофия Афонского

Забудь о своей немощи

«Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело.

Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: «Боже мой, прости мне грехи мои», в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом.

Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не беспокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает».

Лики Афона

Часть 1

Отец Стефан

Это серб отец Стефан, который тоже жил на Карулях. Отец Стефан провел там около сорока лет в келье, где во время Второй мировой войны жил старец Софроний (Сахаров). И где, скорее всего, он начал писать книгу о старце Силуане. Там позади есть пещера. В этой пещере Стефан устроил маленькое искусственное озеро, и зимой собирал дождевую воду, а летом поливал ей свои цветы. У него был прямо-таки райский сад!

Отец Стефан

Отец Стефан

Мне кажется, он юродствовал (хотя некоторые говорят, что был в прелести). Во время войны отец Стефан находился в Жиче, и владыка Николай (Велимирович) рукоположил его в диакона. Однажды в самом конце войны коммунисты хотели его расстрелять, он прыгнул в овраг и убежал от них. За такие «заслуги», за связи с владыкой Николаем его уважал сербский престолонаследник, между ними существовала переписка (я видел его письма к отцу Стефану).
Отец Стефан был человеком чудовищной физической силы! Он мог затаскивать по извилистой тропинке к себе с моря брёвна по сто пятьдесят килограмм каждое. Он служил литургию ежедневно и, как правило, один (что, как вы знаете, по канонам не положено, его осуждали за это). Вынимая частицы на проскомидии, он поминал людей. Я приносил ему имена, и потом через год или два он меня переспрашивал: «А как тот, а как этот?» Я уже забыл, кого я ему написал, а он все молился о них. Тысячу имён поминал ежедневно! И мне говорил: «Божественная литургия – это такое великое дело! Если бы я знал, что последняя литургия на земле будет отслужена в Южной Америке тогда-то, я бы сейчас же отправился туда пешком, чтобы присутствовать на ней. Потому что литургия – это всё. Она держит мир».

Он сетовал на то, что наш мир пал, и даже на Афоне не стало благодати: «Ночью встал, читаю правило перед литургией. А там, за хребтом, луна – приблизительно как сейчас. Вижу, благодать поднялась, – и руками показывает, – и ушла. Лишь немножко ее здесь, на Карулях, осталось». Однажды ему в маленьком храме святого Саввы Сербского (который он сам соорудил) явился святой Савва, похвалил его и говорит: «Стефан, мы ждём тебя. Ты придешь к нам раньше, чем ты думаешь». Стефан вспоминал: «Мне так хорошо было. А потом проснулся и стал размышлять: «Что значит: раньше, чем я думал? Я рассчитывал, что буду жить ещё тридцать лет. А что значит раньше? Пятнадцать? Ну, это так много, так много! Целых пятнадцать лет ещё жить!»

Он кормил синичек и разных маленьких птичек. Позовет: «Ци-ци! Ци-ци!», – и они слетались, садились к нему на руку. Это очень соблазняло его дымчатого кота, который тогда делал: «У-у! У-у!» Но всё равно на птичек ни разу не посягнул! Я наблюдал такие сцены много раз, сидя тихонечко в сторонке.
Отец Нестор

Это отец Нестор, бывший охотник. На Афоне он ходил по лесам и собирал лечебные травы. Он жил высоко, в заброшенной келье над Керасья, где сейчас обитает русский монах из Сибири, тоже бывший охотник. Видимо, такое «охотничье место». Зимой там довольно долго держится снег. У Нестора всегда имелся запас лечебных трав, и вот от его «охотника» осталось то, что он своими травами охотно делился.

О молитве на Афоне

Иеромонахов на Афоне не так уж много. Даже если два или три человека живут вместе, у них часто нет своего иеромонаха. Как же служить? По книгам беспоповским чином. Очень многое читают наизусть, особенно неграмотные. Как-то с моим другом Мелхиседеком мы пошли погулять и нашли возле Крио Неро, чуть выше Палеокастрицы, над оврагом языческий жертвенник. А за ним пропасть – метров двести. И вот мы там сидели и глядели вниз на море. Вдруг от Керасья идут по тропинке в сторону Кавсокаливии монахи с гружеными лошадьми и читают вечерню. Вечерню прочли, принялись за повечерие. Всё наизусть. И так удалились крутой тропинке вниз.

Сейчас на Карулях много и сербов, и русских, и греков, которые по чёткам читают – это последователи старца Иосифа Пещерника. Их становится больше и больше, а ещё в начале двадцатого века их было мало. Всё индивидуально. Некоторые следуют правилам, что, мол, вечерняя служба – столько-то чёток, повечерие – столько-то. Но старый монах Климент в Святой Анне, например, говорит, что это плохо. Потому что когда ты считаешь молитвы, то стараешься произносить их быстро, чтобы скорее исполнить правило. А тогда смысл теряется.
Когда я был послушником, то однажды его встретил на тропинке, и он меня спросил, сколько мы читаем молитв, я ответил. Он говорит: «О! Это слишком много. Лучше тебе молиться не по чёткам (в смысле количества), а по часам. И всё равно, сколько молитв ты успеешь прочесть, главное, чтобы ты молился искренне. А то представь себе охотника, который взял ружьё и стал стрелять – «бум! бум! бум! бум!» – ну и что? Так ничего у него не получится. Надо тщательно прицелиться, а уже потом нажимать на курок».

У меня есть знакомые, которые читают молитву по ночам по четыре часа подряд. Если устаёшь, то просишь словами, идущими из самого сердца: «Господи, ты видишь какой я? Я хочу стать лучше, но не получается. Помоги мне научиться любить». И после нескольких минут такой молитвы продолжаешь творить Иисусову молитву. Именно такое настроение самое важное, а не спорить о несущественных вещах: кто-то читает двадцать тысяч Иисусовых молитв в день, а кто-то замедляет дыхание настолько, что едва успевает прочесть двести-триста. Но если так медленно дышать, это само по себе большой труд, и опять ускользает смысл. Меня учили замедлять дыхание, но так, чтобы я не затруднял сам процесс дыхания и не отвлекался на это, но лучше время от времени задумывался: «А зачем я это делаю? Что хочу постичь?» И тогда внимание сосредотачивается на том, что я хочу изменить себя, стать лучше, преобразиться, научиться любить окружающих. А если этого не происходит, то к чему моя молитва? Для гордыни? Чтобы сказать, что читаю по двадцать пять тысяч молитв в день?!

Отец Арсений

Здесь келья отца Арсения. Над самым морем. К ней ведут две тропинки – обе труднопроходимые, больше на руках, чем ногами идёшь. А отцу Арсению уже за семьдесят! Он занимается рукоделием – делает обложки для книг (от русских, живших в девятнадцатом веке в этой келье, осталось специальное оборудование, прессы разные). На твёрдых обложках он искусно ставит печати в виде креста.

Никодим и Иона Русские

А это русский Никодим. Один из последних дореволюционных русских монахов, которые жили на Карулях. Он умер в 1984 году. Перед смертью, уже больной, он большей частью лежал, но принимал гостей. Как-то он нам сказал: «Вот видите, я лежу перед вами такой немощной. Когда-то я был крепким человеком, всё мог, много читал, много знал. А сейчас ничего не знаю, Господь всё взял, все слова, кроме одной маленькой молитовки: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Только её и помню».

Отец Никодим

Отец Никодим

Есть интересная брошюрка-свидетельство о том, как в 1930–1940-е годы на Афоне в русской среде проходила Иисусова молитва, как подвизались в Иисусовой молитве отец Никодим и его старец, какие испытывали искушения.
К отцу Никодиму приходил бывший псково-печёрский монах Иона. Два-три раза я видел его на престольных праздниках в разных монастырях. Особенно запомнилось, как в Ивероне после литургии все шли с иконой на место её обретения. Это в трёхста-четырёхста метрах от обители, на берегу моря. Люди несли икону, сменяя друг друга. А отец Иона умудрялся держать ее всё время. Он мог кому-то уступить место, но через несколько секунд снова нёс образ сам.

Однажды я шёл от Старого Руссика в сторону Пантелеимонова монастыря, гляжу, – влево уходиттропинка. Мне стало любопытно, я повернул. Через километр увидел келью, ульи и монаха, который в маске занимался пчёлами. Когда он поднял маску, я понял, что это отец Иона. Он обрадовался: «Как хорошо, что ты пришёл». Я стал извиняться: «Простите, наверное, вам здесь привычнее быть одному» А он: «Да нет, заходят люди. Вот, год тому назад полицейский приходил. Грибы тут искал, что ли. И зашёл». Отец Иона оставил меня переночевать в келье: «Вдвоём лучше. Можем акафист почитать антифонно». Утром предложил: «Подожди, пообедаем, а потом пойдёшь дальше». Он сварил в кастрюле чечевицу и почему-то замялся. Ходит туда-сюда в смущении. Потом говорит мне: «Знаешь, у меня тарелок нет. Но мы, когда жили в деревне, ели все из одной кастрюли. Если ты можешь, будем кушать так. А если нет, то сперва ты поешь, а потом я». Для меня не было никаких проблем: там, где я жил, в Каракальском монастыре, из тарелок собирали всю оставшуюся пищу и потом подавали вновь. Мы привыкли и не гнушались друг друга. Услышав это, отец Иона обрадовался, поставил на стол кастрюлю, и мы поели.

Он очень хорошо отзывался об отце Никодиме, хотя тот и принадлежал к Зарубежной Церкви, которая тогда на Афоне имела полные отличия зилотской группировки, не желавшей литургического общения с Пантелеимоновым монастырём. Ионе отец Никодим передал тетрадки с наставлениями об Иисусовой молитве. Потом по заброшенным кельям я находил много подобных тетрадок. Основная часть в них – общая, но есть варианты. Видно, что все редакции переписаны из одного источника, скорее всего, конца девятнадцатого века. Но всякий раз переписчики добавляли свой собственный опыт. К сожалению, многое утрачено. В те времена наши славянские монастыри были очень неорганизованные, библиотечное дело велось плохо. Сейчас в Хиландаре гораздо лучше и, наверное, в Пантелеимоновском тоже. Но тогда тщательно относились к архивам только в Симонопетре. Туда я и отнес все мною найденные тетради. Им там сразу было определено место. И когда я после возвращался и хотел их почитать, мне в течение десяти минут их приносили. Поэтому я не жалею , что передал русские тетради именно в библиотеку Симонопетра. Их каждый может там найти и с ними работать! Одну тетрадь, рубежа девятнадцатого-двадцатого веков, я готовлю к публикации как пример афонского отношения к Иисусовой молитве. Там видна вся проблематика, которая вспыхнула в связи с почитанием имени Божия.
Румын Мелхиседек

Про него я очень люблю рассказывать случай, которому сам был свидетелем. Однажды я гостил у него во время Великого поста. Его домик двухэтажный, на каждом этаже по комнатке. Между собой они не связаны, на этаж поднимаешься по наружной лестнице. Он жил в своей комнате, я в своей. Кушали мы раз в день, собирали травы и их ели. А после еды вновь расходились по комнатам. Спустя три недели великопостной тишины во время трапезы раздался стук (в ста метрах от кельи была железяка с надписью на нескольких языках: «Постучите здесь»). Я видел, как изменилось лицо отца Мелхиседека от того, что он понял: сейчас кто-то придёт и нарушит наше безмолвие. Это был первый посетитель за три недели. Входит молодой человек, греческий офицер, приносит полный рюкзак постных продуктов и благодарит отца Мелхиседека. За что? Несколько месяцев тому назад этот офицер приезжал на Афон помолиться о матери, которая при смерти находилась в одной из клиник Фессалоник. Офицер походил по Афону, был он и у старца Паисия. На корабле к офицеру подошёл, видя его отчаяние, монах (им оказался Мелхиседек). Он тогда раз в год выходил с Горы, чтобы продать свое рукоделие. Между ними завязался разговор, офицер попросил его молитв. Через два дня он вернулся в Фессалоники, и в клинике врачи ему сказали: «Это чудо! Вашей матери лучше!» А мама рассказала: «Мне полегчало среди ночи. Я проснулась, а возле постели – два монаха. Один старенький, один молодой» (тогда Мелхиседек был ещё относительно молод, лет тридцати пяти). «Они исчезли, а это хорошее состояние осталось». Мелхиседек засмущался, посмотрел в мою сторону и говорит: «Ну, видишь, что значит молитва. Прокрутил пару раз чётки, и всё Господь дал».

После этого случая на следующий день я ушел из его домика, спустился на шестьсот метров ниже, в пещеру, потому что понял: он – настоящий отшельник и просто безропотно жертвует ради меня своим уединением. Как-то он говорил мне, что «большинство монахов не выдерживают полного одиночества, и сами спустя какое-то время желают посетителей. Но это значит, что-то неладно: раз ты чувствуешь дискомфорт от того, что одинок, ты не отшельник».

Работать, чтобы заработать на пищу, достаточно на Афоне две-три недели в год. Мелхиседек вязал чётки, крестики, и свое рукоделие продавал монастырским или церковным лавкам. Выходил раз-два в год. Закупал на вырученные деньги муку, оливковое масло, чечевицу, фасоль, – и эти продукты привозил к себе, закрывался наглухо и жил в один. Если он зарабатывал чуть больше, чем требовалось на пропитание, он покупал святоотеческие и богословские книги. Так что вот: отшельник – это монах, который освободил себя для настоящего в жизни.

Продолжение

Молитвенное дело афонских отшельников

На Афоне более 20 действующих монастырей, где более двух тысяч братьев творят ежедневные молитвы во Славу Божью, о прозрении человеческой души и покаянии. Сюда съезжаются тысячи посетителей, и, хотя доступ на остров ограничен, год от года паломников становится больше.

Афонские старцы

Как победить нестерпимую боль

«Если он человек мирской – то мирской песней, если он человек духовный – то духовным песнопением…

Однажды у моего отца поднялся сильный жар, и началась страшная головная боль. Знаете, что он сделал? Он наелся соленой селедки, выпил стаканчик вина и затянул песню: «Проснись, мой несчастный, бесправный народ».

Потом он спел еще несколько партизанских песен, и его голова прошла! Так – для того, чтобы боль рассеялась – и мы будем петь духовные песнопения! Помню, как я однажды простыл, и у меня началась такая страшная головная боль, что голова раскалывалась. Ну что же, я начал петь одно очень красивое песнопение, и головная боль ушла. Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях… У врачей есть такие таблетки?»

Пожалуйся Богу

«Куда ни повернешься, куда ни посмотришь — везде Бог: на небесах, на земле, в безднах, в деревьях, в камнях, в твоем уме, в твоем сердце. А если Бог все время рядом, зачем ты беспокоишься? «О Нем живем, движемся» (Деян. 17:28). Он носит нас в Своих объятиях. Богом мы дышим, в Бога одеваемся, Бога осязаем, Бога вкушаем в таинстве.
И разве Он не видит, что ты страдаешь, что мучаешься? Пожалуйся Ему, и увидишь утешение, увидишь исцеление, которое исцелит не только тело, но в большей мере — страсти твоей души».

Преподобный Иосиф Исихаст

Афонские старцы согласны: все болезни от нервов!

«В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать…

Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Например, язва желудка возникает из-за нервного беспокойства. А откуда нервность? От грехов, от душевного непорядка, мутности.

Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс – стресс, и – хлоп… – Язва! Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Переписка с афонским старцем Никодимом

Схимонах Никодим Карульский в 1970-х гг. Фото: cliuchinskaya.blogspot.com

– Схимник Никодим, известный подвижник Карульский, присылал отцу Ростиславу как книги, так и утварь. Так, в 1959 г. отец Никодим писал:

«Посланы Вам 8 книг Жития Святых, запечатаны и служебные минеи. Служебник просимый есть, но не запечатан – надо подать прошение на разрешение. Ждите. Теперь посылаю Вам месяцеслов Косолапова, хотя Вы и не просили его, а, думаю, нужен будет для Вас. Запечатаны 4 книги служб в посту первой седмицы и Страстной каждой по две книги. Если Вам нужны, то известите и я пошлю. Каждая по 10 долларов. Запечатаны Октоихи большого и малого формата, Триоди постные и цветные».

В другом письме от 1968 г. он пишет:

«Посылаю теперь Вам посылку морем: камилавку, кресты и параманы. Белый параман от моего иеросхимонаха Серафима, а старенький с бисерами от меня, моего старца-иеросхимонаха Феодосия, пропитан его потом. Надеюсь, будет мил, кому он достанется…»

Судя по письмам старца Никодима, отца Ростислава интересовали и вопросы, связанные с жизнью святогорцев, наставлениями старца Феодосия и других монахов. «По Вашей просьбе, – пишет отец Никодим 28 апреля 1954 г., – о старце батюшке Феодосии я, как верный и любимый ученик его, пишу Вам истинно; и к Вашим услугам с усердием готов, насколько будет возможно, и что Вам угодно будет, с удовольствием вышлю. Батюшка писательством не занимался, его стремление было только к безмолвию и молитве, и что Вы получили такое известие о нем, это приснопамятный отец протоиерей Петр Беловидов из особого своего благоволения и почитания к нему, от незнания излишне распространил, он четыре раза приезжал к старцу и видел кое-что из рукописей, почитал старца за просвещенного Свыше – так сам и говорил, и написал в газете, что от старца Феодосия осталось много богословских рукописей…» И Никодим перечислял в письме оставшиеся рукописи. Среди прочих был молитвенный дневник старца Феодосия, который он начал вести за полтора месяца до смерти. «…Это он начал заниматься художественной молитвой по “Добротолюбиюˮ и записывал свои опыты ежедневно», – уточнял о. Никодим.

Далее в том же письме отец Никодим пишет: «Житие его написать нет у нас человека, а сам я неграмотный, только и смогу послать Вам, как сумею составить все, что знаю о старце и что слышал от него, на это надо время, если угодно, пришлю после. Любимой его книгой была о молитве, сплетенная в одну несколько. Епитрахили в церкви все его, а одна старенькая и загрязненная, в которой он исповедовал, держал один его почитатель много времени, а теперь, собираясь умирать, вернул мне. Какую угодно пришлю».

Протоиерей Ростислав Ган и святитель Иоанн (Шанхайский)

Святитель Иоанн Шанхайский

– Ростислав Адольфович Ган родился 16 июля 1911 г. в Маньчжурии на станции Чжалантунь Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в семье штабс-капитана IV Заамурского железнодорожного батальона Адольфа Александровича Гана и его супруги Серафимы Николаевны, урожденной Курочкиной. Начальное и среднее образование будущий священник получил в Железнодорожном коммерческом училище КВЖД и в гимназии Христианского Союза молодых людей в 1928 г.

В том же году поступил в Харбинский политехнический институт на инженерно-строительный факультет.

Параллельно он учился на Харбинских богословских курсах.

Духовным наставником Ростислава был архимандрит Ювеналий (Килин), настоятель Казанско-Богородицкого мужского монастыря в Харбине. До эмиграции отец Ювеналий подвизался в Белогорской мужской обители Пермской епархии, прозванной народом «Сибирским Афоном». Отец Ювеналий был ближайшим помощником настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева). Он сопровождал будущего преподобномученика Варлаама и игумена Серафима (Кузнецова) в их паломнических поездках по монастырям Российской империи, Афона и Святой земли, неоднократно служил и встречался с праведным Иоанном Кронштадтским.

Впоследствии отец Ювеналий поддерживал большую переписку с русскими святогорцами. Будучи редактором духовно-нравственного журнала «Хлеб Небесный», выпускаемого типографией Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине, отец Ювеналий печатал в нем статьи и проповеди афонских подвижников, их письма и воззвания, отрывки из их дневников, сообщения о состоянии святогорских обителей, о торжествах и литургической жизни монастырей.

В 1936 г. на Сретение владыка Ювеналий рукоположил отца Ростислава во диаконы, а на следующий день – во пресвитеры.

В том же году отец Ростислав прибыл в Шанхай для служения настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского при коммерческом училище.

Здесь же он преподавал Закон Божий и математику.

В то время епископом Шанхайским, викарием Русской Духовной Миссии в Пекине, был святитель и чудотворец Иоанн (Максимович), с первой встречи полюбивший молодого иерея. Помимо молитвенного общения за богослужениями в кафедральном соборе, отец Ростислав много времени проводил со святителем и беседовал с ним на святоотеческие и церковно-исторические темы. В 1938 г. отец Ростислав был переведен в Тяньцзин. Провожая отца Ростислава, святитель Иоанн говорил: «С его отъездом я теряю кусочек своего сердца».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: