«Афон – это место, где сохраняется живая монашеская традиция»

Монахи — это люди, которые полностью посвятили себя служению Богу

Монах — это человек, который полностью посвятил себя религиозной жизни, для чего поселился в общине единомышленников. Такие люди есть в разных религиях и культурах: христиане, буддисты, индуисты, даосы и т.д.

Монах — член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь в соответствии с церковными правилами

Где-то монашество формировалось как отдельная каста людей, где-то оно было неразрывно связано со священничеством, но в целом общие черты этого явления можно выделить:

  • Существование общиной;
  • Строгая регламентация жизни;
  • Религиозная направленность деятельности;
  • Суровые ограничения;
  • Особое, уважительное отношение мирян к монахам.

Христианское монашество берёт начало в традиции ессеев

Христианство возникло на фундаменте иудаизма, а христианское монашество обязано своей формой течению ессеев. Это одна из трёх линий иудаизма в новозаветные времена.

Мы мало знаем о ессеях, но есть основания утверждать, что Иоанн Предтеча обучался в их общине. Не исключено, что и сам Иисус Христос многое узнал от них.

Монахи, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, на картине Сайды Афониной

Благоговейное и научное отношение к религиозной литературе, обряды посвящения, суровый, регламентированный уклад жизни ессеев — всё это отразилось на первых христианских сектах и сохранилось до наших времён.

Кто становится монахом: лучшие из людей или те, кому некуда идти? По-разному

Нас прежде всего, конечно, интересует монах православный. Что мы знаем о нём? Самое главное — это человек, который ушёл жить в монастырь. Такая формулировка не совсем корректна.

Есть, как минимум, два типа людей, ушедших в монастырь.

Тип 1. Беглецы-отшельники. Это те, кто не хочет жить в человеческом обществе. Причин встречается множество:

  • Сложности в общении с людьми. Часто из-за того, что есть психологические проблемы, комплексы. Стереотип гонит людей в монастырь зарыться от мира, но подобного не получится. Монастырь — это такой же социум, только маленький. И далеко не факт, что в этом обществе удастся найти людей своего круга. Напротив, часто в обители селятся очень сложные, противоречивые люди, с которыми нелегко поладить.

И не получится сидеть одному где-то в келье, читая молитву. Устав монастыря требует и работать, и молиться, и принимать пищу вместе.

  • Лень. Случается, не нашёл человек работу по душе, да и вообще надоело ему крутиться в вечном безденежье, ужасаться политической ситуации, платить за квартиру, обеспечивать себе кусок хлеба. Терять особо нечего. Почему бы не пойти в монастырь, где кормят и жильё предоставляют? Подумаешь, общаться с Богом надо. Это даже полезно.

Такой подход приведёт к разочарованию. В монастыре много работы. Часто даже больше, чем в миру. Не получится понежиться в кровати до полудня: подъём с рассветом, а то и раньше. Много дел, да и условия не сахар. Так что скоро лентяй взвоет от отчаяния и вернётся домой.

Монах

человек, посвятивший себя религиозной жизни и поселившийся в общине единомышленников

  • Отверженные обществом. Среди этой категории чаще встречаются люди с внешними уродствами, испорченной репутацией, либо отбывшие наказание преступники. Все от них отворачиваются. Уроду сложно взаимодействовать с окружающими, бывшего заключённого возьмут далеко не на всякую работу.

Хорошо, когда можно проявить силу воли и добиться своего, но удаётся это единицам. А в монастырь берут всех, так почему бы и нет? Искреннее желание оставаться в обители до конца жизни, разумеется, отсутствует. Ничего хорошего такая инициатива не несёт.

  • Старики. В таких случаях монастырь представляют этаким домом престарелых, где принимают каждого пожилого человека. Ему проще дожить свой век в окружении духовного общества. Но старики не могут выполнять возлагаемые на них требования и становятся обузой. В них нет ничего от монаха, а решение диктуется страхом одиночества.
  • Разочаровавшиеся в жизни. Это эмоциональные люди, которые столкнулись с неприятностью и решили от всех будущих бед спрятаться за стенами монастыря. Долго они не продержатся, потому что слабы волей. Такие люди быстро сбегают из монастыря и до конца дней рассказывают об «ужасах», которые там испытали.
  • Фанатики. Есть категория фанатичных верующих. Они не чувствуют духа христианства, а цепляются за внешнюю атрибутику. Образ монаха, облачённого в чёрное одеяние, вызывает у них благоговейный трепет. Но за тягой к внешнему, нет никакого содержания.

На фото — православные монахи

И качества эти нужны не только для себя, не для своего спасения, а потому, что сам человек сможет принести в этот мир больше добра, выполняя различные служения и размышляя о вечном. Эти монахи:

  • делают работу по монастырю;
  • принимают верующих;
  • пишут богословские труды.

И ещё много чем занимаются. Кто-то утварь церковную создаёт, а кто-то и людей лечить может. Всё по способностям.

Женские православные скиты

В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.

Серафимо-Знаменский скит

На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.

Покровский скит

В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.

Образ жизни православного монаха должен уподобиться ангельскому

А как живут праведные монахи, такие, которых мы могли бы назвать эталонными? Возможно, странно бы прозвучало, но — как ангелы.

Тут нужно уточнить. Ангел в христианстве — это проекция божественной силы или некое существо высшей по отношению к человеку природы. Ангел бестелесен, но жизнь его всё равно довольно сложна из-за того, что тот обязан беречь свою совершенную природу, всегда ей соответствовать.

Человек не идеален, но монах должен стремиться к совершенству.

Христианство не считает, что современный человек совершенен, как ангел. Даже монах. Но стремиться к этому можно. Мирянин встаёт на этот путь, оступается, кается и снова пробует. А вот монах живёт по-другому: он — давший обед Господу и себе жить праведно.

И это не просто обещание, а непоколебимое решение. Если бы исчезли все монастыри, этот человек должен был бы всё равно сохранить тот же благочестивый образ жизни:

  • Ранние подъёмы;
  • Труд (послушания) на благо братьев, верующих и самой обители;
  • Длительные молитвы;
  • Ограничение в разных сферах;
  • Покорность высшим духовным лицам монастыря;
  • Не есть мяса.

И многие другие стороны христианского монашества.

Православные скиты России

Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.

Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.

От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.

Монашество — это не просто уход в монастырь, а образ жизни в ограничениях, обетах

Мало уйти в монастырь. Это лишь первый шаг, с которого начинается монашество. Куда важнее — ограничения, которые добровольно принимает человек. Это обеты:

Обет девства (целомудрия). Идея здесь в том, чтобы вырвать человека из различных благ мира, его соблазнов и приятных сторон. Считается, что они отвлекают от духовного. И самая сильный рычаг влияния на человека имеет интимная сфера.

Но дать обет одно, а соблюдать его всю жизнь — другое. О православных монахах подобную статистику найти сложно, а вот средневековых католических монахов часто уличали в том, что они нарушали обет целомудрия, но оставались безнаказанными.

В случае если что-то подобное выяснится сегодня, монаху может грозить изгнание из монастыря. Чтобы не доводить до таких случаев, введены строгие запреты на присутствие в мужской обители женщин.

Обет послушания. Послушание — это ситуация, когда ученик слушается старшего монаха, к которому его приставили. Человек вполне может иметь сразу несколько послушаний. Это стандартная ситуация. При этом послушание должно быть с рассуждением. Никто не должен слушать старшего, если тот подстрекает его преступным или аморальным действиям. Это касается любой сферы.

Православный монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих

Даже монахи способны совершать ошибки. Если требования старшего расходятся, например, с наставлениями святых отцов, следует заострить на этом внимание и поставить в известность высшее руководство. Необходимо поднять вопрос о компетентности наставника.

Но в целом спорные ситуации редки, а потому идейно послушание понимается как абсолютное.

Обет нестяжания. Это отказ от личного имущества. Даже монастырский иконописец орудует не своими инструментами, а теми, что в собственности у обители. Нельзя уйти в монастырь, принять монашество и сохранить трёхэтажный загородный дом в собственности. Монашество — это серьёзный шаг. Его не делают так, чтобы было куда вернуться.

Это требование часто приводило к проблемам. Например, известен случай невольной монахини Маргариты Деламар, которой не позволили получить причитавшееся наследство и вернуться в мир, так как она дала обед нестяжания. Хотя известно, что реальная причина была не в этом, а в сплетённых против неё интригах.

«три типа монашеской ситуации».

Первая ситуация

— это уже устроенный старый монастырь. Это то, что принято подразумевать под словами «уйти в монахи». Уйти в монахи — для многих это значит, уйти в монастырь. И отец Серафим пишет о том, что духовный плод в таком монастыре достигается за счет страданий, связанных с пребыванием в таком месте, а также за счет непрерывной связи с прошлым. Такой монастырь как бы тянет нитку из прошлого, люди к ней приобщаются, за счет этого получается духовный плод, и плюс страдания, связанные с пребыванием в таком монастыре.

Здесь отец Серафим говорит о монастырях в традиции Зарубежной Церкви. В августе этого года, всего месяц назад, игумения Александра из РПЦЗ(А) делала доклад о монастырях Зарубежной Церкви. Она бывала во всех исторических монастырях РПЦЗ. Она описывает четыре женских монастыря Зарубежной Церкви и главный мужской монастырь РПЦЗ Джорданвиль. В ее докладе тщательно рассматривается распорядок жизни и богослужений в таких монастырях, но во всем докладе нигде не упоминается, хотя бы даже кратко, главное делание монаха — Иисусова молитва. Может быть, у нее свой взгляд, конечно, но и от других очевидцев, бывавших в этих монастырях, я тоже слышала, что там основные усилия направлены на прием паломников и на поддержание старинных зданий. Обычно у этих монастырей довольно большая недвижимость, которую трудно поддерживать, монахи ради этого трудятся, и об Иисусовой молитве в монастырях Зарубежной Церкви мне не доводилось слышать.

Хотя есть немножко другой монастырь, другой по духу, он находится в Бостоне. В США есть даже несколько таких монастырей в дружественной нам Церкви, где совсем другое отношение к Иисусовой молитве, но они все англоговорящие, немножко в другой, греческой, традиции, но такие монастыри есть.

Второй тип «монашеской ситуации»,

о котором пишет отец Серафим, возникает, когда какой-то человек начинает подвизаться сам, согласно своему пониманию примеров великих подвижников прошлого. Отец Серафим поясняет, что это самый опасный из всех открытых сегодня монашеских путей. И это понятно, почему. Отец Серафим приводит много причин того, почему это опасно, и объясняет, какими качествами должен обладать человек — почти невозможным сочетанием качеств — чтобы так выживать. И, кроме того, такое отшельничество в России — это еще и физически опасный путь. Если в Америке, где жил отец Серафим, можно огородить территорию, написать «частная территория», и она будет достаточно хорошо охраняться, то в России всё это гораздо опаснее.

Но есть еще одна вещь, которой не было во времена отца Серафима, которая одновременно и благо, и зло. Это современные средства связи. Если такой подвижник действительно старается не пользоваться Интернетом, то он выбирает описанный отцом Серафимом второй тип со всеми опасностями. Если же он пользуется Интернетом, то тогда он приближается к третьему типу, потому что у него появляются какие-то единомудренные люди, с которыми он может общаться, и тогда получается то, что отец Серафим назвал третьим типом «монашеской ситуации».

Третий тип «монашеской ситуации»

возникает тогда, когда группа из нескольких человек начинает подвизаться, поддерживая друг друга. Этот случай для истинного православия в России очень частый. Здесь есть приходы, они либо квартирного типа, либо храмы (но храмов довольно мало удалось ИПЦ удержать), в этих общинах есть люди, старающиеся жить по-монашески, они обычно держатся вместе, и позже кто-то из них получает постриг. Таким образом, при приходе получается небольшая монашеская община, обычно городского типа, который нередко называют монашеством в миру.

Проблем здесь много, но четыре лежат на поверхности. Первое — как держать форму, второе — как сохранить некоторую изоляцию от мира, третья проблема женского монашества — как бороться с любоначалием (это обратная сторона проблемы послушания), и четвертая проблема — это коллективная гордость.

Становление православного монаха проходит в 2–3 этапа: послушничество, монашество, великая схима

Монашество делится на три этапа:

Этап 1. Послушничество. Человек на этом этапе ещё ничего не обязан монастырю. Он сам только присматривается, а монахи присматриваются к нему. Будущему монаху дают поручения, которые тот должен исполнять. Это своего рода испытание, чтобы избежать ошибок. Ведь дороги назад не будет. Суть послушничества — исполнение различных работ в монастыре. Обычно оно идёт пару лет, но может продлиться дольше или меньше, по ситуации.

2 года

примерно столько длится послушание перед монашеством

Бывают ещё и трудники. Это несколько иное явление. Трудник работает при монастыре, но не имеет цели стать монахом.

Встречаются рясофорные послушники — это те, которые имеют некоторые монашеские привилегии (например, ношение рясы)

Этап 2. Монашество или пострижение в мантию. Для многих это конец монашеского пути. Человек уже принят в монастырь на равных правах с другими. Он начинает вести обычную монашескую жизнь. Монаху дают новое имя, старое как бы умерло для материального мира.

Этап 3. Великая схима — то самое уподобление ангелу. Схимник — это монах, который живёт в самых строгих ограничениях, постоянных молитвах, отшельничестве. Он будто бы уже находится одной ногой в духовном мире и далёк не только от мирян, но и от монахов. Ему опять дают новое имя.

Что такое скит

Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.

Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.

Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.

Обитель монахов — монастырь

Монастырь — это название места, где проживают монашеские общины. В православии есть некое общее представление о том, что оно должно включать:

  • Кельи;
  • Храм;
  • Трапезная;
  • Звонница.

Киево-Печерская Лавра — один из первых монастырей на Руси

И т.д. Но обычно исходят из потребностей конкретной общины, условий и возможностей. Бывает, что в качестве монастыря просто выступает некое взятое (купленное, принятое в дар, арендованное) у городского правления здание, а бывает, что монахи отстраивают огромные территории с кучей строений для разных нужд.

«Афон – это место, где сохраняется живая монашеская традиция»

Святая Гора Афон известна во всем мире, и имеет огромный авторитет в православных кругах. Часто Афон воспринимается как едва ли ни единственное место на земле, в котором хранится подлинная чистота православия и древние монашеские традиции. Так ли это? Является ли Святая гора центром вселенского православия? Можно ли назвать ее «камертоном», по которому необходимо сопоставлять свои взгляды и убеждения? Как афониты смотрят на церковную ситуацию в Украине? Об этом, и о многом другом редакция журнала для духовенства «Пастырь и паства» беседует с церковным историком и исследователем Афона, директором Международного института афонского наследия (МИАН), главным редактором альманаха «Афонское наследие», руководителем Паломнической службы «Афонит» Сергеем Викторовичем Шумило.

– Сергей Викторович, иногда можно услышать мнение, что Афон является центром вселенского Православия… Насколько справедливо так считать?

– Афон никогда не был центром вселенского православия. Он ведь не является и никогда не был каким-то церковно-административным религиозным центром, на подобии Ватикана. Поэтому сравнения Афона с Ватиканом в корне неверны. Правильнее говорить, что Афон является неким духовным центром, средоточием православного монашества и монашеской традиции. Это действительно уникальный в истории христианства международный центр восточного монашества независимо от национальной и государственной принадлежности.

В периоды расцвета на Афоне насчитывалось около 300 монастырей. Сегодня их всего 20 и чуть более десятка скитов, а также множество келлий и калив. В составе греческого государства Афон пользуется правами автономной монашеской республики, что закреплено Конституцией Греции. Но главное все же не это, а то, что здесь везде на протяжении тысячелетия неразрывно сохраняется монашеская традиция преемственности от старцев к ученикам. А главной задачей «граждан» этой «республики» является молитва. И в этом отношении Афон действительно является своего рода духовным центром монашества и молитвенного делания, но никак не административным.

Кроме того, важно помнить, что именно Афонскую гору избрала своим Уделом сама Божия Матерь. Поэтому Афон во всем христианском мире издревле почитается Уделом Божией Матери. И это не какая-то художественная метафора. Это подлинный духовный Удел Богородицы. И если паломник на Афоне пребывает в правильном духовном настрое, то он там ощущает присутствие Божией Матери везде и непрестанно, где бы он не находился – хоть в монастырях или скитах, хоть в отшельнических келлиях, в горах или лесах…

При правильном духовном настрое присутствие Божией Матери здесь ощущается, как ни в каком ином месте на земле. Но очень важно самому быть внутренне подготовленным к этому.

– Вы много занимаетесь изучением роли и значения афонского наследия в истории и культуре Украины. Можете рассказать, в чем именно оно имело важное значение для Украины?

– Афонское монашеское наследие в течение многих столетий играло исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в более поздние времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который был своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси. По сути, культура Киевской Руси в значительной степени формировалась под воздействием монастырей, которые имели на себе сильное влияние именно афонского наследия.

На Афоне первой древнерусской обителью был монастырь в честь Успения Богородицы «Ксилургу» (Древодел). Он был основан при ктиторской поддержке киевских князей св. Владимира Крестителя и св. Ярослава Мудрого. Здесь же, согласно сохранившемуся монастырскому преданию, проходил начальное духовное становление прп. Антоний Печерский, основавший впоследствии Киево-Печерский монастырь.

– А помимо древнерусского периода, имело ли афонское монашество влияние в землях Украины?

– Безусловно. Так, в период расцвета паламизма в XIV—XV вв., именно под влиянием афонского наследия на Руси начинается период «исихастского возрождения», глубоко отразившийся на формировании нашей самобытной и глубоко духовной культуры. Самым выдающимся афонитом, внесшим весомый вклад в развитие духовности и культуры Украины, был киевский митрополит свт. Киприан (Цамблак). Во времена его митрополитства на Русь с Афона привозят много книг, осуществляются переводы, получает распространения традиция исихазма.

Важную роль Афон и его подвижники сыграли и в духовно-культурном возрождении в Украине в XVII веке. Под их влиянием у нас пишутся новые полемичные произведения, открываются школы (Острожская и Киево-Братская), печатаются книги, осуществляется воцерковление запорожского казачества и вовлечение его в борьбу за религиозное и национальное освобождение.

Самым выдающимся из украинских афонитов того времени был преподобный старец Иоанн Вишенский Святогорец, а также его сподвижники прп. Иов Княгиницкий, блаженный Киприан, Исаакий Борискович, прп. Иов (Железо) Почаевский, Афанасий Межигорский, Иоасаф Густынский, Исайя Копинский, Иосиф Кориатович-Курцевич и другие. Тесные духовно-культурные связи с Афоном в это время поддерживали Киево-Печерский, Киево-Братский, Межигорский, Трахтемировский, Самарский, Манявский, Почаевский, Густынский, Мгарский, Святогорский, Мотронинский и многие другие монастыри.

Украинское казачество тоже поддерживало тесные связи с Афоном, приглашало оттуда опытных наставников и старцев, делало щедрые пожертвования на монастыри Афона, осуществляло паломничество, а нередко немало казаков и сами принимали на Афоне монашеские постриги и подвизались в монастырях Афона. В 1747 г. ими был основан на Афоне отдельный казацкий скит под названием «Черный Выр». Впервые сведения о нем нам удалось отыскать несколько лет назад в архивах, после чего удалось по крупицам восстановить историю этой казацкой афонской обители.

Другим выходцем из семьи украинских казацких священников прп. Паисием Величковским был основан на Афоне знаменитый Свято-Ильинский скит, который во многих документах часто именовался «малороссийским». Там тоже подвизались в основном бывшие запорожские и задунайские казаки. Несколько лет назад нами была впервые издана переписка прп. Паисия Величковского с последним кошевым атаманом Запорожской Сечи, а ныне канонизированным святым прав. Петром Калнышевским. Так что связи Украины с Афоном на протяжении всей многовековой истории были очень тесными.

– Недавно в СМИ сообщалось о том, что на Афоне Вам удалось обнаружить старинную рукопись XVII — XVIII веков с записями украинских гетманов и казацкой старшины, жертвовавших на афонские монастыри. Можете рассказать об этом?

– Да, эта рукопись представляет собой уникальный памятник, который открывает доселе неизвестные страницы тесных связей украинских гетманов и казацкой старшины с Афоном. В частности, здесь записаны знатные казацкие роды Ивана Самойловича, Ивана Мазепы, Данилы Апостола, Ивана Скоропадского, Леонтия и Павла Полуботка, Василия Борковского, Якова Лизогуба, Семена Палия, Ивана Обидовского, Василия Кочубея, Ивана Искры, Михаила Гамалия, Ивана Гулака, Игнатия Галагана и многих других.

Среди церковных деятелей внимание привлекают перечисленные роды архиепископа Феодосия Черниговского, митрополита Стефана Яворского, других архиереев, а также игуменов монастырей Киево-Печерского, Михайловского Златоверхого, Пустынно-Никольського, Межигорского, Выдубецкого, Чернигово-Елецкого, Мгарского, Густынского и других украинских православных монастырей.

– Планируете ли Вы издание этой рукописи?

– Да, наш институт ныне готовит этот афонский помянник к изданию отдельной книгой, чтобы этот ценный источник был доступен для отечественных исследователей. Помимо переиздания самого помянника, к каждому упомянутому там роду казацкой старшины будут поданы комментарии с описанием биографии жертвователя и его рода. Как раз над этими комментариями мы сейчас работаем. Ведь эта рукопись может послужить ценным источником в будущих исследованиях по истории Церкви, казацкой старшины и Украины эпохи Гетманщины.

– Возвращаясь к современности… Насколько справедливо мнение, что Афон ныне является неким «камертоном», по которому необходимо сопоставлять свои взгляды и убеждения?

– Смотря о каких взглядах и убеждениях идет речь. Если мы ищем на Афоне подтверждения каким-то земным событиям или процессам, политическим идеям и идеологиям, то это напрасно. Как я уже говорил, Афон – это место, где на протяжении тысячелетия неразрывно сохраняется живая монашеская традиция. Именно этим он ценен.

Одна из важных составляющих этой традиции – исихазм (священнобезмолвие), опыт непрестанного внутреннего делания Иисусовой молитвы. Тем, кто стремится к подлинной духовной жизни, очень важно приобщиться к такой живой и неповрежденной духовной традиции восточного монашества. Ведь у нас эта традиция неоднократно прерывалась, особенно в ХХ веке в годы богоборческих гонений. Поэтому этот афонско-исихастский тысячелетний опыт действительно является «камертоном», по которому стоит сопоставлять свою духовную жизнь. Но это совершенно не касается общественно-политических событий.

– Нередко можно услышать стереотип, будто афонские монахи и старцы обладают чуть ли не сверхъестественными качествами… Другие, наоборот, говорят, что Афон уже не тот, что он «пал», а подлинных подвижников и старцев больше нет…

– Это в людях говорит их «магическое сознание», потребность наделять других людей какими-то сверхъестественными, чуть ли не «магическими» качествами. А когда они разочаровываются в таких собственных неоправданных ожиданиях, то начинают осуждать. К сожалению, нашим людям это свойственно. Но не нужно переоценивать святогорских монахов, как и любых других. Ведь на Афоне живет несколько тысяч монахов из разных стран и разных народностей. И они не какие-то там «небожители», спустившиеся откуда-то с «небес» на землю. Это такие же живые люди, вышедшие из такого же мира… Многие из них могут иметь разные мнения по тем или иным земным вопросам, разные политические взгляды и симпатии. Между ними тоже возникают различные споры и разногласия. Как правило, шли они на Афон, чтобы удалиться от влияния мира и мирской суеты, дабы вести внутреннюю брань с собственной греховностью и совершенствоваться. Однако не у всех это получается. Это жизнь…Одни в результате непрестанной внутренней борьбы достигают вершин святости, другие наоборот – падают.

Так что никакой «сверхъестественности». Кстати, не стоит думать об афонских монахах и как о каких-то «прорицателях» или «гадалках», которые провидят будущее, предсказывают войны и т.п. Даже самые опытные афонские старцы этим не занимаются. У них ведь совсем иные задачи – помочь человеку исправиться духовно-нравственно. Как уже было сказано, старчество не имеет каких-то там «магических» качеств. Это, прежде всего, духовничество, пастырство. Более того, если пастырь начинает много интересоваться политикой, выдавать какие-то политические прогнозы и «пророчества», то подлинные старцы всегда предупреждают держаться таковых в стороне, так как здесь может присутствовать прелесть. Духовно опытный наставник смотрит прежде всего на духовные причины того или иного явления и избегает политики.

Так что в более чем тысячелетней истории подвижничества на Афоне там известны как примеры небывалой святости, так и падений отдельных монахов.

– Как же понять, подлинный это подвижник, или нет?

– Прежде всего, не стоит «гоняться за старцами». Искать нужно не старцев, а собственного внутреннего единения с Богом, внутреннего очищения и перерождения, в чем старцы или духовники – всего лишь средство для его достижения. Проводники, которые могут помочь тебе духовно, подсказать, если ты услышишь. У нас же, к сожалению, в постсоветское время возникли слишком идеализированные и даже преувеличенные представления как о старчестве, так и об Афоне.

На Афоне немало святых подвижников и сейчас, которые творят свой подвиг втайне, не показывая этого внешним. И только Бог знает, что это великий святой. А для всех вокруг, даже для собратий, он может казаться каким-то совершенно простым, обычным монахом, который несет себе обычные послушания где-нибудь на кухне или огороде, и ничем не примечателен со стороны, как это было с прп. Силуаном Афонским. Ведь исихазм – это внутреннее делание, непрестанная внутренняя Иисусова молитва, совершаемая в тайниках души. Это стремление внутреннее, а не внешнее, соединить свой ум и уста с сердцем, и через сердце – с самим Богом, и научиться жить в таком внутреннем состоянии непрестанно. Но это самое сложное. И, увы, многие, приезжая ныне на Афон, ищут совсем не этого…

– Вы говорили о случаях падений среди афонских монахов. А были ли случаи отпадения от православия на Афоне в ереси или расколы?

Безусловно, как и в любом живом организме, состоящем из реальных живых людей, бывали и случаи отпадений от православия. Как и в любой Церкви это случалось на протяжении истории.

– А можете привести примеры?

– Бывали периоды, когда на Афоне некоторые монастыри даже принимали унию. Так в 1274 году была принята Лионская уния. По приказу папы римского и византийского императора Михаила VIII Палеолога на Афон был отправлен отряд солдат, который силой пытался принудить святогорцев принять унию. Некоторые монастыри на Афоне тогда ее приняли. Одной из первых на сторону униатов перешла Великая Лавра. Однако большинство святогорских обителей и Протат остались в оппозиции. На несогласных обрушились суровые репрессии: пострадали Зограф, Иверон, Ватопед и другие обители, многие их насельники были казнены или изгнаны с Афона. Позже, в 1308 году, Святую Гору постигло новое испытание – нашествие каталонских рыцарей. Тогда они убили на Афоне многих монахов и до основания разрушили несколько обителей, в т.ч. и наш древнерусский монастырь св. Пантелеимона, известный ныне как «Старый» или «Нагорный» Русик.

Можно вспомнить и знаменитые споры об исихазме между афонскими монахами свт. Григорием Паламой и Варлаамом Каламбрийским в XIV в. Последний, как известно, одно время жил на Афоне и выступал против исихастского учения, позже отпал в католицизм и стал там католическим епископом.

Из более свежих событий, например, можно вспомнить гонения на старцев-колливадов в кон. XVIII – нач. XIX вв. Некоторые афонские монастыри тогда выступили жестокими гонителями этого афонского исихастского движения. В 1774 году в монастыре Кутлумуш состоялся антиколливадский собор, на котором многих известных афонских старцев-исихастов осудили как «еретиков». Среди осужденных и изгнанных с Афона были почитаемые ныне православные святые Афанасий Париос, Макарий Нотарас, Неофит Кавсокаливит и другие старцы-колливады.

В начале ХХ века на Афоне вспыхнула т.н. «имябожническая смута», которая привела к очень сильным волнениям и столкновениям среди монахов.

Так что Афон хоть и святое место, но не застрахован от искушений и падений среди монахов, которые являются такими же живыми людьми. Но от этого значение Афона как святого места и Удела Божией Матери никогда не умалялось. Важно, прежде всего, правильные приоритеты расставлять внутри себя, тогда внешние падения отдельных монахов или даже монастырей не будут приводить нас в смущение.

– Правда ли, что Афон признал новосозданную в Украине «ПЦУ», в которой объединились бывшие представители схизматических групп УПЦ-КП и УАПЦ?

– Священный Кинот Афона не является уполномоченным решать вопросы признания или непризнания тех или иных церквей или церковных групп, это не его компетенция, потому что Афон не является отдельной Поместной Церковью. Поэтому никакого решения Священный Кинот по этому вопросу не принимал. На данный момент в разных монастырях есть разные мнения по этому вопросу, и каждый монастырь самостоятельно его решает для себя. Поэтому есть монастыри, которые принимали делегацию ПЦУ, а есть монастыри, которые отказались принимать.

Чтобы не было раскола между афонскими монастырями, Священный Кинот сознательно не хочет становиться на одну из сторон, сохраняя нейтралитет и ожидая решения этого вопроса на всеправославном уровне. Такая позиция. При этом Кинот отказался официально от имени Афона посылать делегацию в Киев на интронизацию нового главы ПЦУ. Игумены Ксенофонта и Ватопеда, которые приезжали в Киев, представляли только свои монастыри и приезжали как представители делегации Вселенского патриархата, а не как представители Св. Кинота Афона.

Многие в существующих спорах хотят видеть Афон именно на своей стороне, а потому нередко прибегают к сознательному или неосознанному искажению фактов. Однако, как и всегда, основная задача афонских монахов – это не участие в церковно-политических процессах, а непрестанная молитва и исихия (священнобезмолвие). Поэтому вряд ли стоит в ближайшее время ожидать какие-то сенсационные заявления или решения. Вероятно, пока что разные позиции среди различных монастырей будут оставаться и в дальнейшем… Но, несмотря на разное понимание проблемы, все они продолжают молиться за прекращение раскола и вражды между православными верующими Украины. Это важно.

– Кого из современных афонских подвижников Вы бы отметили в первую очередь?

– Наверное, старца Иеремию (Алехина). Во всяком случае, лично мне он наиболее близок. Преставился он 4 августа 2016 г. на 101-м году жизни. Это человек, в жизни которого объединены целые эпохи. Увидев свет в 1915 году, он пережил и революции, и войны, и репрессии, прошел и через советские концлагеря, и через нацистские. Его мирская жизнь была тесно связана с Украиной. Вся семья его была раскулачена и сослана в Сибирь, после побега из лагеря он много лет скрывался, трудился на Донбассе, на металлургическом заводе и хлебокомбинате. В годы войны был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В разгар хрущевских гонений на веру принял монашество, подвизался в Свято-Успенском монастыре в Одессе и учился в Одесской семинарии, и со временем уехал на Святую Гору Афон. Более 35 лет он являлся игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Он всегда вспоминал об Украине, говорил, что молится о ней, о мире, переживая о происходящих здесь событиях.

Пережив за долгую жизнь много горя, страданий и лишений, он не только не ожесточился, не потерял веру, но даже и из этих тяжких испытаний помнил только самое хорошее, доброе… Даже вспоминая об ужасных в его жизни событиях, он всегда рассказывал с улыбкой, как о чем-то приятном. И главное, за все благодарил Бога. И всех учил не только словом, но прежде всего личным примером – любить и не помнить зла. Этот пример любви и прощения очень необходим ныне всем нам.

– Что бы Вы хотели пожелать читателям напоследок?

– К сожалению, нам присущи заангажированные политические или идеологические взгляды, пристрастия, которые нередко раскалывают целые семьи, общество, но при этом о самом главном – о евангельском примере, о завете прп. Серафима Саровского «Стяжи Дух мирен в сердце своем!» – мы забываем. Многие афонские старцы нам как раз именно об этом постоянно напоминают. И старец Иеремия (Алехин) часто говорил, что, прежде всего, необходимо мирный Дух внутри себя стяжать, тогда и вокруг будет мир. Каждому, независимо от политических взглядов, от конфессиональной принадлежности, важно научиться этому.

А когда внутри нас кипят всевозможные политические страсти, разногласия и противостояния, независимо от цветов флагов и идеологий, мы удаляемся от Бога, следовательно – от мира. Отец Иеремия был убежден, что приблизиться к Богу можно только путем любви, потому что Бог есть любовь. Без любви ничто доброе невозможно, к ней надо стремиться, стяжать внутри себя. Этому и учит нас многовековое афонское наследие. Этим, прежде всего, оно и ценно для нас. Так, к примеру, старец Силуан Афонский в своих трудах поучает, как мир в душе своей стяжать, как научиться любить врагов. Ведь не сложно любить близких, родственников, тех, кто делает нам добро, но очень тяжело полюбить тех, кто желает нам зла. А ведь это одна из важнейших заповедей Христовых – научиться любить врагов своих… Исполняем ли мы ее?

Возможно, потому Господь часто и попускает такие ситуации, чтобы проверить нашу веру, обтесать ее, словно скульптуру, чтобы она соответствовала евангельским заповедям, о которых мы много говорим, но не всегда соблюдаем. Поэтому закончить хотел бы пожеланием стать хоть немножко ближе к этим евангельским заветам. Мир вам.

Журнал для духовенства «Пастырь и паства», № 1, 2022 г., стр. 48-56.

Буддийские монахи отличаются от православных, хотя так же не имеют имущества и ведут духовную жизнь

Когда мы думаем о монахах, помимо христиан, первыми на ум приходят буддисты. Этакие бритоголовые жители Востока, одетые в яркие платья и демонстрирующие сверхъестественные способности.

Отчасти это так. Но говорить о буддизме в целом неправильно. Он — совокупность разных течений, и в каждом — своя форма монашества.

Буддийское монашество — одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества, сохранившихся до наших дней. На фото — буддийские монахи

Но можно выделить некоторые общие черты между христианскими и буддийскими монахами:

  • Период послушания;
  • Стремление к духовному;
  • Нет своего имущества;
  • Жёсткие ограничения.

Но различий не меньше:

  • Ограничения у буддистов строже;
  • Буддисты не делают акцент на вере в Бога, часто не рассматривают этот вопрос;
  • У буддистов нет строгой иерархии;
  • У буддистов нет централизованного управления;
  • Буддисты не сторонятся мира, а охотно общаются с мирянами и получают от них дары;
  • Многие монахи-буддисты занимаются мистическими практиками и боевыми искусствами.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: