Старец Алексий Пензенский: история, пророчества и отзывы


Детские годы

О батюшке-чудотворце известно не так много. На свет появился в 1930 году, при рождении был назван Михаилом. Кроме него в семье еще были брат и две сестры. Одна из них рассказывала, что Мишенька родился очень больным. Он не мог самостоятельно себя обслуживать, даже кормили его из ложки. Говорил с большим трудом, невнятную речь ребенка могла разобрать только мать Анна.

Будущий пензенский старец Алексий родился в семье зажиточной, но ее раскулачили. Когда началась война, отца забрали на фронт — оттуда он не вернулся. Мать Мишеньки осталась с четырьмя детьми на руках. Работала в колхозе, и хотя жила семья очень бедно, Анна всех вырастила.

Еще одна книга

Биография

Обычно святых именуют по названию места, откуда они родом, где подвизались или где пострадали. Родился «старец» 10 ноября 1930 года в селе Ломовка Пензенской области. По-настоящему звали его Михаилом Шумилиным. В книгах о нем говорится «в миру», но на самом деле он и оставался в миру.

По каноническим правилась рукоположения в священный сан препятствием к этому служат физические заболевания и недостатки, препятствующие совершению богослужений (Апостольские правила 76 и 77). А Михаил Шумилин родился с тяжелым заболеванием: он не мог ходить (перемещался на инвалидной коляске, и то с помощью других людей). Плохо владел руками и не мог говорить – речь его была нечленораздельной.

Вряд ли столь тяжело больной человек был способен создать собственный культ и тем более сектантскую «церковь». Это «заслуга» окружавших его людей.

Мы знаем, как много значит мать в жизни человека и особенно в жизни святого: примерами самоотверженности матерей святителей, мучеников и мучениц наполнены жития святых. Матери воспитывали детей в вере — известны даже целые семьи, давшие церкви не одного, а многих святых (как семьи Василия Великого и Григория Богослова). Матери укрепляли чад во время мученичества (как святая София, мать Веры, Надежды и Любови).

Тем более странно, когда матери толкают своих детей —особенно больных и беспомощных — на ложный путь. Яркий пример такого — мать «отрока Славика Чебаркульского», из ребенка, умершего одиннадцати лет от лейкемии, сделавшая псевдосвятого, а из его памяти — культ.

Вот и при пензенском «старце» была его мать, Анна Шумилина. Она служила «переводчиком», потому что речь «святого» была невнятной.

Молодого инвалида в 1952 году перевезли в Пензу, где он проживал на квартирах «почитателей». Уже тогда появились люди, называвшие Михаила «прозорливцем». Вокруг него образовалась община отошедших от Православия людей. Они создали культ псевдостарца, следуя «пророчествам», которые представляют собой суеверия.

При этом сектанты использовали беспомощного инвалида в своих целях. На фотографиях видно, что «старец» с трудом удерживает голову, а во время поездок его привязывали ремнями, чтобы он мог сидеть. Его «пророчества» были невнятны, а истолковывали их состоящие при Шумилине женщины (сначала мать, потом одна монахиня).

8

Января

2005 года

«Старец Алексей Пензенский» скончался, но община его почитателей существует и в наши дни.

Начало чудес

Культ пензенского старца Алексия возник еще в 80-ее годы XX века. Все началось со свидетельств его сестры Екатерины. Женщина утверждала, что Мишеньке уже в детстве был дан дар прозорливости, он мог исцелять болящих, предсказывать людям их судьбу.

Когда Мише исполнилось 22 года, он принял решение уехать из дома. Ему явилась Матерь Божья и повелела покинуть край родной. Михаил, по ее словам, должен был стать великим человеком и основать собственный, очень большой монастырь.

Почитание и значение в православии

Память прп старца Алексия Зосимовского почитают в день его кончины, 2 октября. Также почитают батюшку 18 ноября в числе отцов Поместного церковного собора.

В беседах с отцом Алексием люди находили безмерную любовь и утешение. Совершая молитвенные и монашеские подвиги, он обладал даром прозорливости. Словами своими батюшка Алексий исцелял людские души, а молитвой к Господу Богу – и их тела. С исповеди уходили с чувством облегчения, благодати и любви. Преподобный старец показывал духовным чадам силу и мудрость Божественного провидения, неуклонно призывал паломников к смирению и молитве.

Поселок Победа

Как будущий пензенский старец Алексий очутился в этом поселке, история умалчивает. Но он развернул свою деятельность очень быстро, и мать ему всячески помогала. И дом построили ему, и общину собрали, а потом взялись за строительство храма. В поселок съезжалось множество людей, в основном это были богатые паломники из Москвы и Санкт-Петербурга. Пробыв у старца Алексия Пензенского пару дней, они отправлялись в родные края.

Но не для того чтобы остаться в них навсегда, а чтобы продать имущество и пожертвовать деньги обители святой. Люди возвращались к старцу Алексию с крупными суммами, отдавали деньги на благое дело, жили в общине, но не задерживались в ней надолго. Куда-то потом исчезали, правда, как как сложилась судьба благодетелей, не известно никому.

Кусочек обители

Деятельность прихода

Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.

Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.

Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.

Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.

Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий

Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:

  • выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
  • разведением скота (производство молочных продуктов);
  • содержанием птичника (куры, утки, индюки);
  • пчеловодством;
  • травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
  • рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).

На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2016 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.

Святыни и престольные праздники

В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.

Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря

Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:

  • святого Иоанна Богослова (21 мая);
  • святого Иоанна Крестителя (6 октября);
  • иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • святителя Николая (19 декабря);
  • Покров Богородицы (14 октября);
  • влмчн. Пантелеимона (9 августа);
  • Архангела Михаила (21 ноября);
  • иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).

В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Чудеса

Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.

Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.

Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.

Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.

Строительство храма

В общине был выстроен храм в честь Архистратига Михаила, но есть одна большая проблема — никто не благословлял стройку: архиерей Пензенской области своего разрешения не давал, ибо община не имела канонического общения с РПЦ. Более того, представители Пензенской епархии не могли попасть в алтарь, их просто не пускали. Священники в храме служили, но они не входили в епархиальный клир.

После смерти пензенского старца Алексия, храм был снесен, община расформирована. По этому поводу возникали многочисленные споры, можно ли сносить дом Божий, несмотря на то, что отсутствовало благословение правящего архиерея на его строительство.

Так выглядел храм

Откуда взялось старчество и сан?

С монашеским постригом пензенского старца Алексия возникает ряд вопросов. В одной из книг, изданными его почитателями, утверждается, что пострижен Михаил был в возрасте 30 лет, а чин совершали несколько Глинских старцев. Постриг в схиму был принят в 1992 году, по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима. Только выяснилось, что архиепископ никаких благословений не давал, и храм в общине строить не разрешал.

Откуда все это пошло — про постриг и схиму? От матери духоносного старца, которая также при совершенно непонятных обстоятельствах приняла постриг с именем Ангелина. После смерти Анны за Михаилом стала ходить женщина по имени Зинаида, которая считалась в общине монахиней. Но был ли совершен канонический постриг, история умалчивает.

Миссионерский отдел московской митрополии

Здесь представлена подборка статей, посвященных так называемой «Михайловской обители» или общине «старца Алексия» в пос.Победа Пензенской области. Члены общины иногда объявляют себя «Истинной Православной Церковью», иногда – «катакомбной». Паломникам же в большинстве случаев представляют обитель как субъект Пензенской епархии РПЦ, при этом возносят за богослужением имена Предстоятеля РПЦ и правящего архиерея Пензенской епархии. Действительного же канонического же общения с РПЦ община не имеет.

В поселке Победа, который в настоящее время вошел в черту г. Пензы, располагается так называемая «Михайловская обитель» или община «старца Алексия». Находится она рядом с действующим храмом Успения Божией Матери Пензенской епархии РПЦ. Община располагает вновь построенным храмом в честь Архистратига Михаила, а также жилыми помещениями, в которых проживают члены общины – мужчины и женщины. В храме несут служение насколько священнослужителей, не входящих клир Пензенской епархии, о канонической принадлежности этой общины точной информации нет, члены общины это тщательным образом скрывают, иногда объявляют себя «Истинной Православной Церковью», иногда – «катакомбной». Паломникам же в большинстве случаев представляют обитель как субъект Пензенской епархии РПЦ, при этом возносят за богослужением имена Предстоятеля РПЦ и правящего архиерея Пензенской епархии. Действительного же канонического же общения с РПЦ община не имеет. На вопрос: «Кто благословил строительство храма, кем освящен храм, откуда в нем антиминс, кто рукополагал клириков, служащих в храме общины?»,– насельники обители ответа не дают, и представителей епархии в алтарь храма не допускают. В центре духовной жизни «Михайловской обители» – почитание личности почившего 8 января 2005 года «схиигумена Алексия». Об этом «старце», который так же, как и члены общины не входил в клир Пензенской епархии, в настоящее время издано 6 книг, некоторые из которых – уже повторно. Один из авторов книг – священник Геннадий Емельянов, который ранее, с благословения «старца Алексия» являлся распространителем культа «Чебаркульского отрока Вячеслава». Первая книга – «Дорога к старцу» – издана еще при жизни «схиигумена Алексия», и ложно подписана благословением епископа Липецкого и Елецкого Никона. Книги «Придите ко мне все труждающиеся…», «По вере вашей да будет вам» – также ложно подписаны благословением архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета. Издано несколько книг по «старческому благословению». Все это позволило общине распространить книги большим тиражом практически во всех концах Российской Федерации, и странах ближнего зарубежья. Как следует из жизнеописания, весьма сумбурно изложенного в книгах о «старце», – «схиигумен Алексий» – в миру Михаил Иванович Шумилин, родился 10 ноября 1930 года в с. Ломовка Лунинского района Пензенской области. Михаил родился с тяжелым физическим недугом, и в течение всей своей жизни не мог владеть руками и ногами, и практически не мог членораздельно говорить. Передвигался он на инвалидной коляске с помощью других людей. (Совершенно очевидно, что, будучи в таком состоянии, Михаил, безусловно, не имел никакой возможности быть рукоположенным в священный сан, что ему впоследствии приписывалось. Книги о нем пестрят фотографиями, где «схиигумен Алексий» предстает на коляске в священническом облачении с игуменским посохом в руке.) В возрасте 22 лет будущий «старец» был перевезен в Пензу, где, не имея постоянного места проживания, обитал на квартирах верующих людей, которые ему оказывали внимание, а некоторые уже тогда начали считать его за прозорливого. Позднее к сыну приехала его мать – Анна, которая и стала его главным «переводчиком», поскольку речь Михаила была крайне неразборчивой. В 1982 г. она, при неясных обстоятельствах приняла схиму с именем Ангелина. После смерти матери «переводчиком» старца становится некая Зинаида – впоследствии монахиня Зиновия. Об обстоятельствах пострига и хиротонии самого «старца» долгое время община молчала, лишь только в 2007 г. в книге «По вере вашей да будет вам…» появляется первая информация на эту тему. Согласно этой версии благословение на постриг Михаил получил от преподобного Амфилохия Почаевского в начале 60-х годов. Чин пострига, а также, по-видимому, и хиротонию в священный сан по версии Геннадия Емельянова совершил архиепископ Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) в Преображенской Рижской пустыни в присутствии правящего архиерея – митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова), воспремника «старца» – архимандрита Тавриона (Батозского), и известного старца архимандрита Серафима (Тяпочкона). Таким образом, «старец Алексий» получает духовное преемство Глинских старцев. По версии этой же книги постриг в схиму был совершен в 1992 году по благословению почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима архимандритом Василидом из Почаевской лавры. На этот факт доподлинно известно, что архиепископ Серафим никогда такого благословения не давал, а также категорически не благословлял строительство Михайловского храма и обители при нем. В советские годы община находилась на подпольном положении из-за преследования властями бродячих монахов и незаконных общин. С наступлением 90-х годов XX в. личность «Мишеньки» приобретает большую популярность, в это время он с членами уже тогда сформировавшейся около него общины посещает православные храмы, причащается Св. Тайн с мирским именем, параллельно с этим ведя свою тайную «священническую проповедь», а в конце же 90-х они уже строят свой храм и создают самочинная «обитель». В последние годы члены общины совершенно размежевались с канонической Церковью, оставив лишь видимость общения с нею.

Скончался «старец» уже будучи «схиигуменом Алексием» 8 января 2005 года. Книги о «старце» представляют собой сборники воспоминаний о нем различных людей, кто когда-либо общался с ним и получил какую-либо помощь. Воспоминания эти порой прерываются комментариями автора, который дает нужное направление мысли читателя. В итоге часто формируются идеи, которые противоречат учению Православной Церкви. В учении «старца Алексия» можно выделить такие моменты: – учение об ИНН как о печати антихриста – учение о том, что без старца невозможно спасение – мысль о том, что чудеса являются показателем истинности «старца», в отличие от канонической Церкви, клирики которой, будучи законно поставленными, творить таких чудес не могут – запрет поминать «старца» о упокоении, так как он является однозначно святым.

В книге «Дорога к старцу» есть эпизод, повествующий о том, как «старец» обратил к покаянию беса, жившего в одержимой женщине, и тот стал ангелом. В книге «По вере вашей да будет вам…» в конце приведен акафист «Преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому», написанный в стихах. В книги вкладываются небольшие ламинированные фотографии с изображением «старца» и тропарем и кондаком на обратной стороне. В целом, культ «старца Алексия» представляет собой движение сектантского и раскольнического духа, действующее под маской канонической Церкви. Община «старца» действует под неизвестной юрисдикцией, не имеет государственной регистрации, члены общины были уличаемы в мошенничестве.

Беда Победы Маленькое село Победа под Пензой – обыкновенный сельский приход на полторы сотни дворов – нам предложили посетить как уникальный духовный центр, равного которому нет в сегодняшней России. «Там жил старец», «там похоронен великий подвижник», «там постоянные исцеления», – полушепотом сообщают нам пензенские церковные знакомые. И тут же дипломатично уходят от конкретики. Поезжайте – и увидите. В ограде Успенской церкви – единственного в Победе православного храма – беседка с надгробием и огромным крестом. К человеку, который похоронен здесь, приезжает немалое число почитателей, именующих его «схиигуменом Алексием», «старцем Алексием Пензенским». Сказать, что его «схиигуменство» вызывает, мягко говоря, большие сомнения и у официальных церковных властей, и у православных клириков, недостаточно. Михаил Иванович Шумилин (так звали «старца» по паспорту) был тяжелым инвалидом детства. Прикованный к инвалидному креслу, с огромным трудом проговаривавший слова, он просто не мог быть рукоположен в священный сан – поставлять во священники людей с тяжелыми физическими недугами категорически воспрещено по церковным канонам. О «великом подвижнике земли Пензенской» вышла уже целая серия воспоминаний духовных чад. Рассчитаны они (судя по приведенным в конце столичным телефонам распространителей) отнюдь не только на пензенского читателя. Две книги изданы якобы по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (представители епархии неоднократно опровергали в СМИ факт такого благословения), на более позднем «фолианте» не мудрствуя лукаво, написано «по старческому благословению». Как выясняется впоследствии из текста, воспоминания о жизни старца Алексия писались (вопреки незыблемой церковной практике) еще до его кончины и исключительно с благословения его самого… В похвальных словах духовных чад и последователей, из приведенных в книгах многочисленных рассказов о чудесах практически невозможно понять, каким человеком был «старец», чему он учил. Однако даже из тех небольших фрагментов книги «Придите ко мне все труждающиеся», которые можно считать «наставлениями», складывается впечатляющая картина. «Наглядывайтесь на меня. Ловите мое каждое слово и каждую букву». «После меня будет еще много духовных лиц. Они будут носить на головах золоченые шапки (батюшка так называл митры), будет им почет и уважение, а такого как я, уже не будет на земле. Никто из вас даже не догадывается и не знает, кто я и какой на самом деле, это от всех сокрыто». Пророчествовал «схиигумен Алексий» и о грядущих временах. «Многим батюшка говорил, как их будут мучить. Тюменской Наташе он сказал: – Тебя будут резать. Вытерпишь? Ты знаешь, на что идешь? Лильке сказал, что ей отрежут язык. – Про меня батюшка сказал, что глаза выколют…» И многим другим говорил, как они пострадают. Вряд ли стоит подробно говорить о том, что подобные вещи не укладываются не только в старческий, но и просто в здравый христианский образ. Зато элементы прижизненного культа – налицо. В воспоминаниях с особым умилением приводятся «нюансы» почитания духовного отца. Например, рассказ об одной счастливой женщине, удостоившейся умыться водой, оставшейся от стирки батюшкиного белья. Или еще более «ностальгическая» деталь: «Все батюшкины вещи освящались оттого, что он их носил или касался. Нередко батюшка раздавал свои волосочки, которые оставались на подряснике после умывания: – Берегите их, они вам всегда могут пригодиться». Такой вот, прости Господи, старик Хоттабыч. По тому же «старческому благословению» была основана в Победе и загадочная Михайловская обитель. От Успенской церкви она – буквально через тропинку. Большое частное подворье, огороженное внушительным кирпичным забором с калиткой на кодовом замке. С улицы виден купол колокольни с православным крестом. Кроме двух десятков машин вблизи ворот стоят три паломнических автобуса, а также две «газели» – с саратовскими и волгоградскими номерами. В молельном доме не протолкнуться. Внешний ход службы от обычного, канонического, не отличается. Однако незнакомому с местными порядками гостю тут не очень-то уютно. При входе в храм нужно оставить сумки, сверить часы (в обители свое, «непереводное» время) и спрятать как можно дальше сотовый телефон. Очереди на исповедь конца и края нет. Становится понятным, что литургия здесь закончится только после полудня. – Я сегодня уже поисповедовалась, на могилке, – шепчет где-то поблизости одна бабуля другой. – А что, можно здесь не стоять, а пойти прямо к старцу? – допытываемся мы у одной из «матушек». – Да, но ему нужна генеральная исповедь, – критически оглядев «новоначальных», изрекает она. Грехи, совершенные в течение всей жизни (именно такая исповедь называется генеральной), нам было рекомендовано записать и прочесть у старческого надгробия. Затем прийти с тетрадкой к настоятелю, но лишь за разрешительной молитвой. Вопрос о том, как может неживой человек принимать кающихся, застыл на полуслове. Ведь «старец» умереть не может…

Не менее интересно относятся «михайловцы» и к чину освящения воды. Ее наливают в пластиковые бутыли и ставят вокруг могилки: «совсем немного постоит, и можно пить…». Растительное масло, платки, четки, детские чепчики освящаются здесь без всякого молебна, от одного лишь соприкосновения с «батюшкиной силой». Слово «обитель» здесь используют как некий успокоительный термин, подчеркивающий «православность» и в то же время совершенно неопределенный. Что это на самом деле – скит, монастырь, частное хозяйство – не объяснят вам даже те, кто приезжает «пожить и потрудиться» в третий-четвертый раз. Люди стекаются сюда из разных уголков России. Владикавказ, Краснодарский край, Москва, Владимир, Тульская область… Элегантные светские пальто соседствуют с телогрейками и платками «в нахмурку». Теоретически в обитель может приехать на послушание любой, даже посторонний и нецерковный человек. Однако постепенно убеждаешься – случайных людей здесь практически нет. – Мы группой приехали, вдесятером, – на минуту останавливаются на дорожке несколько женщин из Северной Осетии. – Сами собираемся, в церкви люди друг другу подсказывают. – То есть такие неформальные группы формируются постоянно? – Да, у нас есть те, кто уже в шестой раз здесь. Люди, приезжающие в Победу для «благодатного общения» с почившим старцем, продолжают считать себя православными, ходить дома в православный храм. А здесь они «исцеляются от скорбей» – в частности, посредством «песочка с могилки», который прикладывают к больным местам, и «целебной» воды из колодца обители. То, что приходские батюшки смотрят на такие поездки, мягко говоря, с огорчением, воспринимается как досадное недоразумение, недопонимание со стороны церковных властей. – Да, не благословляют, тут у многих такая ситуация, – сетует одна из паломниц. – Меня на прошлой исповеди батюшка спросил: какие молитвы читала накануне, конкретно. Сказала, что акафист старцу – не допустил до Причастия! – А ты отвечай, что читала правило ко Причащению, и всё, – тут же подсказывают ей со стороны. – Это с тебя могут требовать. А акафисты – это уже личное дело. «Каноничность» Михайловской церкви здесь не предмет для обсуждения. Ее формальная принадлежность мало кого заботит. – Мы не относимся к епархии, мы относимся к старцу, – объясняет ухаживающая за могилкой монахиня. – Успенская церковь в Победе тоже по его благословению выстроена, но ее забрали у нас, а обитель — это наше и батюшкино только. – А юридически? – Это частные дома, и в них люди живут.

В официальном комментарии начальника отдела внутренней политики правительства Пензенской области Александра Елатонцева (появившемся в связи с шумихой вокруг знаменитых пензенских затворников и распространенном в местных СМИ) насельники, обосновавшиеся в Победе, названы «незарегистрированной религиозной группой». К какой-то неведомой епархии относятся и «Михайловские» священники – иеромонахи Рафаил и Гавриил. С прессой они категорически не общаются: «Журналисты о нас всё равно ничего хорошего не напишут».

В Успенской церкви в воскресенье тоже идет служба. На ней очень тихо стоят около двадцати человек. Обращаемся к молодому священнослужителю, отцу Александру: – Батюшка, благословите в обители через дорогу побывать? – Я с ними не общаюсь, по разным причинам, – мягко отвечает священник. – И никого на это благословить не могу. – Но старца-то вы в приходе почитаете? – Мы чтим его как христианина. Иногда служатся литии. – Но оттуда же к вам, в ограду, постоянно приходят. Почему нам к ним нельзя? – Есть законные храмы, в них и молитесь. Хотя, конечно, вы свободные люди и можете идти куда угодно… Последнее, что нам довелось наблюдать в этом странном месте – крестный ход. «Михайловцы» ежедневно, в любую непогоду идут на могилку, «к своему отцу». Вышедшая из обители толпа воодушевленно, с пением вливается в ограду чужого для нее Успенского храма – чтобы уйти затем, не переступив его порога. Звучит победное пасхальное «Христос воскресе из мертвых», но радости нет на душе. Потому что здесь – не Победа. Здесь – беда.

Елена Тимакова, Анна Перевозчикова Газета «Православная вера» № 11 (391) за 2009 г.

«Как отличить настоящих высокодуховных подвижников от лжестарцев? В свое время блаженная Матрона Московская была старицей, инвалидом, «бабушкой», к которой ехали со всей России. И почему же сейчас не может быть такого в случае со старцем Алексием Пензенским и другими? По каким критериям мы должны определять святость?» Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова Господь для спасения всех людей, спасения ищущих, основал на земле Свою Церковь, которая, по выражению апостола Павла, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И многие вещи, непонятные «теоретически», становятся совершенно ясными, когда живешь в Церкви, являясь ее клеточкой, оживотворяясь тем же Духом, Которым всё созидается в ней, сосудами и храмами Которого были те святые, коих мы почитаем сегодня. У нас есть Священное Писание, являющееся самым совершенным источником познания истины о Боге, человеке и жизни духовной. Есть огромное святоотеческое наследие – творения подвижников, которые оставили нам свой драгоценный опыт в назидание и руководство ко спасению. И человек, хорошо знающий подлинное, безусловно, распознает ложное. Стараясь жить по Евангелию, читая святых отцов и воспринимая их «науку о восхождении горе», пребывая в послушании Церкви и ее канонам, христианин чаще всего сможет отличить истинного подвижника от впавшего в прелесть или, говоря словами одного церковного писателя, от «актера добродетели». В истории об о. Алексии Пензенском слишком много фактов, прямо не соответствующих истине, в его «наставлениях» нет ничего, что роднило бы их с наставлениями святоотеческими. На вопрос, заданный представителю Пензенского епархиального управления, нами был получен ответ, что «такого клирика в епархии не было» (иными словами, был такой человек, но священнослужителем он не являлся). Следовательно, можно прямо говорить, что речь идет о некой неблагонамеренной мифологизации человека больного и несчастного. Скорее всего, даже не понимавшего, что творят с ним и из него его «почитатели». К сожалению, то же самое можно видеть и в ситуации с некоторыми другими подобными «подвижниками», как почившими, так и здравствующими. В чем кроется объяснение этого? С одной стороны, в том, что народ русский и ныне, перефразируя известную мысль, хотя крещен, но не воцерковлен. С другой, в том, что практически каждый подобный «культ» носит коммерческий характер и приносит материальную выгоду своим создателям.

За что ж они его так мучили… Шарлатанство — всегда страшная вещь: надеешься на исцеление, а в итоге болезнь усугубляется. Но особенно страшно сталкиваться с шарлатанством духовным: здесь вред терпит не тело, а бессмертная душа… Мы уже не раз обращались на страницах «Православной веры» к «книжной» теме. Наша газета старается держать своих читателей в курсе наиболее интересных новинок православного книгоиздательства, публикует рецензии на вышедшие недавно книги. Но несколько дней тому назад в информационно-издательский отдел епархии обратились две верующие женщины – по поводу «новинки» совсем иного рода. Содержание прочитанной ими книги заставило усомниться: действительно ли принесет она пользу тем, кто возьмет ее в свои руки? «По вере вашей да будет вам…» (Мф. 9, 29) – такими евангельскими словами озаглавлено жизнеописание, как заявлено в нем, «пензенского старца схиигумена Алексия (Шумилина)», вышедшее в свет в Петербурге в 2006 году. Вопрос вызывает уже самая обложка ее, на которой изображен преклонных лет монах в инвалидной коляске. Смущает выражение его лица, поскольку при взгляде на него трудно избавиться от мысли, что нездоровье этого человека носит не только физический, но и душевный характер. Однако первому чувству в подобных случаях верить нельзя, поскольку внешность порой очень обманчива. Естественно, что возникло желание познакомиться с книгой получше, тем более что о таком подвижнике, как схиигумен Алексий (Шумилин), слышать нам никогда не приходилось (это особенно удивительно, учитывая, что скончался он совсем недавно, 8 января 2005 года, и жил так недалеко от нас, в соседней епархии). И вот то ощущение, от которого при чтении настоящего жизнеописания никак не удавалось избавиться: книга ни о чем. Бесконечное переливание из пустого в порожнее, абстрактные рассуждения – и практически никаких фактов. А те факты, которые все-таки приводятся, поражают какой-то внутренней нелогичностью, несогласованностью друг с другом. Очевидно, что Михаил Иванович Шумилин, 1930 года рождения, был инвалидом детства: «Родился с тяжелым физическим недугом: совсем больной, он не мог ни ходить, ни обслуживать себя хоть сколько-нибудь. Он был старшим, но его, беспомощного и немощного, нужно было кормить с ложечки, поить, умывать…» И это первое, что приводит к неизбежному «конфликту восприятия»: постойте, но как же, да и кем был он пострижен в монашество и рукоположен в священный сан? Ведь исполнять священническое служение, да что служение – и обойти вокруг престола на хиротонии он бы не смог. Тем поразительнее и невероятнее рассказ о том, кто совершал хиротонию. По утверждению авторов, рукоположил Михаила (Шумилина) в священный сан митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). А присутствовали при этом также митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), архимандрит Таврион (Батозский) и архимандрит Серафим (Тяпочкин). Достойно при этом внимания, что владыка Зиновий жил в Тбилиси, митрополит Леонид и отец Таврион – в Риге, архимандрит Серафим – в Белгороде. Где и почему они собрались вместе ради хиротонии раба Божия Михаила – совершенно непонятно. Еще непонятнее, как митрополит Зиновий, в прошлом Глинский монах, архиерей, привыкший свято чтить церковные каноны, мог рукоположить в священный сан человека, чья хиротония по церковным канонам в виду неспособности к священнодействию была решительно невозможна. Окончательно все запутывает повествование о том, как хиротония происходила на практике, поскольку из описания становится ясно, что была это и не хиротония, а монашеский постриг. Далее следует рассказ о жизни о. Михаила и о его духовнической, а затем и старческой деятельности. Рассказ, впрочем, до крайности туманный. Где служил (да и служил ли вообще) о. Михаил, понять из него практически невозможно. Что опять-таки очень чудно: ведь рукополагается священник всегда не «просто так», а к конкретному храму или обители. Также говорится о молитвенных подвигах о. Михаила, но каковы они были, в чем заключались, снова неизвестно. Когда же речь заходит о присущей ему практике духовного окормления, то здесь преобладают рассказы о не совсем понятных с духовной точки зрения чудесах и о случаях колдовства и противостояния нечистой силе. В недоумение приводит и фотоматериал, широко представленный в книге. Например: фотография большой рыжей коровы, задумчиво глядящей в объектив, и подпись под ней: «Молитвенная помощь старца не раз спасала корову-кормилицу». Или фотография самого о. Михаила (точнее уже Алексия — в схиме), лицо которого искажено гримасой или улыбкой, припавшая к его руке монахиня и другая подпись: «Ни с чем невозможно сравнить благословение, полученное от старца». В качестве приложения к жизнеописанию дан «Акафист преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Это – своеобразный «апофеоз» той нелепости и несуразности, которыми отличается книга в целом. Прежде всего, издатели объясняют, что «обычно акафист составляют святым до церковной канонизации». А затем следует сам акафист, отдельные строфы которого, своими незамысловатыми рифмами напоминающие частушки, хотелось бы процитировать. Например: «Радуйся, друже Троицы, не давай в грехе успокоиться». Или: «Радуйся, крепкий битвою, оживляющий нас молитвою». Еще: «Радуйся, велий схимниче, в тьме сомнения нам светильниче». И еще несколько: «Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников». «Радуйся, сердце доброе, никому в мире не подобное». «Радуйся, Божий труженик, ко спасению очень нужный нам».

Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом. Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того – документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет. А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной «серии». И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная «агитационная» (иначе не скажешь) работа. Собираются средства на «часовню на могиле старца», на «монастырь» и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей «старца Алексия» и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако – назад дороги уже нет. Кем был «отец Алексий»? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием, – острая жалость. Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором «старец» лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью «Газели». И одно только и смог сказать: «За что ж они его так мучили-то, бедного!..». Действительно — жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать. Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку «камень» в виде такого жизнеописания, «чудес» и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: «По вере вашей будет вам». Поэтому не верьте лжи, верьте только истине.

Игумен Нектарий (Морозов) По вере вашей да будет вам. СПб., 2006. С. 21.

Пензенские правоохранительные органы заинтересовались очередной сектой – Михайловской обителью в поселке Победа. Религиозная группа существует уже не первый год, но недавно среди прихожанок обители обнаружили престарелых мошенниц. Пенсионерки, прикрываясь «святым делом», обворовали старушку. Дело Михайловской обители обещает стать продолжением истории бековских сектантов во главе с Петром Кузнецовым.

Еще одна религиозная группа, обосновавшаяся на окраине Пензы, привлекла внимание местных правоохранительных органов. Михайловская обитель, появившаяся в поселке Победа рядом с Пензой еще несколько лет назад, до сих пор существовала достаточно тихо и славилась в основном среди людей глубоко верующих. Ею руководит 52-летний Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом. Члены же обители называют себя «последователями старца Алексия». Алексий в свое время работал на строительстве храма в поселке, за что позднее его похоронили на территории православного прихода. Слава о набожном старике привлекла к нему верующих. Затем последователи Алексия возвели его в сан иеромонаха и сами для себя канонизировали. Его дом и соседние земельные участки был выкуплены членами общины, где они и организовали свою обитель. Община быстро стала популярной, особенно среди жителей Москвы и других больших городов – Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Волгограда. Сюда проводить отпуск и выполнять послушание приезжают очень состоятельные люди, занимающие высокие посты в различных областях деятельности. Однако в обители, как показали последние события, находят убежище и аферисты различных мастей. Недавно в Пензе были задержаны две женщины, похитившие у 78-летней старушки 60 тыс. рублей. Как впоследствии выяснилось, обе были прихожанками Михайловской обители. По словам старшего следователя Октябрьского ОВД Пензы Владимира Клишина, женщины, в одежде, похожей на монашескую, уговорили бабушку отдать им свои сбережения для снятия с них порчи, затем заменили пакет с деньгами на салфетки и бинты и скрылись. По ориентировке их удалось задержать в одном из банков Пензы, где «монашки» переводили деньги в Германию – за препараты для похудания. Обе женщины приехали в Михайловскую обитель из других регионов, обе пенсионерки, одна из них преподавала в свое время бойцам спецназа боевые искусства. Старшая из женщин занималась вымогательством и прежде – в других городах. Задержанным предъявили обвинения по ч. 2 ст. 156 (мошенничество), а Михайловской обителью всерьез заинтересовались правоохранительные органы. По данным источника агентства «Интерфакс» в правоохранительных органах Пензы, в обители, скрытой за забором и имеющей охрану, постоянно находятся около 20 человек. «В основном это женщины 45-50 лет, как жители Пензенской области, так и приезжие из других регионов», – сказал собеседник агентства. По данным источника агентства, члены секты отвергают официальную церковь. «Среди укрывшихся в обители есть люди, выступающие против ИНН, штрих-кодов, поддерживающие епископа Диомида. По некоторым данным, в обители до организации подземного затвора бывал бывший лидер «пензенских сектантов» Петр Кузнецов, который приезжал сюда в поисках единомышленников», – сказал источник агентства. «Согласно учению старца Алексия, грядет глобальная война, знаменующая конец света. В этой войне погибнут все, кроме тех, кто пребудет в Михайловской обители», – рассказал собеседник агентства. В пензенской епархии РПЦ «Интерфаксу» сообщили, что деятельность секты вызывает большую озабоченность у официальной церкви. «Наши священнослужители пытались пойти на контакт с членами этой религиозной группы, но были грубо выдворены», – сказал представитель епархиального управления. Он отметил также, что книги, написанные насельниками Михайловской обители о старце Алексии и творимых им чудесах, не соответствуют основам православной веры и вводят в заблуждение верующих. При этом эти книги, изданные в Москве, активно распространяются по епархиям. Что планируют предпринять местные власти в отношении Михайловской обители, пока неизвестно. Пока же в Пензенской области продолжается процесс над лидером бековских сектантов Петром Кузнецовым. Главный фигурант дела все это время находится в областной психиатрической больнице имени Евграфова. На судебном заседании он присутствовал только один раз. Причем тогда по настоянию лечащих врачей заседание прошло в здании больницы. В ходе процесса уже были допрошены родственники и ближайшие соратники Кузнецова, но о подробностях дела по-прежнему ничего не сообщается. Известно только, что свидетели из числа бывших подземных сидельцев наотрез отказываются являться в суд. Некоторых из них, например, семью Недогонов, наиболее влиятельных последователей Кузнецова, пришлось вести на заседание в наручниках. Они заявили следствию, что хотят, чтобы их оставили в покое. Сам Кузнецов после продолжительного лечения значительно смягчил свое отношение по многим вопросам, касающихся общественных отношений. Так, прежде он утверждал, что российский паспорт заключает в себе число дьявола и призывал всех сжигать документы. Теперь же Кузнецов принял паспорт из рук работников Бековского УФМС и был весьма доволен этим. По словам очевидцев, при получении вновь оформленного документа он сказал, что никогда и не сжигал свой паспорт. Просто путешествуя по Белоруссии, уронил документ в грязь, а после не восстанавливал. От перенесенных потрясений бывший лидер сектантов очень устал. К тому же он не вполне оправился от травмы, которую нанес себе сам, пытаясь покончить жизнь самоубийством в апреле этого года. Все, о чем мечтает бывший лидер общинников сейчас, – это вернуться домой, к родным. Перипетии суда его не волнуют.

Лидия Верховина (Пенза), Семен Столяров. © «Газета.Ru», 29.07.08.

На окраине Пензы обосновалась еще одна секта, ждущая конца света. Похоже, что Пензенская область стала благодатной землей для распространения околорелигиозных учений различного толка. На днях руководитель садоводческого товарищества обратился в милицию с сообщением о том, что на окраине Пензы обосновалась еще одна религиозная группа, которая ждет «конца света». Милиционеры тут же выехали с проверкой в указанное место. Оказалось, что садоводам на фоне всеобщей шумихи вокруг пензенских затворников новая секта не померещилась. На окраине города стражи порядка обнаружили некую «Михайловскую обитель», которая скрыта от посторонних глаз высоким забором. Попасть туда не так-то просто – у ворот обители выставлена охрана. За забором живут порядка 20 человек – в основном, это женщины 45-50 лет. Кто-то из них является жителем Пензенской области, а кто-то приехал из других регионов. Руководит сектантами Александр Жуков 52 лет, называющий себя отцом Рафаилом. По сведениями «Интерфакса», сектанты отвергают официальную церковь. Они называют себя последователиями «старца Алексия», выступают против ИНН, штрих-кодов, а так же поддерживают мятежного епископа Диомида, недавно крепко поссорившегося с официальной церковью. По некоторым сведениям, эту обитель ранее посещал бывший лидер «Пензенских затворников» Петр Кузнецов. Рассказывают, что к «михайловцам» он приезжал в целях рекрутинга – искал себе единомышленников. Стражам порядка стало известно, что обитатели этого поселения поклоняются старцу Алексию, который похоронен неподалеку на территории православного прихода. Об этом старце и чудесах им творимых сектанты уже написали несколько книг, однако официальная церковь отказалась их признавать. Отшельники уверены, что совсем скоро на земле разразится глобальная война, знаменующая конец света. В этой войне погибнут все земные жители, кроме тех, кто находится в Михайловской обители. Отметим, что все происходящее в последнее время в Пензенской области вызывает большую озабоченность РПЦ. И новоявленная секта тому не исключение.

Кончина старца Алексия

Прожил убогий человек Алексий долгую жизнь, умер в январе 2005 года. Вокруг его кончины столько слухов ходило, что читать страшно. Якобы, после того, как Михаил скончался, его руки остались теплыми и мягкими. Об этом свидетельствуют жители общины, которые провожали своего пастыря в последний путь. Нашлись люди, убеждающие остальных, якобы тело усопшего издавало дивное благоухание. Наверное, найдутся и беспокоящиеся о том, когда поднимут мощи пензенского старца Алексия.

Дорога в поселок Победа

Православные тексты на русском языке

В дни памяти преподобного Алексия Зосимовского у святых его мощей в обители и перед иконописным изображением лика старца священнослужители и прихожане читают молитвенные тексты, прославляющие миссию и деяния батюшки.

алексий зосимовский

Тропарь

Я́ко звезда́ путево́дная/ и уте́шитель богому́дрый/ в годи́ну лю́тых испыта́ний яви́лся еси́,/ затво́рниче преди́вный о́тче Алекси́е,/ огне́м бо ве́ры распала́емь,/ любо́вь Христо́ву стяжа́л еси́,/ те́мже и, благода́ть Ду́ха Свята́го восприе́м,/ и́мя избра́нника Бо́жия на патриа́рший престо́л/ жре́бием откры́л еси́./ Ны́не же, Святе́й Тро́ице предстоя́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Рассказы о прозорливости

В 90-ее годы люди, устав от безбожного рабства, бросились в храмы. Но не учли только одного: каши в собственных головах. Научный атеизм перемешивался с остатками знаний о Боге, сюда же добавлялись новые познания о целителях. Вспомнить Аллана Чумака, хотя бы, который «промывал мозги» доверчивому народу с экранов. Этот человек объявил себя великим экстрасенсом, способным заряжать и очищать воду.

Простой наивный народ ставил банки с водой к телевизору, из которого на них пучил глаза экстрасенс. А люди таращились на него, слушая восхитительную тишину с экранов, и веря в чудодейственную силу заряженной воды. И вся эта дикая смесь из знаний надежно оседала в головах российских граждан. Ею пользовались такие вот Чумаки и пензенские старцы Алексии.

Но мы отвлеклись от главной темы подраздела — предсказаний старца. В книге, изданной в его честь, собраны воспоминания людей о пророчествах Михаила.

Он, конечно же, много говорил о войне. До катакомб дело не дошло, как в другой пензенской общине, но предсказания со всевозможными ужасами были. Одной женщине он сказал, что ей отрежут язык во время войны и будут пытать, вторую «осчастливил» выколотыми глазами, а третью — страшными пытками. И все эти дамы радостно повествуют о предсказаниях батюшки дорогого.

О молитве пензенского старца Алексия — отдельный разговор. Он повелевал приходить к нему на могилу после смерти. Ибо так он помогать станет еще лучше, чем при своей жизни. И молиться о его упокоении не надо, ибо старец — святой. Он ночами молится, к нему приходят святые. Прочитав все это, напрашивается вывод: никаким старцем этот Михаил не был. Доверчивых людей обманывали его мать, переводящая речь сына, а позже и Зинаида.

Книги

Еще при жизни Михаил благословил выпустить несколько книг о себе. Эти книги о пензенском старце Алексии (так звали Михаила после «пострига») разошлись просто огромным тиражом. Дело дошло до того, что в начале 2000-хх годов они попадались даже в православных магазинах.

Одна из них носит название «Дорога к старцу». В ней приведены слова старца Алексия о нынешних священниках. Они не ищут общения со старцами, а значит не спасутся сами и паству свою загубят. Автор четко подводит читателя к мысли: без старца спасение невозможно.

Про учение об ИНН — отдельная история. Якобы этот документ является предвестником печати антихриста. Тем не менее люди уже не одно десятилетие живут с ИНН, в церкви их за это не ругают и от таинств не отлучают.

Еще один интересный момент в книге — о чудесах старца. Он наделен силой от Бога, якобы, и способен творить такие чудеса, о каких простые церковные клирики и не ведают.

Вторая книга под названием «По вере вашей и будет вам…» содержит акафист святому батюшке. И слова, содержащиеся в нем, наводят на мысли о составителе, будто он душевнобольной. Не мог здоровый человек превозносить так того, кто еще не прославлен в лике святых. А в книге его уже прославляют, отношение как к святому.

Так выглядят книги

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное. Просиявший Духом Пребожественным, избирая Патриарха Российскаго, Святителя великаго, преподобне отче Алексие, моли Пресвятую Троицу за Землю Русскую и спасение душ наших.

Кондак, глас 3

Благочестиваго корене жезл святый, от юности живот свой на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, Любовию Христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и велию милость.

Отзывы

Если обратиться к отзывам о пензенском старце Алексии, исходящим от православных священников, то все становится понятным. Никакого старчества и в помине не было. Был некий Александр, которому пришла мысль сделать из инвалида старца. На этом можно хорошо заработать, люди потянутся за духовным советом. Александр реализовал свою идею, а что из этого вышло, рассказано выше. Кстати, поселение общины было снесено в 2015 году.

Снос обители

Как добраться до обители?

Женская обитель располагается в деревне Покровские Селищи, Зубово-Полянского района в Мордовии. Добраться туда проще всего на машине или поезде. Для путешествия на автомобиле достаточно ввести координаты в навигатор — N54°0’12.72″ E43°0’9.79.

А на поезде надо доехать до станции Зубова Поляна (поезда следуют из Москвы, Самары, Тольятти, Саранска и Рязани), а там сделать пересадку на автобус, следующий до станции Спасск. Пригородные автобусы также ходят до остановки Новые Выселки (направление в сторону деревни Пичланда). С остановки можно добраться до подворья пешком (около 2 км).

Монастырь принимает одиноких паломников, а также группы, которые с удобством могут разместиться в гостинице при обители. Там же можно покушать и заказать экскурсию. Для согласований поездки лучше всего заранее позвонить в монастырь по номеру. Другие контакты можно найти на сайте обители.

Варсонофиевский женский монастырь в селе Покровские Селищи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: