Святитель Григорий Двоеслов или Григорий I Великий, папа римский

День памяти: 12(25) марта

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий».

***

«Со­бе­сед­ник» или «Двое­слов»? Со­чи­не­ние свт. Гри­го­рия Ве­ли­ко­го «Диа­ло­ги…» (пе­ре­во­де «Бе­се­ды…», или «Со­бе­се­до­ва­ния…») – снис­ка­ло ему по­чет­ный ти­тул «Со­бе­сед­ник». За­кре­пив­ше­е­ся за ним в сла­вян­ской бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции про­зва­ние «Двое­слов» свя­за­но с оши­боч­ным пе­ре­во­дом гре­че­ско­го на­зва­ния ан­тич­но­го ли­те­ра­тур­но­го жан­ра, во­шед­ше­го в ла­тин­ский и дру­гие язы­ки, – διάλογος, dialogus, диа­лог – «раз­го­вор», бе­се­да» (не обя­за­тель­но двух!), «об­мен сло­ва­ми». Сла­вян­ский пе­ре­вод­чик, яв­но имев­ший де­ло с гре­че­ским тек­стом, спу­тал при­став­ку διά-, диа- (в зна­че­нии сквоз­но­го дви­же­ния, вза­им­но­сти, то есть об­ме­на мне­ни­я­ми) с име­нем ко­ли­че­ствен­ным чис­ли­тель­ным δύο, дюо- (лат. duo) – «два», тем бо­лее, что в позд­не­гре­че­ском язы­ке бук­ва υ («юп­си­лон») пе­ре­да­ва­ла звук «и». Зна­ме­на­тель­но, что бо­лее све­ду­щий в гре­че­ском язы­ке со­ста­ви­тель сла­вян­ской Ми­неи пе­ре­вёл пра­виль­но: «Беседов­ник»!

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

использованная литература

  1. Ab
    «Григорий I Великий» .
    www.vatican.va
    . Проверено 13 сентября 2022 года .
  2. абвгдежзикДютур
    , Тьерри ( 2003):
    Средневековый город. Истоки и триумф городской Европы.
    — Пайдос, Буэнос-Айрес, 2005 г., стр. 42 и 45–47. ISBN 950-12-5043-1
  3. ^ ABБраун
    , Питер (2012).
    Мир поздней античности
    . Мадрид: От редакции. п. 130. ISBN 978-84-249-2341-9 .
  4. Бенедикт XVI (2008). «Святой Григорий Великий » . ОСНОВНАЯ АУДИТОРИЯ. Среда, 28 мая 2008 г.
    (Libreria Editrice Vaticana).
  5. ^ ABБраун
    , Питер ( 1996):
    Первое тысячелетие западного христианского мира.
    — Критика, Барселона, 1997, стр. 124-125. ISBN 84-7423-828-5
  6. абРим (Коллекция наглядных руководств)
    . 192 страницы. Мадрид: Эль Паис-Агилар. 2011. ISBN 978-84-03-50995-5 .
  7. МАСОЛИВЕР , Алехандро Мария (1994). История христианского монашества . Встреча. ISBN 978-84-7490-327-0 .
  8. Кэмерон , Аверил (1993): Средиземноморский мир в поздней античности, 395-600.
    — Критика, Барселона, 1998, с. 135. ISBN 84-7423-760-2.
  9. Перейти ↑ Ab
    Леонарди , C. (2000). «Григорий I Великий » . В Леонарди, С.; Riccardi, A .; Зарри, Г., ред. Словарь
    святыхI.
    Мадрид: Сан-Пабло. стр. 958-963. ISBN 978-84-285-2258-8 .
  10. См . Пабло Дьяконо , Historia Langobardorum
    3, 20. (текст на латинском и английском языках )
  11. Дютур , Тьерри (2003), стр. 43-44.
  12. Орландис , Хосе (1999). История церкви. Древняя и средневековая церковь . Редакции Word. ISBN 9788482392561 .
  13. «Кармен Кастильо, Сан Грегорио I Магно , энциклопедия Great Rialp» .
  14. Даниэлю , Жан ; Марру , Анри-Ирене (1982). Новая история церкви. От истоков до святого Григория Великого . Издания христианства. ISBN 9788470570384 . В справке используется устаревший параметр |coautores=( справка )
  15. Перейти ↑ San Gregorio Magno (1989). Сарагоса Паскуаль, Эрнесто, изд. Святой Бенедикт Нурсийский
    . Люмен. ISBN 950550019X .
  16. Хенн , Филипп (2011). Григорий Великий . Мадрид: Word Editions. п. 119. ISBN 978-84-9840-510-1 .
  17. Браун , Питер (1996), стр. 130.
  18. «Eltestigofiel.org, Святой Григорий I Великий, Папа и Доктор Церкви». . Архивировано 10 сентября 2015 года . Проверено 5 сентября 2015 года .
  19. «Ewtn.com на испанском языке, Святой Григорий I Великий, Папа и Доктор Церкви». .

внешняя ссылка

  • В Wikiquote собраны известные цитаты Григория Великого
    или о нем .
  • На Wikimedia Commons есть мультимедийная категория, посвященная Григорию Великому
    .
  • На Wikimedia Commons есть мультимедийная галерея, посвященная Григорию Великому
    .
  • Бенедикт XVI представляет Папу Григория Великого
  • Бенедикт XVI: Святой Григорий, Папа Великий, «раб рабов Божьих».
  • Святой Григорий Великий: Христос Добрый Пастырь
  • Тексты Грегорио Магно (одни на французском , другие на двуязычной латыни — французском) на сайте Филиппа Ремакля (1944 — 2011).
Контроль властей
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q42827
  • Мультимедиа: Григорий Великий
  • Известные цитаты: Григорий I Великий
  • Идентификаторы
  • WorldCat
  • VIAF : 100184667
  • ISNI : 0000 0001 2145 1132
  • BNE : XX1110136
  • BNF : 11886472r (данные)
  • CANTIC : 981058521908006706
  • Земля : 118541838
  • LCCN : n79056801
  • NDL : 00513587
  • NKC : ola2002153698
  • NLA : 35149530
  • CiNii : DA18506305
  • SNAC : w6r78h1r
  • СУДОК : 026657929
  • ULAN : 500062911
  • BIBSYS : 90356143
  • ICCU : IT \ ICCU \ CFIV \ 005166
  • Открытая библиотека : OL401641A
  • Словари и энциклопедии
  • Британика : url
  • Цифровые репозитории
  • BVMC : 32018
  • TLL : Грег
  • Данные: Q42827
  • Мультимедиа: Григорий Великий
  • Известные цитаты: Григорий I Великий

Понтификат (590-604)

Григорий Великий, вдохновленный Святым Духом
, миниатюра из
Registrum Gregorii
,
ок
.  983

После присоединения к папству 3 сентября 590 г. [ 1 ] Григорий был вынужден столкнуться с тяжелыми обязанностями, которые лежали на каждом епископе VI века , потому что, будучи не в состоянии рассчитывать на эффективную помощь Византии, экономический доход, который владения сообщали от Церковь сделала папу единственным авторитетом, от которого граждане Рима могли ожидать чего угодно. Неясно, существовал ли еще римский сенат в то время , но в любом случае он не вмешивался в деятельность правительства, и в переписке Григория никогда не упоминаются великие сенаторские семьи, эмигрировавшие в Константинополь , исчезнувшие или исчезнувшие. [ 2 ]

Только он обладал необходимыми ресурсами, чтобы обеспечивать город продовольствием и раздавать милостыню в помощь бедным. Для этого он использовал обширные владения, находящиеся под управлением Церкви, а также написал претору Сицилии с просьбой отправить зерно и церковные товары. [ 2 ]

Он безуспешно пытался заставить имперские власти Равенны отремонтировать акведуки Рима, [ 2 ] разрушенные остготским королем Витигесом в 537 году . [ 11 ]
Сан Грегорио
, Хуан де Нальда (
ок
.  1500 , Музей Прадо , Мадрид )

В 592 году на город напал король лангобардов Агилульф . Напрасно ожидалась помощь императора ; даже греческие солдаты в гарнизоне не получили своего жалованья. Именно Григорию пришлось вести переговоры с лангобардами, заставляя их снять осаду в обмен на ежегодную дань в размере 500 фунтов золота (вероятно, доставленную Римской церковью). Таким образом, он заключил перемирие, а затем соглашение о разграничении римской Тусии (часть римского герцогства, расположенного к северу от Тибра ) и собственно Тушии (будущая Тоскана ), которая с тех пор будет Ломбардской. Это соглашение было ратифицировано в 593 г.экзарх Равенны , представитель Византийской империи в Италии. [ 2 ]

Однажды Григорий обратил свое внимание на группу пленников, которые находились на публичном рынке в Риме для продажи в качестве рабов. Пленные были высокими, красивыми лицами и все светловолосые, что больше всего поражало Грегорио. Испытывая жалость и любопытство, он спросил, откуда они. «Они англосы », — ответил кто-то. « Non angli sed angeli

» («Они не ангелы, а ангелы»), — заметил Грегорио, — фраза, не буквальная интерпретация которой может быть такой: «Они не рабы, они души».

Этот эпизод побудил Григория отправить миссионеров на север, и эту работу выполнял епископ Кентерберийский Августин . Когда Августин прибыл в Англию , он написал письмо Григорию, в котором спрашивал его, что ему делать с языческими святилищами, где совершались человеческие жертвоприношения. Ответ Григория (сохранившийся в книге Беды ) был: «Не разрушайте святилищ, очищайте их», имея в виду тот факт, что языческие святилища должны были быть повторно посвящены Богу.

Григорий заключил союзы с монашескими орденами и королями франков в противостоянии с лангобардскими герцогствами, заняв позицию светской власти, отделенной от Империи. [ 12 ]

Он также организовал административные и литургические церковные задачи. [ 13 ]

Грегорио умер 12 марта 604 года ; его эпитафия называла его Консулом Бога

. [ 3 ] Он был провозглашен доктором церкви Бонифаций VIII 20 сентября 1295 года, хотя этот титул появился уже около 800 года . Он является одним из четырех великих отцов Западной церкви , наряду с Херонимо де Эстридон , Агустин де Хипона и Амбросио де Милан . [ 14 ]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: