Волошин Максимилиан Александрович
Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.
Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.
Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.
Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.
В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.
На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.
Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.
Заливы гулкие земли глухой и древней. | Настороженная земля (Волошин М.А.) | Испания. Пейзаж с кипарисами. |
Происхождение[править | править код]
Икона была создана для праздничного чина иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году недалеко от Вологды преподобным Павлом Обнорским. Это одна из четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия[2]. Остальные сохранившиеся иконы иконостаса — «Спас в Силах» (из деисусного ряда иконостаса, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), «Уверение Фомы» (из праздничного ряда, Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» (из местного чина, в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). «Распятие», как и весь иконостас, датируется 1500 годом на основании надписи на обороте «Спаса в Силах», которая выполнена буквами, вырезанными на доске:
В ле[то]
ЗИ[K 1] писан диисус и празники и пророци Денисьева письмени.
— Надпись на обороте иконы «Спас в силах»[3]
Надписи на обороте иконы «Распятие»
Судя по надписи, Дионисий в 1500 году создал для иконостаса собора деисусные, праздничные и пророческие иконы[3]. Надпись была обнаружена в 1949 году при реставрации «Спаса в Силах». По палеографическим признакам Марфа Щепкина определила, что надпись на обороте «Спаса в Силах» выполнена в 1530-х годах[3]. На обороте самого «Распятия» под верхней шпонкой чёрной краской (рефтью) полууставом была нанесена надпись «Распятие» (сейчас можно прочитать первые четыре буквы). Ниже процарапана буква θ, обозначающая цифру 9, которая показывает положение иконы в иконостасе[3].
Иконы праздничного ряда работ Дионисия стали заменяться другими в первой половине XVII века. В 1866 году, с устройством нового иконостаса, старые иконы, пришедшие в негодность, собирались использовать в качестве основы для новых икон или сжечь, сохранившиеся же планировалось установить в храме в разных местах или отдать в какой-либо другой сельский храм[3]. После революции 1917 года монастырь был закрыт, в 1924 году Троицкий собор разрушен, иконы переданы в различные музеи. «Распятие» поступило первоначально в Грязовецкий музей, а в 1924 году — в Вологодский.
Описание[править | править код]
Прохор с Городца. Распятие. XV век. Благовещенский собор. Москва
Икона написана на доске вертикального формата с золотым фоном и полями, верхнее поле с красной опушью (линией контрастного цвета, обрамлявшей внешний край поля) сохранилось частично. На ней изображён чёрный семиконечный крест, воздвигнутый на Голгофе, с распятым телом Христа. Под крестом видно раскрытую пещеру с прахом Адама. На заднем плане представлены белые стены Иерусалима. У подножия креста изображены предстоящие. Слева от креста стоит Богоматерь, устремившая взор на мёртвого сына. Её поддерживают три Марии — Мария Магдалина, Клеопова и Иаковлева. Справа от распятия с прижатой к груди рукой и поникшей головой стоит апостол Иоанн. Контуры фигуры апостола ритмически согласованы с контурами группы женщин. За Иоанном, несколько откинувшись назад, стоит римский воин в доспехах (Лонгин Сотник). Его фигура, в движении, направленном против движения фигуры Иоанна, создаёт своеобразную паузу, цезуру, характерную для работ Дионисия — так, подобный приём неоднократно применяется им во фресках Ферапонтова монастыря[16]. Лонгин изображён без нимба, так как момент, когда он уверовал во Христа, ещё не настал. Сам образ Лонгина имеет сходство с Лонгином с иконы Благовещенского собора, написанной Прохором с Городца[17][18].
Над предстоящими парят плачущие ангелы и две фигуры, символизирующие уход Старой церкви — Синагоги и приход церкви Нового завета Экклесии. За ними следуют два ангела: изгоняющий Синагогу и ведущий Экклесию к Христу.
На верхней перекладине креста красными буквами выполнена надпись: Ц[А]РЬ СЛАВЫ[16].
Как икона праздничного чина, «Распятие» символизирует не только ужас, страх и смерть, но и победу над ними, предчувствие грядущего Воскресения и, вместе с ним, искупления грехов человечества[19]. Фигура распятого Христа возвышается надо всеми, его голова поникла, но на лице не заметны следы перенесённых мучений[17]. Вытянутая по вертикали центральная фигура организует движение вверх всей композиции, знаменуя переход из земной сферы (нижнего, дольнего мира) в сферу небесную[19]. Это вертикальное движение, ощущение парения вместо провисания на кресте, достигается также слегка увеличенной нижней частью тела и изгибом рук, подобным волне[12].
Лица персонажей, а также тело Христа выполнены светлой охрой, наложенной мелкими сплавленными мазками. Одежды написаны гармонично сочетающимися холодными светлыми красками — жёлтой, лиловой, коричневой и зелёной, двумя оттенками киновари. Весь живописный строй иконы с необычно высветленным колоритом[18] утверждает скорую смену дней скорби радостью Воскресения[17][20].
Комментарии[править | править код]
- (7008 — 1500)
[3]. - Как считает искусствовед Игорь Кочетков, резчики работали по шаблонам, поэтому по палеографическим признакам провести датировку резной надписи не представляется возможным[3].
- По каталогу ГТГ, где местом её создания названа Византия. Изначально датировалась концом XV — началом XVI века[5].
- Например, во фресковой росписи крипты базилики в Аквилее или на мозаике собора в Монреале[6].
- Например, на фреске в Благовещенском соборе монастыря Ватопед на Афоне[8].
- В своей работе «Окно в минувшее» К. Корнилович идентифицирует фигуры, расположенные под центральной перекладиной (две летящие фигуры в красном и лиловом одеяниях, сопровождаемые каждая ангелом), как соответственно Солнце и Луну, которые сходят с небес. Корнилович отмечает, что изображение аллегорий светил связано с тем местом из Евангелия, где говорится, что в момент смерти Христа: «сделалась тьма по всей земле… и померкло солнце»[17]. Солнце и луна, сходящие с небес, встречаются на раннехристианских Распятиях[6].
- А. И. Брягин был приглашён в музей по рекомендации Центральных Государственных реставрационных мастерских, работал в Вологде с 1925 по 1948 год[23].
Литература[править | править код]
- Корнилович К.
Окно в минувшее. — Л.: Искусство, 1968. — 147 с. - Кочетков И. А.
Ещё одно произведение Дионисия // Памятники культуры. Новые открытия. 1980. — Л., 1981. — С. 261—267. - Лазарев В. Н.
Московская школа иконописи. — М., 1971. - Нерсесян Л. В.
«Распятие» Дионисия из Павло-Обнорского монастыря // Во Христе. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто и Полиптих из Санта Репарата в Третьяковской галерее в Москве, Рублёв, Дионисий и Богоматерь Одигитрии в Баптистерии во Флоренции: 19 декабря 2011 — 19 марта 2012: (каталог выставки). — Рим: Treccani (Istituto Della Enciclopedia Italiana Fondaea Da Giovanni Treccani), 2011. - Суховерков Д., Уханова В.
Технологические исследования икон «Богоматерь Одигитрия», «Вознесение» и «Распятие» в Третьяковской галерее // Во Христе. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто и Полиптих из Санта Репарата в Третьяковской галерее в Москве, Рублёв, Дионисий и Богоматерь Одигитрии в Баптистерии во Флоренции: 19 декабря 2011 — 19 марта 2012: (каталог выставки). — Рим: Treccani (Istituto Della Enciclopedia Italiana Fondaea Da Giovanni Treccani), 2011.
Сохранность. Обследования. Реставрации[править | править код]
Основа иконы — две липовые доски, скреплённые двумя врезными шпонками из хвойной древесины, поставленными позднее. Шпонки слегка сужаются, максимальная ширина их — 5 см. На фоне видны следы от гвоздей оклада, часть гвоздей в виде фрагментов осталась в основе. На нижнем и правом полях иконы утрачен грунт из левкаса, на нижнем поле также ожог от лампады. Левое поле иконы срезано почти полностью, правое — частично. По торцам доски основы скреплены железными скобами. Льняная паволока полотняного переплетения наклеена на основу единым полотном. Сохранность письма хорошая[21].
Авторская живопись была раскрыта от поздних наслоений и записей в Вологодском музее с 17 декабря 1927 по 11 мая 1928 года[22] реставратором А. И. Брягиным для выставки древнерусского искусства, проходившей в 1929—1930 годах в Берлине, Кёльне, Гамбурге, Франкфурте и Лондоне. Икона была очищена от слоя олифы с грязью, удалены гвозди от оклада, сняты частичные записи одежд и плотные — личного письма. Вероятно, записи авторской живописи были сняты не полностью, так как они совпадают с ней по цвету и тону, а также из-за наблюдающихся местами утрат оригинального красочного слоя[22][24]. В ходе технического исследования было выяснено, что очертания тела Христа и его нимба подвергались незначительным изменениям[25][21]. Реставраторы установили последовательность выполнения образа художником. Сначала на левкас были перенесены процарапыванием контуры подготовительного рисунка (графья), затем он обводился чёрной краской. На следующем этапе золотился фон образа, при этом сусальное золото в некоторых местах зашло за контуры изображения, и мелкие детали авторского письма, попавшие на такие участки, впоследствии были утрачены[24].
Атрибуция[править | править код]
На зарубежной выставке 1929—1930 икона была датирована XV веком и приписывалась суздальской школе иконописи. А. И. Анисимов считал «Распятие» произведением московской школы, а её создание относил к концу XV — началу XVI века, в то же время Ю. А. Олсуфьев относил её к XV веку. Резная надпись, обнаруженная на обороте «Спаса в Силах» в 1949 году, помогла датировать все четыре оставшиеся от первоначального иконостаса собора иконы и открыла имя их автора. В 1951 году в своей диссертации И. Е. Данилова, основываясь на стилистическом анализе, подвергла сомнению атрибуцию «Распятия» Дионисию. Тем не менее, с 1949 года, именно благодаря надписи на «Спасе», авторство Дионисия среди специалистов считается доказанным. «Распятие», благодаря относительно хорошей сохранности живописного слоя, вместе с фресковым циклом Ферапонтова монастыря стало отправной точкой в исследовании творчества Дионисия и его мастерской[25].
Примечания[править | править код]
- Корнилович, 1968, с. 81.
- Творчество Дионисия. Северный период (неопр.)
(недоступная ссылка).
Государственная Третьяковская галерея
. Дата обращения: 19 июля 2022. Архивировано 30 июня 2019 года. - ↑ 1234567Кочетков И. А.
Иконостас Дионисия из Павло-Обнорского монастыря // Послужить Северу… : Историко-художественный и краеведческий сборник. — Вологда, 1995. - Нерсесян, 2011, с. 646—647.
- ↑ 12
Нерсесян, 2011, с. 647. - ↑ 123
Нерсесян, 2011, с. 648. - Нерсесян, 2011, с. 648—649.
- Нерсесян, 2011, с. 649.
- Нерсесян, 2011, с. 649—650.
- Нерсесян, 2011, с. 650, 654.
- Нерсесян, 2011, с. 650—651.
- ↑ 12
Нерсесян, 2011, с. 651. - Нерсесян, 2011, с. 652.
- ↑ 12
Нерсесян, 2011, с. 653. - Суховерков, Уханова, 2011, с. 701.
- ↑ 12
Распятие из праздничного чина. Дионисий
(неопр.)
.
«Христианство в искусстве»
. Дата обращения: 19 июля 2022. - ↑ 1234
Корнилович, 1968, с. 82. - ↑ 12
Лазарев, 1971, с. 47. - ↑ 12
Дионисий (иконописец). Распятие
(неопр.)
.
Ренессанс.ру
. Дата обращения: 19 июля 2022. - Нерсесян, 2011, с. 655.
- ↑ 12
Суховерков, Уханова, 2011, с. 695—696. - ↑ 12
Кочетков, 1981, с. 266. - Суховерков, Уханова, 2011, с. 700—701.
- ↑ 12
Суховерков, Уханова, 2011, с. 697. - ↑ 12
Нерсесян, 2011, с. 646.