Некоторые замечания к учению об Антихристе профессора богословия Виктора Михайловича Чернышёва.
Прежде, чем приступить к рассмотрению этой темы, которая сегодня вызывает яростные споры и порождает всевозможные домыслы, следует указать на признаки Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Его пришествие на землю предварит согласно Писанию воцарение Антихриста на три с половиной года.
В широком смысле
На вопрос о том, кто такой антихрист, можно дать два ответа. Это связано с тем, что существует два представления о нем, общее и частное.
В общем смысле – это тот, кто:
- отвергает существование Иисуса Христа;
- не исповедует его, пришедшего во плоти;
- отвергает Отца с Сыном.
Так повествует об антихристе Иоанн Богослов, евангелист, в одном из своих посланий. При этом он прибавляет, что таких появилось множество и будет их еще много. Но это только предшественники прихода антихриста, понимаемого в строгом смысле этого слова. Иоанн Богослов также пишет о нем, называя его последний и великим. Именно о нем чаще всего и идет речь, когда говорят о пришествии на землю антихриста.
Признаки прихода антихриста
Фото: Flickr.com
Христиане уже много веков с большим страхом ожидают пришествия антихриста, ведь он принесет много бед, особенно истинно верующим. Это будет означать завершение жизни и станет предвестником апокалипсиса.
Основные признаки приближения времен правления антихриста:
- будут вспыхивать войны, придет голод, люди начнут массово умирать, природа взбунтуется;
- христиан будут подвергать мучениям и смерти;
- расположенную в Иерусалиме мечеть Омара разрушат;
- для противостояния антихристу на землю будут посланы Енох и Илия.
Считается, что события, происходящие в XX и XXI веках, являются первыми предвестниками. С этим трудно не согласиться, ведь периодически вспыхивают междоусобные войны, в результате болезней и стихийных бедствий погибает много людей.
В строгом понимании
Рассматриваемое слово по-гречески пишется как ό αντί-χριςτος. Его значение – это враг, противник Христа, который обманом выдает себя за него. Предлог αντί, будучи присоединенным к другому слову, как правило, обозначает «против». Но есть у него и второе значение – «вместо». Пророчества о приходе антихриста в Священном Писании свидетельствуют о том, что он понимается и в качестве его противника, врага, и в качестве лжехриста, то есть его замены.
Апостол Павел говорит о нем, как о человеке греха, превозносящемся выше всего, называющемся Богом, выдающем себя за него, который сядет в храме Божием. Он противится Всевышнему и Иисусу.
В Евангелии от Иоанна Христос сказал иудеям, что он пришел к ним во имя Отца своего, но они не принимают его, а если придет другой во имя свое, то будет ими принят. Под этим подразумевается приход антихриста. Указание на это есть также и в Евангелии от Матфея, когда Иисус пророчествует о кончине мира.
Как Бог может допустить приход вселенского зла
Часто христиане задают вполне очевидный вопрос — если Господь есть Любовь, то как Он может допустить, чтобы в человечество вторглось такое огромное зло, которое приведет к погибели многих?
Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ
Детально на этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст: на основании слов апостола Павла (2Фес. 2, 10–12), антихрист придет осудить всех, кто выбрал путь неправедной жизни. Эти люди и так бы никогда не приняли Христа и гнали бы Его, обрекая при этом свою душу на вечные мучения.
Святой Иоанн Златоуст подбадривает верующих, говоря, что антихрист приведет к погибели только неверных и гонителей Христа, а искренне верующим людям, напротив, будет даровано вечное спасение, если они выстоят последнюю решающую битву со злом. Для того и попускается Богом приход антихриста в этот мир, чтобы каждый человек сделал окончательный свой выбор в пользу добра или зла.
Сейчас, когда у людей еще есть время покаяться и исправить свою жизнь, они не спешат этого делать. Многие «верят в душе», многие исповедуют большое количество альтернативных вероучений, кому-то вообще не до размышлений о Боге. Перед концом света мир разделится диаметрально, отпадут все другие заботы и дела, и суть будет только в выборе, с кем человек.
И вот те из людей, которые никогда не следовали за Христом и гнали его, пойдут за антихристом. Лживое учение будет восприниматься ими как истина, поскольку настоящей Истины они никогда не знали и не стремились к ней.
О духовной жизни христианина:
- Зачем давать милостыню
- О православии в современном мире
- Миссионерство в православии
Другие названия
В Священном Писании даются и прочие наименования антихриста. Речь идет о:
- нечестивом;
- опустошителе;
- человеке греха;
- человеке беззакония;
- сыне погибели;
- беззаконнике;
- малом роге ужасного зверя;
- звере багряном;
- звере, выходящем из моря.
Так, о малом роге, который вырос среди десяти других у ужасного, сильного зверя, подразумевая приход антихриста, говорит пророк Даниил.
В Апокалипсисе сказано о звере с десятью рогами и семью головами, выходящем из моря, одновременно похожем на медведя, льва и барса. Там же описывается и зверь багряный, восьмой из семи. Он выходит из бездны.
Святые об Антихристе
Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) писал: «Злочестивый и грозный тать придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он…».
Святитель Иоанн Златоуст (V в.) писал: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он не наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жесткостью, и беззаконными повелениями… Апостол называет антихриста человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (сатаны). Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах… Не сказал, что он будет называть себя богом, но что будет стараться показать себя богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».
Преподобный Антоний Великий (IV в.) возвестил об этом времени так: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостью, многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных явствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками».
Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) говорит: «В церкви Божией (сядет) – не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан: почему и называется антихристом. Итак, должно, чтобы сперва было проповедано Евангелие у всех народов (Мф. 24:14). «Тогда явится беззаконник, его же есть пришествие по действу сатаны во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды, погибающих, его же Господь убиет глаголом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2:8). Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, — да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него… В начале своего царствования, или вернее – тирании, он прикрывается личиною святости; когда же сделается победоносным, то начнет гнать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу. Придет же он в знамениях и чудесах ложных, вымышленных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога».
Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) наставляет: «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия.
Знамения антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое господствует сатана. …Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией…
Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карою нового Израиля за его преступление…
Церковь будет низвращена от меча – от убийственного насилия соблазнов – и пуста весьма. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности христианами, тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан…Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми».
Об Антихристе святитель пишет: «Своей внешней показной стороной жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующихся …плотской мудростью, не увидят обмана и признают антихриста Христом, вторично пришедшего на землю… Испытания для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться, стремление обмануть и обольстить их, утонченные и продуманные, прикрытые коварной изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставит их в самое затруднительное положение…Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся прикрытому и открытому преследованию…».
У Владимира Соловьева есть в «Повести об Антихристе» характеристики, совпадающие со святоотеческой мыслью о нем почти в деталях. Прообразом Антихриста стал некий император.
«Император, ставши около трона и с величественною благосклонностью протянувши руку, произнес звучным и приятным голосом: «Христиане всех толков! Возлюбленные мои подданные и братья! От начала моего царствования, которое Вышний благословил такими чудными и славными делами, я ни разу не имел повода быть вами недовольным; вы всегда исполняли свой долг по вере и совести. Но мне этого мало. Моя искренняя любовь к вам, братья возлюбленные, жаждет взаимности. Я хочу, чтобы не по чувству долга, а по чувству сердечной любви, вы признали меня вашим истинным вождем во всяком деле, предпринимаемом для блага человечества. И вот, кроме того, что я делаю для всех, я хотел бы оказать вам особые милости. Христиане, чем мог бы я вас осчастливить? Что дать вам не как моим поданным, а как единоверцам, братьям моим? Христиане! Скажите мне, что для вас всего дороже в христианстве, чтоб я мог в эту сторону направить свои усилия?»
И далее этот император–антихрист начинает активную благотворительную деятельность в отношении всех христианских ветвей, где, в частности, православным предлагает: «Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства всемирному музею христианской археологии, в славном нашем имперском городе Константинополе, с целью собирания, изучения и хранения всяких памятников церковной древности, преимущественно восточной, а вас прошу завтра же избрать из среды своей комиссию для обсуждения со мною тех мер, которые должны быть приняты с целью возможного приближения современного быта, нравов и обычаев к преданию и установлениям святой православной церкви! Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда». И большая часть иерархов Востока и Севера, половина бывших староверов и более половины православных священников, монахов и мирян с радостными кликами взошли на эстраду, косясь на горделиво восседавших там католиков.
Значительное большинство собора, в том числе почти вся иерархия Востока и Запада, находилась на эстраде. Внизу оставались только три сблизившиеся кучи людей, жавшихся около старца Иоанна, папы Петра и профессора Паули.
Грустным тоном обратился к ним император: «Что еще могу я сделать для вас? Странные люди! Чего вы от меня хотите? Я не знаю. Скажите же мне сами, вы, христиане, покинутые большинством своих братьев и вождей, осужденные народным чувством: что всего дороже для вас в христианстве?» Тут, как белая свеча, поднялся старец Иоанн и кротко отвечал: «Великий государь! Всего дороже для нас в христианстве Сам Христос, Он Сам, а от Него все, ибо мы знаем, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Но и от тебя, государь, мы готовы принять всякое благо, если только в щедрой руке твоей опознаем святую руку Христову. И на вопрос твой: что можешь сделать для нас, — вот наш прямой ответ: исповедуй здесь теперь перед нами Иисуса Христа Сына Божия, во плоти пришедшего, воскресшего и паки грядущего, — исповедуй Его, и мы с любовью примем тебя как истинного предтечу Его второго славного пришествия». Он замолчал и уставился взором в лицо императора. С тем делалось что-то недоброе. Внутри его поднялась такая же адская буря, как та, что он испытал в ту роковую ночь. Он совершенно потерял внутреннее равновесие, и все его мысли сосредоточились на том, чтобы не лишиться и наружного самообладания и не выдать себя прежде времени. Он делал нечеловеческие усилия, чтобы не броситься с диким воплем на говорившего и не начать грызть его зубами. Вдруг он услышал знакомый нездешний голос: «Молчи и ничего не бойся». Он молчал. Только помертвевшее и потемневшее лицо императора все перекосилось, и из глаз вылетали искры. … В открытые окна храма было видно, что нашла огромная черная туча, и скоро все потемнело. Старец Иоанн не сводил изумленных и испуганных глаз с лица безмолвного императора, и вдруг он в ужасе отпрянул и, обернувшись назад, сдавленным голосом крикнул: «Детушки, антихрист!» В это время вместе с оглушительным ударом грома в храме вспыхнула огромная круглая молния и покрыла собою старца. Все замерло на мгновение, и, когда оглушенные христиане пришли в себя, старец Иоанн лежал мертвый».
Число имени
Все указанные выше названия являются либо нарицательными, либо описательными. Как нарицательным является и антихрист. В писании его собственное имя не открывается, оно неизвестно. Ириней Лионский объясняет это тем, что оно не достойно того, чтобы быть освященным от Святого Духа.
В Апокалипсисе указывается лишь число 666, относящееся к имени зверя, то есть антихриста. Поэтому его называют звериным числом. Язык Апокалипсиса – греческий, а в нем, как и в славянском, каждая из букв алфавита обозначает число. Поэтому Богословы полагают, что имя зверя состоит из цифр, которые в сумме дадут число 666.
Антихрист – это человек
О том, что это человек, определенное лицо, говорит Священное Писание. Устами святых отцов и учителей древняя Вселенская церковь всегда проповедовала учение, согласно которому это единоличный человек. И даже еретики не отвергали это учение, не сомневались в его истинности. Впоследствии оно получило признание и в Восточной православной церкви, и в Римско-латинской.
Что касается точки зрения протестантов, а также русских раскольников, то они рассматривают антихриста как лицо коллективное, означающее множество лиц. Или же под ним подразумевают дух зла, который находит проявление в этих лицах и в людях вообще.
Это учение провозгласил Мартин Лютер. В наше время часть протестантских ученых не придерживается его. Ортодоксальная церковь считает его ложным, еретическим. Так же, как и учение Бретшнейдера, протестантского рационалиста, о том, что антихрист – это олицетворение зла.
От кого он произойдет?
По мнению богословов, по природе он будет таким же человеком, как и все люди. И родится он так же, как и все они. Священное Писание, как и Церковное Предание, не содержат сведений о том, что антихристом будет воплотившийся дьявол. Так же, как и о том, что его происхождение будет связано со смешением злого духа и женщины.
Ответы на вопросы о том, от кого произойдет антихрист, и где он родится, не являются однозначными. Распространенным является мнение о том, что он будет выходцем из иудеев, из колена Данова. Есть предположение о том, что он будет из языческой среды. Есть мнение и о том, что он произойдет из извращенного христианства.
С древних времен существовало представление о том, что он родится от незаконной связи. Одни считают местом его рождения Вавилон, другие Рим.
Относительно зачатия Антихриста существовали две версии. Согласно первой, более распространенной, его зачали люди — разумеется, ужасные грешники и прелюбодеи; например, развратные монах и монашка. Однако, как замечает Адсо, «с самого начала зачатия дьявол вошел в чрево его матери и сила дьявола питала и обе регала его в материнском чреве» (цит. по: ЭММЕРСОН, 81). Таким образом, Антихрист одержим дьяволом (Одержимость) уже до рождения. Нетрудно и здесь заметить пародию на Христа, который «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (ЛУК. 1:15).
Согласно другой версии, характерной главным образом для народных преданий и пародирующей воплощение Христа, Антихрист — дитя демона и шлюхи; во французской мистерии «Судный день» (14 в.) совет демонов замышляет послать в Вавилон демона, где он, приняв облик приятного юноши, должен совратить некую блудницу; когда все это совершается и у блудницы рождается сын, Сатана посылает к нему двух демонов-воспитателей, и мать охотно отдает сына на их попечение. Во французской поэме Беренжье (нач. 13 в.) «О пришествии Антихриста» Антихрист рожден в Вавилоне от инцестуозной связи дьявола и его развратной дочери (ЭММЕРСОН, 82). Для народных легенд (и их литературных обработок) вообще характерно неразличение дьявола и Антихриста, представление о последнем как о «дьяволе во плоти»; ученые же комментаторы, напротив, как правило тщательно различают обоих, подчеркивая, что Антихрист — человек, полностью и бесповоротно одержимый дьяволом, но не дьявол и не сын дьявола. Правда, здесь богословы оказывались в трудном положении: постулат о том, что у дьявола и демонов не может быть своих детей, вступал в противоречие с желанием во всем добиться полной симметричности между Христом — сыном Бога и Антихристом. Это желание иногда все же побеждало, и тогда в Антихристе признавали двойную природу: «Христос есть истинный Бог и человек, и Антихрист есть дьявол и человек» (Вульфстан I, архиепископ Йорка, ум. 1023; цит. по: Кисслинг, 27).
Антихрист — еврей; он явился — как замечает ПСЕВДО-АЛКУИН, трактуя речение Апокалипсиса о звере, явившемся из бездны, — «из глубочайшего нечестия еврейского народа, то есть из колена Дана» (КОММЕНТАРИЙ НА АПОКАЛИПСИС, col. 1148). В колене Дана, по иудейской традиции, должна родиться мать Мессии, но поскольку это колено было также замечено в поклонении идолам, средневековый христианский мир отнес к нему рождение и Псевдо-Мессии — Антихриста, находя подтверждение этой идее в предсмертном благословении Иаковом Дана: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (БЫТ. 49:17). Местом его рождения чаще всего избирается Вавилон — ибо более нечестивого места комментаторы не могли себе представить; возникающее противоречие между еврейской кровью Антихриста и местом его рождения хитроумно обходилось: так, Хью из Ньюкасла (1280—1322, «О победе Христа над Антихристом», 1319) сумел и это противоречие использовать для обогащения параллелизма между Христом и Антихристом: подобно тому как Христос был зачат в Назарете, а рожден в Вифлееме, Антихрист бы- зачат в Палестине, в Хоразине (помянутом недобрым словом Христом: -«Горе тебе, Хоразин!» — ЛУК. 1013), а рожден в Вавилоне (ЭММЕРССН, 81).
Появлению Антихриста и наступлению ею царства предшествуют соответствующие энаки: упадок нравов, стихийные бедствия, чума, свирепость загадочных Гога и Магога; причем все эти беды предсказаны уже Христом: «.. восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (ЛУК. 21:10-11). Гог и Магог особенно волновали воображение: их отождествляли с теми или иными варварскими племенами, но особенно часто — с десятью потерянными коленами Израиля (10 колен, основавших в 930 г. до н. э. на севере государство Израиль, в то время как колена Иуды и Вениамина основали государство Иуды на юге; после разгрома северного царства ассирийцами в 721 г. до н. э. 10 упомянутых колен растворились в других народах и исчезли из истории, однако всегда существовала вера, что они найдутся). Богословы трактовали Гога и Магога аллегорически. Иероним (Комментарий на книгу Иезекииля) дает этимологию этих имен: Гог — tectum, «крыша», Магог — de tecto, «с крыши»; этимологии Иеронима были приняты средневековой ученостью как ключ к скрытой аллегории: АВГУСТИН полагает, что Гог обозначает грешников, в которых дьявол скрывается, «как под крышей», а Магог — дьявола, который выходит из этих людей, «как из-под крыши» (О ГРАДЕ БОЖИЕМ, 20:11). Появлению Антихриста радуются одни демоны, которые давно его поджидали: так, подземные демоны именно для него хранят свои сокровища, чтобы он мог использовать их при соблазнении христиан.
Перед приходом Антихриста будут править некие десять королей; или же его приходу будет предшествовать двенадцатилетнее (или даже стодвенадцатилетнее) правление Последнего Великого Императора, который спасет Иерусалим от язычников, сокрушит Вавилон и затем отречется от власти, возложив свою корону на алтарь иерусалимского храма — но тут-то и появится Антихрист. В латинской пьесе «Игра об Антихристе» из Тегернзе (Бавария, 12 в.) он является в сопровождении аллегорических фигур — Лицемерия и Ереси — и просит их для начала уничтожить всякое воспоминание о Христе на земле. В свое правление Антихрист будет сначала изображать из себя Христа, но очень скоро явит свою тиранию; в средневековой драме эта двойная сущность Антихриста иногда подчеркивалась переодеванием: Антихрист являлся сначала в религиозном облачении, но затем сбрасывал его, обнаруживая под ним воинские латы.
Порой Антихрист начинает свою карьеру как царь и даже поражает врагов христианства, изображая из себя государя-спасителя в роде Последнего Императора. В иных версиях он начинает как лже-Христос и постепенно, хитростью, добирается до светской власти. Он провозглашает: «Я Христос» (Ego sum Christus), он начинает проповедовать новое учение и объявляет, что прежний (истинный) Христос был лжепророком. Он имитирует Христовы чудеса, воскрешает мертвых и даже якобы умирает на кресте, воскресая, естественно, на третий день. При этом он критикует Библию и отрицает Святую Троицу, провозглашая истинным Богом одного себя. Он рассылает пророков, которые действуют весьма успешно и обращают почти весь мир в новую веру. Затем Антихрист отправляется в Иерусалим, изгоняет оттуда верных христиан, восстанавливает храм Соломона, разрушенный римлянами, и учреждает в храме поклонение собственному идолу, который ставит во храме; он действует настолько хитро, что подтверждает свою лояльность Ветхому Завету и даже подвергает себя обрезанию; в результате очарованные им евреи принимают его веру.
Большинство отцов церкви сходятся на том, что всего этого Антихрист достигает четырьмя методами, которые Винсент Феррер («Об Антихристе») формулирует так: «Первый метод — дары. Второй — ложные чудеса. Третий — диспуты. Четвертый — мучения» (цит. по: ЭММЕРСОН, 272). Способность Антихриста совершать чудеса, подобные чудесам Христа, особенно волновала комментаторов, так как решительно лишала всякой возможности отличить его от истинного Христа; большинство, впрочем, сходились на том, что Антихрист — не более чем искусный маг, соперничающий в мастерстве с Симоном Магом; ФОМА АКВИНСКИЙ разъясняет, что чудеса Антихриста производят такое впечатление лишь потому, что человеческие чувства легко обманываются (СУММА ТЕОЛОГИИ, ч. 1, вопр. 114, ст. 4). Однако другие комментаторы полагали, что «с попущения Бога» Антихристу будет дана истинная сила творить чудеса, подобные чудесам Христа; АВГУСТИН совершенно резонно утверждал, что огонь, которым Сатана с позволения Бога спалил дом и стада Иова, вовсе не был иллюзией (О ГРАДЕ БОЖИЕМ, 20:19).
Истинная тираническая природа Антихриста откроется, когда он не сможет покорить своей власти немногих праведных: их не соблазнят ни чудеса, ни дары, ни ученые диспуты, и тогда на них обрушатся пытки и мучения; кровь христиан будет течь по улицам; те, кто последуют Антихристу, получат особый знак; лишенные этого знака не смогут ни продавать, ни покупать («никто не сможет ни продать другому, ни купить у другого, если не будет помечен именем зверя», — КАССИОДОР, ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОБ АПОКАЛИПСИСЕ, col. 1412), и многим придется бежать в горы и пустыни. Согласно Адсо, когда последний король франков сложит перед Антихристом на Масличной горе в Иерусалиме скипетр и корону, Антихрист убьет истинных пророков и полностью воцарится в мире. Его царство и преследования праведных будут длиться 1260 дней (ОТКР. 11:3; 12:6), или 42 месяца (ОТКР. 13:5), или три с половиной года.
Переломный момент в судьбе Антихриста — появление пророков Еноха и Илии, в соответствии с речением Апокалипсиса: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (ОТКР. 11:3). Пророки истинного Христа, они бросят вызов Антихристу и переобратят в истинную веру тех, кто поклонился ему. В некоторых версиях жизни Антихриста речь идет об одном пророке (вероятно, в соответствии с ветхозаветным прорицанием: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» — МАЛ. 3:6). Так, в древневерхненемецкой поэме «Муспилли» (нач. 9 в.) Илия появляется один и, героически противостоя Антихристу, принимает от него смерть. Средневековая экзегетика выбрала на роль апокалиптических «свидетелей» Еноха и Илью потому, что они рассматривались как ветхозаветные «прототипы» Христа: их вознесение на небо воспринимали как метафору его грядущего вознесения. Антихрист, не желая мириться с их миссионерской деятельностью, убьет их и оставит тела непогребенными; однако через три с половиной дня они воскреснут и вознесутся на небо, где присоединятся к сонму святых.
После восхождения Илии и Еноха на небеса Антихрист должен совершить свое последнее и наитягчайшее кощунство:
Он взойдет на Масличную гору (гора Елеон), чтобы, подобно Христу, вознестись на небо. Здесь он и будет убит, как был убит Симон Маг, когда пытался подняться в небо при помощи демонов. На горе он произнесет хвастливую речь, в которой, в частности, заявит, что идет к Богу, чтобы приготовить свое новое пришествие в день Страшного суда. Большинство комментаторов, опираясь на авторитет апостола Павла, утверждают, что Иисус убьет Антихриста «духом уст Своих» (2 ФЕС. 2:8), не задаваясь вопросом, что, собственно, разумеется под «духом», однако отделяли этот «дух» от самого Христа: так, Фома Аквинский видел в нем «приказ», отданный Христом; Матвей из Янова полагал, что христианские проповедники исполнятся «Святого Духа» и погубят Антихриста;
РУПЕРТ ИЗ ДОЙТЦА отождествлял этот «дух» со Святым Духом — лицом Троицы (О ПОБЕДЕ СЛОВА БОЖИЯ, col. 1496-1497). В средневековой драме, ориентированной на народные вкусы, Антихриста порой поражает обычный удар молнии (Беренжье, «О пришествии Антихриста»); наконец, в роли палача Антихриста часто выступает архангел Михаил. Иногда казнь Антихриста связывали со вторым пришествием Христа, но другие комментаторы были более осторожны: например, АЛКУИН (О ВЕРЕ В СВЯТУЮ И НЕРАЗДЕЛЬНУЮ ТРОИЦУ, col. 51) резонно заметил, что никто не может знать, когда состоится второе пришествие Христа, но, вероятно, это произойдет после гибели Антихриста.
Перед вторым пришествием настанет краткий момент мира и успокоения — те, кто были обмануты Антихристом, получат возможность раскаяться и вернуться к истинной вере. На эту идею комментаторов навело сообщение в Апокалипсисе о снятии седьмой печати, после которого «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (ОТКР. 8:1). Эти «полчаса» трактовались либо как сорок пять (Ипполит, Иероним), либо как сорок (Адсо Дервенский) дней. Версия о сорока пяти днях покоя исходила из манипуляций с двумя цифрами книги Даниила («времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней»; ДАН. 12:11-12; — путем вычитания получали сорок пять), вторая цифра («сорок»), видимо, возникла из желания увидеть здесь аналогию сорока дням, прошедшим между воскресением Христа и его восхождением на небо.
Жизнеописание Антихриста многозначительно вписано в священную историю мира. Иреней Лионский увидел параллель между Люцифером и Адамом, с одной стороны, и Антихристом и Христом, с другой, — между двумя великими искушениями, которые окаймляют всю историю человечества. История начинается искушением (Адама Люцифером) и им же заканчивается; но если в начале мира дьяволу удалось совратить человека, то в конце мира дьявол и Бог, оба приняв человеческую природу — один в лице Антихриста, а другой в лице Христа, — вновь ведут борьбу, и Бог берет на этот раз реванш.
Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба
Источник:
https://planetatain.ru/
Легенда о Нероне
Во времена древних христиан сложилась легенда об императоре Нероне, как об антихристе. Она имела две версии. По одной из них, его не убили, а он отправился к парфянам, где и живет скрытно. Некогда он явится под видом антипода Христа. И тогда римляне будут им жестоко наказаны. Другая версия гласит о том, что Нерон действительно погиб, но в будущем он воскреснет, а воскресший император и будет ожидающимся зверем.
Когда ожидается его приход? Антихрист появится непосредственно перед следующим пришествием Христа. Оно грядет перед концом мира. Об этом говорится в таких источниках, как:
- Книга пророка Даниила.
- Апокалипсис.
- Евангелия.
- Второе Послание апостола Павла к Фессалоникийцам.
Но поскольку дата пришествия Христа и кончины мира неизвестны, неизвестным является также и то, когда придет антихрист.
Ватикан – обитель зла?
Зверь из моря очень напоминает ещё одну силу, которая описана у пророка Даниила. На голове чудища внезапно появляется власть малого рога, и символизирует она Римскую Империю.
«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени».
Итак, что же мы знаем о звере, сиречь антихристе:
- он имеет как политическое, так и религиозное влияние;
- он противостоит Иисусу путём подмены, во всём подражая ему и выдавая себя за него;
- он находится на территории Рима, но появляется после распада Римской Империи;
- он ведёт беспощадную войну против божьих людей;
- он навязывает людям мнение, что Закон Божий нужно перестать соблюдать.
Площадь Святого Петра, Ватикан.
И такая система власти уже давно существует в истории человечества. Это римско-католическая система с её папским институтом власти. Посмотрите сами, как папское правление поразительно подходит под пророческое описание.
Епископы Рима всегда имели настолько большую власть, что многие европейские короли боялись вызвать их гнев на себя. Следовательно, эта система имела огромное политическое влияние. Папская власть появилась после падения языческого Рима. Многие люди видят в Ватикане церковь Иисуса Христа, но вспомните о страшных показательных казнях, совершённых инквизицией. А в заповедях Спасителя одной из главных является «Не убий!».
Вспомните о людях, с которыми расправилась средневековая Церковь лишь за то, что они учили людей Библии:
- Ян Гус, отказался поддерживать учение Рима, а вместо этого учил людей Евангелию;
- Уильям Тиндейл, перевёл Библию на английский, за что и был казнён;
- Джироламо Савонарола, итальянский проповедник библейский истин;
- Бальтазар Губмайер, немецкий реформатор, сожжённый за его верность Библии.
Этот список можно продолжать бесконечно.
Что касается заповедей Божьих, то попробуйте сравнить 10 заповедей католического катехизиса с теми, которые записаны в Библии. В католическом варианте отсутствует вторая заповедь, изменена четвёртая, а десятая разделена на две, чтобы сохранить одинаковую численность.
Мартин Лютер говорил:
«Я уже чувствую себя свободнее, ибо я знаю, наконец, что папа – это антихрист, и его престол – это престол самого дьявола».
Современные католические деятели сравнивают папу с Богом:
«Папа определённым образом Бог, то есть наместник Бога».
А как было уже упомянуто выше, каждый, кто называется именем Божьим, есть сам антихрист.
Скептики могут – а как же со сроком правления, ведь папская власть существует более 12 веков, а речь шла о 3,5 годах? На самом деле здесь нет никакой ошибки – потому что библейский день равен одному нашему году. Произведя несложные арифметические действия, мы получим 1260 лет. Почти столько же правит Ватикан миром.
Но насколько актуальна эта информация для нашего времени? Папство стало более толерантным, перестало преследовать верующих, папа ездит по всему миру и пытается примирить враждующие страны. Репутация Ватикана сильно выросла в обществе в последние 10 лет. А ведь именно это и предсказано в пророчествах.
Но власть мирового масштаба эта система приобретёт именно после своего так называемого воскресения из мёртвых. Вот тогда и начнутся непростые времена для истинно верующих христиан. Но бояться не нужно! Стоит помнить, что Господь никогда не даёт нам испытания больше, чем мы можем выдержать.
В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
⏬ Источник
Поделитесь в вашей соцсети