Помощница в сложных обстоятельствах — Иерусалимская икона Божьей Матери

Иерусалимская икона Божией Матери входит в число наиболее почитаемых богородичных ликов. Этот образ очень древний и имеет интересную историю происхождения. Реликвия прославилась многими чудесами, совершенными по молитвам к ней. Сегодня Иерусалимская икона продолжает удивлять верующих людей своей невероятной силой. Празднование великой христианской святыни приходится на 25 октября. С наступлением этой даты во всех православных храмах проводятся торжественные богослужения, совершаются крестные ходы.

образ

Автор святого образа

«Как же может писать икону тот, кто не только пред собою не имеет, но и не видывал никогда первообраза, или, выражаясь на языке живописи, натуры?» — вопрошал П.А.Флоренский, подчеркивая, что настоящая иконопись – отражение личного переживания иконописца, его встречи с Богом.

С этой точки зрения, опыт создателя Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы уникален.

Апостол Лука лично знал Пресвятую – об этом говорит, например, то, что Евангелие от Луки содержит многие детали Её жизни, не известные по другим евангелистам. Поэтому ценны и созданные им иконописные изображения Богоматери, ведь они запечатлели Её облик при земной жизни

Мы не знаем обстоятельства появления образа. Предание, идущее от первых веков истории Церкви, сохранило лишь место написания иконы – Гефсимания, и год ее создания – 48-й после Рождества Христова. После Вознесения Господа прошло 15 лет.

О чем молятся святыне

Молитвы перед Иерусалимской иконой помогают в любых жизненных ситуациях. Через эту великую святыню к Богородице обращаются люди, страдающие различными заболеваниями, а также желающие помочь близким, имеющим проблемы со здоровьем. К иконе приходят семейные пары, которые не могут стать родителями, и просят об исцелении от бесплодия. Родители молят у этого образа о вразумлении своих чад, о защите детей от негативного влияния злых людей, о наставлении их на истинный путь.

К изображенной на религиозной картине Богоматери также обращаются с другими просьбами:

  • о сохранении взаимопонимания в семье;
  • разрешении конфликтов, недоразумений;
  • избавлении от уныния и душевной тоски;
  • поддержке при борьбе с соблазнами;
  • укреплении веры в Господа.

Считается, что произносимые у иконы мольбы могут остановить опасные эпидемии, избавить от крайней нищеты, спасти от гонений и несправедливости. Перед Иерусалимским образом издавна молятся военные, которые защищают свою Родину, а также их родные, желающие дождаться своих близких целыми и невредимыми.

Искренняя, чистая молитва к Богородице всегда остается услышанной и получает ответ. Обращаться к Пречистой Деве следует с глубокой верой, не имея зла на сердце. Беседуя с Приснодевой, можно читать священные тексты из молитвослова или говорить собственными словами, идущими из души.

Иерусалимская икона Божией Матери

В Святом Городе

Первым местом пребывания образа, очевидно, был Иерусалим. Но где был образ на протяжении первых трех веков истории Церкви, во время гонений, точно не известно. Предполагается, что местом его нахождения были христианские общины римской провинции Антиохии. Более ясно место пребывания святыни с IV в., когда прекращаются гонения на христиан, а Иерусалим восстанавливается после разрушения римлянами в 70 г.

Полезные материалы

В 330-е гг., при императоре Константине, в Святом Городе были обретены многие христианские реликвии: Крест Господень, Терновый венец Спасителя, найдено место Распятия Спасителя и Гроб Господень. На месте, где случились события, определившие весь ход истории мира, с 335 г. появился храм Воскресения Христова. Его закладка и строительство – дело матери императора, царицы Елены. Сюда переносятся многие христианские святыни. Считается, что так оказался здесь и образ кисти св. Луки.

Смиренная Мария

Одно из самых известных чудес в эти годы – обращение прп. Марии Египетской. Мария, ведшая жизнь, далекую от христианской, пришла на поклонение Кресту Господню. Но раз за разом неведомая сила не допускала ее войти в храм. Тогда-то грешница возопила с покаянием к Богородице, икона Которой была при входе. Пречистая не только приняла покаяние Марии, но и стала ее руководительницей на дальнейшем иноческом пути. Многие считают, что этой иконой была Иерусалимская.

В столице Византии

Шло время. На востоке Римской империи возникла новая столица – город Константинополь, затем образовалась Византийская империя. В отличие от Рима, имевшего языческое прошлое, «Новый Рим» строился как христианский град. Сюда со времен Константина Великого начали собирать христианские реликвии. Известно, что с 463 г. царь Лев Великий даровал своей столице чудотворный Иерусалимский образ Богородицы. Этот император особо почитал Пресвятую Деву: ведь, согласно сохранившемуся преданию, Она Сама благословила на царствование Льва, когда он был еще простым воином. Первое время святыня была в храме, называемом «Источник», на месте явления Богородицы будущему императору. Затем местом нахождения иконы стала Богородичная церковь во Влахернах.

Чудо при осаде Константинополя

В начале VII в. вновь записано чудесное знамение. Тогда Византийская империя постоянно сталкивалась с варварскими племенами, появившимися на ее северных границах. В 626 г. Константинополь осадили племена, которых византийский историк определяет как «скифов». Упоминается, что, кроме скифов в осаде участвовали воины разных племен, среди них были и славяне. Количество нападающих было огромно, силы защитников городе невелики. С последней надеждой народ бросился в храмы. Много молящихся было во Влахернской церкви.

7

Август

626 года

После десятидневной осады 80-тысячным войском начался решающий штурм столицы Византии.

Огромное количество варваров двинулись на город с моря и суши. Но штурм не просто провалился: врагов ожидал ужасающий разгром. Под стенами города количество убитых было таково, что язычники не сумели похоронить всех. А на море и вовсе произошло странное. Корабли нападающих атаковали византийские суда. Те начали поспешное отступление. Но внезапно варварский флот были разметан и потоплен, причем случилось это рядом с Влахернским храмом – местом пребывания чудотворной иконы.

Византийский историк Синкелл пишет: «Некоторые говорят, что наши воины были подвигнуты к отступлению не страхом перед противником, но что сама Дева, желая показать свою власть творить чудеса, приказала им притворно отступить, чтобы варвары потерпели полное крушение около Её святого храма, нашей спасительной пристани и тихой гавани — Влахернского храма Богородицы».

Достойно внимания и то, что среди осаждающих были славяне. Не тогда ли они впервые познали всемогущую силу христианского Бога? Пройдет чуть более 350 лет и чудотворный образ совершит путешествие на Русь.

Немного предыстории

История неопалимой иконы Божией Матери плотно связана с текстом из Ветхого Завета, касающегося жития и деяний пророка Моисея.

«Неопалимая купина» – самая популярная икона от пожара в доме. Но если присмотреться к ее истории, раскрывается куда более глубокий смысл и значение этого образа.

Моисей родился в египетских землях примерно в VIII столетии до нашей эры. Еврейское население Египта тогда сильно увеличилось, и обеспокоенный этим фараон приказал всех взрослых израильтян обращать в рабство, а новорожденных мальчиков – попросту убивать.

Мать Моисея не желала столь печальной судьбы собственному сыну. Она сначала скрывала новорожденного, а затем положила его в корзину и отправила по течению Нила. И надо же такому случиться, что его нашла египетская принцесса, которая смилостивилась над младенцем!

По иронии судьбы, Моисея решили отдать в еврейскую семью, и вышло так, что его кормилицей стала родная мать. А вот взрослел он уже при дворе фараона, окруженный почестями и богатством, словно родовитый египтянин.

Но однажды Моисей узрел страшное: надсмотрщик беспощадно издевался над работающими евреями. Он разгневался, убил надсмотрщика и вынужден был бежать.

Долго скитался еврейский муж по пустыне, пока его не приютил священник. Моисей стал вести жизнь простого человека, привык к физическому труду и даже женился на одной из дочерей своего спасителя.

Однажды будущий пророк пас овец. Вдруг он увидел на горе Синай пылающий терновый куст (то есть, «купину») и хотел подойти к нему, ведь куст горел, но не сгорал. На этом чудеса не были исчерпаны: из куста раздался Глас Божий, приказавший Моисею снять обувь, ибо он намерен приблизиться к святыне. Также Господь повелел пророку вывести евреев из Египта в Землю Обетованную и наделил умением творить чудеса по Божьей воле.

Согласно Ветхому Завету, Моисей вел евреев через пустыню в течение долгих 40 лет. Народ израилев все же достиг ее, но пророк умер, немного не дойдя до цели. Согласно библейским текстам, прожил он аж 120 лет!

Со временем образ неопалимой купины стал ассоциироваться с Божьей Матерью. Точно как не сгорает куст в бушующем пламени, так Приснодева вечно чиста и непорочна.

Иерусалимская икона на Руси

В 988 г. в Корсуни, греческой колонии Причерноморья, принял святое Крещение великий князь Руси – Владимир. Его путь к Христу не был простым: здесь и сомнения, и трудный личный выбор. Язычник, князь-воитель, любимец дружины, непросто воспринимал христианские истины. Но как знамение помощи Божией он получил из Константинополя дорогой подарок – Иерусалимский образ Богородицы. По-видимому, икону привезла ему нареченная невеста, византийская царевна Анна. Отправляясь на Русь, она взяла с собой образ на благословение как себе, так и Русской земле.

Возможно, одним из первых чудес Иерусалимской иконы на Руси стало преображение ее великого князя. Из язычника он стал христианином глубокой и сильной веры. Одним из первых дел Владимира по приезде из Корсуня домой стала посылка Иерусалимской иконы Новгороду. Новгородцы всегда противостояли Киеву в политической борьбе на Руси. Им-то, своим противникам, князь послал святыню, которая была так ему дорога –как благословение и примирение во Христе.

С тех пор Иерусалимский образ находился в соборе Св. Софии Премудрости Божией Новгорода, а северные области Руси особенно любили именно эту икону. Образ находился в Софии Новгородской четыре века.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира.

Интересный факт

В 1478 г. Новгород становится частью Московской Руси. Но и увозя из бывшей Новгородской республики вечевой колокол – символ независимости – «государь всея Руси» Иван III не тронул главную новгородскую святыню, подаренную Владимиром.

А вот Ивана IV Грозного почитание образа новгородцами не остановило. После печально знаменитого похода 1571 г. царь забрал святыню в столицу. В Кремле, в Успенском соборе, он установил ее на почетном месте, среди других святынь. Впрочем, из Новгорода царь не стал забирать красивый и богатый оклад, когда-то сделанный благочестивыми горожанами. Впоследствии новгородцы изготовили точную копию образа. Теперь в Софийском соборе под дорогим окладом находился список святыни.

Война 1812 г. и исчезновение образа

Когда в 1812 г. Москва была захвачена французским императором Наполеоном, войска его учинили грабеж русской столицы. Дело довершил знаменитый пожар. Тогда разорению подверглись многие храмы, утрачены святыни и реликвии. Пропала из разграбленного французами собора и Иерусалимская икона. Как свидетельствовали современники, образ увезли во Францию. Его отправили в знаменитый Нотр-Дам, Собор Парижской Богоматери.

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская, Казанская, Споручница грешных. Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека.

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы. Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда — вечность со Христом.

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители — святые праведные Иоаким и Анна.

Где сейчас подлинник иконы

Судьба подлинника святыни до сих пор не известна. Около столетия считалось, что она находится в Париже. Однако, попытки найти образ в Нотр-Дам не увенчались успехом. По данным французских властей, икона не значится среди исторических реликвий и святынь собора. В 1970-е гг. попытки разыскать образ предпринимал Л.А. Успенский — известный историк, богослов. Однако и его усилия не принесли результата. Вопрос о месте нахождения подлинника кисти св. Луки остается открытым.

После исчезновения из Успенского собора икона была заменена списком, который можно видеть и сейчас за т.н. Патриаршим местом в алтарной части храма.

Чтимые списки образа в России

Всего до 1917 г. было известно около 40 списков иконы, многие из них почитались как чудотворные. Некоторые из них дошли до наших дней. Наиболее известные копии образа находятся:

  • В Успенском соборе Москвы. Это копия, сделанная в XVII в. для церкви Рождества Богородицы при царском дворце. Она заменила оригинал в 1812 г.
  • В Рождественском храме столичного района Измайлово, также бывшей царской резиденции. Эта копия конца XVII в.
  • В Покровском храме Измайлово. В 1866 г. икона прославилась чудом прекращения холерной эпидемии, которая свирепствовала по окрестным селам. Тогда появился обычай крестных ходов со святыней от Пасхи до 12 октября, дня празднования иконы. С 1932 г. собор был закрыт, но образ удалось сохранить. После возвращения в восстановленный храм произошло еще одно чудесное знамение: обновление изображения.

Существуют также списки с Иерусалимского образа и в других городах страны.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

глас 4 Богоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши,// Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

глас 5
Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю/ моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни,/ и крест земна́го жития́ нести́ им помози́,// ели́ка бо хо́щеши мо́жеши. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской» Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Значение и символика

Образ Пречистой Девы Марии является бесценной святыней, поклониться которой стремится огромное количество верующих людей. Через Иерусалимский лик к Царице Небесной обращаются православные христиане не только из России, но и со всего мира.

Икона символизирует собой:

  • беспредельную любовь Божией Матери ко всему человечеству;
  • огромное сострадание и милосердие;
  • желание помочь каждому, кто обращается с истинной верой;
  • неусыпное заступничество за всех людей перед Всевышним;
  • духовную чистоту, к которой должен стремиться каждый христианин.

Сюжет иконы также говорит о невероятной силе любви Приснодевы к Божьему Сыну, которому суждено отдать собственную жизнь ради спасения рода людского от грехов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: