Значение иконы Спас Благое Молчание и в чем помогает Ангел Великого Совета


До жизни на земле

Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.

Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.

И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.

Значение иконы

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание. Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

История и значение иконы «Спас Благое Молчание»

В иконографии образ Ангела Великого Света в конечном варианте появился в конце XIII столетия. Первоначальное изображение выполнено как фреска. Она по сей день существует в Охриде (Македония), в Храме Богородицы Перивлепты. Точная дата изображения – 1295 год.

В последующие годы, точнее весь XIV век, иконы с изображением молодого Иисуса перестали быть востребованными. Были написаны всего две. Одна фреска – в Грачаницком монастыре Югославии, другая – в местечке Призрень.

Уже к XVI столетию иконография с образом Спаса получила значительное распространение в критской школе. Об этом говорят росписи на стенах Валаамских монастырей и на Агоре (Афины).

На Руси иконы «Спаса Благое Молчание» появились в XV столетии. К концу XIX века получили широкое распространение. Объясняется это возросшей активностью старообрядцев и книжников. Эта категория верующих особенно тяготела к святоотеческим, литургическим традициям.

На протяжении всего времени существования святого образа внешний вид Иисуса особо не менялся. Спаситель сидит со скрещенными на груди руками, крепко поджатыми губами. Это юный архангел в богатых одеждах преимущественно красных, белых тонов. Подпоясан жемчужным кушаком.

Необычный нимб над головой представляет собой восьмиконечную геометрическую фигуру. Восемь углов получились вследствие наложения двух квадратов друг на друга. Один квадрат – Божественное начало Иисуса Христа, другой – непостижимость. Больше нет ни одной иконы Иисуса с таким нимбом. На концах восьмиконечного венца буквы, из которых составляется слово «Сущий».

Интересно! В Ветхом Завете его описывали как юного небожителя со сложенными крыльями за спиной. По утверждению Общества Сторожевой башни (Свидетели Иеговы), Иисус носил имя архангела Михаила.

Данных о жизни до рождения Иисуса Христа очень мало. Хотя на иконах он имеет знакомый облик с восьмиконечным нимбом, звездой Предвечности. То есть Божественный, непостижимый. Образ «Спас Благое Молчание» у православных христиан особенно любим. Почитается он и у монашества.

Жест отрицания читается по скрещенным рукам. Спас призывает молчать, не обсуждать, не осуждать.

Просто терпеливо ожидать часа чистосердечного покаяния заблудших душ для спасения.

Другое толкование иконы – тихое смирение. Спас не просто молчит, показывает, с каким терпением, прощением он перенес страдания и смерть. Спаситель показывает, что обращаться с мольбой можно и молча, с помощью внутреннего голоса. Это пример внутренней молитвы, несломленного духа.

В чем помогает икона Благое Молчание

В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.

Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей

Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.

Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой. Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу, следует использовать следующее прошение:

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

Как правильно молиться Ангелу Великого Совета

Ангела-хранителя назначает Господь при рождении младенца. Независимо от того, крещен он или нет. После крещения у человека появляется святой покровитель. У него становится два защитника. У остальных святых верующий может просить заступничества по разным вопросам. Обычно каждый святой отвечает за определенную область. Также допустимо обращаться к любому образу с разными другими вопросами.

Молитва произносится не просто заученно, а от души, с благими намерениями. Перед образом «Благое Молчание» также следует произносить каждое слово искренне, сердечно. Ангелы способны видеть душу человека. Знают, когда помощь необходима, и человек готов получить ее.

Очень важно для обращений выбирать правильный момент. Никто и ничто не должно отвлекать. Обращение с молитвой – это разговор двоих. Если небожителю нет нужды как-то настраиваться, человек же должен привести все мысли в порядок, раскрыться душой.

Не стоит все просьбы вываливать одним разом. Лучше решать вопросы, беспокоящие сейчас. Чтобы не забыть какие-то моменты, просьбы, желания лучше записывать.

Голос Бога слышен в тишине

look.com.ua «В ту ночь явился ему Господь» (Быт. 26:24).

Думаете ли вы, что это явление Господа Исааку в Вирсавии было случайным? Может время явления случайно? Полагаете ли вы, что это событие могло случиться в любую другую ночь? Если так, то вы ошибаетесь. Почему же явление произошло именно в эту ночь?

Потому, что это была ночь, когда Исаак находился в покое. На старом месте он не имел покоя. Там была серия мелких столкновений из-за обладания колодцами. Ничто так не действует на состояние духа, как мелкие несогласия, особенно, когда они накопляются. Исаак чувствовал это.

Даже после прекращения ссоры само место продолжает вызывать неприятные воспоминания. Он решил уйти. Он искал перемены. И он раскинул свой шатер подальше от места прежних стычек. В ту же ночь и пришло откровение. Бог заговорил тогда, когда буря затихла. Бог не может говорить нам, когда наш ум взволнован дрязгами и стычками, Его голос требует тишины в душе.

Душа моя, познала ли ты значение слов: «Остановитесь и познайте»? В час отсутствия мира в душе мы не можем слышать ответа на наши молитвы. Как часто кажется, что ответ пришел слишком поздно, но сердце не слышало ответа потому, что в нем были шумы бури, грома, землетрясения и огня.

Но когда наш вопль замолк, когда наступила тишина, когда наша рука перестала стучать в железные ворота, когда судьбы других людей стали ближе нашему сердцу и уменьшили в наших глазах величину собственной трагедии, тогда мы становимся способными услышать долгожданный ответ.

Нам нужно успокоиться, чтобы услышать этот долгожданный ответ. Поймем же ничтожность многих личных обид и переживаний. Скроем свое горе за алтарем общечеловеческих несчастий, и в ту же ночь явится нам Господь и радуга засияет над убывающим наводнением.

Потоки в степи. Л. Б. Кауман

Икона «Спас Благое Молчание» — уникальный и редко встречающийся в храмах святой лик, молитва у которого дарует терпение и очищение души. Уникальность этой иконы в том, что в образе Ангела Света изображен Сам Спаситель, Бог Сын, Иисус Христос до своего явления человечеству.

Православная церковь отмечает 28 сентября день почитания светлого образа «Спаса Благое Молчание».

Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.

Икона «Спас Благое молчание»

Если на образах «Спас нерукотворный» и Спас Эммануил» Иисус изображен в виде земного человека, таким, каким Он пришел на землю, то на уникальном изображении Христос представлен молодым красивым Ангелом в царском одеянии.

Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.

Невозможно переоценить значение иконы «Спас благое Молчание», в которой полностью дано раскрытие богословской концепции Спасения.

В этом образе соединились воедино:

  • Предвечный Логос — Эммануил;
  • Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
  • жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
  • Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.

В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.

Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета)

Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви.

Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.

Благое Молчание

Празднование 28 сентября.Это редкая икона, на которой Христос изображается «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3, 4), в виде юношески прекрасного Ангела в Царском одеянии.

Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» — таким, каким Он придёт в конце времен, то «Спас Благое Молчание» — это Христос до Своего прихода к людям.Голова Его окружена двойным двуцветным сиянием: крещатым нимбом, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета.

На концах — греческие буквы монограммы слова «Сущий». Это единственное изображение Христа с таким нимбом.Христос облачён в светлые, сияющие золотом одежды, украшенные широкими золотыми оплечьем и каймами с драгоценными камнями и жемчугом. Волосы Его, разделённые на длинные двойные пряди, симметрично спадают на плечи. На золотом фоне витиеватой вязью — красная надпись.

Важный элемент иконографии этого образа — одежда Христа. Белые одежды, символ чистоты, возвышенности и безплотности, присущи Ангелам, особенно когда они предстоят Престолу Господнему. Одежды Спаса — белый стихарь (левкион): символ Пречистой Плоти Христа, Его Преображения и Воскресения.

При облачении священника в стихарь поётся: “Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо тя в ризу спасения” (Ис.б1, 0). А шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, которыми, связав, повели Его к Каиафе и Пилату.Очи Христа не глядят строго и печально прямо на созерцающих Его Лик, как на других изображениях; взор Его углублённо обращён внутрь Себя.

Руки Христа на иконе скрещены на груди, чем выражена суть Его молчания: “0н не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42, 2).

И потому образ «Спас Благое Молчание» особенно любит и чтит православное монашество, в среде коего практика исихазма и «умной молитвы», пришедших к нам со Святой Горы Афон в XIV веке, до сих пор считаются наиболее благотворными для ума и сердца молитвенного отшельника. Не зря ведь в третьей песни канона Пресвятой Богородице Христос назван «Начальником тишины». Известный богослов Н.В.

Покровский также связывал эту икону Христа с идеями исихазма: «…формы изображения навеяны были подвигом и учением исихастов: исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания».Образ «Спас Благое Молчание» встречается только в России.

Особенно актуальным он стал в ХYIII-ХIХ столетиях, когда в России возникли сильные общества богословов. Вот что писал выдающийся исследователь церковных древностей Николай Иванович Троицкий: «Идея иконы “Благое Молчание”» не только по внешнему виду, но и по существу — та же, что идея Софии, идея Премудрости, именно Божественной и Царственной…

эта икона есть образ Лица Мессии — Искупителя, как он дан в пророчествах Исайи о Еммануиле как Царе и Судии игра».

Таким образом, в иконе «Спас Благое Молчание» раскрыта вся богословская концепция Домостроительства спасения: слиты воедино черты Предвечного Логоса — Эммануила, воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической безкровной жертве.

“И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповестъ; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…” (Ис. 53, 7—8), — эти слова произносит священник на проскомидии, происходящей в алтаре на жертвеннике.

Основой для правильного толкования символического содержания образа «Спас Благое Молчание» служат библейские пророчества Исайи: «Уповаю на Него, Того, Кто возвестил народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (42, 1—2).Кроме этого, существует ещё несколько толкований смысла иконы «Спас Благое Молчание».

К примеру, такое: «она — выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «..говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33,11). Идея ожидания передана жестом рук, бездейственно сложенных у груди.

Так, кротким неупреканием, безконечно терпеливым недеянием, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение» (ИАПрипачкин. «Иконография Господа Иисуса Христа»).А староверы принимали этот образ как олицетворение старообрядчества, вынужденного безмолвствовать перед лицом господствующей Церкви.

Другие склонны полагать, что «Спас Благое Молчание» отражает то молчаливое смирение, с каким Христос перенёс страдания и смерть, приводя те же слова из Евхаристии: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих», — «Он истязуем был и не открывал уст Своих».

И еще: “Благое Молчание”, русская икона, где Христос изображен Ангелом “в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Петр. 3: 4). Христос — Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс.

Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, “Он не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42: 2), “Он истязуем был и не открывал уст Своих” (Ис. 53: 7).Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в.

Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3).Во второй половине 19-го столетия (sic!) в старообрядческом медном литье(sic!!) начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание».

Удивление вызывает именно то обстоятельство, что древний, малораспространенный образ, близкий к так называемым «пререкаемым» иконам, против которых восставали в 16-м столетии думный дьяк И.М. Висковатов и преподобный Зиновий Отенский, внезапно становится актуальным и начинает тиражироваться в самом массовом и демократическом виде церковно-прикладного искусства.В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии: «разбираемый …иконописный сюжет был в свое время обширным религиозным явлением, может быть, даже – обширнейшим и, во всяком случае, любимым и национальным; допустить возникновение его ex nihile, из религиозной пустоты – было бы нелепо». [9]Благое Молчание Христа Спасителя – это изображение известного мессианского пророчества Исайи, которое повторяет всякий священник, совершающий проскомидию: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…»(Ис.53, 7-8).Но молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия. Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» – это образ Иисуса Христа до Его Рождества. ? |

j_zahar

Мы были в Даниловом монастыре с любимым мужем на Крещение, водички решили набрать. С водой – все в порядке, мы до нее доползли, а потом, как обычно, нужно ведь в лавку сходить, медку купить, посмотреть, что нового, что где есть и вообще, ну ведь приехали уже! И в лавке, где продавался мед, мы увидели репродукции картин художника, который нас заинтересовал. Спасибо интернету, нашелся и художник, и картины, и информация о нем. Так что, прошу любить и жаловать.Православный художник Павел Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова.В 1996 г. защитился дипломной картиной “Калка”.С 1996 г. по 1999 г. самостоятельная творческая деятельность.С 1999 г. преподаёт в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества на кафедре Композиции.

Павел Рыженко пишет в стиле “классического реализма”. Искусствоведы считают его одним из самых талантливых выпускников Академии. Его учитель – Илья Глазунов – говорит, что “Павел Рыженко – страстный в работе талантливый художник, у него большое будущее”. Галина Вишневская называет молодого художника “мастером русской классической школы живописи”.

О своем творчестве Рыженко говорит: “Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не так называемый “электорат”, а народ с богатой историей и самосознанием.

Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, “мишурной” культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия”.Уважаемый зритель!Прежде чем Вашему вниманию будут представлены написанные мною работы, позвольте пояснить их смысл.

Чтобы не пересказывать обширную и доступную историографию всей массы событий, изображенных на холстах, хотелось бы вскрыть главный вопрос – зачем такие отдаленные во времени и пространстве события были соединены воедино на экспозиции? Для чего соседствуют III и XX век? Почему цари русские, древние мученики и князья вновь напоминают нам о своем жизненном подвиге? Как ответить на эти вопросы одной фразой? Едва ли это возможно, если не задаться вопросом о смысле жизни человека, современного и древнего. Итак, я пытаюсь ставить самому себе и невольно Вам, зритель, эти серьезные вопросы и искать на холсте и в себе ответы на них. : Современность в лице средств массовой информации и популярной, мишурной антикультуры добивается от нас забвения главных вопросов бытия человека. Посредством различных пестрых и действующих на самые низменные инстинкты и наклонности шоу «мир» принуждает нас забыть о том, кто мы… Вспомним же вместе, дорогой зритель, о нашем древнем прошлом, о нашем убиенном отце – государе, сравним нашу теперешнюю жизнь с деятельной, созерцательно – величественной жизнью Государей наших, воинственных предков, простых детей и жен тех времен, о которых «мир» вспоминать не велит нам. Вспомним о них, подумаем о великой цене, которую заплатили они за нас и устыженные, но обнадеженные, взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже. Вспомним о том, что мы – Великий христианский народ, а не стадо, массы, электорат…

А вот эта картина меня просто поразила, приковала мое внимание и теперь я любимого прошу о таком подарке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: