Значение иконы Александра Невского и в чем она помогает в повседневной жизни

Александр Невский – это православный святой, великий русский князь, являющийся воплощением мужества, мудрости и справедливости. Принято считать, что именно этот человек олицетворяет собой Россию, является одним из самых достойных представителей своей страны. При жизни князь неустанно следовал всем канонам христианской веры, соблюдал заповеди, благодаря чему вошел в историю как благоверный правитель. На иконах его нередко изображают в доспехах, подчеркивая благородный статус защитника своей Родины.

князь

Жизненный и духовный путь святого князя

Александр Невский родился в Переяславле-Залесском в мае 1220 г. Его отцом был переяславский князь Ярослав Всеволодович, матерью – рязанская княжна Феодосия Игоревна.

В 1228 г. еще юный Александр был отправлен в Новгород вместе со старшим братом. С 1236 г. он начал самостоятельно защищать русские земли от захватчиков. В июле 1240 г. состоялась памятная битва, во время которой молодой князь одержал полную победу над шведами на Неве. Именно после этих исторических событий его стали называть Александром Невским.

Кроме знаменитого боя на реке Неве, князь прославился другими подвигами:

  • победой над Ливонским орденом на Чудском озере (Ледовое побоище);
  • разгромом литовских войск, желавших захватить русские города Торжок и Бежецк;
  • освобождением новгородских и псковских земель от немецкого вторжения.

Александр Невский был официально причислен к лику святых в 1549 году. Князь известен многими деяниями, направленными на духовное развитие своего народа. Он стремился развивать православную веру, препятствовал насаждению католической религии на русских землях, боролся с еретическим движением. Александр способствовал распространению православия среди северных народов Руси, оказывал помощь в строительстве новых храмов, жаловал монастырям и церквям богатые дары, земельные наделы.

Умер выдающийся правитель и праведник в ноябре 1263 г. Почитать святого благоверного князя стали сразу после кончины. Его тело было захоронено в городе Владимире, на территории Рождественского монастыря.

Спустя полвека по велению Петра Первого мощи великого князя перенесли в Александро-Невский монастырь Санкт-Петербурга. Для хранения княжеских останков была установлена богатая серебряная гробница, которую украшала стоящая сверху старинная икона. Сегодня эти священные атрибуты пребывают в стенах Государственного Эрмитажа.

Житие святого

За свою недолгую жизнь (всего 42 года) Александру пришлось немало потрудиться для защиты русских княжеств от экспансии со стороны католического Запада: он разбил шведскую армию на Неве, а затем разгромил немецкий Орден меченосцев во время Ледового побоища.

Иногда Александру ставят в вину то, что он не дал такого же отпора монгольскому ханству, но это как раз и свидетельствует о его государственной мудрости и прозорливости

Во-первых, силы монгол многократно превосходили силы русских, так что нельзя было рассчитывать на военный отпор; во-вторых, Русь оказалась между двумя могущественными врагами, напиравшими и с Запада, и с Востока, и история поставила Александра перед нелегким выбором союзника.

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Выбор в пользу монгольского ханства в немалой степени был обусловлен тем, что оно не вмешивалось в религиозную жизнь и не навязывало своих верований, в отличие от западных захватчиков. Тем самым он способствовал сохранению чистоты православной веры. К тому же Александру удалось договориться с отменой налога в пользу монгол в ряде областей.

Когда мудрый и любимый народом правитель скончался, его стали почитать как защитника и покровителя всего русского народа, не проигравшего ни одной битвы и защитившего православную веру.

В 1547 году он был канонизирован Русской православной церковью.

Описание иконы Александра Невского

До XVIII столетия в иконографии святого преобладали изображения в монашеском облачении. В 1724 г. Святейший Синод издал указ, которым предписывал писать Александра Невского в великокняжеских одеждах (фото картин):

в великокняжеских одеждах

Как правило, на иконах князь выглядит как молодой мужчина, имеющий крепкое телосложение и красивое, благородное лицо. Чаще всего его рисуют в воинском облачении. На некоторых образах русский правитель предстает в полный рост, на других имеется поясное изображение.

О высоком титуле Александра Невского говорит наличие княжеской мантии, надетой поверх доспехов, а также богатого головного убора, украшенного крестом и драгоценными камнями. В левой руке благоверный князь удерживает хоругвь с ликом Спасителя, правую прижимает к груди (такой жест является символом верности православию). На некоторых иконах святой держит крест и меч. Иногда он предстает восседающим верхом на коне.

За спиной великого князя можно увидеть городскую стену, за которой располагаются дома и церковные купола или речной берег и корабли. Святого нередко изображают стоящим в поле, где разворачивается сражение с противниками русского народа. Над местом брани парит ангел с короной в руках.

Существуют иконы, на которых Александр Невский запечатлен уже в зрелом возрасте и в схиме (известно, что перед смертью князь сильно заболел и принял монашеский постриг под именем Алексия). На таких образах святой часто развернут к Христу, восседающему на облаках. Спаситель держит в левой руке открытую книгу, а правой благословляет праведника.

икона

Иконография

Первые иконы с изображением святого Александра Невского появились после его канонизации. До начала XVIII века преобладал «монашеский» иконографический образ. Благоверный князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, изображался в традиционном монашеском облачении. Такие иконы расположены в соборе Святой Софии в Новгороде и Благовещенском храме Московского Кремля.

В начале XVIII века (1724 год) Священный Синод повелел изображать святого в княжеском одеянии. Под княжеской мантией виднеются военные доспехи, а в левой руке он держит меч — символ военных подвигов ради защиты православной веры. В правой руке князя-проповедника может находиться изображение Иисуса Христа, крест или духовная грамота. Они символизируют приверженность благоверного Александра Невского православию и заслуги в деле его распространения. На некоторых иконах правая рука святого прижата к сердцу.

В XX веке иконописцы используют два иконографических извода. В 70-е годы была написана икона, сочетающая в себе признаки и «монашеского» и «княжеского» типа изображений святого чудотворца благоверного Александра Невского.

Значение образа святого князя

Икона князя Александра Невского – это важная христианская святыня, несущая в себе глубокий смысл, обладающая огромным значением для русского православного народа. Изображение увековечило в себе выдающегося защитника родного края, мудрого правителя, стоящего на страже российского государства, Божьего угодника. Образ призван напоминать христианам о вечных ценностях, таких как патриотизм, любовь, милосердие к окружающим, глубокая вера в Господа. Находясь перед иконой Александра Невского, каждый верующий человек вспоминает о том, что всю свою жизнь благоверный воин посвятил защите и укреплению православия, борьбе с вражескими набегами.

Образу святого князя молились в разные времена, включая советскую эпоху, известную негативным отношением к религии. Сохранились сведения о том, что к нему, как к последней надежде на помощь в тяжелейшей ситуации, обращались жители блокадного Ленинграда.

Жизнь благоверного ратоборца

Родился защитник и собиратель русских земель в 1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа Суздальского Симона. На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество.

Среди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:

  • в ряде русских земель были отменены налоги в пользу монголов;
  • русские княжества не подвергались набегам;
  • бо́льшая часть княжеств была объединена под рукой единого правителя — начался процесс объединения Руси;
  • была предотвращена латинизация восточных славян;
  • укрепление и обеспечение мира на западных границах зарождающегося русского государства.

Главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.

Интересно! Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру.

Где сегодня находится икона Александра Невского

Поклониться образу великого князя можно во многих российских и других храмах. Иконы праведника находятся:

В России святому благоверному Александру Невскому посвящено большое количество храмов. Также в память о нем возведено много памятников, расположенных в Санкт-Петербурге, Новгороде, Пскове, Курске, во Владимире.

Церкви, построенные в честь святого, можно встретить и на территории Европы – в Варшаве, Париже, Таллине, Белграде. В Болгарии находится знаменитый Александро-Невский собор, воздвигнутый в знак признательности русскому народу за освобождение от османского ига в период Русско-турецкой войны. В этом храме находится священный образ, на котором Александр Невский держит в руках свиток с надписью: «Бояться Господа и исполнять заветы». Кроме князя, на иконе имеются изображения Иоанна и Авраамия Ростовского.

К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского

[1] Карамзин Н.М.

История государства Российского. Т. 4. Гл. 1 // https://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar04_01.htm

[2] Соловьев. С.М.

История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3 // https://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv03p3.htm.

[3]Сурмина И.О.

Александр Невский в русской дореволюционной историографии // https://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf.

[4] Кучкин В.А.

К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.;
Насонов А.Н.
Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;
Пашуто В.Т.
Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.;
Шаскольский И П.
Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в ХII–ХIII вв. Л., 1978.;
Андреев А.Р.
Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.;
Бегунов Ю.К.
Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие.

[5] См.: Данилевский И.Н.

Ледовое побоище: смена образа // https://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934;
Смирнов С.Б.
Конец русской демократии // https://zhurnal.lib.ru/s/smirnow_s_b/nowgorod.shtml. Из самых последних работ критического характера можно выделить книгу А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище» (М., 2006). «Какой же будет объективная оценка деятельности Александра Ярославича? Реальный Александр был пособником татар и не отражал никакой угрозы с Запада. Он не был защитником Русской земли и выдающимся полководцем», – такой вывод делает А.Н. Нестеренко (С. 270). Среди зарубежных критиков можно выделить работы профессора Оксфордского университета Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси: 1200–1304 гг.» (Под ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. С. 142–145, 162–163.) и статью директора Института восточной и юго-восточной истории при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана Эдгара Хёша (
Хёш Э.
Восточная политика Немецкого ордена в XIII в. // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 65–74).

[6] Регинская Н.В., Цветков С.В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182.

[7] Сурмина И.О.

Александр Невский в русской дореволюционной историографии // https://www.sgu.ru/files/nodes/9832/02.pdf.

[8] Фритьон Беньямин Шенк.

Русский герой или миф? // Родина. 2003. № 12. С. 91–93.

[9] Бегунов Ю.К.

Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв. // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164.

[10] Фритьон Беньямин Шенк.

Русский герой или миф? С. 92.

[11] Макарий (Булгаков),

митрополит. История Русской церкви. Т. 3 // https://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak3104.htm#number2.

[12] Александр Ярославич вошел в нашу историческую память с прозвищем Невский. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Олександра», составленной во Владимире в промежутке между 1263 и 1280 гг., ни разу новгородский князь не назван «Невским». В новгородских летописях мы встретим его с упоминанием как Храбрый. Только в конце XV в., по наблюдению В.В. Тюрина, Александр Ярославич впервые упоминается в общерусских летописях как Невский (Тюрин В.В.

Древний Новгород в русской литературе XX в.: Реальность и мифы // Прошлое Новгорода и новгородской земли: Материалы науч. конф. 11–13 ноября 1998 г. Новгород, 1998. С. 197). Дело осложняется тем, что с тем же прозвищем в повести «О зачале царствующего града Москвы» из «Хронографа Дорофея Монемвасийского», сохранившегося в списке конца XVII в. (собрание Государственного Исторического музея) упоминаются сыновья Александра, которые ни при каких условиях не могли принимать участия в этой битве: «Лето 6889-го октября в 29-й день в Володимере граде по державе князя Владимера державствовал князь Андрей Александрович Невский, а во граде Суздале державствовал князь Данил Александрович Невский» (
Тихомиров М.Н.
Древняя Москва: ХII–ХV вв. //
Тихомиров М.Н.
Древняя Москва: ХII–ХV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV–XVвв. М, 1992. С. 177). Иногда это объясняется тем, что прозвище Невский было связано не с победой Александра над шведами, а являлось посессивным, то есть оно указывало на княжеские владения на берегах Невы (
Данилевский И.Н.
Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 191–192). Попытка Владимира Рогозы объяснить то, почему Александр был назван Невским, а не Чудским, все-таки выглядят несостоятельной. Он пишет о том, что «решающую роль в сражении на льду Чудского озера сыграли дружинники брата Андрея, которых прислал Александру их отец – Ярослав Всеволодович. И об этом хорошо знали на Руси, в то время как Невская битва прошла незамеченной. Давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, составители Жития не стали» (
Рогоза В.
Почему князь Александр Ярославич стал Невским, а не Чудским? //https://digestweb.ru/20196-pochemu-knyaz-aleksandr-yaroslavich-stal-nevskim-a-ne-chudskim-chast-2.html). Отметим, что изначально, с момента прибытия в Новгород, Александр действовал решительно и самостоятельно. Не дожидаясь брата, он вместе с новгородцами освободил Копорье, о чем на Руси также было известно. Но для освобождения Пскова и масштабной войны с орденом нужно было собрать крупные силы. На помощь Александру приходит брат Андрей. Однако в самом походе в Ливонию и в самой битве на льду Чудского озера Александр Ярославич был единым главнокомандующим. Поэтому, несмотря на то, что «Низовские полки» действительно сыграли большую роль в сражении, все-таки должное почтение следует отдать именно Александру Ярославичу как главнокомандующему новгородских и владимиро-суздальских полков (см.:
Щербаков А., Дзысь И.
Ледовое побоище. М., 2001. С. 47–49, 74–77). Также в летописях и Рифмованной хронике значительное внимание уделяется именно Александру как предводителю русского войска (
Матузова В.И., Назарова Е.Л.
Крестоносцы и Русь. Конец XII в. – 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 232–234, 321–323).

[13] Соколов Р.А.

Александр Невский: панорама новейших мнений //
Клепинин Н.А.
Святой благоверный князь Александр Невский. СПб., 2004. С. 275. Для местной канонизации было необходимо свидетельство о нетлении мощей, извещение о чудесах от мощей, описание праведной жизни угодника Божия, согласие местных церковных властей на канонизацию. Всем этим целям и служило житие. Можно сказать, что с принятием жития были заложены основы почитания Александра Невского, его принятия соборно в лоно святых Русской Православной Церкви.

[14] Сурмина И.О.

Александр Невский в русской дореволюционной историографии.

[15] Вот что передается в древнем житии благоверного князя о чудесной помощи, оказанной им своему сроднику, великому князю Димитрию Ивановичу. В обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где почивали мощи благоверного князя, один богобоязненный инок, проводивший благочестивую подвижническую жизнь, ночью в притворе церковном со слезами молился Господу об избавлении Руси от полчищ предводителя татар Мамая. Он призывал в своей молитве на помощь великому князю Димитрию благоверного князя Александра. И во время своей молитвы он увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою загорелись свечи, затем из алтаря вышли два благолепных старца и, приблизившись к гробнице святого, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу». И святой князь Александр тотчас встал и сделался невидим. Пораженный этим чудом инок безмолвствовал и только после того, как было узнано, что как раз в это время произошла славная Донская победа, он сообщил о своем видении Владимирскому святителю. По распоряжению владыки тогда же были освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены нетленными (Гусакова В.О.

О житии святого благоверного великого князя Александра Невского
// https://www.iconworld.ru/products/124).
[16] Русские святые воины. Жития. Спасский собор – «Держава». М., 2000. С. 247.

[17] По словам митрополита Иоанна (Снычева), «для спасения России князь Александр должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока» (Иоанн (Снычев)

, митрополит. В память святого благоверного великого князя Александра Невского // Русский узел. Статьи, беседы, обращения. СПб., 2006. С. 338). Можно сказать, что иконография Александра Невского, развивавшаяся в двух вариантах, отражала суть этого подвига князя. В первом – святой князь представлен в княжеском одеянии, при оружии; во втором – в монашеском облачении, как чудотворец и монах Алексий, в воспоминание того, что перед смертью князь Александр принял иночество с этим именем. Отметим, что до XVIII в. преобладал второй иконографический вариант (см.:
Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 172–175). Кроме того, большое количество икон благоверного князя, написанных с XIV по XXI в., дает возможность создания ретроспективной иконографии иконописного образа в историческом времени:
XIV–XVI вв. – святой Александр Невский – воин в группе сражающихся новгородцев;

XVI–XVIIIвв. – как схимник и святой воин;

XVI–XIX вв. – воин в группе предстоящих святых пред Спасителем или Богородицей;

XVIII в. – Александр Невский – пеший или конный воин в рыцарском облачении;

XIX в. – в одежде русского князя;

90-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в. – молящийся;

XIX–XX вв. – Александр Невский – в иконописи присутствуют все существующие типы (Регинская Н.В., Цветков С.В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 254).

[18] Шаскольский И. П.

Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978. С. 143;
Ужанков Александр.
«Сквозь тусклое стекло» // https://gask.countries.ru/?pid=183.

[19] В 1552 г., отправляясь в поход на завоевание Казанского царства, царь Иоанн Васильевич молился во Владимире перед ракою мощей благоверного князя Александра, призывая его на помощь. Как бы в залог своей помощи благоверный князь проявил следующее чудо. Вместе с царем молились и его бояре, а в том числе и будущий описатель чудес благоверного князя. Когда он вместе с другими прикладывался к мощам святого, то вложил в скважину (отверстие) раки три перста своей больной руки. Ему показалось, что он омочил их в какую-то благовонную мастику, и когда он вынул руку, то от прежней болезни не осталось и следа. Все присутствовавшие при этом чудесном исцелении благоговейно прославили благоверного князя Александра, сподобившегося от Господа дара исцелений, и с надеждою на его помощь направились в дальнейший путь (Русские святые воины. Жития. Спасский собор – «Держава». С. 247–249).

[20] Первый храм в честь святого Александра Невского был построен в 1630 г. митрополитом Филаретом в Московском Кремле над Тайницкими воротами (Регинская Н.В., Цветков С.В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 180).

[21] Фритьон Беньямин Шенк.

Русский герой или миф? С. 92.

[22] Там же. На самом деле сражение 1240 г. состоялось почти в 20 км от места основания монастыря, который в 1797 г. был преобразован в лавру.

[23] 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. 21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине – изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской (Бегунов Ю.К.

Иконография святого благоверного князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 174). Учреждение нового ордена имени Александра Невского задумывалось еще Петром для награждения исключительно за военные заслуги. Впоследствии орден был возобновлен в 1942 г. В настоящее время орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определенными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации (
Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н.
Самые знаменитые награды России. М., 2000. С. 37, 258).

[24] В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 г. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. 17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го – в Твери, 28-го – в Торжке, 31-го – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 г. 24 июля 1724 г. Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа. Утром в воскресение 30 августа 1724 г. тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день (см.: Минея. Август. Ч. 3. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 268–269).

[25] Составление новой службы Синод поручил «обериеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору» архимандриту Гавриилу (Бужинскому). Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы. В 1725 г. в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий, и общее количество экземпляров составило 11 900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям. Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых: «и внутрь многая злая обыдоша нас, смирения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащеся опровергати, но и здравия его ищущее» (стихиры на литии, глас 5), – архимандритом Псково-Печерского монастыря Маркеллом (Радышевским) усмотрено поношение высокой чести блаженной памяти царевича Алексея Петровича, замученного Петром I в Петропавловской крепости в 1717 г. Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 г. велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему… и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее». Служба перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, стали уделом рукописной традиции до тех пор, пока не были внесены в книгу Житий русских святых в 60-е годы XVIII в.

[26] Даже в городах западных провинций Российской империи были построены храмы в честь святого князя: в Варшаве, Таллине, Вильнюсе, Свеаборге, Тарту, Даугавпилсе, Риге, многие из которых теперь разрушены (Регинская Н.В., Цветков С.В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 181).

[27] Долгов В.

Сквозь тусклое стекло // Родина. 2003. № 12. С. 86.

[28] Летом 1917 г., ввиду немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому, епископу Серафиму и епископу Прокопию произвести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского и освидетельствовать останки на случай их срочной эвакуации; со слов владыки Серафима Сергей Петрович Каблуков, секретарь Петербургского религиозно-философского общества, в своем дневнике записал: «По совершении краткого молитвословия святому Александру Невскому, в 7 ч. 15 м. приступлено было к открытию раки: сперва отвинтили позолоченную бахрому, обрамляющую живописное изображение князя, находившееся на крышке раки, затем отвинтили же серебряные пластины, окружающие эту крышку. По удалении бахромы и пластин обнаружилось, что крышка раки прикреплена к последней на двух шарнирах на левой от входа в собор стороне ее. Имеющийся с другой стороны замок с петлей затем был легко открыт одним поворотом ключа, хранящегося в ризнице лавры, и крышка с изображением и стеклом была приподнята и укреплена так, что образовала почти прямой двугранный угол с горизонтальной плоскостью. Боязнь повредить живописное изображение заставила отказаться от мысли снять стекло, которое удерживалось металлическим венцом в головах изображения. По поднятии крышки раки оказалось, что в раке заключается открытый кипарисовый гроб очень большого размера и большой глубины. За крышкой были сняты один за другим три покрова, из коих два верхних оказались довольно простыми шелковыми, третий же, нижний, облекавший самые мощи, оказался дорогим, с шитым изображением князя. По удалении этого последнего покрова, увидели человеческую фигуру – целую, в монашеском одеянии схимника, со странно выпяченной грудью. Казалось, таким образом, что тело оказалось сохранным. Удаление схимы и ближайший осмотр, подробно проведенный одним епископом Серафимом при явном смущении двух других преосвященных, обнаружил следующее: вся передняя часть головы и лоб оказались сделанными искусственно и вылепленными из воска, только небольшая верхняя часть – часть черепа – подлинно-серого цвета. Грудь и живот оказались тоже искусственными, из ваты, зашитой в шелковые мешки. С прибавлением ваты оказались ноги и руки, так как подлинных костей было мало. “Чучело” князя, в которое, таким образом, были помещены подлинные мощи, именно часть черепа и части костей, рук и ног (и два ребра?), лежало на деревянной настилке, покрытой в несколько рядов тканями, так что ножки гроба оказались очень длинными (это – для удобства несения? – С.К.

). На “чучеле” у боков оказался мешочек шелковый: с костями мелкими в бумажке, с ароматическими веществами в виде порошка в другой. На бумаге с этими мелкими костями есть надпись, указывающая, что мощи были в церкви, подвергшейся пожару, при коем в этой церкви сгорели все деревянные образа». Пожар произошел в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О результатах освидетельствования было доложено Святейшему Синоду, по решению которого было произведено переоблачение мощей, то есть были отделены подлинные мощи от инородных предметов. Выяснилось, что чучело было изготовлено во время царствования Петра I людьми, стремившимися скрыть правду о повреждении мощей от пожара. Восковая голова была растоплена и использована в виде «воскомастика», служащего для освящения престолов. Участники событий выдвинули предложение о повсеместном переосвидетельствовании всех прочих мощей с целью исключить из употребления нелепый и кощунственный обычай «дополнения» мощей до полной фигуры (Святые мощи. СПб., 2007. С. 131–133).

[29] Фритьон Беньямин Шенк.

Русский герой или миф? С. 92.

[30] Там гробница была выставлена в одном из залов Музея революции, который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров. До настоящего времени рака святого экспонируется в одном из подразделений Министерства культуры – музее «Государственный Эрмитаж» – преемнике Музея революции (Лебедев С.Б.

Вернут ли в храм раку святого Александра Невского // https://konpet.ru/lebedev/raka.html.

[31] Еще 4/17 февраля 1919 г. патриарх Тихон, ввиду начала большевиками кампании по вскрытию мощей, издал указ об устранении поводов к соблазну верующих. «Благочестивое усердие верующих, – говорилось в указе, – окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей (речь идет о мощах, сохранившихся лишь в частично нетленном виде. – свящ. А.В.

) драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела располагая в них в подобающих облачениях кости праведников и другие частицы святых их мощей… Считаю необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю Вашему Высокопреосвященству с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным» (Святые мощи. С. 131–133). В мае 1988 г. мощи Александра Невского были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя. Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в храме Александра Невского в Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе Владимира (Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия.

[32] Фритьон Беньямин Шенк

. Русский герой или миф? С. 93.

[33] Фильм оказался не столько об историческом прошлом, сколько о ближайшем тогдашнем будущем. В том же 1941 г. его создатели были удостоены Сталинской премии. Популярность фильма была так велика, что, когда в июле 1942 г. был учрежден советский орден Александра Невского, его украсил портрет Н. Черкасова в роли Александра. Следует отметить, что классический фильм Сергея Эйзенштейна и сегодня формирует представление граждан России о благоверном князе. Среди фильмографии можно выделить и последующие работы: «Житие Александра Невского» (Реж. Георгий Кузнецов; 1991); «Александр. Невская битва» (Реж. Игорь Каленов; 2008). Кроме того, в 1992 г. был снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летней годовщине Ледового побоища. В 2009 г. совместными силами российской, канадской и японской студий снят анимационный фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

[34] Регинская Н.В., Цветков С.В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 360–362, 364.

[35] 700 лет со дня Ледового побоища // Московский большевик. 1942. № 80 (938). С. 1.; Гитлеровцев ждет судьба псов-рыцарей // Известия. 1942. № 80 (7766.). С. 1.; Огонек. 1942. № 13–14 (774–775); К 700-летию «Ледового побоища» // Правда. 1942. № 95 (8866). С. 1; К 700-летию разгрома немецких псов-рыцарей на Чудском озере // Московский большевик. 1942. № 80 (938). С. 3.

[36] Война: 1942. WEB-проект о плакатах советского времени // https://www.krasnoyeznamya.ru/; Регинская Н.В., Цветков С.В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 346–347, 359.

[37] Первыми кавалерами ордена Александра Невского стали участники Сталинградской битвы: командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан и командир отдельного стрелкового батальона 62-й армии капитан С.П. Цыбулин. Всего этим орденом было награждено более 40 тысяч человек, из них 70 граждан иностранных государств. Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени (Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н.

Самые знаменитые награды России. С. 258–259).

[38] В воспоминаниях одного из блокадников говорилось: «Весной 43-го по городу расклеили афиши, извещающие о том, что открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую лавру. Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки! В соборе я, прежде всего, устремился к месту, где стояли мощи Александра Невского. Там был поставлен грубо побеленный фанерный ящик с надписью, утверждающей, что на этом месте были поставлены Петром I мощи Александра Невского. Зашел я в Благовещенскую церковь, на могилу А.В. Суворова: на ней, кроме плиты с автоэпитафией, поставлено склоненное красное знамя; такое же было на месте мощей Александра Невского» (Цит. по: Шкаровский М.В.

Церковь зовет к защите Родины. СПб. 2005. С. 110).

[39] Впрочем, этот антинемецкий аспект биографического рассказа Александра Невского возник только в конце XIX в. (и никак не ранее!) и стал важным элементом его почитания во время Первой мировой войны. До этого в русской культурной памяти князь представлял собой лишь антишведскую, антимонгольскую, антикатолическую или антизападную фигуру (См.: Фритьон Беньямин Шенк

. Русский герой или миф? С. 93).

[40] Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 9.

[41] Термин «иконологический» понимается как синтетическое взаимодействие православной и научной парадигмы осмысления роли самого Александра Невского и его деятельности в истории и современности.

[42] Вернадский Г.В.

Два подвига Александра Невского // «Не в силе Бог, но в правде». Святой Благоверный князь Александр Невский. М., 2007. С. 214.

[43] Данилевский И.Н.

Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. С. 228.

[44] Лука (Войно-Ясенецкий)

, архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007. С. 87–88.

[45] Год со святителем Николаем Сербским (Велимировичем) // https://www.pravoslavie.ru/put/33416.htm.

[46] Карпов С.В.

Александр Невский // https://www.kirshin.ru/about/arsii/ 06_10.html

[47] Фритьон Беньямин Шенк

. Русский герой или миф? С. 90–93.

Какие молитвы читают перед образом

Александр Невский считается покровителем воинов, отстаивающих правое дело, защитником российской морской пехоты. В честь великого князя назван орден, которым награждают за выдающиеся боевые заслуги еще со времен Великой Отечественной войны.

Дни памяти Александра Невского отмечают несколько раз в году – 5 июня, 12 сентября и 6 декабря. В эти даты у святых мощей нередко собираются кавалеры ордена, названного именем святого.

Праведник всегда помогает тем, кто обращается к нему с глубокой верой и чистым сердцем. Православные молятся благоверному князю в разных ситуациях, требующих сильной поддержки:

  • при болезнях, трудностях на работе;
  • при возникновении конфликтных ситуаций;
  • во время военных действий, возникновения угрозы для жизни;
  • при ослаблении веры, отсутствии необходимого мужества.

Перед иконой Александра Невского читают молитвы за военных, просят оставить их живыми и невредимыми, помочь благополучно вернуться домой. Для носителей одного с князем имени образ является надежным оберегом и защитой от любого видимого и невидимого зла.

Икона Александра Невского

Молитвы перед иконой

Молитва об исцелении

О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойный рабы Божий (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о здравии

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворившия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины души взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующи, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяцем благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)

В чем помогает икона

К мощам и иконе Александра Невского приходят люди с разными просьбами и проблемами:

  1. Блаженный — небесный покровитель всех солдат и дипломатов, которые просят у него мужества, силы духа и мудрости для выполнения своего долга перед Родиной.
  2. Молятся защитнику русских земель во время военных конфликтов и боевых действий. Обычные люди просят защиты для себя, своих близких и Родины в целом.
  3. Простые миряне молятся перед иконой святителя перед началом важных действий.
  4. Они обращаются к Александру Невскому за помощью и даром мудрости и терпения в разрешении семейных конфликтов.
  5. Молитва святому чудотворцу помогла излечить многие недуги.

Святой собиратель и защитник земель русских даже после смерти способствует духовному объединению христианских народов. Храмы, посвященные святому чудотворцу Александру Невскому, существуют в Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и Латвии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: