Пятидесятница
Первые годы христианства подарили верующим праздник Святой Троицы. Второе название праздника – Пятидесятница. Икона, которая возвещает о том, что дух сошел к апостолам, это подтверждение и напоминание об этом событии. Ветхозаветные и новозаветные пророчества об очистительном крещении с участием Святейшего Духа – это основная идея изображения.
Момент подробно описан второй главой книги «Деяния апостолов». Там рассказывается о том, как апостолы во имя повеления Христа каждодневно собирались на Сионской горе, ожидая обещанного сошествия Святого Духа. Вместе с ними этого события ожидала и Дева Мария.
Как крещение огнем изменило жизнь апостолов
После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего. Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их. Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.
Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос — жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью. Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей. Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.
Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.
Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.
Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.
Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.
Смысл праздника Пятидесятницы
Для празднования Пятидесятницы отведена целая неделя святой Троицы, но верующие чаще всего используют упрощенное название и отмечают конкретный день – Троицу или Троицын день. Это дата, которая относится к категории двунадесятых, и является одной из самых важных в истории православного христианства (в 2022 году – 12 июня). Именно в этот день произошло схождение Божественного Духа, которое стало центральным событием для всего человечества.
История и смысл
В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2: 1-13), из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, что привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. (Еще до Своего Вознесения Господь дал апостолам обетование: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы). Несмотря на единство сюжета этого события, есть несколько вариантов его иконографии. «Правила написания многих икон были оговорены и зафиксированны на VII Вселенском соборе (восстановившем иконопочитание; VIII век), но традиция написания икон праздников сложилась раньше, и образцы старой иконографии чудом сохранились в период иконоборчества на глиняных сосудах и среди синайских икон, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова. — Поэтому сегодня мы имеем несколько вариантов (изводов) написания этой иконы. Их можно поделить на исторические, где иконописец старается максимально точно передать евангельскую историю, и литургические, основная цель которых — раскрыть смысл произошедшего события. Для сравнения: например, есть икона Тайной Вечери и есть икона Причащения апостолов. Тайная Вечеря — это исторический извод, то есть там все изображено так, как это описывает текст Евангелия, а Причащение апостолов — это литургический (символический) извод, где Христос одет как священник и причащает апостолов в Царствии Небесном, а через них и всю Церковь».
Об украшении храма на праздник Пятидесятницы
Троицын день традиционно приходится на весенние месяцы. Русские отмечают важнейший праздник Святой Троицы в соответствии с древними традициями и обычаями. Обязательным считается украшение храма или церкви свежими венками, березовыми ветками, травой.
Многие связывают это с древним дохристианским обычаем, когда на Троицу обязательно приходили с пучком травы. Она должна была быть оплакана. Так славяне призывали дождь. Они верили, что, если на Троицу соблюдать все традиции и обычаи, то летом ждет хороший урожай, без засухи.
Иконография
Приведем краткое описание Троицы в том виде, в каком нам показал ее Андрей Рублев. Сюжет иконы говорит о ветхозаветной истории, положившей начало одному из основных догматов православия.
Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника. Он усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о рождении Исаака. Два путника вскоре удалились (согласно преданию – наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим родоначальником еврейского народа.
На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На изображениях присутствуют фигуры Авраама и жены его Сары, документально передан антураж действа.
Икона Рублева выглядит несколько иначе. Художник изобразил Троицу в виде ангелов, подобных по обличью, а образов Авраама и жены его Сары в композиции нет.
Ангелы сидят за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного животного – отсылка к жертве Христа во имя человечества. Ангелы абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого изображен персональный фон.
За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом-Отцом. За спиной ангела, сидящего слева – храм (символ Святого духа), восседающего справа – гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа). Тем не менее существуют и другие трактовки глубочайшей символики образа.
Изображены будто объединены в незримый круг. А за столом есть свободное место, куда мысленно садится смотрящий на икону. Это символ приглашения, адресованного каждому из нас: любому найдется место за столом рядом с Богом.
Таким образом получается, что за столом изображены не персонифицированные Отец, Сын и Святой Дух, а символизирующие их ангелы. Художник дает визуальные подсказки, но зрителю предлагается понять самостоятельно, кто есть кто из этих ангелов.
Иконография праздника Пятидесятницы
С самого начала иконография Троицы была связана с другим праздником – Вознесения Господа. Обе даты до V века отмечали одновременно. Но затем сроки сдвинули, потому что, согласно книге «Деяний апостолов», между Вознесением и Сошествием Духа прошло 10 дней. Так появилась неделя Святой Троицы. Это событие отразили иконописцы, которые создали отдельные произведения по мотивам книги об апостолах.
Первые иконографические изображения, которые можно найти, напоминают о Вознесении Господа. На тех иконах изображены апостолы вместе с Девой Марией.
Позднее Богородица исчезла с холстов, посвященных Пятидесятнице. На изображениях появился голубь, который стал символизировать снисхождение Божественного. Одним из самых ярких примеров стала мозаика, которая была выложена на соборе святого Марка. Престол был выложен по центру, а рядом парил голубь, возвещавший о сошествии. Вокруг престола размещены апостолы с нисходящими от них языками пламени.
Позднее на иконографических изображениях в честь Пятидесятницы прибавляется еще один элемент. Священное Писание говорило о 16 национальностях, ожидавших сошествия. Поэтому рядом с апостолами стали изображать представителей этих народов. К XII веку сформировался канон, которого стали придерживаться при изображении Троицына дня.
Распространенный вариант написания иконы
Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом – литургический вариант написания. На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня. Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.
И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом. Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта. Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.
На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
С самого начала иконописцы решали проблему правильного исполнения богословского значения даты. Перед творцами стояла задача изображения сошествия духа через апостолов, но эта идея представлялась аллегоричной и не могла быть исполнена без нюансов. За основу для канонической иконы взяли композицию «Учитель и ученик», которая была распространена у римлян и греков. Структура полотна предполагала изображение центральной фигуры с окружением ее учениками.
Святой Дух в православии
Представление о триединении на каждом этапе развития христианства было разным. По версии Евангелия, Дух – это одно из проявлений Бога. Именно он породил святость, а также даровал человечеству Сына, рожденного телесно земной женщиной.
Развитие представлений о Святом Духе
На протяжении существования христианства к тройственности относились по-разному. Для Средневековья характерно представление, когда Духу отводится роль служителя Отца или Сына. Понимание триединства пришло гораздо позднее. Модель крещения с помощью триединства была принята только в XX веке и стала одним из главных догматов.
Православные молитвы Святому Духу
Об исполнении желаний
Дух Святой, светом Своим все пути озаряющий да в любой беде вспоможение оказывающий! Да не минует меня, смиренно просящую рабу Божью (имя), Твое наставление и благословение, Твоя подмога и милость великая. Молю о прощении прегрешений моих да об очищении души моей от всякого зла и лукавства. Благодарю Тебя за сбережение Твое и восславляю Тебя присно и вовеки веков. Не отвернется взор мой от деяний Твоих, не устанут уста мои молитвы благодарения Тебе возносить. Подле Тебя хочу быть и Слово Твое нести присно. Позволь нужде моей исчезнуть да потребному мне (желание) по воле Твоей исполниться. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Царю Небесный
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Иная молитва
Царю Небесный, Утешителю Всеблагий, Душе истины, от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй, независтный источниче дарований божественных, разделяя их коемуждо, якоже хощеши, Имже и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего! Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны, и очисти души наша, да будем уготовани в жилищи Пресвятыя Троицы. Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных, но исцели я всеврачующим помазанием Твоим. Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть, да немолчно возвещает нам яже подобает творити и яже отметати, исправи и обнови сердце, да не источает день и нощь помышлений злых и желаний неподобных. Укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей, имже помрачается в нас драгоценный образ Божий. Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас, подаждь же нам духа любве и терпения, духа кротости и смирения, духа чистоты и правды, да исправив разслабленная сердца и колена, неленостно течем по пути заповедей святых, и тако избегая всякаго греха и исполняя всяку правду, сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, внити в Иерусалим небесный, и тамо покланятися Тебе купно со Отцем и Сыном, поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе. Аминь.
При страхе и тревоге
«Душе Святый! Всю вселенную собою наполняяй, и всем жизнь подаваяй, от скверных же человек удаляяйся, смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моея, но прииди и вселися в мя и очисти мя от всякия греховныя скверны. Да помощию Твоею прочее время живота моего поживу в покаянии и творении дел благих, и тако прославлю Тя со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь!
Перед началом дела
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою. Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.
Святой Дух в православии
Фото: Orel-eparhia.ru
Церковь учит, что человек должен почитать всю Святую Троицу, сразу, так как все это ипостаси единого Бога. Для простоты восприятия священники предлагают считать, что Отец – это ум, его Сын – слово, а Святой Дух – душа. Вместе они составляют единое целое, как и в обычной жизни, где ум, слово и душа неотделимы друг от друга.
По мнению ряда толкователей Священного Писания, под Святым Духом следует также понимать Божью силу, находящуюся в непосредственном действии, для которой нет препятствий. Чтобы лучше понять эту мысль, стоит подумать над значением фразы «солнце вошло в дом». Она не означает, что в комнате оказалось само светило, а только говорит о солнечных лучах, которые проникли в помещение, осветив все вокруг. При этом само Солнце осталось на небе. Точно также Бог, благодаря Святому Духу, способен одновременно находиться во многих местах.
Осознание этого является важным фактором, укрепляющим веру православных христиан. Они помнят, что Господь вездесущ, он одновременно находится в разных местах, не оставляя своих последователей без помощи и поддержки.
Икона Пятидесятницы
Васильева А. В.
История праздника
Праздник Пятидесятницы воспоминает событие сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков, тот великий день, когда произошло рождение вселенской апостольской Церкви Христовой (Деян.II: 41-47). Само название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что сошествие Святого Духа совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался в пятидесятый день после иудейской Пасхи.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.II:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, когда «…
внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
»
(Деян.II: 2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находилось множество иудеев из разных городов, которые, услышав шум в доме и то, что внутри говорят на различных наречьях, стали насмехаться над апостолами и говорить, что они напились сладкого вина (Деян.II:13). Как повествует книга Деяний апостольских, в ответ на это «
Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать
»
(Деян.II:14-18).
Среди пришедших к дому иудеев были и те, которые вняли проповеди апостольской и спросили что они должны делать. На это апостол Петр ответил, что им необходимо покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, чтобы также получить дар Святого Духа. Уверовавших во Христа и охотно принявших крещение в первые дни после сошествия Святого Духа на апостолов было около трех тысяч человек. Этим было положено начало устроения на земле Церкви Христовой.
Самый день Сошествия Святого Духа апостолы заповедали ежегодно вспоминать и праздновать всем христианам (1Кор.XVI, 8), (Деян.XX, 16).
Установление праздника
Праздник Пятидесятницы в Ветхом Завете совершался в память дарования синайского законодательства, торжественного вступления Бога в завет с избранным народом, и одновременно в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (Числ. 28, 26) и новой жатвы (Исх. 23, 16). Праздновался он по исполнении семи недель, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и назывался праздником Седмиц (Второзак. 16, 9-10). Божиим промыслом, по обетованию Спасителя (Ин. 14, 26), в этот день памяти дарования Богооткровенного закона и в пятидесятый день по Воскресении Христове, совершилось Сошествие Святого Духа на Его апостолов и учеников. Этим событием совершилось вступление Бога в Новый Завет с Новым Израилем — Церковью Христовой, и место закона синайского заступила благодать Святого Духа.
В первые века христианства праздник Пятидесятницы понимался как целый период церковного года, в который включалось также и Вознесение Господне [1]. В IV столетии Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как одиночный праздничный день [2]. Вслед за Сошествием Святого Духа в особый праздник выделилось и Вознесение Господне [3].
В IV веке святым Василием Великим были составлены особые молитвы, читаемые доныне на великой вечерне, которая совершается сразу после литургии в самый день праздника. На этом богослужении, являющемся одной из наиболее торжественных и красивых служб в году, поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, и читаются три пространные молитвы о Церкви, о спасении всех христиан и о упокоении душ усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все молящиеся стоят на коленях, чем завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
Духовный смысл праздника
Праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа, имеет еще одно название, которое наиболее отражает духовную суть данного события. Этот праздник именуется также Днем Святой Троицы, что указывает на участие всех Трех Лиц Божества в совершении спасения человеческого рода. Другими словами, посредством Сошествия Святого Духа Божественное Домостроительство достигло своей совершенной полноты: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».
Сошествие Святого Духа на апостолов является событием первостепенной важности также и потому, что оно чудесно утвердило Таинство Священства. Например, в творениях преподобного Симеона Нового Богослова подчеркивается непрерывность апостольского преемства в передаче Даров Духа Святого церковной иерархии: «Апостолы, выйдя в мир, учили, проповедуя слово Божие. Большие множества поверили во Христа, и церкви верных были основаны в городах и селениях. Когда один из апостолов собирался их покинуть и отправиться в другое место или город, он рукополагал на свое место епископов и пресвитеров… И эти, заканчивая в свою очередь жизнь, оставляли на своем месте других, выбирая лиц, достойных такового служения, и которых они рукополагали. И таким образом по преемству такой порядок и законодательство сохранены до наших дней действием Святого Духа. Таким же образом предания апостолов и их учения, как они их приняли от нашего Владыки и Бога всяческих, были переданы ими нам».
Сошествие Святого Духа на апостолов явилось проявлением Его силы в них, открытием в учениках Христовых Его особенного присутствия. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что было начато Спасителем, — сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые были приобретены для него страданиями Сына Божия. Таким образом, благодаря событию Сошествия Святого Духа человек получил возможность Боговидения, причастия благодатному Царству Отца и Сына и Духа Святого. С внешней стороны празднование Пятидесятницы, а именно украшение храмов и домов зелеными ветвями, травами и цветами, унаследованное от ветхозаветной Церкви, символически выражает силу Святого Духа, все возрождающую, обновляющую и всему дающую жизнь и расцвет.
Иконография
Подобно образу Вознесения Господня, иконография Пятидесятницы в византийском и древнерусском искусстве представлена в двух вариантах. Оба варианта сложились в раннехристианскую эпоху и нашли свое продолжение в станковой иконописи, а также мозаике и фресковой живописи Византии и Руси.
Поскольку догмат Троичности является одной из основных богословских идей, раскрываемых в празднике Пятидесятницы, для изображения данного события в иконографии с раннехристианских времен был принят образ Святой Троицы. Изображение Святой Троицы в виде трех странников, или ангелов, явившихся праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении, которое в полной мере завершилось в день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот извод получил название «Ветхозаветной Троицы».
К древнейшим образцам иконографии «Ветхозаветной Троицы», или иначе «Гостеприимства Авраама», можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В послеиконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века – примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.
Изображаемые в композиции ангелы располагаются по принципу изокефалии, то есть сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Св. Троицы при их неслиянности [4]. Самым совершенным примером подобного варианта иконографии Святой Троицы является знаменитый образ, написанный прп. Андреем Рублевым в 1425-1427 гг.
Характерными особенностями композиции «Гостеприимство Авраама» могут также являться изображения Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. На некоторых изводах изображения слуг отсутствуют, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами.
Если образ «Ветхозаветной Троицы» дает указание на тайну божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира.
Развитие иконографии «Сошествия Святого Духа» начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. В одном из самых ранних сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа, рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция), есть миниатюра, изображающая данное событие. В центре композиции представлена Богоматерь, по сторонам от Которой под сводами триклиния стоят в два ряда двенадцать апостолов. Непосредственно над Богородицей изображен стремительно летящий вниз голубь, являющийся образом Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени.
На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв., восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого в виде нисходящих лучей пламени от благословляющего их с небес Спасителя.
В константинопольском Софийском соборе мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов (IX в.) имеет в центре композиции Престол уготованный (Этимасию), ниже которого, по кругу, расположены стоящие апостолы, на главы которых нисходят лучи с язычками пламени, а еще ниже находятся симметрично расположенные группы людей в разнообразных одеждах – будущая паства рождающейся Церкви Христовой. Данный вариант иконографии Пятидесятницы нашел свое продолжение в мозаичном храмовом искусстве XI-XIII вв., став центральной композицией росписи купола (мозаики собора Осиас Лукас в Фокиде, св. Марка в Венеции).
В станковой живописи композиционная схема данной иконографии Пятидесятницы, отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки богословского содержания.
Традиционно в иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представляется Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест, а над главами пишут нисходящие языки пламени. Место Иуды Искариотского среди 12 учеников Христовых занял апостол Матфий.
В большинстве икон Пятидесятницы, принадлежащих XVI веку, в верхней части композиции среди апостолов встречается изображение Богородицы. Основанием для подобной иконографии служит упоминание в Новом Завете о присутствии Богоматери в Сионской горнице во время совместных апостольских молитв: «
все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его
» (
Деян. I, 14).
Апостолы, как правило, в данной композиции располагаются подковообразно по шесть учеников слева и справа, причем пустое место между центральными фигурами апостолов Петра и Павла напоминает о присутствии Господа Иисуса Христа, как это можно видеть в иконах «Тайной вечери» [5].
В нижней части иконы в темном пространстве, являющемся центром триклиния или усеченного эллипсиса, может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа [6]. Традиционным толкованием образа царя является изображение народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одиночной фигурой его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало (убрус), на котором уложено 12 свитков, являющихся символом апостольской проповеди. В связи с этим толкованием рядом с фигурой царя стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», благодаря которому сам образ царя получил наименование «Царь-Космос» [7]. Данная особенность является принадлежностью более поздних греческих и русских памятников, принадлежащих XV–XVIII вв.
Своеобразное противопоставление события Сошествия святого Духа на апостолов образу царя космоса говорит о том, что горница, где восседают апостолы, понимается как храм, который должен совпасть со всей вселенной и явить новый мир и новое царство, где будет царствовать мир и радость о Духе Святом.
Примечания
1. Например, Тертуллиан называет это время «laetissimum spatium», т.е. радостнейшим периодом (Tertull. De orat. 23).
2. Данное постановление отражено в 43-ем правиле Эльвирского Собора (300 г.).
3. К IV в. празднование Пятидесятницы стало повсеместным, о чем свидетельствуют упоминания его в творениях святых Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина. Есть предание, что на месте сошествия Святого Духа был устроен первый христианский храм, который в IV веке был возобновлен равноапостольной царицей Еленой.
4. Например, в мозаике св. Марии Великой в Риме, V в., или в Коттоновой Библии, того же времени, в Британском музее в Лондоне. Кроме того, равенство Ипостасей в некоторых изображениях подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов и их атрибутами (мозаика св. Виталия в Равенне, VI в.). В других случаях композиция строится пирамидально с выделением среднего ангела как главного среди других.
5. Хотя согласно книге Деяний апостол Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице, он традиционно изображается на иконе Сошествия Святого Духа. Это объясняется тем, что икона являет не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную сущность. Сошествие Духа Святого на апостолов понимается здесь как начало христианской Церкви, объединяющей всех верующих людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника апостола Павла, провозвестника слова Божия, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.
6. В древневизантийских образцах толпа народа, расположенная в нижней части образа Пятидесятницы, часто сопровождается надписью «Племена, языцы». Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.).
7. Несмотря на надпись, значение фигуры царя до сих пор вызывает различные толкования исследователей. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Существует трактовка данного образа также и как царя Давида, чье пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Петр в своей проповеди (Деян.II) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование фигуры царя как изображения Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, // и согласно славим Всесвятого Духа.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси // божественным учеником Твоим.
© Все права защищены https://www.portal-slovo.ru
Царь Космос
Позже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос». «Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, — объясняет Ирина Языкова. — Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример — мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос — это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».