Псалом 102 — текст на русском, как читать, толкование


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Точного периода написания царем Давидом псалма «Благослови душе моя Господа» неизвестно, но предполагается, что он писал текст в спокойного для себя время. Тексты 102 и 103 являются неразделимыми, потому что служат дополнением друг друга.

Что такое псалмы

Все псалмы записаны в книге под названием Псалтырь. Как и молитвослов, она весьма почитаема у христиан. Главным отличием псалмов от молитв является то, что они произносятся нараспев. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что все они вышли из-под пера обычных людей. Иными словами, ни о каком божественном происхождении речи не идет. Если некоторые тексты молитв открылись людям исключительно воле небес, то псалмы были написаны праведными христианами, живущими по заповедям Бога.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Наиболее известным автором таких текстов является царь Давид. Примечательно, что некоторые псалмы были им написаны в те годы, когда он только являлся помазанником Господа, но еще не взошел на трон. Подобное объясняется тем, что Давид всегда отличался любовью ко Всевышнему и всем Его творениям. Хотя, как известно, он сам был праведником не всегда. Некоторые его псалмы были написаны в то время, когда он осознал всю тяжесть совершенного греха и обратился к небесам с молитвой о помиловании и раскаянье.

Псалом 102, текст которого очень хорошо известен многим христианам, тоже является творением царя Давида. Он включен церковью в процесс богослужения, поэтому его можно услышать и во время проведения литургий в церкви. Считается, что каждый христианин обязательно должен читать его, поскольку в нем заключена особая духовная энергетика. По мнению священнослужителей, чтение псалма способно помочь обрести духовное равновесие и приблизиться к Господу.

История написания псалма

У каждой молитвы и абсолютно любого псалма есть определенная история. Некоторые из них очень увлекательные, и поэтому сразу привлекают внимание человека. Однако далеко не все истории такие. То же самое можно сказать и про псалом 102. Сразу необходимо отметить, что ученым известно о нем не так много, как хотелось бы.

Данный псалом является парным. То есть у него есть пара. Следовательно, недопустимо читать его отдельно. Именно по этой причине его всегда читают вместе со 103 псалмом. Обратите внимание, что это не единственный парный текст. Псалмы 18 и 19, 69 и 70 тоже являются парными. Их особенностью является перекликающийся смысл. Иными словами, уловить смысл парного псалма, который был прочитан один, будет весьма проблематично. Именно по этой причине священнослужители категорически запрещают читать лишь один из псалмов. Ведь в таком случае верующий даже не сможет толком понять, о чем говорится в тексте.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)

Все они были написаны царем Давидом. И в этом не возникает ни малейших сомнений. Разумеется, это утверждение строится на определенных фактах. Ведь в подписи, которую можно найти перед каждым псалмом, четко говорится о том, что его автором является именно царь Давид. В давние годы он правил Израилем и прославился как праведник.

Вот только истинным праведником он стал после того как совершил грех, о котором решил умолчать. Но скрыть правду от Господа ему не удалось, поэтому впоследствии правитель был жестоко наказан небесами. Ниспосланное свыше наказание помогло ему осознать, насколько велико совершенно им прегрешение, и искренне в этом раскаяться.

Читаем Псалтирь. Псалом 102

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 102-м псалме. Он имеет преднаписание: «псалом Давиду, 102». В этом прекрасном псалме прославляется Господь и воссылаются благодарения Ему за великие милости, что Господь направляет боящимся Его. Этот псалом мы очень часто слышим за богослужением, он возвышенный, очень красивый, духоносный.
«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Псалмопевец Давид призывает всех прославлять имя Господне. Мы с вами не раз говорили, что имя Господне имеет огромное значение в нашей духовной жизни, потому что наполнено огромной силой. «Именем Моим бесы ижденут», – говорит Сам Христос. Псалмопевец призывает, чтобы все внутренние силы наши прославляли Господа и прославление исходило из глубины нашей души.

«Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Здесь Псалмопевец призывает, чтобы, прославляя Господа, мы не забывали о всех благодеяниях, которые Он направляет к отдельному человеку и в целом ко всему роду человеческому. Господь долготерпелив и многомилостив, щедр в благости Своей для каждого из нас. Мы не должны забывать, что Господь не смотрит на наши лица – Он злым и добрым одинаково дает благодеяния, ведь Он любит человека. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, чтобы каждый почувствовал Его милость и благость и воздал благодарение своему Творцу.

«Очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя». Господь не просто нас милует, не просто дает щедроты Свои, но и очищает все наши неправды, все наши беззакония: Он дал нам великое таинство Покаяния, когда каждый приносящий покаяние получает избавление – «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Господь через покаяние очищает все наши неправды, все наши беззакония. «Изцеляющаго вся недуги твоя» – Кровью Своею Господь исцеляет всякого человека. Неслучайно говорит нам Священное Писание: «Язвен бысть за грехи наши и мучен бысть за беззакония наши, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом» – мы получаем исцеление через Кровь Божественного Спасителя, как не благодарить Его за это? Господь все сделал за нас, мы только должны с благодарностью воспринять Его дар – искупительную Жертву, которую Господь направил на каждого из нас. От нас требуется очень мало, не многих дел Господь требует от нас, но самое главное: воспринять то, что Он дает, и быть благодарным за Его благодеяния. Эта благодарность распространяется тогда, когда мы прославляем имя Его и благословляем Его.

«Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами». Господь дает нам жизнь вечную и посылает Свою милость и щедроты. Конечно, и мы должны уподобляться Господу, потому что Господь дает милость Свою только милостивым. «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут».

«Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя». Господь исполняет благие желания наши, дает нам возможность и благодать, чтобы все благое и доброе исполнялось в нашей жизни. В то же время Он и обновляет человека: как орла Господь обновляет в жизни, дает ему возможность парить выше других птиц, взирать открыто своими очами на свет, – так же и нас Господь возносит от земли к Небу и говорит, чтобы каждый из нас имел стремление к Небу, а Он даст обновление и возможность пребывать в вечности.

«Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым» – Он творит милость и праведный суд тем, кого обижают. Мы с терпением должны принимать все, что бывает в нашей жизни, – Господь никогда не оставляет Своих.

«Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Через что Господь являет Свою милость? Он показывает нам правильный путь. Когда человек не знает, каким путем идти, он начинает метаться: думает, как же правильно поступить, как правильно сделать, чтобы шел бизнес, чтобы не поссориться со своими друзьями, не сделать ошибку при выборе вуза и так далее. Человек постоянно находится в смятении, поэтому часто приходит к духовным отцам, наставникам и спрашивает: «Батюшка, как правильно поступить?» – человек не знает, что за действием последует, он не видит конечного результата.

В духовной жизни Господь не оставляет нас в неведении, Он дает нам указания в жизни, и, если мы идем согласно этим указаниям – мы их называем заповедями Божиими, тогда мы приобщаемся к вечности, Господь дает нам вечную жизнь. Надо четко понимать, что это дает нам возможность не просто приобщиться к вечности, но еще удостоиться спокойной, ровной жизни на земле. Поэтому Псалмопевец и говорит: «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя» – через Моисея Господь сынам Израилевым дал правильный путь через исполнение заповедей Божиих – и каждый из нас приобщен через эти заповеди и через Евангельские заповеди к правильному пути.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Господь все по милости Своей дает человеку, Он и долготерпит, и являет Свои богатые милости и щедроты. Это дает нам возможность обрести вечную жизнь и избежать отчаянного состояния, в которое мы могли бы впасть в нашей жизни. Господь не спешит нас наказывать, не посылает нам трудности за неправды наши, но порой очень сильно долготерпит над нами, ибо хочет, чтобы каждый из нас пришел в разум истины — почувствовал любовь Бога к себе и через это приобщился к вечности. А суд Господь оттягивает до последнего момента, до Своего страшного Второго Пришествия.

«Не до конца прогневается, ниже во век враждует»… Псалмопевец говорит, что не спешит Господь наказывать: хотя и видит тяжесть нашего греха, но до последнего терпит, ждет от нас покаяния, стремления исполнить заповеди Божии и исправить состояние, в которое мы часто впадаем по своеволию.

«Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его: елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». Здесь высоту и широту показывает Псалмопевец: «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» – так огромна милость, нет больше, наверное, измерения по высоте и по удаленности. «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша» – такую удаленность показывает Псалмопевец Давид: высока мера милосердия Божия над нами, невозможно ее ни с чем сравнить и ничем не измерить.

«Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его». Здесь Псалмопевец говорит, как земной отец воспитывает своего ребенка: порой что-то не замечает, объясняет, где-то вразумляет, направляет его – если земной отец так заботится о своем сыне, кольми паче Отец Небесный. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, говорит Священное Писание: Господь никогда не забудет человека, Он всегда будет щедрым, милостивым, будет направлять нас и переживать за нашу неправильную жизнь, показывать нам путь, по которому мы должны идти, где-то немножко вразумлять нас, чтобы мы пришли в разум истины и, конечно, ко спасению.

«Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы» – Господь понимает, откуда слабость наша: мы земные, мы сотворены из земли, и поэтому очень слабые, и в слабости своей творим грех: не по злости (хотя наша воля после грехопадения больше направлена ко злу, нежели к добру, и в этом проявляется наша слабость), но по слабости нашей мы очень часто согрешаем — делаем неправильные шаги. Господь понимает, насколько мы слабенькие, поэтому являет щедроты и милость Свою. По земным меркам мы понимаем, что для родителей слабое дитя ближе, чем здоровое и крепкое, ведь здоровое и крепкое может без поддержки выжить, а за слабенького, болезненного ребенка родители переживают сердцем больше, стараются больше помогать, больше отдаваться ему. Вот и Господь видит нашу немощь, потому и являет такие огромные щедроты, которые невозможно измерить никакими земными измерениями.

«Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет». Что жизнь наша? Как трава дни наши – очень быстро проходят: как бы мы ни славились, к чему бы ни стремились, жизнь очень быстро пройдет, и слова Священного Писания всегда призывают нас к тому, чтобы мы не стремились приобрести богатства земной жизни, не услаждались властью своей: что ты вынесешь в вечную жизнь? Ту неправду, или ту гордыню, что наполняла тебя? Или материальные блага? Но они ничего не стоят в вечности… К чему ты стремился? Что ты получил в этой жизни? Здесь уместно вспомнить Экклезиаста, который, смотря на все стремления царей и великих светил этой жизни, сказал: «Всё – суета сует и томление духа». Твоя жизнь закончилась – что дальше? Дальше ты можешь унести только томление этой жизни и понимание, что ты привязался к ней, но все, к чему ты привязался, остается здесь, а ты – там. Здесь твое сердце – значит, здесь твое богатство, а там у тебя нет ничего: ни богатства, ни того, чем ты можешь оправдать себя в вечности, – в этом самое страшное.

К сожалению, мы этого не понимаем. К сожалению, идеология этой жизни нас привязывает к жизни земной, но не открывает Небо. И только тот, кто обретает Бога, обретает вечное богатство и начинает презирать земное богатство, понимая, что оно оттягивает от настоящей жизни, от общения с Богом. Именно оно ценно для твоего сердца, вот к чему мы должны стремиться. Удивительный псалом, многое нам открывает! В нем, пожалуй, содержится все богословие нашей христианской Церкви.

«Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» – духом здесь называется душа; пока она находится в теле человеческом, человек жив, но приходит время, Господь забирает душу, и тогда тело становится безликим – сейчас мы различимы своим лицом, своей статью, своим телом, но, когда жизнь уходит от нас, душа уходит к Богу, тогда тело разлагается – и один скелет невозможно отличить от другого. Подлинного лица уже нет, оно будет восстановлено только Господом во время Страшного Суда… А так мы становимся безликими, и тело не обретает места своего на земле. Кто где обретет это место: кто в воздухе, кто в море, кто огнем будет сожжен, кто обретет свою могилу – никто ничего не знает. Действительно, «и не познает ктому места своего».

«Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я». Вот к чему должен стремиться человек – исполнить заповеди Божии: каждый из нас должен исполнять себя страхом Божиим и помнить, что не исполняя заповеди Божии мы можем потерять любовь Божию – и это самое страшное в жизни.

Нужно бояться не того, что Господь накажет, – Господь многомилостив и долготерпелив. Самое страшное в этой жизни – потерять Господа. Если мы потеряем Его в этой жизни, то в вечности мы сами не примем Его, будем бегать Его как чужого. А когда человек любит Бога, он боится потерять любовь Божию, для него Бог – великая ценность, великая радость. К этой радости он стремится в жизни, и в вечности обретает то ценное, что в полноте не мог обрести, – начинает в полноте общаться с Богом, и это общение приносит ему огромную радость. Без заповедей Божиих мы не являемся людьми Божиими. «Кто исполняет заповеди Мои, тот любит Меня», – говорит Господь.

«Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает». Господь обладает всеми и царствует только над теми, кто стремится к вечной жизни, к исполнению заповедей Его – Он создал Царство Свое и каждого призывает войти в это Царство: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Он насильно не царствует над всеми, но обладает всеми: каждый, хочет он этого или не хочет, принимает или не принимает, все равно жить будет по воле Божией, по Промыслу Божию – так, как Господь управит в твоей жизни. Порой Господь какими-то Своими действиями открывает тебе Себя, открывает твое стремление и понимание жизни – ты хочешь одного, но в жизни бывает не так, как ты хочешь, а как Господь даст. Когда твоя воля соединяется с волей Божией, у тебя все получается, – а когда ты мыслишь: «Я буду делать вот так, вот так, вот так», то твои планы начинают сокрушаться, и ты понимаешь, что ничего без Бога ты сделать не можешь. А если будешь делать без Бога, то вновь окажешься у разбитого корыта.

«Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его» – Псалмопевец говорит, кто должен прославлять Господа, кто Его постоянно прославляет. Конечно, прославляют все ангелы Его, их называют сильнии крепостию, творящии слово Его – те, кто всегда творят слово Божие и услышати глас словес Его (здесь очень сильно показано стремление, что и мы должны стремиться уподобляться ангелам, прославляющим Господа).

«Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его» – вся силы Его: мы знаем, что бесплотные силы тоже разные – есть добрые, есть злые. Но прославят Господа только те слуги Его, которые творят волю Его.

«Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа» – этими словами Псалмопевец заканчивает 102-й псалом, но самое главное: «благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его». Кто уподобляется ангелам? Монашествующие, несущие преподобнический подвиг, уподобляются ангелам (мы говорим: ангельский чин), ибо отказываются от своей воли, но во всем творят волю Божию и являются слугами Божьими не по своему предназначению, а по своему служению. Если есть служение, тогда то же самое и предназначение, говорят святые отцы, поэтому кто уподобляется ангелам в своем служении Богу, тот является одинаковым этому Небесному чину. Мы говорим о монашествующих, о всех святых и праведных людях, кто в вере и правде послужили Господу, они уподобляются Богу и становятся ангелами здесь, на земле, ведь они полностью отсекают свою волю и стремятся все свое служение направить Господу. И каждого из нас призывает сегодня Псалмопевец послужить Богу через творение воли Его, то есть через исполнение Его заповедей.

«Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа». Очень сильные слова! Вся дела Его – то есть посмотрите на дела Божии: если вы увидите этот мир разумными глазами, то вы не сможете не прославлять Бога: сколько Он делает для этого мира, для конкретного человека! Если мы не можем узреть это через весь мир, то посмотри на свою жизнь – и ты увидишь, сколько Господь тебя спасал, сколько Он для тебя сделал в этой жизни, сколько делает для твоих детей, твоих трудов, чтобы они утверждались в этой жизни… Мудрый человек, глядя на это, всегда скажет: «Господи, Ты всегда со мной, Ты всегда помогаешь мне! В каком бы состоянии я ни находился, какие беды и искушения ни посещали бы меня, Ты всегда даешь мне возможность радости, даешь почувствовать милость и близость Твою ко мне» – благослови, душе моя, Господа на всяком месте владычества Его! Если мы говорим об израильском народе, об иудеях, то мы можем сказать им, чтобы они почитали внимательно этот псалом, – прославлять Господа можно не в одном месте, в Иерусалиме, но на всяком месте владычества Его – по всей Вселенной можно прославлять Господа; в этом отношении мы нигде не оставлены, мы не можем сказать, что здесь Бог нас видит, а там нет, здесь мы можем себе что-то послабить, а там исполнять заповеди Его – везде, на всяком месте присутствует Бог, и на всяком месте мы должны прославлять святое имя Его.

В этом отношении огромную силу показали наши соотечественники, которые после революции и после советского времени судьбой были заброшены в разные уголочки мира – и везде, во всякой стране стоят святые Божии православные храмы с золотыми куполами, с золотыми крестами, и там прославляется имя Господне, будь это мусульманская страна, или страна, исповедующая другие религии мира, но где появляется русская община, там появляется храм, и на этом месте прославляется имя Божие, ведь и это место владычества Самого Господа. Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры, мы сегодня изучали, хотя и кратко, и, наверное, открыли для себя богатый мир наших христианских отношений.

Записала Нина Кирсанова

Время написания

Но если с определением авторства у специалистов не возникло абсолютно никаких проблем, то с временем написания не все так просто. В самом тексте нет абсолютно никаких намеков на то, в какое именно время мог быть написан псалом. По этой причине исследователям религии пришлось ориентироваться исключительно на сам текст, а точнее, на манеру написания псалма.

Например, псалом, написанный Давидом после осознания тяжести греха прелюбодеяния, совершенного им, наполнен печалью и желанием покаяться. Такие выражения явно указывают на то, что Давид находился в эмоционально подавленном состоянии.

Содержание псалма

Если судить по тесту псалма 102, то он несколько отличается от других. Поскольку в нем Давид исключительно восхваляет Всевышнего, Его величие. Сравнивая данный текст с другими, становится очевидной одна важная деталь: при его написании автор был совершенно спокоен. Подобное наталкивает на мысль, что автор написал текст во время своего мирного правления.

Как известно, правитель долгие годы прожил, имея нескольких жен. Проще говоря, у него был целый гарем. В те годы подобное не считалось чем-то странным для правителей. Но все же многие священники упрекали царя в том, что он категорически отказывается распустить гарем. И для этого имелась серьезная причина. Дети Давида враждовали между собой. Каждый из них мечтал занять трон отца.

Данное обстоятельство сильно омрачало жизнь Давида. Ведь он на самом деле был сильно привязан к своим детям. Доказательством того служит и его трепетное отношение к сыну по имени Авессалом. Именно этот отрок предал его первым.

Юноша, который пользовался авторитетом среди придворных, а также был любимцем простого люда, поднял восстание против отца. Из-за этого Давид был вынужден покинуть Израиль и скитаться вместе с преданными воинами. Вернувшись в свою страну, Давид сумел подавить восстание и вернуть себе власть. Своего сына он простил и дал приказ воинам вернуть его в замок. Однако Авессалом, опасаясь гнева отца, сбежал. Во время побега он погиб. Известие о гибели сына стало для правителя сильным ударом.

Возвращаясь к обсуждению текста псалма 102, необходимо отметить, что в нем нет абсолютно никаких намеков на душевные страдания автора. Именно поэтому служители церкви тоже склонны полагать, что он был написан в мирное время, когда правитель получил редкую возможность рассуждать о смысле жизни и величии Господа. То есть, если отвечать на вопрос, для чего читают данный псалом, то можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Если опираться на исторические факты, то мирное время пришло в Израиль уже на заре правления Давида. Отсюда следует вывод, что и псалом 102 мог быть написан царем в глубокой старости. То есть, отвечая на вопрос, для чего читают данный псалом, можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

102:1-5 Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. 2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

И снова Давид поёт Господу, просит душу свою и внутренность свою (себя, то есть) не оказаться забывчивой и неблагодарной по отношению к Господу, ибо Бог множество раз прощал Давида и исцелял все душевные недуги его, терзания и сомнения, благословлял Давида щедротами Своими и милостью к нему, помогает находить удовлетворение в жизни и созидает в Давиде оптимистичный дух.

Говоря «благослови, душа моя, Господа… ибо Он прощает все беззакония твои..» — он словно разговаривает с самим собою, себе самому даёт правильные наставления о взаимоотношениях с Богом, рассказывает сам себе от второго лица, чтобы убедительнее для него самого звучали причины, по которым Давид обязан был бы благодарить Бога своего во все дни жизни своей.

102:6,7 Господь творит правду и суд всем обиженным. 7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

Бог творит правду и суд всем обиженным: надо сказать, что в веке этом не скоро совершается суд над худыми делами, но Моисею и сынам Израилевым выпало ещё и в веке этом увидеть суды Божьи над теми, кто причинял зло народу Божьему. И не только увидеть суды, но и получить от Бога разъяснения тому, как жить правильно в веке этом.

102:8,9 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: 9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

Давид восхищён качествами Бог Израиля: Он щедр и многомилостив, не до конца гневается — то есть, смягчает наказания за проступки, и не вовек негодует — не навсегда отворачивается от оступившихся и согрешивших, но прощает их множество раз, когда они раскаиваются. А если бы до конца гневался — не осталось бы ни одного человека в живых на земле ещё с момента согрешения в Эдеме.

102:10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

Не по беззакониям нашим сотворил нам — если бы Бог воздавал нам тем, чего все мы на самом деле по справедливости заслуживаем – то не осталось бы в живых ни одного человека. Но Он многомилостив и долготерпелив, потому и не перевёлся ещё род человеческий на земле, потому и имеют возможность люди ещё в этом веке порадоваться тому, что живут на планете Божьей и принять путь Его для себя.

102:11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

Величину милости Божьей по отношению к человеку — даже невозможно измерить: как невозможно измерить высоту небес, так же невозможно и представить себе, насколько милостив Господь к человечеству

102:12
как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
И то, что Бог не замечает беззаконий наших — великое диво: как восток далёк от запада, так и беззакония наши далеки от нас в Его глазах, хотя на самом деле это не так.

102:13,14 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. 14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

Он — Отец, любящий Своих детей, потому и милостив и долготерпелив к Своим непутёвым детям, потому и прощает нам многое, ибо знает, что мы немощны и не можем не согрешать в веке этом, полном соблазнов и преткновений.

102:15,16 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. 16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Человек — что прах под ногами, и дни его — как дни цветка полевого, кратковременны и полны опасностей: всего лишь «ветер» препятствий подует, и человек может легко сломиться до исчезновения.

102:17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

Милость же Господня — во все века к человекам проявляется, но не ко всем, а к боящимся Его: к тем, кто осознаёт величие и могущество Творца своего.

102:18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

И правда Божья исполнится только на сыновьях Его — на тех, кто узнаёт, хранит и исполняет заповеди небесного Отца своего.

102:19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Престол Божий — на небесах и царство Его — над всем простирается, Бог царствует над всем мирозданием Своим, над землёй — в том числе.

102:20-22 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; 21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; 22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Давид обращается к ангелам, крепким силою, повинующимся гласу Божьему и исполняющим все Его повеления безоговорочно, чтобы благословили все воинства небесные Бога Израиля. К воинству Бога относятся так же и все земные служители Бога, отстаивающие на земле интересы Всевышнего. И себя самого Давид просит благословлять Господа вместе с ангелами и всем воинством служителей Бога, не только небесным, но и земным.

Толкование псалма

В каждом псалме заключен определенный смысл. Прежде чем начать читать текст псалма, необходимо попытаться понять, что именно хотел сказать его автор. В случае с рассматриваемым псалмом все достаточно просто. Ведь его основной смысл заключается в восхвалении Всевышнего:

  • Давид утверждает, что гнев Господа всегда справедлив, но при этом он никогда не длится долго. Как только человек осознает, что совершил ошибку, и начинает каяться, небеса даруют ему прощение;
  • сила Бога абсолютна – человек не может даже представить себе могущество Творца. Ведь именно он распоряжается жизнью каждого существа, живущего на земле, а также пишет судьбу всех людей;
  • заповеди, дарованные Всевышним, являются проявлением заботы и милости – не нужно воспринимать необходимость жить согласно заповедям как нечто несправедливое. Ведь такая праведная жизнь открывает перед христианином врата рая.

Кроме того, в тексте присутствуют и разнообразные сравнения. С их помощью автор пытался показать, насколько велик Господь. При этом он сравнивает человека с цветами, которые быстро исчезают. Таким образом, Давид намекает на то, что сам по себе человек даже сравниться не может с Господом. Поскольку он всего лишь является его творением. Данное сравнение весьма актуально. Ведь худшим грехом человека является гордыня. Всю жизнь Давид посвятил тому, чтобы научиться не ставить себя выше Творца. И этому он пытался научить других людей.

Истолкование псалма

В любом псалме заключен определенный смысл. До этого чем начать читать текст псалма, нужно попробовать осознать, что конкретно желал сказать его создатель. В случае с рассматриваемым псалмом все довольно просто. Ведь его главный смысл заключается в восхвалении Всевышнего:

  • Давид утверждает, что гнев Господа постоянно справедлив, но при всем этом он никогда не продолжается длительно. Как человек понимает, что сделал ошибку и начинает каяться, небеса дарят ему прощение;
  • сила Бога абсолютна – человек не может даже представить для себя могущество Творца. Ведь конкретно он распоряжается жизнью всякого существа, живущего на земле, также пишет судьбу всех людей;
  • заповеди, дарованные Всевышним, являются проявлением заботы и милости – не надо принимать необходимость жить согласно заповедям как нечто несправедливое. Ведь таковая праведная жизнь открывает перед христианином врата рая.

Не считая того, в тексте находятся и различные сопоставления. С помощью их создатель пробовал показать, как велик Господь. При всем этом он ассоциирует человека с цветами, которые стремительно исчезают. Таковым образом, Давид намекает на то, что сам по для себя человек даже сравниться не может с Господом. Так как он всего только является его творением. Данное сопоставление очень животрепещуще. Ведь худшим грехом человека является гордыня. Всю жизнь Давид предназначил тому, чтоб научиться не ставить себя выше Творца. И этому он пробовал обучить остальных людей.

Правила чтения псалма

Церковный вариант псалма, переведенный на старославянский язык, обязательно читается во время вечерней службы, которая по традиции проводится в субботу. Поэтому прежде, чем самостоятельно прочесть псалом дома, рекомендуется посетить храм и послушать, как именно следует петь.

Далее можно просто придерживаться нескольких рекомендаций, которые дают духовные наставники:

  • псалом обязательно читается нараспев – это требование актуально абсолютно для всех псалмов, поскольку они, по сути, представляют собой именно песню, которую написали, чтобы выразить определенные чувства Господу или покаяться;
  • песнь должна быть радостной – читать текст нужно как можно более торжественно. Ведь в данном случае речь идет именно о хвалебной песне. Значит, она должна звучать максимально торжественно и празднично. Подобное поможет человеку прочувствовать настроение молитвы;
  • лучше отдать предпочтение старославянскому тексту – но в этом случае необходимо руководствоваться собственными ощущениями. Если человек испытывает трудности с произношением слов и пониманием их смысла, можно использовать версию текста, переведенную на русский язык.

Обратите внимание, что читать псалом разрешается исключительно в хорошем расположении духа.

Текст псалом 102 на русском языке

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

  • Текст 22 псалома на русском языке;
  • Толкование 37 псалома.
  • Для чего читают 34 псалом — .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: