День Троицы: сошествие Святого Духа, или К чему здесь березовые ветки


Что произошло в Сионской горнице с апостолами?

В начале Книги Деяний евангелист Лука повествует:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Пятидесятницей у евреев назывался 50-й день после Пасхи. В этот день израильтяне вспоминали, как на горе Синай Моисей получил от Господа скрижали с 10 заповедями.

Именно поэтому в Иерусалиме собралось множество иудеев, проживающих в разных уголках империи. Они услышали шум порывистого ветра и разные голоса. Чтобы разобраться, в чем дело, шли «на шум» к Сионской горнице, где и пребывали апостолы. Увиденное и услышанное особо удивило иудеев: ученики Христа, восприняв благодать, говорили разными языками, так что каждый собравшийся в доме слышал свое наречие.

Но как можно было объяснить это явление в день Пятидесятницы? Кто-то даже выдвинул версию: они опились вина. Но в Иерусалиме был только третий час — по-нашему 9 утра. Да и внешний вид учеников Спасителя свидетельствовал обратное.

Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с проповедью о Христе и объяснением происходящего. Исполненный Святого Духа, он говорил твердо, горячо и уверенно.

Тот Петр, который несколько лет назад был еще простым рыбаком Симоном. Тот Петр, который шел по воде навстречу Христу и, усомнившись, начал тонуть. Тот апостол, который трижды отрекся от Христа прежде, нежели пропел петух, и потом всю жизнь каялся в содеянном.

Иконография «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов, День Святой Троицы – этот праздник имеет сразу три названия и многоплановое содержание. И если с иконографией Святой Троицы мы немного знакомы, то икона «Сошествие Святого Духа» понятна далеко не всем.

После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в день сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница»

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с 6 в. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка 9-13 вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний (трапезный зал), сидящих в нем апостолов во главе с апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в 9 в. для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись 13 в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — весь мир. То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках 15–18 вв.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. Надлежало, –говорил он, – исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде… В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст… достоинство его да приимет другой (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи апостола Петра, так и о избрании апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, говорит о том, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исаия предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа.

Связь между избранием апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно. Притом пророчество Давида, которому автор отводит видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы». Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. Двенадцать свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с 10 в. Она всегда является участницей этого события. С 17 в. эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и апостола Павла. Вместо стилизованного неба появились облака и лучи с пламенем.

Фото иконы взято с сайта Иконописной мастерской Екатерины Ильинской

По книге монахини Иулиании (Соколовой), «Труд иконописца»

Как Святой Дух изменил апостолов?

Но после событий в день Пятидесятницы Петр кардинально изменился. Его проповеди имели такую силу, что после них за один день по 3-5 тысяч людей приходили креститься. Да и сам апостол настолько открыто исповедовал Христа, что при жестоком правителе Рима Нероне принял мученическую кончину. Согласно преданию, святой Петр считал себя недостойным умереть так, как Христос. Поэтому он попросил перевернуть его крест головой вниз.

Это лишь один пример того, как изменились апостолы после сошествия Святого Духа. Каждый из двенадцати обрел особую благодать. Она заключалась не только в понимании разных языков. Сердца апостолов наполнились особой духовной радостью и любовью к Богу. Их связь с Богом была настолько прочной, что они не могли не делиться с другими этой благодатью, не проповедовать, не исцелять больных, не повторять подвиг Христа.

Вчерашние рыбаки и малограмотные люди вдруг стали пламенными проповедниками. Они за короткое время смогли сделать то, что не удавалось мудрым военачальникам и сильным правителям. Проповедуя слово Божие разным народам на разных языках, они объединяли людей. Но не вокруг идей благополучия на земле и мирового правительства, а вокруг Христа. Все это происходило благодаря действию Святого Духа.

Так возник особый духовный организм — Церковь. Поскольку все начиналось именно с сошествия Святого Духа на апостолов и новой проповеди преобразившегося апостола Петра, то праздник еще называют Днем рождения Церкви. Конечно, понимание Церкви Христовой никак не ограничивается стенами и сводом храма.

Церковь Христова ≠ храм

Филарет Дроздов пишет, что Церковью является от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Хоть это определение не исчерпывает смысл понятия, но оно расставляет акценты:

  1. Церковь установлена Богом.
  2. Она представляет собой объединение людей, некую соборность, отдельный организм. Все члены Церкви верят в Бога, живут по Писанию и заповедям и, соответственно, участвуют в Таинствах.

В Деяниях написано, что после Сошествия Святого Духа, когда ученики образовали Церковь, они проповедовали, молились и преломляли хлеб — совершали Евхаристию.

Читать также:

Разве Церковь Христова — это только культовое сооружение с куполами?

Чтобы стать членом Церкви сегодня, надо креститься. Во время совершения Таинства крещаемый молитвенно отрекается от сатаны и «сочетается Христу». После этого над ним совершается миропомазание. В этом Таинстве на взрослого или ребенка ниспосылается благодать Святого Духа.

Как апостолам и первым христианам, современным верующим невозможно пребывать в Церкви без принятия Святых Даров. Ведь благодаря Евхаристии верующий получает особый дар — соединение с Христом.

Вот такую Церковь — боговдохновенный организм во главе со Спасителем — и создал Христос.

Для этого с небес сошел Святой Дух и просветил учеников Христа. Для этого апостолы пошли на проповедь. Чтобы каждый человек мог принять Божественную Истину, преобразиться — стать членом Церкви и спастись. В этом и заключается глобальный смысл праздника, который не случайно называется днем Святой Троицы. Такое наименование праздник получил из-за того, что после произошедшего в Сионской горнице уже не было никаких сомнений в том, что христианский Бог — это Троица. Одно существо в трех Лицах.

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Троицын день традиционно приходится на весенние месяцы. Русские отмечают важнейший праздник Святой Троицы в соответствии с древними традициями и обычаями. Обязательным считается украшение храма или церкви свежими венками, березовыми ветками, травой.

Многие связывают это с древним дохристианским обычаем, когда на Троицу обязательно приходили с пучком травы. Она должна была быть оплакана. Так славяне призывали дождь. Они верили, что, если на Троицу соблюдать все традиции и обычаи, то летом ждет хороший урожай, без засухи.

День Святой Троицы и тайна Святого Духа

В Ветхом Завете преимущественно, но не только, говорится о Боге Отце. В Евангелии главный акцент делается на воплощении Сына Божьего.

Это отнюдь не значит, что Священное Писание не упоминает о Святом Духе вплоть до Книги деяний. Вовсе нет. Но ученики Христовы и будущие читатели Священного Писания словно готовятся к тому, чтобы понять, как действует Святой Дух на человека.

Еще когда Иоанн Предтеча крестил Христа, ему открылась тайна Пресвятой Троицы — он окунал в иорданские воды Иисуса, слышал голос Отца и видел исходящего в виде голубя Духа. Но все эти события были сокрыты для остальных людей.

Далее, во время проповеди Спасителя и бесед с учениками, Он сначала говорит об Отце, а потом и о Духе Утешителе, Которого к апостолам пошлет Отец Небесный. Под действием Третьего Лица Троицы человек преобразится, ему откроется истина.

Но Христос говорит, что это произойдет лишь тогда, когда Он вознесется к Отцу. Так и сбылось — на 40-й день после Воскресения Спаситель на облаке поднялся в небо, а на 50-й, в день Святой Троицы, на учеников сошел Святой Дух и просветил их.

Сбылось то, что предвещал Иоанн Предтеча — крещение Духом Святым и огнем, которое станет возможным после прихода на землю Спасителя. Незримо ученики получили благодать, а зримо — на них почили огненные языки.

Иконография праздника Пятидесятницы

С самого начала иконография Троицы была связана с другим праздником – Вознесения Господа. Обе даты до V века отмечали одновременно. Но затем сроки сдвинули, потому что, согласно книге «Деяний апостолов», между Вознесением и Сошествием Духа прошло 10 дней. Так появилась неделя Святой Троицы. Это событие отразили иконописцы, которые создали отдельные произведения по мотивам книги об апостолах.

Первые иконографические изображения, которые можно найти, напоминают о Вознесении Господа. На тех иконах изображены апостолы вместе с Девой Марией.

Позднее Богородица исчезла с холстов, посвященных Пятидесятнице. На изображениях появился голубь, который стал символизировать снисхождение Божественного. Одним из самых ярких примеров стала мозаика, которая была выложена на соборе святого Марка. Престол был выложен по центру, а рядом парил голубь, возвещавший о сошествии. Вокруг престола размещены апостолы с нисходящими от них языками пламени.

Позднее на иконографических изображениях в честь Пятидесятницы прибавляется еще один элемент. Священное Писание говорило о 16 национальностях, ожидавших сошествия. Поэтому рядом с апостолами стали изображать представителей этих народов. К XII веку сформировался канон, которого стали придерживаться при изображении Троицына дня.

Зачем на Троицу украшать дома и храмы березовыми ветками?

К таковому преображению под действием Духа Истины и призван каждый человек. Кстати, именно это и символизирует украшение храмов и домов зеленью, ветками березы и цветами на праздник. Так, как мы извне украшаем наши жилища, обновляем их, так и Третье Лицо Троицы делает верующего преображенным, храмом Духа Божия.

Поэтому в день Святой Троицы важно не забывать о главном смысле праздника, рождении Церкви и преображении истинного христианина. А внешним дополнением к таковой внутренней радости будет украшение жилищ и храмов.

Празднику Троицы посвящен и фильм митрополита Илариона:

Смысл праздника Пятидесятницы

Для празднования Пятидесятницы отведена целая неделя святой Троицы, но верующие чаще всего используют упрощенное название и отмечают конкретный день – Троицу или Троицын день. Это дата, которая относится к категории двунадесятых, и является одной из самых важных в истории православного христианства (в 2022 году – 12 июня). Именно в этот день произошло схождение Божественного Духа, которое стало центральным событием для всего человечества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: