Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.
Описание иконы
Посреди иконы изображен смертный одр, на котором возлежит тело Пресвятой Богородицы. Он покрыт багряной тканью, что не случайно. Багрянец во все времена считался символом власти императоров, поэтому и на иконе этот цвет указывает на царственное достоинство Царицы Небесной. Пурпурные сандалии, надетые на Ее ноги, тоже имеют свое обоснование — такую обувь могли носить лишь именитые византийские императоры.
Смысл багрянца на иконе Успения означает то, что власть Богородицы несравнимо выше, чем у самых могущественных царских особ.
Ложе Богородицы окружают апостолы, среди них Иоанн и Петр. Петр держит в руках кадильницу и окуривает Пречистое тело фимиамом. Иоанн оплакивает Богоматерь, склонившись над Ее телом.
Часто на иконе изображается святой Иоанн Дамаскин. Именно он воспевал Царицу Небесную в своих богоугодных трудах.
О других почитаемых в православии иконах:
- Икона Пресвятой Троицы
- Иконо Богородицы «Ахрырская»
- Икона святых Веры, Надежды, Любови и Софии
Пред одром горит свеча, но на других композициях вместо нее встречается изображение пары отрубленных запястий, а возле ложа стоит грешник с отрубленными руками. Он есть Афония, тот, кто в неверии пытался опрокинуть одр, но его чудесно остановил меч ангела.
Кстати, сам ангел с поднятым мечом часто изображается стоящим возле Афонии.
Рядом с одром стоит Сам Спаситель. Его окружает огромный нимб, благовествующий о Его Божественной Славе. В Его руках возлежит младенец в пеленах. Он есть душа Пречистой Девы, которую Иисус вскоре вознесет в Небесные обители. Окружающие Творца ангелы ликуют, встречая Царицу Небесную.
Событие Успения происходит в комнате с множеством колонн, арок и прочих архитектурных элементов.
Успение Пресвятой Богородицы
О чём молиться перед образом
Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб). Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:
- Исцеление болезней (душевных и телесных).
- Укрепление веры.
- Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
- Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
- Напутствие умирающих.
Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.
Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы. Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты. Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено. Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы». В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена.
Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.
История успения Богородицы
Предание гласит, что с момента распятия Своего Сына, Мария часто приходила на Голгофу и возносила мольбы к Небу у гроба Иисуса.
Случилось, что однажды во время моления Богородице явился архангел Гавриил и сообщил Ей о скорой кончине. Новость для скорбящей Матери была радостной и означала скорую встречу с возлюбленным Сыном. Поэтому последние дни земной жизни Пресвятая Дева проживала в неусыпаемой мольбе ко Господу, призывая всех православных христиан следовать ее примеру.
Важно. В момент отхождения души Пречистой Девы, к смертному одру Матери явился Сам Иисус Христос. Его окружал сонм небесных ангелов и архангелов.
Тело Преблагой Девы было похоронено в семейной гробнице, рядом с родителями и супругом. Сам же обряд захоронения был очень торжественным и невидимой стеной был огорожен от внешнего мира. А неверные, пытающиеся помешать захоронению тела, были строго наказаны.
Гробница Марии была плотно закрыта огромным камнем. Через три дня после похорон Иерусалим посетил апостол Фома. Он горел желанием попрощаться с Божией Матерью и присутствовать на Ее погребении, но опоздал. Он в слезах умолял христиан открыть могилу, дабы в последний раз созерцать Пречистую.
Но когда люди отодвинули камень и вошли внутрь гробницы, им было явлено чудо — тела в ней не оказалось, а на его месте лежало лишь только похоронное одеяние Марии. Ведь Сам Господь взял материнскую душу в руки свои и они вместе вознеслись в Небеса.
В этот же день апостолы собрались за общим столом, дабы отпраздновать воскрешение и вознесение Пресвятой Девы. И тут им явилась Сама Пречистая и провозгласила: «Я с вами!». И по сей день Богородица незримо находится рядом с каждым верующим человеком, оберегая его и исполняя сердечные прошения.
В этот день в церквях совершаются праздничные богослужения, клир надевает голубые облачения. С особой торжественностью праздник Успения совершается в Гефсимании, на месте погребения Пречистой Девы.
О других Богородичных праздниках:
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы
- Покров Пресвятой Богородицы
- Рождество Пресвятой Богородицы
На монастырском подворье хранится священная плащаница Богородицы, окруженная возженными свечами. Пред ней от начала праздника Преображения Христова начинается служение молебнов, акафистов, литургий и вечерних богослужений.
В 2 часа ночи перед днем Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию, а по ее окончании пред плащаницей читается молебен. После этого она торжественно переносится крестным ходом в Гефсиманию.
В этом событии ежегодно участвуют члены русского духовенства в Иерусалиме. Процессия всегда сопровождается огромным количеством паломников со всего мира. Крестный ход прибывает в Гефсиманию с восходом солнца, а в каменную пещеру, где ранее возлежало Пречистое тело Богоматери, возлагается плащаница.
Утром дня Успения совершается чин погребения Богородицы. Архиереи, монахи, клирики и множество православного люда по узким улочкам святого города отправляются в Гефсиманию.
Погребальная процессия воспевает молебный канон Богородице. На отдание праздника плащаница тем же крестным ходом возвращается обратно в Иерусалим в его Гефсиманское подворье.
Какие молитвы читают перед иконой Успения
Православные христиане молятся у иконы Успения, чтобы получить от Пречистой Девы помощь при болезнях, душевных терзаниях, несправедливости, клевете. Молитва к Царице Небесной через Ее светлый образ придает сил в борьбе с пагубными пристрастиями, позволяет находить выход из запутанных ситуаций, противостоять козням недругов, получить защиту для дома и семьи от злых людей, темных магических чар. Божия Матерь оказывает поддержку матерям, прибегающим к Ней с просьбами о благополучии своих детей, наставлении их на праведный путь.
Икона Успения используется священнослужителями для напутствия тяжелобольным и умирающим. Вместе с чтением особых молитв, она помогает очистить душу человека, готовящегося вскоре оставить земной мир и войти после смерти физического тела в Царство Господне.
Великий смысл образа
Важно. Икона Успения Божией Матери знаменует истину, что смерть — это не окончание жизни человека, а переход в мир горний.
Кончина Богородицы — это не уход из жизни обычного человека. Душа и тело Пречистой Девы отправились в Небеса к Спасителю, а не в сырую землю.
На нижней части образа человечеству указано, что путь к Спасению лежит через скорби, после чего каждого праведника ждет Вечность, куда первой из людей вознеслась Пресвятая Дева Мария. Поэтому рекомендуется читать икону Успения снизу вверх, чтобы правильно трактовать то, что ждет праведного христианина после смерти телесной.
Появление священной картины
История создания картин, изображающих Успение Божией Матери, начинается с IX столетия. Этот период известен в истории как время, когда христианская Церковь сумела преодолеть еретические тенденции, отстоять право на почитание икон и закрепить многие важные положения. Когда эпоха иконоборчества завершилась, праздник Успения был окончательно сформирован и стал активно отображаться художниками.
Поначалу священные картины выглядели достаточно просто и лаконично. Ранние полотна отличались незатейливостью, наличием небольшого количества фигур и деталей. К самым первым изображениям Успения относят рельефные композиции и книжные миниатюры. Появившиеся позже переносные иконы и храмовые росписи позволили мастерам значительно обогатить религиозный сюжет, сделать его более выразительным и насыщенным.
В XIII в. иконография Успения достигла своего пикового развития. В этот период был полностью оформлен образ, ставший впоследствии каноничным. С тех пор в него практически не вносили никаких изменений, за исключением мелких деталей.
Одной из самых знаменитых работ является композиция Феофана Грека, созданная около 1390 г. Такая картина, представляющая собой двустороннее полотно, породила в дальнейшем традицию создавать иконы с изображением на обеих поверхностях.
История и значение праздника
Как и другие Богородичные праздники, Успение Пресвятой Богородицы вошло в церковную жизнь лишь в районе VII — IX веков. Любопытно, что даже память мучеников начали отмечать раньше. Вероятно, это происходило из-за того, что они гибли на глазах у других христиан. Тогда как Богоматерь оставалась величиной недоступной. Возникновению и распространению Богородичных праздников послужила Несторианская ересь (возникла в V веке), порочащая память Богородицы. Чтобы защитить доброе имя Богоматери и оказать ей должное почтение, христиане решили особо отмечать связанные с Её жизнью события.
Изначально Рождество Богоматери и праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновались в один день. Но ближе к VIII веку даты празднования разделились. Точная дата праздника часто менялась. В VII веке в Коптской Церкви праздники отмечался 16 января, в Армянской — 15 августа. Римская Церковь 18 января праздновала Успение, а 14 августа — вознесение души Богородицы на небо. В VIII веке праздник закрепили за 15 августа. А византийский император Маврикий сделал его общецерковным в благодарность за свою победу над персами.
Сейчас мы празднуем Успение 28 августа по новому стилю (15 — по старому). Так же, как Иерусалимская, Грузинская, Сербская и некоторые другие православные Церкви. Этой же традиции придерживаются старообрядцы. Католическая церковь празднует 15 августа.
Знаменитые образы
Иконы, посвящённые этому празднику очень многочисленны, они пользуются большим почитанием у верующих. Невозможно перечислить даже часть их, поэтому остановимся на списке наиболее известных из них.
- Чудотворный образ, написанный в 1147 году, прославился избавлением г. Пскова в 1581 году от польского короля Стефана Батория, и в 1812-м, защитившем от Наполеона,
- Киево-Печерская, стародавняя, вручённая по преданию Самой Богородицей византийским зодчим, которые в 1075 году преподнесли её Антонию и Феодосию Печерским,
- Псково-Печерская также спасшая Псков от Батория в 1581,
- Пюхтицкая, найденная у корней дуба возле святого источника,
- Семигородная, работы прп. Дионисия Глушицкого, перенесённая в глухие леса Семиградской волости,
- Далматская, по имени основателя Успенского монастыря около Перми.
Работа Феофана Грека
Сей образ написан великим иконописцем в 1390-х годах. Это очень лаконичное изображение, художник не привлекает внимания к деталям, а сосредотачивается на главных событиях и фигурах. В центре – Господь наш Иисус Христос, окружённый тёмной мандорлой, держащий в обеих руках Душу Своей Матери в виде запеленатого младенца.
По краям этой Славы стоят два апостола с приоткрытыми Евангелиями: Иаков, брат Господень, и Иерофей Афинский. Около ложа мы видим почти всех апостолов. Иконописец не изображает их, летящих на облаке, а просто помещает рядом с одром Пречистой. Все они скорбят о предстоящем расставании. Перед одром находится зажжённая свеча.
Здесь отсутствует сонм ангелов, не видно пурпурной обуви, нет сюжета с отрубанием рук Афония. Всё подчинено основной идее, великолепно передан дух этого события: скорбь и величие, грусть и радость.
Особенности богослужения и празднования
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, который по строгости уступает только Великому посту. К обычным запретам добавляется запрет на рыбу и растительное масло. Успенский пост — единственный пост, посвящённый Богоматери. Он символизирует скорбь членов семьи перед уходом из жизни матери. Успение Пресвятой Богородицы празднует вся Церковь, как одна семья, поэтому подготовка к событию соответствующая.
На вечерней праздника читаются те же паремии (отрывки из ветхозаветных текстов, связанные с праздником), что и на Рождество Пресвятой Богородицы. Служится лития и проходит освящение хлебов. В ключевых местах службы поются тропарь и кондак праздника, также читаются два праздничных канона. На Литургии поются тропарь и кондак праздника, а также задостойник Успения: «Побеждаются естества уставы».
Особенность как праздника, так и строгого поста состоит в том, что они основаны не на Евангельском предании, а на куда более поздних свидетельствах. И основой для начала их празднования стало то благоговение, которое испытывали христиане перед Девой Марией. Это произошло практически без вмешательства в традиции со стороны церковных иерархов. Богородицу почитали всегда, а праздник Её блаженного Успения до VIII века был распространён и праздновался. Но при этом не был признан всей полнотой Вселенской Церкви.
Иконография. Особенности лика Божией матери
Основными сюжетными изображениями на иконах, посвящённых Успению, являются следующие:
- Христос с Матерью-Младенцем и сонмом ангелов,
- Свеча возле ложа,
- Сосуд вместо свечи,
- Красная (пурпурная) обувь, в которую облачена Владычица,
- Апостолы и епископы, присутствовавшие при кончине,
- Апостолы на облаках,
- Отсечение кистей Афония.
Фигура Спасителя занимает центральное место на всех образах, Он стоит с младенцем, изображающим душу его Пресвятой Матери, либо на двух руках, либо только на левой, правой же благословляет лежащую на одре Богоматерь. Вместе с телом Богородицы на одре они составляют крестообразную композицию.
Православные верующие интересуются: почему Христос держит младенца на руках. Вот как об этом пишет архимандрит Савва (Мажуко):
«Принимает ли Он душу, оставившую тело, посылает ли Он сотворенный дух в тело еще не родившейся Матери, держит ли Он в Своих чутких объятиях душу Той, что сейчас бежит с Ним в Египет, ищет по знойному Иерусалиму пропавшего отрока, кротко стоит у Креста? Ведь это – вечность, в ней – всё, в ней – все! И – печать на уста! Но – ребенок на руках у Бога! – самый важный образ, самый утешительный знак: дар Успения – руки Бога, бережно держащие человеческую душу».
Фигура Христа часто окружена каплевидной мандорлой – горним светом. Тёмный, почти чёрный её цвет обусловлен древними представлениями, что этот неземной свет видится таким из-за несовершенного зрения земного человека. Часто рядом с Иисусом изображают ангелов, сопровождающих Его сошествие к одру.
Иконография: Успение Богородицы Датировки: XV в. третья четверть XV века.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 90,5 см, ширина 56 см Икона из праздничного чина иконостаса. Помещено изображение сцены Успения Богородицы. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках — символом непорочной души. НГОМЗ 3770. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №38.
Горящая свеча рядом с ложем – это символ сокровенного присутствия Самого Христа. По преданию Пречистая Сама возжелала возжечь свечу рядом с Собой, она символизировала Её пламенную молитву к Своему Сыну.
Иногда вместо свечи на иконе можно увидеть кувшин либо иной сосуд, характерный для Византийского письма. Он символизирует стамнос из Скинии Завета, наполненный манной небесной.
Багряный цвет ткани, покрывающей одр и обуви Пречистой имеет важное значение – багряный цвет издревле был атрибутом царской, императорской власти. При этом часто можно увидеть кроме надетых сандалий, ещё одну пару, стоящую у одра, она символизирует окончание земного пути Владычицы.
Очень часто возле ложа изображаются епископы, бывшие с Богородицей при Её кончине: Иаков Алфеев, Иерофей, Тимофей Эфесский, Дионисий Ареопагит. Для русской иконографии типичны также изображения благочестивых вдовиц и жен, сопровождавших Пречистую в Её земном пути в Иерусалиме и оплакивающих Её отход в Вечность.
На некоторых иконах изображают и прочих апостолов, дивным образом перенесённых в Иерусалим. Они так и показываются летящими на облаках. И наконец у ложа, внизу иконы можно увидеть Афония с отрубленными руками и ангела с огненным мечом.
Смысл Успения Пресвятой Богородицы
Рождество и Успение Божьей Матери — два праздника, один из которых открывает, а другой закрывает церковный календарь. Такое расположение выбрано не случайно. Ведь Именно Богоматерь — начало и конец Евангельской истории, в центре которой — Иисус Христос.
Уйдя из этого мира, Богородица явилась к скорбящим апостолам и произнесла такую фразу: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Всем нам следует помнить Её слова, Она не оставит нас в беде. В этом и заключается уникальность ее Успения. Господь, взяв душу Богородицы, вознёс на небо и Её тело, опять соединив их воедино. Богословы обозначают Успение лишь сном Богоматери, который закончился, когда Спаситель вознёс её на небо. Из-за этого в народе праздник Успения Богоматери называют “малой Пасхой” (летней Пасхой).