Икона Покров Пресвятой Богородицы — значение, в чем помогает


Древний праздник, посвященный явлению Пречистой Девы Марии известен с первого века, хотя описан намного позже. По мнению историков, незабвенное событие произошло в 910 г., в г. Влахерны (пригород Константинополя). Теперь каждую осень православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы, икона праздника в этот день выносится на середину храма.

В народе Покров связан с началом заключения брачных союзов. Множество храмов и населенных пунктов именуются в честь памятной даты. Не является двунадесятым (одним из 12 основных) праздником, но одним из Великих.

Икона Покров Пресвятой Богородицы

Что празднуется

Всем знакомое название скрывает за собой глубокий смысл. Чтобы его понять, нужно знать о событиях, произошедших во Влахернском храме. Жители византийского государства в тот вечер собрались для совместной молитвы — они просили отвести от них угрозу, исходящую от многочисленных варваров, окруживших Константинополь. Был среди других юродивый Андрей, который и увидел Богородицу в лучах света.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Окруженная святыми и ангелами, она слезно молилась. Затем сняла с головы омофор (так называется часть богослужебного облачения) и раскинула его над людьми. Именно это событие изображено на иконе «Покров Пресвятой Богородицы», означает оно защиту, покровительство Божией Матери над христианами. Осаждающие вскоре ушли, в память чего был установлен праздник.

События того дня описаны в разных летописях, например, подробно рассказывает о нем патриарх Фотий. Только вот почему такое значение Покров Пресвятой Богородицы имеет именно для жителей России? Иконы, храмы, города и села — глубоко в народной душе засел осенний праздник. По версии некоторых историков, тогда на Константинополь решили напасть русские князья — Дир и Аскольд. Безжалостных захватчиков настолько впечатлило чудо, случившееся по молитвам христиан, что они решили принять эту веру.

Официально Россия приняла новую религию несколько позже, но с тех пор, с самого первого века христианства, установилась особенная связь между русским народом и Божией Матерью. Ведь как ни странно, Покров день празднуется лишь в России, что удивительно, учитывая его происхождение. Невозможно заставить людей любить кого-то — а Богородицу русские любят также крепко, как родную мать и свою Отчизну.

Видение блаженного Андрея

В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.

Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.

Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» — прошептал верный друг и ученик святого.

Видение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.

Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение, сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.

Влахернская церковь существует и сейчас. Практически это новое здание на месте старого, расположенное на окраине Стамбула. Стены украшены сценами андреева видения. Однако праздник Покрова не чествуется здесь так пышно, как в России.

О других Богородичных праздниках:

  • Благовещенье Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых и любимых у православных христиан. Отмечается он ежегодно 14 октября во всех храмах и церквах.

Традиции Покрова в иконописи

На Руси веками помнят и любят Покров — это день первого крещения русичей. Храмы в память этого праздника строятся в нашей стране уже 900 лет, иконография сложилась на пару столетий позже. Росписи 14 в. обнаружены в монастыре г. Пскова, также в суздальском соборе.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы имеет два основных типа извода (изображения):

  • Новгородский — здесь омофор держат ангелы, Богородица стоит, воздев молитвенно руки. Она находится над Царскими вратами, которые закрыты. В музее г. Новгорода хранится одна из таких икон, написанная в самом конце 14 в. Здесь позади фигур виднеется церковь с пятью куполами.
  • Суздальский — Царица Небесная стоит перед храмом, она держит свое головное покрывало над молящимися людьми. Под ней на амвоне стоит святой Роман со свитком. Храмовая икона, которая была обнаружена в суздальском монастыре, сейчас находится в Третьяковском музее. На заднем плане видны базилики, круглые купола церквей — пейзаж, характерный для Византии.

Со временем эти два варианта могли объединяться. Среди людей, молящихся в церкви, можно увидеть и других святых — Льва Мудрого, патриарха Тарасия. Сам омофор обычно окрашен красным, хотя на некоторых иконах 16 в. он белого цвета.

В современном варианте Божия Матерь может изображаться одна в полный рост, над ней парит омофор, сама же она стоит, молитвенно воздев руки. Либо святая Мария сама держит покров обеими руками, обратив свой взор на молящегося.

Покров на Руси

В Русской Православной Церкви праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября по новому стилю. Почитание этого праздника на Руси началось при святом князе Андрее Боголюбском (1111-1174). Первоначально этот день стали выделять во Владимиро-Суздальских землях. Князь построил храм Покрова на Нерли (Боголюбово, Владимирская область). Со временем Покров Богоматери стал один из любимейших русским народом праздников. Причем для православных христиан главным был уже не мотив избавления Византийской империи от нападения врагов. Верующая душа откликнулась на пример заступничества Божией Матери православных, невидимого благодатного молитвенного покровительства.

«Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном. Но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и Епифаний. Когда сошла Она из-под сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на коленях. Вспомним, что апостол Павел называет диавола князем, господствующим в воздухе. И тогда с великой благодарностью Ей и Божественному Сыну Ее, поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова, распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова.

Видите, как велико и свято для нас значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Как укрепляет видение блаженных Андрея и Епифания нашу веру в Нее как Заступницу Усердную мира нашего» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

В чем помогает икона Покров Пресвятой Богородицы

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Как и любая другая, икона «Покрова Пресвятой Богородицы» помогает в различных нуждах. Если человек заболел, он может просить о выздоровлении. Вступится пресвятая Дева за обиженных вдов, несправедливо обвиненных, поможет найти работу, сохранить мир в семье. Поскольку на Покров игралось много свадеб, незамужней девушке можно попросить достойного спутника жизни.

Традиционно в России иконы принято вешать на восточную стену, образ «Покров Пресвятой Богородицы» можно расположить напротив входа, либо над дверью в знак защиты. Домашний иконостас не должен быть слишком обширным, там необходимы лишь те иконы, которые для семьи имеют особенно важное значение. Молитвы в церкви и дома можно читать:

  • если необходимо найти жилье;
  • при нашествии на душу уныния;
  • когда душу обуревают искушения, нечистые мысли;
  • во времена тяжелых испытаний для страны.

Также поочередно с другими прихожанами хорошо читать акафисты перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» в храме, либо находясь в любом месте, но в одно и то же время. Совместная молитва обладает особой силой, о чем написано в Новом Завете. Христиане должны помогать друг другу не только в мирских делах, но и поддерживать в делах веры. Особенно в такой помощи нуждаются духовно немощные люди, которые быстро поддаются соблазнам. Богородица постоянно являет пример молитвенного подвига.

Молитвы перед иконой

Народные обычаи

Праздник Покрова, назначенный в России на день языческого праздника, долгое время воспринимался как «встреча осени с зимой», связывался с циклом сезонных работ по хозяйству. К началу октября завершались полевые работы, загонялся в стойла скот. Свободного времени становилось больше, приходило время свадеб и гуляний. Как отзвуки «народного» восприятия церковного праздника, остались обычаи молиться перед иконой Покрова о удачном замужестве, здоровье детей, о делах, связанных с семьёй и хозяйством.

Христианские традиции

Церковь не запрещает такие молитвы, однако призывает помнить, что христианство наполняет древние обычаи новым содержанием. Господь показал Св. Андрею славное видение не ради здоровья скота или исправности домашнего хозяйства. Оно напоминает верующим о верном оружии, о единственном средстве защиты от духовного врага — молитве Богородицы. Оградившись от греха, приобретя мир в душе, человек получает и остальное, необходимое для житейских потребностей.

Значение молитв, посвященных иконе Покрова

Православные христиане обустраивают в своих домах целые домашние иконостасы, чтобы в любой момент можно было помолиться перед святым образом. Значение иконы Покрова становится понятным уже из самого названия — мы просим Пресвятую Богородицу укрыть нас от зла, покрыть своим честным омофором и уберечь от всех бед и несчастий.

Обычно икону размещают с другими образами на восточной стороне дома, но если такой возможности нет — можно обустроить иконостас и в любом другом месте. Главное, чтобы к Красному углу относились почтительно и с благоговением все домочадцы

Для исполнения правильных, христианских традиций следует вдуматься в смысл произносимых молитв.

  • Тропарь праздника объясняет, для чего христиане собираются в церкви в этот день, испрашивает у Богородицы избавления от любого зла и указывает на единственный Источник благодеяний — Христа Бога.
  • Кондак описывает видение Св. Андрея, указывает на торжественность события и причину всеобщей радости — моление Божией Матери Богу за людей.
  • Акафист в подробностях возвещает историю влахернского чуда и восхваляет Божию Матерь, призывая Её защиту для всех молящихся.
  • В молитве, читаемой после Акафиста, содержатся все прошения, какие могут быть адресованы Господу христианином. Начинается она с прославления Божией Матери, продолжается просьбами о помиловании и прощении грехов, которое подает Господь по молитвам Богородицы. После этого следует перечисление насущных потребностей, начиная с помощи в трудах духовенству и «градоправителям» и заканчивая «послушанием для чад». В конце молитвы собравшиеся испрашивают упокоение усопшим и предаются воле Божией.

Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы

На иконах Богородица очень редко изображается в одиночестве. Как правило, у нее на руках сидит Христос. Либо она в окружении святых, ангелов, беседует с подвижниками благочестия. Даже находясь одна, Дева Мария сосредоточена отнюдь не на собственных нуждах. Всю жизнь она провела в молитвах и хлопотах — ради других. Такой и видит ее народное сознание.

Об авторе О книге

Значение иконы «Покров Пресвятой Богородицы» — прежде всего в признании важности небесного заступничества. А еще в том, чтобы выразить благодарность. За то конкретное чудо, когда корабли врагов отбросили огромные морские волны. И за множество ежедневных чудес, которые совершаются по молитвам праведных (и не очень) людей.

Будучи ребенком, каждый надеялся на маму, звал ее, жалуясь на свои беды. Даже если она не могла помочь — то утешала, отчего становилось легче, тогда проблема казалась не такой уж неразрешимой. Также каждый верующий надеется на помощь Царицы Небесной.

Содержание святого образа

В иконе «Покрова Пресвятой Богородицы» слились земной мир и небеса, в этом заключается глубокое значение образа, который указывает на помощь и заступничество, которые получают верующие от высших сил. Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, по обеим сторонам от Богородицы зачастую изображают ангелов, которые вторят Ее молитве, тем самым дополнительно взывая к помощи Господа.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

На иконе изображены алтарь и залы Влахернского святилища. Большинство этих икон расписано в багровых оттенках. В середине, на возвышении красуется Роман Сладкопевец. В руках он сжимает рукопись. В дряхлом убранстве Андрей указывает своему подмастерью Епифанию на сие действо. Рядом с Романом нарисован патриарх, константинопольский правитель, братья и жители. Поверх всех красуется Церковь Небесная со святыми мучениками, пророками, святейшими, посреди которых выделяются Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. Помимо этого, там легко узнаваемы Петр и Павел, которые тоже молятся о жителях Константинополя.

По описанию содержание иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» может немного меняться, но означает образ всегда одно – небесная церковь спустилась, для того чтобы поддержать церковь земную. Небожители оказались на земле для того, чтобы поддержать всех верующих, которым требуется заступничество. Эти святые ободряют христиан и помогают устоять под натиском иноверцев.

И в самом сосредоточении иконы стоит Пресвятая Богородица.

Она несет свое благотворное покрывание, которое может закрыть весь верующий народ

Конечно, тут есть и непрямой смысл, ведь икона «Покрова Пресвятой Богородицы» рассказывает не только о конкретном событии, но и о том, как Дева Мария и вся Небесная церковь помогает всем верующим, которые еще пребывают на земле. В молитве перед образом следует помнить об этом факте, да и вообще стараться не забывать о непрестанной помощи праведников и Господа.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» полная версия

Покровские традиции

Этот день называют в народе Свадебник, Первое зазимье, в него устраивали долгие посиделки, пели песни. Христианский смысл Покрова-батюшки объединился с обыденными традициями, связанными с хозяйственными делами, пережитками языческих времен. К той поре заканчивались работы в поле, молодежь могла найти время для встреч, начинали договариваться о свадьбах.

Поэтому девушки молились перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» об удачном замужестве. Для этого на Украине была даже специальная коротенькая молитва. Особо счастливой приметой считался первый снег, выпавший в этот день.

  • Всем привычный атрибут невесты — белая фата — в былые времена был намного длинней. Девушка не просто прикрывала им лицо, а была полностью обернута в белоснежную ткань. Это символизировало покров Божией Матери, которая считалась заступницей новой семьи. Недаром после венчания молодым дарят икону Богородицы.
  • На Покров начинали топить печи. Для этого использовали засохшие ветви яблони, чтобы всю зиму в избе было тепло.
  • Выпекали блины, чтобы «запечь углы» в хате. В щели между бревнами заталкивали мох, прося покрыть избу теплом.
  • С этого дня коров уже не выгоняли на поля, переводили на зимний рацион (зерно, бурак). На Покров животным скармливали специальный стог овса.
  • Мужское население уходило на заработки в город — в этот период начинались традиционные ярмарки.
  • Праздник отмечали шумными многодневными посиделками, работать в эти дни было не принято — отмечался приход зимы, завершение летних хлопот по хозяйству.

Почитание иконы в настоящее время

В честь Покрова освящено множество церквей и источников. Ежегодные крестные ходы проходят на праздник в Нижнекамске, Покровске (Энгельсе), Кунгуре. В 2015 г. был организован крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск (2500км), главной святыней которого была икона Покрова Божией Матери.

Читайте о храмах в честь Покрова:

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, Москва
  • Покровский кафедральный собор в Самаре
  • Покровский кафедральный собор в Воронеже

Крестный ход о сохранении мира с этой же святыней 18 февраля проходит по железнодорожным вокзалам Москвы. Каждый год, собираясь в церкви на праздник Покрова, верующие молитвенно переживают события, отдаленные от них множеством веков. Искренняя молитва в этот день обязательно будет услышана Святой Заступницей человеческого рода.

Самый известный Покровский храм

Церковь Покрова на Нерли входит в культурное наследие нашей страны, находится во Владимирской области, в селе с говорящим названием Боголюбово. Историки называют разные даты построения — либо 1165, либо 1158 г. Всемирно известная каменная поэма была спроектирована заграничными мастерами — предположительно, римлянами. Многих удивляет очень быстрый темп строительства. Церковь была готова за год, хотя обычно это занимало втрое больше времени.

Андрей Боголюбский, владыка тех земель, возвел храм в честь погибшего сына. Возможно, были и до этого Покровские храмы, но истории про них ничего не известно. Святой князь очень почитал иконы Пресвятой Богородицы, Покров же тогда был не особо известным праздником. Сначала на Нерли располагался также монастырь, но он просуществовал лишь до конца 18 в. Спустя два десятилетия и церковь хотели уничтожить, разобрав на строительный материал (так поступали строители древности).

Место расположения церкви уникально — это искусственно возведенный холм высотой в несколько метров. Раньше здесь были и другие монастырские помещения. Мимо храма проходили речные водные пути. Чтобы подтопление не разрушило строение, для него был сделан подземный фундамент, уходящий вглубь земли на несколько метров.

Церковь Покрова сохранилась почти без изменений, в том числе уникальные рельефы на фасаде. Кто же там изображен? Это царь Давид, символизирует мудрость и справедливость. Окружающие львы говорят о силе правителя. Это также символ владимирских князей, который и сегодня украшает герб г. Владимира. Есть на фасаде и голуби — знак Святого Духа, кроткого нрава. Женские головы, вероятно, символизируют Царицу Небесную.

История празднования

Влахернский храм был расположен в городе Стамбул (ранее — Константинополь), который в древние времена считался оплотом православия. Язычники нередко собирали войска и шли на Константинополь неприступной стеной. Их целью было захватить город насильственно ввести в нем свою религию. Когда начиналась осада Царьграда (так многие горожане называли Константинополь), православные люди искали помощи в храме. Они молились Господу и просили поддержки небесных сил.

Когда язычники решили напасть на город в очередной раз, среди молящихся во Влахернском храме был Андрей Юродивый. Именно он разглядел идущую над храмом, окруженную ангелами, Пречистую Богородицу. От святой исходило яркое сияние, которое наполнило божественным светом все вокруг.

Молитвы Божией Матери были о помощи всем нуждающимся христианам, которым грозили разорения, голод и гибель. Над их склонившимся головами она расстелила накидку. Снятую со своей головы. Вскоре Богородица и ее омофор стали невидимыми, а целительная сила, исходившая от них, осталась в Царьграде. Враг отступил от города. Явление Покровской Божией Матери стало своеобразным символом заступничества высших сил за весь православный народ.

Особым почитанием Богородицы прославился князь Андрей Боголюбский, который жил в XII веке. Он привез чудотворную икону во Владимир и построил несколько храмов в честь Божией Матери. Люди получили от князя особый указ: ежегодно праздновать тот день, когда Богородица явилась к молящимся в Царьграде и своими молитвами спасла город.

Преданность вере — преданность Родине

Для русского человека икона «Покров Пресвятой Богородицы» имеет особое значение. Она не просто напоминает про древний церковный праздник. Это символ реальной помощи, которую Господь оказывает по молитвам Божией Матери. Она является не просто Девой, родившей Спасителя. Жители России приняли ее как свою духовную мать, которой можно доверить любые горести.

  • Икона Богородицы Вратарница
  • Икона Богородицы Козельщанская — найдете здесь
  • Икона Геронтисса —

Через любовь к Богородице усваивается и должное отношение к материнству, воспитывается преданность Родине. Поэтому, несмотря на византийское происхождение Покров давно уже стал сугубо российским праздником.

Почитание Богоматери

В Православной Церкви Пресвятая Дева Мария не обожествляется. Она по природе такой же человек, как и мы все. Но Она — Мать Иисуса Христа, а Он — Ее Сын. Что может быть ближе такого родства? Каждый верующий при Крещении духовно соединяется с Христом. Который при Распятии назвал Богородицу Матерью апостола Иоанна Богослова, а, следовательно, и всех верующих в Спасителя. Поэтому каждый христианин духовно связан и с Богоматерью. К Ней прибегают за помощью христиане, веря в Ее ходатайство перед престолом Всевышнего. Людская любовь к Богородице выразилась в строительстве многочисленных храмов в Ее честь, в написании большого количества икон.

«Матерь Божия по благодати является Матерью всего мира, особенно мира христианского. Христос назвал всех веровавших в Него своими братьями и сёстрами. Поэтому Матерь Божия стала вместе с тем и нашей Матерью. На всём нашем жизненном пути Она доселе пребывает постоянной руководительницей нашей ко Христу Спасителю. Если все святые ходатайствуют за нас , как за братьев, то Пресвятая Дева ходатайствует за нас , как за детей. Если все святые умоляют за нас как рабы Божии, то Пречистая Дева просит как Матерь Божия . Святые умоляют Бога как Отца, Пресвятая Дева — как Сына» (иерей Константин Загороднов).

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Вопросы и ответы

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы?
Православные люди не соблюдают пост во время празднования Покрова. Потреблять в пищу можно все что угодно, но не чревоугодничать. Говорят, что рыбу можно есть только в том случае, если 14 октября выпадает на среду или пятницу. В 2022 году это число приходится как раз на пятницу.
Как поздравлять с Покровом?
В праздничный день близким людям желают душевной радости, искренней веры, надежды во все хорошее, чистой любви, счастья, здоровья крепкого всем членам семьи.
Как провести Покров день?
В старину было принято накрывать богатый стол на Покров. В некоторых семьях эта традициях сохраняется до сих пор. В этот день стоит воздержаться от любой работы по дому, разрешено лишь готовить праздничное угощение.

Клин православный

Автор: Епископ Николай (Погребняк)

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Акафист Покрову Божией Матери

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых на Руси.

Иконография Покрова Божией Матери

Событие, послужившее основанием для празднования, относится к началу Х века — оно произошло в конце правления императора Льва Философа (886-911), во время нашествия на Константинополь сарацин. При любом серьезном бедствии — а разного рода напасти постигали Византию часто — народ собирался для совместной молитвы во Влахернскую церковь, где были собраны чтимые иконы и святыни, связанные с Пресвятой Богородицей.

Находившиеся в храме на воскресном всенощном бдении блаженный Андрей и его ученик Епифаний сподобились дивного видения: над головами молящихся в храме людей, в воздухе, явилась Пречистая Дева Мария в окружении ангелов, пророков и апостолов. Матерь Божия молилась об избавлении града от гибели; Она сняла со своей главы покров и простерла его над молящимся народом. Блаженный Андрей спросил своего ученика: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святый отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний.

Чудесное явление нашло отражение в житии святого Андрея, но не было отмечено богослужебно. Лишь спустя два столетия, при святом князе Андрее Боголюбском (об этом свидетельствует Пролог XII в.), на Руси была составлена служба в честь этого события. Святитель Макарий в своих Великих Минеях приводит Слово на Покров, составленное в начале XIV в., где содержится подробное описание видения блаженного Андрея. Главная мысль Слова на Покров — помощь Богородицы земле русской, которую она считает Своим земным уделом, «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Здесь ясно звучит призыв к единению русских людей под водительством Церкви и под покровом Пресвятой Богородицы.

Конкретное историческое событие, забытое там, где оно произошло, приобрело новое звучание на Руси — стало не только церковным праздником, но своего рода политическим манифестом будущей великой державы. Дата праздника Покрова в годовом богослужебном круге была приурочена (на основании Пролога) к 1 октября; она связана с празднованием памяти блаженного Андрея 2 октября. В соответствии с православной литургической традицией, за основным праздником обычно следует прославление тех, кто был непосредственным участником воспоминаемого в праздничном богослужении события.

Идея единения нашла отражение и в ранних русских иконах Покрова Пресвятой Богородицы. Как писал кн. Е. Н. Трубецкой, в этих иконах «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери (…) Именно в таких богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии (…) Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной. Словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений».

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангелы со архиереи поклоняются, апостоли же со пророки ликовствуют, нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога (кондак, глас 3-й).

Русская Церковь от самого своего начала своего бытия вверилась покровительству Богоматери, но прошло два столетия, когда праздник Покрова стал для верующего народа выстраданным, когда стали повсеместно его «светло праздновать» и, взирая на образ Пречистой, умильно воспевать: «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша» (тропарь праздника).

Почитание Покрова Богородицы на Руси дало основание изображать на иконах праздника не только непосредственных участников чудесного событие во Влахернском храме, но и русских святых — об этом говорится в каноне праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия» (8 песнь канона).

Основными и древнейшими из русских источников являются краткое Проложное сказание (вошедшее впоследствии в Великие Минеи Четьи) и Служба Покрову, известная по списку XIV в. (Пергаменная Псалтирь Синодальной библиотеки — в собрании ГИМа). В Великих Минеях Четьях святителя Макария есть два Слова на Покров. Первое, пространное, использовало Проложное сказание и Службу; архиепископ Сергий Спасский относил его «по всей вероятности, к домонгольскому периоду», но составлено оно было позднее первых двух упомянутых памятников, как дополнение к Службе. Второе Слово, как говорит его надписание, — «творение смиренного иеромонаха Пахомия» — Пахомия Логофета, пришедшего на Русь с Афона в середине XV в. Именно Пахомий утверждает, что праздник пришел на Русь из Византии (доказательств он не приводит, но это утверждение надолго становится причиной споров о том, русский или византийский праздник Покров).

Но, независимо от происхождения, праздник Покрова Богоматери и икона Покрова, ставшая символом неустанного заступничества Божией Матери за род христианский, полюбились русскому народу. Праздник Покрова не относится к числу двунадесятых, но почитается наравне с ними. Есть немало примеров того, что икону Покрова включали в праздничный ряд иконостаса

По горячим молитвам народа многажды помогала Богородица, и свидетельством Ее заступления стали тысячи храмов, построенных в честь Покрова. Назовем два из них, самых известных: это построенный при святом Андрее Боголюбском храм Покрова на Нерли (1165 г.) и Покровский собор в Москве, называемый обычно храмом Василия Блаженного, — он был заложен царем Иоанном Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, ведь именно в праздник Покрова русские войска овладели городом.

Точных сведений о самой ранней иконографии Покрова Божией Матери мы не имеем, но древнейшими из сохранившихся памятников являются створки западных врат Рождественского собора в Суздале (30-е гг. XIII в.). Богоматерь здесь по типу изображения близка к иконе Боголюбской. Следующее по времени изображение Покрова относятся к XIV в. — это фреска Псковского Святогорского монастыря (1313 г.).

Поскольку византийских икон (как и иных других — кроме русских), изображающих чудо явления Пресвятой Богородицы блаженному Андрею — икон Покрова Пресвятой Богородицы, — не существует, можно было бы искать прототипы иконографии Покрова в византийских иконах, иллюстрирующих Акафист Пресвятой Богородице, где встречаются клейма с изображением поклонения иконам Богородицы, или таких сюжеты, как Положение ризы и Положение пояса Пресвятой Богородицы. Но эти сюжеты отражают традиции почитания икон Богоматери и Ее святынь, характерные для палеологовской эпохи, т. е. их появление относится к тому времени, когда праздник Покрова Божией Матери на Руси уже праздновали много десятилетий.

Ко второй половине XIV в. формируется несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди которых выделяют среднерусский и новгородский (имеющие, в свою очередь, некоторые разновидности) типы икон Покрова.

Поскольку в иконографии с большими или меньшими подробностями используются тексты, описывающие чудесное явление преподобному Андрею во Влахернском храме, приведем здесь отрывки, объясняющие некоторые детали иконографии: «Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи (по современному счету времени — около 11 часов) увидел блаженный Андрей воочию Святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий, который на Своей беспорочной главе и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а он был велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и покров, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество своего богоносного отца: ведь он сам, имея возможность видеть все это, передал ученику свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой…»

Великие Минеи Четьи под 1 октября приводят рассказ из жития блаженного Андрея о явлении Богоматери на всенощном бдении в константинопольском Влахернском храме: узре блаженный Андрей Святую Богородицу очивесть вельми сущю высоку пришедшю царскими враты со страшными слугами, в них же бяше честный Предтеча и Громный сын (Воанергес) обапола держащю ю, и инеи святци мнози в белах ризах идяху перед Нею, а друзии по Нею с песнеми духовными… И по молитве прииде ко алтарю, молящихся о стоящих людех тамо. Да егда ся отмоли, амафор Ея яко молнийно видения имея, еже на Пречистем Ея версе лежаще, отвивши от Себя пречистыма рукама Своима вземше, страшно же и велико суще, верху всех людей простре стоящих ту, еже на многы часы видеста святца (Андрей и Епифаний) верху людей прострено суще и сиа якоже иликтор (янтарь)…»

В литературе встречаются утверждения не только о близкой причастности князя Андрея к руководству церковно-литературной работой его сподвижников, но и о признании его автором краткого Проложного сказания. Литургические тексты праздника Покрова Божией Матери в полной мере отражают реальное для князя Андрея, да и для любого русского человека XII-XIII вв. осознание небесного покровительства Божией Матери: о нас молися, славящих верно Твоего покрова праздник; молися избавити град и люди, славящих Тя верно; Тебе Едину ведуще, верою покланяющеся… молися за рабы Своя, на Тя бо надеемся… Стоящие во Владимире — и по всей Русской земле — храмы стали местом, достойным присутствия Самой Богородицы: Прииди ныне в славе в Свою си церковь, Богородице, с соборы всех святых, с ними же тя тогда святый Андрей виде на воздусе светле за христианы молящюся. Однако новый праздник Покрова лишен какой бы то ни было местной ограниченности — он мыслится как радость, торжество всего христианского мира и особенно — всей Русской земли: Богородица всему миру предивный Покров; приидите вси концы земли, честный Покров Божия Матере ублажим; Тебе вся земля дары приносит яко Царице Божии Мати; за ны грешныя к Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Рустей земли прославльшим…

На иконах Покрова Пресвятой Богородицы, созданных во владимиро-суздальской Руси, это проявляется весьма наглядно. В иконографии Покрова видится связь с Боголюбской иконой Божией Матери, почитание которой во Владимире установилось несколько ранее. Летописные свидетельства и Житие князя Андрея Боголюбского говорят о том, что Сама Богородица явилась князю Андрею в его походном шатре на месте будущего княжеского терема и что это видение князь повелел изобразить на большой иконе, названной «Боголюбской». Икона находилась в соборе Рождества Богородицы в Боголюбовом монастыре; с нее сделано множество списков, прославленных, как и она сама, чудотворениями. Один из известнейших списков сделан по заказу великого князя Василия, сына святого благоверного Димитрия Донского, для дворцовой церкви Спаса на Бору в Московском Кремле. На Боголюбской иконе Пресвятая Богородица изображена в рост; в правой руке Она держит свиток, а левая поднята в молитвенном жесте к Спасителю, изображенному в правом верхнем углу. В верхней части иконы помещен Деисус, воспроизводящий иконы, перед которыми молился князь Андрей Боголюбский в ночь перед видением. Позднее в правом нижнем углу иконы стали изображать и самого князя Андрея, коленопреклоненного перед Богоматерью. По замечанию архиепископа Сергия, текст молитвы, помещенной на хартии: Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой! Молю Тя, да пребудет Божественнная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место, Мною избранное, — сходен по смыслу с молитвой Богородицы к Спасителю, приведенной в Проложном сказании: Царю Небесный, приими всякаго человека, славящего Тя и призывающаго имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Моего, святи место сие и прослави Прославльшаго Тя именем Моим, приемля их всяку молитву и обет. Молитвы этой в житии блаженного Андрея нет; составлена она русским автором, который вообще не связывал ее напрямую с влахернским чудом явления Богородицы. В Слове на Покров эта молитва, более распространенная и подробная, увязывается с влахернским чудом; в Слове Пахомия Логофета молитва еще более изменена, и введено утверждение, что праздник Покрова был установлен в Византии.

Сходство текста на хартии Боголюбской иконы и молитвы Проложного сказания, а также постоянное упоминание в Службе на Покров о молении Богородицы к Спасителю позволяют предположить, что Боголюбская икона и была древнейшим изображением смысла нового праздника Покрова как моления Богородицы Спасу, как бы разновидностью Деисуса. Подтверждение этому мы находим в Суздальских златых вратах.

Среднерусский извод Покрова представлен иконой середины ХIV в. Из Покровского монастыря в Суздале (ныне в ГТГ). Его основные особенности: Богоматерь Сама держит покров (что соответствует описанию видения в Житии блаженного Андрея); внизу в центре, на амвоне, изображается преподобный Роман Сладкопевец, творец кондаков в честь Богородицы. Его включение в композицию иконы — не иллюстрация самого видения блаженного Андрея (преподобный Роман жил несколькими столетиями ранее), это — обобщенный символ, подчеркивающий тему прославления Богоматери (память Романа Сладкопевца — 1 октября).

На новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты, причем покров Она не держит в руках, а его простирают над Нею ангелы. Эта деталь не соответствует рассказу Жития блаженного Андрея и, очевидно, напоминает об «обычном чуде» за еженедельным богослужением во Влахернском храме: о завесе, поднятой над образом Богоматери. Одно из самых ранних новгородских изображений — в росписи церкви Феодора Стратилата (около 1380 г.), но и на более поздних иконах это весьма наглядно.

Поскольку принято считать, что в «софийских таблетках» зафиксирована официальная новгородская иконография, то именно этот тип иконографии Покрова считался в Новгороде основным. Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: «Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ…» Другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой (как и в предыдущем описании); над Богоматерью помещено поясное изображение благословляющего Спасителя; по сторонам от нее — лик святителей и лик ангелов (ср. кондак праздника); внизу в центре — царские врата, а по сторонам: слева — Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Тип этот встречается преимущественно в иконах именно новгородского и псковского происхождения. Наиболее древнее из сохранившихся новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря, написанная около 1399 г.

Вот типичная новгородская иконография Покрова. В трехнефном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами — стоящая на облаке Богоматерь в позе Оранты. Над нею — покров, который поддерживают ангелы (обычно два). Над покровом изображен благословляющий Спаситель. В боковых частях алтаря представлены святители; почти всегда это Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий; с другой стороны изображаются ангелы. Ниже — обычно слева — изображены Иоанн Предтеча с развернутым свитком и апостолы, справа — указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и Епифаний с раскрытой книгой.

К концу XVI в. Новгородский извод получил общерусское распространение. Постепенно происходит объединение двух главных изводов Покрова и появляются существенные дополнения.

Богоматерь представлена в позе Оранты, распростертый покров поддерживают ангелы, над Ней в окружении Небесных сил изображен Иисус Христос. Рядом с Богоматерью находятся святые, расположенные по чинам святости, по сторонам — св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов со свитками в руках. Внизу на амвоне — преподобный Роман Сладкопевец, воспевающий Богородицу. Он обычно облачен в стихарь с оплечьем, в руках у него развернутый свиток с текстом сочиненного им кондака: «Дева днесь Пресущественного рождает…»

К иконографическим нововведениям XVI в. относятся изображения Константинопольского патриарха Тарасия (784-806), борца с еретиками и защитника почитания икон Богоматери; императора Льва VI Мудрого, при котором произошло чудо, и императрицы Феофании со свитой; иногда изображают стоящего на кафедре патриарха Геннадия. К этому времени относится также появление нового сюжета — «Явление Богоматери преподобному Роману Сладкопевцу». В сонном видении он получает от Пресвятой Девы свиток, проглотив который, обретает дар песнопения.

Известны композиции Покрова, где событие основного праздника представлено на среднике, а в клеймах по периметру иконы — события земной жизни Богородицы. В поздних иконах появляется асимметрия: такова, например, икона Покрова начала XIX в. Из Мстеры: Богоматерь возносит свою молитву Спасителю, а за Ее спиной представлена молящаяся вместе с Нею Церковь Небесная — Предтеча, апостолы, сонм святых и ангелы.

Говоря об иконографии праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси, необходимо отметить, насколько внимательно и благоговейно старались изобразить иконописцы не только существенные детали литературных первоисточников — эпизоды жития блаженного Андрея Юродивого, но и включенные в сюжет изображения святых. Все они не случайны: для богомольца — участника праздника, взирающего на икону, каждая ее деталь спасительна. Воспроизводя событие, икона дает возможность зрителю-богомольцу принять в нем участие — ведь не прекращается небесное покровительство Преблагословенной Девы Марии роду христианскому.

Источники и литература Антонова В.И., Мнева Н. А. Каталог древнерусской живописи ГТГ. М., 1963. Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870. Житие Андрея Юродивого// Византийская библиотека. Источники. СПб., 2001. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 г./ Под ред. Х. М. Лопарева// Православный Палестинский сборник, СПб, 1899, XVII, вып. 3. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Ч. 2. Пг., 1915. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов// Русские летописи. Т. X. Рязань, 2001. Остроумов М. А. Происхождение праздника Покрова// Приходское чтение. СПб., 1911, № 19. Полное собрание русских летописей. Т. I. СПб., 1841. Сергий, архиепископ Владимирский. Святой Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. II-III. М., 1997. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV вв. М., 1976. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982.

Источник: www.mepar.ru

Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери «Одигитрия» Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: