Свт. Игнатий Брянчанинов
Теперь обратимся к свт. Игнатию. Он живет в трудное время. Отцы Церкви только начинают переводиться на русский язык, их не знают. Уровень образования духовенства невысок. Многие проповеди по-прежнему невозможно слушать — настолько они безграмотно составлены; да что там – служат не по тексту служебника, а по памяти, с многочисленными ошибками. Зато много переводной мистики, и интеллигенция очень благоволит католицизму и масонству.
Свт. Игнатий пытается этому противостоять, настаивая на том, что нужно понимать Писание так, как его истолковали Отцы Церкви Духом Святым (безусловно, масонство и спиритизм знали других духов…). Его заслуга в том, что он призывает вернуться к аскетической традиции Православной Церкви, и читать Писание не академически, не по латинским и французским прописям, а проходя путь молитвы. Как и великие учителя Церкви, он настаивает на деятельном изучении Евангелия. Он также говорит о постоянном размышлении над Евангелием, даже выучивании его наизусть. Он говорит о важности молитвы и чистоты…
Но при этом у него, к сожалению, появляются акценты, совершенно не характерные для великих учителей Церкви: «Раскрывая книгу …не ищи восторгов или блестящих мыслей… не играй своей участью вечною!» (Как это не похоже на свт. Иоанна Златоуста, призывающего брать книгу и читать, удивляясь и восторгаясь прекрасными изречениями и мыслями, ничего не боясь, кроме греха!) У свт. Игнатия слышится довольно пессимистичная оценка верующих как грешников, «валяющихся в смрадном болоте грехов». (Насколько это отличается от подхода апостола Павла, который старается воодушевить слушателей, поощрить их к добродетели, называет «святыми, избранными и возлюбленными Богом»!) У Игнатия появляется презрение к образованию: «Езоповы басни и прочие ничтожности». (Что сказал бы об этом свт. Василий Великий, написавший труд «О пользе языческих сочинений для воспитания юношества»?)…
И, наконец, у Игнатия появляется мысль о том, что нельзя самостоятельно читать и истолковывать Св. Писание, потому что это дело Духа, а Дух дан только Отцам. Если же ты по-своему понимаешь, то ты отвергаешь само Писание[14]. Резко и категорично.
Во-первых, не вполне понятно, что значит «объяснять Писание произвольно». Разве сам свт. Игнатий не брался толковать Писание ярко, впечатляюще, но по-своему (см. его толкование на 99 Псалом)?
Во-вторых, разве Дух Святой не дается всей Церкви, и в нынешнее время так же, как и в прошлом? Отцы как раз учили в молитве стяживать Дух Святой. Преп. Серафим читает Св. Писание без толкований, иначе как бы он мог за неделю перечитывать весь Новый Завет? А, может быть, свт. Игнатий имел ввиду отцов Добротолюбия, которые учат духовной жизни, т.е. истолковывают Писание?.. И тогда мы его неправильно понимаем, когда говорим о необходимости комментариев? Труды свт. Игнатия написаны поэтично, для своего времени злободневно, — но написаны не точно, и в них присутствуют мнения, не являющиеся общецерковными. Нельзя из них делать окончательных выводов.