Житие и творческое наследие святого Кирилла Иерусалимского, иконы и молитвы


Свт. Кирилл Иерусалимский

Кирилл I
(315 — 386), епископ Иерусалимский, святитель Память 18 марта

Родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 или 351 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

Живя во время наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут ими с епископской кафедры.

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора (интересно, что именно Акакий Кесарийский в свое время поставил свт. Кирилла во еписопы). Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий Кесарийский хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан Отступник (361 — 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 — 378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379 — 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский символ.

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

Житие святого Кирилла Иерусалимского

Христианство выстояло и распространилось по всему миру благодаря людям, которые не побоялись пойти против существующих в их стране языческих законов. В 4 веке в Иерусалиме жил Кирилл – человек, свято веривший в Христа и отдавший служению Спасителю всю свою жизнь. О детских годах его не известно ничего.

Родился Кирилл (предположительно) в 315 году в Иерусалиме или его окрестностях. Приняв христианство, решил проповедовать учение Христа людям. В 335 архиепископом Иерусалимским Макарием был посвящен в дьяконы. В этом чине служил десять лет. В 345 другим архиепископом, Максимом, был удостоен пресвитерской степени. В качестве пресвитера Кирилл читал проповеди в иерусалимском храме. В его обязанности входила подготовка язычников к принятию крещения.

В 351 Кирилла избрали архиепископом Иерусалимским. Прежнего главу церкви Иерусалима, Максима, возможно, сняли с должности. Хотя есть версия, что он умер. В тот момент, когда Кирилл стал архиепископом Иерусалимским, на небе над городом появился огромный светящийся крест. Подобное знамение было послано Богом и означало, что во главе церкви Иерусалима стал по-настоящему благочестивый христианин. Жители города собрались в храме, чтобы послушать проповедь своего духовного отца. Многие язычники, поверив в силу Господа, в те дни обратились в христианство.

Жители Иерусалима любили и уважали своего нового пастыря. Однако у Кирилла были враги среди духовенства. Долгие годы он конфликтовал с Акакием, митрополитом Палестинским. Конфликт был вызван разногласиями в толковании слова Божьего. Митрополит Палестинский был арианином, догматические воззрения Кирилла ему не нравились. Акакий искал повод, чтобы снять уважаемого народом пастыря Иерусалима с должности. Вскоре митрополиту Палестинскому представился удобный случай поквитаться с врагом.

В Иерусалиме случилось страшное бедствие — ужасный голод. Люди голодали и приходили в храм, моля Бога о спасении. Архиепископ раздал голодающим все церковные деньги. Правда, этого оказалось недостаточно. Огромное количество людей не могло купить себе хлеба и гибло от голода. Тогда архиепископ распорядился продать церковное имущество (дорогие сосуды, занавесы), а вырученные деньги раздать бедным.

Акакий узнал о делах в Иерусалимской епархии. Однако, вместо того, чтобы похвалить Кирилла, митрополит Палестинский обвинил его в растрате церковных денег и распродаже принадлежащего церкви имущества. Акакий собрал Собор, на котором епископы решили снять Кирилла с должности архиепископа Иерусалимского.

кирилл иерусалимский

В 357 бывший глава церкви Иерусалима покинул родной город и преданных ему жителей. В Тарсе его приютил епископ Силуан. Акакий, узнав, где остановился его давний враг, отправил местному священнослужителю послание с просьбой не принимать у себя снятого с должности архиепископа Иерусалимского. Однако Силуан его не послушался.

В 359 на Соборе Селевкийском бывшего архиепископа Иерусалимского восстановили в должности. Однако Акакий в 360-ом собрал новое собрание духовенства в Константинополе и опять отстранил своего врага от управления паствой.

В Иерусалим Кирилл вернулся только во времена правления Юлиана. Правда, новый правитель был язычником, поэтому христиан он особо не жаловал. Юлиан даже распорядился построить в Иерусалиме иудейский храм. Все иудеи города с радостью восприняли такое известие. Не радовался указу только архиепископ. Он предсказал, что произойдет землетрясение, которое не оставит камня на камне в иудейском храме. Вскоре сбылось пророчество христианского пастыря.

После Юлиана на трон взошел арианин Валент. В 367 новый император изгнал старого архиепископа из Иерусалима. Прошло более десяти лет. Новым правителем земель стал Феодосий I. В 379 архиепископ Иерусалимский вернулся на свою кафедру. В 381 Кирилл присутствовал на Втором Вселенском Соборе в Константинополе, благодаря которому был принят Никео-Константинопольский Символ веры. В следующем году на собрании духовенства архиепископа Иерусалимского похвалили за заслуги перед церковью. В 386 (387) священнослужитель Кирилл скончался. Умер он 18 марта, поэтому в этот день установлен праздник в его честь.

Богословская позиция

Хотя его богословие был поначалу несколько неопределенным во фразеологии, он, несомненно, тщательно придерживался Никейское Православие. Даже если бы он сделал избежать дискуссионный срок homoousios

, он выразил свой смысл во многих отрывках, которые в равной степени исключают Патрипассианство, Сабеллианство, а формула «было время, когда Сына не было» приписывается Арию.[13] В других пунктах он придерживается обычных оснований отцов Востока, так как в акценте на свободе воли,
аутэксуссия
(αὐτεξούσιον) и в его взгляде на природу греха. Для него грех — это следствие свободы, а не естественное состояние. Тело — не причина, а инструмент греха. Лекарство от этого — раскаяние, на котором он настаивает. Как и многие отцы Востока, он делает акцент на высокоморальном образе жизни как на важном для истинного христианства. Его доктрина Воскрешение не совсем так реалистично, как у других отцов; но его концепция Церкви является явно эмпирической: существующая церковная форма является истинной, задуманной Христом, завершением Церкви Вселенной. Ветхий Завет. Его интерпретация Евхаристия оспаривается. Немного[
ВОЗ?
] утверждают, что иногда кажется, что он приближается к символической точке зрения, хотя он исповедует сильную реалистическую доктрину. Хлеб и вино — это не просто элементы, а тело и кровь Христа.[1]

Сочинения Кирилла наполнены любящей и прощающей природой Бога, что было несколько необычно в его период времени. Кирилл наполняет свои сочинения великими строками исцеляющей силы прощения и Святого Духа, например: «Дух сходит мягко и открывает себя своим ароматом. Его не считают бременем для Бога легким, очень легким. Лучи света и знания текут перед ним по мере приближения Духа. Дух приходит с нежностью настоящего друга, чтобы спасти, исцелить, научить, дать совет, укрепить и утешить ». Сам Кирилл следовал Божьему посланию о прощении много раз на протяжении своей жизни. Это наиболее отчетливо видно в его двух главных изгнаниях, где Кирилл был опозорен и вынужден оставить свое положение и свой народ. Он никогда не писал и не проявлял неприязни к тем, кто обидел его. Кирилл подчеркнул в своей катехизации темы исцеления и возрождения.[16]

Значение и почитание в православии

Кирилл Иерусалимский придерживался традиционного толкования слова Божьего. На протяжении всей жизни он старался донести Христову истину до людей, омраченных различными заблуждениями. Он написал несколько трудов, которые и сегодня используются в качестве церковного учения. В своих сочинениях архиепископ Иерусалимский ясно и точно изложил главные догматы христианской веры. Благодаря Кириллу верующие получили учение о Троице, таинствах крещения, миропомазания, евхаристии.

За свои заслуги перед церковью архиепископ Иерусалимский канонизирован в лике святителей. День памяти святого приходится на 18 (31) марта. Литургия в честь святейшего отца Кирилла проводится и православной, и католической церковью.

кирилл иерусалимский

Литература

  • Н. И. Барсов, «Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в.» (Харьков, 1886);
  • Touttée (при его издании сочинений Кирилла Иерусалимского), «De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli»;
  • Tillemont, «Mémoires…» (т. VIII);
  • Oudin, «De script. eccesiast.» (т. I);
  • Ceiller, «Histoire générale des auteurs» (т. VI, по изданию 1860 г.);
  • монографии:
  • Plitt, «De Суrilli orationibus, quae exstant» (Гейдельберг, 1855);
  • Marquardt, «S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres» (Лейпциг, 1882);
  • архимандрит Порфирий, «Кирилл Иерусалимский», в «Прибавлениях к творениям св. отцов» (в русском переводе, 1855).

Иконография

Дошедшие до наших дней древние изображения святителя датируются 14 веком. На иконах святого рисовали в полный рост или по пояс, но обязательно одетого в длинную ризу с крестами. Кирилла изображали как мужчину средних лет с темными (седыми) волосами, с небольшой бородой и непокрытой головой. На некоторых иконах он нарисован в островерхой шапочке. В левой руке святитель держит Евангелие или свиток, а правой — благословляет верующих. Иконы с изображением святого есть во многих храмах. При желании святейший образ можно купить в церковной лавке.

Рекомендации

  1. Уолш, Майкл, изд. Батлер житий святых.
    (Издательство HarperCollins: Нью-Йорк, 1991), стр 83.
  2. Джексон, Сэмюэл Маколей, изд., «Кирилл Иерусалимский», Новая энциклопедия религиозных знаний Шафф-Херцога
    , (3-е изд.) Стр. 334, Лондон и Нью-Йорк, Funk & Wagnalls, 1914
  3. Батлер, Олбан. Жития или отцы, мученики и другие главные святые
    Vol. III, D. & J. Sadlier, & Company, 1864 г.
  4. ^ аб
    * «Жития святых на каждый день года» под редакцией преподобного Хьюго Хувера, систерского отделения, доктора философии, Нью-Йорк: католическая книжная издательская компания, 1955, стр. 112
  5. а.
  6. Джером дает мрачный отчет об этом назначении, утверждая, что Кирилл был Ариан, и «был предложен престол после смерти Максимуса при условии, что он откажется от своего рукоположения от рук этого епископа». (Ярнольд (2000), стр. 4) У Джерома были личные причины для злонамеренного поведения, и история может быть просто случай, когда Кирилл подчиняется надлежащему церковному порядку. Янг (2004), стр.186
  7. Созомен, ОН
    , 4.25
  8. Фрэнсис Янг с Эндрю Тилом, От Никеи до Халкидона: Путеводитель по литературе и ее предыстории », (2-е изд., 2004 г.), стр. 187
  9. Драйверы 2004, п. 65.
  10. Ди Берардино, Анджело. 1992. Энциклопедия ранней церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. , п. 312
  11. Причины такого поворота не совсем ясны. По словам Теодорет, (ОН
    2.23), Акакий сообщил императору, что одна из вещей, проданных Кириллом, была «священным одеянием», освященным самим Константином, что впоследствии настроило Констанция против Кирилла. Однако правда об этом не ясна.
  12. Норрис 2007, п. 77.
  13. ^ аб
    Чепмен, Джон. «Святой Кирилл Иерусалимский». Католическая энциклопедия. Vol. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 16 марта 2015 г.
  14. ^ аб
    Фоли, Леонард О.Ф.М., «Святой Кирилл Иерусалимский»,
    Святой дня
    , (редакция Пэт Макклоски О.Ф.М.), Franciscan Media
  15. ^ абc
    Эндрю Лаут, «Палестина», в книге Фрэнсис Янг и др.,
    Кембриджская история раннехристианской литературы
    , (2010), стр.284
  16. Hellemo, Гейр. Adventus Domini: эсхатологическая мысль в апсидах и катехезах 4-го века
    , БРИЛЛ, 1989 ISBN 9789004088368
  17. * «Словарь святых пингвинов, 3-е издание», Дональд Аттуотер и Кэтрин Рэйчел Джон, Нью-Йорк: Peguin Putnam Inc., 1995, стр. 101
  18. Катехетические лекции св. Кирилла
  19. Себастьян С. Брок, Рецензия на A. Desreumaux, Codex sinaiticus Zosimi rescriptus
    (Лозанна, 1997), в
    Журнал теологических исследований NS
    50, 1999, стр. 765.
  20. Название пятой катехезы на Синае, Грузинский NF 71; https://sinai.library.ucla.edu
  21. Основное свидетельство этой датировки состоит в том, что в какой-то момент Кирилл небрежно упоминает ересь Мани о семидесятилетнем возрасте (Кот
    6.20). Эндрю Лаут, «Палестина», в книге Фрэнсис Янг и др.,
    Кембриджская история раннехристианской литературы
    , (2010), стр.284
  22. Кирилл, Катехизация V
  23. Драйверы 2004, п. 7.
  24. Драйверы 2004, п. 13-14.
  25. Бергин, Лиам. О Propheticum Lavacrum
    , Магазин григорианской библейской книги, 1999 г. ISBN 9788876528279
  26. ^ абc
    Каллерес, Дайна С.,
    Город демонов: насилие, ритуалы и христианская власть в поздней античности
    , Калифорнийский пресс, 2015 г. ISBN 9780520956841
  27. Английский перевод — в Telfer (1955).
  28. Фрэнсис Янг с Эндрю Тилом, От Никеи до Халкидона: Путеводитель по литературе и ее предыстории », (2-е изд., 2004 г.), стр. 192
  29. Каин, Эндрю и Ленски, Ноэль Эммануэль. Сила религии в поздней античности
    , Ashgate Publishing, Ltd., 2009 г. ISBN 9780754667254
  30. Фэрроу, Дуглас. «Открывая заново эсхатологическую перспективу», Оксфордский справочник по эсхатологии
    (Изд. Джерри Л. Уоллс), Oxford University Press, США, 2007 г. ISBN 9780199727636
  31. Сирил и Гиффорд 1894.
  32. Froom 1950С. 412–415.
  33. Swaans (1942) приводит главный аргумент в пользу авторства Джона; Довал (2001) подробно возражает против дела Суонса. Аргументы суммированы в книге Фрэнсис Янг с Эндрю Тилом, От Никеи до Халкидона: Путеводитель по литературе и ее предыстории », (2-е изд., 2004 г.), стр. 189
  34. См., Например, Ярнольд (1978). Фрэнсис Янг с Эндрю Тилом, От Никеи до Халкидона: Путеводитель по литературе и ее предыстории », (2-е изд., 2004 г.), стр. 190

Православные тексты

Святого Кирилла считают человеком, открывшим глаза миллионам верующих на основные догматы христианства. Святителя прославляют за его учение, содержащее слова истинной веры.

Кондак

Святого Кирилла верующие прославляют за то, что он научил почитать и объяснил смысл Троицы. Слова премудрого учителя церкви просветили умы огромного количества людей.

Кондак святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому, глас 4

Язы́ком твои́м, му́дре,/ Боже́ственными вдохнове́ньми просвети́л еси́ твоя́ лю́ди/ еди́ну чести́ Тро́ицу,/ Естество́м неразде́льну, разделя́ему же Ли́цы./ Те́мже, ра́дующеся, всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем,// и́же к Бо́гу моли́твенника тя предлага́ющии.

Перевод: Слово твое, премудрый, Божественным вдохновением просветило людей, научив почитать единую Троицу, Природой нераздельную и разделяемую Лицами. Потому, радуясь, мы празднуем всесвятую твою память, представляя тебя молитвенником к Богу.

кирилл иерусалимский

Канон

Состоящий из 9 песен канон произносится во славу Богородицы и в честь великого просветителя Кирилла. Пренепорочную Деву верующие молят спасти души от погибели и ниспослать благодать.

Канон святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому

Пе́снь 1

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Украси́в ду́шу доброде́телей ви́ды, благода́тей прия́тельну Ду́ха сию́ Свята́го соверши́л еси́, отню́дуже бе́здну прему́дрости отры́гнул еси́, ересе́й пучи́ны изсуша́ющу, Кири́лле.

Превы́шший у́м ве́щных соде́лал еси́, невеще́ственных служи́телей соо́бщник показа́вся, огне́м же слове́с твои́х всю́ попали́л еси́ ве́щь ересе́й, Кири́лле, церко́вное свети́ло неусыпа́ющее.

Глаго́л твои́х воня́ми сладкодыха́тельными неи́стовства тезоимени́тнаго, прему́дре, ересе́й все́х нестерпи́мый ка́л отгна́в, дале́че сотвори́л еси́, я́ко па́стырь и́стиннейший, я́ко Христо́во благово́ние бы́в.

Богоро́дичен: От тиме́ния страсте́й, помышле́ний треволне́ния, от стре́л лука́ваго, от вся́каго прило́га сопроти́внаго спаси́, Чи́стая Богороди́тельнице, ду́ши воспева́ющих Твое́ несказа́нное рождество́, Всенепоро́чная.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Я́ко непло́ды роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Сия́я светлостьми́ духо́вныя прему́дрости, трисия́нное Божество́ Тро́ицы, о́тче, све́тло су́щим на земли́ уясни́л еси́, и́мже тмы́ пре́лести изба́вихомся.

Цевни́ца яви́лся еси́ Всесвята́го Ду́ха, богому́дре, возглаша́ющи пе́снь явле́ния Христо́ва, Его́же во дву́ естества́х пропове́дал еси́, услажда́я ду́ши на́ша.

До́м святы́ни твоя́ душа́ показа́ся, в него́же Оте́ц, и Сы́н, и Ду́х Живонача́льный преесте́ственно всели́ся, Ему́же пое́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Богоро́дичен: Ниже́ у́м небе́сный па́че ума́ рождества́ Твоего́ мо́жет сказа́ти, Отрокови́це, Ума́ бо Пе́рваго во утро́бе Сло́во, Чи́стая, зачала́ еси́, вся́ческая сло́вом соста́вльшаго.

Седа́лен, гла́с 8

Прему́дростию Сло́ва обогате́в, отры́гнул еси́ уче́ний ре́ки живо́тныя, и вся́ку напои́л еси́ благочести́вых мы́сль, и па́лицею боже́ственною упа́сл еси́ ста́до на зла́це, боже́ственнаго напита́л еси́ ра́зума. Те́мже я́ко па́стыря и учи́теля вели́ка и ве́рных засту́пника восхваля́ем тя́, Кири́лле святи́телю, зову́ще: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти честву́ющим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии: о́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и я́ко Младе́нца дои́ши Зижди́теля и Го́спода. Те́м, а́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е Рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щым Боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Небеса́ доброде́тель Твоя́ покры́ла е́сть, и земля́ испо́лнися сла́вы Твоея́, Христе́. Те́мже ве́рно вопие́м: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Преми́рныя му́дрости струю́, преподо́бне, твое́ се́рдце прие́мше, отры́гну уче́ния бе́здну, умы́ нече́ствующих погружа́ющую.

Еди́ну кре́пость, еди́но существо́, еди́ну во́лю Триипоста́снаго Божества́ пропове́дал еси́ и многобо́жия, Кири́лле, пре́лести пото́к изсуши́л еси́.

У́м ка́льный и пребезу́мный Ма́нентов, я́ко у́м имы́й и богонауче́н, блаже́нне, блиста́нии слове́с твои́х попали́в, я́ве обличи́л еси́.

Богоро́дичен: Я́ко вы́шши все́х тва́рей, Чи́стая, Творца́ тва́ри зачала́ еси́ и па́че естества́ ро́ждши, естество́ на́ше обно́вльшаго.

кирилл иерусалимский

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Жезло́м честны́я, святи́телю, прему́дрости твоея́ упа́сл еси́ на воде́ правосла́внаго служе́ния па́ству твою́, блаже́нне.

Сло́во твое́ све́том Боже́ственным облиста́емо, о Кири́лле! просвеще́нных во Иерусали́ме мглу́ неразу́мия разруши́л еси́.

Богоро́дичен: Но́щь, Пречи́стая, страсте́й и злы́х очерне́ния покрыва́ет ду́шу мою́, Светода́вца ро́ждшая, озари́ мя, молю́ся.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Река́ ты́ я́ко, из ино́го Еде́ма изше́л еси́, жизното́чных испо́лнена во́д Ду́ха, и церко́вныя, святи́телю, напоя́еши бразды́.

Глаго́л твои́х луче́м, я́ко от бу́ри морски́я нече́стия спаса́еши лю́ди, освяще́ннейше, к ти́хому приста́нищу правосла́вия те́х призыва́я.

Богоро́дичен: Онебеси́ла еси́ озе́мльствованное естество́, Всенепоро́чная, челове́ческое и истле́вшее сие́ новосоде́лала еси́, сего́ ра́ди, Отрокови́це, вси́ немо́лчными гла́сы Тя́ сла́вим.

Конда́к, гла́с 4

Язы́ком твои́м, му́дре, Боже́ственными вдохнове́ньми просвети́л еси́ твоя́ лю́ди еди́ну чести́ Тро́ицу, Естество́м неразде́льну, разделя́ему же Ли́цы. Те́мже, ра́дующеся, всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем, и́же к Бо́гу моли́твенника тя́ предлага́ющии.

кирилл иерусалимский

Пе́снь 7

Ирмо́с: Ю́ноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Име́я о́гнь во уме́, о́тче, стра́ха Бо́жия, ве́щь испепели́л еси́ сласте́й, воспева́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Слеза́ми страсте́й пла́мень погаси́в, блаже́нне, све́тлость сохрани́л еси́ неугаси́му твоея́ души́, взыва́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Струю́ живу́ю име́я лия́нием Ду́ха, в души́, богому́дре, источи́л еси́, о́тче, ре́ки уче́ний, Це́рковь напоя́ющия, благоче́стно тя́ честву́ющую.

Богоро́дичен: Всю́ Тя́ освяща́ет Святы́й, от Твоея́ пло́ти заи́мствовавый пло́ть Себе́, Богоро́дице, во святы́х Госпо́дь живы́й, Бо́г на́ш.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Дрема́ние небреже́ния, блаже́нне, от ве́ждей душе́вных отри́нув, пра́ведным прили́чным ны́не усну́л еси́ сно́м, и ко дню́ невече́рняго Све́та преше́л еси́.

Мо́лниями слове́с твои́х попали́л еси́ хвра́стную е́ресь, приснопа́мятне, и ве́рныя просвети́л еси́ еди́ну чести́ Тро́ицу начерта́ньми, во Еди́нице су́щую Естества́.

Освяти́в себе́ поще́ньми, ме́ртву тебе́ ра́ди Бы́вшу, ты́ безкро́вно же́ртвовал еси́, я́ко святи́тель Боже́ственный, я́ко та́ин неизрече́нных служи́тель, Кири́лле.

Богоро́дичен: Изба́вльшеся кля́твы прама́терния Тобо́ю, Чи́стая Богома́ти, Благослове́нная Влады́чице, благослови́м, Деви́це препросла́вленная, пресвято́е Рождество́ Твое́, Всечи́стая.

кирилл иерусалимский

Пе́снь 9

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Ви́дети жела́я Христо́ву неизрече́нную, святи́телю, сла́ву, потща́лся еси́ стра́сти умертви́ти душетле́нныя, прия́телище се́рдце сотвори́ти прему́дрости бо́льшия и лу́чшия. Те́мже тя́ ве́рою ублажа́ем.

Звезду́ многосве́тлую, Христо́с Со́лнце, на церко́вней высоте́ положи́ тя, Кири́лле, луча́ми уче́ний свяще́нных озаря́юща сердца́ ве́рно соверша́ющих твою́ светоно́сную па́мять, преподо́бне.

Собесе́дник и сослужи́тель бы́л еси́ а́нгелом, я́ко бо безпло́тен, о́тче, на земли́ пожи́в, преподо́бным яви́лся еси́ соприча́стник и святи́телем равностоя́тель; с ни́миже лику́я, на́с помина́й.

Богоро́дичен: Непло́дствующее Боже́ственных доброде́телей, Пречи́стая Богоро́дице, се́рдце мое́ покажи́, Де́во, плодоно́сно, я́же от непло́дове ро́ждшаяся во́лею вся́ Претворя́ющаго манове́нием, да Тя́ пою́, Всепе́тую.

Мистагогические катехезы

Существуют серьезные разногласия по поводу даты и авторства Мистагогические катехезы

, адресованные новокрещеным, при подготовке к приему святое Причастие, причем некоторые ученые приписывают их преемнику Кирилла на посту епископа Иерусалимского, Джон.[33] Многие ученые в настоящее время рассматривают
Мистагогические катехезы
как написано Кириллом, но в 370-х или 380-х годах, а не в то же время, что и
Катехетические лекции
.[34]

По словам испанского паломника Эгерия, эти мистагогические катехезы

были подарены новокрещеным в церкви
Анастасис
в ходе пасхальной недели.[15]

Творческое наследие

Главным сочинением святителя считается труд «Огласительные поучения». Это произведение представляет собой не богословский трактат, а цикл поучительных бесед авторства Кирилла. Проповеди были произнесены в храме самим священнослужителем в начале его епископства. В этом сочинении есть 1 предварительное и 18 огласительных поучений. Труд был написан предположительно в 350-351. В произведении автор беседует на тему крещения, важности раскаяния и исповедания грехов, истинного почитания Бога.

Продолжением «Огласительных поучений» является труд «Тайноводственные поучения». До наших дней дошло еще несколько текстов, авторство которых приписывают святителю. Например, «Послание к императору Констанцию», «Проповедь на евангельское чтение о расслабленном». Эти труды являются богатейшим источником исторических знаний для христиан.

«Послание к императору Констанцию» датируется 351 годом, когда в небе над Иерусалимом появился огромный светящийся крест.

дальнейшее чтение

  • Пингвинский словарь святых, 3-е издание
    , Дональд Аттуотер и Кэтрин Рэйчел Джон, Нью-Йорк: Peguin Putnam Inc., 1995, ISBN 0-14-051312-4
  • Жития святых на каждый день года
    отредактированный преподобным Хьюго Ховером, старшим консультантом, доктором философии, Нью-Йорк: Catholic Book Publishing Co., 1955
  • Омер Энглеберт, Жития святых
    Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1994, ISBN 1-56619-516-0
  • Лейн, А. Н. С., & Лейн, А. Н. С. (2006). Краткая история христианской мысли
    . Гранд-Рапидс, штат Мичиган: Baker Academic.
  • Ван Н. П. (1 января 2007 г.). «Карьера Кирилла Иерусалимского (ок. 348–87): переоценка». Журнал богословских исследований
    , 58, 1, 134–146.
  • Ди Берардино, Анджело. 1992 г. Энциклопедия ранней церкви
    . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • In Cross, F. L., & In Livingstone, E. A. (1974). Оксфордский словарь христианской церкви
    . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: