28 июля день памяти Святого равноапостольного князя Владимира

Каждый царь, император или король за время своего правления пытается совершить для своего народа что-то, о чём будут говорить его потомки, что оставит след в истории. Князь Владимир – не исключение. Историческое значение этой личности в развитии России, её становлении и реформации, велико. Мало того, оно определяющее.

Во времена владимирского княжения происходит крещение Руси, появляется грамота, начинают чеканить монеты, славянские земли объединяются под одним флагом. Кроме того, Киевская Русь расширяет свои границы многочисленными набегами и войнами, чем заслужила признание других государств. Все эти события определили судьбу России на многие века вперёд.

Родители и происхождение

Мать Владимира Малуша, памятник

Сведения о рождении Владимира и первых годах его жизни содержатся в Повести временных лет и более поздних Никоновской и Устюжской летописях. Известно, что он был третьим, младшим сыном князя Святослава и некой Малуши, ключницы (или милостницы) княгини Ольги.

Само слово «милостница» трактуется историками по-разному. Возможно, Малуша занималась раздачей милостыни от имени княгини Ольги, а возможно, термин «милостница» указывает на ее особое положение фаворитки и любимицы княгини, живущей «из милости».

О происхождении матери Владимира практически ничего не известно. Историки А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков, Д. И. Прозоровский, Н. И. Новиков выдвигают следующие версии:

  • она была дочерью новгородского гражданина Калуфча и вместе со своими сестрой и братом отправлена в Киев в услужение княгини Ольги (при этом ее статус не определяется как рабский);
  • отцом Малуши был некий Малк Любчанин, который сопровождал посланника германского императора Оттона I епископа Адальберга в Киев (после провала миссии епископа, дети Малка остались при княгине Ольге в Киеве в качестве воспитанников);
  • она родилась в балтийском городе Любиче, а ее отцом был древлянский князь Мал, убитый Ольгой (по данной версии она – княжна и состояла в законном браке со Святославом; на возможную достоверность этой версии указывает и высокое положение ее брата Добрыни в Киеве).

Интересно. О рабском статусе Малуши говорит лишь Нестор в рассказе о сватовстве Владимира к полоцкой княжне Рогнеде. Княжна отказала княжичу, сославшись на то, что он «рабичич», то есть сын рабыни.

Предположительно где-то между 942-960 годом Малуша беременеет, и ее отправляют рожать в село Будятин. Нестор, описывая эти события, говорит, что Ольга была очень разгневана и отправила Малушу в ссылку, считая, что та совершила грех прелюбодеяния.

Малуша мать и Владимир

О месте рождения Владимира, селе Будятин, также есть несколько версий:

  • Будятин, или Будник, – село под Псковом, которое принадлежало либо самой княгине Ольге, либо было подарено Малуше;
  • Будятичи – село под Владимиром-Волынским (территория современной Украины).

Вскоре после рождения Владимира забирают у матери и отправляют в Киев. В первые несколько лет его воспитанием занималась сама княгиня Ольга. Этот факт также указывает на то, что мать мальчика никак не могла быть рабыней, иначе бы христианка Ольга не признала бастарда и не стала воспитывать его вместе с законными наследниками.

После смерти бабки воспитанием Владимира занимался его дядя по матери Добрыня (по скандинавской традиции, принятой и у варягов, ближайшим родственником мальчика считается не его отец, а дядя по материнской линии, в семье которого он воспитывается до совершеннолетия). Позднее, по приказу отца Святослава, Владимир вместе с дядей отправляется на княжение в Новгород. Там он постигает азы управления страной, обучается воинскому искусству, укрепляет связи с родственниками-норманнами и борется с сепаратизмом местного угро-финского населения.

Интересно. О дальнейшей судьбе матери Владимира почти ничего не известно. В скандинавской «Саге о йомсвикингах» есть упоминаний о матери князя Гардарики Владимира, прозорливой старушке, которая предсказала правление в Норвегии Олафа I Святого (Олафа спас из эстонского плена его дядя, находящийся на службе у Владимира; мальчик вырос в Новгороде и воспитывался вместе с Владимиром). Также есть упоминания о некой Мальфред (возможно, скандинавский вариант имени Малуша) в списках членов княжеского рода, умерших между 990-1000 годом. Ее имя стоит после имени Рогнеды, правда, родственная связь этих двух женщин не указана.

Борьба за власть между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром

В 972 году на Дунае от рук печенегов погибает Святослав. Киевским князем становится его старший сын и любимец Ольги Ярополк (по некоторым данным он был христианином так же, как и его бабка). Следующий по старшинству брат, Олег, остается править в Искоростени, а Владимир – в Новгороде.

В 975 году Олег убивает сына киевского воеводы Свенельда (соратника Святослава) Люта, устроившего незаконную охоту в древлянских землях. Свенельд просит Ярополка наказать брата. В результате воинского столкновения у стен Искоростеня Олег погибает. Получивший известие о смерти брата Владимир, опасаясь за свою жизнь, решает бежать «за море», к варягам. После его бегства Ярополк назначает в Новгород посадника.

Три князя Ярополк Олег и Владимир

Заручившись поддержкой варягов и норманнов, Владимир через три года возвращается на Русь, захватывает Новгород и решает идти в поход на Киев, дабы отомстить за гибель брата Олега, взяв справедливую виру. В 977 году на Руси начинается первая княжеская междоусобица.

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

Путь к Киеву закрывали Полоцк и земли Полоцкого княжества, независимого от власти Рюриковичей. Правил в Полоцке князь Рогволд, о котором известно только то, что он «пришел из-за моря». Возможно, он был варягом, или норвежцем, или шведом, точных данных летописи не сохранили.

Владимир попробовал договориться с полоцким князем и даже посватался к его дочери Рогнеде, которая ему отказала, сославшись на его якобы рабское происхождение («не хочу за робичича»). Зато предложение от Ярополка она приняла, чем очень оскорбила и разозлила Добрыню, который потребовал от Владимира захватить Полоцк.

В. Н. Татищев прямо пишет о том, что Рогволд был союзником Ярополка в междоусобной войне 977-978 годов, вел активные боевые действия против Владимира и даже захватывал новгородские волости. Таким образом, отказ Рогнеды стал лишь поводом для вторжения Владимира в полоцкие земли.

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

В ПВЛ, Ипатьевском и Лаврентьевском сводах упоминается о том, что Владимир собрал большое войско из варягов, словен, чуди, кривичей и захватил Полоцк. Князь Рогволд и его сыновья были убиты, Рогнеда же (после публичного насилия) стала женой Владимира.

Интересно. Дети Владимира от Рогнеды, в частности Изяслав, правили в Полоцке, считая его своей родовой вотчиной, а не пожалованной киевским князем. Они не признавали Рюриковичей и себя к ним не относили, называясь «Рогволдовыми внуками». Ярославичи и Рогволдичи в дальнейшем часто будут воевать между собой, а Полоцк будет проводить независимую от Киева политику.

Поход на Киев и предательство Блуда

После взятия Полоцка Владимир с варягами и новгородской дружиной пошел на Киев. Здесь уже готовился переворот в его пользу. Подкупленный им воевода Блуд убедил Ярополка бежать из Киева в город Ровень, ссылаясь на готовящийся против него боярский заговор. Ярополк покинул столицу и ее свободно занял Владимир.

Уже в Ровене Блуд склонил Ярополка к переговорам с братом, обещая, что они будут одни и без оружия. Близкий друг Ярополка Варяжко отговаривал князя, предлагая ему бежать к печенегам и уже вместе с ними вести войну против Владимира.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Ярополк принял решение ехать на переговоры. Он свободно вошел в комнату, где его якобы дождался Владимир. Блуд запер за ним двери. В комнате князя «приняли на мечи» варяги-наемники. Ярополк погиб на глазах у Варяжко, которому чудом удалось бежать.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Летописцы по-разному описывают данное событие, но почти никто из них не осуждает Владимира, ссылаясь на то, что убийство Ярополка – инициатива варягов и норманнов, которым было выгодно вокняжение Владимира. Известно только, что после убийства брата Владимир «забыл» расплатиться с наемниками, отправив их в Византию, предварительно написав императору в Константинополь, чтобы тот отправил их служить в разные места.

Интересно. О дальнейшей судьбе Блуда известно мало. По одним источникам, он был «пестуном», то есть воспитателем Ярослава и продолжал жить в Киеве, по другим – его убили по приказу Владимира на третий день после смерти Ярополка. Варяжко же после трехлетней борьбы с Владимиром перешел к нему на службу. Князь умел ценить преданность в любом ее проявлении.

Краткая биография

В 988 году взял византийский город Херсонес и поребовал у византийского императора его сестру себе в жёны. В качестве условия женитьбы принял христианство по греческому обряду, после чего сделал его государственной религией Киевской Руси.

За время правления имел большое количество детей от разных жен, что предопределило вторую междоусобицу на Руси после его смерти в 1015 году.

Начало правления Владимира I Святославича в Киеве

Летописцы указывают следующую дату начала правления Владимира в Киеве – 980 год. Современные ученые, опираясь на «Память и похвалу князю Владимиру» XI века, выводят более точную с хронологической точки зрения периодизацию – 978 год.

Владимир начинает свою деятельность с урегулирования конфликта с киевским боярством, а также с назначения в русские города своих наместников.

Князь Владимир со своей дружиной

Тест по теме: «Правление князя Владимира»

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено
Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Правление князя Владимира»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4
Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Рубрики

  1. Нет рубрики 0%
  • Если у вас: 4 балла — отличное знание темы Если у вас: 3 балла — хорошие знание темы Если у вас: 2 балла — удовлетворительное знание темы Если у вас: менее 2 баллов — плохое знание темы
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 4
    1.

    Укажите год рождения князя Владимира:

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4
    2.

    Укажите год восшествия князя Владимира на Киевский престол:

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4
    3.

    Назовите год крещения Руси:

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

Внешняя и внутренняя политика

Владимиру досталось в наследство большое государство, окруженное со всех сторон сильными соседями. Его основными задачами в начале правления были:

  • решение вопросов управления отдельными территориями государства;
  • подавление сепаратизма и оппозиции в отдельных, уже присоединенных к Киеву славянских племенах;
  • расширение территорий государства путем присоединения независимых славянских племен;
  • защита границ;
  • налаживание отношений и урегулирование спорных вопросов с Византийской империей, Хазарским каганатом, Волжской Булгарией, Польшей.

Объединение восточнославянских богов в пантеон

Для решения этих и других задач новому киевскому князю было необходимо сильное и преданное ему войско. Для привлечения на свою сторону военных-профессионалов, варягов и норманнов, Владимир проводит реформу языческого культа. Главным богом славянского пантеона он делает Перуна – бога войны, отождествляемого со скандинавским Одином. Кроме него, князь выделяет Даждьбога, Стрибога, Макошь и Семаргла, игнорируя при этом Велеса – бога смердов, покровителя земледелия и скотоводства. Более подробно о языческих богах вы можете почитать в статье(…)

Объединение восточнославянских богов в пантеон

Интересно. Ученые считают, что этот период княжения Владимира характеризуется языческой реакцией и гонениями на христиан, которые свободно чувствовали себя в Киеве со времен правления княгини Ольги. Так, на месте возведенного Владимиром языческого капища, археологи нашли останки слаженной христианской церкви.

Первое столкновение с Польшей и завоевание Червенских городов

Историю военных походов и завоеваний князя Владимира лучше всего отображать в таблице.

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
981 годПольский король Мешко I (935-992 год) и чешский князь Болеслав II Благочестивый (932-999).Спор за приграничные территории, города Перемышль и Червня (Червенская Русь – современная Галичина, западный регион Украины).Включение земель в состав Киевской Руси.

Интересно. Земли Червенской Руси населяло племя белых хорватов. Поэтому историки называют поход 981 года «хорватский войной». Некоторые относят ее к 992 году.

Подавление восстаний вятичей и радимичей

В следующие три года Владимир занимался покорением независимых (или проявляющих неподчинение Киеву) славянских, угро-финских и балто-литовских племен, по сути продолжая дело Олега, Ольги и Святослава.

Князь Владимир

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
981,982 (два похода)Вятичи.Неподчинение Киеву, контроль за торговыми путями в Хазарию и Волжскою Булгарию (в хазарских и скандинавских хрониках территория вятичей – страна Вантит, через которую проходят важные торговые пути на Восток).Включение земель вятичей (бассейн рек Оки и Десны) в состав Киевской Руси, обязательства выплаты дани Киеву.
983Ятвиги (балтские прессы).Неподчинение Киеву, установление контроля за западными границами по рекам Неман и Бебжа (Судавия).Установление контроля над Судавией.
984 (воевода Владимира – Волчий Хвост)Радимичи.Неподчинение Киеву, отказ от уплаты дани.Восстановление контроля над племенем.

Интересно. После удачного похода в земли ятвигов варяги и норманны решили принести Перуну человеческую жертву в благодарность за помощь. Жребий пал на Иоанна, христианина по вере. Он и его отец Федор, заступившийся за сына, – первые киевские христиане-мученики.

Поход на Волжскую Болгарию

Походы князя Владимира красное солнышко

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
985 ( в союзе с племенем торков)Волжская Булгария (волжские булгары еще назывались «серебряными», в противовес дунайским)Контроль за торговыми путями, заключение нового договора.Заключение нового, выгодного Киеву, мирного договора.

Хазарский поход

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
985ХазарияЖелание князя Владимира получить дань с ослабевшего (после воин с русами и арабами) Хазарского каганатаПолучение дани с каганата, но закрепиться на нижней Волге Владимиру не удалось.

Интересно. После успешного похода на Хазарию Владимира, по сведениям митрополита Иллариона, именовали каганом (титул правителей Хазарии).

«Выбор веры»

Киевский князь примерно к 986 году принимает решение сменить классическое язычество на монотеистическую религию. Этого требовала геополитическая обстановка: все соседи Руси уже отказались от язычества. В ПВЛ достаточно красочно описывается «испытание вер» Владимиром.

Религия христианство

Исходя из летописного текста, в Киев были приглашены представители разных конфессий из разных стран (то есть Владимир выбирал не только веру, но и внешнеполитических союзников):

  • ислама (из Арабского халифата);
  • иудаизма (из Хазарского каганата);
  • католицизма (из Германской империи и Рима);
  • православия (из Византийской империи).

После длительных переговоров и совещаний в 987 году Владимир Святославович принимает решение креститься «по закону греческому».

Покушение Рогнеды на Владимира

Согласно данным, Рогнеда Рогволдовна, уставшая от измен мужа и желавшая мести за смерть отца и братьев, попыталась убить Владимира, когда тот посетил ее в очередной раз. Покушение не удалось, и разгневанный князь решил убить жену согласно языческой традиции. Но старший сын Рогнеды, Изяслав, заступился за мать. Тогда Владимир решает отправить княгиню с сыном в полоцкие земли. Ей он дает в отчину Изяславль, а сына делает князем Полоцким.

Покушение Рогнеды на Владимира

Интересно. О дальнейшей судьбе Рогнеды известно мало. После крещения Владимира она, скорее всего, приняла постриг с именем Анастасия и ушла в монастырь, где и умерла приблизительно в 1000 году.

Осада и взятие Корсуни

Согласно ПВЛ, Владимир Святославович принимает на себя обязательство помочь византийским императорам Василию II и Константину VIII подавить восстание мятежного военачальника Варда Фоки. За оказанную помощь у императоров была потребована их сестра Анна в качестве невесты князя. В Византии не спешили «рассчитаться» с Владимиром, и именно поэтому он решает осадить Корсунь (Херсонес Таврический).

Осада крепости продолжалась около 9 месяцев, и только благодаря предательству некого Анастаса (он указал откуда в город поступает вода) князю удалось ее взять.

Осада Херсонеса князем Владимиром

Владимир потребовал к себе свою невесту и обещал принять православное крещение. В 988 году Анна прибывает в Корсунь и начинается подготовка к таинству.

Интересно. Вопрос о дате крещения Владимира и дате крещения Руси до сих пор остается открытым. Летописная хронология, считающаяся официальной, крайне спорна. Некоторые историки считают, что Корсунь была взята Владимиром уже после крещения, в 989-990 году, и Русь он крестил только после этого.

Крещение Владимира в Корсуни

Крещение Владимира в Корсуне также подробно описано в ПВЛ. Принцесса Анна потребовала совершить обряд до свадьбы, так как не хотела становиться женой язычника. Нестор пишет о том, что князь ненадолго и по неизвестным причинам ослеп, но после таинства зрение вернулось. Считается, что Владимир крестился в праздник Богоявления, 7 января, то есть в день крещения Иисуса Христа. Вслед за князем крест приняли и его дружинники.

Князь Владимир Креститель Руси

После этого состоялся обряд венчания, и князь с молодой женой, свитой церковных иерархов, а также многочисленными военными трофеями, взятыми в Корсуне, отбыл на Русь. С Византийской империей был заключен мир.

Крещение Руси

Крещение киевлян и ближних к Киеву земель прошло достаточно мирно и быстро. Скорее всего, это было связано с тем, что многие местные жители уже были христианами (еще со времен княгини Ольги). Горожан Киева массово крестили в Днепре, а в других городах подобным же образом действовали священники, присланные из Константинополя. Языческие капища были разрушены, а несогласные просто уходили на север, где позиции язычества оставались крепкими. Более подробно о крещении Руси вы можете почитать в статье(…)

Князь Владимир Креститель

Крещение Новгорода

Новгородцы, в отличие от киевлян, не желали принимать новую веру. Владимир Святославович послал на север воевод Путяту и Добрыню, которым только «мечом и огнем» удалось покорить взбунтовавшийся город.

В 990-991 году новгородцев крестили насильно в Волхве, не желающих «принимать крест» наказывали или убивали. Языческие капища, как и в Киеве, были разрушены, кумиры (статуи языческих богов) сожжены или утоплены.

После массовых крещений, на Руси, по приказу константинопольского патриарха, учреждалась митрополия с делением на епархии в Новгороде, Чернигове и Переяславле. Митрополиты и епископы назначались в Константинополе.

Владимир Святославович взял на себя обязательство строительства церквей и монастырей, а также ввел новый налог – церковную десятину. Часть денег шло в Царьград, часть оставалась в Киеве и тратилась на нужды молодой русской христианской церкви.

Интересно. Язычество вплоть до XII века соседствовало на Руси с христианством. Долгое время крещению сопротивлялись кривичи и вятичи.

Поход против польского князя Мешко I и белых хорватов

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
990Мешко I (935-992 год)Конфликт из-за спорных, приграничных территорий.Победа, бегство Мешко в Краков, заключение мира.
992Белые хорваты,Спор за приграничные территории.Окончательное включение земель белых хорватов в состав Киевской Руси, основание Владимира-Волынского, нового города-форпоста на юго-западе.

Пиры Владимира и забота князя о дружине

Пиры Владимира и забота князя о дружине

Владимир еще со времен междоусобной войны особое внимание уделял своей дружине, считая, что верности можно добиться не золотом, а заботой. Дружинники князя удостаивались особых почестей:

  • имели резиденции в Киеве и за его пределами;
  • получали процент с военной добычи и регулярные денежные выплаты, и продовольственный паек;
  • старшие дружинники могли посещать князя без доклада и входить в княжеский совет.

О пирах князя киевского летописи упоминают отдельно, относят их не столько к праздничным актам, сколько к актам милосердия. Каждое воскресенье по приказу князя раздавалась милостыня в виде продуктов всем нуждающимся в Киеве и за его пределами.

Борьба с печенегами

Основной проблемой на юго-востоке Руси оставались печенеги, которые, по свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, кочевали всего на расстоянии одного дня пути от границы. Степняки с 988 года совершали регулярные набеги на приграничные территории, разоряя города, уводя людей в плен.

Битва на реке Трубеже

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
992ПеченегиОчередной набег печенегов на южные русские землиПобеда дружины киевского князя.

Интересно. Летописец достаточно подробно описывает битву на реке Трубеже. Главным событием стала победа некого Яна Усмаря, кожевника по профессии, над печенежским богатырем, после чего печенеги были деморализованы и легко разбиты Владимиром.

Битва с печенегами под Василевом

Битва с печенегами под Василевом

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
996ПеченегиОчередной набег печенегов, попытка прорваться к КиевуПоражение войска князя и его чудесное спасение, в честь которого была возведена церковь Преображения в Василеве.

Осада печенегами Белгорода

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
997ПеченегиОчередной набег печенегов, попытка воспользоваться отъездом князя Владимира в Новгород (князь хотел нанять варягов для борьбы с печенегами)Длительная осада Белгорода.

Дальнейшие столкновения с кочевниками

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
1000 годПеченегиПопытка захвата Киева в отсутствии князя Владимира.Печенеги были разбиты киевским воеводой Александром Поповичем.
1013 годПеченеги, полякиПосле поражения Болеслава I печенеги уходят с территории Руси.
1015 (не подтвержденные данные)ПеченегиСмерть Бориса Владимировича на реке Альте (возможно, что весть о вторжении – провокация со стороны Святополка, попытка удалить княжескую дружину из Киева).

Интересно. Владимир не только воевал с печенегами. Он занимался укреплением южных и юго-восточных рубежей Руси: ставил заставы, засеки, возводил земляные окопы («змиевые валы», длина которых достигала 800 метров). Им были построены оборонительные линии по рекам Рост и Сула.

Торговый договор с Волжской Булгарией

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
1000 год (совместно с Византией)АрменияВыполнение союзнических обязательств (киевский князь предоставил шеститысячное войско)Военная добыча.
1000 годДунайская БолгарияРазведка, попытка возвращения территорий, завоеванных Святославом.Захват Переяславца, военная добыча и заключение мирного договора.

В 1006 году Владимир перезаключил договор с Волжской Булгарией. По этому договору:

  • обеими странами гарантировалась безопасность волжского торгового пути;
  • русские купцы могли беспрепятственно торговать на территории Волжской Булгарии;
  • купцы из Булгары могли посещать любые русские города, но торговать – только с купцами, а не напрямую с местным населением.

Конфликт с Болеславом I Храбрым и заключение мира

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
1013 годСын Мешко I Болеслав I Храбрый в союзе с печенегамиПопытка поляков вывести города Червенской Руси из-под контроля Киева.Поражение поляков и печенегов. Заключение мирного договора и династического брака: сын Владимира, Святополк, женился на дочери Болеслава.

Интересно. В 1014 году Святополк и его молодая жена были обвинены в заговоре против Владимира и брошены в темницу. Таким образом, мирный договор и брак был нужен Болеславу для того, чтобы попытаться свергнуть стареющего Владимира с престола, совершив государственный переворот в пользу его пасынка.

Назначение сыновей на княжения

Еще при жизни князь Владимир назначил своих многочисленных сыновей на княжения в различные города Руси. Эту традицию он перенял от отца Святослава. Его дети занимали престолы следующих городов:

  • Вышеслав – Новгород (до 1010 года);
  • Святослав – Туров;
  • Изяслав – Полоцк (до 1001 года, потом Полоцком самостоятельно от Киева правили его наследники);
  • Ярослав – Ростов (до 1010 года), Новгород;
  • Всеволод – Владимир-Волынский;
  • Мстислав – Тмутаракань, Чернигов;
  • Станислав – Смоленск;
  • Судислав – Псков;
  • Святослав – Искоростень;
  • Борис – Ростов;
  • Глеб – Муром.

Поступая таким образом (отправляя на княжение сыновей, а не ставя наместников), Владимир хотел обеспечить себе полный контроль над территорией государства.

Сыновья Владимира Великого

Накануне своей смерти, в 1015 г., Владимир столкнулся с острой проблемой управления завоеванными землями. Его собственных военных сил было достаточно для того, чтобы одерживать отдельные победы, но их явно не хватало для того, чтобы держать в покорности все земли Киевской державы. Новгород, Полоцк, Червленая Русь и даже Северо Восточная Русь все время пытались отложиться от Киева. Посылать всякий раз на их усмирение воевод было способом рискованным и ненадежным. Воевода мог оказаться претендентом на местный княжеский стол и отколоться вместе с теми подданными, которые ему сочувствовали. Поэтому при Владимире создалась, а позже, при Ярославе, окрепла система раздачи уделов ближайшим родственникам, как правило, сыновьям.

У великого киевского князя Владимира было двенадцать сыновей. Мы отметим лишь тех, которые приняли участие в последующих событиях. Сын Владимира и Рогнеды Ярослав княжил в Новгороде, его брат Мстислав — в Тьмутаракани. Естественно, что первый зависел от новгородцев, а второй — от тьмутараканцев. Любимыми детьми Владимира были его сыновья от болгарки: Борис и маленький Глеб. Своего старшего сына и законного наследника Святополка Владимир ненавидел. Святополка звали «сыном двух отцов», ибо Владимир захватил в плен и взял в жены его мать гречанку, бывшую беременной от им же убитого князя Ярополка. Святополк активно налаживал контакты и с печенегами, и с поляками. Пожалуй, это был первый русский «западник». В качестве духовного отца Святополк избрал епископа Колобережского — немца Рейнберна, что очень скверно кончилось для обоих. Владимир посадил и немца, и княжича в темницу, из которой епископ уже не вышел. В настроениях киевлян не было единства. Среди жителей города были сторонники и Святополка, и Ярослава, и Мстислава, причем горячие сторонники одного княжича были злейшими врагами остальных.

Когда Владимир умер, его любимый сын Борис, отправленный отцом против печенегов, был брошен своими соратниками. Дружина оставила его и ушла в Киев. Борис с немногими друзьями оказался беспомощен и беззащитен. В это же время, по смерти князя, толпа освободила из заточения Святополка и провозгласила его великим князем. Что касается Новгорода, то незадолго до смерти Владимир собирал войска для усмирения новгородцев и своего сына Ярослава.

Итак, мы видим полный развал державы, который мог кончиться только войной. И война началась. Надо сказать, что Новгород был городом богатым, а новгородцы — людьми достаточно воинственными. Однако Ярослав, не доверяя им, пригласил наемников — варяжскую дружину. Варяги задирали новгородцев и приставали к женщинам. В завязавшейся однажды драке новгородцы убили нескольких скандинавов. Боясь княжеского гнева, горожане послали к Ярославу в детинец парламентеров и предложили виру (выкуп) за убитых, но князь приказал варягам убить послов. В ответ город восстал. И в этот момент по Волхову со стороны озера Ильмень прибыл гонец из Киева с вестью о том, что Владимир умер и власть захватил Святополк. Новый князь убил беззащитного Бориса, умертвил мальчика Глеба. Посланные Святополком люди настигли и убили Святослава Древлянского — сына Владимира от «чехини», который пытался бежать на родину матери.

Ярослав понял, что и его судьба предрешена. Потеряв отца и братьев, князь оказался под угрозой смерти от рук святополчьих убийц. К тому же он находился в острейшей ситуации, поссорившись с новгородцами. Ярослав решил бежать в Швецию. И тут обнаружилось, что новгородцы не только воинственны, но практичны и решительны. Они вновь отправили к князю послов, и те сказали: «Князь! Мертвых нам не кресити (не воскресить). Пойдем добывать стола киевского!» Новгородцы в данном случае проявили не столько благородство, сколько расчетливость. Ведь Новгороду приходилось ежегодно отправлять в Киев большую подать. Поэтому естественным было стремление новгородцев хотя бы сократить этот обременительный налог. Новгородское войско во главе с Ярославом стало спускаться по Днепру к Киеву. Святополк выступил навстречу с дружиной киевлян и вспомогательными отрядами печенегов. Когда противники встретились у городка Любеч (1016), была поздняя осень. Полное отсутствие военных способностей у Святополка выразилось в том, что он поставил отряды киевлян и печенегов по разные стороны от уже замерзавшего озера. Ярослав атаковал именно киевскую дружину и опрокинул ее. Печенеги, отделенные от киевлян ледяной водой, попросту не смогли вступить в бой. Победа досталась Ярославу, а Святополк бежал в Польшу.

Победители новгородцы вошли в Киев, «и погоре церкви», — пишет летописец. Мы заключаем из этого, что идейная основа действий Ярослава, его программа сводилась к восстановлению язычества. Но христианизация Киева была уже слишком сильной. Никто не хотел возвращения культа Перуна. От этого Ярослав чувствовал себя в столице крайне неуверенно.

В 1018 г. разногласия между партиями язычников и христиан обострились. Этим воспользовались польский король Болеслав Храбрый и беглец Святополк. Польское войско двинулось на Киев, чтобы, по утверждению поляков, освободить христиан от власти злых язычников. Болеслав и Ярослав встретились на Буге. Войска врагов разделяла река. По обычаю тех времен поляки и русские кричали друг другу через реку оскорбления. И когда остряк новгородец прокричал, что проткнет «колом брюхо толстое» Болеславу, польский король, действительно мужчина упитанный, оскорбился несказанно. Самолюбивый поляк бросился на коне в воду. Вслед за своим королем польские рыцари форсировали реку и… полностью разгромили новгородцев. Рать Ярослава бежала, разгоряченные польские всадники рубили спасавшихся бегством. Сам Ярослав с четырьмя спутниками ускакал в Киев. Но надежды на киевлян не было, а поляки и сторонники Святополка подступали все ближе. Ярослав перебрался в Новгород и снова принялся строить ладьи для бегства в Швецию. И опять князя остановили новгородцы. Они «порубили» ладьи, пообещав собрать деньги и войско для нового похода. Тем временем поляки заняли Киев: на «золотой стол киевский» воссел Святополк. Воины иноземцы были размещены по домам киевлян и окрестным деревням. И немедленно начались конфликты с местным населением. Буквально за несколько ночей было вырезано множество поляков. Оказалось, что народ может сделать гораздо больше, чем князь и дружина. Сила народная была велика. Это прекрасно понял Болеслав и увел своих воинов в Польшу, оставив в Киеве Святополка.

Ярослав с новгородцами, а точнее, новгородцы с Ярославом вновь двинулись на Киев. Они столкнулись со Святополком, который, мало рассчитывая на киевлян после истории с поляками, вновь призвал на помощь печенегов. Печенеги не помогли, и Святополк, прозванный Окаянным, бежал на запад и вскоре умер, якобы от угрызений совести за невинно убитых братьев Бориса и Глеба. Ярослав стал главой почти всей Руси, за исключением левобережья Днепра и далекой юго восточной окраины — Тьмутаракани. В этих событиях наше внимание привлекают два обстоятельства. Во первых, в настоящее время славяне — поляки и русские — практически не понимают друг друга, особенно если говорят быстро. А тогда языки были настолько близки, что брань, перелетавшая через реку, была понятна обеим сторонам. Идея славянского единства уже была утрачена, но, как след былой славянской общности VI VIII вв., еще сохранялась языковая близость.

Второе важное обстоятельство мы видим в том, что Киев решительно высказал свое негативное отношение к западничеству и тесным контактам с Западной Европой. Дело в том, что хотя и существовали этнические различия населения Новгорода и Полоцка, Ростова и Смоленска, Галича и Чернигова, но в целом Древняя Русь по отношению к другим таким же большим группам этносов (суперэтносам) была единой общностью. Такими группами были, к примеру, жители католической Западной Европы или население мусульманских стран.

В XI в. Польша сблизилась с католическим Западом. Граница двух различных культур пролегла по славянским народам. Сей факт важен для нас потому, что на протяжении всей дальнейшей истории в Древней Руси, а впоследствии и в России постоянно шла борьба двух политических течений: «западнического» (проевропейского) и «почвеннического», выражавшегося в стремлении держаться своих традиций. Проявлениями такого стремления были и сопротивление киевлян оккупационным войскам Болеслава, и отрицательная реакция Киева на западничество Святополка.

А что происходило в Тьмутаракани, где мы оставили шестилетнего Мстислава Владимировича? Как и всякий ребенок, он играл на морском берегу цветными камешками, встретил ровесников и подружился с ними. Друзьями детства и юности Мстислава были евреи, осевшие в Тьмутаракани после гибели Хазарии и ставшие называться хазарами. Иудео хазары крепко держали в своих руках всю торговлю в северо восточном Причерноморье.

Главным противником иудео хазарской общины Тьмутаракани было черкесское племя касогов. В 1033 г. военные силы тмутараканского князя и вождя касогов Редеди встретились. Предводители дружин мудро решили избежать большого кровопролития и определить победителя в личном поединке. Мстислав, ставший к тому времени могучим воином, одолел Редедю и зарезал его на глазах касожской дружины. Он был милостив с побежденными: отпустил взятых в плен и выдал свою дочь за сына убитого им вождя касогов. Так у Мстислава установились хорошие контакты с черкесами. После совершенно мирным путем он поладил со степными осетинами — ясами. В результате дружина князя пополнилась касожскими и ясскими удальцами.

Будучи правителем далекого от Киева южного города, Мстислав никогда не забывал, что он сын великого русского князя Владимира. Мстислав собрал степняков, ясов и касогов, призвал к себе племя северян, живших в Северской земле к востоку от Чернигова, и в 1023 г., соединив эти силы с иудео хазарским войском Тьмутаракани, отправился искать «золотого стола киевского».

Момент был избран удобный. Ярослав находился на севере своей державы: сначала ему пришлось отбивать нападение полоцкого князя Брячислава на Новгород, а после усмирять движение волхвов, возобновивших языческие жертвоприношения людей.

Летопись утверждает, что Мстислав подошел к Киеву, но киевляне наотрез отказались впустить в город тьмутараканскую дружину: еще была жива память в «подвигах» полководца Песаха и о дани, собиравшейся с Руси иудео хазарами.

Войска Мстислава столкнулись с варягами вернувшегося с севера Ярослава в битве при Листвене (1024). Летописец рассказывает о грозе, бывшей в ночь битвы. Воины сражались при свете молний. Варягам противостояло ополчение северян — союзников Мстислава. В решающий момент, когда обе стороны уже были измучены боем, Мстислав бросил на варяжское войско свою конницу, состоявшую из ясов и касогов. Варяги смешались и бежали— победа осталась за тьмутараканским князем.

Обходя утром поле сражения, Мстислав предельно откровенно выразил свои чувства. Его фраза попала в летопись: «Кто тому не рад? (Как не радоваться?) Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина своя цела». Понятно, что союзные Мстиславу северяне, ясы и касоги были оскорблены. В результате князь победитель остался с малой дружиной иудео хазар и просил побежденного Ярослава о мире. Итак, в Киеве снова воссел Ярослав, а за Мстиславом остались далекие Тьмутаракань и Северская земля (Чернигов). Братья стали княжить на Руси в мире и согласии.

Возникает вопрос: почему евреям удалось подчинить себе Хазарию и ее тюркскую династию ханов Ашина и почему безуспешными оказались их попытки в отношении Руси и князей Рюриковичей? Нам известна набожность Мстислава: очевидно, князь не мог иметь некрещеную жену, и, таким образом, его потомство не могло перейти в иудаизм.

После заключения мира с братом Мстислав жил преимущественно в своих черниговских владениях. Скончался князь в 1036 г. Он не оставил наследника, и Ярослав принял власть над всей Русью. Единство державы было достигнуто на основе соглашения между Новгородом — самостоятельной славянской «республикой», Киевом, с его влиятельной христианской общиной, и Черниговом — богатым городом с воинственным населением. Кроме того, к Киевской Руси уже был присоединен мерянский город Ростов. Именно это соглашение — компромисс, основанный на признании отдельными областями Руси верховной власти великого киевского князя, — принесло стране долгожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного Мудрым.

К сожалению, всякий компромисс годен для определенного момента, и надежное будущее державы он обеспечить не может. Это будущее во многом зависит от верного выбора друзей. Ярослав поддерживал отношения с варягами и был готов к дружбе с Польшей, но, к сожалению, ни он, ни его окружение не испытывали симпатий к Византии. Ухудшение отношений между Киевом и Константинополем в 30 40 е годы XI в. происходило на фоне резкого обострения противоречий между православным Востоком и католическим Западом. Римский папа требовал признания себя главою христианской церкви, константинопольский же патриарх Михаил Кируларий стоял на том, что греческая церковь ничем не уступает римско католической. Папа опирался на поддержку Западной Европы: Германии, Франции, испанских королевств, города республики Генуи. А Царьград искал помощи у завоеванной им Болгарии и добровольно присоединившейся к Визаитии Сербии. Религиозное противостояние Рима и Константинополя завершилось окончательным расколом христианской церкви на западную (римско католическую) и восточную (греко православную) в 1054 г. Тем временем антигреческие настроения Ярослава и его окружения, во многом константинопольского патриарха, вылились в военный конфликт.

В 1043 г. русский флот во главе с сыном Ярослава — Владимиром и воеводой Вышатой двинулся на Константинополь. Летописец сообщает, что «буря велика» разбила корабли русских. Но, вероятно, причиной гибели русского флота вновь стал «греческий огонь». Во всяком случае, спасавшихся на берегу русских избивала и брала в плен латная конница византийцев. Владимиру с частью дружины удалось вернуться на Русь, а воевода Вышата был пленен и выпущен греками лишь спустя три года. Множество русских пленных византийцы ослепили. Эта неудача заставила Ярослава прекратить активную внешнюю политику, направленную против греков.

При дворе Ярослава по прежнему сохранялись три партии: одна — западническая, другая — исключительно национальной ориентации, считавшая, что Русь может соперничать с любыми коалициями западных держав, и третья, стремившаяся к миру и дружбе с Византией. Западников возглавлял Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий, старший сын великого князя), национальную партию — Святослав Ярославич (сидевший в Чернигове), провизантийскую партию — Всеволод (княживший в Переяславле, третий сын Ярослава). После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. в Киеве воцарился Изяслав.

В то время немалые перемены произошли не только в Западной Европе и Византии, но и в Великой степи. Проникавшая с IX в. в печенежские кочевья мусульманская пропаганда делала свое дело. Правда, ей противодействовала пропаганда христиан, но сторонники христианства потерпели поражение у печенегов, большинство которых высказалось за принятие ислама. В результате печенеги сделались злейшими врагами всех христианских стран. В 1036 г. в отсутствие Ярослава они совершили набег на Киев. Подоспевший с варягами и новгородцами Ярослав, пополнив войско киевлянами, дал бой печенегам на месте нынешней Святой Софии. Битва была жестокая и упорная. Ярослав «едва одоле к вечеру». Зато разгром печенегов был полный, и это племя больше не тревожило Русь. «Остаток их бегает где то и до сего дня», — сообщил летописец.

Византия в это время терпела тяжелые неудачи в борьбе с родственным печенегам народом — туркменами сельджуками. И печенеги, и сельджуки принадлежали к одной ветви тюркских народов — огузам. Сознание родства и единоверие двух племен (сельджуки также исповедовали ислам) сделало их грозными противниками греков. Малоазийские области империи захватывали сельджуки, доходя порой до города Никеи и пролива Босфор, а на Балканском полуострове греков теснили печенеги. Со второй половины XI в. полное завоевание туркменами сельджуками всей Малой Азии стало реальной угрозой для Византийской империи.

В тот же период на историческую сцену Восточной Европы вышли куманы. К середине XI в. они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересекли нижнее течение Волги и появились в южнорусских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами (от слова «полова», которое означает рубленую солому, имеющую матово желтый цвет). У половцев был давний заклятый враг — печенеги. «Степная вендетта», длившаяся века, в XI в. особенно ожесточилась из за вероисповеданий. Как мы знаем, печенеги приняли ислам, половцы же сохраняли языческие верования своих предков.

После смерти Ярослава Мудрого князь Всеволод пытался установить контакты с половцами, но безуспешно. Постоянные стычки русских и половцев завершились тем, что а сентябре 1068 г. половцы двинулись в большой поход на Русскую землю. Трое Ярославичей: Изяслав, Святослав и Всеволод — встретили кочевников на реке Альте. Кавалерийский бой оказался для русских неудачным. Как сказал поэт:

С рассветом на половцев князь Там выехал, грозен и злобен. Свой меч двоеручный высоко подъяв, Святому Георгью подобен; Но к ночи, руками за гриву держась, Конем увлекаемый с бою, Уж по полю мчался израненный князь, С закинутой навзничь главою.

Ярославичи потерпели поражение. Изяслав бежал в Киев, где киевляне потребовали у него оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Но князь не решился дать народу оружие: западник Изяслав хорошо знал свою непопулярность. Киев возмутился, и великий князь, забрав сына Мстислава, бежал в Польшу. Его дальнейшие странствия сами по себе очень интересны, но сейчас для нас важны исход половецкого нашествия и события в Киеве.

1 ноября того же 1068 г. черниговский князь Святослав Ярославич, имея всего 3 тысячи русских ратников, наголову разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снови. Оказалось, что половцы удачливы в коротких набегах и стычках конных отрядов, но борьба с русскими городами и русской пехотой им была не под силу. Поэтому опасности для существования Руси половцы не представляли.

По странной иронии судьбы, половцы оказались спасителями Византии, так как она, теснимая печенегами и в Европе, и в Азии, призвала куманов половцев на помощь. Ханы Боняк и Шарукан привели на Балканский полуостров конные рати куманов. К 1091 г. с печенегами на Балканах было покончено. Прижатые половцами и византийцами к морю у мыса Лебурн, печенеги были частью уничтожены, частью захвачены в плен. Союзники по разному распорядились судьбой пленников. Греки своих перебили, а половцы присоединили к собственному войску. Из остатков печенегов сложился доныне существующий народ — гагаузы.

В годы, полные войн с половцами и княжеских усобиц, проявил себя Всеслав, князь Полоцкий, внук Изяслава Владимировича, сына Владимира Крестителя. Судьба и деятельность Всеслава Полоцкого необычайно интересны.

Полоцк сохранил память о разгроме города Владимиром в 980 г., когда будущий великий князь убил князя Рогволода и его сыновей и надругался над дочерью Рогволода Рогнедой. По расправе с княжеской семьей можно представить, как вели себя новгородцы и наемные варяги в захваченном городе. Когда же на княжеском столе Полоцка оказался по омок Рогнеды Всеслав, полочане активно поддержали своего князя в войне с Псковом, а затем и с Новгородом.

Всеслав захватил и ограбил в 1067 г. Новгород, но вскоре был разбит Ярославичами в бою на реке Немиге. Полагаясь на «крестное целование», князь встретился с победителями и… был схвачен и посажен в Киеве в поруб — уходящий в землю сруб без окон и дверей, куда узника опускали сверху на веревках и таким же образом подавали ему пищу; заключение в порубе считалось очень суровым. Но просидел Всеслав в порубе недолго. Как только выяснилось, что Изяслав, проиграв битву с половцами на Альте, отказывает киевлянам в оружии и конях, город, как мы уже знаем, восстал. Горожане разнесли поруб и провозгласили освобожденного Всеслава князем Киева, на что правнук Владимира имел, по их мнению, все права.

Тем временем Изяслав с сыном Мстиславом получили поддержку польского короля. В 1069 г. польское войско с Мстиславом Изяславичем во главе двинулось к Киеву. Всеслав, не имевший большой дружины, даже не пытался бороться с регулярными войсками поляков. Он бросил Киев и бежал в родной Полоцк. В Киев вошел Мстислав и учинил жестокую расправу с населением города. Казни и пытки вынудили киевлян обратиться к двум другим Ярославичам с просьбой о защите.

Святослав и Всеволод потребовали от Мстислава прекратить кровопролитие в Киеве. Казни прекратились, а от польского войска киявляне избавились средством, испытанным еще при Святополке Окаянном: массовыми убийствами размещенных на постой польских ратников. Поляки вернулись на родину, а в Киеве вокняжился Изяслав. Но в 1083 г. непопулярный князь был вновь изгнан киевлянами, выступившими на сей раз в союзе с братьями Изяслава Святославом и Всеволодом. Изяслав опять бежал на Запад. В Польше князя беглеца ограбили, и только заступничество папы вернуло ему княжеские драгоценности.

Между тем в Киеве воссел на престол второй сын Ярослава Мудрого — князь черниговский Святослав, которого полностью поддерживал третий Ярославич — Всеволод. Святослав, человек умный и волевой, был прекрасным полководцем. При этом он стремился к контактам с обосновавшимися в южнорусских степях половцами и совсем не тяготел к Западу. Его позицию можно назвать «националистической». К сожалению, узкие националисты всегда рискуют остаться без поддержки со стороны. Так и Святославу не удалось ни установить настоящего мира с половцами, ни восстановить отношения с Византией.

Тем временем внутри страны часть населения вернулась к язычеству. Славяне, как и их соседи тюрки и угро финны, верили в существование упырей, то есть духов покойников, и духов природы: лесных, водяных, а также домовых. Такие взгляды религией называть неправильно. Это, скорее, «природоведение», соответствовавшее уровню знаний того времени.

Вместе взятые, суеверия представляли собой какое то подобие мировоззрения, но считать их настоящим религиозным культом нельзя, как нельзя отождествлять домового с Богом Создателем. Интересно, что эти языческие верования прекрасно уживались и продолжают уживаться и с христианством, и с исламом, а в наше время — и с «научным» атеизмом. Сначала это явление называли двоеверием, затем стали говорить о суеверии, но название не меняет сути.

Вспышка языческого фанатизма отмечена летописью в 1071 г. В Ростовской земле объявились волхвы, которые в пору неурожая успешно находили «виновных» в голоде. Жертвами волхвов обычно становились женщины, очевидно, зажиточные крестьянки. Доставая у несчастных из за спины зерно, волхвы убеждали волнующийся народ, что «бабы прячут жито». Женщины погибали, а движение волхвов, фанатиков изуверов, захватывало все новые области.

На Белоозере воинствующие язычники столкнулись с Яном, воеводой Святослава. Ян, сын воеводы Вышаты, так неудачно ходившего на Царьград в 1043 г., был человек бесстрашный и, на беду волхвов, беспощадный. Разогнав с немногими воинами мятежную толпу, он заставил белоозерцев выдать ему волхвов зачинщиков. Летопись передает разговор Яна и волхвов. Те упорствовали в своих верованиях и лишь после «внушения» горестно признались Яну: «Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя». Ян, немедленно согласившись с ними, отдал волхвов убийц родным погибших. Повешенных на дереве волхвов ночью изгрыз медведь, зверь для язычников очень почтенный.

Некий волхв появился и в Новгородской земле. Он объявил себя прорицателем, подбил людей на мятеж против церкви и обещал невиданное чудо. Белоозерских язычников обуздал сын Святослава князь Глеб. Укрыв под плащом топор, он обратился к кудеснику с вопросом, знает ли тот будущее. «Знаю все», — был ответ. Князь спросил: «Знаешь ли, что будет с тобою сегодня?» «Чудеса великие сотворю», — пророчествовал волхв. Глеб вынул топор и зарубил волхва, доказав тем самым, что пророком тот был никудышным. «Люди разошлись», — сообщает летописец. Так энергичными действиями власти было подавлено возрождение язычества на севере Руси.

В декабре 1076 г. князь Святослав умер. Эта внезапная, «от желвака» смерть князя, которому еще не было пятидесяти лет, нарушила сложившееся на Руси равновесие.

По ряду (закону) Ярослава Мудрого после смерти великого князя наследником становился не сын его, а следующий по старшинству рождения брат. Если прекращалось поколение братьев, престол наследовал сын старшего брата, после его смерти — сын следующего брата, и так далее. Когда умер Святослав Ярославич, оставивший пятерых сыновей, возник вопрос: считать его законным великим князем киевским или узурпатором, захватившим киевский стол при жизни старшего брата Изяслава?

От решения этого вопроса зависели и судьбы сыновей Святослава, потому что в Древней Руси существовал очень жестокий обычай. Людей, в чем либо провинившихся, «изгоняли из жизни», то есть лишали их права заниматься кормившим их семью делом. Существовало три категории таких людей: попов сын, что грамоте не выучился, купец задолжавший и смерд (крестьянин), от верви (общины) отклонившийся. В какой то степени это было справедливо. Попов сын мог наследовать приход отца, но для посвящения в сан нужно было знать грамоте и уметь служить литургию. Если из за лени попович грамоту не разумел, его из прихода изгоняли. Сам виноват, скажем мы, надо было учиться. Виновным считался и не отдавший долг купец: «взял в долг — верни». Был ли ограблен караван, потопила ли буря ладьи с товаром или купец попросту промотал чужие деньги — все это считалось вопросом праздным. Точно так же смерда, отколовшегося от своей верви, где его знали родственники и соседи, не принимали жить в работать другие общины, не интересуясь причинами изгнания.

Но была на Руси и четвертая категория изгоев, никак в своей беде не повинных. «А четвертый изгой: аще (если) князь осиротеет». В соответствии с этим принципом князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять великий стол, навечно лишался всех прав владения наследством предков. Следовательно, для сыновей Святослава в сложившейся ситуации выбор был очень жесток: они либо получали право занять в свою очередь великое киевское княжение, либо превращались в князей изгоев. Таким изгоем после смерти своего отца Вячеслава стал внук Ярослава Мудрого Борис, сидевший при жизни отца в Смоленске. То же случилось с Давыдом Игоревичем, сыном самого младшего сына Ярослава Мудрого — Игоря, также не дожившего до своей очереди занять киевский стол.

Естественно, что князья изгои стремились закрепиться на каком то из русских столов. Единственно возможным местом была далекая Тьмутаракань. Там и началась непрерывная борьба между изгоями, которых приглашали тьмутараканские иудео хазары, и Святославичами, потерявшими отцовский Чернигов и использовавшими контакты с ясами, касогами и половцами. Святославичи стремились вернуть черниговский стол отца, на котором закрепились сначала Всеволод, а затем его сын Владимир Мономах.

И вот в 1078 г. Олег и Роман Святославичи вместе с Борисом Вячеславичем двинулись на Русь из Тьмутаракани, чтобы мечом добыть свои удельные города. Против них выступили старшие князья — Изяслав и Всеволод. В страшной битве на Нежатиной Ниве около Чернигова погиб князь Изяслав — старик, проживший жизнь, полную взлетов и падений. Погиб и бросившийся в сечу за удел отца юноша Борис Вячеславич. Победу одержали старшие князья. Великим князем стал Всеволод, торжественно отпевший брата Изяслава. Таким образом, Святослава на великом столе сменил Всеволод.

Судьба уцелевших Святославичей была печальной: Роман Святославич в 1079 г. был убит в половецких кочевьях, а Олег, добравшийся до Тьмутаракани, был схвачен хазарами. Судьба Олега поражает нас своей исключительностью. Хазары передали Олега грекам. Князь жил в Константинополе, очевидно, как почетный пленник. Бездеятельная жизнь, к тому же лишенная какой либо перспективы, не могла не тяготить молодого, энергичного Олега. И тут ему повезло. Все изменило происшествие в императорском дворце, когда русские наемники, крепко напившись вина, решили произвести переворот и напали на императорскую спальню. Эта пьяная попытка успеха не имела. Греческие воины отбили нападение и загнали наемников в одно из дворцовых помещений. Проспавшись, буяны стали просить прощения и были прощены. Разумеется, их отправили из столицы в пограничные войска, где больше воевали с сельджуками, чем употребляли хмельные напитки. Русская гвардия при дворе базилевса была ликвидирована и заменена воинами из англосаксов.

После нелепого бунта пьяных варягов Олега Святославича, как русского, перевели на остров Родос. Там он женился на греческой патрицианке Феофании Музалон и через два года получил разрешение вернуться в Тьмутаракань, где укрепились поддержанные хазарами изгои Давыд Игоревич и Володарь.

В 1083 г. к причалу Тьмутаракани подошла византийская галера с «архонтом Русии» (греческий сан русского князя) Олегом и его молодой женой. Олег сошел на берег, и… в Тьмутаракани учинилась резня. Были истреблены иудео хазары, давние враги Олега, и изгнаны князья Давыд и Володарь. Ясно, что собственными силами Олег не смог бы расправиться с еврейской общиной Тьмутаракани. Кто мог поддержать нового князя и произвести эту жестокую экзекуцию? Очевидно, лишь коренные жители: ясы и касоги, и, возможно, половцы. Некоторые время Олег держался в Тьмутаракани, сохраняя отношения с Византией, а в 1094 г., отдав город василевсу Алексею Комнину, ушел с дружиной на Русь. Он взял в союзники половцев, выгнал из Чернигова своего двоюродного брата Владимира Всеволодича Мономаха и вокняжился в городе своего отца.

Автор: Л.Н.Гумилев

Смерть

В последние годы жизни у Владимира был конфликт с двумя старшими сыновьями:

  • Святополком (рожден от наложницы Ярополка, греческой монахини, но усыновлен Владимиром);
  • Ярославом (младший сын Рогнеды Полоцкой, княжил после смерти старшего брата Вышеслава в Новгороде).

Святополк, будучи соправителем отца в Киеве, хотел при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава, захватить великокняжеский престол. Заговор был раскрыт Владимиром, и Святополк отправился в темницу. Ярослав же прекратил отправлять в Киев собранные в Новгороде княжеские и церковные деньги. В начале 1015 года Владимир стал планировать поход в новгородские земли, но 15 июля 1015 года он внезапно умирает в своей резиденции, расположенной под Киевом – Берестове.

Интересно. Летописец указывает, что на момент смерти князю Владимиру было 73 года. Это говорит о том, что он был рожден в 942 году. Хронология и периодизация X века остается условной и в настоящее время.

Что сделал Владимир Красное солнышко – тезисно

Великий князь Владимир Святославович правил Киевом с 978 по 1015 год. За это время им было сделано очень многое. Благодаря этому князю, его грамотной внутренней политике и внешним политическим и военным акциям

  • расширились и укрепились границы государства;
  • были достигнуты договоренности с византийскими, польскими, чешскими, венгерскими правителями;
  • была проведена денежная реформа.

Но главное – после христианского крещения преодолена цивилизационная обособленность Руси, и начался новый виток ее истории.

Князь Владимир крещение Руси

Историография.

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991.
  • Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
  • Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв), 1998 год.
  • Пчелов Е. В. История династии Рюриковичей, 2002 год.
  • Семененко-Басин И. В. Владимир Киевский, 2002 год.
  • Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в, 2003 год.
  • Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014 год.

Итоги княжения Владимира

Владимир оставался на престоле почти 4 десятка лет. За время, пока он находился «у руля» государства, Киевская Русь заметно окрепла, вырос ее международный авторитет. Снова усилилась начавшая было ослабевать из-за княжеских междоусобиц центральная власть. Быстрыми темпами развивались торговля, искусство.

Но главное достижение Владимира – он сумел превратить варварскую языческую страну в христианское государство. Народ горько оплакивал князя и нарек его Красным Солнышком за заботу о княжестве и о простых людях.

Оцените статью!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: